Научная статья на тему 'ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА" И "ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА" КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ'

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА" И "ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА" КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
250
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РАБОЧАЯ ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Анастасия Андреевна, Зайцева Анна Семёновна

Предмет исследования - учебно-методическое обеспечение и организационно-педагогические условия интеграции профессионального обучения по профессии «Овощевод» в средней общеобразовательной школе.Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, педагогического проектирования, педагогического эксперимента, тестирования, опроса, обобщения, сравнения, синтеза. Актуальность исследования определяется важностью подготовки граждан (в том числе выпускников средней школ) к профессиональному самоопределению и выбору профессии, необходимостью изучения и проектирования соответствующих педагогических условий, включая профессиональное обучение по профессии «Овощевод». В данной статье рассматриваются элективные курсы учебной и производственной практик как эффективное средство формирования профессиональных компетенций школьников. Исследование эффективности элективных курсов учебной и производственной практик как средства формирования профессиональных компетенций школьников показало, что после прохождения учебной и производственной практик наблюдается повышение уровня сформированности профессиональных компетентностей у обучающихся. Сравнительный анализ результатов мониторинга «Устройство выпускников» за 2018 и 2020 год показал, что 100% обучающихся по рабочим программам элективных курсов более подготовлены к выбору своей будущей профессии, в отличие от выпускников 2018 года. Научная новизна связана с полученными эмпирическими данными, а также сформулированными выводами о том, что рассмотренный инновационный подход к обновлению содержания СОО за счёт интеграции с образовательной программой профессионального обучения, способствует достижению у обучающихся не только стандартных образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных), но и формированию профессиональных компетенций, которые полезны для осуществления трудовой деятельности и выбора будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудакова Анастасия Андреевна, Зайцева Анна Семёновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE COURSES “EDUCATIONAL PRACTICE AND” AND “INDUSTRIAL PRACTICE” AS THE MEANS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF SCHOOL STUDENTS

The subject of this research is the educational-methodological support and organizational-pedagogical conditions for integration of vocational education in the discipline “Horticulturist” in a public school. Research methodology is based on the fusion of theoretical and empirical approaches with application of the methods of analysis, pedagogical engineering, pedagogical experiment, testing, survey, generalization, comparison, synthesis. The relevance of this study is defined by the importance of preparing citizens (counting public school graduates) for professional self-determination and choice of profession, need for development of the corresponding pedagogical conditions, including vocational education in the disciplines “Horticulturist”. This article considers elective courses of educational and industrial practices as the effective means of formation of professional competences of school students. The conducted research demonstrated that completion of educational and industrial practices indicates an increase in the level of formedness of professional competences among students. Comparative analysis of the results of 2018 and 2020 monitoring “Employment of Graduates” illustrated 100% better preparedness of the graduates of 2020 who took elective courses. The scientific novelty relies on the empirical data and formulated conclusions that the considered innovative approach towards modification of public education curriculum through integration with the program of vocational education contribute to achievement of not only standard educational results (personal, metasubject and subject), but also to formation of professional competences useful for selection of future profession and employment.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА" И "ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА" КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика и просвещение

Правильная ссылка на статью:

Рудакова А.А., Зайцева А.С. — Элективные курсы "Учебная практика" и "Производственная практика" как средство формирования профессиональных компетенций школьников // Педагогика и просвещение. - 2021. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0676.2021.1.34545 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=34545

Элективные курсы "Учебная практика" и "Производственная практика" как средство формирования профессиональных компетенций школьников

Рудакова Анастасия Андреевна

заместитель директора по научно-методической работе, МБОУ "COLLI N°3" Челябинская область,

поселок Нижний Уфалей

456811, Россия, 456818, Обл. Челябинская, область, г. Верхний Уфалей, уп. Поселок Строителей, 23, кв.

ЕЗ Iuna18nasty@yandex.ru

Зайцева Анна Семёновна

директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя

общеобразовательная икола №3"

456811, Россия, Челябинская область, пос. Нижний Уфалей, уп. Советская, 1а

Н school7403@mail.ru

Статья из рубрики "Педагогика"

DOI:

10.7256/2454-0676.2021.1.34545

Дата направления статьи в редакцию:

07-12-2020

Дата публикации:

09-01-2021

Аннотация.

