Научная статья на тему 'Модельные региональные основные образовательные программы - эффективный инструмент методического сопровождения реализации ФГОС общего образования'

Модельные региональные основные образовательные программы - эффективный инструмент методического сопровождения реализации ФГОС общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / МОДЕЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ / РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чипышева Л.Н.

В статье представлен опыт научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Челябинской области, в части разработки и реализации основных образовательных программ. Содержание статьи отражает опыт создания модельных региональных основных образовательных программ, которые представляют собой методический конструктор, помогающий общеобразовательным организациям проектировать (совершенствовать) и реализовывать основные образовательные программы с учетом региональной специфики и специфики школы в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Методический конструктор создан творческими группами ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с педагогами и руководителями общеобразовательных организаций по инициативе Министерства образования и науки Челябинской области. В статье представляются результаты проектной деятельности 2016-2018 годов, а именно: описание структуры и содержания модельных региональных программ, их функции, этапы разработки. Также представлен научный результат работы: концепция создания методического конструктора как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов и эффективный алгоритм проектной деятельности творческих групп, создающих основную образовательную программу школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чипышева Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модельные региональные основные образовательные программы - эффективный инструмент методического сопровождения реализации ФГОС общего образования»

Модельные региональные основные образовательные программы - эффективный инструмент методического сопровождения реализации ФГОС общего образования

Чипышева Людмила Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, Лаборатория научно-методического и информационно-аналитического сопровождения введения ФГОС общего образования Учебно-методического центра проектирования инноваций, ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», chipyshevaln@mail.ru

В статье представлен опыт научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Челябинской области, в части разработки и реализации основных образовательных программ. Содержание статьи отражает опыт создания модельных региональных основных образовательных программ, которые представляют собой методический конструктор, помогающий общеобразовательным организациям проектировать (совершенствовать) и реализовывать основные образовательные программы с учетом региональной специфики и специфики школы в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Методический конструктор создан творческими группами ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с педагогами и руководителями общеобразовательных организаций по инициативе Министерства образования и науки Челябинской области. В статье представляются результаты проектной деятельности 2016-2018 годов, а именно: описание структуры и содержания модельных региональных программ, их функции, этапы разработки. Также представлен научный результат работы: концепция создания методического конструктора как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов и эффективный алгоритм проектной деятельности творческих групп, создающих основную образовательную программу школы.

Ключевые слова: основная образовательная программа общеобразовательной организации, модельные региональные основные образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

о

с ^

00

о см

<0

О!

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, установленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» утверждают автономию образовательных организаций, предоставляют академические права и свободы педагогическим работникам, в том числе на участие в управлении образовательными организациями, на выбор форм обучения, методов обучения и воспитания. И при этом гарантируют единство образовательного пространства на территории Российской Федерации [1]. Соблюдение двух принципов регулируют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, определяя процентное соотношение инвариантной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. В связи с этим положением ключевым локальным нормативным актом общеобразовательной организации становится основная образовательная программа, которая обеспечивает единство образовательного пространства и учет специфики конкретной школы.

Вопросам разработки и реализации основных образовательных программ особое внимание уделялось в период введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования. Это обусловлено тем, что ФГОС общего образования содержат требования к структуре основных образовательных программ, на основе которых каждая школа, учитывая содержание Примерных основных образовательных программ, должна создать свою уникальную программу. Процесс введения стандартов начался десять лет назад, и сегодня у школ есть значительный опыт разработки основных образовательных программ (ООП). Однако в ходе проведения экспертизы действующих ООП школ фиксируются серьезные проблемы, связанные с формальным подходом к их разработке, а, следовательно, и к их реализации.

Приведем примеры типичных ошибок, которые достаточно часто встречают эксперты. Первая распространенная ошибка - в основных образовательных программах отсутствует специфика общеобразовательной организации, не учитываются национальные, региональные и этнокультурные особенности. В этом случае программа

практически совпадает с текстом Примерной основной образовательной программы соответствующего уровня, представляя возможные варианты осуществления образовательной деятельности, но не описание деятельности конкретной школы. Вторая ошибка - между структурными компонентами основной образовательной программы отсутствуют взаимосвязи, например, оценочные материалы ориентированы на один перечень планируемых результатов, а программы содержательного раздела обеспечивают достижение иных планируемых результатов. Очевидно, что, во-первых, реализация таких программ в образовательной деятельности невозможна, а, во-вторых, программы создавались с помощью компиляции материалов из интернета без учета их сочетаемости. Третья ошибка - несогласованность содержания основной образовательной программы с другими локальными нормативными актами образовательной организации, например, положения структурного компонента «Система оценки» противоречат Положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации, или параллельно с программой воспитания и социализации разрабатывается программа воспитательной работы с другим содержанием. Перечисленные выше ошибки приводят к тому, что основная образовательная программа не становится системообразующим документом школы, регламентирующим всю образовательную деятельность, при этом педагоги используют только содержание рабочих программ учебных предметов.

