_
ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ХудоренкоЕлена Александровна
к.п.н., доцент кафедры Мировой Экономики и Международных Отношений ГОУ ВПО «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», (495) 442-23-93, [email protected]
В статье исследуется проблематика инвалидности на мировом уровне и на уровне РФ, анализируются причины низкой доступности образования для инвалидов в России и рассматриваются пути возможного решения проблемы.
Ключевые слова: экономика, основанная на знаниях, лица с ограниченными возможностями здоровья, доступность образования, безбарьерная среда,
коррекционные учебные заведения, социальная интеграция,
инклюзивное образование, личностные компетенции.
Hudorenko Elena Aleksandrovna
Candidate of science, pedagogics; The senior lecturer of chair of Economic and the International Relations SEI HPE «The Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics», (495) 442-23-93,
AVAILABILITY F EUCATI NAL SERVICESTPERS NSWITHTHE LIMITEHEALTH PSSIBILITIES
In the article the physical inability problematics at world level and at level of the Russian Federation is investigated, the reasons of low availability of formation for invalids in Russia are analyzed and ways of the possible decision of a problem are considered.
Keywords: economy based on knowledge, people with the limited health possibilities, education availability, the sphere without barriers, correcting educational institutions, social integration, inclusive education, personal competences.
Являясь важнейшим фактором социализации человека, образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение. Оно дает им возможность включиться в нормальную трудовую деятельность, быть полезными, деятельными и социально значимыми гражданами своего государства, обеспечить свое благосостояние, непрерывное интеллектуальное развитие, духовный и творческий рост. Иначе говоря, образование для инвалидов является особым социальным ресурсом, имеющим первостепенное значение, целенаправленно действующим на уменьшение их изоляции и экономической зависимости. Между тем, существующая сегодня система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ не соответствует принципам Конвенции ООН о правах инвалидов. По сути, она является устаревшей, устанавливая жесткие барьеры для представителей определенных социальных групп, закрепляя существующее в обществе неравенство и сегрегацию.
Ликвидация неравенства в получении образовательных услуг со стороны разных групп населения является одной из ключевых задач современности. В период, когда интеграция и глобализация стали единственно возможными способами эволюции для большинства стран мира, неравенство существенно тормозит прогресс человечества, приводит к росту недовольства деятельностью национальных и международных правительств, перекосам в развитии, социальным и политическим конфликтам.
«Ключевая задача заключается в обеспечении того, чтобы широкое видение образования для всех в качестве всеобъемлющей концепции находило свое отражение в политике национальных правительств», - записано в резолюции Дакарского форума, посвященного проблемам современного образования1.
Всестороннее освещение проблема неравенства получила в Программе Юнеско «Образование для всех», сверхзадачей которой стало устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной степени привлекает внимание к проблемам образования относительно такой категории граждан, как лица с ограниченными возможностями здоровья.
По мнению экспертов, именно эта, внутренне сложная и многообразная, категория людей служит своего рода социальным индикатором истинной доступности образования для населения в целом2. Вот почему, расширение доступности образования инвалидов, интегрирование их в образовательную среду всегда было и есть в центре внимания большинства стран мира. Так, к примеру, представители высшего руководства стран ОЭСР к числу приоритетных задач образовательной политики на ближайшие 3-5 лет отнесли включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в общие образовательно-воспитательные программы3.
1 Образование для всех: выполнение наших общих обязательств / Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г. С. - 6.
2 Л. В. Андреева, Д. И. Бойков, Е. Ф. Войлокова, Ю. Г. Елизарова, В. 3. Кантор, С. В. Кудрина, Л. В. Лопатина, Л. В. Матвеева, Ю. В. Нефедова, Г. В. Никулина, Г. Н. Пенин. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте Программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. / Андреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф., Елизарова Ю. Г., Кантор В. 3., Кудрина С. В., Лопатина Л. В., Матвеева Л. В., Нефедова Ю. В., Никулина Г. В., Пенин Г. Н./ Санкт-Петербург: издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. С. - 6.
3 Образовательная политика зарубежных стран 24 марта 2006 года http://www.kremlin.ru/text/docs/ 2006/03/104573^^1
Экономика, Статистика и Информатика 25 №4, 2009
В целом же, проблема инвалидности, потери здоровья сегодня, как никогда является одной из самым острых проблем, стоящих перед человечеством. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 600-ти млн. инвалидов4, что, к примеру, намного превышает количество населения стран Европейского Союза (495 миллионов человек на начало 2008-го года5). Каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья, одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями6.
