Научная статья на тему 'НОВЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА'

НОВЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ / ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятова И.Е.

В статье актуализируется проблема влияния ценностного сознания учителя на безопасное развитие личности ребенка в образовательной среде школы. Проблема обосновывается на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-методическом уровнях. В статье анализируются подходы к оценке ценностей и смыслов современного учителя, тенденции в их формировании в условиях новых требований и вызовов образования. Определяются место и роль ценностных смыслов в личностном и профессиональном развитии педагога. Обосновывается влияние смысловых структур на профессионализм учителя и принятие им ценности детства и его психологического здоровья. Приводятся результаты изучения смысловых уровней в структуре личности педагогических работников школ Челябинской области. Показаны пути для развития, преобразования и коррекции ценностного сознания учителя в условиях формального и неформального повышения квалификации. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Девятова И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SEMANTIC VALUES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN ENSURING THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE CHILD

The article actualizes the problem of the influence of the value consciousness of the teacher on the safe development of the child's personality in the educational environment of the school. The problem is justified at the socio-pedagogical, scientific-pedagogical and scientific-methodological levels. The article analyzes the approaches to the assessment of the values and meanings of the modern teacher, the trends in their formation in the context of new requirements and challenges of education. The place and role of value meanings in the personal and professional development of the teacher are determined. The author substantiates the influence of semantic structures on the teacher's professionalism and acceptance of the value of childhood and his psychological health. The results of the study of semantic levels in the personality structure of teachers of schools in the Chelyabinsk region are presented. The ways for the development, transformation and correction of the teacher's value consciousness in the conditions of formal and informal professional development are shown. The article is intended for employees of the education system, heads of educational organizations, and researchers.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА»

УДК 378 + 159.923

Новые смысловые ценности педагогической деятельности в обеспечении психологической безопасности ребёнка

New semantic values of pedagogical activity in ensuring the psychological safety of the child

Девятова И.Е., ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», devyatova74rus@mail.ru

Devyatova I., Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of education workers, devyatova74rus@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.007

Ключевые слова: безопасность ребёнка в школе, ценности и смыслы педагогической деятельности, образовательная среда.

Keywords: child safety at school, values and meanings of pedagogical activity, educational environment.

Аннотация. В статье актуализируется проблема влияния ценностного сознания учителя на безопасное развитие личности ребенка в образовательной среде школы. Проблема обосновывается на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-методическом уровнях. В статье анализируются подходы к оценке ценностей и смыслов современного учителя, тенденции в их формировании в условиях новых требований и вызовов образования. Определяются место и роль ценностных смыслов в личностном и профессиональном развитии педагога. Обосновывается влияние смысловых структур на профессионализм учителя и принятие им ценности детства и его психологического здоровья. Приводятся результаты изучения смысловых уровней в структуре личности педагогических работников школ Челябинской области. Показаны пути для развития, преобразования и коррекции ценностного сознания учителя в условиях формального и неформального повышения квалификации. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей.

Abstract. The article actualizes the problem of the influence of the value consciousness of the teacher on the safe development of the child's personality in the educational environment of the school. The problem is justified at the socio-pedagogical, scientific-pedagogical and scientific-methodological levels. The article analyzes the approaches to the assessment of the values and meanings of the modern teacher, the trends in their formation in the context of new requirements and challenges of education. The place and role of value meanings in the personal and professional development of the teacher are determined. The author substantiates the influence of semantic structures on the teacher's professionalism and acceptance of the value of childhood and his psychological health. The results of the study of semantic levels in the personality structure of teachers of schools in the Chelyabinsk region are presented. The ways for the development, transformation and correction of the teacher's value consciousness in the conditions of formal and informal professional development are shown. The article is intended for employees of the education system, heads of educational organizations, and researchers.

Введение. В условиях глобализации и нестабильности актуализируется проблема безопасного развития ребёнка в современном мире. Агрессивное влияние негативных различного рода факторов заставляет оценить потенциалы и возможности среды по обеспечению благополучия детства.

В исследовании В.В. Абраменковой отмечается, что за последние десятилетия наблюдается снижение показателей качества

жизни современного ребёнка в сфере психологической защищённости по ряду критериев, а именно: его гуманные отношения к предметному и социальному миру, субъективное психоэмоциональное благополучие,

оптимистическая картина мира [1]. В исследовании указывается на важный усугубляющий фактор - механическое деление на два «мира» - взрослых и детей, что провоцирует авторитарное воспитание с помощью постоянных

запретов и ограничений, и, как следствие, отчуждение, сопротивление в подрастающих поколениях действующим «культурным кодам». Данные обстоятельства обусловили новые подходы к изучению ребёнка в контексте новых вызовов современного мира, что подтверждает актуальность изучение обозначенной проблемы на социально-педагогическом уровне.

Учёные и практики сходятся во мнении, что сегодня идея самоценности детства выходит на ведущие позиции. На это же указывается в исследовании «Концептуальные подходы к феномену «детство»: аксиологический аспект», в котором актуализируются культурно-исторические и социально-психолого-педагогические проблемы современного детства [6].

Особое значение приобретает психолого-педагогическое направление исследований, связанных с поиском условий и возможностей обеспечения безопасности ребёнка в образовательной среде для сохранения его психологического здоровья и личностного благополучия. Актуальность данных

исследований определена той исключительно кризисной ситуацией, связанной с дидактической незащищённостью обучающегося, которая складывается в образовательной организации и системе российского образования в целом.

Результаты авторского опроса учителей начальных классов показали, что в школах продолжается преподавание обучающимся готовых знаний. На уроках до сих пор не стало нормой создание условий для включения школьников в ситуации, требующие проявления ими самостоятельности мышления и личной ответственности за результаты обучения. Напротив, формируются условия,

способствующие выработке у обучающихся потребительской позиции и стимулирующие формирование социальной инфантильности. При невнимательном отношении педагогов к формируемой потребности и внутренней готовности обучающихся происходящее в школьном пространстве воспринимается ими как навязываемые, что вызывает агрессию и ощущение непонятности. Насилие над личностью растущего человека вызывает ответное насилие, поэтому отношения обучающихся и педагогов сегодня чаще всего называют конфликтными, а общение характеризуется открытой враждой. Выше обозначенное обусловливает

необходимость рассмотрения проблемы на научно-педагогическом уровне.

В социуме происходит осознание того, что ответные меры, на которые идут дети, зачастую

провоцируются взрослыми, в том числе педагогами - профессионалами. Веками закреплялось понимание детства как этапа подготовки к жизни. Функциональный подход к ребёнку, который рождается как «чистая доска», сводился к ключевой задаче педагога - успеть «написать» на ней как можно больше того, что пригодится в его взрослой жизни. Ценностные границы детства сводились к тому, чтобы сделать детей похожими на взрослых, что достигалось через подчинение любой ценой. Личностный опыт ребёнка, природные задатки, огромный внутренний потенциал в данном случае абсолютно не востребованы.

Такой подход вызывает протест у ребёнка в самых разнообразных формах и приводит к реальной дисгармонии развития человека.

Безопасность развития личности ребёнка не допускает манипулирования учеником, воздействия на него и выработки оперантного поведения. В процессе взросления личность определяется как субъект общения, деятельности, самосознания. Педагогическим работникам необходимо наконец-то научиться понимать и принимать социальную и личностную ответственность за процессы обучения и воспитания подрастающего поколения. Необходим пересмотр традиционного понимания педагогического профессионализма как совокупности профессиональных знаний, умений и навыков [8]. Потребность в обеспечении психологической безопасности ребёнка в образовательной среде требует качественного педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, которое обеспечивает их совместный личностный рост и развитие. Обозначенные позиции определяют актуальность вопросов научно-методического обеспечения безопасного развития личности ребёнка, выработки критериев безопасного образования, показателей профессиональной компетентности учителя, обеспечивающих психологическую безопасность личности ребёнка в образовательной среде школы, что предопределяет научно-методический уровень актуальности названной проблемы.

Таким образом, в практике обеспечения психологической безопасности личности ребёнка в образовательной среде существует ряд противоречий, требующих разрешения:

- противоречие между наличием объективных процессов негативного воздействия на мир современного детства и отсутствием системных психолого-педагогических мер по обеспечению безопасного развития ребёнка в новых социокультурных условиях;

- противоречие между объективно возрастающей ценностью психологического здоровья и благополучия ребёнка и неготовностью педагогов принять данную ценность для обеспечения безопасного развития обучающихся;

- противоречие между доминированием в российских школах ассимилятивных педагогических подходов к развитию ребёнка и невозможностью обеспечить ими психологическую безопасность обучающихся в образовательной среде школы.