Наряду с этим не учитывается, что основная образовательная программа имеет сложную структуру, в которой все структурные компоненты взаимосвязаны и взаимообсуловлены. Именно взаимообусловленность структурных компонентов гарантирует возможность ее использования коллективом в образовательной деятельности.

Возникшие проблемы связаны, прежде всего, с отсутствием методологически обоснованного алгоритма разработки основных образовательных программ, понимания роли образовательной программы в образовательной деятельности общеобразовательной организации, в том числе и в деятельности каждого педагога.

Исходя из перечисленных противоречий, в 2016 в Челябинской области появилась идея создания модельных региональных основных образовательных программ. Проектирование модельных региональных основных образовательных программ осуществляется по заданию Министерства образования и науки Челябинской области, основным разработчиком является ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», к разработке привлекаются педагогические и руководящие работники общеобразовательных организаций.

За три года в полном объеме разработаны модели основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. На основе информационно-методического

ресурса «Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования» создана информационная система. В 2019 году начинается разработка модельной региональной программы среднего общего образования.

Первоначально перед разработчиками была поставлена задача - создать методический продукт для школ, который поможет им формировать основные образовательные программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области. Этап определения формы представления результата начался с серьезного исследования проблем, с которыми сталкиваются общеобразовательные организации, проектирующие основные образовательные программы. На подготовительном этапе был изучен опыт школ по созданию основных образовательных программ, проанализированы публикации посвященных данному вопросу. В результате были выявлены эффективные практики организации разработки основных образовательных программ в школьных коллективах, и наиболее эффективной практикой была признана организация работы творческих групп [2, 3].

Данная форма организации проектной деятельности для ГБУ ДПО ЧИППКРО является традиционной, и на первом этапе была создана творческая группа, которая должна была предложить образ конечного результата. Идея создания информационно-методического ресурса и информационной системы появилась в ходе экспертизы основных образовательных программ школ на основе открытых источников. Экспертиза помогла выявить проблемы, сформулированные выше, определить функции методического продукта.

Первая функция модельных региональных ООП - предоставление материалов, обеспечивающих успешное прохождение аккредитации и других внешних оценочных процедур, в рамках которых проводится экспертиза основных образовательных программ. Грамотное использование информационно-методического ресурса действительно значительно повышает успешность прохождения оценочных процедур, так как он представляет собой систему текстов структурных компонентов.

Текст структурного компонента ООП любого уровня образования общеобразовательной организации включает 3 составляющих:

- инвариантную часть, составленную в соответствии с нормативными документами с учетом содержания Примерной основной образовательной программы основного общего образования (предложенный текст не требует корректировки);

- содержание НРЭО (выделяется полужирным курсивом, общеобразовательная организация может использовать предложенный материал или по аналогии разработать свой);

- компонент общеобразовательной организации (рекомендации по включению особенностей школы в текст раздела, выделены синим курси-

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о

с ^

00

0 сч

<0

01

вом, который должен быть заменен текстом, отражающим особенности школы).

Следует отметить, что информационно-методические ресурсы содержат также и методические рекомендации, помогающие школе качественно разработать часть, формируемую участниками общеобразовательных отношений.

Наряду с методическими рекомендациями по разработке структурных компонентов программы, в информационно-методические ресурсы включены практико-ориентированные материалы для учителя. К ним относятся рабочие программы и сопровождающие их оценочные материалы, а также требования к разработке оценочных материалов различных видов. Также представлено описание современных образовательных технологий, комплексное применение которых обеспечивает обучающимся достижение личностных и метапредметных планируемых результатов, дидактические материалы, позволяющие познакомить учащихся с особенностями Челябинской области, программы внеурочной деятельности актуальной тематики. Все перечисленные материалы включены в репозиторий лучших педагогических практик, который представляет собой систему папок, размещенных рядом с соответствующими структурными компонентами. При создании репози-тория была предусмотрена возможность его уточнения и расширения. Сегодня планируется включить в него разделы, посвященные разработке локальных нормативных актов образовательной организации, соответствующих положениям модельной региональной программы и другие компоненты, востребованные педагогическим сообществом. Материалы репозитория определили вторую функцию модельной региональной программы - методическое сопровождение введения и реализации ФГОС общего образования. Образовательные организации, получающие доступ к ресурсу, могут использовать предложенные материалы во внутриорганиза-ционном повышении квалификации.

