ИНВАЛИДНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Лыхина Т.А., соискатель кафедры международного права СПбГУ, преподаватель кафедры медицинского права. Место работы: Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова.
Аннотация. В статье рассматривается эволюция понятия ««инвалидность» в международном праве. На основе анализа терминов ««инвалидность», ««нетрудоспособность», ««инвалид», содержащихся в международных документах в области прав инвалидов, автор приходит к выводу, что современный международно-правовой подход к инвалидности строится на модели прав человека и требует активного участия государства в обеспечении реализации прав инвалидов.
Ключевые слова: права инвалидов, инвалидность, международное право прав человека, Конвенция по правам инвалидов.
DISABILITY IN THE VIEW OF MODERN INTERNATIONAL LAW
Lykhina T.A., Post-graduate, Chair of International Law, Saint-Petersburg State University, a Lecturer in Medical Law, The State Educational Institution.
Place of employment: Higher Vocational Training I.M. Seche-nov Moscow Medical Academy under The Federal Agency of Health Care and Social Development.
Annotation. The article reviews an evolution of the “disability” concept in the international law. The analysis of definitions “disability”, “handicap”, “person with disability” contained in the basic international instruments on the rights of persons with disabilities makes the author to come to a conclusion that modern approach to disability is based on the model of human rights and requires active participation of a state in order to provide persons with disabilities full enjoyment of human rights.
Keywords: human rights of persons with disabilities, disability, international law of human rights, Convention on the Rights of Persons with Disabilities, CRPD.
Со времен принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. идея принадлежности прав человека всем без исключения проникла не только в правосознание миллионов людей по всему миру, но получила широкое признание и закрепление во множестве международно-правовых актов и в конституционном законодательстве практически всех государств мира. Однако, тем не менее, очевидна сложность обеспечения, как повсеместного соблюдения прав человека, так и применительно к отдельным социальным группам населения. Именно поэтому после разработки международных актов универсального характера, таких как Всеобщая декларация прав человек 1948 г. и Пакты о правах человека 1966 гг., приоритетное внимание стало уделяться отдельным группам прав и распространению всего многообразия прав человека на группы, нуждающиеся в особой правовой защите.
Права инвалидов в этом отношении не стали исключением, хотя международное право обратилось к проблеме инвалидности сравнительно поздно и преодолело сложный путь, прежде чем за инвалидами были признаны полнота прав и равенство возможностей. На
наш взгляд, выявление особенностей формирования и изменения международно-правового подхода к инвалидности должно способствовать более правильному пониманию сути современного понимания прав инвалидов, что особенно важно с учетом стремления ряда государств, в том числе Российской Федерации, стать участником Конвенции о правах инвалидов.
Инвалидность - это комплексный феномен. С одной стороны, она связана с состоянием здоровья, его функциональными нарушениями, которые могут иметь различные причины, характер и степень выраженности, с другой стороны, инвалидность всегда имеет социальное измерение - взаимоотношения инвалида с государством и обществом. Оба фактора, точнее, определенное их соотношение, имеют принципиальное значение для права, так как с точки зрения права инвалидность - это специальный статус,1 который определяет объем взаимных прав и обязанностей инвалида и государства. Таким образом, закрепляя некоторый объем прав и свобод инвалидов, право воспринимает сложившиеся социальные отношения и медицинские достижения в сфере инвалидности, в то же время оно нормативно оформляет отношения инвалида с государством в лице его органов и с иными лицами. Поэтому для права принципиален вопрос, кого следует считать инвалидом.
Первые инвалидозащитные нормы появились в международном праве в 70-х годах. С тех пор международное сообщество выработало ряд документов, закрепляющих права инвалидов. К числу наиболее значимых из них можно отнести следующие международные акты:
- Декларация прав умственно отсталых лиц 1971 г.;2
- Декларация прав инвалидов 1975 г.;3
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов 1982 г.;4
- Конвенция МОТ О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1983 г.;5
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г.;6
- Конвенция о правах инвалидов 2006 г.7
1 Басик В.П. Эволюция правового статуса личности и его отражение в российской правовой науке // Правоведение. - 2005. - № 1. - С. 28.
2 Декларация прав умственно отсталых лиц. Принята Резолю-
цией 2856 ГА ООН от 20 декабря 1971 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. - иК1_:
http://www.un.org/russian/documen/declarat/retarded.htm (дата обращения: 16.09.09).