Предмет исследования - учебно-методическое обеспечение и организационно-педагогические условия интеграции профессионального обучения по профессии «Овощевод» в средней общеобразовательной школе.Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, педагогического проектирования, педагогического эксперимента, тестирования, опроса, обобщения, сравнения, синтеза. Актуальность исследования определяется важностью подготовки граждан (в том числе выпускников средней школ) к профессиональному самоопределению и выбору профессии, необходимостью изучения и проектирования соответствующих педагогических условий, включая профессиональное

обучение по профессии «Овощевод». В данной статье рассматриваются элективные курсы учебной и производственной практик как эффективное средство формирования профессиональных компетенций школьников. Исследование эффективности элективных курсов учебной и производственной практик как средства формирования профессиональных компетенций школьников показало, что после прохождения учебной и производственной практик наблюдается повышение уровня сформированности профессиональных компетентностей у обучающихся.Сравнительный анализ результатов мониторинга «Устройство выпускников» за 2018 и 2020 год показал, что 100% обучающихся по рабочим программам элективных курсов более подготовлены к выбору своей будущей профессии, в отличие от выпускников 2018 года. Научная новизна связана с полученными эмпирическими данными, а также сформулированными выводами о том, что рассмотренный инновационный подход к обновлению содержания СОО за счёт интеграции с образовательной программой профессионального обучения, способствует достижению у обучающихся не только стандартных образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных), но и формированию профессиональных компетенций, которые полезны для осуществления трудовой деятельности и выбора будущей профессии.

Ключевые слова: ФГОС, профессиональный стандарт, рабочая профессия, профессиональная компетенция, учебная практика, производственная практика, элективный курс, среднее общее образование, интеграция образовательных программ, индивидуальный проект

Современная система среднего общего образования (далее СОО) основным целевым показателем определяет развитие личности обучающегося. С 1 сентября 2020 года все образовательные учреждения Российской Федерации обязаны существенно обновить содержание СОО и использовать при разработке и реализации основной образовательной программы (далее ООП) СОО Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) СОО.

ФГОС СОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы, одной из характеристик является «выпускник, подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества» .

РОССТАТ один раз в пять лет проводит исследование, посвященное трудоустройству выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. Проведя анализ полученных в ходе исследования результатов, были выявлены следующие факты:

1. В период с 2010 по 2015 год наблюдается снижение на 13% количества выпускников, получивших среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Такая динамика может служить сигналом тому, что современные выпускники школ не проявляют интереса к рабочим профессиям, а это в дальнейшем может привести к серьёзным проблемам с кадровым обеспечением экономики страны.

2. В период с 2010 по 2015 год наблюдается прирост на 47% количества не трудоустроившихся выпускников средних профессиональных организаций (далее СПО) и высших учебных заведений (далее ВУЗ). Одной из причин такого высокого показателя

является то, что выпускники не хотят работать по специальности [4].

Одной из причин неудовлетворительных результатов, полученных РОССТАТом, является

то, что в статусе выпускника школы обучающиеся не- осознанно подошли к выбору своей будущей профессиональной деятельности. Проблема профессионального выбора выпускника в настоящее время по-прежнему остается актуальной в системе среднего общего образования. Возможным решением проблемы служит обновление содержания СОО, в частности применение инновационных технологий при разработке и реализации

ООП СОО

В МБОУ «СОШ №3» (поселок Нижний Уфалей, Челябинская область), которая является региональной инновационной площадкой и реализует научно-прикладной проект по теме «Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения по рабочей профессии «Овощевод»», применяется инновационная технология, идея которой заключается в использовании при разработке и реализации ООП СОО механизма её интеграции с образовательной программой (далее ОП) профессионального обучения (далее ПО) по рабочей профессии «Овощевод». Одной из главных особенностей такой программы является то, что помимо достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов у них