Настораживающе пугающей является тенденция роста инвалидности, как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах. По данным ВОЗ, количество инвалидов в мире растет. По мнению специалистов, этому способствуют рост населения планеты, развитие медицины и старение населения Земли. Можно и нужно добавить к этому списку еще и наличие целого ряда разнообразных глобальных проблем, негативно действующих на здоровье людей, таких как повсеместно ухудшающаяся экологическая
обстановка, терроризм,
неравномерность развития, природные катаклизмы и техногенные катастрофы и т.д., и т.п.
В наиболее благополучных странах, со средней продолжительность жизни более 70-ти лет, граждане с официально зарегистрированным диагнозом «инвалидность» живут в среднем около 8-ми лет, то есть 11,5 процента всей своей жизни7.
4 А. Герасименко IT и инвалиды: реабилитация и жизнь в цифре / Герасименко А. // http:// www.3dnews.ru/editorial/it_invalids
5 Population projections 2008-2060 //http:// ec.europa.eu/eurostat
6 Статистика инвалидности // http://
rosspolit.ru/socialnaya-politika/rabota-s-invalidami/
statistika-invalidnosti.html
Серьезные ухудшения здоровья делают жизнь людей чрезвычайно сложной, зачастую заранее самым негативным образом определяя их настоящее и будущее, зависящее не только от потенциальных возможностей самих людей, но и от той помощи и поддержки, которую им оказывает государство. Однако не все государства могут предложить людям с ограниченными возможностями полноценную и адекватную помощь и поддержку. По данным Всемирной организации здравоохранения, восемьдесят процентов инвалидов, а это - более чем 400-сто миллионов человек, живут в бедных странах, где нет достаточных условий для удовлетворения даже самых насущных потребностей.
Инвалидность усугубляет бедность, затягивая в ее пучину не только граждан с ограниченными возможностями здоровья, но и членов их семей, вынужденных самостоятельно без какой бы то ни было поддержки из вне преодолевать различного рода финансовые, психологические, социальные и материальные барьеры. Бедность затрудняет доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к здравоохранению и обучению, ведет к их изоляции и дискриминации8.
В тоже время, независимо от страны проживания, бедности или благополучия, инвалиды во всем мире продолжают сталкиваться с различного рода внешними трудностями, такими, к примеру, как общемировой кризис, обостряющими и без того их достаточно непростое положение.
"Нынешний кризис, начавшийся как финансовый, постепенно
распространился на реальную экономическую жизнь, политический мир, а теперь и на повседневную жизнь, - подчеркнуто на совещании министров здравоохранения в апреле 2009-го года
7 Договор о правах инвалидов ликвидирует брешь в защите прав человека. Официальный сайт ООН, посвященный проблемам инвалидов // http:/ /www.un.org/russian/disabilities/convention/ facts3.shtml.
8 Там же.
в Осло. «Экономический кризис имеет широкие последствия для здоровья населения Европы на длительную перспективу. Государственные бюджеты уменьшились, и люди могут быть вынуждены уделять меньшее внимание своему здоровью», - отметил директор Европейского регионального бюро ВОЗ д-р Marc Danzon9.
Для создания условий наиболее полно отвечающих интересам лиц с ограниченными возможностями здоровья Организацией Объединенных Наций была разработана и принята к исполнению 3 мая 2008 г. Конвенция о правах инвалидов, регламентирующая их права и положение в стране проживания.
Основной целью Конвенции является стремление максимально возможным образом облегчить жизнь людям, имеющих различные дефекты здоровья, путем запрета их дискриминации и создания благоприятной среды для самореализации.
Страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны привести свое законодательство в соответствии с требованиями соглашения,
нацеленными на более полное осуществление прав инвалидов, и упразднить законы, обычаи и практику, создающие почву для их дискриминации.
Чрезвычайно важно, что конвенция не только учитывает возможности каждого государства по исполнению принятых на себя обязательств, но и предусматривает механизмы
международного мониторинга за процессом ее исполнения, как со стороны национальных и международных правительств, так и со стороны всевозможных групп общественности.
Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 года. Сам факт подписания такого международного соглашения
российской стороной указал на особую значимость заявленной проблематики, приоритетность обеспечения
9 По материалам Европейского регионального бюро ВОЗ// http://www.euro.who.int.
достойного уровня и качества жизни российских инвалидов, необходимость более основательной проработки вопроса реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество.
Проблема интеграции инвалидов в общество имеет тем большее значение, что количество лиц с ограниченными возможностями здоровья,
проживающих на территории РФ, неуклонно растет, что, безусловно, не только согласуется с общемировой тенденцией, но и накладывает особые обязательства на качество социальной политики проводимой в отношении российских граждан, имеющих те или иные отклонения здоровья.
