УДК 373
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МКОУ «СОШ № 9 Г. АШИ (С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ) И МАОУ «ЛИЦЕЙ № 6» Г. МИАССА»)
Е.Н. Верещагина, М.Г. Гайсарова, Е.А. Солодкова
Акцентировано внимание на необходимости учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей общеобразовательными организациями через реализуемые основные образовательные программы общего образования. Представлены некоторые аспекты по включению данных особенностей в процессы проектирования, реализации основной образовательной программы, а также разработки оценочных материалов на примере обязательной предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт; национальные, региональные и этнокультурные особенности; основная образовательная программа, контрольно-измерительные материалы.
Закон «Об образовании в РФ» определяет в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание «гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (п.п. 3, 4 Ст.3) [5].
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей (далее - НРЭО) в системе личностных результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) позволяет соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта, законодательной базе, а также отвечать социальным запросам современного общества [1]. Учащиеся школы, закончив среднее общее образование, должны получить систему знаний о
своей этнической принадлежности, освоить национальные ценности, традиции, культуру, знать о народах и этнических группах России (традиции празднично-обрядовой, семейно-бытовой и художественной культуры русского народа и других народов, проживающих в нашем регионе).
Для того, чтобы успешно реализовать НРЭО в образовательном процессе, необходимо создать единую систему, которая даёт эффективные результаты, а именно: развивает у детей эмоциональную отзывчивость к этнокультурному наследию, позволяет осуществлять поиск нестандартных форм деятельности, даёт возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.
Данную единую систему можно определить с помощью ряда важных механизмов, включенных в ООП образовательной организации: непосредственно само проектирование ООП с учетом НРЭО (в части отдельных учебных программ, курсов и курсов внеурочной деятельности); реализация ООП (образовательный процесс); создание контрольно-измерительных материалов (далее -КИМ) текущего контроля и промежуточной аттестации.
В МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» особенностям национального, регионального и этнокультурного содержания образования уделяется особое внимание. Чтобы заинтересовать школьников изучением родного края, литературой местных писателей, культурой народов, проживающих в нашей местности, проводится целенаправленный подход в реализации НРЭО. Это отражено в отдельных учебных программах, курсах и курсах внеурочной деятельности.
Для учащихся 5 классов, например, разработана рабочая программа курса внеурочной деятельности, которая является логическим продолжением обязательной предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» начальной школы и реализует главную цель: «формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» [2, п.19.3]. Эта программа предназначена конкретизировать метапредметные и личностные результаты обучающихся в области религиозной и светской этики, формировать достойного гражданина России, знающего Конституцию страны, формировать у учащегося мотивацию к соблюдению своих культурных и религиозных традиций, воспитывать гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному общению [2, п.12.6].
Чтобы привить интерес школьников к творчеству уральских писателей, расширения знаний истории, культуры, обычаев и традиций народностей, проживающих на Урале, для формирования навыков исследовательской деятельности учащиеся изучают произведения таких писателей, как Л.К. Та-тьяничева, Л.И. Сейфуллина, В.А. Протасова, С.К. Власова, К.М. Макаров и другие. Например, при изучении темы «Имя существительное» в 5 классе на уроке обсуждаются стилистические возможности имён существительных в произведении Н.Т. Кон-дратковской «Тайсара - жёлтый жеребёнок», а при изучении текста, рассматривается вопрос определения темы в произведении М.С. Фонотова «Бронза Аркаима» и т.д.
Отражение НРЭО в литературном образовании позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих Челябинскую область, сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.
На уроках литературы педагог знакомит с жизнью и бытом жителей Урала, традицион-
ными и обрядовыми праздниками, играми, ремеслами, искусством местных жителей, знакомство детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Современному школьнику в соответствии со стандартами необходимо участвовать в проектной деятельности. В МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» успешно работает научное общество учащихся «ИСКАТЕЛЬ». Тематика исследовательских работ учащихся школы разнообразна, например: "Традиционные ремесла жителей Ашинского района. Печное дело", "Народные костюмы. Чувашский национальный костюм", "Использование диалектных слов в сказах П.П. Бажова и в речи жителей Аши", "Никто не забыт, ничто не забыто. Улица имени П. В. Еремеева в Аше", "Урал объединяет народы. Речь жителей Аши" и др. НРЭО реализуются также на уроках изобразительного искусства, уроках краеведения, географии.
Современное образовательная организация не всегда может эффективно реализовы-вать свою деятельность и развиваться без социального партнерства. Для более полного изучения родного края налажен тесный контакт с Ашинским краеведческим музеем. Обучающиеся, являясь постоянными посетителями этого музея, могут систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, исследовании местной флоры и фауны, заниматься изучением традиционной культуры народов, живущих в данном муниципальном районе. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Таким образом, НРЭО в проектировочном и образовательном процессах помогает раскрыть культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические, экологические ценности родного края. Грамотно спланированные элементы/механизмы осуществления внедрения НРЭО (родная природа, культурное наследие - па-
Особенности проектирования и реализации образовательного процесса с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (из опыта работы мкоу «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением) и МАОУ «Лицей № 6» г. Миасса»)
мятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) помогают детям ощутить и осознать свою принадлежность к малой родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Можно говорить о том, что «при обнаружении учащимися в краеведческом содержании привлекательных и личностно значимых смыслов, повышается вероятность того, что позитивные характеристики родного края станут личностными смыслами учащихся» [3].
Внедряя в образовательный процесс НРЭО, педагог должен быть компетентным в вопросах культурных, исторических, природных, этнографических особенностей региона. Одним из важных ключевых моментов в повышении компетентности по данному вопросу для педагога может явиться процесс «разработки инструментов и вариантов моделей контрольно-измерительных материалов (далее - КИМов) для оценки достижений школьниками планируемых результатов в части учета региональных и этнокультурных особенностей конкретных регионов» [4].
По заданию Министерства образования и науки Челябинской области по созданию оценочных материалов в рамках разработки региональной модельной основной образовательной программы начального общего образования были, например, привлечены педагоги МАОУ «Лицей №6» Миасского городского округа (обязательная предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»). По их мнению, создание стандартизированных контрольных работ -процесс строго регламентированный, но несмотря на это, имеющий свои нюансы и сложности. На первом этапе педагогами были проанализированы учебники и рабочие тетради различных учебно-методических комплексов (далее - УМК), что позволило распределить планируемые результаты по
темам модулей. Данный этап показал, что есть проблемные моменты в учете проверки всех заявленных планируемых результатов спецификацией.
На втором этапе были рассмотрены особенности терминологии и определений, присущих каждому УМК, что позволило корректно и доступно для обучающихся по учебникам разных авторов сформулировать вопросы и задания.
На третьем этапе были проанализированы тематические планирования по данной обязательной предметной области с целью выявления тем с наиболее полным отражением национальных региональных и этнокультурных особенностей. С одной стороны, это традиционные темы, касающиеся семьи, дружбы, государственных и религиозных праздников, истории развития и символики региона. С другой стороны, каждый учитель самостоятельно отбирает содержание этого компонента, используя свои источники информации. Именно этот дуализм вызвал наибольшие трудности при отборе содержания и типов заданий. Так, например, по техническому заданию стандартизированная работа могла включать задания «с выбором ответа», «с кратким ответом», «с множественным выбором ответа» и «с развёрнутым ответом». В то же время, достаточно сложно предусмотреть все варианты правильного развёрнутого ответа, касающегося семейных традиций или истории каждого населённого пункта Челябинской области. Проделанная работа позволила понять, что система оценки качества планируемых результатов с учетом НРЭО является достаточно проблемным и требующим сознательного и кропотливого труда со стороны педагога (педагогического коллектива) процессом.