должны быть сформированы профессиональные компетенции. ^

Профессиональная компетенция включает в себя комплекс профессиональных знаний и практических умений, которые помогут обучающимся осуществлять дальнейшую трудовую деятельность по рабочей профессии. Перечень профессиональных компетенций, которые необходимы для выполнения трудовых функций, прописаны в ОП ПО по рабочей профессии «Овощевод». Поскольку в нашем случае мы работаем с ОП ПО по рабочей профессии, важно понимать, что следует уделить больше внимание формированию практических навыков и умений. Эффективным средством для формирования практических навыков и умений является прохождение обучающимися учебной и производственной практики.[7]

Учебная практика в МБОУ «СОШ №3» рассчитана на 69 часов обучения (35 часов в неделю в 10 и 34 часа в неделю в 11 классе) и находит своё отражение в рабочей программе элективного курса «Основы овощеводства». Данный элективный курс относится к метапредметным элективным курсам, так как направлен на поддержание социализации, профессиональное самоопределение обучающихся. Особенностью элективного курса является наличие в планируемых результатах перечня профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося в

процессе обучения.

Рабочая программа элективного курса «Основы овощеводства» включает в себя пять основных разделов:

-планируемые результаты;

- содержание программы элективного курса «Основы овощеводства»; -тематическое планирование элективного курса «Основы овощеводства»; -система условий реализации рабочей программы «Основы овощеводства»; -оценочные материалы.

Планируемые результаты обучения по ФГОС СОО представляют собой систему обобщенных целей осуществления учебно-воспитательного процесса, которые могут дополняться или уточняться и подлежат оценке В рассматриваемой программе

дополнения и уточнения вносятся с учетом интеграции ООП СОО с ОП ПО по рабочей профессии «Овощевод». Традиционно планируемые результаты любой образовательной программы включают в себя три фундаментальных компонента: личностные, метапредметные и предметные результаты. ^

Личностные результаты представляют собой систему ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

С учетом требований ФГОС СОО и профессионального стандарта рабочей профессии «Овощевод» в личностные результаты рабочей программы элективного курса «Основы овощеводство» мы включаем личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

Метапредметные результаты представляют собой способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных

ситуациях Задачей учебной практики является погружение обучающегося в образовательную среду, приближенную к условиям реальной жизни. В рассматриваемой программе это проявляется, например, в выполнении практических работ, в ходе которых обучающийся научится:

-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения пос та в ле нной це ли;

-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; -осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками.

Предметные результаты рабочей программы элективного курса «Основы овощеводства» представляют собой перечень практических навыков и умений, при освоении которых обучающийся сможет осуществлять дальнейшую трудовую деятельность. Стоит отметить, что предметные результаты выражаются в разноуровневой оценке навыков и умений. ^

Опорный уровень - выпускник научится - опорные навыки и умения, которые необходимы для проведения последующих этапов обучения, выполнения учебно-практических заданий.

Углубленный уровень - выпускник получит возможность научиться- это цели, которые отрабатываются только с группой мотивированных обучающихся, способных работать с расширением опорного учебного материала.

Содержание программы элективного курса «Основы овощеводства» направлено на достижение планируемых результатов и содержит виды практических работ, которые должен выполнить обучающийся в ходе обучения. Темы практических работ подобраны таким образом, чтобы обучающиеся впоследствии могли выполнять трудовые функции,

прописанные в профессиональном стандарте рабочей профессии «Овощевод».

Для успешной реализации рабочей программы элективного курса «Основы овощеводства» в образовательном учреждении должны быть соблюдены соответствующие условия, которые включают в себя:

- материально-техническое обеспечение;

- учебно-методическое обеспечение; -кадровое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение включает в себя наличие учебного кабинета со следующим оборудованием:

-комплект учебно-методической документации;

-комплект учебно-наглядных пособий «Почва, её состав «Агробиологические группы сорных растений», «Инструменты овощеводом», «Технология выращивания овощных культур»;

-комплект деталей, инструментов, приспособлений;

-комплект бланков технологической документации.

