СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Худоренко Елена Александровна, к. п. н.
доцент кафедры Мировой Экономики и Международных Отношений ГОУ ВПО «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», (495) 442-23-93, [email protected]
В статье рассматриваются проблемы трудоустройства российских
инвалидов и факторы, влияющие на состояние рынка труда лиц с ограниченными возможностями
здоровья в Российской Федерации. Ключевые слова: качество подготовки выпускника высшей школы, кадровый потенциал страны, конвенции оон о правах инвалидов, уровень неравенства образовательных
возможностей, трудоустройство лиц с ограниченными возможностями
здоровья, формы обучения инвалидов, нормативно-правовая база регулирования труда лиц с ограниченными возможностями
здоровья, безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов,
глобальный финансовый кризис, государственные формы поддержки занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья,
конкурентоспособный выпускник, экономика знаний,
профессиональная квалификация выпускника.
Hudorenko Elena Aleksandrovna
Candidate of science, pedagogics; associate professor of World Economics and International Relations of SEI HPE Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI).tel. (495) 442-23-93, e-mail
SITUATION ON THE MODERN LABOUR MARKET OF PERSONS WITH LIMITED POSSIBILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
In the article problems of job placement of Russian disabled persons and factors that influence the labour-market for people with limited health possibilities in Russian Federation are considered.
Key words: quality of education of graduates, human resources potential, Convention of the United Nations Organization about disabled persons' rights, level of inequality of educational possibilities, job placement of people with limited health possibilities, normative legal basis for regulation of labour of people with limited health possibilities, nonebarrier environment of life activity of disabled persons, global financial crisis, governmental forms of social support of employment for people with limited health possibilities, competitive graduate, knowledge economy, professional qualification of a graduate.
«Развитие человеческого потенциала России невозможно без участия людей с ограниченными возможностями здоровья».
Депутат ГД РФ, заместитель председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин
Одним из критериев прогресса той или иной страны, ее экономического роста и конкурентоспособности на мировой арене становится качество подготовки выпускников, определяемое тем багажом знаний, навыков и практических умений, с которым будущие профессионалы выходят из стен высшей школы. От уровня и качества образования зависит способность будущих специалистов адекватно и своевременно реагировать на вызовы окружающей среды, приспосабливаться к постоянно трансформирующимся условиям и двигаться вперед, не останавливаясь на достигнутом.
Формирование конкурентоспособного специалиста - сама по себе достаточно непростая задача, однако, она становится во стократ сложнее, когда выпускниками высших учебных заведений являются люди с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема инвалидности, потери здоровья сегодня, как никогда является одной из самым острых проблем, стоящих перед человечеством. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 600-ти млн. инвалидов [1], что, к примеру, намного превышает количество населения стран Европейского Союза (495 миллионов человек на начало 2008-го года [2]). Каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья В].
Ограничения по здоровью наблюдаются и у одного человека из каждого четвертого домохозяйства. В первую очередь проблемы со здоровьем касаются людей трудоспособного возраста. Согласно статистическим данным, три четверти всех случаев инвалидности приходятся на взрослое население.
Специалисты утверждают, что распространенность инвалидности будет резко возрастать по мере старения населения [4]. И этот процесс уже пошел. По данным ВОЗ, количество людей с ограниченными возможностями здоровья в мире растет [3]. И способствуют этому не только процесс старения человеческой популяции, но и развитие медицины, рост населения планеты, а также наличие целого ряда разнообразных глобальных проблем, негативно действующих на здоровье людей, таких как повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, терроризм, неравномерность развития, бедность, природные катаклизмы, техногенные катастрофы и т.д., и т.п.
В целом увеличивается и количество лет, которые вынуждены проживать люди, обретая статус лица с ограниченными возможностями здоровья. Так, в наиболее благополучных странах, со средней продолжительность жизни более 70-ти лет, граждане с официально зарегистрированным диагнозом «инвалидность» живут в среднем около 8-ми лет, то есть 11,5 процента всей своей жизни [1].
Общемировая тенденция увеличения количества лиц с ограниченными возможностями здоровья актуальна и для России, число инвалидов в которой растет. Ежегодно в силу разных причин более 1-го миллиона 200 тысяч человек в Российской Федерации признаются инвалидами, причем 95-97 процентов из них остаются инвалидами пожизненно [5]. Большей частью - это люди трудоспособного возраста. И если в 2008-ому году на территории РФ проживало более тринадцати миллионов человек лиц с ограниченными возможностями здоровья [6], то к настоящему времени эта цифра стала ощутимо больше и уже достигла
четырнадцати миллионов человек [7].
Серьезные ухудшения здоровья делают жизнь людей чрезвычайно сложной, зачастую заранее самым негативным образом определяя их настоящее и будущее. Проблема доступности социальных благ для лиц с ограниченными возможностями здоровья остается постоянно открытой. То, что для людей без ограничения возможностей
воспринимается как само собой разумеющееся, инвалидам зачастую приходится добиваться с огромными для себя трудностями.
Более того, «голоса инвалидов редко бывают услышаны в ходе общественного диалога, а их интересы и потребности часто игнорируются. Из-за недоступности для них объектов материальной инфраструктуры и социальной изоляции инвалиды во многих случаях не могут участвовать в социальной и экономической жизни, что приводит к неэффективному использованию человеческого капитала и снижению индивидуальных и национальных показателей
производительности [8]», - считает заместитель председателя Комитета ГД по образованию О. Н. Смолин.
Между тем, кадровый потенциал страны включает себя не только людей без ограничений, но также и людей с ограниченными возможностями здоровья и невозможность реализации последних ведет к огромным профессиональным и трудовым потерям. По мнению О. Н. Смолина, ограничение доступа лиц с
ограниченными возможностями к самореализации в рамках Российской Федерации, ведет к потере от пяти до семи процентов ВВП [8].
Существуют ли пути, позволяющие избежать этого?
Да, существуют! И на первом месте, по уровню качественного воздействия на жизнь лиц с ограниченными возможностями здоровья, стоит высшее образование.
Совершенствование информационно-коммуникационных технологий и изменение роли знаний, в условиях повсеместной глобализации и интеграции национальных
образовательных систем, ставит высшее образование на первое место в адаптации личности к быстро меняющимся переменам в окружающем глобальном мире. Являясь важнейшим фактором социализации человека, высшее профессиональное
образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение. Оно дает им возможность реализовать себя в профессиональном плане, став полезными, деятельными и социально значимыми гражданами своего государства, способными обеспечить свое благосостояние, непрерывное интеллектуальное развитие, духовный и творческий рост. Иначе говоря, образование для инвалидов является особым социальным ресурсом, имеющим первостепенное значение, целенаправленно действующим на уменьшение их изоляции и экономической зависимости.
Право на получение образования, как одно из важнейших прав человека, закреплено в Конституции Российской Федерации. Согласно статье 43-ей Конституции «каждый человек имеет право на образование» (п. 1) и «вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (п. 3) 19].
Вышеуказанные положения были детализированы в некоторых федеральных законах и нормативно-правовых актах, регламентирующих получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Так, в соответствии со статьей 5-ой закона «Об образовании» государство гарантирует возможность получения образования всем гражданам России независимо от состояния здоровья [10]. А с тем, чтобы по возможности полно реализовать право граждан, имеющих те или иные отклонения в здоровье, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения образования.
Принятый в 1995-ом году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» развил и дополнил правовые нормы Закона РФ «Об образовании», закрепив разнообразие форм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в России [11].
Однако, не смотря на меры, применяемые со стороны нормативно-правового регулирования
жизнедеятельности инвалидов, следует признать, что действующая сегодня система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ не соответствует принципам Конвенции ООН о правах инвалидов. По сути, она является устаревшей, устанавливая жесткие барьеры для представителей определенных социальных групп, закрепляя существующее в обществе неравенство и сегрегацию [12].
Специалисты утверждают, что в настоящее время в России уровень неравенства образовательных
возможностей превысил все допустимые пределы [8]. Ив первую очередь это касается образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Так, в 2007-ом-2008-ом учебном году по программе высшего
профессионального образования обучалось всего 19 483 студента-инвалида [13]. А успешно закончить высшее учебное заведение, получив на руки дипломы государственного образца, смог лишь 1 процент от общего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья [14]. Отсюда следует вывод, что в условиях существующей в Российской Федерации традиционной практики образования лиц с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно малое количество студентов-инвалидов способно успешно не только поступить, но и завершить обучение в учреждениях российской Высшей Школы.
Так, даже в специализированных государственных учреждениях, по роду своей деятельности осуществляющих всестороннюю поддержку и постоянный медицинский патронаж обучающихся, далеко не все студенты получают дипломы о законченном
Экономика, Статистика и Информатика ЛД №1,2010
Таблица 1
Занятость в соответствии с полученной квалификацией для лиц с ограниченными возможностями
здоровья, обладающих дипломами о высшем и среднем об разовании [171
Образование Должность, требующая высшего образования Должность, не требующая высшего образования Студент безработный Число всех ответивших
Высшее 61
Среднее специальное
16,4% 23,0% 6,6% 54,1%
1,0% 30,8% 5,6% 62,6%
высшем образовании. К примеру, в Московском государственном
социально-гуманитарном институте (МГСГИ) успешно завершить обучение смогли лишь 37 из 50 студентов-инвалидов первого выпуска [15].
Из приведенных данных видно, что лишь незначительная часть лиц с ограниченными возможностями здоровья реализует свое право на получение высшего
профессионального образования и полноценную трудовую деятельность после его завершения. Но является ли и эта часть конкурентоспособной по сравнению с остальными
выпускниками высших учебных заведений, не имеющими отклонения в здоровье? Ответ на данный вопрос вполне очевиден и однозначен - нет!
Получить образование - это только начало пути, главной целью которого является реализация полученных знаний на практике. Успешное трудоустройство - вот то самое главное, ради чего люди с ограниченными возможностями получают образование. Между тем, трудоустройство инвалидов, даже с высшим образованием, является огромной проблемой. Более того, наличие диплома вовсе не гарантирует лицам с ограниченными
возможностями здоровья должности, соответствующей квалификации высшего профессионального
образования. В сфере труда инвалидам если и предлагаются, то непрестижные, малоквалифицированные специальности и низкая заработная плата, - считает Председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Государственной Думы РФ А. В. Ломакин-Румянцев [16].
Более того, зачастую
профессиональная деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеет никакого отношения к полученному в рамках Вуза образованию. Так, по статистике всего лишь 5% инвалидов трудоспособного возраста имеют возможность работать по специальности [12]. Остальные работают по принципу «куда возьмут, там я и буду работать».
Согласно исследованию,
проведенному российскими учеными Е.Р. Ярской-Смирновой и П.В. Романовым, лишь 16,4% инвалидов-обладателей дипломов вузов работают на должности, требующей высшего образования. Более же половины инвалидов-выпускников вузов и вовсе являются безработными (54,1%) [17].
По мнению исследователей, обладание вузовским дипломом предоставляет его обладателю некоторые (к сожалению, не такие уж и большие) преимущества на рынке труда. Так безработных инвалидов среди выпускников высших учебных заведений - 54,1%, в то время как -среди выпускников средних специальных учебных заведений - 62,6%
[17].
Заметное влияние на
трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья оказывает форма обучения. Существует значительная разница в показателях занятости среди выпускников специализированных
и
неспециализированных вузов.
Перспективы найти работу выше у тех, кто закончил неспециализированные высшие учебные заведения. К примеру, практически все выпускники-инвалиды МГТУ им. Н.Э. Баумана, в котором создана непрерывная система
образования для слабослышащих, успешно трудоустраиваются [19].
В то же время выпускники специализированных вузов чаще всего остаются работать в тех же учреждениях, которые они закончили, или идут работать в школы-интернаты, из которых они пришли в вуз [23]. Происходит это потому, что выпускники специализированных вузов, вузов-интернатов слабо востребованы на российском рынке труда и де-факто
неконкурентоспособны. Найти работу по специальности им практически невозможно. Вот почему они вынуждены работать
в
узкоспециализированных учреждениях, формирующих внутренние закрытые и неконкурентные (по отношению к открытым и внешним) рынки труда для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Происходит это по ряду следующих причин [20]:
• Во-первых, после завершения образования в рамках
специализированных учреждений у выпускников-инвалидов зачастую наблюдаются серьезные проблемы с адаптацией к окружающей действительности. Создавая особые условия для обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, и удовлетворяя их потребности в медицинских и педагогических услугах,
специализированные учреждения не учитывают изменившихся внешних условий, необходимости активного общения с внешней средой, закрепляя сегрегацию и слабую социальную интеграцию инвалидов. Последнее способствует неэффективной
№1,2010
Экономика
70000 60000 -50000 -40000 30000 20000 10000 -
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 1 Численность трудоустроенных за счет квот лиц с ограниченными возможностями здоровья
Рис. 1. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья на квотируемые рабочие места в 2000-2007 гг., человек [13]
0
инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья в
человеческий социум, ограничивает их жизненные шансы и возможность дальнейшего трудоустройства по специальности. Найти работу таким людям совсем непросто.
• Во-вторых, в специализированных вузах практически не ведется собственная научная работа с участием студентов и, следовательно, нет взаимодействия с организациями, которые могли бы заинтересоваться студентами и выпускниками как возможными сотрудниками. А по-настоящему оценить профессиональные качества лиц с ограниченными возможностями здоровья можно только при совместной работе.
• В-третьих, на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья самым негативных образом влияет предубеждение работодателей, направленное против работников-инвалидов, к которому добавляется сомнение, связанное со специализированным характером образования, на которое указывает в дипломе слово "интернат" или "специальный" в названии учебного заведения.
К сожалению, в общественном сознании россиян еще не произошло коренного изменения в отношении равноправного восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья, как равноценных любым иным категориям граждан российского государства. Между тем, Конвенция о правах инвалидов, подписанная Россией в сентябре 2008 года, вводит общие для всех стран основные понятия, прежде всего связанные со всем, что касается определения терминов «инвалидность» и «инвалид». В соответствии с преамбулой Конвенции (п. «е») «инвалидность - это эволюционирующее понятие и инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с
другими...» [21].
Согласно Конвенции, «к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими,
интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» (ст. 1 Конвенции) [21]. По существу, в Конвенции недвусмысленно
заявляется, что причиной инвалидности являются не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, а то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом случае и
" нетрудоспособность" воспринимается не как неспособность человека выполнять ту или иную работу, а как недостатки среды, его окружения, рабочего места, не позволяющие ему сделать эту работу [22].
В целом же следует признать, что показатели трудоустройства
российских инвалидов чрезвычайно низки, причем в последние годы наблюдалась стойкая тенденция к их постоянному снижению. По данным исследований, проведенных Санкт-Петербургским институтом проблем
медико-социальной экспертизы (МСЭ) и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в начале 90-х годов в России работали более 55 процентов всех инвалидов. Сейчас, по различным оценкам, работают не более 15 процентов [23].
Согласно другим исследованиям, количество работающих лиц с ограниченными возможностями здоровья - еще ниже и составляет менее 10 % от общей численности инвалидов, особенно же низка занятость среди инвалидов I и II групп (8 %) [18].
Следует учитывать, что трудоустройство некоторой части инвалидов является формальным. И хотя нет конкретных данных о числе фиктивно трудоустроенных
российских граждан с ограниченными возможностями здоровья, вполне обоснованно можно предположить какое влияние данное обстоятельство оказывает на общие показатели трудоустройства российских
инвалидов [13].
Но, несмотря на все сложности, стоящие на пути реализации права на труд, российские инвалиды желают трудиться. Так, по словам депутата Государственной Думы РФ Валерия Селезнева, последовательно
защищающего права лиц с ограниченными возможностями здоровья, большинство людей с
Экономика, Статистика и Информатика [/[Д, №1,2010
Численность работающих на предприятии ВОИ-всего в том числе инвалидов инвалидов I группы инвалидов II группы инвалидов III группы
Рис. 2. Динамика занятости на предприятиях Всероссийского общества инвалидов в 2000-2005 гг., человек [131
инвалидностью (80 процентов) хотят работать [23].
По мнению Министра здравоохранения и социального развития РФ Т. А. Голиковой, негативное состояние рынка труда инвалидов определяется
несовершенством правового
регулирования вопросов занятости инвалидов [24].
В идеале законодательное регулирование должно было бы обеспечить каждому российскому инвалиду работу в соответствии с его профессиональными навыками, реальными возможностями и потребностями. Но такого нет и в помине.
К примеру, практически ликвидированы системы квотирования при приеме на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья на малых и средних предприятиях. Ниже приведены данные о количестве российских инвалидов, трудоустроенных посредством квот за период 2000 - 2007 годов.
Таким образом, следует признать, что существующая в настоящий момент в России нормативно-правовая база регулирования труда лиц с ограниченными возможностями здоровья нуждается в соответствующей корректировке, а закон о квотировании рабочих мест для инвалидов - в дальнейшей доработке [16].
Следующим отрицательным моментом, оказавшим негативное влияние на уровень и качество трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, стало свертывание во многих регионах России активных мер по созданию безбарьерной среды
жизнедеятельности инвалидов.
Прежде всего, это было вызвано бюрократическим делением льготников на федеральных и региональных, что привело к потере интереса со стороны региональных властей, особенно в дотационных субъектах Российской Федерации, к федеральным льготникам, которыми, собственно говоря, и являются инвалиды. В результате чего,
произошло сокращения
финансирования региональных программ, касающихся лиц с ограниченными возможностями, в том числе, программ, направленных на обеспечение занятости российских инвалидов трудоспособного возраста [13].
Еще одной причиной сокращения финансирования региональных и федеральных программ, касающихся трудоустройства лиц с ограниченными возможностями явился глобальный финансовый кризис и связанные с ним, сокращения государственных форм поддержки предприятий,
использующих труд инвалидов.
Глобальный финансовый кризис привел к сокращению экономической активности, способствовал потере рабочих мест, снижению заработной платы и замедлению процесса создания новых рабочих мест.
Безусловно, глобальный
финансовый кризис оказывает негативное влияние на жизнь всех людей в Российской Федерации, но следует признать, что сильнее всего он воздействует на самых обездоленных. «Перед лицом экономического кризиса оказались уязвимы все, но люди с инвалидностью оказались снова одними из самых незащищенных», -считает Валерий Селезнев [25].
С ним согласны представители Всемирного Банка: «Сокращение государственных расходов может негативно отразиться на работе систем здравоохранения, образования и социальной защиты, еще сильнее ограничивая и без того недостаточный уровень доступа этих людей к социальным услугам. Кроме того, такие сокращения могут помешать - или вынудят совсем прекратить реализацию мер, нацеленных на улучшение доступа инвалидов в общественные здания и другие объекты инфраструктуры, что является важным фактором, способствующим
включению инвалидов в жизнь общества. Эти потери могут иметь долгосрочные последствия, особенно, если они ведут к нарушению навыков, связанных с профессиональной деятельностью [4]».
№1,2010
В результате сокращения государственных форм поддержки занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья, в последние годы произошло резкое снижение численности занятых инвалидов - как на открытом, так и на закрытом рынках труда. Особенно это отразилось на специализированных предприятиях, использующих труд инвалидов, так как они в большей мере, чем предприятия открытого рынка, оказались зависимы от уровня государственной поддержки
[13].
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова считает, что государству необходимо изменить сложившуюся ситуацию и поддерживать именно те предприятия, которые, решая вопрос занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья,
способствуют трудоустройству инвалидов [24].
Безусловно, все
вышеперечисленные причины в той или иной степени способствуют ухудшению состояния рынка труда инвалидов в РФ, но, главными виновниками низкой эффективности выпускников высших учебных заведений с ограниченными возможностями здоровья на российском рынке труда, с нашей точки зрения, являются не столько внешние по отношению к ним факторы, сколько внутренние - недостаточная общая психологическая и профессиональная подготовка специалистов
с
ограниченными возможностями здоровья, в результате которой интеграция инвалидов в общество и профессиональную рабочую среду становится или невозможной или слишком затрудненной.
Ведь в первую очередь, именно низкий уровень профессиональной квалификации, полученной в стенах высшего учебного заведения, препятствует полноценной
профессиональной интеграции инвалидов. Все это ведет к недооценке компетенций и возможностей инвалидов со стороны российских работодателей.
С этим согласны многие российские исследователи данной проблематики,
утверждающие, что в результате существующей на сегодняшний момент практики подготовки
и
трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья искусственно создаются два мира: закрытый мир инвалидов и мир здоровых людей, для которых открыты двери всех офисов. Более того, среди специалистов бытует мнение, что эти два мира не могут пересечься [23].
«Основную проблему я вижу в том, что люди с ограниченными возможностями здоровья не рассматриваются в России, как полноправные участники рынка труда, - признается депутат Государственной Думы РФ Валерий Селезнев, утверждая далее, что сегодня в России в рыночных условиях люди с ограниченными возможностями здоровья
неконкурентоспособны [22].
С его мнением целиком и полностью солидарна заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Надежда Герасимова: "К сожалению, ни один предприниматель сегодня не хочет вкладывать деньги, для того чтобы взять инвалида на работу. Проще взять здорового человека с образованием, который будет конкурировать на рынке [26]».
«Основное внимание при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья нужно уделять тому, чтобы любой инвалид в соответствии со своим заболеванием и возможностями к профессиональному обучению в первую очередь был конкурентоспособен на рынке труда», -уверена директор департамента развития социальной защиты минздравсоцразвития Ольга Самарина [26].
В этих высказываниях ключевыми являются слова «конкурировать», «конкурентоспособен»
«неконкурентоспособность»! И, действительно, без умения выпускников с ограниченными способностями здоровья
конкурировать и быть
конкурентоспособными на
современных рынках труда, динамично эволюционирующих в рамках инновационно развивающейся
экономики знании, их шансы на хорошую работу по специальности, собственно, как и полноценную интеграцию в общество, практически равны нулю.
С нашей точки зрения, развитие конкурентоспособности лиц с ограниченными возможностями здоровья с последующей интеграцией в открытые рынки труда необходимо начинать с первых дней поступления в высшее учебное заведение путем глубокой психологической и компетентностной инклюзии
студентов-инвалидов в будущую профессиональную среду.
Причем одно нельзя рассматривать в отрыве от другого! Психологическая и профессиональная подготовка инвалидов органически связаны между собой и, по окончанию вуза, формируют целостную
профессиональную квалификацию выпускника с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1. Договор о правах инвалидов ликвидирует брешь в защите прав человека. Официальный сайт ООН, посвященный проблемам инвалидов // http://www.un.org/russian/disabilities/ convention/facts3.shtml.
2. Population projections 2008-2060 // http://ec.europa.eu/eurostat
3. Статистика инвалидности // http:/ /rosspolit.ru/socialnaya-politika/rabota-s-invalidami/statistika-invalidnosti.html
4. Проблемы инвалидности и развитие. //Официальный сайт Всемироного банка: http:// go.worldbank.org/HL5HR03A90// апрель 2009.
5. Материалы официального сайта для людей с ограниченными возможностями здоровья http:// www.dislife.ru/flow/theme/2409/
6. России следует подписать Конвенцию ООО о правах инвалидов, считает Лукин // http://www.vsluh.ru/ news/society/136807. html
7. Проблемы трудоустройства инвалидов. Из материалов интервью консультанта проекта «Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход»
Экономика, Статистика и Информатика fc
№1,2010
и
общественной организации
Перспектива Вячеслава Котова радиостанции Маяк // http:// rabota.perspektiva-inva.ru/ index. php?122
8. Образование инвалидов: идеология, технологии, законодательство // http:// www.smolin.ru/actual/public/2008-06-26.htm
9. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета / № 4831 от 21 января 2009 г.
10. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
11. Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ.
12. Печенкин В.В., Зайцев Д.В. Проблемы образования
в представлениях инвалидов /
B.В. Печенкин, Д.В. Зайцев // Социс. 2008. № 3. С. - 93.
13- Россия: на пути к равным возможностям. М.: «Весь Мир». 2009.
C.-24.
14. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации./ /Аналитический вестник Совета Федераций ФС РФ.// М.: Совет Федераций. 2007. № 7 (324).
15. Лишь один процент инвалидов заканчивает вузы /Сайт дистанционной поддерки программы « Интернет - поддержка профессионального развития педагогов» // http : //edu. of. ru/profil/ news.asp?ob_no=21435
16. Из выступления Председателя Всероссийского общества инвалидов, депутата Государственной Думы РФ А. В. Ломакина-Румянцева на Всероссийском совещании по вопросам совершенствования предоставления мер социальной поддержки, социальных, реабилитационных услуг и протезно-ортопедической помощи инвалидам, проведенном в Москве 4 июня 2008г. Министром здравоохранения и социального развития РФ Т. А. Голиковой // http://www.voi.ru/
documents. asp?view=l &vid=1085.
17. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов // Социологические исследования. 2005. №10.
18. П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. Политики инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. - Саратов: Издательство «Научная книга». 2006. С. -71.
19. В России увеличилось количество студентов-инвалидов // http: //www.prostranstvo.ru/news/news/ show/1070372763.htm
20. Киселева, А. В. Образование для инвалидов Социальные
и
экономические проблемы /А. В. Киселева. //Адвокат. -2006. - № 5.
21. Конвенция ООН о правах инвалидов // http://www.un.org/russian/ documen/convents/disability.html.
22. Россия может с успехом использовать зарубежный опыт трудоустройства/ Из интервью депутата Государственной Думы РФ Валерия Селезнева газете "Вакансия" // http: //www.vacansia.ru
23. Мария Патрашко. Из дистанционной жизни в реальную. / Патрашко Мария // Сайт комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете г. Москвы // http://www.miloserdie.ru/ index.php?ss=4&s=19&id=8052
24. Доклад Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на заседании Совета по делам инвалидов при Президенте РФ// http:// www.minzdravsoc.ru/social/invalid-defence/49.
25. В. Селезнев Перед лицом экономического кризиса люди с инвалидностью оказались одними из самых незащищенных Селезнев В. // http://www.worldtoday.ru/alltoday/rele ase.html.
26. Нина Егоршева Инвалид пришел с деньгами. Депутаты предложили новую модель трудоустройства инвалидов / Егоршева Нина // Российская газета Центральный выпуск №4790 от 12 ноября 2008 г.
References
1. The contract on the rights of invalids liquidates a gap in protection of human rights. The department of public information of the United nations // http:/ /www.un.org/russian/disabilities/ convention/facts3.shtml.
2. Population projections 2008-2060 // http://ec.europa.eu/eurostat
3. Invalidity statistics // http:// rosspolit.ru/socialnaya-politika/rabota-s-invalidami/statistika-invalidnosti.html
4. Problems of invalidity and development // The World Bank official site: http ://go.worldbank.org/ HL5HR03A90// April 2009.