В 1992-ом году в России проживало 4,7 миллиона лиц с ограниченными возможностями здоровья10. В 2005-ом году, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, их количество превысило рубеж одиннадцати миллионов11, достигнув к 2008-ому году тринадцати и более миллионов человек12. Ежегодно на территории РФ более 1-го миллиона 200 тысяч человек признаются инвалидами, причем 95-97 процентов из них остаются инвалидами пожизненно. Большей частью - это люди трудоспособного возраста13.
Для России характерна неравномерность роста количества инвалидов по различным регионам Российской Федерации. По мнению специалистов, темпы роста инвалидности на разных территориях заметно различаются. Число лиц с ограниченными возможностями здоровья растет быстрее на тех
10 Минздрав: в России более 11 миллионов инвалидов // http://medportal.ru/mednovosti/news/ 2004/12/09/invalid.
11 За десять лет количество детей-инвалидов в России удвоилось // http://medportal.ru/mednovosti/ news/2005/02/08/disabled/
12 России следует подписать Конвенцию ООО о правах инвалидов, считает Лукин // http:// www.vsluh.ru/news/society/136807.html
13 Официальный портал для людей с
ограниченными возможностями здоровья http://
www.dislife.ru/flow/theme/2409/
территориях, где оно было максимальным и пятилетие назад.
Таким образом, по мере роста инвалидности расширяется и ее региональная вариация. Максимальные уровни инвалидности отмечаются на территориях Северо - Западного и Центрального районов. Минимальные уровни инвалидности характерны для территорий Азиатского Севера России, включая Дальний Восток, преимущественно для населения национальных округов и областей. На всех территориях Российской Федерации наблюдается неуклонный рост количества детей, признаваемых инвалидами. Наибольшие темпы роста этого показателя в ряде национальных образований Российской Федерации, таких как, республика Коми, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Калмыкия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия. Так, только рост детской инвалидности в этих республиках увеличился в 2-2,5 раза, в Дагестане - в 3,6 раза, в Ингушетии - в 4 раза. В областях Центрального, Центрально-
Черноземного, Северного регионов этот рост несколько меньше (40-50%)14.
Государство предпринимает ряд специальных мер, в частности в законодательной политике,
регламентирующей жизнь лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленных на изменение и улучшение их социального и профессионального статуса,
формированию равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Для этих же целей созданы два специализированных Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации и Президенте России, увеличены размеры пенсий по инвалидности, предпринимаются те или иные социальные программы для улучшения жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья,
функционируют специальные
учреждения, занимающиеся их
реабилитацией и пр.
Между тем, этого явно недостаточно. Положение инвалидов в России далеко до идеала: не хватает специального оборудования, мало высококвалифицированных специалистов, некоторые льготы для инвалидов заменены ежемесячными денежными выплатами, привязанными не к группам инвалидности, а к степени ограничения способности к трудовой деятельности, что существенно ухудшило финансовое положение лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионное обеспечение, особенно в условиях кризиса, не является достаточным, практически ликвидированы системы квотирования при приеме на работу на малых и средних предприятиях, произошло свертывание активных мер по созданию безбарьерной среды
жизнедеятельности инвалидов в регионах России, было сокращено финансирование многих региональных программ для инвалидов и т.д и т.п.15.
Чаще чем другие люди лица с ограниченной возможностью здоровья сталкиваются с косвенной или институциональной дискриминацией, позволяющей, к примеру, помещать их в интернатные учреждения, фактически лишая свободы16.
Но самое главное! В общественном сознании россиян еще не произошло коренного изменения в отношении равноправного восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья, как равноценных любым иным категориям граждан российского государства.
Между тем, Конвенция по правам инвалидов в первую очередь требует фундаментального изменение общественного мнения.
«Инвалидность», — как сказано в Конвенции — «является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и
14 Васильева Н. В. Селиверстова Н. А. Сколько инвалидов проживает на территории России? // Trud.ru 152 за 22.08.2006
15 Россия на пути к равным возможностям / М.: Весь мир. 2009. С. - 12.
16 Котова С. Понятие дискриминации инвалидов/ С.Котова // официальный сайт РООИ "Перспектива" http://perspektiva-inva.ru/
Экономика, Статистика и Информатика 27 №4, 2009
средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими»17.
Таким образом, одной из основных задач, стоящих перед Россией, является формирование такой среды взаимоотношений между лицами с ограниченными возможностями здоровья и теми, кто таковыми не являются, которая бы способствовала раскрепощению инвалидов, развитию их внутренних возможностей, профессиональному и творческому поиску и росту. В любом случае, инвалидность не должна
восприниматься как болезнь и становится преградой на пути раскрытия личности и ее самореализации.