Учебно-методическое обеспечение включает в себя основные и дополнительны источники.-^

Для решения поставленных задач ООП СОО образовательное учреждение должно быть укомплектовано кадрами, имеющими высокий уровень квалификации. Педагогический работник должен быть способен к инновационной профессиональной деятельности и обладать профессиональными, коммуникативными, информационными и правовыми компетенциями. Реализация рабочей программы элективного курса «Основы овощеводства» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся учебной практики, эти преподаватели проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в три года.^11^

Оценочные материалы рабочей программы элективного курса «Основы овощеводства» представляют собой совокупность оценочных форм и процедур, предназначенных для

и свойства», используемые

определения уровня достижения планируемых результатов. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базы выступают требования ФГОС СОО и Профессиональный стандарт «Овощевод».

В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации. В качестве инструмента оценки достижения личностных результатов выступает внутришкольное тестирование, направленное на выявление степени готовности обучающегося к осознанному выбору своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта. Защита индивидуального проекта по элективному курсу «Основы овощеводства» - оценочная процедура, с помощью которой определяется наличие практических навыков и умений у обучающихся в области выращивания овощных культур. Оценивание производится в дихотомической системе «зачёт - незачёт». Обучающиеся защищают индивидуальный проект в 11 классе. Оценивание работ производит экспертное жюри, в состав которого входит директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель биологии и преподаватель элективного курса «Основы овощеводства» образовательного учреждения. Результат защиты индивидуального проекта отражает уровень достижения не только метапредметных, но и предметных результатов.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии в соответствии с Положением об итоговом индивидуальном исследовательском проекте. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Помимо защиты индивидуального проекта обязательным условием для получения оценки «зачёт» является посещение учебной практики не менее 80% от всего отведенного времени.

Производственная практика является заключительным этапом освоения практических умений и навыков профессионального обучения. Производственная практика включает в себя два основных этапа:

1 этап - обучение учащихся в условиях реального производства. На данном этапе обучающиеся закрепляют результаты теоретического и учебно-практического обучения в реальных производственных условиях.

2 этап - формирование у обучающихся профессиональных компетенций в соответствии с профессиональным стандартом «Овощевод».

Организация и содержание деятельности производственной практики закреплены в соответствующем локальном нормативно-правовом акте образовательного учреждения «Положение о летней производственной практике учащихся 10-х классов». Положение разработано в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» и в соответствии с учебным планом ООП СОО интегрированной с ОП ПО по рабочей профессии «Овощевод».

Объем производственной практики составляет 120 часов, которые реализуются в летний период времени с июня по июль. Во время производственной практики в образовательном учреждении издаётся организационно-распорядительный документ -

приказ, включающий в себя порядок процедуры и ответственных за проведения производственной практики.

МБОУ «СОШ №3» (Челябинская область, поселок Нижний Уфалей) заключило договор о сетевом взаимодействии с тепличным хозяйством, функционирующим на территории поселка, который подразумевает прохождение производственной практики на территории работодателя. Педагогический работник, отвечающий за преподавание профессионального модуля «Выполнение работ овощеводом» совместно с представителем предприятия разрабатывают график прохождения производственной практики, программу производственной практики, проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, несут ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время производственной практики.

Во время прохождения производственной практики обучающиеся ведут дневники производственной практики, оформляют отзывы организаций на выполненную во время практики работу. По окончании практики преподаватель сдаёт отчет о выполнении программы производственной практики. На основании представленного отчёта осуществляется перевод учащихся в 11-й класс.

С 2019 года в МБОУ «СОШ №3» реализуются рабочие программы элективных курсов учебной и производственной практик. По данным программам обучаются 17 человек (7 человек в 10 классе и 10 человек в 11 классе). В 2020 году на базе образовательного учреждения было проведено исследование, целью которого было оценить эффективность элективных курсов учебной и производственной практик как средства формирования профессиональных компетенций школьников. Методология исследования включала в себя тестирование на предмет готовности обучающихся к осуществлению дальнейшей трудовой деятельности по рабочей профессии «Овощевод». Вопросы теста проверяли не только теоретические знания профессионального цикла «Выполнение работ овощеводом», но и проверяли уровень сформированности представлений у обучающихся о том, какие трудовые функции выполняет овощевод.

Тестирование было проведено в мае и сентябре 2020 года среди десяти обучающихся 11 класса. Полученные результаты исследования в мае и сентябре значительно разнились. Так, майский тест показал, что только 50% (пять человек) опрошенных обучающихся имеют четкое представление о том, какие трудовые функции выполняет овощевод, 30% (три человека) обучающихся описали только половину из них. Результаты теста в сентябре, после прохождения учащимися производственной практики, были значительно выше - 90% (девять человек) обучающихся сумели четко обозначить перечень трудовых функций, которые выполняет овощевод.

В октябре 2020 года был проведен сравнительный анализ результатов мониторинга «Устройство выпускников» за 2018 и 2020 год, в котором принимали участие 20 человек, среди которых десять человек завершили обучение по ООП СОО в 2018 году и десять человек обучаются в 11 классе по ООП СОО интегрированной с ОП ПО по рабочей профессии «Овощевод». Предметом исследования проведенного анализа являлся выбор будущей профессии и дальнейшей образовательной траектории. По сравнению с 2018 годом в 2020 году получены положительные результаты, представленные на рисунке 1. Полученные результаты указывают на то, что 100% обучающихся по рабочим программам элективных курсов определились с выбором будущей профессии и дальнейшей образовательной траекторией. В отличие от выпускников 2018 года, 100% выпускников 2021 года собираются трудоустроиться по рабочей профессии, либо продолжить свое дальнейшее обучение в СПО или ВУЗ, что свидетельствует о готовности

выпускников к выбору своей будущей профессии.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

т

спо

ВУЗ

Не продолжили

обучение

Работают

2018

2020

Рисунок 1 - Сравнительный анализ результатов % мониторинга «Устройство

выпускников»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение стоит отметить, что рабочие программы учебной и производственной практик занимают важное место в ООП СОО интегрированной с ОП ПО по рабочей профессии «Овощевод». Одной из главных особенностей такой программы является то, что помимо достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов у них должны быть сформированы профессиональные компетенции. Эффективным средством для формирования профессиональных компетенций является прохождение обучающимися учебной и производственной практики.

Рабочая программа учебной практики включает в себя пять основных разделов: планируемые результаты, содержание программы элективного курса «Основы овощеводства», тематическое планирование элективного курса «Основы овощеводства», система условий реализации рабочей программы «Основы овощеводства», оценочные ма те риа лы.

Производственная практика является заключительным этапом освоения практических умений и навыков профессионального обучения. Производственная практика включает в себя два основных этапа: обучение учащихся в условиях реального производства и формирование у обучающихся профессиональных компетенций в соответствии с профессиональным стандартом «Овощевод».

Исследование эффективности элективных курсов учебной и производственной практик как средства формирования профессиональных компетенций школьников показало, что после прохождения учебной и производственной практик наблюдается повышение уровня сформированности профессиональных компетентностей у обучающихся.

Сравнительный анализ результатов мониторинга «Устройство выпускников» за 2018 и 2020 год показал, что 100% обучающихся по рабочим программам элективных курсов более подготовлены к выбору своей будущей профессии, в отличие от выпускников 2018 года.

Стоит отметить, что проблема профессионального выбора выпускника остается актуальной в системе среднего общего образования. Возможным решением проблемы служит обновление содержания СОО, в частности внедрение в образовательный процесс элективных курсов учебной и производственной практик.

Новизна исследования заключается в том, что рассмотренный в настоящей статье

инновационных подход к обновлению содержания СОО за счёт интеграции двух образовательных программ, реализуемый за счёт введения в учебный план СОО учебных дисциплин профессионального обучения, способствует достижению у обучающихся не только стандартных образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных), но и формированию профессиональных компетенций, которые будут им полезны для осуществления дальнейшей трудовой деятельности и выбора будущей профессии.