5. Materials of the official portal for people with the limited health possibilities http: //www. dislife.ru/flow/theme/2409/
6. Russia should sign the United Nations convention about the rights of invalids, Lukin thinks // http://www.vsluh.ru/news/ society/136807.html
7. Problems of job placement of disabled persons. From the materials of the interview of project consultant «Job placement: integrated approach» of public organization "Perspektiva" of Vyacheslav Kotov, radio station Mayak // http:// rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?122
8. Education of disabled people: ideology, technologies, legislation // http:/ /www.smolin.ru/actual/public/2008-06-26.htm
9. Constitution of the Russian Federation from December, 25th, 1993, with changes from December, 30th, 2008 // Rossiyskaya gazeta / № 4831 from January, 21th, 2009.
10. The law of the Russian Federation «About education» from July, 10th, 1992 № 3266-1.
11. The law of the Russian Federation «About social protection of invalids in the Russian Federation» from November, 24th, 1995 181-03.
12. Pechenkin V.V., Zaycev D.V. Educational problems of invalids on their conceptions / Pechenkin V.V., Zaycev D.V. // Socis. 2008. № 3.
13. Russia on a way to equal possibilities /M.: Vesmir. 2009.-56 p.
14. Social protection of handicapped children in Russian Federation //Analytical bulletin of the Council of Federation.// M.: the Council of Federation. 2007. № 7 (324).
15. Just 1 percent of disabled people
№1,2010
finishes education in institute of higher education / Portal of distance support of the program: "Internet-support of professional development of teachers" // http://edu.of.ru/profil/ news.asp?ob_no=2l435
16. From the speech of Chairman of All-Russian community of disabled persons, deputy of the State duma of Russian Federation Lomakin-Rumyantsev A. V. at All-Russian meeting about questions of improvement of giving social support, social and rehabilitation services and prosthetic and orthopaedic help to disabled persons held in Moscow on June 4th, 2008
17. Yarskaya-Smirnova E.R., Romanov P.V. Problem of availability of higher education for disabled persons // Sotsiologicheskie issledovanoya 2005. № 10.
18. Romanov P., Yarskaya-Smirnova E. The policy of invalidity: social nationality of invalids in present-days Russia / P.
Romanov, E. Yarskaya-Smirnova / Saratov: Nauchnaya kniga. 2006. 161 p.
19. The amount of invalid students in Russia has increased. // http:// www.prostranstvo.ru/news/news/show/ 1070372763.htm
20. Kiseleva A.V. Education for disabled persons: Social and economic problems / A.V. Kiseleva // Advokat //Адвокат. -2006. -№5.
21. Convention of the United Nations Organization about disabled persons' rights // http://www.un.org/russian/ documen/convents/disability.html
22. Russia can successfully use foreign experience of job placement / From the interview of deputy of the State duma of Russian Federation Valeriy Seleznev, newspaper "Vakansiya" http:// www.vacansia.ru
23. Maria Patrashko. From distant life to real. / Patrashko Maria // Portal of church
social activity commission under diocesan council of Moscow // http:// www.miloserdie.ru/ index.php?ss=4&s=19&id=8052
24. Report of Minister of public health and social development of Russian Federation Tatyana Golikova at the meeting of Council of disabled persons' affairs under the President of Russian Federation/ / http://www.minzdravsoc.ru/social/ invalid-defence/49.
25. V. Seleznev. In the face of economic crisis disabled persons appeared to be the most unprotected. Seleznev V. // http://www.worldtoday.ru/alltoday/rele ase.html.
26. Nina Egorsheva. A disabled person came with money. Deputies suggested a new model of job placement for disabled persons. // Egorsheva Nina// Rossiyskaya gazeta. Central issue №4790 from November 12th, 2008.
Экономика, Статистика и Информатика fc