Изучение родного края с его самобытностью, богатыми обрядами жителей уральского региона, разнообразным фольклором, национальными традициями действительно-обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации данной работы у школьников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его,
формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые учениками в процессе освоения НРЭО, помогают им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. В этом случае культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, выступает как основа для формирования его нравственных качеств. Именно грамотные подходы к проектированию и реализации образовательного процесса с учетом НРЭО могут позволить обеспечить «качественно новый уровнь овладения обучающимися содержания ООП, отражающей НРЭО, в процессе взаимодействия с природным, историко-культурным наследием Челябинской области и его проявления в различных сферах жизнедеятельности» [3].
Список литературы
1. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А., Куди-нов В.В., Севрюкова А.А., Шарухина А.О. Отражение национальных, региональных и этнокультурных особенностей в системе личностных результатов освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования / [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26211 (дата обращения: 22.05.2017).
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г. «О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г.» / [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс (дата обращения: 15.04.2017).
3. Проектирование образовательного процесса в школе на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Концепция отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в содержании образовательных программ общего образования: научно-методические мате риалы / сост. М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др.; Челяб. ин-т пере-под. и пов. квал. работ
работ. образ. - Челябинск : ЧИ111ЖРО, 2015. - 32 с.
4. Титаренко Н.Н., Модель инструментария для оценки планируемых результатов начального общего образования в части учёта региональных и этнокультурных особенностей территории / Н.Н. Титаренко, О.А. Черепанова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования: научно-методический журнал. - 201б. - №1 (1) -С.31-37.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ^нсуль-тантПлюс (дата обращения: 10.04.2017).
References
1. Il'jasov D.F., Selivanova E.A., Kudinov V.V., Sevrjukova A.A., Sharuhina A.O. Otrazhenie nacional'nyh, regional'nyh i jetnokul'turnyh osobennostej v sisteme lichnostnyh rezul'tatov osvoenija mladshimi shkol'nikami osnovnoj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo obshhego obrazovanija / [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2017. - № 2.; URL: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=26211 (data obrashhenija: 22.05.2017).
2. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti № 24/ 6142 ot 20.08.2012 g. «O porjadke vvedenija FGOS osnovnogo obshhego obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah s 01 sentjabrja 2012g.» / [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tantPljus (data obrashhenija: 15.04.2017).
3. Proektirovanie obrazovatel'nogo processa v shkole na osnove ucheta nacional'nyh, regional'nyh i jetnokul'turnyh osobennostej. Koncepcija otrazhenija nacional'nyh, regional'nyh i jetnokul'turnyh osobennostej Cheljabinskoj oblasti v soderzhanii obrazovatel'nyh programm obshhego obrazovanija : nauchno-metodicheskie mate-rialy / sost. M. I. Solod-kova, D. F. Il'jasov i dr.; Cheljab. in-t pere-pod. i pov. Kval. rabot. obraz. - Cheljabinsk : ChIPPKRO, 2015. - 32 s.
4. Titarenko N.N., Model' instrumentarija dlja ocenki planiruemyh rezul'tatov nachal'nogo
Особенности проектирования и реализации образовательного процесса с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (из опыта работы мкоу «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением) и МАОУ «Лицей № 6» г. Миасса»)
obshhego obrazovanija v chasti uchjota region-al'nyh i jetnokul'turnyh osobennostej territorii / N.N. Titarenko, O.A. Cherepanova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija: nauchno-metodicheskij zhurnal. -2016. - №1 (1) - S.31-37.
5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tantPljus (data obrashhenija: 10.04.2017).
Сведения об авторах
Верещагина Елена Николаевна - учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 6», г.Миасс
Гайсарова Марина Григорьевна - учитель русского языка, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 города Аши
Челябинской области (с профессиональным обучением)», г.Аша
Солодкова Екатерина Александровна
- начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about author
Vereshagina E.N. - Primary school teacher, Lyceum # 6, Chelyabinsk Region, Miass
Gaysarova M.G. - Russian language teacher, «Secondary School # 9 (with professional education)», Chelyabinsk Region, Asha
Solodkova E.A. - Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk