Научная статья на тему 'Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья в России: законодательный аспект'

Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья в России: законодательный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2337
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ПОКАЗАТЕЛИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В РОССИИ / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ / PEOPLE WITH DISABILITIES / SOCIALIZATION OF PERSONS WITH DISABILITIES / EMPLOYMENT RATES OF DISABLED PERSONS IN RUSSIA / THE RUSSIAN LEGISLATION / QUOTING OF WORKPLACES / SOCIAL PROTECTION OF DISABLED PERSONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Худоренко Елена Александровна, Черевык Константин Антонович

Данная статья содержит развернутый анализ отечественной законодательной базы по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья, автором описываются ее достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LABOUR ARRANGEMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES IN RUSSIA: STATUTABLE ASPECT

This article provides a detailed analysis of national regulatory framework about labour arrangement of persons with disabilities. The authors describe its strengths and weaknesses.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья в России: законодательный аспект»

трудоустройство лиц с ограниченными

возможностями здоровья в россии:

законодательный аспект

УДК 364:331.5

Елена Александровна Худоренко

к. п. н., доцент кафедры «Мировой экономики и международных отношений» ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» Тел.: +7-(495)-442-23-93 E-mail: EHudorenko@mesi.ru

Константин Антонович Черевык

к.и.н., доцент кафедры Мировой Экономики и Международных отношений ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» Тел.: 8(985)1342922 E-mail: spliso@rambler.ru

Данная статья содержит развернутый анализ отечественной законодательной базы по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья, автором описываются ее достоинства и недостатки.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, социализация лиц с ограниченными возможностями, показатели трудоустройства инвалидов в России, российское законодательство, квотирование рабочих мест, социальная защита инвалидов.

Elena А. Hudorenko

Doctorate in Political Science, Associate

Professor, the Department of World Economy

and International Relations

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics

Tel.: +7-(495)-442-23-93

E-mail: EHudorenko@mesi.ru

Konstantin A. Cherevyk

Doctorate in History Science, Associate

Professor, the Department of World Economy

and International Relations

The Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics

Tel.: 8(985) 1342922

E-mail: spliso@rambler.ru

THE LABOUR ARRANGEMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES IN RUSSIA: STATUTABLE ASPECT

This article provides a detailed analysis of national regulatory framework about labour arrangement of persons with disabilities. The authors describe its strengths and weaknesses.

Keywords: people with disabilities, socialization of persons with disabilities, employment rates of disabled persons in Russia, the Russian legislation, quoting of workplaces, social protection of disabled persons.

1. Введение

На заседании коллегии Минобрнауки России по вопросу "О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами" от 19 мая 2010 года Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России Алина Левитская заявила следующее: «Одним из важнейших факторов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение их общественно полезной занятости. Общепризнано, что наличие профессии значительно расширяет возможности полноценной социальной интеграции инвалидов» [1].

И действительно, будучи одним из самых эффективных критериев адаптации инвалидов к современной жизни в условиях экономики знаний, показатель трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья демонстрирует величину и качество социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Между тем, не являясь безотносительной константой, уровень занятости инвалидов зависит от целого набора факторов, определяющих привлекательность труда лиц с ограниченными возможностями здоровья и их конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках труда. Среди таких факторов главным является развитость нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс обучения и последующего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Российской Федерации.

Однако, современные реалии таковы, что показатели трудоустройства российских инвалидов чрезвычайно низки, причем в последние годы наблюдалась стойкая тенденция к их постоянному снижению. По данным исследований, проведенных Санкт-Петербургским институтом проблем медико-социальной экспертизы (МСЭ) и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в начале 90-х годов в России работали более 55 процентов всех инвалидов. Сейчас, по различным оценкам, работают не более 15 процентов [2].

Согласно другим исследованиям, количество работающих лиц с ограниченными возможностями здоровья - еще ниже и составляет менее 10 % от общей численности инвалидов, особенно же низка занятость среди инвалидов I и II групп (8 %) [3].

