УДК 37.048.44 + 159.923.2
РЕСУРСЫ «НАВИГАТОРА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Е.Н. Пятакова, И.Н. Леонтьева, И.Е. Девятова
Аннотация. Статья посвящена вопросам психологического сопровождения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В статье обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы в контексте гуманизации российского образования и повышения психолого-педагогической компетентности современного учителя. Обосновывается необходимость взаимодействия педагога и школьного психолога в помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы. Анализируются понятие «сопровождение» и научные подходы к сопровождению как профессиональной помощи в решении проблем личностного развития. Определен механизм создания комфортной и безопасной среды, обеспечивающей достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования при сохранении психического здоровья младших школьников. Практический материал может быть использован в системе формального и неформального повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, психолого-педагогические компетенции педагога, практическая психология образования.
RESOURCES OF THE "NAVIGATOR OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST" IN PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF YOUNGER SCHOOLBOYS
E. Pyatakova, I. Leontyevа, I. Devyatova
Abstract. The article is devoted to the issues of psychological support of younger students in the conditions of implementation of the Federal state educational standard of primary education. The article substantiates the relevance of the problem in the context of humanization of Russian education and improving the psychological and pedagogical competence of the modern teacher. The necessity of interaction between a teacher and a school psychologist in helping children experiencing difficulties in mastering the basic educational program is substantiated. The concept of "support" and scientific approaches to support as professional assistance in solving problems of personal development are analyzed. The mechanism of creation of the comfortable and safe environment providing achievement of the planned results of the basic educational program of primary General education at preservation of mental health of younger school students is defined. Presents the experience of school No. 3 garoad of Kyshtym in Chelyabinsk region by forming its own system of psychological support younger students through the use of "Navigator of the teacher-psychologist." The example of practical use of "Navigator of the teacher-psychologist" at work with the aggressive child and his difficulties in training is given. The practical material can be used in the system of formal and informal professional development of teachers.
Keywords: psychological support, psychological and pedagogical competence of the teacher, operation algorithms of school psychologist, practical psychology of education.
В «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» определены приоритеты психологического сопровождения в современных условиях, которые связаны с профессиональным обеспечением решения стратегических задач развития образования Российской Федерации, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации [3].
Начальное общее образование - это первый и важный этап включения ребенка в новые общественные отношения - систематическое освоение и присвоение им культурного опыта поколений и приобретением необходимых
компетенций для жизни, безусловно, связанный с высокими рисками психического развития младшего школьника [8].
В этой связи в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.) (далее ФГОС НОО) указывается, что интегративным результатом реализации требований к основной образовательной программе начального общего образования (далее ООП НОО) должно стать создание комфортной развивающей
образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся [5].
Актуальность изучения различных аспектов психологического сопровождения в рамках
ФГОС НОО также обусловлена реализацией профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» [6] и «Педагог--психолог (психолог в сфере образования)» [7].
В профессиональном психолого-
педагогическом сообществе формируется представление о том, что помимо традиционных задач психологического сопровождения в начальном общем образовании, а именно создание условий для успешной адаптации ребёнка к новой социальной ситуации развития, преодоление трудностей в формировании учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, сохранение психического здоровья обучающихся, необходимо создание развивающей комфортной и безопасной образовательной среды [9].
В то же время по результатам опроса, проведенного на кафедре начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, большинство современных учителей не видят значимости психолого-педагогического компонента в своей педагогической деятельности. Учителя начальных классов считают, что успешность решаемых педагогических задач в большей степени поддерживается предметно -
методическими знаниями учителя, а необходимость систематического применения психолого-педагогических знаний в решении педагогических ситуаций связаны с деятельностью школьного педагога-психолога. Более трети педагогов указали, что они осознают их недостаток, но в практической деятельности могут легко компенсировать психолого-педагогические знания и умения предметно-методическими знаниями и умениями или определённый ими минимум достаточен для выполнения педагогических полномочий.
Однако на этом фоне учителя подчеркивают востребованность психолого-педагогических знаний в решении педагогических задач, в том числе в части достижения высоких и устойчивых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, указывают на необходимость повышения психолого-педагогической компетентности как в условиях формального, так и неформального повышения квалификации [2].