3 Декларация прав инвалидов. Принята Резолюцией ГА ООН
3447 от 09 декабря 1975 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. - иК1_:
http://www.un.org/russian/documen/declarat/disabled.htm (дата обращения: 16.09.09).
4 Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 ГА ООН от 3 декабря 1982 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. - иК1_: http://www.un.org/russian/disabilities/default.asp?navid=38&pid=553 (дата обращения: 16.09.09).
5 Конвенция №159 о профессиональной реабилитации и заня-
тости инвалидов. Принята Генеральной Конференцией МОТ 01 июня 1983. Вступила в силу 20 июня 1985. Ратифицирована СССР 29 марта.1988. [Электронный ресурс] // Международная Организация Труда [сайт]. - иК1_:
http://www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv159.htm (дата обращения: 16.09.09).
6 Стандартные правила обеспечения равных возможностей для
инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 ГА ООН от 20 декабря
1993 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. - иК1_:
http://www.un.org/russian/documen/convents/disabled.htm (дата обращения: 16.09.09).
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку международным сообществом были также выработаны многочисленные международные документы во исполнение вышеуказанных международных актов, региональные международные документы и классификации нарушений здоровья ВОЗ, которые создают медицинскую основу правового регулирования.
Тем не менее, перечисленные документы отражают развитие отношения к инвалидности в международном сообществе. Так, первые документы, принятые на международном уровне для защиты прав инвалидов, явно носили политический характер (Декларации 1971 и 1975 гг.). Их немногочисленные положения призывали государства подтвердить принадлежность инвалидам прав человека и гражданина.
Впоследствии характер документов постепенно меняется. Всемирная программа действий 1982 г. и Стандартные правила 1991 г. представляют собой развернутые международные акты, в которых не только перечислены основные права, принадлежащие инвалидам наравне с другими людьми, но и содержатся положения, способствующие реализации инвалидозащитной политики государств.
Особое место в системе международно-правовых актов, регулирующих права инвалидов, занимает Конвенция о правах инвалидов 2006 г. В отличие от большинства ранее принятых документов в этой сфере, Конвенция носит не рекомендательный, а обязательный характер. Это означает, что государства-участники Конвенции берут на себя обязательства юридического характера, соблюдение которых контролируется с помощью учрежденных Конвенцией международных механизмов - Комитета по правам инвалидов и Конференции государств-участников.
На примере этих документов можно проследить эволюцию подхода к понятиям «инвалид» и «инвалидность».
Декларация о правах инвалидов содержит следующее определение: «выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей».8 В данном определении обращает на себя внимание, что инвалидность определяется через «неспособность» к самостоятельному обеспечению жизни и на причину этой неспособности - «недостаток ... умственной или физической способности».
В определении Всемирной программы инвалидность рассматривается как «любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека».9 При этом документ проводит разграничение между понятиями инвалидности и нетрудоспособности. Нетрудоспособность определяется как «ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или
7 Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106
ГА ООН 13 декабря 2006. Вступила в силу 3 мая 2008 г. Россия подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., но пока не ратифицировала ее. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. - ІІКІ.:
http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html (дата обращения: 16.09.09).
8 Декларация о правах инвалидов 1975 г. Ст. 1.
9 Всемирная программа действий в отношении инвалидов 1982. Ст. 6, ч. «с».
лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов».10
Конвенция МОТ №159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» содержит близкое по смыслу определение: инвалид - «лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с надлежащим образом подтвержденным физическим или психическим дефектом».11
Так же как и в Декларации о правах инвалида, акцент в этих определениях смещен на инвалидность человека, его «неспособность», «ограниченность возможностей» по сравнению с «нормальными людьми».
Определения, приведенные выше, отражают сложившееся на международном уровне отношение к инвалидам и инвалидности, существовавшее до середины 80-х годов.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г. свидетельствуют о значительных изменениях, которые произошли в отношении к инвалидам и инвалидности. Уже в самом названии документа - «Правила обеспечения равных возможностей» говорится о том, что возможности инвалидов не рассматриваются как ограниченные, они должны быть равными, их равенство должно обеспечиваться государством. Статьи 17 и 18 Стандартных правил содержат определения инвалидности и нетрудоспособности, которые наглядно демонстрируют изменение отношения к инвалидам. Так, «термин «инвалидность» включает в себя значительное число различных функциональных ограничений, которые
12
встречаются среди населения во всех странах мира».12 Однако наибольший интерес с точки зрения исследуемого нами вопроса, представляет собой характеристика нетрудоспособности: «утрата или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими. предполагает отношение между инвалидом и его окружением».13 Причем, в самом документе указывается, что термин «нетрудоспособность» используется «с целью подчеркнуть недостатки окружения и многих аспектов деятельности общества,. которые ограничивают возможности инвалидов участвовать в жизни общества наравне с другими».14
Таким образом, мы можем наблюдать, что по сравнению с ранее принятыми международными документами, Стандартные правила вводят в определение нетрудоспособности новый элемент, который не учитывался ранее - «недостатки окружения и многих аспектов деятельности общества». Следовательно, ограничения возможностей, с которыми сталкиваются инвалиды, вызваны не только функциональными ограничениями здоровья, но и ограничениями среды. Тем самым, Стандартные правила обеспечения равных возможностей обозначили переход к новому пониманию инвалидности на международном уровне. Это так называемая «социальная модель инвалидности» или модель, основанная на признании прав человека в
10 Там же.