На основе анализа актуальности и противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении путей развития, преобразования и коррекции ценностного сознания учителя. В качестве одного из приоритетных направлений преодоления выявленных противоречий рассматривается создание условий для принятия учителем, воспитанным в ассимилятивной педагогике, новой смысловой ценности педагогической

деятельности - дидактическая защищенность обучаемых и гуманизация педагогического процесса - в контексте непрерывного педагогического образования.

Цель настоящей статьи - раскрыть особенности формирования новых смысловых ценностей педагогической деятельности в обеспечении психологической безопасности ребёнка в образовательной среде школы в условиях непрерывного повышения

квалификации.

Материалы и методы исследования. Изучение ценностно-смысловой сферы личности - одно из актуальных направлений философских, социологических, психологических исследований.

Структура ценностей и смыслов вносит ключевые характеристики жизнедеятельности человека, предопределяя его поведение, деятельность, а также влияет на целесообразность и эффективность совершаемых действий.

Теоретический анализ подходов,

представленных в психолого-педагогических исследованиях [2;7;8;11;12], позволил сформулировать представление о ценностных ориентациях как интегративной характеристике личности, включающей систему установок, принципов, отношений к явлениям, событиям, идеям, к собственной роли в них.

На необходимость учёта системы ценностей личности специалиста для анализа той или иной профессии указывал Э.Ф. Зеер [5]. Ценностные ориентации, которыми обладает личность, определяют направленность целей

профессиональной деятельности человека.

В диссертационном исследовании И.Л. Федотенко [13] уточняются ценности учителя и смыслы педагогической профессии, которые определяются накопленными общими и специальными знаниями, его профессионально-значимыми умениями и качествами, субъектным опытом.

Как отмечают исследователи, смысловая сфера педагога - это личностный ресурс, который позволяет ему преодолевать препятствия на пути к достижению целей и служит системой нравственной оценки поведения человека.

Рассматривая профессионально-ценностные ориентации и смыслы учителя в контексте обеспечения безопасного развития ребёнка в образовательной среде, отметим, что возможность достижения поставленной цели достигается со стороны педагога принятием идей и принципов «педагогики ненасилия», готовностью создавать условия психологического и эмоционального благополучия ребёнка.

В контексте нашего исследования важно обратиться к типологии смысловых структур личности педагога, которая была разработана М.Н. Мироновой [10].

Представленная типология объясняет векторы развития профессионализма современного учителя. По мнению учёного, его критерии должны определяться тем, имеет ли учитель реальную возможность в профессиональной деятельности осуществить ценность развития и саморазвития человека, получающего образование. Далее исследователем делается вывод о том, что профессионализм педагога в современной его интерпретации тесно взаимосвязан с особенностями смысловых структур его личности, которые представлены следующими уровнями: предличностным, эгоцентрическим, группоцентрическим,

гуманистическим, духовным, которые в своё время были сформулированы Б.С. Братусем [3].

Предложенные М.Н. Мироновой типы смысловых структур стали основанием для создания оригинальной классификации личности педагога, в которой были выделены как деструктивные, так и конструктивные типы. Последние готовы работать в личностно ориентированной системе, обеспечивать дидактическую безопасность ребёнка в школе, активно развиваться профессионально.

Результаты исследования. Проведённое теоретическое изучение проблемы позволило создать базу для исследования особенностей формирования новых смысловых ценностей педагогической деятельности в обеспечении психологической безопасности ребёнка в

образовательной среде школы в условиях непрерывного повышения квалификации.

Было проведено анкетирование 168 учителей начальных классов, проходивших в начале 2021 года курсовое повышение квалификации на кафедре начального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ГБУ ДПО ЧИППКРО). Опрос с

помощью методики М.Н. Мироновой «Изучение смысловых уровней в структуре личности педагога» [9] был ориентирован на определение доминирующих тенденций педагогов

осуществления своей педагогической

деятельности.

Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Симбиотический акцептор уууууууууууууууууу^ ^ ц Симбиотический донор 13 55 Эгоцентрический уровень 14 57

Группоцентрическаий уровень ^уууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууц ^ ^

Гуманистический уровень ^1ЧЧ1ЧЧ1ЧЧ1ЧЧ1ЧЧ1ЧЧ1ЧЧ1ЧЧ1ЧЧ1ЧЧ1ЧЧ11 14 64

Готовность принять духовные ценности уууууууууууууууууууууууууууЧ1 ^ ^

Рисунок 1. -Результаты исследования смысловых уровней у учителей начальных классов

Полученные результаты опроса подтвердили ранее высказанные предположения о кризисе смысловых ценностей современных учителей, сказывающемся на обеспечении безопасного развития ребёнка в образовательной среде начальной школы. Ниже представлены обобщенные результаты исследования.

Среди доминирующих был выявлен группоцентрический уровень (15,27). В этой группе большинство педагогов ориентированы на выполнение функций в рамках традиционных форматов обучения и воспитания. Это транслирующий или формирующий тип личности учителя. Ключевая задача - это достижение предметного результата обучения «любой ценой». В контексте исследуемой проблемы со стороны учителя возможны различные педагогические манипуляции, преобладание оценочных суждений, подрывающих самооценку и уверенность в собственных силах ребёнка.

Вторую позицию занимает гуманистический уровень (14,64), который соответствует развивающему типу смысловых структур педагога. Такого педагога характеризует ориентация на личность ребёнка и его уникальность, создание условий для личностного развития без насилия. Учитель принимает и работает в личностно ориентированной педагогической системе. Он активен в освоении технологий безопасного достижения младшими школьниками планируемых результатов обучения, не приемлет «дидактическое насилие»,

готов к конструктивному взаимодействию с окружением ребёнка и позитивную коммуникацию. Востребованность в таких педагогах возрастает в условиях решения задач безопасного развития ребёнка. Учитель гуманистического типа может стать драйвером важных для современного образования изменений, в том числе связанных с переходом к «педагогике ненасилия», принятием новых педагогических эталонов в поведении учителя и его взаимодействия с ребёнком в образовательной среде школы.

Эгоцентрический уровень (14,57), который занимает третью позицию по итогам проведенного исследования, является, по своей сути, деструктивным и нежелательным в структуре личности учителя начальных классов наряду с симбиотическим (13,41 и 13,55). Личность учителя с доминированием данных типов смысловых структур демонстрирует непрофессионализм и препятствует развитию ученика. Именно данный тип учителей может стать причиной развития у младших школьников дидактогенных неврозов и фактором эмоциональных нарушений и школьной дезадаптации. Такие учителя должны стать объектом особого внимания в образовательной организации, им должна быть вовремя оказана и психологическая помощь, и методическая поддержка в решении проблем педагогического общения с учащимися начальной школы.

Также особое внимание заслуживает духовный уровень (готовность принять духовные

ценности - 14,12). И хотя он не является рабочим для педагога, но его доминирование среди прочих типовых смысловых структурах говорит о созидательном потенциале личности учителя и снижает тенденцию к разрушению, идущую от первых трёх уровней.

Таким образом, обобщенные выводы по итогам исследования можно представить следующим образом: во-первых,

несформированность новых смыслов и ценностей у педагогов свидетельствует о неготовности продуктивно осуществлять педагогическую деятельность безопасными для формирующейся личности ребёнка способами; во-вторых, учитель начальных классов со слабо сформированным личностно - смысловым пониманием собственной миссии, проявляющимся в невысокой культуре педагогического общения и общей профессиональной культуре, не способен реализовать личностно ориентированное обучение и создать комфортный потенциал среды, безопасно воздействующий на личности младших школьников; в-третьих, педагог гуманистического типа готов реализовывать задачи развития ученика безопасными способами. Такой учитель в начальной школе способен принять ценность ребёнка; обеспечить приоритет целей развития младшего школьника над целями педагогической деятельности.

Важным моментом является то, что ценности и смыслы как внутренние ориентиры и регуляторы педагогической деятельности не остаются неизменными, раз и навсегда упорядоченными. В процессе профессионального развития учителя они трансформируются в зависимости от исторической эпохи. Поэтому представляется закономерным использовать возможности и ресурсы непрерывного педагогического образования для целенаправленного воздействия на ценностное сознание учителя.

В этой связи на кафедре начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО разрабатываются и реализуются подходы, позволяющие подойти к решению изучаемой проблемы.

В частности, учитывается ряд тенденций, которые определяют принятие учителем новых ценностей и смыслов в контексте обеспечения дидактической защищённости ребёнка.

Среди них были выделены: многофакторность процесса принятия новых смысловых ценностей педагогами, зависимость его результатов от их индивидуально-личностного опыта, в том числе опыта профессиональной подготовки, от воздействия внутриорганизационной культуры школы, от понимания необходимости постоянной

«работы над собой» каждого учителя и осознания им значимости профессиональных ценностей.

