С^ ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^D
ПЕТРОВ А.Я.,
доктор юридических наук, профессор НИУ - ВШЭ, АТиСО, Почетный работник высшего профессионального образования России
e-mail: mail@law-books.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРАВО В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ (1918-1927 ГГ.)
Аннотация. В статье рассматриваются основные (принципиальные) вопросы становления и развития в России и СССР профессионального обучения и его правового регулирования.
Ключевые слова: профессиональное обучение, ученичество, ученики, профессионально-техническая повинность, школы фабрично-заводского ученичества.
PETROVA. Ya.,
Doctor of Law, Professor of the HSE, Honorary worker of higher professional education of Russia
VOCATIONAL TRAINING AND THE LAW IN SOVIET HISTORY
(1918 - 1927)
Annotation. The article deals with the main (fundamental) issues of formation and development of professional training and its legal regulation in Russia and the USSR.
Key words: vocational training, apprenticeship, pupils, vocational duty, schools of factory apprenticeship.
Правовое регулирование профессионального обучения существенно изменилось с образованием Советского государства. В науке советского трудового права выделялись четыре основных этапа в развитии норм, регулирующих подготовку рабочих: 1) возникновение и формирование правовых норм института ученичества (1917—1921 гг.); 2) развитие законодательства о производственном обучении в период восстановления народного хозяйства и строительства социализма (1922—1936 гг.); 3) правовое регулирование подготовки рабочих в период социализма (1937—1959 гг.); 4) правовое регулирование подготовки рабочих на современном этапе (с 1960 г.) [1].
В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Советами была поставлена задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование (ст. 17 Конституции РСФСР 1918 г.).
Декретом ВЦИК от 16 октября 1918 г. «О Единой Трудовой Школе Российской Социали-
стической Федеративной Советской Республики (Положение)» [2] упразднялось разделение школ на начальные, гимназии, реальные училища, ремесленные, технические, коммерческие училища и все другие виды низших и средних школ. Основой школьной жизни должен был служить производительный общественно-необходимый труд.
Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ) 1918 г. не содержал норм о профессиональном образовании и обучении, в том числе об ученичестве.
Декрет СНК РСФСР от 17 июня 1920 г. «Общее положение о тарифе (Правила об условиях найма и оплаты труда рабочих и служащих всех предприятий, учреждений и хозяйств в РСФСР)» [3] установил обязательные испытания для учащихся системы производственно-технического обучения, закончивших в установленный срок изучение той или иной специальности, причем ученикам предоставлялось право подвергнуться испытанию и до истечения установленного срока ученичества.
Первым нормативным правовым актом (далее - НПА), регулирующим профессиональ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
ное обучение, явился Декрет СНК РСФСР от 29 июля 1920 г. «Об учебной профессионально-технической повинности» [4].
В целях ликвидации технической безграмотности, а также ввиду острой нужды в квалифицированной рабочей силе, переживаемой нашей промышленностью, и необходимости скорейшего восполнения рядов квалифицированных работников-специалистов в данном НПА предусматривалось, что:
1) все рабочие в возрасте от 18 до 40 лет объявляются подлежащими учебной профессионально-технической повинности.
По требованию Главного комитета по профессионально-техническому образованию (Гла-впрофобра) и его органов Главный комитет по проведению всеобщей трудовой повинности предоставляет в их распоряжение для обучения потребное количество лиц из других слоев населения;
2) в тех предприятиях, где не организованы фабрично-заводские школы для подростков-учеников, учебная повинность распространяется на лиц с 14-летнего возраста;
3) от учебной повинности могут быть освобождены только лица, имеющие подготовку в объеме не ниже бывших ремесленных училищ или же обучающиеся в технических учебных заведениях (вечерних техникумах, рабочих факультетах и пр.);
4) рабочие в возрасте старше 40 лет в случае изъявления ими желания также могут быть откомандированы на курсы на обучение;
5) все подлежащие обучению рабочие обязаны пройти заводские или заменяющие их вечерние краткосрочные курсы в порядке очередей, устанавливаемых заводоуправлениями по соглашению с Профессиональным союзом.
Занятия на краткосрочных курсах происходят в вечернее время, причем, общее число часов занятий не должно быть менее 18 час. в неделю.
