УДК 74.5; 75.8 DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10405
АНАНЬЕВА Татьяна Николаевна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); доктор социологических наук, профессор, председатель ФУМО СПО по УГПС СПО 43.00.00
«Сервис и туризм», проректор; e-mail: [email protected]
ИЛЮХИНА Галина Ивановна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат социологических наук, доцент, начальник УМЦ ФУМО СПО по УГПС СПО 43.00.00
«Сервис и туризм»; e-mail: [email protected]
СИЛИНА Елена Дмитриевна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);
руководитель Мастерской туризма; e-mail: [email protected]
Основная образовательная программа как регламент подготовки профессиональных кадров для индустрии туризма
В статье рассматриваются основные направления развития профессионального образования в современных условиях, характеристики подготовки компетентных кадров для индустрии туризма в условиях уровневого образования и профильной направленности образовательной программы; рассмотрены приоритеты по инновационному развитию экономики и созданию системы непрерывного профессионального образования; приведены приоритетные направления в образовательной системе Российской Федерации в области туризма; представлен перечень направлений подготовки и специальностей, профессий, по которым осуществляется подготовка выпускников для индустрии туризма; приведен перечень образовательных программ профессионального образования, к которым относятся образовательные программы начального профессионального образования, образовательные программы среднего профессионального образования); образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалиста и/или программы магистратуры), программы послевузовского образования (включая программы дополнительного профессионального образования); приведена модель формирования компетенций обучающихся в соответствии с профилем подготовки и требованиями представителей работодателей индустрии туризма; охарактеризована система усвоения обучающимся компетенций в процессе реализации профилированной образовательной программы в области туризма, что позволило предложить модель профилированной образовательной программы подготовки выпускников, соответствующих требованиям работодателей индустрии туризма, предложены параметры квалификационных требований к востребованным в сегменте индустрии туризма специалистам.
Ключевые слова:
образование, образовательная программа, компетенции, профиль подготовки, представители работодателей, индустрия туризма
Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Силина Е.Д.
Основная образовательная программа
как регламент подготовки профессиональных кадров
для индустрии туризма
Современное образование находится в центре государственных реформ, направленных на интенсивное развитие экономики страны, состояние которого определяет наличие компетентных кадров. Общество, рынок труда, экономика в целом закономерно формируют четкие регламенты и запросы к качеству трудовых ресурсов, отвечающих тенденциям развития инновационных процессов и технологий, отдельных сегментов экономики. Профессиональному образованию, как в содержательной части, так и в части организационных форм, отводится ведущая роль в достижении положительной динамики социально-экономических преобразований на основе подготовки компетентных специалистов, соответствующих требованиям работодателей.
Тем не менее, по оценкам экспертов и специалистов индустрии туризма, уровень подготовки выпускников по направлению туризм не в полной мере отвечает потребностям рынка труда. Характерной особенностью трудовых отношений является несбалансированность потребностей экономики в лице представителей работодателей индустрии туризма и выпускников учебных заведений по осваиваемым образовательным программам в соответствии с уровнем подготовки. Также отмечается несоответствие качества подготовки выпускников в области туризма ожиданиям работодателей индустрии туризма.
В частности, выделяется следующее:
•отсутствие практических навыков и умений у выпускников для конкретной профессиональной деятельности в сфере туризма с учетом квалификационного уровня и профиля подготовки;
•содержание образовательных программ не в полной мере отвечают требованиям представителей работодателей реальных секторов экономики, в том числе и индустрии туризма;
•чрезмерная академичность образовательных программ высшего образования при отсутствии практической подготовки выпускников для конкретной профессиональной де-
ятельности в индустрии туризма;
•недостаток учебной и учебно-методической литературы, а также порой низкий уровень профессиональной составляющей в учебных изданиях в части туристской индустрии ввиду отсутствия практической направленности образовательных траекторий на профиль подготовки и квалификацию выпускника;
•отсутствие соответствующей материально-технической базы с учетом профиля подготовки, что не обеспечивает обучающихся необходимыми практическими навыками и компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональных функций непосредственно в сфере профессиональной деятельности в индустрии туризма и др.
Профессиональное образование
направлено на получение обучающимися профессии и (или) соответствующей квалификации, обеспечивающей социальные и профессионально значимые качества (компетенции), подтверждающие подготовленность выпускника к конкретному виду профессиональной деятельности в индустрии туризма.
Вид профессиональной деятельности в настоящее время приобретает целевую направленность образовательной программы и представляет совокупность трудовых функций, требующих от специалистов индустрии туризма обязательной профессиональной подготовки и соответствующих компетенций, рассматриваемых в контексте определенной сферы профессиональной деятельности, объектов, видов и задач профессиональной деятельности, условий и результатов труда в соответствии с освоенной образовательной программой. По существу, в центр современного инновационного общества ставится высокопрофессиональный специалист, способный адаптироваться в современных экономических условиях к потребностям экономики и требованиям рынка труда. Существенно возрастает значение и общественная ценность реализации принципа единства образования и представителей работодателей, творческой
и практической деятельности, науки, направленных на реализацию актуальных вопросов подготовки кадров в условиях уровневого образования, адекватных тенденциям социально-экономического развития страны и реальных секторов экономики.
Для достижения эффективных результатов Правительством Российской Федерации определены приоритеты по инновационному развитию экономики и созданию системы непрерывного профессионального образования, что способствует обеспечению рынка труда кадрами нужных квалификаций. Основными из них являются1:
•максимальное сближение образовательных учреждений и представителей работодателей, заинтересованных в подготовке компетентных кадров всех уровней образования, востребованных в конкретном сегменте экономики;
•совместимость профессиональных и образовательных стандартов, регламентирующих требования к подготовке востребованных на рынке труда кадров;
•формирование компетенций обучающимися, отвечающих требованиям заинтересованных работодателей и обеспечивающих конкурентоспособность специалистов в сегменте отрасли;
•взаимодействие институциональных структур в системе регулирования подготовки трудовых ресурсов в лице представителей академического сообщества и работодателей с учетом тенденций развития в условиях современной экономики отраслей и видов экономической деятельности.
В связи с этим, на фоне усиления роли работодателей в процессах реализации образовательных программ и непосредственно подготовки кадров для индустрии туризма, сближения образовательных услуг и рынка труда требуется решение первостепенных
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р.
задач разработки образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей. Приоритетными направлениями в образовательной системе Российской Федерации определены следующие:
•сохранение и развитие единого образовательного пространства через выполнение институциональными структурами роли интеграторов в отечественной и мировой системе профессионального образования;
•развитие демократических начал в управлении подготовкой кадров, востребованных на рынках труда;
•активное участие представителей институциональных структур в решении назревших системных проблем модернизации российского образования в соответствии с отечественными традициями и европейскими тенденциями;
•переход к новой культуре качества отечественного образования, гарантирующий его возрастающий вклад в развитие страны с учетом инновационных процессов в обществе;
•усиление роли образовательных организаций как структур обеспечения и непрерывного повышения качества подготовки востребованных кадров в реальном секторе экономики;
•тесное взаимодействие с работодателями в процессе создания федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, разработки системы оценочных средств и методик итоговой аттестации выпускников, в том числе в форме демонстрационного экзамена;
•обновление нормативных документов, регулирующих подготовку компетентных кадров, направленных на совершенствование научной организации и методического обеспечения образовательного процесса как единства воспитания и обучения;
•изучение и распространение образцов лучшей отечественной и зарубежной практики в целенаправленной подготовке компетентных кадров;
•совершенствование процессов подго-
Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Силина Е.Д.
Основная образовательная программа
как регламент подготовки профессиональных кадров
для индустрии туризма
товки профессиональных кадров, востребованных на рынке труда и отвечающих в полной мере требованиям работодателей.
Задача ставится весьма конкретная и заключается в том, что содержание образовательных программ должно быть направлено на реальный сектор экономики, в том числе и в индустрии туризма, а учебный процесс достаточно информационно и организационно обеспечен необходимыми для освоения соответствующих компетенций ресурсами, учебно-методическим и материально-техническим оснащением. Актуальным является участие работодателей индустрии туризма как в разработке образовательных программ, их обновлении, так и непосредственно в учебном процессе при проведении тренингов, деловых и ролевых игр, мастер-классов, компьютерных симуляций и т.п. Также необходимо участие представителей работодателей индустрии туризма при проведении контроля и оценки компетенций выпускников с учетом уровня профессионального образования.
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»2 основным регламентом, определяющим содержание образовательной программы, является федеральный государственный образовательный стандарт. К основным образовательным программам (ООП) профессионального образования относятся программы:
• начального профессионального образования (НПО);
• среднего профессионального образования (СПО);
• высшего образования (ВО) (ООП бакалавриата, ООП специалиста и/или ООП магистратуры);
• послевузовского профессионального образования (включая программы дополнительного профессионального образования (ДПО).
2 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Высшее образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня профессионального образования, удовлетворение личности в углублении и развитии компетенций на основе уровня осваиваемой основной образовательной программы бакалавров, магистров или специалистов для получения квалификации (степени) «бакалавр», «магистр» или «специалист».
Бакалавриат является первым уровнем в системе высшего профессионального образования, соответственно магистратура и/или подготовка специалистов является вторым уровнем ВПО.
Программа бакалавриата предусматривает подготовку квалифицированных работников для успешной работы с учетом классификации занятий на исполнительских должностях в производственной или социально-экономической сфере в соответствии с направлением и профилем подготовки. Срок освоения ООП бакалавриата по очной форме обучения составляет 4 года.
Программа магистратуры предусматривает углубленную профессиональную подготовку и/или специализацию обучающихся к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровой потребности экономики и социальной сферы. Срок освоения ООП магистратуры по очной форме обучения составляет 2 года.
При освоении программы подготовки специалиста выпускнику присваивается квалификация по соответствующей специальности (направлению подготовки).
Программы послевузовского образования (программы аспирантуры, докторантуры, ДПО) предоставляют гражданам возможность повышения уровня образования или научной педагогической квалификации в соответствии с востребованными в секторах народного хозяйства видами профессиональной деятельности.
В целях повышения конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)3. Основными задачами программы являются:
•развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации;
•повышение качества туристских услуг; •продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
Эффективное решение поставленных задач возможно при наличии всех уровней образования и квалификаций профессиональных кадров, способных не только к формированию и продвижению туристского продукта, но и к мотивированному взаимодействию с потребителем туристских услуг в системе согласованных клиентурных отношений. В настоящее время подготовка выпускников для индустрии туризма в Российской Федерации осуществляется в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлениям подготовки и специальностям высшего и среднего профессио-
3 Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы). Утверждена постановлением Правительства РФ от 02.08. 2011. N 644.
нального образования [1], профессиям начального профессионального образования, перечень которых представлен в табл. 1.
Таблица 1 - Перечень направлений подготовки и специальностей ВО, профессий и
специальностей СПО, по которым осуществляется подготовка выпускников для индустрии туризма
№ пп Наименование направления подготовки и специальности ВО, СПО, профессии НПО Квалификация (степень) выпускника
В системе высшего образования
1 Туризм бакалавр, магистр
2 Гостиничное дело бакалавр, магистр
В системе среднего профессионального образования
1 Гостиничный сервис менеджер
2 Организация обслуживания в общественном питании менеджер
3 Туризм специалист по туризму
4 Гостиничное дело
В системе начального профессионального образования
1 Официант, бармен официант; бармен; буфетчик
2 Бортпроводник судовой бортпроводник-дневальный
3 Повар судовой повар судовой; камбузник
В данной системе актуальность приобретает уровень профессионального образования, квалификация, профиль образовательной программы, ориентированные в первую очередь на потребности рынка труда и требования работодателей отдельных сегментов индустрии туризма.
Профиль подготовки по определению федерального государственного образовательного стандарта - это совокупность (направленность образовательной программы на конкретный вид и объект профессиональной деятельности).
Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Силина Е.Д.
Основная образовательная программа
как регламент подготовки профессиональных кадров
для индустрии туризма
Следует признать, что профилизациия образовательных программ является объективной реальностью, так как позволяет своевременно реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда и инновационные процессы сегментов отдельных видов экономической деятельности. В целом освоение образовательной программы в соответствии с профилем подготовки обеспечивает широкие возможности обучающихся в процессе их адаптации к конкретному виду профессиональной деятельности, повышая тем самым конкурентоспособность выпускника на рынке труда и в индустрии туризма. В этой системе разработка образовательных программ, адекватных требованиям работодателей отдельных сегментов индустрии туризма, включает совокупность следующих процедур4:
•мониторинг потребности в кадрах различных квалификаций и уровня образования с учетом развития отдельных сегментов индустрии туризма;
•определение уровней профессионального образования и квалификаций кадров, востребованных в сегментах индустрии туризма;
•установление профиля образовательной программы подготовки выпускников для индустрии туризма;
•разработка направлений по обеспечению качества образовательного процесса и подготовки выпускников, востребованных в сегментах индустрии туризма;
•разработка требований к условиям реализации образовательных программ, включая требования к подготовке выпускника через системы трудоемкости образовательной программы и изучаемых дисциплин, компе-
4 Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 №594); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО" (Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 №464).
тенций, зачетных единиц, форм контроля и оценки достигнутых результатов, кадрового, учебно-методического, информационного, материально-технического и иного необходимого ресурсного обеспечения. При этом следует учитывать передовые достижения развития социальной сферы, культуры, экономики, науки, техники, технологий, инноваций, отдельных сегментов индустрии туризма;
•контроль и рецензирование образовательных программ; разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных с работодателями индустрии туризма критериев;
•обеспечение качества и компетентности профессорско-преподавательского состава, обязательное привлечение к преподаванию специальных дисциплин представителей работодателей индустрии туризма;
•информирование общественности о результатах деятельности, планах, инновациях, научных достижениях в индустрии туризма;
•создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень усвоенных компетенций с учетом профиля подготовки в индустрии туризма;
•разработка совместно с представителями работодателей индустрии туризма требований к практической подготовке, позволяющей закрепить необходимые практические навыки;
•разработка совместно с представителями работодателей индустрии туризма требований к государственной итоговой аттестации выпускников, выполнению и защите выпускной квалификационной работы, сдаче демонстрационного экзамена, критериев оценки результатов освоения образовательной программы;
•определение совместно с представителями работодателей индустрии туризма критериев дальнейшего обучения выпускников
на последующих уровнях профессионального образования, в том числе по программам послевузовского образования;
•оценка совместно с представителями работодателей трудоустройство выпускников с учетом уровня профессионального образования и квалификации на предприятиях индустрии туризма;
•обоснование предложений по повышению качества образовательного процесса, совершенствованию образовательных программ подготовки выпускников, востребованных в отдельных сегментах индустрии туризма.
Такой подход к разработке и соблюдению требований образовательных программ [5] при подготовке компетентных специалистов для индустрии туризма позволяет утверждать, что содержание образовательной программы должно конкретизировать сформулированные и конкретно обоснованные цели в области образования и формирования социально - личностных качеств обучающегося. Достичь этого возможно путём освоения заложенных универсальных и предметно-специализированных компетенций, обеспечивая тем самым профессиональную адаптацию выпускника в реальном сегменте индустрии туризма. Это требует достаточно высокой профессиональной подготовки обучающихся и применения инновационных образовательных технологий, в большей мере ориентированных на результат профессиональных качеств, адекватных требованиям работодателей индустрии туризма.
В соответствии с этим, актуальность приобретают компетенции обучающихся, и на их основе, сформированные компетентностные модели [3] подготовки выпускников, владеющих компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональных функций в отдельных сегментах индустрии туризма.
Понятие «компетенция» характеризует способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в профессиональной сфере, адаптации к потребности рынка труда, экономики, требова-
ниям работодателей.
Компетентность определяется, как «готовность выпускника включиться в определенную деятельность» (А.М. Аронов) или как факт подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г. Щедровицкий).
Компетентностный подход [2] в материалах ЮНЕСКО рассматривается как совокупность знаний, навыков и компетенций, подтверждающих результат образования. В целом компетентность характеризуется готовностью применять знания, умения и личностные качества в сфере профессиональной деятельности [6].
Компетентностная модель [1] обучающегося по профилированной образовательной программе в области туризма имеет наиболее общий характер, где основное внимание уделяется формированию компетенций, то есть знаний, умений, навыков выпускников для конкретных сегментов индустрии туризма.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм понимается как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания»5. Установленные данным законом основные виды туристской деятельности являются основополагающими при установлении перечня профилей образовательных программ подготовки кадров для отдельных сегментов туристкой индустрии и установлении необходимых компетенций.
Перечень профилей образовательных
5 Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Силина Е.Д.
Основная образовательная программа С|ТлВ/Ои1 \\Л
как регламент подготовки профессиональных кадров НАУЧНЫЙ
для индустрии туризма ЖУРНАЛ
программ предлагается формировать, исходя из следующих аспектов:
•тенденции развития сегментов индустрии туризма;
•обобщение динамики и на их основе прогнозов развития сегментов индустрии туризма и инновационных процессов туристкой деятельности;
•установление потребности в востребованных в сегментах индустрии туризма кадрах;
•формирование должностных обязанностей работника, востребованного в сегменте индустрии туризма;
•обоснование объектов, видов и задач профессиональной деятельности востребованных специалистов для отдельных сегментов индустрии туризма;
•разработка компетенций специалистов, востребованных в отдельных сегментах индустрии туризма.
Систему усвоения обучающимся компетенций в процессе реализации профилированной образовательной программы в области туризма можно выразить исходной моделью: «должен уметь»; «должен знать»; «должен владеть», представленной в табл. 2.
Таблица 2 - Система усвоения обучающимся компетенций в процессе реализации образовательной программы в области туризма
Требования, предъявляемые к специалисту туристкой индустрии
Компетенции выпускника ООП в области туризма
Должностные Основные знания, Основные навыки,
обязанности необходимые для выполнения необходимые для выполнения долж-
(должен уметь) должностных обязанностей ностных обязанностей
(должен знать) (должен владеть)
Актуальность предлагаемой модели состоит в том, что установленные требования к профессиональным функциям (должен уметь), знаниям (должен знать) и навыкам (должен владеть) выпускников, освоивших образовательные программы в области туризма, позволяют определить дисциплины (модули), при изучении которых обучающийся освоит необ-
ходимые знания, практические навыки и компетенции для выполнения конкретных должностных обязанностей в индустрии туризма.
Компетентностную модель образовательной программы подготовки кадров для индустрии туризма, соответствующих требованиям работодателей, можно представить в виде табл. 3.
Таблица 3 - Компетентностная модель профилированной образовательной программы подготовки выпускников, соответствующих требованиям работодателей индустрии туризма
Должность Должностные обязанности (должностные функции) Требования, предъявляемые к выпускникам Дисциплина (модуль)
Компетенции обучающегося
должен знать:
должен уметь:
должен владеть:
Актуальность предлагаемой модели состоит в том, что установленные требования к профессиональным функциям (должен уметь), знаниям (должен знать) и навыкам (должен владеть) специалистов, востребованных в сегменте индустрии туризма, позволяют
определить дисциплины (модули), при изучении которых обучающийся освоит необходимые знания, практические навыки и компетенции для выполнения конкретных должностных обязанностей и профессиональных функций в соответствии с уровнем професси-
онального образования и профиля подготовки. Представленная таким образом компе-тентностная модель формирования профилированных образовательных программ в области туризма может являться основой для установления требований работодателей непосредственно к востребованным в отдельных сегментах индустрии туризма специалистам в соответствии с уровнем профессионального образования и профиля подготовки.
При этом основными параметрами на основе действующих в настоящее время систем классификаций образования, рынка труда, видов экономической деятельности устанавливаются:
•должность, должностные обязанности, профессиональные функции, которые формируются в соответствии с параметрами квалификационных требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);
•квалификационные характеристики, уровень образования, направление подготовки (специальность или профессия), профильная направленность образовательной программы; •требования к условиям освоения и реа-
лизации образовательных программ, компетенции;
•система оценки качества освоения образовательной программы и усвоенных компетенций.
Параметры квалификационных требований к востребованным в сегменте индустрии туризма специалистам можно рассмотреть на примере табл. 4.
Таблица 4 - Параметры квалификационных требований к востребованным в сегменте
индустрии туризма специалистам Параметры требований к востребованным в сегменте индустрии туризма специалистам
Сегмент индустрии туризма, вид экономической деятельности, требования работодателей
Должность Профессиональные функции Должностные обязанности
Уровень образования Направление подготовки Профиль подготовки
Такой подход к разработке образовательной программы на наш взгляд является актуальным, так как направлен на подготовку профессиональных кадров для индустрии туризма.
Список источников:
1. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И. Определение характеристик подготовки компетентных кадров в условиях введения уровневого образования // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития: Сб. науч. ст. Междунар. науч.-метод. Интернет-конф., посв. 40-летию УГАЭС, 26.12.2011. Уфа: Уфимская гос. акад. экономики и сервиса, 2011. С. 10-15.
2. Байденко В.И. Компетентностью подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. №3.
4. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. и др. Компетентностный подход к содержанию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для образовательных программ в области сервиса: Монография. М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2008.
5. Шадриков В.Д. Принципы построения программ высшего профессионального образования // Проблемы качества образования: Мат. XIX Всерос. науч.-метод. конф. 21-28.05.2009. Уфа - Москва, 2009. С. 16-19.
6. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. и др. Совершенствование подготовки кадров высшего профессионального образования для сферы туризма и сервиса с учетом потребностей рынка труда: Монография. М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2009. 188 с.
Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Силина Е.Д.
Основная образовательная программа
как регламент подготовки профессиональных кадров
для индустрии туризма
Tatyana N. ANANIEVA a Galina I. ILYUKHINA b Elena D. SILINA c
Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);
a PhD (Dr.Sc.) in Sociology, Professor; e-mail: [email protected] b PhD in Sociology, Associate Professor; e-mail: [email protected] c Head of the Tourism Workshop; e-mail: [email protected]
BASIC EDUCATIONAL PROGRAM AS A REGULATION FOR PREPARING PROFESSIONAL PERSONNEL FOR THE TOURISM INDUSTRY
The article discusses the main development directions for modern vocational education and the characteristics of the competent personnel training for the tourism industry in the conditions of level education and the profile of the educational program. The authors consider priorities in the economy innovative development and creating the continuing professional education system. The article discloses the key directions of the educational system in tourism of the Russian Federation and gives a list of training areas specialties, and professions for training graduates for the tourism industry. The authors consider the list of educational programs of vocational education, which include educational programs of primary vocational education, educational programs of secondary vocational education); educational programs of higher education (undergraduate programs, specialist programs and / or master's programs), postgraduate education programs (including continuing professional education programs). The article describes a model for the students' competencies formation in accordance with the training profile and the employers' requirements and the system of mastering the competences by students in implementing a specialized tourism educational program. As a result of the work, the authors propose the profile educational program model meeting the requirements of the tourism industry employers, and qualification requirement parameters for specialists that are in demand in the tourism industry.
Keywords:
education,
educational program, competencies,
training profile, representatives of employers, tourism industry
References
1. Ananyeva, T. N., & Ilyukhina, G. I. (2011). Opredelenie harakteristik podgotovki kompetentnyh kadrov v uslovijah vvedenija urovnevogo obrazovanija [Determining the characteristics of the training of competent personnel in the context of the introduction of level education]. Obra-zovanie v vysshej shkole: sovremennye tendencii, problemy i perspektivy innovacionnogo razvitija [Education in higher education: current trends, problems and prospects of innovative development]: Coll. of scientific art. of int. scientific method. Internet conf. dedicated to 40th anniversary of UGAES, 26.12.2011. Ufa: Ufa state. Acad. economics and service, 10-15. (In Russ.).
2. Baydenko, V. I. (2008). Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniju gosudarstvennyh obrazova-tel'nyh standartov vysshego obrazovanija [Competency-Based Approach to Designing State Educational Standards of Higher Education]. Moscow: Training Quality Problems Research Center. (In Russ.).
3. Tatur, Yu. G. (2004). Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialistov [Competence in the structure of the quality model of training specialists]. Vysshee obrazovanie segodnja [Higher education today], 3. (In Russ.).
4. Fedulin, A. A., Ananyeva, T. N., & at all. (2008). Kompetentnostnyj podhod k soderzhaniju gosu-dar-stvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovanija dlja obra-zovatel'nyh programm v oblasti servisa [Competency-based approach to the content of state educational standards of higher professional education for educational programs in the field of service]: A monograph. Moscow: RSUTS.
a-с
5. Shadrikov, V. D. (2009). Principy postroenija programm vysshego professional'nogo obrazova-nija [Principles of constructing higher professional education programs]. Problemy kachestva obrazovanija [Education Quality Issues]: Mat. of the XIX All-Russian scientific method. Internet conf. 21-28.05.2009. Ufa - Moscow, 16-19. (In Russ.).
6. Fedulin, A. A., Ananyeva, T. N. & at all. (2009). Sovershenstvovanie podgotovki kadrov vysshego pro-fessional'nogo obrazovanija dlja sfery turizma i servisa s uchetom potrebnostej rynka truda [Improving the Higher Professional Education Training for Tourism and Service, Taking into Account the Needs of the Labor Market]: A monograph. Moscow: RSUTS. (In Russ.).
Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Силина Е.Д. Основная образовательная программа как регламент подготовки профессиональных кадров для индустрии туризма // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 4. С. 54-64. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10405.
Ananieva, T. N., Ilyukhina, G. I., & Silina, E. D. (2019). Basic educational program as a regulation for preparing professional personnel for the tourism industry. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(4), 54-64. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10405. (In Russ).