11 Конвенция №159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Ст. 1.
12 Стандартные правила обеспечения равных возможностей. Ст. 17.
13 Стандартные правила обеспечения равных возможностей. Ст. 18.
14 Там же.
противовес распространенной ранее «медицинской модели».
Их суть состоит в следующем. Медицинская модель рассматривает инвалида с точки зрения существующих у него физических, сенсорных, психических или интеллектуальных недостатков. Акцент на нарушениях здоровья переносит «проблему» инвалидности на самого человека. Это порождает тенденцию к проблема-тизации человека, и в системе социальных отношений инвалид рассматривается как объект медицинского вмешательства.15 Медицинская модель заостряет внимание на неспособности человека самостоятельно жить без активной поддержки государства и помощи посторонних лиц. Поэтому вольно или невольно он начинает восприниматься как человек, бесполезный для общества. Право в данном случае нормативно оформляет иждивенческий характер отношений «инвалид -общество», что выражается как в нормативной формулировке инвалидности, отражающей официально признанную позицию, так и в характере правовых отношений, которые носят преимущественно льготнодотационный характер и направлены на дальнейшую социальную изоляцию инвалида.
Социальная модель или «модель прав человека» акцентирует внимание на представлении о неотъемлемом достоинстве каждого человека и лишь затем, в случае необходимости, на характеристиках здоровья. В основе этой модели лежит тезис, что человек с инвалидностью может самостоятельно принимать решения, касающиеся его жизни.16 Следует заметить, что изначально такой подход формулировался в отношении лиц с физическими нарушениями, и лишь в середине 90-х нашел ограниченное применение в отношении лиц с интеллектуальными и умственными нарушениями. Так, вопрос об ограничении и объеме дееспособности лиц с интеллектуальными и психическими нарушениями до сих пор не нашел единообразного решения в правоприменительной практике как на национальном, так и на международном уровне. Об этом, в частности, свидетельствует дело Штукатуров против России, рассмотренное в Европейском Суде по правам человека (дело Shtukaturov - Russia No 44009/05).
Данная модель, не отрицая необходимости надлежащего лечения и мер реабилитации, видит истоки проблематизации инвалидности в недостаточном внимании, которое государство и гражданское общество уделяют особенностям инвалидов. Соответственно, государству следует прилагать усилия для устранения созданных обществом барьеров для того, чтобы обеспечить уважение достоинства и полноту прав всех людей.17 Однако такая позиция, очевидно, не была воспринята большинством государств, что выразилось в характере документа: Стандартные правила носят рекомендательный характер.
Результатом развития концепций, заложенных в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г., стало принятие в 2006 году единой всеобъемлющей Конвенции о правах инвалидов.
15 G. Quinn, T. Degener “Human Rights and Disability. The current use and future potential of United Nations human rights mechanisms in the context of disability” HR/PUB/02/1, United Nations, New York and Geneva, 2002. - P. 14.
16 Kayess R., French P. Out of Darkness into Light. Introducing the Convention on the Rights of Persons with Disabilities // Human rights Law Review. - 2008. - №8. - P. 12.
17 Quinn G., Degener T. - P. 14.
Новая Конвенция в статье, посвященной определениям, не содержит понятий «инвалид» и «инвалидность». Мы предполагаем, что это может быть обусловлено сложностью согласования позиций государств по данному вопросу. Тем не менее, в целях понимания Конвенции статья 1 относит к инвалидам «лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Кроме того, отказ от строго определения термина инвалид отчасти объясняет Преамбула Конвенции. В пункте «е» преамбулы государства-участники договора «признают, что инвалидность - это эволюционирующее понятие, и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющимися нарушениями здоровья людей и отношенческими и средовыми барьерами и которое машет их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». На наш взгляд, приведенное в Преамбуле определение не ограничивает возможности государств-участников в самостоятельном формулировании термина «инвалидность» во внутреннем праве, что позволит успешно адаптировать Конвенцию о правах инвалидов в странах с различными правовыми и социальноэкономическими системами. По мнению исследователей Конвенции, перечисленные в статье 1 признаки инвалидности, задают минимальные рамки в вопросе, кого следует считать инвалидом. По усмотрению государств, круг лиц признаваемых инвалидами, может быть расширен. Например, инвалидами могут быть признаны лица в случае, если нарушения здоровья носят не только устойчивый, но и временный харак-тер.18
Принципиальным моментом для понимания нового подхода к инвалидности является «взаимодействие с отношенческими и средовыми барьерами».19 Создатели Конвенции исходили из утверждения, что не инвалид является неприспособленным к нормальной социальной и физической среде, а физическое и социальное окружение содержит барьеры, препятствующие нормальной жизни инвалида и эффективной реализации его прав.20 В качестве примера таких барьеров можно привести лестницу без пандуса, препятствующую нормальному передвижению инвалида-колясочника, предубеждение врача, считающего, что «ребенок с диагнозом ДЦП - безнадежен»21 или корпоративные нормы, ограничивающие возможность использования услуг авиаперевозчика инвалидом без сопровождающего лица.22
На наш взгляд, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Прежде всего, можно кон-
18 Жаворонков Р.Н. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов. Ана-лит. записка. - М. - 2008. - С. 42.
19 Конвенция о правах инвалидов. Преамбула, п. «е».
20 “From Exclusion to Equality. Realizing the rights of persons with disabilities Handbook for Parliamentarians on the Convention on the Rights of Persons with Disabilities and its Optional Protocol” / HR/PUB/07/6. - United Nations. - Geneva. - 2007. - P. 4.
21 Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости // Социологические исследования. - 2005. - №2. - С. 45.
22 Минздрав защитит права инвалидов, в том числе на авиа-
транспорте [Электронный ресурс] // Российское информационное агентство «РИА Новости»: [сайт]. - URL:
http://www.rian.ru/society/20090318/165268328.html (дата обращения: 22.06.09).
статировать, что понятие инвалидности в международном праве за последние тридцать лет претерпело значительные изменения. Во-вторых, фокус внимания международного права постепенно сместился с медицинских аспектов инвалидности к социальным и правовым - на его отношения и взаимодействия с обществом и окружающей средой. Это предполагает, что инвалидность перестает быть исключительно вопросом оказания медицинской помощи и восстановления здоровья, но становится вопросом обеспечения максимального объема прав инвалида для его доступно нормального и эффективного участия в жизни общества. В-третьих, произошел переход от формального провозглашения принадлежности прав человека инвалидам к юридической обязанности государств обеспечить всеми доступными мерами равенство возможностей и разумно достижимый объем реализации прав человека инвалидов. Наконец, международное право отказалось от стремления преодолеть состояние нездоровья и направило арсенал правовых средств на устранение «барьерности» общества и среды обитания в целях ее приспособления для нормальной и полноценной жизни одной десятой населения планеты.
Такой подход к инвалидности должен на международном уровне изменить восприятие инвалидов, которых государство обычно стремилось изолировать от участия в нормальной повседневной жизни. При этом важно, что равенство прав инвалидов, восприятие их через призму прав человека не отменяет их специфики или особых потребностей. Новая модель инвалидности предполагает создание специфических механизмов реализации прав инвалидов и ответственность государства и общества за преодоление внешних барьеров и ограничений, в том числе возникающих в результате недостаточности правового регулирования.
Список литературы:
1. Басик В.П. Эволюция правового статуса личности и его отражение в российской правовой науке // Правоведение. - 2005. - № 1. - С. 28.
2. Декларация прав умственно отсталых лиц. Принята Резолюцией 2856 ГА ООН от 20 декабря 1971 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. - ШЬ:
http://www.un.org/russian/documen/declarat/retarded.htm (дата обращения: 16.09.09).
3. Декларация прав инвалидов. Принята Резолюцией ГА ООН 3447 от 09 декабря 1975 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. -Ш1_:
http://www.un.org/russian/documen/declarat/disabled.htm,
свободный.
4. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 ГА ООН от 3 декабря 1982 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. - Ш1_:
http://www.un.org/russian/disabilities/default.asp?navid= 38&pid=553 (дата обращения: 16.09.09).