Для оптимизации процесса создания основных образовательных программ, формируемых на основе модельной региональной основной образовательной программы начального общего образования, создана информационная система. Информационная система, доступна по интернет-адресу из любой точки планеты, имеющей подключение к сети Интернет, всем образовательным организациям Челябинской области, получившим к ней бесплатный доступ. Педагогический коллектив заполняет обозначенные в системе окошки -компонент образовательной организации. При необходимости полученный текст можно распечатать в формате Word, следует отметить, что при внесении учетных данных во всех разделах основной образовательной программы отражается правильное название школы. Если возникает необходимость внесения изменений в инвариантную часть, это делается на уровне региона, а образовательной организации необходимо лишь проверить собственный компонент и распечатать новую версию. Сокращение затрат на бумажную

работу позволяет высвободить время для методической работы.

Следует подчеркнуть, что педагогическая общественность области высоко оценила идею создания информационно-методических ресурсов, но остановиться на создании статичных моделей, представляющих собой достаточно сложную для восприятия систему папок, было нецелесообразно. «Переход общества к эпохе информации придал импульс к модернизации процессов коммуникации в сфере образования, в особенности школьного, и системы повышения квалификации, что послужило причиной переформирования коммуникативной компетенции. Важным элементом стало появление новых информационно-образовательных технологий, которые связаны воедино с высокими технологиями» [4, с. 75].

Необходимость организации эффективной коммуникации между представителями педагогической общественности области с использованием информационных технологий привело к появлению идеи создания информационных систем, выполняющих кроме двух перечисленных еще одну функцию. Третья функция модельных региональных программ -предоставление образовательным организациям возможности обмена эффективными методическими решениями в сети. При этом методические решения проходят экспертизу в рамках региональных конкурсов научно-методических материалов или концептуализируют результаты научно-прикладных проектов школ и ГБУ ДПО ЧИППКРО.

Таким образом, проектирование модельной региональной основной образовательной программы для уровня образования (начального общего, основного общего, среднего общего) включает несколько этапов:

I этап - создание концепции и модели информационно-методического ресурса.

II этап - разработка информационно-методического ресурса.

III этап - апробация в общеобразовательных организациях Челябинской области.

IV этап - создание информационной системы на основе информационно-методического ресурса.

V этап - обучение тьюторов от муниципалитетов Челябинской области, а также школьных и муниципальных команд способам работы с информационно-методическим ресурсом / информационной системой.

VI этап - включение педагогов Челябинской области в сетевое взаимодействие по развитию и совершенствованию информационной системы.

Для обучения тьюторов использовалось очно-заочное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Непосредственное знакомство с модельными региональными программами происходило при выполнении заданий в системе MOODLE. «Выполнение задания - это вид деятельности слушателя, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе MOODLE (при помощи встроенного визуального

редактора). Преподаватель может оперативно проверить сданные слушателем файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме» [5, с. 35]. Как видим, возможности системы MOODLE позволяют не только провести индивидуальную работу с каждым слушателем, но и подготовить к взаимодействию с использованием информационных систем «Модельные региональные основные образовательные программы».

Мы подробно остановились на определении формы конечного продукта с учетом запросов потребителей, но, на наш взгляд, главным результатом разработки модельных региональных основных образовательных программ является определение концептуальных подходов к проектированию основных образовательных программ в общеобразовательной организации.

Разработчикам в ходе проектирования удалось найти причины возникновения типичных ошибок разработки основных образовательных программ. Ликвидация ошибок и успешность разработки достигается только в том случае, если каждый структурный компонент основной образовательной программы включен в единую структуру, все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, необходима правильная организация творческих групп, каждая из которых проектирует взаимосвязанные структурные компоненты, придерживаясь единого алгоритма разработки. Каждая творческая группа вырабатывает свою концепцию взаимосвязанных компонентов, выстраивая единую логику от формы представления перечня планируемых результатов к описанию способов их достижения и оценки. В таблице 1 представлена оптимальная организация творческих групп и алгоритм разработки основной образовательной программы, выявленные разработчиками модельных региональных основных образовательных программ.

Образовательная организация может взять за основу модельную региональную основную образовательную программу и разработать только компонент общеобразовательной организации, но наряду с этим может использовать предложенный алгоритм для создания своей уникальной основной образовательной программы.

Вывод. Основная образовательная программа школы является системообразующим локальным нормативным актом, регламентирующим всю образовательную деятельность. Однако при компилировании основных образовательных программ из разрозненного набора структурных компонентов программа не выполняет свои функции. Общеобразовательным организациям, ООП которых разработаны формально и не соответствуют нормативным требованиям, необходимо методическое сопровождение. Эффективным способом организации методического сопровождения на региональном уровне является создание модельных региональных ос-

новных образовательных программ, которые не только предоставляют качественную модель для разработки ООП школы, но и предлагают обоснованный алгоритм проектирования как инвариантной части, так и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Таблица 1

№ творческой группы Взаимообусловленные структурные компоненты и порядок их разработки

1 1. Личностные планируемые результаты 2. Программа воспитания и социализации 3. Система оценки, в части оценки личностных планируемых результатов 4. Оценочные материалы для оценки личностных результатов 5. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности(ориентированные преимущественно на достижение личностных планируемых результатов)

2 1. Метапредметные планируемые результаты 2. Программа развития универсальных учебных действий 3. Система оценки, в части оценки мета-предметных планируемых результатов 4. Оценочные материалы для оценки мета-предметных результатов 5. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности(ориентированные преимущественно на достижение метапредметных планируемых результатов)

3 1. Предметные планируемые результаты 2. Рабочие программы учебных предметов 3. Система оценки, в части оценки предметных планируемых результатов 4. Оценочные материалы для оценки предметных результатов (в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся) 5. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности(ориентированные преимущественно на проектную и исследовательскую деятельность в рамках учебного предмета или межпредметной направленности)

4 (администрация школы) 1. Пояснительная записка 2. Учебный план 3. Система условий 4. План внеурочной деятельности (с учетом результатов деятельности 1-3 групп) 5. Система оценки (с учетом результатов работы групп) 6. Календарный учебный график

5 (представители психолого-медико-педагогической комиссии) Программа коррекционной работы

Использование модельных региональных основных образовательных программ позволяет образовательным организация успешно проходить экспертное оценивание программ в ходе внешних мониторинговых процедур, организовы-

т

вать методическую работу, а также обобщать опыт внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на региональном уровне.

Литература

1. Федеральный закон от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=LAW&n=292679&fld=134&dst=100885,0&rnd =0.09661404578836774#00338239716974309. -Дата обращения : 04.12.2018

2. Боровик, В. Г. Формируем основную образовательную программу школы: права участников образовательного процесса / В. Г. Боровик // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 59-65.

3. Кудрова, Л. Г. Проектирование и экспертиза документов или от чего зависит успех образовательной организации в будущем / Л. Г. Кудрова // Народное образование. - 2013. -№ 10. - С. 90-97.

4. Чивилев, А. А. Межличностная коммуникация в системе образования и повышении квалификации / А. А. Чивилев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2018. - № 2 (35). - С. 70-77.

5. Дударева, О. Б. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей / О. Б. Дударева, Т. В. Таран // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 4(13). - С. 31-39.

6. Перцев В. Гимназическое образование в России: из уроков истории // Alma mater (Вестник высшей школы). 2006. № 5. С. 55.

7. Попова Е.В. Роль Российской академии наук в национальной инновационной системе // Инновации. 2008. № 1. С. 3-10.

Model regional basic education program as an instrument of methodological support of Federal State Educational Standard general education Chipysheva L.N.

Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of education workers

In article it's shows that experience of scientific and methodological support of the introduction of Federal state educational standards of general education in the Chelyabinsk region, in terms of the development and implementation of basic educational programs. The content of the article reflects the experience of creating model regional basic educational programs, which are a methodical designer that support general educational organizations to design (improve) and implement basic educational programs considering regional features and the features of the school in full compliance with the requirements of Federal state educational standards. The methodical designer was created by creative groups of the Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators together with teachers and heads of educational organizations on the initiative of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region. The article presents the results of the project activities of 2016-2018, namely: a description of the structure and content of model regional programs, their functions, stages of development. Also, in article presented is the scientific result of the work: the concept of creating a methodological constructor as a system of interconnected and interdependent elements and an effective algorithm for the project activities of creative groups creating the main school educational program. Keywords: basic educational program of educational organization, model regional basic education program, Federal State Educational Standard general education, consider of national, regional, and ethno-cultural features. References

1. Federal Law of December 21, 2012 No. 273-03 "On Education

in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=292679&fld=134&dst=100885.0&rnd=0.0966140457883 6774#00338239716974309. - Date of appeal: 12/04/2018

2. Borovik, V. G. Form the basic educational program of the school: the rights of participants in the educational process / V. G. Borovik // Public Education. - 2012. - № 2. - p. 59-65.

3. Kudrova, L. G. Designing and examining documents, or what

determines the success of an educational organization in the future / L. G. Kudrova // Public Education. - 2013. -№ 10. - p. 90-97.

4. Chivilev, A. A. Interpersonal communication in the system of

education and advanced training / A. A. Chivilev // Scientific support of the system of staff development. - 2018. - № 2 (35).

- pp. 70-77.

5. Dudareva, O. B. The use of distance learning technologies in

teaching students / O. B. Dudareva, T. V. Taran // Scientific support of the system of staff development. - 2012. - № 4 (13).

- pp. 31-39.

6. Pertsev V. Gymnasium education in Russia: from the lessons of

history // Alma mater (Bulletin of higher education). 2006. No. 5. P. 55.

7. Popova E.V. The role of the Russian Academy of Sciences in

the national innovation system // Innovations. 2008. No. 1. S. 3-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

с ^

00

0 сч

<0

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.