Цель настоящей статьи - раскрыть особенности психологического сопровождения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Согласно Современного толкового словаря русского языка, термин «сопровождение» обозначает действие, сопутствующее какому-либо явлению.
По мнению К.В. Адушкиной, впервые психологический термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение развития» [1].
Идея психологического сопровождения всех участников образовательных отношений стала активно развиваться в последнее время на фоне гуманизации образования.
Вопросы психологического сопровождения в образовании нашли научное и научно-практическое отражение в современных публикациях. Однако говорить об окончательном обобщении и систематизации накопленного теоретического и практического материала по изучаемой проблеме преждевременно.
К.В. Адушкиной был проведен анализ современных подходов к понятию «сопровождение». По мнению исследователя, сегодня сопровождение может рассматриваться как поддержка (помощь) (О. Газман, Р. Овчарова и др.), процесс (А. Маркова, Э. Зеер, В. Сластёнин и др.), как взаимодействие (О. Кучерова, Г. Нагорная и др.), как создание условий (А. Горбатюк, М. Битянова, О. Сергеева и др.).
Резюмируя основные подходы к определению данного понятия в научной литературе, можно сделать вывод, что под сопровождением понимается, прежде всего, поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме [1].
Наше исследование опирается на представление о сопровождении как поддержке (помощи), которое связано с именем О.С. Газмана. Им было введено понятие психолого-педагогической поддержки для детей в решении ими индивидуальных проблем, которые связаны с трудностями физического и психического развития и на их фоне жизненным самоопределением, межличностной коммуникацией и, собственно, обучением. В этом аспекте деятельность школьного психолога ориентирована на профессиональную поддержку
функционирования ребёнка в условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимости его дезадаптации [4].
В нашем исследовании под психологическим сопровождением понимается процесс взаимодействия специалиста и психически
здоровых людей, предметом которого является личностное развитие, формирование
необходимых компетенций и поддержка в сложных жизненных ситуациях.
Осознание того, что профессиональное психологическое сопровождение позволит минимизировать риски достижения комплексного результата освоения ООП НОО, достичь нового качества образования, индивидуального прогресса каждым школьником без ущерба для его личностного и интеллектуального развития, способствовало включению педагогического коллектива Муниципального
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Кыштыма Челябинской области в инновационную деятельность. МОУ «СОШ №3» - участник Федеральной программы «Доступная среда». С 2019 года образовательная организация является региональной инновационной площадкой по теме «Моделирование комфортной и безопасной среды на уровне начального общего образования через создание «Навигатора педагога-психолога»».
Предметом исследования стал механизм создания комфортной и безопасной среды, обеспечивающей достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования при сохранении психического здоровья младших школьников.
В ходе обобщения научного и практического опыта был разработан «Навигатор педагога-психолога» как совокупность алгоритмов взаимодействия участников образовательных отношений в рамках психологического сопровождения ребёнка в начальном общем образовании.
Методологическими основаниями для выстраивания собственной системы
психологического сопровождения младших школьников в МОУ «СОШ № 3» стали следующие подходы:
- личностно центрированный (личностно ориентированный) подход (И. Якиманская и др.), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психологического сопровождения образовательного процесса, учёт индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей;
- концепция психического и психологического здоровья детей (И. Дубровина и др.), согласно которой предмет работы практического психолога в образовании -проблемы развития личности в условиях
конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние её психологического здоровья, и ориентированной на психопрофилактику возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства;
- парадигма развивающего образования (Д. Эльконин, В. Давыдов и др.) предполагает серьёзную «психологизацию» педагогической практики и необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит ребёнка знаниям и умениям, но и обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств;
- теория педагогической поддержки (О. Газман и др.), развивающая идею необходимости сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие её «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка, в которых доминирует обмен опытом и личностными смыслами.
«Навигатор педагога-психолога» как инновационный проект ориентирован на решение следующих задач психологического
сопровождения школьников в начальном общем образовании:
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации ООП НОО;
- психологическая диагностика младших школьников с целью определения «проблемного поля» в освоении ими ООП НОО;
- коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в освоении ООП НОО;
- психологическое консультирование субъектов образовательного процесса по вопросам реализации ООП НОО;
- психологическое просвещение субъектов образовательного процесса, ориентированное на расширение представлений о ресурсах, потенциалов и возможностей школьной среды и микросоциума ребёнка для достижения им планируемых результатов освоения ООП НОО;
- психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья младших школьников в процессе обучения и воспитания в образовательной организации).
Эти ведущие позиции были отражены при моделировании «Навигатора педагога-психолога» как совокупности алгоритмов взаимодействия участников образовательных отношений в начальном общем образовании.
Структурные компоненты «Навигатора» будут рассмотрены ниже на примере его использования в решении проблем освоения ООП НОО агрессивным ребёнком и его психологического сопровождения в начальной школе.
Блок 1. Определение отклонения в психическом здоровье и поведении ребёнка.
В данном блоке «Навигатора» раскрываются основные понятия наблюдаемого отклонения в развитии младшего школьника. Также представлены общепризнанные классификации, типологии отклонения. Важным моментом являются раскрытие причин отклонений в психическом здоровье и поведении школьника и описание характерологических особенностей ребёнка из «группы риска».
В нашем примере раскрывается сущность агрессии как устойчивой характеристики субъекта, отражающей его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние.
Для дальнейшего психологического сопровождения ребёнка важно также понимать причины проявления агрессивного поведения, которые приводятся в данном блоке.
Блок 2. Наблюдаемые педагогом [внешние] признаки отклонений в поведении ребёнка.
В этом блоке «Навигатора» важно сориентировать педагогов на конкретные поведенческие реакции ребёнка с наблюдаемым отклонением, которые имеют характеристики «часто повторяющихся» и «наиболее ярко выраженных» в учебном процессе.
Именно, частота и продолжительность наблюдаемых поведенческих реакций агрессивного ребенка позволяют перейти к более глубокому изучению психологического явления с помощью психодиагностического
инструментария.
Блок 3. Психодиагностика наблюдаемых отклонений в поведении ребёнка младшего школьного возраста.
Данный блок объединяет в группу специально подобранные и относительно независимые друг от друга тесты, в совокупности диагностирующие определённое
психологическое качество или свойство личности младшего школьника. Результаты диагностики либо позволят подтвердить «психологический диагноз», либо опровергнуть ранее выдвинутое предположение об отклонении в психическом здоровье младшего школьника и его поведении.
Например, для диагностики агрессивности у ребёнка младшего школьного возраста могут
быть предложены следующие
психодиагностические методики:
1) Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут).
2) Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова).
3) Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
4) Методика «Hand-test» Э. Венгера.
5) Проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич и другие.
Блок 4. Прогнозируемые трудности в обучении у ребёнка с отклонениями в психическом здоровье и поведении.
Модель «Навигатора педагога-психолога» разрабатывалась в контексте создания комфортной и безопасной среды, обеспечивающей достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования при сохранении психического здоровья младших школьников. Поэтому этот блок ориентирует педагогов на предполагаемые трудности в освоении младшим школьником ООП НОО и достижении им планируемых результатов обучения.
Например, среди прогнозируемых трудностей в обучении у агрессивного ученика выделяются следующие:
1) низкий уровень интеллектуальной рефлексии и интеллектуальной активности;
2) трудности в освоении приёмов учебной деятельности;
3) преобладание мотивации избегания неудач;
4) трудности в выстраивании учебного сотрудничества, нарушения в отношениях со сверстниками на уроке и во внеурочное время.
Блок 5. Алгоритм психолого-педагогической помощи ребёнку в преодолении трудностей в обучении.
В данном разделе «Навигатора» определяются обобщенные алгоритмы психолого-педагогической помощи ребёнку с учетом прогнозируемых трудностей в обучении. Так, например, среди направлений работы педагога-психолога с агрессивным учеником выявлены такие, как развитие позитивной самооценки и снижение уровня личностной тревожности.
Блок 6. Психокоррекционная работа с агрессивным ребёнком.
Настоящий блок содержит подробное описание методов и техник терапевтического воздействия с учётом выявленных у младшего школьника отклонений, влияющих на освоение им ООП НОО. Например, в работе с
агрессивными учениками могут быть предложены арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, приёмы релаксации и другие.
Блок 7. Психологическое консультирование и просвещение педагогов и родителей по проблеме отклонений в психическом здоровье и поведении у ребёнка младшего школьного возраста и его влиянии на качество обучения в начальной школе.
Блок содержит печатные, аудио-, видео- и электронные материалы для родителей и педагогов, раскрывающие в обобщенном и доступном виде информацию об индивидуально-психологических особенностях «проблемного» ребёнка - ученика начальной школы, формирующие навыки правильного поведения с такими детьми в семье и школе. Например, раздел может содержать материалы обучающего семинара по распознаванию взрослыми собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приёмами регуляции психологического равновесия, по обучению навыкам «ненасильственного» общения.
В этом контексте могут быть предложены следующие формы просвещения педагогов и родителей:
1) Вебинар «Как помочь агрессивному ребенку учиться?»
2) Тренинг «Я вижу, что ты злишься...»
3) Памятка для педагога «Способы и правила взаимодействия с агрессивным учеником».
Блок 8. Психопрофилактика отклонений в психическом здоровье и поведении младшего школьника на уроках в начальной школе и трудностей в освоении им ООП НОО.
В этом разделе описывается комплекс психолого-педагогических мер, позволяющих предупредить проблемы в развитии личности ребенка младшего школьного возраста. Так, например, психопрофилактика агрессивного поведения ребёнка младшего школьного возраста (преимущественно на уроке) и трудностей в освоении им ООП НОО ориентирована на формирование у него социальных умений.
Представленные блоки «Навигатора педагога-психолога» являются необходимыми, но не ограничивают возможность их дополнения как
количественно, так и содержательно.
Резюмируя основные положения статьи, можно сделать следующие выводы:
1) Проблема психологического сопровождения на протяжении последнего десятилетия остается актуальной и неразрывно связана с ключевой идеей реформирования современной российской системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия. На современном этапе «психологическое сопровождение» рассматривается как многогранное явление, широко применяемое в различных аспектах образования.
2) Эффективность психологического сопровождения в начальном общем образовании обеспечивается объединением психологической и педагогической деятельностей на основе определенной методологии, обеспечивающее современное качество образования. Несмотря на многообразие подходов и моделей психологического сопровождения, оно, прежде всего, ориентировано на оказание помощи и поддержки всех субъектов образовательных отношений с учётом степени их включенности и специфики проблем.
3) Среди эффективных инструментов создания безопасной и комфортной образовательной среды, обеспечивающей достижение планируемых результатов ООП НОО при сохранении психического здоровья младших школьников, в педагогической практике рассматривается «Навигатор педагога-психолога» как совокупности алгоритмов взаимодействия участников образовательных отношений в начальном общем образовании.
Структурно «Навигатор педагога-психолога» представлен в виде блоков, отражающих различные стороны психологического сопровождения младших школьников, которые испытывают трудности в обучении. Содержательное наполнение «Навигатора педагога-психолога» не ограничено и адаптируется под конкретные задачи конкретной ситуации развития младших школьников.
Литература:
1. Адушкина К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.В. Адушкина, О.В. Лозгачёва; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. -Екатеринбург: [б. и.], 2017. - 1 электрон. опт. диск (СБ-
ROM).
2. Девятова И.Е. Роль субъектности в профессиональной идентичности педагога / И.Е. Девятова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 3. - С. 154-159.
3. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др. - М.: Изд. центр МИРОС, 2001. -208 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный источник] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Скрипова Н.Е. Подготовка педагогов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников / Н.Е. Скрипова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 7. - С. 146-150.
9. Эжаева М.А. Развитие психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической службы / М.А. Эжаева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 1(34). - С. 54-68.
Сведения об авторах:
Пятакова Евгения Николаевна (г. Кыштым, Россия), общеобразовательная школа №3», e-mail: [email protected]
директор, МОУ «Средняя МОУ «Средняя
Леонтьева Ирина Николаевна (г. Кыштым, Россия), педагог-психолог общеобразовательная школа № 3», e-mail: [email protected]
Девятова Ирина Евгеньевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
E. Pyatakova (Kyshtym, Russia), Director of school № 3 of the city of Kyshtym, e-mail: [email protected]
I. Leontyevа (Kyshtym, Russia), Teacher-psychologist of school № 3 of the city of Kyshtym, e-mail: [email protected]
I. Devyatova (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of primary education, Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of teachers, email: [email protected]