Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ГОТОВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уторова Л.Р., Новикова О.А.

Проблематика подготовки школьников к предпринимательской деятельности определяется системной и направленной политикой государства, согласующейся с идеологией федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования. Цель статьи заключается в описании эффективной педагогической практики подготовки школьников к предпринимательской деятельности. Презентуемую педагогическую практику мы позиционируем как новые стратегии развития предпринимательской деятельности школьников в условиях: содержательного наполнения основных образовательных программ общего образования; интеграции общего и дополнительного образования; организации сетевого взаимодействия; социального партнёрства; использования технологий наставничеств. Решение об организации подготовки школьников к предпринимательской деятельности было принято на основании результатов исследований, которые показали с одной стороны - востребованность описываемой в статье категории со стороны всех участников образовательных отношений, а с другой стороны - отсутствие системной работы по подготовке школьников к предпринимательской деятельности. В статье а) описывается в качестве нового инновационного механизма - каскадная модель мотивирующих сред интегрированного образовательного пространства предпринимательской деятельности школьников; б) презентуются компоненты интеграции общего и дополнительного образования, направленные на формирование и развитие у обучающихся компетенций для организации предпринимательской деятельности школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в условиях сетевого взаимодействия, социального партнёрства и наставничества. Статья предназначена для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF STUDENTS' READINESS FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The problem of preparing school-children for entrepreneurial activity is determined by the systematic and directed policy of the state, which is coherent with the ideology of the federal state educational standards of basic and secondary general education. The purpose of the article is to describe the effective pedagogical practice of preparing students for entrepreneurship. We position the presented pedagogical practice as new strategies for the development of entrepreneurial activity of school-children in the conditions of: content of the main educational programs of general education; integration of general and additional education; organization of network interaction; social partnership; use of mentoring technologies. The decision to organize the preparation of schoolchildren for entrepreneurial activity was made on the basis of the results of research, which showed, on the one hand, the demand for the category described in the article from all. In the article a) as a new innovative mechanism - cascade model motivating environments integrated educational space for the entrepreneurial activities of students is described; b) the components of integration and supplementary education aimed at forming and developing students' competencies for business students are presented, including those with disabilities, in terms of network cooperation, social partnership and mentoring. The article is intended for managers and teachers of general education organizations, teachers of additional education, activities. We position the presented pedagogical practice as new strategies for the development of entrepreneurial activity of school-children in the conditions of: content of the main educational programs of general education; integration of general and additional education; organization of network interaction; social interaction.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.047

Детерминанты готовности школьников к предпринимательской деятельности

Determinants of students' readiness for entrepreneurial activity

Уторова Л.Р., Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.», edu@cheladmin.ru Новикова О.А., Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.», edu@cheladmin.ru

Utorova L., Municipal budgetary general education Institution «Secondary general education school № 68 of Chelyabinsk named after Rodionov E.N.», edu@cheladmin.ru

Novikova O., Municipal budgetary general education Institution «Secondary general education school № 68 of Chelyabinsk named after Rodionov E.N.», edu@cheladmin.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.029

Ключевые слова: школьники, готовность, предпринимательская деятельность, общее образование, дополнительное образование, интеграция, основная образовательная программа основного и среднего общего образования, дополнительная общеобразовательная программа, сетевое взаимодействие, социальное партнёрство, наставничество.

Keywords: students, readiness, entrepreneurship, general education, additional education, integration, basic educational program of basic and secondary general education, additional general education program, networking, social partnership, mentoring.

Аннотация. Проблематика подготовки школьников к предпринимательской деятельности определяется системной и направленной политикой государства, согласующейся с идеологией федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования. Цель статьи заключается в описании эффективной педагогической практики подготовки школьников к предпринимательской деятельности. Презентуемую педагогическую практику мы позиционируем как новые стратегии развития предпринимательской деятельности школьников в условиях: содержательного наполнения основных образовательных программ общего образования; интеграции общего и дополнительного образования; организации сетевого взаимодействия; социального партнёрства; использования технологий наставничеств. Решение об организации подготовки школьников к предпринимательской деятельности было принято на основании результатов исследований, которые показали с одной стороны - востребованность описываемой в статье категории со стороны всех участников образовательных отношений, а с другой стороны -отсутствие системной работы по подготовке школьников к предпринимательской деятельности. В статье а) описывается в качестве нового инновационного механизма - каскадная модель мотивирующих сред интегрированного образовательного пространства предпринимательской деятельности школьников; б) презентуются компоненты интеграции общего и дополнительного образования, направленные на формирование и развитие у обучающихся компетенций для организации предпринимательской деятельности школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в условиях сетевого взаимодействия, социального партнёрства и наставничества. Статья предназначена для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования.

Abstract. The problem of preparing school-children for entrepreneurial activity is determined by the systematic and directed policy of the state, which is coherent with the ideology of the federal state educational standards of basic and secondary general education. The purpose of the article is to describe the effective pedagogical practice of preparing students for entrepreneurship. We position the presented pedagogical practice as new strategies for the development of entrepreneurial activity of school-children in the conditions of: content of the main educational programs of general education; integration of general and additional education; organization of network interaction; social partnership; use of mentoring technologies. The decision to organize the preparation of schoolchildren for entrepreneurial activity was made on the basis of the results of research, which showed, on the one hand, the demand for the category described in the article from all. In the article a) as a new innovative mechanism - cascade model motivating environments

215

integrated educational space for the entrepreneurial activities of students is described; b) the components of integration and supplementary education aimed at forming and developing students' competencies for business students are presented, including those with disabilities, in terms of network cooperation, social partnership and mentoring. The article is intended for managers and teachers of general education organizations, teachers of additional education, activities. We position the presented pedagogical practice as new strategies for the development of entrepreneurial activity of school-children in the conditions of: content of the main educational programs of general education; integration of general and additional education; organization of network interaction; social interaction.

Введение. Совокупность стратегий и механизмов, связанных с темой предпринимательской деятельности школьников, в том числе её включения в образовательную деятельность, формирования её детерминант, а также развития разнообразных активностей, системно обновляется. Это связано со следующими обстоятельствами.

Первое. В условиях модернизационных социально-экономических трансформаций,

естественно и на региональном рынке труда, резкого обострения проблемы подготовки профессионально мобильных, функционально грамотных специалистов, способных

адаптироваться в постоянно изменяющейся социальной и производственной среде, радикальным образом должны изменяться и корректироваться методологические и содержательные компоненты подготовки школьников к самостоятельной

профессиональной жизнедеятельности [4;9].

В триаде устоявшихся основ успешности человека, будущего профессионала, то есть современного ребёнка, - должно доминировать не только предметное «жёсткое» знание (hard skills), а сколько сформированность таких надпредметных компетенций, которые помогут ребёнку быть успешными - это «гибкие» компетенции» (soft skills: коммуникация; критическое мышление; креативность; умение работать в команде). При более пристальном смысловом прочтении «гибкие» компетенции мы идентифицируем как метапредметные результаты, которые, в свою очередь, являются идеологической основой ФГОС всех уровней общего образования [5;6].

К следующему обстоятельству относится следующее. Нацеленность государства на статусность, устойчивость и престижность категории «качество образования», в том числе общего [4; 11]. Мы интерпретируем качество общего образования - как взаимосвязанную совокупность референций школы, к которым относятся: реализация ФГОС общего образования; достижение школьниками планируемых результатов (нацеленность как на предметную успеваемость, так и на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов - «гибких» компетенций);

соответствие подготовленности школьников ожиданиям родителей, учредителей, гражданских институтов и т.д.; высокий уровень социализации и успешности школьников и выпускников школы; направленность образовательной деятельности на удовлетворение традиционных и формирующихся запросов участников образовательных отношений в приоритете и балансе идеологии учёта включения механизмов подготовки детей к предпринимательской деятельности.

Основываясь на описанных нами обстоятельствах, считаем, что необходима оперативная и планомерная работа по подготовке и воспитанию школьников с развитым культурно-нравственным творческим началом, умеющим динамично наращивать новые знания и развивать свои надпрофессиональные компетенции, экономическим мышлением и развитыми способностями к осуществлению дальнейшей профессиональной жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях образования и труда [1;7]. Все выделенные позиции согласуются с идеологией ФГОС общего образования.

Отмеченными номинально выше ситуациями определяется предмет нашего обсуждения в данной статье. Предлагается первоначально описание каскадной модели мотивирующих сред интегрированного образовательного пространства предпринимательской деятельности школьников.

В данном случае, описывая модель, мы: а) рассматриваем содержание, пути, механизмы и технологии осуществления инициации предпринимательской деятельности школьников в образовательной практической деятельности; б) представляем её как научно обоснованную и отвечающую современным нормативным требованиям систему интеграции действий, направленных на формирование и развитие предпринимательской деятельности,

объединенных в специальные стратегии, которые могут быть реализованы для обеспечения доступности школьникам оперативной и компетентной поддержки в части обеспечения современного качества общего образования на основе эффективного интегрирования и использования ресурсов общего и дополнительного образования, эффектов сетевого

взаимодействия, социального партнёрства и наставничества.

Данная практика позиционируется нами как новые стратегии развития предпринимательской деятельности школьников в условиях: а) содержательного наполнения основных образовательных программ общего образования; б) интеграции общего и дополнительного образования; в) организации сетевого взаимодействия; г) социального партнёрства; д) использования технологий наставничества [3;10].

Приступим к описанию выделенных оснований:

- разработанностью интеграционных механизмов, связанных с развитием предпринимательской деятельности школьников, в основном и среднем общем образовании посредством реализации урочной и внеурочной деятельности. Включением в содержание ряда учебных предметов, курсов по выбору и курсов внеурочной деятельности компонентов, направленных на развитие предпринимательской деятельности школьников;

- возможностью использования наработанного потенциала сетевых и социальных партнёров: «Школа - Колледж (Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева) - ВУЗ (Челябинский государственный университет) - Наука (ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет) - Предприятие (Челябинский трубопрокатный завод) - Учреждение дополнительного образования (технопарк «Кванториум»)»;

- использованием новых возможностей интеграции общего и дополнительного образования;

- наличием и реализацией дополнительных общеобразовательных программ, содержание и организационные механизмы реализации которых отражают идею интеграции общего и дополнительного образования в логике Национальной технологической инициативы с учетом специфики Челябинской области;

- необходимостью перехода от парадигмы «завершённого» образования к образованию «непрерывному», направленного на развитие у школьников «гибких» компетенций;

- обеспечением изменения мотивационной составляющей школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, направленной на изменение своих профессиональных планов.

Материалы и методы исследования. В данном разделе мы описываем результаты эмпирического исследования, целью которого

было определение значимости организации деятельности по развитию предпринимательской деятельности школьников. Исследование проводилось в форме интервьюирования, опросов, наблюдений, анкетирования, изучения документации школы, к которой относятся образовательные программы, рабочие программы учебных предметов, курсов по выбору, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ, итогов дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения выпускников. В исследовании принимали участие учащиеся 7-11 классов, родители (законные представители),

педагогические работники (учителя-предметники, классные руководители) [7;8].

Далее описываем результаты исследования.

Один пул исследования касался изучения мнений школьников:

- более половины выпускников (64%) связывают свои планы с предпринимательством, хотели бы иметь своё собственное дело. Предпринимательство для школьников выступает как доминанта профессиональных, финансовых и жизненных успехов;

- информированность школьников о перспективах социально-экономического развития региона и муниципалитета в контексте предпринимательства находятся на низком / наименьшем уровне, а в некоторых случаях просто отсутствует;

- около 40% всех школьников мечтают быть владельцами или работать на предприятиях малого или среднего бизнеса, участвовать в направлении самозанятости;

- подготовка в школе к осуществлению такой деятельности оценивается со стороны школьников только уровнем «низкий»;

- практически все опрошенные школьники (86%) хотели бы получить такую подготовку.

Следующий пул исследования касался изучения мнений родителей школьников:

- значимость организации в школе предпринимательской деятельности оценивается высоко;

- информированность родителей о перспективах социально-экономического развития региона и муниципалитета в контексте развития регионального предпринимательства отсутствует.

Изучение мнений педагогов «Представления учителей о задачах, которые нужно решать в школе в плане организации подготовки школьников к предпринимательской

деятельности» показывает следующие результаты:

- понимание решения задач подготовки школьников к предпринимательской деятельности определено практически у всех педагогов школы;

- принятие решения задач обеспечения метапредметности обучения показала, к сожалению, только пятая часть учителей-предметников. Урок по-прежнему позиционируется как компонент только предметного знания;

- мотивационную готовность педагогов на изменения в собственной деятельности мы определили практически у всех учителей-предметников [2].

На основании данных нашего исследования можно сделать общие заключения:

- необходима планомерная, системная, а также оперативная работа по подготовке учащихся к предпринимательской деятельности;

- требуется перевод научно-методической работы на качественно новый уровень.

Данные исследования показывают, что от школы требуется создание новых механизмов организации образовательной деятельности, которые позволили бы при желании школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, из различных социальных слоев включиться в дальнейшем в современные и развитые формы рыночных отношений [1;3;12].

Таким образом, необходимо создание нормативных, методологических,

организационных, структурных, содержательных и процессуальных паттернов подготовки школьников к предпринимательской

деятельности. Данные паттерны действуют во взаимосвязи и взаимообусловленности и будут способствовать созданию благоприятных условий для становления личности предпринимателя.

Ниже мы описываем методологические основания реализации данной идеи.

Результаты исследования. С целью грамотной и научно обоснованной практической реализации данной идеи, мы разработали модель организации и развития предпринимательской деятельности в школе. Поэтому в данном разделе описываем нашу каскадную модель мотивирующих сред интегрированного образовательного пространства

предпринимательской деятельности школьников. По форме определяем её как каскадную, состоящую из нескольких кластеров. В основе модели лежит методология отбора содержания обучения предпринимательству, направленная на решение двуединой задачи - построение инвариантного интегрированного

образовательного пространства и обеспечение

возможности вариаций обучения и воспитания, организации дополнительного образования детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей школьников с использованием сетевого взаимодействия, социального партнёрства и наставничества.

Необходимо указать на важные обстоятельства. Сама по себе модель как практической образ деятельности воплощает идейно-смысловую основу и авторские положения относительно проектирования в школе процесса интеграции общего и дополнительного образования, сетевого взаимодействия, социального партнёрства и наставничества. А содержательные признаки каскадной модели выступают ориентиром для проектирования в школе педагогической системы, в которой осуществляется создание мотивирующих сред интегрированного образовательного пространства

предпринимательской деятельности школьников.

Основная идея модели заключается в модернизации содержания общего образования и интеграции его с дополнительным образованием детей, сетевого взаимодействия, социального партнёрства и наставничества с учётом положений Национальной технологической инициативы, ориентированной на подготовку предпринимателей нового типа, готовых генерировать инновационные решения.

Целью модели является построение интегрированного образовательного пространства предпринимательской деятельности

общеобразовательной организации,

организуемого с учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования,

промышленными предприятиями, бизнес партнёрами по формированию и развитию компетенций обучающихся основного и среднего общего образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Можно определить следующие задачи:

Конструирование алгоритма реализации каскадной модели мотивирующих сред интегрированного образовательного пространства предпринимательской деятельности

обучающихся.

1. Определение компонентов модернизации содержания урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование и развитие у обучающихся компетенций для организации предпринимательской деятельности.

2. Определение компонентов модернизации содержания дополнительного образования, направленных на формирование и развитие у

обучающихся компетенций для организации предпринимательской деятельности.

3. Конструирование регламентов взаимодействия с учреждениями профессионального образования (среднего и высшего) с производственными предприятиями, направленных на формирование и развитие у обучающихся компетенций для организации предпринимательской деятельности.

4. Определение вариантов, путей, механизмов и ожидаемых результатов реализации каскадной модели мотивирующих сред интегрированного образовательного пространства предпринимательской активности обучающихся.

Каскадная модель представляет собой единство взаимосвязанных компонентов:

- смыслового, в котором определяется замысел Концепции подготовки школьников к предпринимательской деятельности;

- ориентирующего, в котором а) обозначены цели, определенные заказчиками образовательных услуг; б) определён план развития и поддержки методической сети, в котором представлены мероприятийная база, формы функционирования и развития авторской методической сети:

- содержательного, в котором описывается содержание для обучающихся 8 - 9 классов и 10 -11 классов (через описание содержания, вносимого в основные образовательные программы основного и среднего общего образования; через содержание дополнительных общеобразовательных программ, направленных на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов).

В частности, для школьников 8 - 9 классов организуется реализация курсов внеурочной деятельности и курсов по выбору через часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, а также -элективных курсов предпрофильной

направленности по математике, информатике, физике, химии, географии, биологии, обществознанию, истории.

В целях знакомства с содержанием всех программам элективных курсов учащиеся 8-х классов посещают все курсы «по вертушке» (в течение месяца), затем индивидуально выбирают один необходимый именно для каждого школьника курс для дальнейшего обучения.

Реализация профильной подготовки школьников 10 - 11 классов осуществляется посредством учебного плана универсального, технологического, гуманитарного,

естественнонаучного профилей.

В рамках гуманитарного профиля проходит углубленное изучение учебного предмета «Экономики и права», а также реализация элективных курсов по выбору «Экономика. Финансовая грамотность», «Право. Путь к успеху!», «Применение технологии визуального дешифрирования космических снимков в краеведении», «Основы психологии».

В рамках технологического профиля осуществляется углубленное изучение учебных предметов «Математика», «Информатика», «Физика», а также реализация элективных курсов по выбору «Компьютерная графика», «Физика современной техносферы», «Основы

информационной безопасности»,

«Робототехника».

В рамках естественнонаучного профиля осуществляется углубленное изучение учебных предметов «Математика», «Физика», «Химия», а также осуществляется реализация элективных курсов по выбору «Основы экологической безопасности», «Секреты органической химии», «Практикум по биологии», «Основы проектирования», «Информационные

технологии», «Основы программирования», «Разработка компьютерных игр с применением Scraych-технологии», «3D-графика»,

«Биоиндикация городской среды».

Кроме этого, мы используем и возможности интеграции общего и дополнительного образования в логике реализации целевой модели наставничества через реализацию

дополнительных общеобразовательных

программ, которые реализуются на базе школы, «Челябинская область из космоса» (технология дешифрирования космических снимков), «3D-проектирование доступной и комфортной среды для жителей Ленинского района города Челябинска», «Экономика и финансовый учёт», «Основы предпринимательской деятельности» и др.

Интеграция осуществляется и посредством объединения усилий школы, учреждений дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия: детский технопарк

«Кванториум» (работы детей в квантумах «Математика», «Промышленный дизайн», «ГГ-технологии»), Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска.

Реализация идей социального партнёрства осуществляется нами посредством

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимодействия с учреждениями среднего профессионального и высшего образования. Совместно с преподавателями Челябинского государственного университета осуществляется разработка старшеклассниками проектов по

направлению «Экологические проблемы Челябинской области», участвуют научно мотивированные школьники в летней выездной экологической практике.

Реализация идей наставничества организуется посредством взаимодействия с ведущим инновационным промышленным предприятием по организации дуального образования «Челябинский трубопрокатный завод ЧТПЗ» по реализации программ «Профессиональные пробы» по специальностям «Автомеханик», «Мастер сухого строительства», «Металлообработка» для обучающихся 8 - 9 классов:

- деятельностного, который представлен описанием условий формирования и развития предпринимательской деятельности школьников и методическим блоком (формы, методы и средства научно-методической работы);

- результативного, в котором определяется система критериев эффективности формирования и развития предпринимательской деятельности школьников.

Заключение. Все описанные выше

детерминанты показывают, что подготовка школьников к предпринимательской

деятельности создаёт эффективные условия, ориентированные на повышение

конкурентоспособности выпускников на рынке труда и социализацию школьников, которая включает в себя:

- развитие способностей у школьников к усвоению знаний экономического контекста;

- достижение школьниками личностных и метапредметных результатов, связанных с готовностью к осуществлению предпринимательской деятельности, а также лёгкое и органичное в будущем вхождение в социально-профессиональную среду и приобретение достойного экономического статуса.

Организация подготовки школьников к предпринимательской деятельности посредством интеграции общего и дополнительного образования, сетевого взаимодействия, социального партнёрства, технологий наставничества достойна обсуждения.

Литература:

1. Автономов В.С. Введение в экономику: учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд. / В.С. Автономов. - 7-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 256 с.

2. Девятова И.Е. Развитие педагогического потенциала учителя в системе корпоративного обучения / И.Е. Девятова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 3(28). - С. 138-146.

3. Романова М.Ю., Сергеева М.Г. Подготовка обучающихся к предпринимательской деятельности в условиях непрерывного экономического образования / М.Ю. Романова, М.Г. Сергеева // Профессиональное образование и общество. - 2017. - № 1 (21). - С. 88-93.

4. Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // docs.cntd.ru/document/446623023

5. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресур]. - Режим доступа: http: // https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ec c4ddb4c33/

6. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // base.garant.ru/70188902/

7. Скрипова Н.Е. Ценность рабочих профессий как социальная доминанта ориентации / Н.Е. Скрипова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 8. - С. 2835.

8. Скрипова Н.Е. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как отражение личностного и социального смысла образования / Н.Е. Скрипова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2012. - Т. 3. - № 19. - С. 112-117.

9. Скрипова Н.Е. Ценностная ориентация школьников на рабочие профессии как совокупность личностных ценностей / Н.Е. Скрипова // Мир науки, культуры, образования (международный научный журнал). - 2014. - № 1(44) - С. 159-161.

10. Скрипова Н.Е. Ценность рабочей профессии как социальной доминанты [Электронный ресурс] / Н.Е. Скрипова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/no8.htmlhttp: //sisp.nkras.ru/e-ru/issues/ 2012/no8.html

11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http: // consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

12. Формирование личности старшеклассника; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 2009. -169 с.

References:

1. Avtonomov V.S. Introduction to economics: textbook for 10, 11 grades. general education. institutions / V.S. Autonomov. - 7th ed. - M.: Vita-Press, 2005. - 256 p.

2. Devyatova I.E. Development of the teacher's pedagogical potential in the corporate education system / I.E. Devyatova // Scientific support of the personnel development system. - 2016. - № 3(28). - S. 138-146.

3. Romanova M.Yu., Sergeeva M.G. Preparation of students for entrepreneurial activity in the context of continuous economic education / M.Yu. Romanova, M.G. Sergeeva // Professional education and society. - 2017. - № 1(21). - S. 88-93.

4. Decree of the Government of the Chelyabinsk region of December 28, 2017 No. 732-P "On the state program of the Chelyabinsk region" Development of education in the Chelyabinsk region "for 2018-2025 [Electronic resource]. - Access mode: http: // docs.cntd.ru/document/446623023

5. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 17, 2010 No. 1897 "On the approval of the federal state educational standard of basic general education" [Electronic resource]. - Access mode: http: // https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c3 3/

6. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated May 17, 2012 No. 413 "On the approval of the federal state educational standard of secondary general

education" [Electronic resource]. - Access mode: http: // base.garant.ru/70188902/

7. Skripova N.Ye. The value of blue-collar occupations as a social dominant of orientation / N.Ye. Skripova // Modern studies of social problems (electronic scientific journal). - 2012. - № 8. - S. 28-35.

8. Skripova N.Ye. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia as a reflection of the personal and social meaning of education / N.Ye. Skripova // Psychology of education in a multicultural space. - 2012. - T. 3. - № 19. - S. 112-117.

9. Skripova N.Ye. The value orientation of schoolchildren towards blue-collar occupations as a set of personal values / N.E. Skripova // World of science, culture, education (international scientific journal). - 2014. - № 1(44) - P. 159-161.

10. Skripova N.Ye. The value of the working profession as a social dominant [Electronic resource] / N.Ye. Skripova // Modern studies of social problems (electronic scientific journal). - 2012. - Access mode: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/no8.htmlhttp: //sisp.nkras.ru/e-ru/issues/ 2012 / no8.html

11. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation". Access mode: http: // consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

12. Formation of the personality of a high school student; ed. I.V. Dubrovina. - M.: Pedagogika, 2009. - 169 p.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторе:

Уторова Лилия Равильевна (г. Челябинск, Россия), директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.», e-mail: edu@cheladmin.ru

Новикова Ольга Александровна (г. Челябинск, Россия), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.», e-mail: edu@cheladmin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.