Научная статья на тему 'Обновление основных образовательных программ высшего образования'

Обновление основных образовательных программ высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2122
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / UPDATING BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кроленко Ольга Николаевна

Обновление основных образовательных программ (ООП) высшего образования одно из направлений обеспечения гарантии качества высшего образования в России. Обновление ООП может осуществляться в двух направлениях: с использованием внутреннего потенциала высшего учебного заведения и с использованием внешнего участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кроленко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION

Updating the basic educational programs of higher education is one of the areas of quality assurance of higher education in Russia. Updating the basic educational programs can be performed in two directions: updating the basic educational programs with the use of the internal potential of the institution of higher education and updating the basic educational programs due to external activities of the institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Обновление основных образовательных программ высшего образования»

УДК 378.416

ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

UPDATING BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION

О. Н. Кроленко O. N. Krolenko

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский политехнический университет»,

г. Санкт-Петербург

Аннотация. Обновление основных образовательных программ (ООП) высшего образования - одно из направлений обеспечения гарантии качества высшего образования в России. Обновление ООП может осуществляться в двух направлениях: с использованием внутреннего потенциала высшего учебного заведения и с использованием внешнего участия.

Abstract. Updating the basic educational programs of higher education is one of the areas of quality assurance of higher education in Russia. Updating the basic educational programs can be performed in two directions: updating the basic educational programs with the use of the internal potential of the institution of higher education and updating the basic educational programs due to external activities of the institution of higher education.

Ключевые слова: федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования, основная образовательная программа, обновление основных образовательных программ.

Keywords: Federal State standards of higher professional education, basic educational program, updating basic educational programs.

Актуальность исследуемой проблемы. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет стратегическую «цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

Одним из важнейших требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является обязательное обеспечение высшим учебным заведением гарантии качества подготовки [ФГОС, п. 8.1]. Также в ФГОС содержится требование ежегодного обновления ООП [ФГОС, п. 7.1].

В этой связи исключительно важным элементом гарантии качества российского высшего профессионального образования становится обеспечение гарантии качества профессиональной подготовки через обновление ООП высшего образования.

В «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» (п. 39) указаны изменения, отражающие «развитие науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы» и обеспечивающие «реализацию соответствующей образовательной технологии», которые вузы должны вносить в ООП [5]:

- состав дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане;

- содержание рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практик;

- содержание методических материалов.

Основная цель обновления ООП - обеспечение гарантии качества подготовки выпускников российских вузов путем гибкого реагирования коллектива вузовских преподавателей, реализующих ООП, на новые достижения науки и техники, на развитие экономики и потребностей рынка труда. В качестве главных факторов обновления ООП выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития.

В результате всестороннего анализа теории и практики проектирования обновления ООП ВПО на базе ФГОС ВПО было выявлено следующее:

1) существует несоответствие между требованием ФГОС ежегодного обновления ООП ВПО и недостаточной теоретической разработанностью методики практической реализации данного процесса;

2) есть явное противоречие между формирующимися в современных условиях требованиями к содержанию профессионального образования со стороны граждан, работодателей, общества и государства и отсутствием механизма динамического обновления вузовских ООП, обеспечивающего чуткое реагирование на эти постоянно растущие и изменяющиеся требования;

3) также существует явное несоответствие между значительным количеством теоретических исследований компетентностного и системного подходов и недостаточной теоретической разработанностью методики проектирования содержания обновлений вузовских ООП, оперативно учитывающих новые требования науки, культуры, экономики, техники, технологий, социальной сферы, рынка труда к выпускникам высших учебных заведений;

4) существует противоречие между необходимостью оперативной адаптации ООП высшего образования к постоянно растущим и изменяющимся требованиям рынка труда и отсутствием единого метода их проекции в структуру и содержание ООП в виде результатов обучения, направленных на освоение новых выявленных компетенций или их дескрипторов.

В соответствии с вышеперечисленными противоречиями проблема исследования заключается в необходимости выявить, каким образом согласно требованиям директивных документов ВПО РФ осуществлять обновление ООП высшего образования и производить динамическое отражение (или трансформацию) в учебный процесс постоянно меняющихся требований всех заинтересованных сторон учебного процесса.

Материал и методика исследований. Данное исследование было выполнено в Департаменте менеджмента качества Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

В ходе исследования был использован комплекс теоретических методов: анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме проектирования ООП на базе ФГОС ВПО; анализ теоретико-методологических подходов к проектированию обновления ООП на базе ФГОС ВПО; анализ и сравнение европейского и российского опыта обеспечения гарантии качества высшего образования.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе всестороннего анализа и обобщения результатов исследования создана общая концепция обновления ООП (для всех уровней подготовки), включающая процедуру выявления новых результатов обучения, которых требует рынок труда, и их отражения в ООП путем внедрения обновлений в те или иные элементы образовательной программы, что было описано в статье [1]. Данная концепция предполагает обновление образовательных программ, спроектированных не только на основе ФГОС ВПО, но и на базе собственных образовательных стандартов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета [3], [4]. На основе данной концепции написаны методики обновления ООП для каждого из уровней подготовки. Необходимо особо подчеркнуть, что общая концепция обновления ООП ВПО разработана с учетом всех возможных направлений обновления ООП.

В результате исследования процесса обновления ООП и анализа опыта педагогических коллективов российских вузов по разработке вузовских систем обеспечения качества выявлено, что обновление ООП может осуществляться по двум основным направлениям: с использованием внутреннего потенциала высшего учебного заведения и с использованием внешнего участия. Необходимо более подробно проанализировать означенные направления обновления вузовских ООП.

К основным направлениям обновления ООП с использованием внутреннего потенциала высшего учебного заведения относятся:

1. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

В новом законе «Об образовании в РФ», в статье 76, говорится, что «дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» [6].

Традиционно целями повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов являются:

• обновление теоретических и практических знаний научно -педагогических работников в связи с изменяющимися требованиями к уровню квалификации;

• совершенствование методических умений и навыков;

• овладение новыми педагогическими технологиями;

• приобретение и совершенствование умений и навыков ведения воспитательной работы со студентами;

• повышение педагогического мастерства и профессионального уровня.

Но в современных условиях модернизации российской системы высшего образования, в связи с переходом на ФГОС ВПО и задачей вхождения России в единое европей-

ское образовательное пространство целями повышения квалификации профессорско-преподавательского состава становятся не только традиционные, означенные выше цели, но и новые - получение преподавателями вузов новых дополнительных компетенций, позволяющих им решать поставленные масштабные, инновационные задачи в системе высшего образования. К таким новым знаниям, умениям и навыкам относятся:

- знание компетентностного подхода как методологической основы проектирования вузовских ООП ВПО и их обновления;

- владение новым принципом проектирования и реализации вузовских ООП на базе ФГОС ВПО;

- умения и навыки модульного построения образовательных программ;

- навыки применения системы зачетных единиц при организации учебного процесса;

- практическое использование современных инновационных образовательных технологий;

- теоретические знания по реализации требования ФГОС ВПО обеспечения гарантий качества подготовки;

- деятельность по привлечению работодателей к проектированию и оценке качества образовательных программ;

- теоретические знания по проектированию и внедрению ежегодного обновления

ООП;

- знание требований по разработке инновационной учебной литературы;

- знание теории и практики создания контрольно-измерительных средств оценки обеспечения текущей, промежуточной, рубежной и итоговой аттестации студентов, обучающихся по ООП ВПО, и т. д.

И это далеко не весь перечень компетенций, которыми должны обладать современные педагоги высшей школы для реализации на практике кардинальных изменений, обусловленных происходящей модернизацией всей системы российского высшего образования.

В силу определенной сложности и трудоемкости всего комплекса работ по созданию и непрерывному совершенствованию (обновлению) нового поколения ООП представляется целесообразным и необходимым разработка таких программ дополнительного профессионального образования, которые позволяют осмыслить весь процесс модернизации российского образования в целом, его особенности и приобрести опыт решения всей совокупности проектных задач по созданию инновационных ООП на базе ФГОС.

2. Организация новой культурно-образовательной среды вуза.

Организация новой культурно-образовательной среды вуза предполагает включение таких инновационных элементов среды, которые позволяют разрабатывать новые вариативные дисциплины (модули) ООП на базе ФГОС и модернизировать (обновлять) существующие традиционные.

К мероприятиям, создающим новую культурно-образовательную среду вуза, относятся:

1) развитие и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений;

2) закупка учебно-методического и программного обеспечения, включая электронно-образовательные ресурсы модульной архитектуры, для реализации новых и модернизации существующих образовательных программ;

3) обновление, модернизация и расширение научно-учебной экспериментальной лабораторной базы вуза;

4) создание новых научно-образовательных структурных подразделений (например, учебно-производственных, информационно-коммуникационных центров, учебных экспериментальных и опытных производств, центров проверки лабораторного и промышленного оборудования, кабинетов курсового и дипломного проектирования, центра творческого развития и досуга студентов, профессиональных тренажеров и т. д.);

5) создание и функционирование в вузе учебных подразделений (лабораторий, кафедр, факультетов, учебно-научных центров), сотрудничающих с разными предприятиями; организация обучения на базе авторизованных учебных центров ведущих компаний и корпораций;

6) закупка технических средств:

- для модернизации системы управления вуза с использованием информационно-коммуникационных технологий, содержащей единую информационную базу, необходимую для анализа и прогноза развития вуза и позволяющую осуществлять мониторинг деятельности и инновационного развития вуза;

- внедрения системы управления образовательным процессом, системы реализации индивидуальных траекторий обучения, системы контроля успеваемости и движения обучающихся;

- усовершенствования системы управления целевой подготовкой высококвалифицированных специалистов, системы профессиональной ориентации, мониторинга трудоустройства и карьеры выпускников;

- формирования информационных ресурсов обеспечения образовательной, научно-исследовательской деятельности и межвузовского взаимодействия;

- усовершенствования информационной инфраструктуры вуза;

- организации автоматизированной библиотечной системы;

- создания многоточечной системы видеоконференцсвязи;

- организации системы тестирования;

- доступа к образовательным ресурсам дистанционного обучения региональной системы образования;

- разработки новых технологий организации учебного процесса (закупка, например, мультимедиа проекторов, интерактивных досок, программного обеспечения, электронных учебных пособий, сканеров, графопостроителей и т. д.);

7) организация встреч и лекций с представителями и ведущими специалистами российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

3. Привлечение обучающихся к реализации программ обучения на основе партнерских отношений.

Обновление ООП может производиться на основе результатов, полученных в ходе периодических опросов обучающихся о степени их удовлетворенности образовательным процессом в вузе. В случае выявления серьезных несоответствий осуществляемого образовательного процесса ожиданиям обучающихся и их родителей могут производиться корректировки образовательных программ.

Развитие демократических методов общения со студентами, утверждение социально ориентированной системы сотрудничества, развитие активности студентов в учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности способствуют активным партнерским отношениям с обучающимися, являются источником студенческих инициатив и предложений по совершенствованию образовательного процесса вуза, обновлению ООП.

Одним из источников достоверной информации и фактором динамического обновления ООП вуза может служить развитие в вузе студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление в университете ориентировано на дополнение действий администрации, педагогического коллектива в сфере работы со студентами, так как более эффективные результаты в области воспитания студентов могут быть получены при равноценном сочетании методов административной и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления.

Органами студенческого самоуправления в высшем учебном заведении являются студенческий совет вуза, студенческие советы на факультетах, студенческие советы в общежитиях, студенческие клубы по интересам, общественные организации, профсоюзная организация студентов.

Активное участие обучающихся в решении проблем образовательного процесса способствует формированию самостоятельности восприятия и осмысления реализации учебно-воспитательных задач, социальной активности, организаторских и коммуникативных способностей личности, что имеет существенное значение для становления профессиональной и общей культуры будущего специалиста, формирования общекультурных компетенций обучающихся.

Основными задачами деятельности студенческого самоуправления являются:

• повышение эффективности и качества обучения, активизация самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного многоуровневого образования;

• формирование потребности обучающихся в освоении актуальных научных проблем через систему научного творчества студенческой молодежи;

• создание условий для развития у студентов способности различать виды ответственности за результаты собственной учебной и общественной работы;

• развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;

• способствование созданию условий для благоприятного социально -психологического климата в вузовской среде;

• усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом воспитании студентов, в формировании мировоззрения, нормотворческой деятельности и социальной активности, в становлении нормосообразного поведения;

• развитие и углубление инициативы студенческой молодежи в изучении, разработке, строгом исполнении законов и основанных на них правовых актов для социально-правовой защиты студентов.