Так, на кафедре реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психолого-педагогическая

безопасность личности младшего школьника», разработанная автором настоящей статьи, которая ориентирована на формирование в профессиональном сообществе представления о ценности психологического здоровья ребёнка в начальной школе и его влияние на личностную и учебную успешность.

В ходе курсового повышения квалификации по данной программе обозначаются границы психолого-педагогических компетенций учителя начальных классов, обеспечивающих создание безопасной и комфортной образовательной среды и сохранение психологического здоровья участников образовательных отношений в начальном общем образовании. Содержание и формы проведения занятий направлены на комплексное осмысление слушателями проблемы психолого-педагогической безопасности

школьного детства. Особое внимание уделяется характеру педагогического общения как условию психологической безопасности образовательной среды, проводится анализ проблемы насилия в образовательной среде, определяется психогенная природа школьной дезадаптации как фактора личностного и социального неблагополучия ребёнка в образовательной среде школы и семьи.

Безусловно, достижению поставленных в программе задач способствует использование диалоговых технологий (игровых, задачных, тренинговых).

Помимо этого, и в другие образовательные программы, реализуемые на кафедре, обязательным образом включены вопросы, раскрывающие сущность обеспечения дидактической и психологической защищённости младшего школьника в начальном общем образовании.

Также кафедрой поддерживается формат неформального повышения квалификации учителей Челябинской области через организацию стажировок на базе образовательных организаций, участвующих в инновационной деятельности. Так, в 2021 году была проведено повышение квалификации педагогических работников по дополнительной профессиональной программе в форме стажировке «Обеспечение

психологической безопасности личности ребёнка в образовательной среде начальной школы с помощью «Навигатора педагога-психолога» на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

школа № 3» Кыштымского городского округа -региональной инновационной площадки, реализующей научно-прикладной проект по теме «Моделирование комфортной и безопасной среды на уровне начального общего образования через создание «Навигатора педагога-психолога»».

В ходе стажировки учителя начальных классов, социальные педагоги и педагоги-психологи познакомились с уникальным инновационным продуктом - Навигатором педагога-психолога. Результаты инновационной деятельности педагогического коллектива школы и кафедры начального образования были представлены в статье «Психологическая безопасность образовательной среды в начальной школе» [4].

Неформальное повышение квалификации, позволяющее достичь нового качества осознания педагогическими работниками новых смысловых ценностей в контексте обеспечения психологической безопасности личности ребёнка, подразумевает диалогический формат, с тем отличием, что в ходе стажировки более активен переход от наиболее простых форм «внешней» диалогизации к более сложным, «внутренним» (М.М. Бахтин).

С этой же целью кафедрой начального образования был инициирован проект по созданию сетевого педагогического сообщества как инструмента методической поддержки педагогических инициатив по обеспечению психологической безопасности школьников в образовательной среде. Ведущей идеей данного проекта была определена неформальная адресная методическая помощь педагогическим

работникам в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, направленная на минимизацию рисков в достижении комплексного результата освоения основных образовательных программ, достижения нового качества образования, индивидуального прогресса каждым школьником без ущерба для его психологического здоровья и личностного благополучия.

Заключение. Резюмируя основные положения настоящей статьи, можно заключить следующее. Во-первых, на изменение качества смысловых ценностей влияет личностный стиль деятельности педагога, его профессионализм, культура и мировоззрение, которые в свою очередь трансформируются под влиянием новых задач и вызовов образования.

Во-вторых, одним из основных способов формирования у современного учителя новых ценностных смыслов, определяющих выбор ненасильственных способов развития личности ребёнка, является создание необходимых условий для осознания педагогом собственной уникальности, мотивов своего поведения, понимания внутреннего мира другого человека, формирования гуманистической направленности взаимоотношений в образовательной среде школы.

В-третьих, развитию профессионализма учителей начальных классов способствуют образовательные программы, реализуемые как в формальном, так и в неформальном повышении квалификации, направленные на актуализацию самоизменений в смысловых структурах личности педагогических работников начального общего образования.

Литература:

1. Абраменкова В.В. Ценность детства в современном мире и образовании: монография. -Москва: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. - 232 с.

2. Бобро Т.П. Ценностно-смысловой аспект педагога - стажиста в образовательном пространстве / Т.П. Бобро // Наука и школа. - 2006. - № 1. - С. 43-46.

3. Братусь Б.С. «Слово» и «дело»: к истории научных отношений А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского / Б.С. Братусь // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1. - С. 18-24.

4. Девятова И.Е., Пятакова Е.Н., Леонтьева И.Н. Психологическая безопасность образовательной среды в начальной школе / И.Е. Девятова, Е.Н. Пятакова, И.Н. Леонтьева // Вопросы педагогики. - 2019. - № 8-2. - С. 29-40.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. -Москва: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. -336 с.

6. Концептуальные подходы к феномену «детство»: аксиологический аспект: хрестоматия; авт.-сост. С.О. Ларионова; ФБГОУ ВПО «Урал. гос. пед. унт». - Екатеринбург, 2014. - 104 с.

7. Костылева А.А. Исследование личности потенциала педагогов / А.А. Костылева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2010. -№ 3. - С. 107-111.

8. Магомедов П.Ш. Иерархия личностных ценностей и успешность деятельности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Магомедов Пахрудин Шабанович. - Махачкала, 2007. -27 с.

9. Миронова М.Н. Методика изучения смысловых уровней в структуре личности педагога / М.Н. Миронова. - Калуга: Принтер, 2000. - 32 с.

10. Миронова М.Н. Личностно-смысловые детерминанты развития профессионализма педагога:

автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Миронова Марина Николаевна. - Москва, 2002. - 24 с.

11. Скрипова Н.Е. Категории «ценность» и «ценностные ориентации» в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования / Н.Е. Скрипова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 185-188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Скрипова Н.Е. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России как отражение личностного и социального смысла образования / Н.Е. Скрипова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2012. - Т. 3. - № 19. - С. 112-117.

13. Федотенко И.Л. Теория и практика становления профессионально-ценностных ориентаций учителя в процессе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Федотенко Инна Леонидовна. - Москва, 2000. - 40 с.

References:

1. Abramenkova V.V. The value of childhood in the modern world and education: monograph. - Moscow: FGBNU "IIDSV RAO", 2019. - 232 p.

2. Bobro T.P. The value-semantic aspect of the teacher-trainee in the educational space / T.P. Bobro // Science and School. - 2006. - № 1. - S. 43-46.

3. Bratus B.S. "Word" and "Deed": to the History of Scientific Relations by A. Leontiev and L.S. Vygotsky // National psychological journal. - 2013. - № 1. - S. 18-24.

4. Devyatova I.E., Pyatakova E.N., Leontyeva I.N. Psychological safety of the educational environment in primary school / I.E. Devyatova, E.N. Pyatakova, I.N. Leontiev // Questions of pedagogy. - 2019. - № 8-2. - S. 2940.

5. Zeer E.F. Psychology of professions / E.F. Zeer. -Moscow: Academic Project; The World Foundation, 2006. -336 p.

6. Conceptual approaches to the phenomenon of "childhood": axiological aspect: reader; author-comp. S.O. Larionova; FBGOU VPO "Ural. state ped. un-t". -Yekaterinburg, 2014. - 104 p.

7. Kostyleva A.A. Research of the personality potential of teachers / A.A. Kostyleva // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences. - 2010. - № 3. - S. 107-111.

8. Magomedov P.Sh. The hierarchy of personal values and the success of the teacher: author. dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.07 / Magomedov Pakhrudin Shabanovich. - Makhachkala, 2007. - 27 p.

9. Mironova M.N. Methods of studying semantic levels in the structure of the teacher's personality / M.N. Mironov. - Kaluga: Printer, 2000. - 32 p.

10. Mironova M.N. Personal-semantic determinants of the development of teacher's professionalism: author. dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.07 / Mironova Marina Nikolaevna. - Moscow, 2002. - 24 p.

11. Skripova N.Ye. Categories "value" and "value orientations" in federal state educational standards of general education / N.Ye. Skripova // Siberian Pedagogical Journal.

- 2012. - № 7. - S. 185-188.

12. Skripova N.Ye. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia as a reflection of the personal and social meaning of education / N.Ye. Skripova // Psychology of education in a multicultural space. - 2012. - T. 3. - № 19. - S. 112-117.

13. Fedotenko I.L. Theory and practice of the formation of professional-value orientations of a teacher in the process of continuous pedagogical education: author. dis. ... dr. ped. sciences: 13.00.01 / Fedotenko Inna Leonidovna.

- Moscow, 2000. - 40 p.

13.00.08 -Теория и методика профессионального образования Сведения об авторе:

Девятова Ирина Евгеньевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», e-mail: devyatova74rus@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.