Присоединение России к Конвенции по правам инвалидов предусматривает создание для лиц с ограниченными возможностями здоровья условий, обеспечивающих их право на работу, медицинское обслуживание, образование и полноценное участие в общественной жизни, т.е. создания всего того, что пока в России развито не на должном уровне. Все это требует внесения ряда корректив и поправок.
"Этот документ накладывает на нас серьезные обязательства, и Россия должна будет принять все меры по его исполнению", - считает Президент РФ Д.Медведев, отмечая далее, что потребуется корректировка
законодательной и нормативно-правовой базы, вложения значительных финансовых затрат, - "Это не просто в нынешней ситуации, но мы к этому готовы"18.
В некоторой корректировке нуждается и существующая по настоящее время систем образования инвалидов. И вот почему.
Несмотря на достигнутые успехи в адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья к окружающей их действительности и интеграции в общество, успехи эти не так уж велики.
Так, согласно данным, к настоящему времени лишь 15 процентов из числа всех трудоспособных инвалидов имеет работу. Но даже эта работа в большинстве своем не является постоянной и достойной усилий людей с ограниченными возможностями здоровья. Основная часть работающих инвалидов занята на самой непристижной и низкооплачиваемой работе. «... это плохо и несправедливо», - считает Д. Медведев19.
И только среди тех, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше - около 60%20. Так, к примеру, среди выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана, имеющего один из самых высоких рейтингов среди российских вузов, где создана непрерывная система
образования для слабослышащих, 100%
21
выпускников трудоустраивается21.
Со слов Вагифа Байрамова, ректора Московского государственного социально-гуманитарного института, занимающегося обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья, 95% его выпускников трудоустраиваются вполне успешно22.
Согласно устоявшейся в последнее время традиции, образование лиц с ограниченными возможностями здоровья начинается с дошкольного возраста, способствуя приобретению ими начальных навыков обучения и совместной работы в коллективе.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ в стране проживает около полутора миллиона детей, имеющих
17 Договор о правах инвалидов ликвидирует брешь в защите прав человека / Департамент общественной информации ООН // DPI/2 507B. Май 2008.
18 Медведев провел заседание Совета по делам инвалидов. Официальный портал для людей с ограниченными возможностями здоровья http:// www.dislife.ru/flow/theme/2409/
19 Там же.
20 Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации.//Аналитический вестник Совета Федераций ФС РФ.// М.: Совет Федераций. 2007. □ 7 (324).
21 В России увеличилось количество студентов-инвалидов // http://www.prostranstvo.ru/news/ news/show/1070372763.htm
22 По материалам программы Русский взгляд /
/ 3 канал телевиденья // от 25 ноября 2007 г.
те или иные отклонения здоровья. На период 2007-го - 2008 -го учебного года 474,7 тыс. детей были охвачены обучением, реабилитацией и воспитанием в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и
комбинированного вида, 214,7 тыс. — обучались в 1884 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, предназначенных для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, 161,9 тыс. человек посещали специальные (коррекционные) классы для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
организованные в неспециализированных образовательных учреждениях23.
Специальное образование в России иметь глубокие корни. Первое специальное образовательное учреждение (опытное училище) для 12-ти глухонемых детей появилось 14-го октября 1806-го года в г.Павловске возле Санкт-Петербурга24
Пройдя более чем 200-летний путь своего развития, специальное образование долгие годы было основной формой образования и ребиалитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Между тем, специальное образование - далеко не панацея. Формируя особые условия для обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, и удовлетворяя их потребности в медицинских и педагогических услугах, оно, не учитывая изменившихся внешних условий, необходимости общения с внешней средой, закрепляет сегрегацию, препятствует социальной интеграции инвалидов, способствует исключению их из общества, ограничивая жизненные шансы и возможность получения высшего профессионального образования.
23 Россия на пути к равным возможностям / М.: Весь мир. 2009. С. - 21 - 22.
24 Белявский Б.В. Образование инвалидов в России: история вопроса, статистика / Б.В. Белявский //http://www.socpolitika.ru/rus/ social_policy_monitoring/events/document739.shtml.
Существующая в настоящее время в Российской Федерации сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии включает в себя 8 видов общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с физическими и умственными недостатками, а также
общеобразовательных школ
индивидуального обучения детей-инвалидов на дому25.
Гораздо же более продвинутое инклюзивное образование
(включающее ученика-инвалида в образовательное сообщество
неспециализированной общеобразовательной школы), пока что, к сожалению, не получило повсеместного распространения на территории РФ, хотя значительные подвижки в эту сторону уже имеются.
В результате, процент детей-инвалидов, решившихся в дальнейшем на продолжение обучения, не велик.
Так, несмотря на повышенный интерес к высшему образованию, а социологический опрос граждан с ограниченными возможностями трудоспособного возраста показал,
что26:
- хотят получить высшее образование 68%,
- не хотят - 15%,
- пока не решили - 17%,
количество студентов-инвалидов,
обучающихся по программе высшего профессионального образования в 2007-ом - 2008-ом учебном году равнялось 19483 человек, что составило мизерную часть от общего количества граждан с ограниченными возможностями здоровья, способных продолжить свое образование в рамках высшей школы.
25000 20000 15000 10000 5000 0
2001/2002
2003/2004
2005/2006
2007/2008
□ Чиссленность обучающихся студентов-инвалидов
□ Принято студентов-инвалидов □Завершило обучение студентов-инвалидов
Рис. 1. Численность студентов-инвалидов государственных образовательных учреждений за период 2001/ 2002 - 2007/2008
учебных годов29
Положительной тенденцией, отмечаемый всеми без исключения исследователями данной
проблематики, является неуклонный рост числа студентов-инвалидов в общей массе студентов. Так, в период с 1996 по 2003 год удельный вес лиц с ограниченными возможностями здоровья среди студенчества вырос с 0,08 % до 0,4 %. Однако, к примеру, только в территориально небольшой (по сравнению с Российской Федерацией) Франции доля инвалидов среди студентов значительно выше и составила на это же отрезок время -5%27.
Не все из обучающихся студентов-инвалидов доучиваются до конца, успешно завершая образование и получая дипломы государственного образца. Так, согласно данным, лишь только 1процент от общего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья заканчивает вуз28. Такие результаты ни в коем случае не могут считаться удовлетворительными.
Если исходить из того, что высшее образование есть результат
25 Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации.//Аналитический вестник Совета Федераций ФС РФ.// М.: Совет Федераций. 2007. □ 7 (324).
26 Образование для всех - информационный бюллетень Ш. Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» // http://www.perspektiva-inva.ru/ index.php?id=247
27 Романов П., Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России / П. Романов, Е. Ярская-Смирнова / Саратов: Научная книга. 2006. С. - 83.
28 Социальная защита детей-инвалидов в
Российской Федерации.//Аналитический вестник
Совета Федераций ФС РФ.// М.: Совет Федераций.
2007. □ 7 (324).
сформировавшегося стремления к самореализации и самовыражению, заложенному еще в период начального и среднего образования, то отсутствие такового стремления (на что указывает мизерное количество студентов-инвалидов от общего числа, закончивших среднее образование) демонстрирует наличие реально существующих барьеров, стоящих перед людьми с ограниченными возможностями здоровья на пути получения образовательных услуг.
В качестве таких барьеров может быть практически все что угодно, затрудняющее или делающее процесс получения образования чрезвычайно сложным, а может даже и практически невозможным: от отсутствия в штате образовательных учреждений преподавателей, прошедших
переподготовку для работы с инвалидами, до неудобной архитектуры (к примеру, отсутствие пандусов для инвалидных колясок) или же специального оборудования.
Иначе говоря, требования нормального жизнеобеспечения граждан с ограниченными возможностями здоровья,
позволяющие им воплощать на практике свои права и возможности, а также чувствовать себя равными остальным гражданам Российской
29 Построена на основании материалов Россия на пути к равным возможностям / М.: Весь мир. 2009. С. - 25.
Экономика, Статистика и Информатика 29 №4, 2009
Федерации не реализованы до сих пор в должной мере. В силу чего, доступность образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма и весьма невысокая.
А между тем, для лиц с ограниченными возможностями ценность образования изначально значительно выше, чем для остальной части населения, не имеющей каких-либо существенных отклонений в здоровье. Образование для инвалидов является особым социальным ресурсом, имеющим первостепенное значение, целенаправленно
действующим на уменьшение их изоляции и экономической зависимости30.
Являясь важнейшим фактором социализации человека, образование дает людям с ограниченными возможностями здоровья возможность включиться в нормальную трудовую деятельность, быть полезными, деятельными и социально значимыми гражданами своего государства, обеспечить свое благосостояние, непрерывное интеллектуальное развитие, духовный и творческий рост.
Право на получение образование, как одно из важнейших прав человека, закреплено в Конституции Российской Федерации. Согласно статье 43-ей Конституции «каждый человек имеет право на образование» (п. 1) и «вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (п. 3)31.
Вышеуказанные положения были детализированы в некоторых федеральных законах и нормативно-правовых актах, регламентирующих получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Так, в соответствии со статьей 5-ой закона «Об образовании» государство гарантирует возможность
получения образования всем гражданам России независимо от состояния здоровья 32. А с тем, чтобы по возможности полно реализовать право граждан, имеющих те или иные отклонения в здоровье, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения образования.
Принятый в 1995-ом году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» развил и дополнил правовые нормы Закона РФ «Об образовании», закрепив разнообразие форм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в России33.
Однако, не смотря на меры, применяемые со стороны нормативно-правового регулирования
жизнедеятельности инвалидов, специалисты подчеркивают, что действующая сегодня система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ не соответствует принципам Конвенции ООН о правах инвалидов. По сути, она является устаревшей, устанавливая жесткие барьеры для представителей определенных социальных групп, закрепляя существующее в обществе неравенство и сегрегацию34.
Одной из причин такого положения дел является опора на неэффективные методы и формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Но главная проблема заключается в отсутствии поддержки со стороны общества, предвзятости
общественного мнения в отношении инвалидов и слабости побудительных мотивов приобретения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
По сути, образование - это дорога с
30 Россия на пути к равным возможностям / М.: Весь мир. 2009. С. - 13.
31 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета / □ 4831 от 21 января 2009 г.
32 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. □ 3266-1.
33 Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ.
34 Печенкин В.В., Зайцев Д.В. Проблемы
образования в представлениях инвалидов / В.В.
Печенкин, Д.В. Зайцев // Социс. 2008. □ 3. С. - 93.
двухсторонним движением. По одной стороне этой дороги движется ученик. По другой - общество в лице преподавателей и соучеников, поощряющих его или нет на этом непростом пути получения знаний. Таким образом при совместном воздействии обеих сторон формируется та самая барьерно/ безбарьерная среда, о которой говорилось выше, определяющая (в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов) инвалидность как таковую. И только от общего, суммарного взаимодействия ученика и среды зависит выработка подходящих условий для приобретения им образовательных услуг.
Вот почему Ярослав Кузьминов, ректор ГУ ВШЭ, одного из лидеров в формировании и поддержании безбарьерной среды обучения для инвалидов, считает, что проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь - проблема воспитания и морали35.
В настоящее время наиболее эффективным методом решения такой проблемы является инклюзивное образование. В тексте статьи 24-ой Конвенции ООН о правах инвалидов записано следующее:
«В целях реализации этого права (права на получение образования36) без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное
образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
a) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения, усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;
b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
c) к наделению инвалидов
35 По материалам сайта ГУ ВШЭ, пресс-релиз от 06 апреля 2006 // http://www.hse.ru/
36 Примечание мое.
Рис. 2. Инклюзивное образование обществу и студенту с ограниченными возможностями здоровья
возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества»37.
Рассмотрим диаграмму,
показывающую, что дает инклюзивное образование обществу и студенту с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование
способствует формированию
следующего комплекса преимуществ38:
- Подходит для всех студентов - не только для студентов с ограниченной возможностью здоровья;
-Все студенты имеют равный доступ к процессу обучения;
- У всех студентов равные возможности для установления и развития важных социальных связей;
- Планируется и проводится эффективное обучение на основе специально разработанных образовательных программ;
- Преподаватели, вовлеченные в процесс обучения, используют методики, облегчающие процесс включения студентов с ограниченными возможностями в единую социальную студенческую среду;
- Преподаватели, вовлеченные в процесс обучения, используют методики, облегчающие процесс включения студентов с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
- Преподаватели, вовлеченные в процесс обучения, используют технологии, облегчающие процесс обучения и усвоения знаний со стороны студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- Образовательные программы и процесс обучения учитывает потребности каждого студента;
- Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои
37 Конвенция о правах инвалидов / Организация Объединенных Наций/ Шестьдесят первая сессия. Пункт 67 Ь повестки дня. 24 января 2007. С. - 15.
38 Использованы материалы доклада Джеймс Леско «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха» на Международной конференции «Развитие инклюзивных школ в России».
обязанности;
- Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработкестереотипов;
- Мероприятия направлены на включение студента, но достаточно для него сложны;
- Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует студентов;
- Появляются возможности для обобщения, передачи и углубления полученных знаний;
- Появляются возможности для развития личностных компетенций;
- Появляются возможности для развития творческих и научных компетенций;
- Вырабатываются навыки индивидуальной, самостоятельной и групповой работы.
Таким образом, результатом инклюзивного обучения является выпускник, обладающий таким набором профессиональных компетенций, который в условиях экономики, основанной на знаниях, делает его конкурентоспособным и
востребованным на рынке труда, что соответствует задачам российской высшей школы, решает проблему доступности образования и ставит
инклюзивное образование на одно из первых мест при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1.Образование для всех: выполнение наших общих обязательств / Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г. - 29 с.
2. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. М.: Весь мир. 2003. - 232 с.