Следует отметить важную роль студенческих профсоюзов в общественной жизни и образовательной деятельности обучающихся вуза.

Основной целью профсоюзной организации студентов является реализация уставных целей и задач по представительству и защите индивидуальных и коллективных социально-экономических и иных (связанных с обучением) прав и интересов студентов - членов профсоюзной организации при взаимодействии с администрацией вуза, его представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями вуза.

Профсоюзная организация вуза через свои выборные органы принимает участие в разработке предложений по совершенствованию локальных нормативных актов вуза, регулирующих отношения в сфере учебы, быта, охраны здоровья, экологической безопасности и решающих вопросы, касающиеся социально-экономического положения студентов, формирования социальных программ вуза и пр., осуществляет общественный контроль за соблюдением в вузе законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права, льготы, условия учебы и быта, охраны труда, здоровья, окружающей среды, общественного питания и медицинского обслуживания.

Таким образом, студенческое самоуправление является элементом общей системы управления образовательным процессом в вузе, предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения и для разработчиков ООП, осуществляющих мониторинг образовательной деятельности по данной ООП, становится источником информации для совершенствования (обновления) образовательной программы.

Также одним из важных аспектов и факторов совершенствования ООП вуза является научно-исследовательская работа студентов. Так как основные научные направления вуза тесно связаны с соответствующими профилями подготовки обучающихся, высокий процент участия обучающихся в различных формах НИРС обеспечивает повышение качества подготовки и воспитания будущих специалистов, способствует саморазвитию и творческой самореализации обучающихся и является источником информации для непрерывного совершенствования образовательных программ вуза.

К основным направлениям обновления ООП вуза, связанным с внешним участием, относятся:

1. Осуществление взаимодействия с организованным профессиональным сообществом и потенциальными работодателями.

Данное направление является главным для непрерывного совершенствования и обновления вузовских образовательных программ. В настоящий момент наблюдается общемировая тенденция к существенному повышению роли работодателей в обеспечении качества подготовки студентов в высших учебных заведениях. В России в соответствии с «Правилами участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г., «участие в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования осуществляют общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые), межрегиональные (отраслевые, межотраслевые), региональные, региональные отраслевые, территориальные и территориальные отраслевые объединения работодателей» [2].

Означенный документ определяет возможные направления совместной деятельности российских вузов и работодателей:

- участие в формировании государственной образовательной политики;

- участие в разработке нормативной базы высшего профессионального образования, в том числе ФГОС;

- участие в государственной аккредитации вузов;

- участие в государственной итоговой аттестации выпускников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- участие в формировании и экспертизе ООП;

- участие в независимой экспертизе учебных пособий.

Кроме того, следует указать такие важные формы сотрудничества вузов и работодателей, как:

- анализ требований, предъявляемых работодателями к выпускникам высших учебных заведений (необходимый перечень компетенций выпускника конкретного направления и профиля подготовки);

- анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников;

- разработка профессиональных стандартов качества;

- сертификация квалификации выпускников.

Упрочнение сотрудничества вузов и предприятий стало одним из главных элементов российской государственной политики в области высшего образования.

Основным средством выявления требований работодателей к выпускникам вузов и способом оценки степени удовлетворенности их подготовкой в вузах являются статистические опросы работодателей, производящиеся на регулярной и постоянной основе.

Показатели, характеризующие степень удовлетворенности работодателей, подразделяются на две группы. К первой группе относятся качественные показатели, отражающие пожелания (или требования) работодателей; ко второй - количественные, оцениваемые самим вузом: процент трудоустройства выпускников, количество заявок на выпускников, количество научных и конструкторских работ, выполненных по заявкам работодателей, и т. д. Запросы (пожелания, требования) работодателей должны быть идентифицированы и трансформированы в профессиональные характеристики специалистов (компетентности).

В результате сбора и обработки информации, полученной в ходе статистических опросов (анкетирования) работодателей, в случае выявления несоответствия результатов образовательного процесса требованиям профессионального сообщества могут производиться корректировки ООП. К примеру, разработчики ООП могут произвести корректировку целеполагания образовательной программы (изменить компетентност-ную модель выпускника программы - добавить или удалить компетенции или их отдельные дескрипторы). И в результате этого происходит соответствующее изменениям целеполагания обновление ООП.

