Н. Е. Скрипова. Принципы развития ценностной ориентации учащихся...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.034+37.047
DOI: 10.23951/1609-624X^017-5-83-86
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ
Н. Е. Скрипова
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,
Челябинск
Обосновываются понятия «рабочие профессии», «ценности», «ценностная ориентация на рабочие профессии». Акцентируется внимание, что изучение принципов развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии необходимо с целью проектирования образовательных программ и внедрения их в практику общеобразовательных организаций. Описываются принципы развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии, которые сформулированы для школьных уровней образования.
Ключевые слова: учащиеся, общее образование, рабочие профессии, ценности, ориентация, ценностная ориентация, развитие, принципы.
Изучение принципов развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии необходимо с целью проектирования и внедрения образовательных программ в практику школ и целенаправленного влияния на их развитие на разных уровнях общего образования. Важно при этом понимать и учитывать причинно-следственные связи, которые складываются между осуществляемым педагогическим воздействием на учащихся и результатами, обнаружившимися в зоне развития ценностной ориентации на рабочие профессии. Поэтому в данной статье представлены принципы, знание и учет которых позволят сделать изучаемый процесс управляемым.
Исследовав дефиницию «рабочие профессии» [1-3], можно сделать вывод, что «рабочие профессии представляют собой особый вид трудовой активности человека, посредством которой осуществляется сочетание и комбинирование трудовых операций, характеризующихся сохранением значительной доли физических усилий, включенностью в производительный процесс, а также обладающих доминантами наемного труда и высокой меры подчиненности субъектов их осуществления организаторам производства» [4].
Далее естественно возникает вопрос, что само по себе феноменальное пространство «рабочие профессии» аккумулировано множеством ценностей [5-7], которые образуют в своем единстве пространство трудовой активности и при этом обладают регулирующим началом, несут в себе четко очерченные представления о благах, имеющих устойчиво существенный характер для чело-
века, обладают способностью возмещать материальные и нематериальные потребности личности [8-10]. Принципы развития ценностной ориентации на рабочие профессии раскрывают правила, которых целесообразно придерживаться при организации образовательной деятельности. Ниже дана характеристика принципов [4].
Первая группа принципов. Принцип сотрудничества младших школьников и взрослых в различных видах урочной, внеурочной и трудовой деятельности. Данный принцип предполагает «вхождение» младших школьников в систему отношений сотрудничества в основном путем подражания взрослым и копирования способов их деятельности. Умение же взрослых поддержать стремление детей начальной школы участвовать в совместной деятельности достаточно важно с позиции формирования у младших школьников интереса и уважительного отношения к любому труду.
Принцип стимулирования самостоятельности школьников при выполнении учебных поручений и заданий. Данный принцип позволяет выработать у школьников начальной школы волевые усилия для решения задач учебной и трудовой деятельности.
Принцип создания ситуации успеха при выполнении младшими школьниками учебных поручений и обязанностей. Обозначенный выше принцип направлен на сочетание условий, при которых создается и появляется возможность достижения существенных результатов обучающимися.
Принцип обогащения деятельности учащимися начальной школы нравственно-ценностными смыслами. Принцип насыщения образовательной дея-
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 5 (182)
тельности учащихся положительными эмоциями. В данном случае акцентируется внимание на роли взрослых в такой организации деятельности младших школьников, которая была бы насыщена положительными эмоциями.
Вторая группа принципов рассматривается для учащихся основного общего образования. Принцип свободного выбора подростками содержания и форм общественно полезной коллективной деятельности. Основывается данное положение на том, что общественно полезная коллективная деятельность воплощает в себе возможности дальнейшего развития способов общения подростков с взрослыми и сверстниками. Стремление принести обществу пользу будет сказываться на более глубоком осмыслении подростками ценностей рабочих профессий.
Принцип творческой направленности полезной коллективной деятельности подростков. В данном случае могут присутствовать многообразные формы общественно полезной коллективной деятельности подростков. Учитывая психологические особенности данного возрастного этапа, необходимо отметить, что в ней должны присутствовать условия для проявлении ими своих творческих начал. Творческая направленность способствует материализации желания подростков к самопознанию.
Принцип развития социальной позиции подростков в трудовой деятельности. В данном случае подразумевается включение подростков в трудовую деятельность в различных социальных ролях. По сути, данный принцип провозглашает тезис о том, что трудовая деятельность «нормирует» поведение детей, способствует выработке у них ориентированных социальных норм: взаимной поддержки и выручки, товарищества.
Принцип актуализации общественной ценности, осуществляемой учащимися трудовой деятельности, основывается на том, что взрослые должны систематически вовлекать подростков в трудовую деятельность, содержание которой позволяет подросткам обнаружить в ней общественную пользу.
Принцип содействия становлению «культуры самовыражения» подростков. В данном случае предполагается поиск эффективных педагогических решений, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся в самовыражении посредством актуализации их умений презентовать себя, конструировать оптимальные пути выхода из
проблемных ситуаций; перспективным представляется осуществлять содействие становлению «культуры самовыражения» подростков с использованием методов моделирования с конкретными объектами рабочих профессий.
Третья группа принципов рассматривается для учащихся старших классов. Принцип учета субъектного опыта старшеклассников в расширении их теоретических познаний о рабочих профессиях. Обеспечение единства теоретических знаний и субъектного опыта позволяет учащимся старших классов обнаружить в ценностях рабочих профессий более глубокий смысл, расширить «золотой запас» значений и смыслов.
Принцип социальной активности старшеклассников в векторе популяризации ценностей рабочих профессий. Проявляется данный принцип в появлении у старшеклассников желания повлиять на искаженные представления нашего общества о рабочих профессиях.
Принцип поддержки старшеклассников в построении планов предстоящей жизни после окончания школы. Ценностные «образцы» значимых других людей могут стать основанием для становления у старшеклассников собственных ценностных систем.
Принцип ведущей роли обучающихся в осуществлении неформального общения со сверстниками и взрослыми. Позволяет увидеть в лице значимых взрослых, а также сверстников помощников (консультантов) в контексте осмысления опыта окружающих, в том числе и носителей рабочих профессий.
Принцип принятия старшеклассниками себя как самоценности. Предполагается во всех формах и видах образовательной деятельности приобщение старшеклассников к миру ценностей рабочих профессий. В различных видах урочной, внеурочной и внешкольной деятельности важно обеспечивать своего рода консолидацию духовных и физических сил старшеклассников для обеспечения свободного выхода во взрослую жизнь.
Таким образом, в статье описаны принципы развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии. В основу проектирования принципов положены знания возрастных особенностей младших школьников, подростков и старшеклассников.
Список литературы
1. Александрова Т. Л. Экономическое поведение и профессия: Методология исследования: дис. ... д-ра соц. наук. Екатеринбург, 2000. 259 с.
2. Кормакова В. Н. Модель педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: www.science-education.ru/111-9877 (дата обращения: 11.01.2014).
3. Скрипова Н. Е. Феноменологические основания понятия «рабочие профессии» // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2014. № 8. С. 125-133.
Н. Е. Скрипова. Принципы развития ценностной ориентации учащихся.
4. Скрипова Н. Е. Психолого-педагогические детерминанты ориентации школьников на рабочие профессии. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. 221 с.
5. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44.
6. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург: Изд-во Уральской гос. юрид. академии, 1996. С. 193-224.
7. Скрипова Н. Е. Ценность рабочей профессии как социальной доминанты // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/no8.html (дата обращения: 24.11.2012).
8. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188 с.
9. Скрипова Н. Е. Ценностная ориентация школьников на рабочие профессии как совокупность личностных ценностей // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 159-161.
10. Харченко А. В. Формирование личности педагога в условиях глобализации системы образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 3 (24). С. 63-69.
Скрипова Надежда Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ул. Худякова, 20, Челябинск, Россия, 454080). E-mail: nscripova@ mail.ru
Материал поступил в редакцию 10.02.2017.
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-83-86
PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF VALUABLE ORIENTATION OF STUDENTS' VALUABLE ORIENTATION TO WORKING PROFESSIONS
N. E. Skripova
Chelyabinsk Institute of Retraining and Professional Development of Educators, Chelyabinsk, Russian Federation
Substantiates the concepts of "working skills", "values", "value orientation to working professions", "development of students' value orientation to working professions", "principles of development of studentes' value orientation to working professions". The focus is that the study of the principles of development of value orientation of students to the working profession is necessary for the design, implementation in practice of educational institutions educational programs and have an influence on its development in the initial general, basic general and secondary general education. In this case, the educational programs include basic educational programs of general education; working programs of subjects, courses, including courses, extracurricular activities; the program of spiritually-moral development, education trained while receiving the initial general education; the program of education and socialization of students in obtaining the basic general education; the program of education, socialization and vocational guidance of students in obtaining secondary education. It is important to understand and take into account the causal relationships, which are composed between the realization of the pedagogical impact on students and results, evidenced in the development of valuable orientations of workers to the profession. Therefore, in this article, we will determine principles and knowledge which will make the studying process manageable. Describe the principles of development of value orientation of school students to working professions that are formulated for the students of primary general, basic general and secondary general education.
Key words: students, general education, working profession, values, attitude, value orientation, development, principles.
References
1. Aleksandrova T. L. Ekonomicheskoye povedeniye i professiya: Metodologiya issledovaniya. Dis.... dokt. sots. nauk [Economic behavior and profession: Methodology of research. Dis. doct. soc. sci.]. Ekaterinburg, 2000. 259 p. (in Russian).
2. Kormakova V. N. Model' pedagogicheskogo soprovozhdeniya samoopredeleniya starsheklassnikov v sfere rabochikh professiy [The model of pedagogical support of self-determination of senior pupils in sphere of working trades]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanya - Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 5 (in Russian). URL: www.science-education.ru/111-9877 (accessed: 11.01.2014).
3. Skripova N. E. Fenomenologicheskiye osnovaniya ponyatiya «rabochiye professii» [The phenomenological foundation of the concept of «working professions»]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2014, no. 8, pp. 125-133 (in Russian).
4. Skripova N. E. Psikhologo-pedagogicheskiye determinanty orientatsii shkol'nikov na rabochiye professii [Psycho-pedagogical determination of the orientation of pupils into the working profession]. Chelyabinsk, Poligraf-Master Publ., 2015. 221 p. (in Russian).
Вестник ^m (TSPUBulletin). 2017. 5 (182)
5. Leont'ev D. A. Ot sotsial'nykh tsennostey k lichnostnym: sotsiogenez i fenomenologiya tsennostnoy regulyatsii deyatel'nosti (stat'ya pervaya) [From social values to individuals: sociological Genesis and phenomenology of value regulation activities (first article)]. Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 14. Psihologiya - The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 1996, no. 4. pp. 35-44 (in Russian).
6. Plotnikov V. I. Tsennostnyy mir cheloveka i ego sud'ba [Value-based world of man and his destiny]. Dvenadtsat'lektsiypo filosofii[Twelve lectures in philosophy]. Ekaterinburg, Urals State Law Academy Publ., 1996. Pp. 193-224 (in Russian).
7. Skripova N. E. Tsennost' rabochey professii kak sotsial'noy dominanty [The value of the working profession as a social dominant]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronny nauchnyy zhurnal) - Modern Research of Social Problems, 2012 (in Russian). URL : http://sisp. nkras.ru/e-ru/issues/2012/no8.html (accessed: 24.11.2012).
8. Kir'yakova A. V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey [The theory of personal orientation in the world values]. Orenburg, 1996. 188 p. (in Russian).
9. Skripova N. E. Tsennostnaya orientatsiya shkol'nikov na rabochiye professii kak sovokupnost' lichnostnykh tsennostey [Value orientation of students into the working profession as a set of personal values]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - World of science, culture and education, 2014, no. 1 (44), pp. 159-161 (in Russian).
10. Kharchenko A. V. Formirovaniye lichnosti pedagoga v usloviyakh globalizatsii sistemy obrazovaniya [The formation of teacher's personality in conditions globalization of the education system]. Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov - Scientific provision of the system of professional development of personnel, 2015, no. 3(24), pp. 63-69 (in Russian).
Skripova N. E., Chelyabinsk Institute of Retraining and Professional Development of Educators (ul. Khudyakova, 20, Chelyabinsk, Russian Federation, 454080). E-mail: [email protected]