Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК РЕСУРС СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК РЕСУРС СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РЕБЁНКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / TEACHER'S COMPETENCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL RESOURCE OF THE CHILD / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятова И.Е.

Статья посвящена вопросам развития психолого-педагогической компетентности учителя в условиях определения новых приоритетов российского образования и ценностного переосмысления его главных результатов. В статье обосновывается актуальность роли учителя в сохранении психического здоровья ребёнка. Обозначаются границы кризиса профессиональной компетентности учителя современной школы и последствия его непрофессиональных действий для психического благополучия обучающихся. Анализируются понятие «психолого-педагогическая компетентность учителя», научные подходы к определению её структуры и способов развития данной компетентности в условиях формального повышения квалификации. Раскрывается значимость развития психолого-педагогической компетентности на всех этапах профессионального развития учителя. Приводятся результаты апробации подходов по развитию психолого-педагогической компетентности учителей начальных классов. Статья предназначена для работников системы дополнительного профессионального образования, научных специалистов, руководителям образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Девятова И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS AS A RESOURCE FOR PRESERVING THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF YOUNGER STUDENTS

The article is devoted to the development of psychological and pedagogical competence of a teacher in the condition of determining new priorities of Russian education and the value rethinking of its main results. The article substantiates the relevance of the teacher's role in maintaining the child's mental health. The boundaries of the crisis of a modern school teacher’s professional competence and the consequences of his unprofessional actions for the mental well-being of students are outlined. The article analyzes the concept of «psychological and pedagogical competence of a teacher», scientific approaches for determining its structure and ways of developing this competence in the conditions of formal professional development. The significance of the development of psychological and pedagogical competence at all stages of teacher’s professional development is revealed. The results of approbation of approaches to the development of psychological and pedagogical competence of primary school teachers are presented. The article is intended for employees of the system of additional professional education, scientific specialists, heads of educational organizations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК РЕСУРС СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.146:159.922

Развитие психолого-педагогической компетентности учителя начальных классов как ресурс сохранения психологического здоровья младших школьников

Development of psychological and pedagogical competence of primary school teachers as a resource for preserving the psychological health of younger students

Девятова И.Е., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, devyatova74rus@mail.ru

Devyatova I., Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educational workers, devyatova74rus@mail ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.014

Ключевые слова: компетентность учителя, повышение квалификации, психологический ресурс ребёнка, психологическое здоровье, психологическая безопасность образовательной среды.

Keywords: teacher's competence, professional development, psychological resource of the child, psychological health, psychological safety of the educational environment.

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития психолого-педагогической компетентности учителя в условиях определения новых приоритетов российского образования и ценностного переосмысления его главных результатов. В статье обосновывается актуальность роли учителя в сохранении психического здоровья ребёнка. Обозначаются границы кризиса профессиональной компетентности учителя современной школы и последствия его непрофессиональных действий для психического благополучия обучающихся. Анализируются понятие «психолого-педагогическая компетентность учителя», научные подходы к определению её структуры и способов развития данной компетентности в условиях формального повышения квалификации. Раскрывается значимость развития психолого-педагогической компетентности на всех этапах профессионального развития учителя. Приводятся результаты апробации подходов по развитию психолого-педагогической компетентности учителей начальных классов. Статья предназначена для работников системы дополнительного профессионального образования, научных специалистов, руководителям образовательных организаций.

Abstract. The article is devoted to the development of psychological and pedagogical competence of a teacher in the condition of determining new priorities of Russian education and the value rethinking of its main results. The article substantiates the relevance of the teacher's role in maintaining the child's mental health. The boundaries of the crisis of a modern school teacher's professional competence and the consequences of his unprofessional actions for the mental well-being of students are outlined. The article analyzes the concept of «psychological and pedagogical competence of a teacher», scientific approaches for determining its structure and ways of developing this competence in the conditions offormal professional development. The significance of the development ofpsychological and pedagogical competence at all stages of teacher's professional development is revealed. The results of approbation of approaches to the development of psychological and pedagogical competence of primary school teachers are presented. The article is intended for employees of the system of additional professional education, scientific specialists, heads of educational organizations.

Введение. Сохранение психического здоровья формирующейся личности ребёнка - это стратегическая государственная задача.

Науке ещё только предстоит ответить на ряд вопросов, связанных с особенностями социализации детей 21 века, с влиянием её новых агентов, во многом определяющих становление человека. Но, что уже очевидно, агрессивная

социальная среда, психо-эмоциональный и культурный вакуум способствуют снижению психологического ресурса сопротивляемости ребёнка к негативным воздействиям среды, усилению роста социогенных заболеваний среди детской популяции.

Становится очевидным, что ребёнок нуждается в помощи и психологической

поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых осуществляется жизнедеятельность ребёнка, и, прежде всего, это относится к совершенствованию той образовательной среды, в которой реализуется непосредственное его взаимодействие с субъектами обучения.

В этой связи, на образование возлагается важнейшая миссия - обеспечение психологической безопасности детей в условиях образовательной среды.

Стабильные условия окружающей среды особенно важны для ребёнка. Его возможности успешно действовать и сопротивляться с той или иной ситуацией во многом зависят от взрослого. Поэтому образовательное пространство в школе должно обеспечивать и решение образовательных задач, и удовлетворение базисной потребности личности в безопасности.

Начало школьного детства характеризуется не только мощным потенциалом для развития личности ребёнка в условиях систематического обучения, но и негативными факторами дидактогенного происхождения, травмирующими психику ребёнка, вызывая необратимые последствия для развития, способствуя формированию комплекса неполноценности и возникновению проблем в социальной адаптации. Поэтому важным условием сохранения здоровья и обеспечения психологического благополучия детей является переживание ими психологической безопасности.

Проблема приобретает особую значимость в связи с модернизацией школьного образования на психологической основе.

На это указывается в «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года». В ней определены приоритеты психологического сопровождения в современных условиях, которые связаны с профессиональным обеспечением решения стратегических задач развития образования Российской Федерации, направленным на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации [7].

Примером необходимости владения учителем глубокими психолого-педагогическими знаниями и соответствующими умениями, позитивным опытом разрешения непростых задач педагогического взаимодействия является актуальный сегодня персонализированный подход к обучению младших школьников. Учитель должен быть готовым обучать детей с различными образовательными потребностями,

которые определяются индивидуальными особенностями ребёнка, его социально-демографическим статусом, состоянием соматического и психического здоровья.

С другой стороны, анализ запросов педагогов Челябинской области на оказание научно-методической помощи в решении тех или педагогических проблем показал, что в условиях усложнения требований и задач к качеству образования только знание учителем предмета и методики его преподавания абсолютно недостаточно.

Полученное в своё время профессиональное педагогическое образование было

сориентировано на подготовку будущего учителя к работе в идеальных образовательных условиях: мотивированные ученики из благополучных семей, квалифицированная и своевременная поддержка школьной психологической службы, благоприятная профессиональная среда школы и т.п. А приобретённые методические умения и навыки применения тех или иных инструментов на практике оказались эффективными только в традиционной парадигме, но не позволяют достигать учителю нового качества образования в новых реалиях 21 века.

Поэтому сегодня можно констатировать наличие кризиса профессиональной

компетентности, который испытывают многие учителя, уже работающие в школе, но не обладающие достаточно развитыми актуальными профессионально значимыми личностными качествами. Также в практике школьного учителя существуют определённые трудности, которые в процессе педагогической деятельности выливаются в противоречие между объективно значимой в условиях современного образования личностно-развивающей функцией учителя и его реальными возможностями, отражающимися в уровне профессионального и личностного развития.

Выявленные несоответствия привели к тому, что всё чаще констатируется тот факт, что учитель становится деструктивным фактором образовательной среды школы и причиной дидактогенных нарушений в психике ребёнка.

Это подтверждается исследованиями Института возрастной физиологии РАО. Из них следует, что в школу приходят 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого года обучения их число увеличивается до 60 - 70%%. Резкое ухудшение состояния здоровья учеников начальной школы обусловлено негативным влиянием школы [12].

Поэтому психологи и медики все чаще обращают внимание общественности на широкое распространение такого явления как дидактогения (психического расстройства), обусловленного психической травмой, полученной учеником в результате непрофессионального поведения учителя. 40% детских неврозов - это результат колоссальной «психологической нагрузки» в школе (С.В. Лебедев, 1979; А.А. Дубровский, 1990).

Из вышесказанного следует, что большинство проблем, связанных с адаптацией ребёнка к новой социальной ситуации развития, с преодолением трудностей в формировании учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, с сохранением психологического здоровья обучающихся, невозможно решить без развития психолого-педагогической

компетентности учителя начальных классов.

Выявленные противоречия актуализируют проблему, связанную с изменением профессиональных установок учителей начальных классов в отношении собственной психолого-педагогической компетентности через осознание личностных ресурсов и накопление позитивного опыта применения психолого-педагогических знаний и умений для решения актуальных проблем образования младших школьников и формированием профессионально значимых качеств с целью обеспечения психологической безопасности младшего школьника.

Необходимость развития психолого-педагогической компетентности учителей начальных классов обусловлена не только новыми вызовами современного образования, но и профессиональными требованиями к самим педагогам, которые должны достигать нового качества образования в условиях информационного общества. Смещение вектора с предметной составляющей школьного обучения на личностные и метапредметные невозможно без осознания учителем психологической сущности тех явлений, которые связаны с развитием ребёнка в педагогически обусловленной среде.

Усиление психолого-педагогической

составляющей образовательного процесса актуализирует запрос на изучение в теоретическом и прикладном аспектах вопросов развития соответствующей компетентности педагогических работников, с одной стороны. С другой, важно понимание путей практического содействия развитию психолого-педагогической компетентности учителя начальных классов, формированию у него потребности в раскрытии

собственного профессионального потенциала и личностного ресурса для максимальной реализации в профессии без ущерба собственному психологическому здоровью.

Также сегодня есть понимание того, что и на уровне постпрофессионального педагогического образования обозначенные выше приоритеты должны стать ориентиром в определении и нового содержания, и оптимальных форматов повышения квалификации учителей начальных классов в области развития профессионально-педагогической компетентности, в том числе и психолого-педагогической [10].

Цель настоящей статьи - раскрыть сущность развития психолого-педагогической

компетентности учителя начальных классов как ресурса сохранения психологического здоровья младших школьников в условиях формального повышения квалификации.

Приступая к рассмотрению сущности и особенностей развития психолого-

педагогической компетентности учителя начальных классов в контексте обеспечения сохранения психологического здоровья младших школьников, в первую очередь необходимо, на наш взгляд, выяснить, что включает в себя данное понятие.

Начало активного изучения

профессиональной компетентности приходится на последнее десятилетие XX века и связано с именами выдающих отечественных ученых. Однако приходится констатировать, что в современной психолого-педагогической науке нет единства ни в определении сущности понятия «компетентность», ни в вопросах его содержательного наполнения. Разные подходы к толкованию данного понятия объясняются его динамичностью и многогранностью [2].

Понятие «компетентность» Э.Ф. Зеером рассматривается через «готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации» [5].

Вслед за И.Я.Зимней мы рассматриваем компетентность как «интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определённой области» [6].

Построение постпрофессионального

педагогического образования на основе компетентностного подхода и его использование при оценке качества повышения квалификации педагогов актуализировало целое направление проблем, связанных с определением способов

формирования не отдельных знаний, умений, а развития профессионально значимых

компетентностей, к числу которых, безусловно, относится психолого-педагогическая,

обеспечивающая решение сложнейших комплексных задач.

В то же время следует указать, что учёные посвящают свои исследования либо психологической компетентности студентов педагогических вузов [4; 11] и учителей [1], либо психологической культуре будущих

специалистов [3].

Психолого-педагогическая компетентность учителя описывается весьма неоднозначно и подменяется другими терминами.

Так, ряд исследователей не разделяют понятия «компетентность» и «грамотность». Ими, например, психолого-педагогическая грамотность рассматривается как «начальный» уровень психолого-педагогической компетентности.

Следует уточнить в этой связи, что в основе различия грамотности и компетентности лежит адекватное использование собственного прошлого опыта и опыта других людей Грамотный педагог просто знает психологию и педагогику, а компетентный мобилизует психолого-педагогические знания,

профессиональные умения в этой области и внешние ресурсы для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Отсюда следует понимание задачи развития психолого-педагогической компетентности учителя - не просто расширять знания о ребёнке с точки зрения психологической и педагогической наук, а способствовать грамотному включению этих знаний в собственную педагогическую практику каждым учителем с целью минимизирования рисков и угроз психологическому здоровью ребёнка в образовательной среде.

Психолого-педагогическая компетентность - это комплексный термин, и он не сводится только к педагогическим способностям или психологической

осведомленности. На наш взгляд, не следует рассматривать данную компетентность только как совокупность личностных черт, иначе её трактовка оказывается односторонней.

Вслед за М.И. Лукьяновой мы утверждаем, что психолого-педагогическая компетентность учителя - это «согласованность (соуровневость) между его знаниями, практическими умениями и реальным поведением, демонстрируемым в процессе педагогического взаимодействия» [8]. Для подтверждения мысли о том, что понятие «психолого-педагогическая» не является просто суммой составляющих, мы приведём мнение

М.И. Лукьяновой, которая в своём диссертационном исследовании «Развитие психолого-педагогической компетентности

учителя» утверждала, что главным «инструментом» учителя при осуществлении содействия психическому развитию ученика выступает его взаимодействие с ребёнком [8].

Для понимания сущностных характеристик психолого-педагогической компетентности

учителя необходимо рассмотреть её структуру.

В контексте изучаемой проблемы нами выделяется точка зрения об основных компонентах психолого-педагогической

компетентности, которая была предложена М.И. Лукьяновой; она будет рассмотрена ниже.

Прочным базисом для психолого-педагогической компетентности учителя являются знания закономерностей личностного развития человека на разных возрастных этапах. Без основ психолого-педагогической

грамотности учителю невозможно реализовать профессиональное общение с воспитанниками, в ходе которого и достигаются важные цели педагогической деятельности.

В системе повышения квалификации определение границ психолого-педагогической грамотности позволяет выстроить

целенаправленную работу, с одной стороны, по преодолению дефицитов педагогов в области возрастной психологии и социальной психологии, с другой, по преодолению проблем по применению психологических знаний на практике с целью организации познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного обучающегося в ней, бесконфликтных взаимоотношений учителя с субъектами образовательных отношений.

Умение, связанное с созданием и поддержанием контакта с воспитанником, является ключевым психолого-педагогическим умением учителя. На выбор способов общения с воспитанниками, по мнению М.И. Лукьяновой, влияют определённые личностные качества, которые определяются как профессионально-значимые, а именно: рефлективность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность [8].

Определение данных педагогических умений и качеств позволят на практике оказывать адресную помощь учителям начальных классов в решении проблем по преодолению трудностей в обучении и воспитании младших школьников с сохранением психологических ресурсов ребёнка и поддержанием педагогом собственного психологического баланса, в том числе через

использование возможностей интерактивного обучения в рамках совершенствования профессионального мастерства.

В завершении рассмотрения вопроса о понятии «психолого-педагогическая

компетентность» следует указать, что критерием достижения педагогом оптимального уровня развития данной компетентности будет являться умение учителя самостоятельно решать педагогические ситуации с точки зрения не только их педагогической целесообразности, но и психологической защищённости ребенка, сохранения его психологического здоровья и обеспечения эмоционального благополучия.

Материалы и методы исследования. Настоящая теоретическая база послужила основанием для апробации подходов по развитию психолого-педагогической компетентности

учителей начальной школы, которые с 2018 года активно разрабатываются на кафедре начального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее ГБУ ДПО ЧИППКРО).

Основанием для активизации данного направления послужил ряд факторов. С одной стороны, неудовлетворительные результаты входной и итоговой диагностики уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительной профессиональной программы, в части оценки ими собственной психолого-педагогической компетентности. С другой стороны, увеличение количества запросов от образовательных организаций региона на оказание научно-методической помощи в решении проблем психологического

сопровождения введения ФГОС начального общего образования и низких результатов обучения по итогам всероссийских проверочных работ в начальной школе.

В течение 2019 года в диагностике уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительной профессиональной программы приняли участие 728 учителей начальных классов Челябинской области. Педагогам предлагались две стандартизированные анкеты, состоящие из 20 вопросов с закрытыми ответами.

Для анализа динамики развития психолго-педагогической компетентности учителей начальных классов были выбраны позиции, отражающие оценки ими собственной данной компетентности.

Так, слушателям на этапе входной диагностики предлагалось оценить, каким образом уровень их психолого-педагогических знаний влияет на достижение качественных

образовательных результатов в начальной школе. Менее трети респондентов посчитали, что их психолого-педагогические знания обеспечивают качественное осуществление определённых в профессиональном стандарте «Педагог» трудовых функций.

В то же время более 50% опрошенных педагогов не увидели значимости психолого-педагогического компонента в

профессионально - педагогической деятельности учителя и посчитали, что успешность решаемых педагогических задач в большей степени поддерживается предметно-методическими

знаниями учителя.

Большинство педагогов при оценке востребованности психолого-педагогических знаний в решении педагогических проблем подчеркнули очевидность того факта, что сама по себе педагогическая деятельность имеет психолого-педагогические основания. Однако 56% учителей отметили, что не видят за поведением ребёнка его психологического состояния. 23% педагогов не готовы принять ситуацию, что трудности в обучении у ребёнка могут возникнуть из-за неправильного поведения учителя на уроке, а деформации в поведенческой и эмоциональной сферах младшего школьника могут быть спровоцированы самим взрослым. Также большинство педагогов оценили свой уровень развития психолого-педагогической компетентности как недостаточный для осуществления индивидуального подхода в обучении на основании индивидуально-психологических характеристик учащихся начальной школы.

Следует отметить, что хотя 58% учителей и оценили уровень собственных психолого-педагогических знаний и умений как низкий, всё равно они не ставят себе в приоритет их активное наращивание и расширение, но готовы пополнять ассортимент данных знаний и умений только под ситуацию «здесь и сейчас».

В итоге, педагоги признали, что для развития профессионально-значимых качеств, личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психо-эмоционального состояния им необходима помощь и со стороны психологов школы, и со стороны методических служб всех уровней в различных формах.

Результаты исследования. Анализ результатов итоговой диагностики слушателей показал, что они не демонстрируют существенных качественных изменений в отношении к собственным психологическим знаниям и умениям в целом.

Безусловно, данное обстоятельство стало предметом всестороннего анализа на кафедре, и в конечном итоге, были внесены ряд изменений в организацию, содержание и технологию обучения слушателей в рамках курсового повышения квалификации.

Так, был дополнен и расширен раздел «Психолого-педагогические основы

профессиональной деятельности» в действующих образовательных программах дополнительного профессионального образования.

Предлагаемый слушателям кафедры начального образования теоретический и практический материал позволял им компенсировать выявленные профессиональные дефициты в области психологии и педагогики. Раздел был дополнен знаниями о психологическом здоровье участников образовательных отношений, об угрозах психологическому благополучию личности в образовательной среде, о последствиях нарушений психологического здоровья учителя и ученика в контексте достижения нового качества образования. Слушатели в ходе занятий включались в активное обсуждение психолого-педагогических проблем, рефлексивно-деловые игры, решение психолого-педагогических кейсов, защиту эссе. Ключевым моментом таких занятий становилось обучение учителей навыкам психогигиены с ориентацией на сохранение собственного психобиологического баланса и психологического ресурса обучающихся.

Вторым направлением работы кафедры по развитию психолого-педагогической

компетентности стала разработка модульного курса «Психолого-педагогическая безопасность личности младшего школьника»,

ориентированного на формирование компетенций в области теории и практики психолого-педагогической безопасности личности ребёнка в образовательной среде, необходимых педагогу для практической реализации различных моделей и технологий психолого-педагогической поддержки обучающегося.

Процесс обучения предполагал

формирование у слушателей: готовности осуществлять психолого-педагогическую

поддержку обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, трудностей в обучении; готовности учитывать риски и угрозы нарушения безопасности образовательной среды для психического здоровья участников образовательных отношений; способности к развитию профессионального мастерства педагогических работников в контексте создания безопасной образовательной среды для обучающихся с учетом индивидуальных образовательных потребностей; способности к использованию конструктивных технологий общения и взаимодействия в образовательной среде; готовности применять современные подходы и технологии с целью предупреждения школьной дезадаптации у обучающихся, в том числе психогенной природы.

Содержание модульного курса было направлено на комплексное осмысление проблемы психолого-педагогической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

безопасности личности ребёнка в образовательной среде. В темах раскрываются особенности психологической безопасности образовательной среды, характер общения её участников как условие психологической безопасности образовательной среды, даётся анализ проблемы насилия в образовательной среде, определяется психогенная школьная дезадаптация как следствие школьных трудностей обучающихся и фактор личностного и социального неблагополучия ребёнка в образовательной среде школы и семьи.

На заключительном этапе обучения слушателям предлагается принять участие в деловой игре «Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды».

На основном этапе ведущий с помощью метода SWOT - анализа организует работу по выявлению и структурированию сильных и слабых сторон образовательной среды в контексте психолого-педагогической

безопасности ребёнка, а также потенциальных возможностей и угроз реализации безопасного подхода в современной образовательной практике. По итогам групповой работы спикеры заполняют свой раздел таблицы, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Пример таблицы для SWOT - анализа

SWOT - анализ

S - сильные стороны (преимущества психолого-педагогической безопасности в образовании) W - слабые стороны (недостатки психолого-педагогической безопасности в образовании)

О - возможности (благоприятные факторы реализации безопасного подхода в организации образовательной среды) Т - угрозы (факторы, ограничивающие реализацию безопасного подхода в организации образовательной среды)

Отложенным результатом обучения в рамках модульного курса «Психолого-педагогическая безопасность личности младшего школьника» должно стать формирование у учителя представлений о собственных ресурсах, необходимых для профессионального выполнения педагогических задач.

С 2019 кафедра начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО осуществляет научное руководство региональной инновационной площадкой по теме «Моделирование комфортной и безопасной среды на уровне начального общего образования через создание «Навигатора педагога-психолога»», организованной на базе Муниципального общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Кыштыма Челябинской области.

В рамках работы над проектом была апробирована программа двухдневного личностного развивающего тренинга для педагогических работников.

Разработка программы данного тренинга стала третьим направлением кафедры по развитию психолого-педагогической

компетентности педагогов.

Таблица 2. - Пример таблицы (барьеры - достижения)

3) Упражнение «Я могу решить проблемы» позволяет осознать, а затем оценить свои реальные возможности и проблемы в профессиональном развитии и сравнить их с идеальными представлениями.

Участники объединяются в мини-группы для того, чтобы составить список проблем, возникающих в профессиональной деятельности. После этого идёт совместное обсуждение выделенных проблем, и формируется обобщенный список.

Далее каждый участник индивидуально оценивает по 1 0-балльной шале уровень своих возможностей в решении выделенных проблем по сравнению с коллегами. При этом каждый участник ставит две оценки - собственных возможностей и возможностей других учителей.