5. Конвенция №159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Принята Генеральной Конференцией МОТ 01 июня 1983. Вступила в силу 20 июня 1985. Ратифицирована СССР 29 марта.1988. [Электронный ресурс] // Международная Организация Труда [сайт]. - Ш1_:
http://www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv159.htm (дата обращения: 16.09.09).
6. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 ГА ООН от 20 декабря 1993 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. - URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/disabled.htm (дата обращения: 16.09.09).
7. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 ГА ООН 13 декабря 2006. Вступила в силу 3 мая 2008 г. Россия подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., но пока не ратифицировала ее. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. - URL:
http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.ht ml (дата обращения: 16.09.09).
8. Декларация о правах инвалидов 1975 г. Ст. 1.
9. Всемирная программа действий в отношении инвалидов 1982. Ст. 6, ч. «с».
10. Там же.
11. Конвенция №159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Ст. 1.
12. Стандартные правила обеспечения равных возможностей. Ст. 17.
13. Стандартные правила обеспечения равных возможностей. Ст. 18.
14. Там же.
15. G. Quinn, T. Degener “Human Rights and Disability. The current use and future potential of United Nations human rights mechanisms in the context of disability” HR/PUB/02/1, United Nations, New York and Geneva, 2002. Р. 14.
16. Kayess R., French P. Out of Darkness into Light? Introducing the Convention on the Rights of Persons with Disabilities // Human rights Law Review. - 2008. - №8. -P. 12.
17. G. Quinn, T. Degener. Op. cit. - Р. 14.
18. Жаворонков Р.Н. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов. Аналит. записка. - М. -2008. - С. 42.
19. Конвенция о правах инвалидов. Преамбула, п. «е».
20. “From Exclusion to Equality. Realizing the rights of persons with disabilities Handbook for Parliamentarians on the Convention on the Rights of Persons with Disabilities and its Optional Protocol” / HR/PUB/07/6. - United Nations. - Geneva. - 2007. - P. 4.
21. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости // Социологические исследования. -2005. - №2. - С. 45.
22. Минздрав защитит права инвалидов, в том числе на авиатранспорте [Электронный ресурс] // Российское информационное агентство «РИА Новости»: [сайт]. -URL: http://www.rian.ru/society/20090318/165268328.html (дата обращения: 22.06.09).
РЕЦЕНЗИЯ
В представленной статье соискатель Лыхина Т.А. рассматривает проблему эволюции международноправового подхода к инвалидности в период с 70-х годов ХХ века до принятия в 2006 г. Конвенции ООН о правах инвалидов. На основе анализа дефиниций «инвалид», «инвалидность», «нетрудоспособность», содержащихся в международно-правовых актах о защите прав инвалидов, автор раскрывает смысл современного понятия «инвалидность» в международном праве и
выявляет изменение подхода к «инвалидности» от медицинской модели к модели прав человека.
Актуальность данной исследовательской работы обусловлена тем, что Российская Федерация готовится к ратификации Конвенции о правах инвалидов и в настоящее время предпринимает действия по приведению национального законодательства в соответствие с этим социально значимым международным договором. В связи с этим необходимо обратиться к концепциям, лежащим в основе международного понимания инвалидности, выявить их специфику и существенные отличия по сравнению с предшествующими периодами. В данной статье нашел отражение вопрос об эволюции понятия «инвалидность» в контексте отношений в системе «инвалид-государство».
Сложность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что феномен инвалидности традиционно являлся предметом изучения медицинских и социологических наук. В отечественной науке международного права нет самостоятельных исследований на данную тему - научные труды по праву социального обеспечения, конституционному и трудовому праву обычно затрагивают лишь отельные международно-правовых аспекты прав инвалидов. Кроме того, базовый международный акт -Конвенция о правах инвалидов - появился сравнительно недавно, в 2006 г., и исследователям еще предстоит дать всестороннюю оценку этому международному договору.
Считаю, что в целом результаты, полученные автором, являются действительно новым научным знанием в области международного права. Проведенный соискателем анализ показывает, что эволюция международного подхода к инвалидности представляет одну из важных проблем в сфере изучения прав человека. Выводы, предлагаемые в статье, представляют ценность для развития отечественной концепции инвалидности в соответствии с требованиями международного права.
Данная статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, заслуживает положительного отзыва и публикации в научных рецензируемых журналах.
Заведующий кафедрой международного права Санкт-Петербургского государственного
университета к.ю.н., доцент Иваненко В.С.