Следует учитывать, что трудоустройство некоторой части инвалидов является формальным. И хотя нет конкретных данных о числе фиктивно трудоустроенных российских граждан с ограниченными возможностями здоровья, вполне обоснованно можно предположить какое влияние данное обстоятельство оказывает на общие показатели трудоустройства российских инвалидов [4].

По мнению Министра здравоохранения и социального развития РФ Т. А. Голиковой, негативное состояние рынка труда инвалидов определяется несовершенством правового регулирования вопросов занятости инвалидов [5].

Так ли это? Проведем краткий анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в России.

2. Анализ общих аспектов российского законодательства в отношении трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья

Российская Федерация как участник международных договоров, ратификации конвенции МОТ № 122 от 1964 года [6] и как член ООН и других организаций признает право на труд и, соответственно, те обязательства, которые вытекают из данных международно-правовых институтов.

Так, принцип свободы труда всех граждан РФ, в том числе инвалидов, закрепляет статья 37 Конституции Российской Федерации. Она гласит:

«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискримина-

ции и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск» [7].

3. Проблемы квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья

В РФ действует ряд законов, регламентирующих вопросы занятости инвалидов. Прежде всего, это Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации". В Статье 13 «Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения» указано следующее:

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно Статье 23 безработные инвалиды имею право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Статья 25 обязует работодателей содействовать проведению государственной политики занятости населения на основе:

- «соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

- трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан».

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов [8].

Следующим документом, регламентирующим вопросы занятости инвалидов, является Приказ Федеральной службы занятости № 75 от 16 июня 1993 года "О создании в органах службы занятости подразделений по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов, а также граждан, уволенных с военной службы".

Согласно Приказу в органах службы занятости были созданы специализированные подразделения по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов. Для этого региональным органам службы занятости с 1 июля 1993 года было выделено от 1 до 3 дополнительных работников [9].

О том, что наша страна пошла именно по пути квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а не запрета дискриминации лиц с инвалидностью при приеме на работу, свидетельствует такой документ, как Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 9 от 6 февраля 1995 года "Об утверждении Рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите". В нем приведен весь механизм этого процесса.

Так, в общих положениях Постановления указано, что «квотирование рабочих мест для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды относятся именно к таким группам населения), производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан. Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабо-

чих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Право на установление квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют органы местного самоуправления.

Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых между органами местного самоуправления и работодателями.

Органы местного самоуправления с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, по представлению соответствующих территориальных органов государственной службы занятости населения с участием органов по труду устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Работодателям, выделяющим или создающим рабочие места для указанной категории граждан, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с действующим законодательством.

При установлении квоты определяется ее размер для каждой категории граждан и конкретные организации со среднесписочной численностью 35 человек и более, на которых она вводится».

Второй раздел Постановления документа содержит рекомендуемые условия и порядок квотирования рабочих мест. В нем указано, что «квотирование рабочих мест организациям производится на основании договоров, заключаемых с ними органами местного самоуправления. Договор о квотировании должен содержать в числе прочих обязательные сведения: наименование рабочего места; категорию граждан, для которой созданы рабочие места; санитарно-гигиенические требования и рекомендации медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда; источники финансирования (или налоговые льготы и платежи), а также санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора.

Условия и порядок установления квоты, ее размеры и сроки действия, категории граждан, для которых она устанавливается, утверждаются органом местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа государственной

службы занятости населения, органа по труду и общественных организаций, представляющих интересы групп граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Размер квоты и порядок ее ввода определяется органом местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, возможностей работодателей, финансовых возможностей региона на срок не менее одного календарного года. Квота для инвалидов устанавливается в размере не менее 3 процентов от среднесписочной численности работников с учетом инвалидов, ранее принятых на работу.

О проведении мероприятий по квотированию рекомендуется информировать работодателей не менее чем за три месяца до начала введения квоты.

Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты населения, органов по труду, органов управления образованием, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных организаций инвалидов либо самостоятельно из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В течение срока действия договора о квотировании увольнение работников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе администрации осуществляется при обязательном уведомлении центра занятости, направившего их на данные рабочие места.

Ликвидацию рабочих мест, созданных в рамках квот, целесообразно производить после согласования с органами местного самоуправления и с уведомлением территориальных органов государственной службы занятости населения и органов по труду».

Третий раздел Постановления посвящен участию работодателей в обеспечении занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите. «Работодатель в соответствии с установленной квотой:

- создает или выделяет необходимое количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости их специальное оборудование.

- в месячный срок с момента полу-

чения решения органа местного самоуправления о квотировании рабочих мест разрабатывает мероприятия по организации дополнительных или выделению имеющихся рабочих мест в счет установленной квоты, о которых сообщает в соответствующий территориальный орган государственной службы занятости населения.

В случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов в счет установленной для данной организации квоты работодатели вправе для этой цели арендовать рабочие места или произвести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях.

Несколько организаций по предложению органа местного самоуправления и по договоренности между собой могут создать за счет своих средств цех или участок на одном из них.

Работодатели предоставляют органам местного самоуправления и соответствующим территориальным органам государственной службы занятости населения информацию о движении квотируемых рабочих мест. Рекомендуемый срок представления этой информации - не позднее трех дней с момента принятия решения об их выделении, ликвидации или перепрофилировании, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.

В четвертом разделе Постановления говорится об источниках финансирования и льготах работодателям, выделяющим или создающим рабочие места.

«Рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств работодателей, средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, территориального фонда социальной поддержки населения, а также иных источников.

Для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места, органы местного самоуправления устанавливают льготы в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Для финансирования мероприятий по оказанию содействия занятости инвалидам с учетом региональных особенностей органами местного самоуправления могут создаваться целевые фонды за счет:

• средств местных бюджетов;

•средств внебюджетных фондов, образуемых органами местного самоуправления;

•отчислений работодателей на создание рабочих мест в пределах установленных квот;

• средств специализированных территориальных фондов и фондов социального страхования;

• добровольных взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц;

средств, выплачиваемых по штрафным санкциям работодателями, не выполнившими установленных квот» [10].

4. Социальная защита и поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья

Следующим важнейшим законом, посвященным вопросам занятости инвалидов, является Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года (ред. от 09.12.2010). Согласно ему органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства.

Статья 20 «Обеспечение занятости инвалидов» гласит:

«Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

6) организации обучения инвалидов новым профессиям».

Статья 21 Закона устанавливает квоты для приема на работу инвалидов и содержит следующее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов».

Статья 22 Закона посвящена специальным рабочим места для трудоустройства инвалидов. Согласно ей «специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов».

Статья 23 регламентирует условия труда инвалидов. Она гласит, что «инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней».

Статья 24 Закона содержит права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов. Она гласит:

«Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов» [11].

Проблеме трудоустройства инвалидов посвящен также Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов". В нем идет речь о создании единой системы учета инвалидов в Российской Федерации и организации на ее базе статистического наблюдения за социально-экономическим положением и демографическим составом инвалидов [12].

Степень утраты профессиональной трудоспособности инвалидами устанавливается Постановлением Правительства РФ № 965 от 13 августа 1996 года "О порядке признания граждан инвалидами" и зависит от группы инвалидности. После этого разрабатывается соответствующая индивидуальная программа реабилитации, которая в том числе включает в себя профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию [13].

5. Заключение

Таким образом, анализ отечественного законодательства по вопросам трудоустройства инвалидов показал следу-

ющее:

- Инвалиды имеют в трудовой сфере такие же права, как и любой другой человек. Это право на труд в целом, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защита от безработицы, профсоюзные права, поиск, получение, сохранение и возобновление работы, наем в государственном и частном секторе, приспособление рабочего места, профессиональная реабилитация.

- В нашей стране принят весомый, но явно недостаточный комплекс документов, регламентирующих нормативно-правовую базу трудоустройства инвалидов. Данная ситуация признается на самом высоком государственном уровне. Так, выступая 16 ноября 2011 года на встрече, посвященной проблемам инвалидов в России, президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что «российские законы, касающиеся жизни и работы людей с ограниченными возможностями, необходимо сделать более современными [14]». По словам президента, значительная часть норм о труде и социальном статусе лиц с ограниченными возможностями здоровья создавалась еще в советский период и морально устарела.

