УДК 37.012
МОНИТОРИНГ ФГОС ОВЗ КАК ОЦЕНОЧНАЯ ПРОЦЕДУРА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Д.С. Ильина
В статье описана региональная процедура оценки качества образования - мониторинг качества условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ОВЗ, а также обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях Челябинской области.
Автор приводит результаты по проведенному мониторингу по всем группам и вариантам нарушений здоровья обучающихся, показывая основные направления оценки качества ресурсного обеспечения адаптированных основных общеобразовательных программ общеобразовательных организаций Челябинской области: кадрового, финансового и материально-технического. Также актуализирует включение данного мониторинга и его результатов в институциональные системы оценки качества образования.
Ключевые слова: региональная инвариантная периодическая процедура, мониторинг условий, адаптированные основные общеобразовательные программы, управление качеством образования.
При стремительном развитии региональной системы оценки качества образования всё большую значимость приобретают оценочные процедуры. Актуальным остается не только оценка качества образовательных программ, но и оценка качества условий их реализации. Оценка качества созданных условий реализации образовательных программ, а также их совершенствование, приобретает особую значимость, когда речь идёт об обучении детей с особыми образовательными потребностями. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания особых (спе-
циальных) условий в зависимости от группы и варианта нарушений здоровья обучающихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОУО) представляют собой совокупность обязательных особых требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее -АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательные организации при реализации данных программ должны:
создавать условия с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ;
обеспечивать коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ;
способствовать расширению социального опыта и социальных контактов таких обучающихся.
Требования ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения [2, 3]. Интег-ративным результатом реализации требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям является создание комфортной коррекционной развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования и его доступность. В связи с этим, именно совокупность требований ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО стала содержательной основой для разработки в Челябинской области региональной инвариантной оценочной процедуры -мониторинга качества условий реализации
АООП в соответствии с требованиями ФГОС системы оценки качества образования. Он
НОО ОВЗ, а также ФГОС ОУО в общеобразо- проводился посредством информационной
вательных организациях Челябинской области системы «Мониторинг ФГОС» (модуль «Мо-
(далее - Мониторинг ФГОС ОВЗ) [1]. ниторинг ФГОС ОВЗ») и предусматривал
Данный мониторинг впервые был проведён самостоятельный отбор и последующее
в 2019 году для получения объективной инфор- заполнение карт критериев и параметров
мации о качестве созданных специальных общеобразовательными организациями,
условий реализации АООП с целью анализа и исходя из реализуемых в них АООП, по каждой
дальнейшего принятия эффективных управ- группе особых образовательных потребностей
ленческих решений в рамках региональной обучающихся (рисунок 1).
глухие обучающиеся
Г "ч слабослышащие и позднооглохшие
г > слепые и слабовидящие обучающиеся
г обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)_
обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)
обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)___
Рисунок 1 - Группы обучающихся в зависимости от нарушения
Мониторингом ФГОС ОВЗ был определён Челябинской области. единый (для всех карт) показатель соответствия По результатам статистических отчётов,
качества условий реализации общеобразователь- полученных после автоматизированной обработ-
ными организациями АООП НОО и АООП ОУО ки данных, установлено, что наибольшее коли-
(уровни соответствия в процентном соотноше- чество АООП реализуются в общеобразователь-
нии): ных организациях Челябинской области с качес-
до 50 % - критический; твом условий на оптимальном уровне для обуча-
51 -80 % - допустимый; ющихся
81-100 % - оптимальный [3]. с задержкой психического развития 1 и 2 ва-
В рамках мониторинга ФГОС ОВЗ было риантов, оценено качество условий реализации 1324 с умственной отсталостью (интеллектуальны-
АООП в 610 общеобразовательных организациях ми нарушениями) 2 варианта, Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 29
с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1 варианта,
с тяжелыми нарушениями речи 1 варианта, для слабовидящих обучающихся 2 варианта. Следует отметить, что оптимальный уровень качества условий реализации АООП преобладает в общеобразовательных организациях Челябинского, Троицкого, Миасского городских округов, Красноармейского, Сосновского, Саткинского муниципальных районов.