3.Л. В. Андреева, Д. И. Бойков, Е. Ф. Войлокова, Ю. Г. Елизарова, В. 3. Кантор, С. В. Кудрина, Л. В. Лопатина, Л. В. Матвеева, Ю. В. Нефедова, Г. В. Никулина, Г. Н. Пенин. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте Программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. / Андреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф., Елизарова Ю. Г., Кантор В. 3., Кудрина С. В., Лопатина Л. В., Матвеева Л. В., Нефедова Ю. В., Никулина Г. В., Пенин Г. Н./ Санкт-Петербург: издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. - 83 с.
4. Образовательная политика зарубежных стран 24 марта 2006 года http://www.kremlin.ru/text/docs/2006/03/
Экономика, Статистика и ИнформатикаН 31 №4, 2009
а ■ — |
104573.shtml
5. А. Герасименко IT и инвалиды: реабилитация и жизнь в цифре / Герасименко А. // http://www.3dnews.ru/ editorial/it_invalids
6. Population projections 2008-2060 // http://ec.europa.eu/eurostat
7. Статистика инвалидности // http:/ /rosspolit.ru/socialnaya-politika/rabota-s-invalidami/statistika-invalidnosti.html
8. Договор о правах инвалидов ликвидирует брешь в защите прав человека. Официальный сайт ООН, посвященный проблемам инвалидов // http://www.un.org/russian/disabilities/ convention/facts3.shtml.
9. По материалам Европейского регионального бюро ВОЗ// http:// www.euro.who.int.
10. Минздрав: в России более 11 миллионов инвалидов // http:// medportal.ru/mednovosti/news/2004/12/ 09/invalid.
11. За десять лет количество детей-инвалидов в России удвоилось // http:// medportal.ru/mednovosti/news/2005/02/ 08/disabled/
12. России следует подписать Конвенцию ООО о правах инвалидов, считает Лукин // http://www.vsluh.ru/ news/society/136807.html
13. Официальный портал для людей с ограниченными возможностями здоровья http://www.dislife.ru/flow/
theme/2409/
14. Васильева Н. В. Селиверстова Н. А. Сколько инвалидов проживает на территории России? // Trud.ru □ 152 за 22.08.2006
15. Россия на пути к равным возможностям / М.: Весь мир. 2009. - 56 с.
16. Котова С. Понятие дискриминации инвалидов/ С.Котова / / официальный сайт РООИ "Перспектива" http://perspektiva-inva.ru/
17. Договор о правах инвалидов ликвидирует брешь в защите прав человека / Департамент общественной информации ООН // DPI/2 507B. Май 2008.
18. Медведев провел заседание Совета по делам инвалидов. Официальный портал для людей с ограниченными возможностями здоровья http://www.dislife.ru/flow/
theme/2409/
19. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации.// Аналитический вестник Совета Федераций ФС РФ.// М.: Совет Федераций. 2007. □ 7 (324).
20.В России увеличилось количество студентов-инвалидов // http:// www.prostranstvo.ru/news/news/show/ 1070372763.htm
21. По материалам программы Русский взгляд // 3 канал телевиденья / / от 25 ноября 2007 г.
22. Белявский Б.В. Образование инвалидов в России: история вопроса, статистика / Б.В. Белявский //http:// www.socpolitika.ru/rus/ social policy monitoring/events/ document739.shtml
23. Образование для всех -информационный бюллетень ^2. Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» // http://www.perspektiva-inva.ru/index.php?id=247
24. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России / П. Романов, Е. Ярская-Смирнова / Саратов: Научная книга. 2006. 161 с.
25. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета / □ 4831 от 21 января 2009 г.
2б.3акон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. □ 32661.
27. Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. 181-Ф3.
28. Печенкин В.В., Зайцев Д.В. Проблемы образования в представлениях инвалидов / В.В. Печенкин, Д.В. Зайцев // Социс. 2008. □ 3.
29. По материалам сайта ГУ ВШЭ, пресс-релиз от 06 апреля 2006 // http:// www.hse.ru/
30. Конвенция о правах инвалидов / Организация Объединенных Наций/ Шестьдесят первая сессия. Пункт 67 b повестки дня. 24 января 2007. - 32 с.
31. Использованы материалы
доклада Джеймс Леско «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха» на Международной конференции «Развитие инклюзивных школ в России».
Bibliography
1. Education for all: carrying out our common commitments / Dacar, Senegal, April, 26-28th 2000. - 29 p.
2. Forming the society based on knowledge. New tasks of the Higher School. Доклад The report of the World Bank. М.: Ves mir. 2003. - 232 p.
3. L.V. Andreeva, D.I. Boykov, E.
F.Voylokova, Yu.G. Elizarova, V.Z. Kantor, S.V. Kudrina, L.V. Lopatina, L.V. Matveeva, Yu.V. Nefedova, G.V. Nikulina, G.N. Penin. Education of persons with the limited possibilities in a context of the Program of UNESCO «Education for all»: Russian experience. / L.V. Andreeva, D.I. Boykov, E. F.Voylokova, Yu.G. Elizarova, V.Z. Kantor, S.V. Kudrina, L.V. Lopatina, L.V. Matveeva, Yu.V. Nefedova, G.V. Nikulina,
G.N. Penin / Saint-Petersburg: publishing house of Herzen State Pedagogical University of Russia. 2007. - 83 p.
4. The Educational policy of foreign countries on March, 24th, 2006 http:// www.kremlin.ru/text/docs/2006/03/ 104573.shtml
5. Gerasimenko IT and invalids: rehabilitation and life in digit / Gerasimenko A. // http:// www.3dnews.ru/editorial/it_invalids
6. Population projections 2008-2060 // http://ec.europa.eu/eurostat
7. Invalidity statistics // http:// rosspolit.ru/socialnaya-politika/rabota-s-invalidami/statistika-invalidnosti.html
8.The contract on the rights of invalids liquidates a gap in protection of human rights. The official site of the United Nations devoted to problems of invalids // http:// www.un.org/russian/disabilities/ convention/facts3.shtml.
9.On materials of the European regional bureau the WHO // http:// www.euro.who.int.
10. Ministry of Health and social development: in Russia there are more than 11 million invalids // http://medportal.ru/ mednovosti/news/2004/12/09/invalid.
11. During 10 years the amount of handicapped children in Russia has
_
doubled // http://medportal.ru/ mednovosti/news/2005/02/08/disabled/
12. Russia should sign the United Nations convention about the rights of invalids, Lukin thinks // http:// www.vsluh.ru/news/society/136807.html
13. Official portal for people with the limited health possibilities http:// www.dislife.ru/flow/theme/2409/
14. Vasilieva N.V., Seliverstova N.A. How many invalids live in Russia? // Trud.ru □ 152 from 22.08.2006
15.Russia on a way to equal possibilities / M.: Ves mir. 2009. - 56 p.
16. Kotova S. The concept of invalids discrimination. / Kotova S // official site of RSDP "Perspektiva" http://perspektiva-inva.ru/
17.The contract on the rights of invalids liquidates a gap in protection of human rights. / The department of public information of the United nations // DPI/2 507B. May 2008.
18. Medvedev has held session of Council about affairs of invalids. Official portal for people with the limited health possibilities http://www.dislife.ru/flow/
theme/2409/
19. Social protection of handicapped children in Russian Federation //Analytical bulletin of the Council of Federation.// M.: the Council of Federation. 2007. □ 7 (324).
20. The amount of invalid students in Russia has increased. // http:// www.prostranstvo.ru/news/news/show/ 1070372763.htm
21.On the materials of TV-program The Russian Look // The 3rd TV-channel // от 25 ноября 2007 г.
22. Belyavskiy B.V. Education of invalids in Russia: history of the question, statistics / Belyavskiy B.V. //http:// www.socpolitika.ru/rus/ social_policy_monitoring/events/ document739.shtml
23. Education for all - informational bulletin ^2. Official site of RSDP "Perspektiva" // http://www.perspektiva-inva.ru/index.php?id=247
24.Romanov P., Yarskaya-Smirnova E. The policy of invalidity: social nationality of invalids in present-days Russia / P. Romanov, E. Yarskaya-Smirnova / Saratov: Nauchnaya kniga. 2006. 161 p.
25. Constitution of the Russian
Federation from December, 25th, 1993, with changes from December, 30th, 2008 // Rossiyskaya gazeta / □ 4831 from January, 21th, 2009.
26. The law of the Russian Federation «About education» from July, 10th, 1992 □ 3266-1.
27. The law of the Russian Federation «About social protection of invalids in the Russian Federation» from November, 24th, 1995 181-03.
28. Pechenkin V.V., Zaycev D.V. Educational problems of invalids on their conceptions / Pechenkin V.V., Zaycev D.V. // Socis. 2008. □ 3.
29. On the materials of the site of SEI HSE, press-release from April, 6th, 2006 // http://www.hse.ru/
30. The convention about invalids' rights. / The united nations / The 61st session. Paragraph 67 b of agenda, January, 24rd, 2007. - 32 p.
31. The materials of James Leskos's report "Inclusive school communities: strategies of success achievements" at the International conference "The development of inclusive school in Russia" are used.
Экономика, Статистика и Информатика
33
№4, 2009