В тех отраслях промышленности, где имеются временно приостановленные предприятия или же предприятия с сокращенным рабочим днем или неделей, необходимо ввести обязательные дневные занятия на курсах с увеличением количества часов занятий:
1) для предприятий, временно приостановленных — 6 часов;
2) для предприятий с сокращенным рабочим временем — в зависимости от сокращения работы по соглашению с Подотделом профессионально-технического образования, с соответствующим органом хозяйственного управления и Профессиональным союзом.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
Рабочий день лица, обучающегося на курсах, сокращается до 6 час. Для подростков до 18 лет ежедневное число часов занятий на курсах не должно быть меньше 4 с сокращением для них рабочего времени до 4 час..
Рабочие, обучающиеся на курсах в порядке учебной повинности, сохраняли свой полный заработок в порядке, определяемом особой инструкцией, разрабатываемой ВЦСПС совместно с Главпрофобра.
Рабочие, фактически обучающиеся в порядке повинности, в течение всего времени пребывания на курсах не могли быть ни переводимы органами Главного Комитета по проведению всеобщей трудовой повинности, ни привлекаемы к выполнению трудовой повинности всех видов.
На организации хозяйственного управления и фабрично-заводские комитеты возлагалась обязанность иметь наблюдение за ходом и успешностью занятий на курсах. Вся работа краткосрочных курсов проходила под непосредственным контролем местных отделений союзов и Главпрофобра при содействии органов Главного комитета по проведению всеобщей трудовой повинности.
Нарушения учебной дисциплины и повинности рассматривалось как уклонения от трудовой повинности, а непосещение курсов — как прогул на работе и соответствующим образом каралось.
Порядок проведения учебной профессионально-технической повинности определялся особыми положениями и инструкциями, издаваемыми Главпрофобром по соглашению с Президиумом ВЦСПС и Главным Комитетом по проведению всеобщей трудовой повинности [5].
Итак, Декрет СНК РСФСР от 29 июля 1920 г., как и КЗоТ 1918 г., договор об ученичестве не предусматривал. В этот период утвердился взгляд на ученичество как на источник плановой подготовки рабочих, отражая официальную точку зрения о подростках как «резерве рабочей силы», из которого правительство должно покрывать свои потребности в квалифицированных рабочих.
В 1920-х годах вводится производственное ученичество как форма производственного образования и воспитания.
В постановлении НКТ РСФСР от 24 декабря 1920 г. «О труде учащихся подростков» [6] отмечалась необходимость сочетания образования с выполнением трудовой функции.
В 1921 г. НКТ был разработан проект «Временных правил об ученичестве в кустарных и ремесленных учреждениях». Однако данный проект не был принят [7]. В 1920—1930-е гг.
школы фабрично-заводского ученичества, которые создавались непосредственно при предприятиях, стали основной организационной формой профессионального обучения [8].
В КЗоТ 1922 г. впервые в истории трудового права была закреплена гл. XII «Об ученичестве», но не предусматривались нормы об ученическом договоре при регулировании отношений по профессиональному обучению между предприятием и учеником.
Ученики определялись как лица, состоящие в школах ученичества, учебных бригадах и мастерских, а также проходящие индивидуальное обучение в процессе производства, под руководством квалифицированных рабочих.
Срок ученичества устанавливался Народным комиссариатом труда (НКТ) по соглашению с ВЦСПС и Народным комиссариатом просвещения (Наркомпрос), по отдельным профессиям, но не свыше 4 лет для наиболее высокой квалификации.
Количество учеников, устанавливаемое при заключении коллективного договора, а равно и в случае отсутствия такового, должно было не ниже норм, устанавливаемых НКТ по соглашению с ВЦСПС и центральными хозяйственными органами, для данной отрасли промышленности.
Ученики не должны были отвлекаться ни на какие, не относящиеся к изучению их специальности, работы.
На предприятия возлагалась обязанность проведения необходимых мероприятий для правильной постановки обучения подростков.
Ученики, закончившие в установленный срок изучение той или иной специальности, подвергались испытанию. Им предоставлялось право подвергаться испытанию и до окончания установленного срока ученичества.
Народному комиссариату труда предоставлялось право издавать обязательные постановления о нормах и правилах ученичества. Контроль и наблюдение за правильной постановкой ученичества возлагался на органы НКТ (ст. 121 —128). Декрет СНК РСФСР от 3 апреля 1923 г. «Об утверждении перечней постановлений Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров, Совета Рабочей и Крестьянской Обороны и Совета Труда и Обороны, изданных до введения в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. (до 15 ноября 1922 г.), сохраняющих силу, а также утративших ее при введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р., изд. 1922 года» [9].
В связи с принятием КЗоТ 1922 г. учебная профессионально-техническая повинность была отменена [10].
В постановлении НКТ РСФСР и ВЦСПС от 19 июня 1923 г. «О труде малолетних от 14-ти до 16-ти лет» [11] предусматривалось, что малолетних на обучение следовало брать из числа круглых сирот, единственных кормильцев семьи и особо материально нуждающихся
Заметной вехой в истории правового регулирования профессионального обучения явился Декрет СНК РСФСР от 7 апреля 1925 г., которым было утверждено Положение о школах рабочих подростков [12].
Согласно данному Положению, в этих школах подготовка квалифицированных рабочих проводилась одновременно с практикой на производстве. Профессиональное ориентирование детей было необходимо для того, чтобы по окончании учебы их можно было направить в те сферы производства, где существовала нехватка рабочей силы и, соответственно, были вакансии.
Школы рабочих подростков имели своей целью подготовку квалифицированных рабочих, необходимых для пополнения квалифицированной рабочей силы и для поднятия промышленности на высшую ступень.
Школы должны были дать подросткам, занятым в производстве:
а) практические навыки в данной производственной деятельности,
б) специальные и общеобразовательные знания, а также
в) общественно-политические знания и навыки, необходимые для сознательного участия квалифицированного рабочего в социалистическом строительстве.
В зависимости от потребности отдельных отраслей производства, школы рабочих подростков подразделялись на:
1) школы фабрично-заводского ученичества, подготовляющие квалифицированную рабочую силу по специальности;
2) школы при производстве в отраслях промышленности, не требующие сложных производственных навыков, и в подсобных работах.
Вместе с тем, школа-фабрика являлась особой разновидностью школы фабрично-заводского ученичества, существование которой определялось особым Положением.
Особенности каждого типа школ по специальности закреплялись положениями, инструкциями и уставами, составленными на основе данного Положения по отдельным отраслям промышленности и утверждаемыми Главпро-фобра по соглашению с профессиональными союзами и центральными управлениями соответствующих хозяйственных органов.
Школы рабочих подростков открывались и закрывались с разрешения губернского коми-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
тета профессионально-технического образования или Главпрофобра по принадлежности, в непосредственном ведении которых они состояли, по соглашению с хозяйственными органами и профессиональными союзами.
Школы фабрично-заводского ученичества содержались на средства предприятий.
Курс обучения в школах рабочих подростков устанавливался по соглашению с ВЦСПС и ВСНХ, в зависимости от ее специальности, четырех- или трехлетний.
Объем преподаваемых в школах рабочих подростков учебных предметов определялся учебными планами и программами, разрабатываемыми Главным комитетом профессионально-технического образования при участии профессиональных союзов и хозяйственных органов.
В зависимости от специальности и местных условий, отдельные школы рабочих подростков могли вырабатывать на основе нормальных учебных планов и программ свои планы и программы, утверждаемые губернским комитетом профессионально-технического образования или Главпрофобра по принадлежности.
Продолжительность учебных занятий и каникулярного времени устанавливались на основе КЗоТ и издаваемых в развитие его инструкций, а также распоряжений Главпро-фобра.
На первое отделение школы рабочих подростков принимались в порядке особых правил, издаваемых Главпрофобра по соглашению с ВСНХ, НКТ и ВЦСПС, подростки не моложе 14 лет и не старше 16 лет. Указанная норма представляет интерес для современного законодательного регулирования профессионального обучения персонала организации (прежде всего, для возможного ее использования в гл. 32 ТК РФ).
Учащиеся, выполнившие все требования учебного плана как в теоретической, так и практической части его, получали об этом соответствующие свидетельства от совета школы по форме, установленной Главпрофобра.
Учащиеся, не выполнившие учебный план, по постановлению совета школы по соглашению с расценочно-конфликтной комиссией завода и с утверждением губернского комитета профессионально-технического образования (Главного комитета профессионально-технического образования) увольнялись из предприятия и из школы, причем к увольняемым должна была применена ст. 88 КЗоТ РСФСР (1922 г.).