Анализ данных, полученных по завершении мониторинга ФГОС ОВЗ, свидетельствует о том, что в целом для реализации 90,4% АООП в 92,2% общеобразовательных организациях Челябинской области созданы условия (достигнуты
оптимальный и допустимый уровни) реализации таких программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, а также ФГОС ОУО. Вместе с тем результаты мониторинга ФГОС ОВЗ показали, что в 19 муниципальных образованиях Челябинской области с критическим уровнем качества условий реализуются 127 АООП, при этом высокий процентный показатель их количества выявлен для
глухих обучающихся 1 и 2 вариантов; слабослышащих и позднооглохших обучающихся 1 и 2 вариантов;
слепых обучающихся 1 и 2 вариантов (рисунок 2).
Рисунок 2 - Процентный показатель количества АООП с критическим уровнем качества условий реализации в общеобразовательных организациях
Челябинской области
Хотелось бы подчеркнуть, что региональные выявить уровень кадрового, финансового и
методологические подходы к проведению материально-технического обеспечения реализа-
мониторинга ФГОС ОВЗ позволили оценить ции АООП отдельно. Наглядно результаты по
качество созданных в общеобразовательных оценке в разрезе созданных условий представле-
организациях Челябинской области условий ны в таблице 1. реализации АООП не только совокупно, но и
Таблица 1
Уровень созданных специфических условий реализации АООП в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО в разрезе условий
Группы условий реализации АООП Кадровые условия. % Финансовые условия, % Материально-технические условия, %
критический уровень
достаточный уровень
оптимальный уровень
Вариант ФГОС ••• НОО ОВЗ Реализуемая АООП 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2 вариант
АООП НОО для глухих обучающихся 35,71 30,36 22,73 28,41 22,38 26,47
АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 44,29 56,04 40.91 51,75 37,04 53,25
АООП НОО для слепых обучающихся 57,14 48,57 34,85 34,55 36,14 35,35
АООП НОО для слабовидящих обучающихся 83,23 81,63 64.43 63,64 63,55 61,04
АООП НОО для обучающихся с ТНР 86,94 75,66 69,61 65,32 77,21 67,17
АООП НОО для обучающихся с НОДА 91,07 82,14 74,62 71,59 67,82 57,92
АООП НОО для обучающихся с ЗПР 88,33 87,41 74,74 76,48 81,07 82,19
АООП НОО для обучающихся с РАС 70,59 74,03 62,03 64,88 68,14 67,43
АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 82,17 88,84 74,19 74,94 72,87 70,34
Таким образом, функционирующая в системе образования Челябинской области описываемая оценочная процедура позволяет систематически отслеживать динамику качества условий реализации АООП, анализировать и интерпретировать полученные результаты, которые должны слу-
жить основаниями для принятия управленческих решений на региональном, муниципальном и институциональном уровнях в части кадрового, финансового и материально-технического обеспечения образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями.
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования
31
Важно отметить, что результаты мониторинга ФГОС ОВЗ позволят руководящему составу общеобразовательных организаций определить проблемы в формировании условий реализации АООП, а подробный анализ выявленных критических моментов позволит выстроить стратегии и сформировать тактические направления работы по созданию и совершенствованию условий, требуемых особым детям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Также деятельность общеобразовательных организаций в данном направлении приобретает особую важность на начальном этапе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование».
Таким образом, включение мониторинга ФГОС ОВЗ во внутренние системы оценки качества образования и планы работы, а также отражение в программах развития образовательных организаций результатов таких оценочных процедур и выстраивание правильных управленческих траекторий после анализа и учёта отчётных данных мониторинга ФГОС ОВЗ, становится обязанностью каждой образовательной организации.
Список литературы
1. Мониторинг качества условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, а также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях Челябинской области (мониторинг ФГОС ОВЗ) / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, Д.С. Ильина [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2019. - 244 с.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 - URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения
20.11.2019)
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70760670/ (дата обращения: 20.11.2019)
References
1. Monitoring kachestva usloviy realizatsii adaptirovannykh osnovnykh obshcheobrazovatel'nykh programm v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s OVZ, a takzhe FGOS obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami) v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh Chelyabinskoy oblasti (monitoring FGOS OVZ) / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, D.S. Il'ina [i dr.]. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. -244 s.
2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2014 g. № 1598 - URL: http://base.garant.ru/70862366/ (data obrashcheniya 20.11.2019)
3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2014 g. № 1599 - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70760670/ (data obrashcheniya: 20.11.2019)
Сведения об авторе
Ильина Диана Сергеевна - начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск