10.7. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ
Баранова Анна Андреевна, главный специалист отдела профессионального развития гражданских служащих Место работы: Управление госслужб и кадров Департамент Городского имущества г. Москвы
Джафарлы Амина Алиаскер гызы, ведущий специалист
Место работы: Верховный Суд Азербайджанской Республики, г. Баку
Ахвердова Инга Альбертовна, помощник члена Совета Федерации по работе в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Место работы: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Черепко Наталья Геннадьевна, советник правовой и лингвистической экспертизы законопроектов Место работы: Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Аннотация: В статье проанализированы источники права социальной защиты инвалидов России. Рассмотрена Конвенция ООН о правах инвалидах, как международный документ в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выделено понятие «инвалид». Проанализированы законодательные акты в сфере социального обеспечения инвалидов.
Ключевые слова: инвалид, лица с ограниченными возможностями здоровья, Конвенция ООН о правах инвалидов, Декларации о правах инвалидов, «Доступная среда».
THE ROLE OF INTERNATIONAL INSTRUMENTS IN THE FORMATION OF NATIONAL SOURCES OF LAW OF SOCIAL PROTECTION OF INVALIDS IN RUSSIA
Baranova Anna A., Chief specialist of the department of professional development civil servants and staff of the Office of state services City Property Department of Moscow
Place of employment: the department of professional development civil servants and staff of the Office of state services City Property Department of Moscow
Jafarli Amin A. g., Leading specialist of the Supreme Court Republic of Azerbaijan, Baku Place of employment: the Supreme Court Republic of Azerbaijan, Baku
cafarliamina@gmail. com
Ahverdova Inga A., Assistant Federation Council members to work in The Federation Council of the Federal Assembly Place of employment: The Federation Council of the Federal Assembly
Cherepko Natalia G., Advisor to the legal and linguistic expertise of the Legal Department of the State Duma draft laws Federal Assembly
Place of employment: the Legal Department of the State Duma draft laws Federal Assembly
Abstract: the article analyzes the sources of law social security disability Russia. Considered the UN Convention on the rights of persons with disabilities, as an international document in the field of protection of the rights of persons with disabilities. A dedicated person with disability. Analyzed legislative acts in the sphere of social security of disabled persons.
Keywords: handicapped, persons with disabilities, the UN Convention on the rights of disabled persons Declaration on the rights of persons with disabilities «Accessible environment».
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья является Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008
года после ратификации двадцатой страной. В настоящее время 154 страны подписали Конвенцию и 125 стран ее ратифицировали. Российская Федерация в 2008 году подписала и в 2012 году ее ратифицировала. Конвенция о правах инвалидов не предусматривает создания каких-
Баранова А. А., Джафарлы А. А. г, Ахвердова И. А., Черепко Н.Г.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ
либо новых прав или норм.
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов (меньше 9% от численности населения страны) и более 40 млн маломобильных граждан - 27,4% населения.
Одним из направлений Конвенции является обеспечение доступа инвалидам наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Еще одним важнейшим направлением Конвенции является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна охватывать медицинский, социальный аспекты и вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
Необходимо отметить, что подписание Конвенции ООН о правах инвалидов и ее ратификация в Российской Федерации заметно активизировали внимание государства и общества к нуждам и заботам инвалидов, в том числе инвалидов боевых действий и военной травмы.
Поворотным шагом в сфере социального обеспечения и социальной защиты инвалидов является подписание Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и вступление ее в силу на территории РФ 25 октября 2012 г. С этого момента в России стала активно формироваться нормативная правовая база в сфере социальной защиты инвалидов и создания для их жизни благоприятных условий[4].
Следует отметить, что в настоящее время в нашем обществе отношение к инвалидам имеет в большей степени негативный окрас. Так, например, Н.А. Коро-стелева утверждает следующее: «Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Во многом это обусловлено тем, что инвалид ограничен в связях с окружающим миром и мобильности в силу субъективных факторов (состояние его физического и психического здоровья) и сложившимся общественным сознанием» [3, 84].
Согласно Декларации о правах инвалидов: «Инвалид - это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его физических или умственных возможностей»[1].
Первым законодательным актом Российской Федерации (после Конституции) в сфере социального обеспечения инвалидов стал принятый в 1995 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[8].
Он является правовой основой по регулированию общественных отношений, складывающихся в процессе жизнедеятельности инвалидов, затрагивает все сферы жизнедеятельности инвалида, предусматривает меры социального обеспечения инвалидов в РФ[5].
В 2007 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена Концепция демографической политики РФ [9], которая рассчитана до 2025 г. В данном акте Президент определил основные задачи по укреплению здо-
ровья населения, для реализации которых предусмотрено «обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов».
В докладе Уполномоченного по правам человека в Астраханской области справедливо отмечается, что «безбарьерная среда - это не только пандусы и перила у подъездов домов, аптек и поликлиник. Это и оборудованные тактильной плиткой переходы и остановки; и специальные подъемники и поручни для колясочников, и «бегущая строка» для глухих в автобусах; и сайты с версией для слабовидящих; и библиотеки с книгами на азбуке Брайля; и спортивные залы для инвалидов. Это - осознание людьми того, что нельзя ставить свою машину в специальных местах, отведенных для парковки транспортных средств инвалидов. Это - воспитание в наших детях уважительного и доброго отношения к своим сверстникам с ограниченными возможностями» [2].
Сегодня государством предпринимаются самые серьезные меры по данной проблеме[6]. На государственном уровне была создана Целевая программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг. [7]. Цель этой программы заключается в предотвращении возникших проблем, связанных с доступностью инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. В Астраханской области данная инициатива была подхвачена принятием программы «Доступная среда», предназначенной для улучшения жизни инвалидов и малоподвижных групп населения. Однако следует заметить, что по состоянию на начало 2015 г. намеченные цели практически не реализуются, глобальных изменений по доступности объектов инфраструктуры и улучшению жизни инвалидов практически не произошло.
В докладе Уполномоченного по правам человека в Астраханской области отмечено следующее: «Результаты выборочного исследования объектов социальной инфраструктуры показали, что практически 90 % всех изученных социально значимых объектов Астрахани недоступны для инвалидов. В ходе исследования обнаружилось, что в недавно построенных и строящихся жилых комплексах нет пандусов, специально оборудованных тамбуров, лифтов, лестничных площадок. Весьма распространен феномен «мнимой доступности» (когда угол наклона пандуса не позволяет им воспользоваться, а кнопка вызова не работает)». Тем не менее, следует отметить, что на территории Астраханской области доступность объектов чаще всего обеспечивается в банковской сфере и объектах социальной защиты населения. Также в последние два года на территории г. Астрахани стали появляться первые многоэтажные жилые дома, подъезды которых оборудованы подъемниками для инвалидов-колясочников, лифты имеют два выхода (отдельный выход для инвалидов-колясочников), в лифтах имеются перила, номера этажей на кнопках указаны не только арабскими цифрами, но и шрифтом Брайля, имеется цифровое табло, где указываются номера проезжаемых этажей, и звуковое сопровождение для слепых. Следует констатировать, что мероприятия по формированию «доступной среды» носят локальный характер и пока еще не затронули всех объектов инфраструктуры.
На законодательном уровне продолжили совершенствование процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, в Российской Федерации с подписа-
нием Конвенции о правах инвалидов в 2012 г. законодательство о социальном обеспечении и защите инвалидов стало развиваться быстрыми темпами. Современное законодательство охватывает различные стороны жизни инвалидов, определяет их правовой статус, их положение в обществе в целом. Осуществляется переход от медицинской модели инвалидности к социальной, что подтверждают тенденции развития законодательства по вопросам социального обеспечения и социальной защиты инвалидов. Реализация в жизнь всех тех норм, которые закреплены в нормативных правовых актах, позволит инвалидам вести достойную жизнь и не чувствовать себя изгоями в современном обществе.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность текста - 79,62%
Список литературы:
1. Декларация о правах инвалидов. ООН от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. Режим доступа к журн.: www.rod№ikzhi7№i.ru. Дата обращения: 16.11.2016.
2. Доклад о положении с правами человека в Астраханской области в 2014 г. // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Астраханской области. [Электронный ресурс]. Режим доступаМр: // www.ast-ombu.ru Дата обращения: 16.11.2016.
3. Коростелева Н.А. Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 8. С. 84-89.
__ 4. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7.
5. Лоторев Е.Н. Конституционная ответственность органов государственной власти субъектов РФ: современные реалии и перспективы законодательного регулирования // Сборник трудов конференции «Система подготовки управленческих кадров Российской Федерации в условиях модернизации». Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина (Саратов, 24 ноября 2011 г.). Саратов: Издательство: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2012. С. 75-77.
6. Макеева И.В. О поводах к возбуждению уголовного дела (в свете дополнений уголовно-процессуального законодательства) // Путеводитель предпринимателя. 2015. № 26. С. 190-195.
7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг.» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 49. Ст. 6987.
8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. № 234.
9. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Ахвердовой И. А., Барановой А. А., Черепко Н. Г., Джафарлы А. А. г., «Источники права социальной защиты инвалидов в России»
В представленной статье рассматриваются как международные, так и внутригосударственные источники права в области социальной защиты инвалидов. В частности, анализируется принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года после ратификации двадцатой страной. В настоящее время 154 страны подписали Конвенцию и 125 стран ее ратифицировали. Российская Федерация в 2008 году подписала и в 2012 году ее ратифицировала.
На примере деятельности Уполномоченного по правам человека по Астраханской области дается обзор правоприменительной практики реализации норм указанной Конвенции.
Кроме того, авторами анализируются использования правового термина «инвалид», как в источниках национального права, так и в международно-правовых актах.
Рассматриваются на законодательном уровне совершенствование процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг для инвалидов.
Таким образом, на основании данной статьи показано, что законодательство РФ в настоящее время охватывает различные стороны жизни инвалидов, определяет их правовой статус, их положение в обществе в целом. Осуществляется переход от медицинской модели инвалидности к социальной, что подтверждают тенденции развития законодательства по вопросам социального обеспечения и социальной защиты инвалидов.
В тексте статьи указанные выводы авторов подкреплены статистическими данными.
В целом статья Ахвердовой И.А., Барановой А.А., Черепко Н.Г., Джафарлы А. А. г., отражает современные подходы к проблемам банковского кредита в России.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Резензент, Доцент кафедры
государственно-правовых дисциплин Юридического факультета Российского государственного социального университета, кандидат юридических наук
Н.Б. Слюсарь