- Российская Федерация пошла по пути установления квот рабочих мест для инвалидов, а не по пути запрета дискриминации инвалидов при приеме на работу.

-Разработаны положения, определяющие степень утраты профессиональной трудоспособности, то есть порядок признания граждан инвалидами, а также регламентирующие такие вопросы как: индивидуальные программы реабилитации, специальные рабочие места, условия труда инвалидов, механизм квотирования рабочих мест.

-Государство обеспечивает инвалидам, ищущим работу, дополнительные гарантии путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специальных организаций, установления квоты для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

-Безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

- Для обеспечения профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в региональных службах занятости созданы специальные подразделения.

Несмотря на масштабность и серьезность национального законодательства по трудоустройству инвалидов, нашей стране предстоит еще много сделать в данном вопросе. Как уже было отмечено, ситуация с занятостью инвалидов в нашей стране очень серьезная. Лишь 10-20% инвалидов трудоспособного возраста в России сегодня имеют работу. На практике работодатели очень неохотно берут на работу инвалидов, часто нарушают трудовое законодательство в отношении их.

Такое поведение работодателей во многом обусловлено негативным отношением к инвалидам в нашем обществе в целом, что по-прежнему, к сожалению, имеет место, а также тем обстоятельством, что наше законодательство в целом ориентировано не столько на поощрение, сколько на принуждение работодателей брать на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья. По-прежнему существуют трудности для инвалидов с передвижением, транспортировкой к месту работы. Имеются проблемы с техническими приспособлениями. Инвалиды часто не имеют достаточного уровня профессионализма, квалификации и потому проигрывают конкурентную борьбу на нынешнем рынке труда, где ныне очень высока конкуренция.

Литература

1. Материалы к выступлению А.Ле-витской на заседании коллегии Миноб-рнауки России по вопросу "О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами" 19 мая 2010 года. / / WWW.MON.GOV.RU: официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru/ruk/dir/ levitskaya/dok/7312/

2. Мария Патрашко. Из дистанционной жизни в реальную. / Патрашко Мария // WWW.MILOSERDIE.RU: сайт комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете г. Москвы. URL: http://www.miloserdie.ru/ index.php?ss=4&s=19&id=8052 (дата обращения 25.10.2011).

3.П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирно-ва. Политики инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Издательство «Научная книга». 2006. 161 с.

4. Россия: на пути к равным возможностям. М.: «Весь мир», 2009. 56 с.

5. Доклад Министра здравоохране-

ния и социального развития РФ Т. А. Голиковой на заседании Совета по делам инвалидов при Президенте РФ // WWW.MINZDRAVSOC.RU: официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ. URL: http://www.minzdravsoc.ru/social/ invalid-defence/49.

6. Конвенция Международной организации труда о политике в области занятости № 122 от 9 июля 1964 года // WWW.LAWRUSSIA.RU: сайт портала «Законы России». URL: http:// www.lawrussia.ru/texts/legal_673/ doc673a728x923.htm (дата обращения 20.10.2011).

7. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 2009. 64 с.

8. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации" // Официальный сайт компании "Консультант Плюс". URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;rF103158fd=134;dsl=4294%7295from=102896-0 (дата обращения 29.10.2011).

9. Приказ Федеральной службы занятости № 75 от 16 июня 1993 года "О создании в органах службы занятости подразделений по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов, а также граждан, уволенных с военной службы" // LAW7.RU: сайт Российского Правового портала. URL: http: //law7. ru/base4 8/part3 / d48ru3917.htm (дата обращения 20.10.2011).

10. Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 9 от 6 февраля 1995 года "Об утверждении Рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" // INFOPRAVO.BY.RU: сайт ИнфоПраво: Законодательство СССР и России. URL: http://infopravo.by.ru/fed1995/ch04/ akt16733.shtm (дата обращения 20.04.2011).

11. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // WWW.CONSULTANT.RU: Официальный сайт компании "Консультант Плюс". URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req = doc; base=LAW;n=90021 (дата обращения 1.11.2011).

12. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1011 "О мерах по обеспече-

нию государственной поддержки инвалидов" (с изменениями от 27 апреля 2000 г.) // GARANT.RU: сайт информационно-правового портала «Гарант». URL: http://base.garant.ru/135367/ (дата обращения 20.10.2011).

13. Постановление Правительства РФ № 965 от 13 августа 1996 года "О порядке признания граждан инвалидами" // WWW.MED-PRAVO.RU: сайт «Медицина и право». URL: http:// www.med-pravo.ru/Postanovlenia/1996/ 965/965_1.htm (дата обращения 20.10.2011).

14.Отношение к инвалидам изменят на федеральном уровне. URL: http:// www.vesti.ru/doc.html?id=632448

References

1. Proceedings of the statement made by A. Levitskaya at the board meeting at the Russian Ministry of Education and Science on the issue "On measures to create conditions for professional education ofpersons with disabilities," May 19, 2010. // WWW.MON.GOVRU: the official website of the Ministry of Education and Science of RF. URL: http://mon.gov.ru/ruk/dir/ levitskaya/dok/7312/

2. Maria Patrashko. From distance life to real life. / Patrashko Maria // WWW.MILOSERDIE.RU: website committee on church social activities at the diocesan council of Moscow. URL: http:// www.miloserdie.ru/index.php?ss =4&s=19&id=8052 (date accessed 25/10/ 2011).

3. PV Romanov, E.R Yarskaya-Smirno-va. Disability Policy: Social citizenship of disabled persons in Russia today. Saratov: Publishing House "Nauchnaya kniga". 2006. 161 p.

4. Russia: towards equal opportunities. M.: "Vesy mir", 2009. 56 p.

5. Report of the Minister of Health and Social Development Tatyana Golikova at a meeting of the Council for the Disabled under the President of the Russian Federation / / WWW.MINZDRAVSOC.RU: the official website of the Ministry of Health and Human Development. URL: http:// www.minzdravsoc.ru/social/invalid-de-fence/49.

6. International Labour Organization Convention on Employment Policy number 122 of July 9, 1964 // WWW.LAWRUSSIA.RU: a portal site "The Laws of Russia." URL: http:// www.lawrussia.ru/texts/legal_673/ doc673a728x923.htm (date accessed 10/20/ 2011).

7. The Constitution of the Russian Fed-

eration. The official publication. M. Yurid. Lit., 2009. 64 p.

8. Law of the Russian Federation of 19.04.1991 № 1032-1 (as amended on 27.07.2010) "On the employment in the Russian Federation" // The official website of "Consultant Plus". URL: (Date accessed 29/10/2011).

9. Order of the Federal Employment Service number 75 dated 16 June 1993 "On creation of the employment service offices for vocational rehabilitation and employment of disabled persons and persons discharged from military service" / / LAW7.RU: site of the Russian legal portal. URL: http: //law7. ru/base4 8/part3 / d48ru3917.htm (date accessed 20/10/2011).

10. Decision of the Ministry of Labour

and Social Development of Russian Federation № 9 dated February 6, 1995 "On Approval of the Recommendations on the quota of jobs in enterprises, institutions and organizations for persons in special need of social protection" // INFOPRAVO.BY.RU: InfoPravo site: Legislation USSR and Russia. URL: http:// infopravo.by.ru/fed1995/ch04/ akt16733.shtm (date accessed 04/20/2011).

11. Federal Law "On social protection of invalids in the Russian Federation" dated November 24, 1995 № 181-FZ // WWW.CONSULTANT.ru: Official site of "Consultant Plus". URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW;n =90021 (date accessed 11/01/2011).

12. Presidential Decree of July 1, 1996 N 1011 "On measures to ensure public support for disabled persons" (as amended on April 27, 2000) // GARANT.RU: site information and legal portal "guarantor." URL: http://base.garant.ru/135367/ (date accessed 20/10/2011).

13. Russian Federation Government Resolution № 965 of August 13, 1996 "On the recognition of citizens with disabilities" // WWW.MED-PRAVO.RU: website "Medicine and Law." URL: http://www.med-pravo.ru/Postanovlenia/1996/965/ 965_1.htm (date accessed 10/20/2011).

14. Attitude towards people with disabilities will change at the federal level. URL : http : //www.vesti.ru/doc.html ?id=632448

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.