2. Осуществление взаимодействия с обществом.

Информирование общества о деятельности вузов и качестве подготовки выпускников является одной из основ концепции социальной ответственности вузов перед обществом.

Вуз как объект, интегрированный в общественную среду, должен способствовать улучшению качества жизни всех членов общества посредством своей образовательной и общественной деятельности.

Формирование в общественном сознании имиджа вуза является планомерной целенаправленной работой руководства и всего коллектива вуза. Имидж вуза формируется внешними и внутренними факторами, например, средствами и способами коммуникаций вуза с обществом.

К внутренним факторам, благотворно влияющим на имидж вуза, относятся существующие в вузе принципы организационной культуры, такие как:

• информационная открытость вуза по отношению к обществу;

• высокий уровень развития и культуры выпускника;

• социальная ответственность вуза за личностное развитие обучающихся, раскрытие их интеллектуального, духовно-нравственного и творческого потенциала;

• воспитание выпускников в духе социальной и гражданской ответственности;

• создание эстетически воспитывающей среды и здорового образа жизни студентов;

• патриотическое воспитание обучающихся;

• формирование готовности к активной профессиональной и социальной деятельности по окончании вуза;

• расширение услуг с целью улучшения качества жизни всех членов общества;

• активная позиция на рынке образовательных услуг;

• сотрудничество с другими вузами как основной инструмент улучшения и развития собственной организационной культуры;

• участие в социальной жизни общества (например, реализация проектов по обучению детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием Интернет-системы дистанционного асинхронного обучения, обучение на факультете среднего профессионального образования ФСПО глухонемых детей и т. д.);

• учет интересов общества в деятельности вуза;

• участие вуза в различных экологических проектах;

• реализация программ развития охраны труда и окружающей среды;

• направленность деятельности вуза на режимы экономии энергии и других ресурсов;

непрерывный мониторинг восприятия обществом деятельности вуза (мониторинг имиджа вуза на различных уровнях восприятия: местном, национальном и международном).

К внешним факторам, формирующим имидж вуза, относятся:

- систематически осуществляемые и развиваемые внешние связи вуза через структуры, возглавляемые ректором и проректорами вуза (в том числе проректором по связям с общественностью);

- периодическое освещение жизни вуза в средствах массовой информации.

Систематическое осуществление взаимодействия вуза с широкими слоями общества должно происходить посредством размещения в периодических печатных изданиях, радио- и телепрограммах информации, предоставляющей общественности возможность оценить достижения вуза во всех областях деятельности за определенный период времени.

Высшие учебные заведения могут организовывать получение обратной связи через проведение периодических опросов, выявляющих общественное мнение о деятельности вуза. На основе результатов, полученных в ходе периодических опросов, должно производиться обновление образовательных программ в направлении устранения противоречий, связанных с несоответствием желаемого (или формируемого) имиджа вуза и сложившегося общественного мнения о нем.

3. Развитие взаимодействия с зарубежными вузами, придающее реализации ООП «международное измерение».

При создании совместных международных образовательных программ особую актуальность приобретает их аккредитация в международных организациях и сетях. С целью обеспечения соответствия каким-либо международным образовательным стандартам (например, стандартам EUR-ACE, EQUANIE, EQUIS и др.) и получения международной аккредитации существующей образовательной программы может возникнуть необходимость ее обновления (доработки, совершенствования).

Резюме. Общая концепция обновления, разработанная с учетом всех возможных направлений обновления ООП, обеспечит качество подготовки, высокий уровень конкурентоспособности вузовских ООП, востребованность и высокую конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кроленко, О. Н. Процедура обновления основных образовательных программ высшего профессионального образования / О. Н. Кроленко, Е. И. Тучкевич // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 1. - С. 94-103.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/doc.php?id=4606.

3. Речинский, А. В. Проектирование и реализация образовательных стандартов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета / А. В. Речинский, В. И. Никифоров // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2012. - № 1 (143). -С. 65-72.

4. Речинский, А. В. Разработка образовательных стандартов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета как реализация программы развития российского образования на 2013-2020 годы / А. В. Речинский, В. И. Никифоров // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2013. - № 2 (171). - С. 300-308.

5. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvpo.ru.

6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvpo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.