Библиография

1. Бендюков, М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации [Текст] / М.А. Бендюков.-Спб.: Речь 2006. - 236 с.

2. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе [Текст]: методическое пособие / Е.В. Гурова.-М.: Просвещение, 2007. - 95 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика / Е.А. Климов.-М.: Академия, 2004. - 301 с.

4. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию [Текст]: методики, тесты, рекомендации/ О.В. Козловский.-Донецк, 2006. - 800 с.

5. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости[Текст] / Т.Л. Павлов.-М.: Сфера, 2006.-118 с.

6. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 525н "Об утверждении профессионального стандарта "Овощевод" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nbchг.гu/virt_pгof/pгofstandart/ovoshhevod.pdf-Дата обращения 10.10.2020

7. Приказ Минобрнауки РФ от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» [Электронный ресурс]-https://base.gaгant.гu/70382976/-Дата обращения 10.10.2020

8. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]-https ://fgosгeestг.гu/гegistгy/pгimeгnaya-osnovnaya-obгazovatelnaya-pгogгamma-sгednego-obshhego-obгazovaniya/-Дата обращения 09.10.2020

9. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование [Электронный ресурс]-

https ://гosstat.gov.гu/fгee_doc/new_site/population/tгud/itog_tгudoustг/index.html-Дата обращения 08.10.2020

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]-https://fgos.ru/-Дата обращения 09.10.2020

11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]-

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _140174/-Дата обращения 10.10.2020

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Основным предметом содержания данной статьи является обобщение опыта автора в реализации элективного курса «Основы овощеводства». Нельзя сказать, что в работе представлено какое-либо исследование, поскольку не ставятся исследовательские цели, не указаны методы исследования, отсутствует обзор теоретических подходов к рассматриваемой проблеме. Рассматриваемая автором проблема формирования профессиональных интересов и профессиональных компетенций учащихся является актуальной. В работе присутствуют элементы научной новизны: - обосновывается эффективность интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения; - излагается содержание авторского элективного курса «Основы овощеводства»; - указываются условия эффективности элективного курса «Основы овощеводства» как средства формирования профессиональных интересов и компетенций учащихся; Стиль изложения материала отвечает требованиям научной публикации. Структура статьи логичная. Однако, во вводной части работы автором не указана её цель, в связи с чем сложно было сделать содержательные выводы. По содержанию статьи считаем необходимыми следующие коррективы: - изменить заголовок, поскольку формирование компетенций может быть следствием обучения, практик, но не следствием написанных программ; можно предложить в качестве альтернативы заголовок «Элективные курсы как средство формирования профессиональных компетенций школьников»; - исправить фактическую ошибку во второй строке: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утверждён приказом №413 Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.; - считаем неверным мнение автора, что решением проблемы профориентации выпускников школы является «применение инновационных технологий при разработке и реализации ООП»; - привести фактические данные о количестве учащихся, охваченных обучением по названной элективной программе, о том, с какого года реализуется данный курс, какие есть данные о профессиональном выборе, образовательной траектории, трудоустройстве учащихся, освоивших эту программу; -заменить некорректный оборот во введении «одной из таких характеристик является «выпускник, подготовленный к выбору профессии» на фразу «одной из характеристик... является готовность выпускника к выбору профессии»; - не желательно указывать в качестве вывода, что «проведено исследование на базе МБОУ «СОШ №3», так как эта мысль больше подходит для вводной части статьи; - расширить выводы, отразив в них научную новизну исследования, авторский вклад в решение поставленной проблемы. Библиография статьи включает актуальные нормативно-правовые документы, однако научные издания, приведённые автором, издавались около 15 лет назад. Желательно дополнить библиографический список более современными научными источниками. Из существующего списка в статье цитируются только источники №4, 5, 10, 11. При этом источник №5 цитируется трижды, что не желательно в научной публикации. Апелляция к оппонентам отсутствует, так как автор не ставил задачу сделать обзор научных мнений по исследуемой проблеме. Статья представляет интерес для специалистов в области дидактики школьного образования и профессионального обучения, для руководителей образовательных организаций, для педагогов школ и организаций профессионального образования.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В представленном на рецензировании тексте речь идет о возможности формирования