4) Упражнение «Мои резервы» направлено на осознание содержания психолого-педагогической компетентности, а также барьеров её развития. При этом происходит сравнение собственного результата с результатами остальных участников

В рамках тренинга были использованы психотехнические упражнения, способствующие лучшему познанию педагогами себя, осознанию своих кризисных ситуаций и способов поведения в них, регуляции собственного эмоционального состояния, снятию тревоги, снижению ригидности. Описание некоторых из них представлено ниже.

1) Упражнение «В чём мне повезло в этой жизни» направлено на повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу в группе.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание «В течение трёх минут» расскажите своему партнёру о том, в чём вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

2) Упражнение «Мои возможности и ограничения» направлено на осознание тех достижений, которые стали возможными, благодаря знаниям, умениям и способностям в рамках профессии учителя, а также барьерам, которые вызваны дефицитом соответствующей информации.

Участникам предлагается заполнить таблицу, см. таблицу 2.

группы и выделение общих закономерностей в данном развитии.

Каждый участник получает задание закончить предложения:

1. Я могу быстро и достаточно успешно повысить свой уровень психолого-педагогической компетентности, потому что:

я знаю...

я умею.

я владею.

я обладаю.

(Необходимо написать не менее трёх параметров).

2. Мне могут препятствовать в развитии психолого-педагогической компетентности... (перечислить).

Также в рамках тренинга учителя обучались навыкам психогигиены.

Например, участникам было предложено начать вести «Позитивный дневник», куда необходимо ежедневно записывать свои переживания и действия, которые принесли

Мои самые главные достижения в профессии Мои барьеры в профессии

радость и удовольствие, фиксировать даже самые маленькие победы и достижения.

Для восстановления своего

психобиологического баланса участникам тренинга было предложено следующее упражнение:

1. Для отработки навыка выберете какую-то ситуацию, которая вас огорчает / тревожит (т.е. вызывает негативные переживания).

2. Определите свою основную негативную эмоцию (например, грусть, тревога, страх).

Таблица 3. - Пример таблицы для тренинга

3. Напишите ключевую мысль, которая запускает негативную эмоцию.

4. Сформулируйте здоровую альтернативу: подумайте, как именно должна быть сформулирована новая точка зрения, чтобы эмоциональное состояние стало более ровным. Запишите здоровую ключевую мысль. Теперь придерживайтесь этой позиции. Почувствуйте, как улучшается ваше эмоциональное состояние. Заполните таблицу, см. таблицу 3.

Ситуация Негативная эмоция Ключевая негативная мысль Здоровая ключевая мысль / изменение эмоционального фона

Упражнение вначале выполняется коллективно, а затем участники получают задание продолжить эту работу самостоятельно в течение нескольких недель.

Заключение. Резюмируя основные положения статьи, можно сделать следующие выводы:

1) Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью обеспечения развития психолого-педагогической компетентности учителя начальных классов, с одной стороны, для решения им профессиональных задач, связанных с построением педагогически целесообразных отношений с обучаемыми, развитием у них интереса к учению с учётом индивидуальных и возрастных особенностей в условиях психологически комфортной образовательной среде начальной школы, с другой стороны, для решения задач личностного и профессионального совершенствования через сохранение своих психологических ресурсов и педагогического потенциала.

2) Психолого-педагогическая компетентность как интегральное профессионально-личностное качество учителя начальных классов предполагает осознанное применение психолого-педагогических знаний и умений в педагогической практике для решения актуальных задач образования при сохранении психологического здоровья младших школьников.

3) Развитие психолого-педагогической компетентности учителя начальных классов

предполагает качественное изменение психолого-педагогических знаний и умений, профессионально-личностных качеств учителя, способствующее развитию положительного отношения к профессии и её результатам, обретению новых смыслов. Ключевым критерием данного развития является умение учителя самостоятельно решать педагогические ситуации с точки зрения не только их педагогической целесообразности, но и психологической защищённости ребёнка, сохранения его психологического здоровья и обеспечения эмоционального благополучия, что во многом определяет успешность профессиональной деятельности.

4) Определены пределы практического использования результатов исследования развития психолого-педагогической

компетентности учителя начальных классов как ресурса сохранения психологического здоровья младших школьников с использованием потенциала формального повышения

квалификации и перспективы, связанные с переносом практики на работу с другими категориями педагогов, а также с её распространением в образовательных организациях с целью развития психологического сопровождения педагогов, ориентированного на повышение у них мотивации к успеху, формирование представлений о себе как об успешной личности и профессионале, снижение тревожности и ригидности.

Литература:

1. Андронова Н.В. Психологическая компетентности учителя / Н.В. Андронова // Вестник

компетентность как компонент профессиональной Мордовского университета. - 2011. - № 2. - С. 166-172.

2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. -Челябинск, 2004. - 171 с.

3. Дементьева Е.В. Формирование психологической культуры будущих специалистов: дис ... канд. псих. наук / Е.В. Дементьева. - Казань, 2007. - 232 с.

4. Демидова И.Ф. Развитие психологической компетентности студентов - будущих учителей: дис. ... канд. психол. наук / И.Ф. Демидова. - СПб., 1993. - 203 с.

5. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер [и др.]. - М.: Моск. псих.-соц. институт, 2005. - 216 с.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 240 с.

7. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

Referen

1. Andronova N.V. Psychological competence as a component of professional competence of a teacher / N.V. Andronova // Bulletin of the Mordovian University. - 2011. - №> 2. - S. 166-172.

2. Belkin A.S. Competence. Professionalism. Mastery / A.S. Belkin. - Chelyabinsk, 2004. - 171 p.

3. Dementieva E.V. Formation of the psychological culture of future specialists: dis ... cand. crazy. sciences / E.V. Dementieva. - Kazan, 2007. - 232 p.

4. Demidova I.F. The development of psychological competence of students of future teachers: dis. ... cand. psychol. sciences / I.F. Demidova. - SPb., 1993. - 203 p.

5. Zeer E.F. Modernization of vocational education: competency-based approach / E.F. Zeer [et al.]. - M.: Mosk. psycho-social Institute, 2005. - 216 p.

6. Winter I.A. Key competencies as an effective target basis of the competency-based approach in education / I.A. Winter. - M.: Research Center for the Problems of Quality of Training of Specialists, 2004. - 240 p.

7. The concept of development of psychological services in the education system in the Russian Federation for the period until 2025 (approved by the Ministry of Education and Science of Russia dated 12/19/2017)

8. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: дис. ... канд. пед. наук / М.И. Лукьянова. - М., 1996. - 196 с.

9. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» / В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. - С. 5-12.

10. Скрипова Н.Е. Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта / Н.Е. Скрипова [и др.] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 1 (6). - С. 107-112.

11. Чаткина С.Н. Становление психологической компетентности будущего учителя начальных классов: педагогический вуз: дис. ... канд. псих. наук / С.Н. Чаткина. - Тамбов, 2009. - 207 с.

12. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка одаренных детей: здоровье и способности / Б.П. Яковлев // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2017. - Том 3. - № 2. - С. 61-71.

ces:

Access

mode:

[Electronic resource]. -http://www.consultant.ru

8. Lukyanova M.I. The development of psychological and pedagogical competence of a teacher: dis. ... cand. ped. sciences / M.I. Lukyanova. - M., 1996. - 196 p.

9. Rubtsov V.V. Psychological and pedagogical training of teachers for the "New School" / V.V. Rubtsov // Psychological science and education. - 2010. - № 1. - S. 5-12.

10. Skripova N.E. Ensuring readiness of primary school teachers to work in the conditions of the federal state educational standard / N.E. Skripova [et al.] // Scientific support of a system for advanced training of personnel. -2011. - № 1 (6). - S. 107-112.

11. Chatkina S.N. Formation of the psychological competence of the future primary school teacher: pedagogical university: dis. ... cand. crazy. sciences / S.N. Chatkin. - Tambov, 2009. - 207 p.

12. Yakovlev B.P. Mental load of gifted children: health and abilities / B.P. Yakovlev // Scientific Result. Pedagogy and psychology of education. - 2017. - Volume 3. - № 2. - P. 61-71.

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.