профессиональных компетенций у школьников средствами элективных курсов по учебной и производственной практике. Если учитывать, что профессиональная направленность личности школьника старших классов представляет собой интерес в отношении выбора профессии, то представленные сведения, несомненно, могут иметь интерес как в теоретическом, так и в практическом отношении. Тем более, что в настоящее время все чаще говорят и пишут о необходимости проводить работу по профориентации со школьниками средних классов. Поэтому необходимо показать актуальность темы исследования. Однако в данном тексте об актуальности исследования ничего не сказано. Автор пишет, что «С 1 сентября 2020 года все образовательные учреждения Российской Федерации обязаны существенно обновить содержание СОО и использовать при разработке и реализации основной образовательной программы (далее ООП) СОО Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) СОО». Обращается внимание на то, что в период с 2010 по 2015 год наблюдается снижение на 13% количества выпускников, получивших среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Такая динамика может служить сигналом тому, что современные выпускники школ не проявляют интереса к рабочим профессиям, а это в дальнейшем может привести к серьёзным проблемам с кадровым обеспечением экономики страны. Все это правильно, но в тексте необходимо показать актуальность исследования, именно на ней акцентировав внимание читателя. Этого не сделано, что следует считать недостатком. Кроме того, автор не показал цель исследования и его предмет, что затрудняет восприятие текста как исследовательского. Отсутствие формулировки предмета исследования делает текст беспредметным. Почти в самом конце текста отмечено, что «в 2020 году на базе образовательного учреждения было проведено исследование, целью которого было оценить эффективность элективных курсов учебной и производственной практик как средства формирования профессиональных компетенций школьников». То есть, можно сказать, что весь текст состоит как бы из двух частей. Причем его первая часть несоразмерно больше второй, в которой представлены результаты тестирования на предмет готовности обучающихся к осуществлению дальнейшей трудовой деятельности по рабочей профессии «Овощевод». В целом же по всему тексту сложно понять, что является целью исследования. Сразу следует отметить, что именно по причине нарушения структуры изложения материала текст не воспринимается как исследовательский. Например, о научной новизне автор пишет в самом конце, представив не совсем корректную ее формулировку. В частности, текст завершается тем, что, по мнению автора, представляет собой научная новизна. Очевидно, что автор неверно понимает методологию исследования. Например, указано, что «Методология исследования включала в себя тестирование на предмет готовности обучающихся к осуществлению дальнейшей трудовой деятельности по рабочей профессии «Овощевод». Это неправильно и следует считать недостатком текста. Стиль изложения материала напоминает изложение данных отчета о проделанной работе. Об этом свидетельствует основная часть текста, в которой приводятся сведения о том, что из себя представляет учебная практика, содержание рабочих программ, основные их разделы, планируемые результаты и др. Структура текста не соответствует соблюдению требований по логическому изложению материала. Это следует считать, пожалуй, главным недостатком текста. Содержание работы свидетельствует о том, что к основной части отчетных данных добавлена незначительная и малоубедительная часть по результатам тестирования. Представленные результаты в рис. 1 данные противоречивы в том отношении, что непонятно как в 2020 году понимать отсутствие продолживших обучение, по сравнению с 2018 годом (20%)? В данной части текста объяснение данных представлено крайне ограниченным образом. Хотя в заключении автор пишет, что

«сравнительный анализ результатов мониторинга «Устройство выпускников» за 2018 и 2020 год показал, что 100% обучающихся по рабочим программам элективных курсов более подготовлены к выбору своей будущей профессии, в отличие от выпускников 2018 года». Заключение в данном тексте избыточно и напоминает выводы, хотя самих выводов нет. Библиографический список состоит из источников, большая часть из которых не являются научными (пособия, нормативные документы). С учетом большого количества недостатков, для устранения которых данный текст необходимо переписывать заново, рекомендовать его к опубликованию в виде научной статьи не пре дс та в ля е тс я в о з мо ж ным.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В представленном на рецензировании тексте речь идет о возможности формирования профессиональных компетенций у школьников средствами элективных курсов по учебной и производственной практике. Если учитывать, что профессиональная направленность личности школьника старших классов представляет собой интерес в отношении выбора профессии, то представленные сведения, несомненно, могут иметь интерес как в теоретическом, так и в практическом отношении. Тем более, что в настоящее время все чаще говорят и пишут о необходимости проводить работу по профориентации со школьниками средних классов. Поэтому необходимо показать актуальность темы исследования. Однако в данном тексте об актуальности исследования ничего не сказано. Автор пишет, что «С 1 сентября 2020 года все образовательные учреждения Российской Федерации обязаны существенно обновить содержание СОО и использовать при разработке и реализации основной образовательной программы (далее ООП) СОО Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) СОО». Обращается внимание на то, что в период с 2010 по 2015 год наблюдается снижение на 13% количества выпускников, получивших среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Такая динамика может служить сигналом тому, что современные выпускники школ не проявляют интереса к рабочим профессиям, а это в дальнейшем может привести к серьёзным проблемам с кадровым обеспечением экономики страны. Все это правильно, но в тексте необходимо показать актуальность исследования, именно на ней акцентировав внимание читателя. Этого не сделано, что следует считать недостатком. Кроме того, автор не показал цель исследования и его предмет, что затрудняет восприятие текста как исследовательского. Отсутствие формулировки предмета исследования делает текст беспредметным. Почти в самом конце текста отмечено, что «в 2020 году на базе образовательного учреждения было проведено исследование, целью которого было оценить эффективность элективных курсов учебной и производственной практик как средства формирования профессиональных компетенций школьников». То есть, можно сказать, что весь текст состоит как бы из двух частей. Причем его первая часть несоразмерно больше второй, в которой представлены результаты тестирования на предмет готовности обучающихся к осуществлению дальнейшей трудовой деятельности по рабочей профессии «Овощевод». В целом же по всему тексту сложно понять, что является целью исследования. Сразу следует отметить, что именно по причине нарушения структуры изложения материала текст не воспринимается как исследовательский. Например, о научной новизне автор пишет в самом конце, представив не совсем корректную ее формулировку. В частности, текст завершается тем,

что, по мнению автора, представляет собой научная новизна. Очевидно, что автор неверно понимает методологию исследования. Например, указано, что «Методология исследования включала в себя тестирование на предмет готовности обучающихся к осуществлению дальнейшей трудовой деятельности по рабочей профессии «Овощевод». Это неправильно и следует считать недостатком текста. Стиль изложения материала напоминает изложение данных отчета о проделанной работе. Об этом свидетельствует основная часть текста, в которой приводятся сведения о том, что из себя представляет учебная практика, содержание рабочих программ, основные их разделы, планируемые результаты и др. Структура текста не соответствует соблюдению требований по логическому изложению материала. Это следует считать, пожалуй, главным недостатком текста. Содержание работы свидетельствует о том, что к основной части отчетных данных добавлена незначительная и малоубедительная часть по результатам тестирования. Представленные результаты в рис. 1 данные противоречивы в том отношении, что непонятно как в 2020 году понимать отсутствие продолживших обучение, по сравнению с 2018 годом (20%)? В данной части текста объяснение данных представлено крайне ограниченным образом. Хотя в заключении автор пишет, что «сравнительный анализ результатов мониторинга «Устройство выпускников» за 2018 и 2020 год показал, что 100% обучающихся по рабочим программам элективных курсов более подготовлены к выбору своей будущей профессии, в отличие от выпускников 2018 года». Заключение в данном тексте избыточно и напоминает выводы, хотя самих выводов нет. Библиографический список состоит из источников, большая часть из которых не являются научными (пособия, нормативные документы). С учетом большого количества недостатков, для устранения которых данный текст необходимо переписывать заново, рекомендовать его к опубликованию в виде научной статьи не пре дс та в ля е тс я в о з мо ж ным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.