Состоящие в предприятиях подростки работали в производстве не свыше четырех часов ежедневно на первом и втором годах обучения и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
не свыше шести часов в день на третьем и четвертом годах обучения, причем оплата труда учеников производилась по нормам, установленным НКТ.
Декретом СНК РСФСР от 31 июля 1925 г. «О порядке организации школ ученичества (фабрично-заводского, сельско-хозяйственного и конторско-торгового) при предприятиях и учреждениях, находящихся в ведении народных комиссариатов и кооперативных центров»
[13] было установлено, что все школы ученичества (фабрично-заводского, сельско-хозяйствен-ного и конторско-торгового), организуемые при предприятиях и учреждениях, находящихся в ведении ведомств или кооперации, или лиц, занятых в производстве, содержались за счет предприятий и учреждений, на основе особых инструкций.
На тех предприятиях, на которых по тем или иным причинам было невозможно организовать школу ФЗУ, профессиональное обучение осуществлялось в форме бригадного ученичества
[14].
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 октября 1926 г. «Об основных положениях об ученичестве у кустарей, ремесленников, в промысловой кооперации и трудовых артелях» [15] ЦИК союзных республик было предложено издать правила об ученичестве в промысловой кооперации, трудовых артелях, а также у кустарей и ремесленников, работающих единолично. При этом обучение должно было производиться на основании письменного договора между принимающим и учеником, которым предусматривались такие условия, как предмет и срок обучения, обязанности принимающего, обязанности ученика и др. НПА устанавливал ежедневную продолжительность рабочего времени ученика моложе 16 лет — 6 час.
Во исполнение указанного НПА постановлением СНК РСФСР от 20 января 1927 г. были утверждены Правила об ученичестве у кустарей и ремесленников, а также в промысловой кооперации и в трудовых артелях [16].
Правила распространялись на учеников, не являющихся членами семьи или иждивенцами кустарей и ремесленников, и на учеников трудовых артелей, если они не являлись ее членами.
В ученики можно было поступить с 14 до 18 лет, но в сельских местностях разрешалось идти в ученики на легкие работы с 12 лет. На ряд профессий, особо вредных и опасных для здоровья, установленных НКТ РСФСР, не принимались ученики моложе 16 лет.
Срок ученичества устанавливался до четырех лет. Для восемнадцатилетних срок обучения должен был закончиться до 20 лет.
На одного обучающего не могло быть больше двух учеников. В артели число учеников не могло превышать общего числа работающих.
Прием учеников осуществлялось на основании добровольного письменного соглашения между артелью, членом артели, кустарем или ремесленником и учеником. От имени ученика могли выступать другие лица или организации.
В договоре указывались: профессия, которой будут обучать ученика, срок обучения, продолжительность рабочего времени и отдыха, размер, виды, сроки и порядок выдачи вознаграждения, день отдыха на неделе или особые дни отдыха, продолжительность и порядок использования отпуска, другие условия. Условия договора, ухудшающие положение ученика, являлись недействительными.
Копия письменного соглашения в течение двух недель со дня приема ученика передавалось в городах инспектору труда, а в сельской местности — сельскому совету. При обнаружении в соглашении ухудшающих условий для ученика инспектор по труду (сельский совет) в течение месяца предлагал сторонам внести необходимые изменения.
Правила предусматривали случаи, когда ученик может быть уволен с выплатой выходного пособия и без. Например, без предупреждения и выходного пособия ученика могли уволить при его болезни, продолжительностью более двух месяцев непрерывно или четырех месяцев с перерывами в течение года. Ученик вправе был оставить свою работу с получением выходного пособия в случае нарушения обучающей стороной условий договора, ухудшения условий труда или грубого обращения обучающего с учеником. Нормы о содержании ученического договора и праве ученика оставить свою работу с получением выходного пособия в указанных случаях представляет теоретический и практический интерес и в современный период.
При увольнении ученика ему выплачивалась часть стоимости причитающейся к выдаче обуви и одежды, если по соглашению предприятие обязалось выдать ее ученику. При уходе ученика артель, член артели, кустарь или ремесленник должны были выдать ему удостоверение с указанием срока пройденного обучения.
Правила разрешали частично привлекать учеников к работам, не относящимся непосредственно к обучению.
Продолжительность рабочего времени ученика устанавливалось соглашением, но не могла превышать 8 час. для лиц старше 18 лет (в городах) и старше 16 лет (в сельской местности). По 6 час. в день для лиц моложе 18 лет (в городах) и моложе 16 лет (в сельской местности). По пись-
менному соглашению рабочий день мог удлиняться, но не более чем 15 час. в месяц.
Размер вознаграждения ученика должен был увеличиваться по мере прохождения обучения. В течение первого полугодия допускалось обучение за счет предоставления жилья и питания. Со второго года обучения оплата труда, включающая денежные и натуральные выплаты (питание, одежда и др.), не могли быть ниже установленного государственного минимума.
Выплаты осуществлялись не реже 1 раза в месяц. По соглашению часть заработной платы могла вноситься на имя ученика в сберегательную кассу.
На ученика нельзя было налагать денежные штрафы. Правила обязывали предприятия страховать учеников.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 января 1927 г. «О взимании платы в учебных и воспитательных учреждениях» [17] закреплялись нормы о том, что:
1) требование платы за обучение не допускается в низших профессиональных школах, в школах рабочих подростков, к которым относились школы фабрично-заводского и контор-ско-торгового ученичества, и в учебно-показательных и кустарных мастерских, а также профессиональных курсах для рабочих при предприятиях;
2) плата за обучение устанавливалась в зависимости от категории населения (рабочие, служащие, крестьяне, ремесленники и т.д.), от места и вида обучения (в высших учебных заведениях, в техникумах, в школьных учреждениях социального воспитания, городских дошкольных учреждениях и др.).
Кроме того, данным НПА определялись категории населения, освобождающиеся от платы за обучение.
Список литературы:
[1] Дрожжин В.А. Правовое регулирование подготовки рабочих кадров на производстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Л., 1970.
[2] СУ РСФСР. - 1918. - № 74. - Ст. 812. НПА утратил силу в связи с изданием постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 25 января 1928 г.
[3] СУ РСФСР. - 1920. - № 61-62. - Ст. 276. НПА утратил силу в связи с изданием Декрета СНК РСФСР от 3 апреля 1923 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru
[4] СУ РСФСР. - 1920. - № 70. - Ст. 325. НПА утратил силу в связи с изданием Декрета СНК РСФСР от 3 апреля 1923 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
[5] СУ РСФСР. - 1920. - № 70. - Ст. 325.
[6] СУ РСФСР. - 1920. - № 99. - Ст. 534. НПА утратил силу в связи с изданием постановления Совмина РСФСР от 31 мая 1973 г. № 290 / / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru
[7] Горшенин М. Фабричное законодательство в царской России // Сов. юстиция. - 1939. -№ 11. - С. 23.
[8] Занданов И. В. Ученический договор как форма профессиональной подготовки и переподготовки работников: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - С. 88.
[9] СУ РСФСР. - 1922. - № 70. - Ст. 903.
[10] СУ РСФСР. - 1923. - № 34-35. - Ст. 376.
[11] СУ РСФСР. - 1923. - № 57. - Ст. 560. НПА утратил силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 893 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru
[12] СУ РСФСР. - 1925. - № 22. - Ст. 162. НПА утратил силу в связи с изданием Постановления СНК РСФСР от 25 мая 1934 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru
[13] СУ РСФСР. - 1925. - № 56. - Ст. 433. НПА утратил силу в связи с изданием Постановления СНК РСФСР от 25 мая 1934 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru
[14] Циркуляр ВСНХ СССР и ВЦСПС от 16 января 1925 г. // Известия НКТ СССР. - 1925. -№ 6.
[15] СЗ СССР. - 1926. - № 71. - Ст. 543. НПА утратил силу в связи с изданием Постановления ЦИК СССР № 72, СНК СССР № 1374 от 17 июля 1933 г.
[16] СУ РСФСР. - 1927. - № 22. - Ст. 144. НПА утратил силу в связи с изданием Постановления Совета Министров РСФСР от 19 февраля 1970 г. № 114 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www. pravo.gov.ru
[17] СУ РСФСР. - 1927. - № 13. - Ст. 88. НПА утратил силу в связи с изданием Постановления Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1946 г. № 838 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www. pravo.gov.ru
Spisok literatury:
[1] Drozhzhin V.A. Pravovoe regulirovanie podgotovki rabochih kadrov na proizvodstve: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - L., 1970.
[2] SU RSFSR. - 1918. - № 74. - St. 812. NPA utratil silu v svyazi s izdaniem postanovleniya VCIK, SNK RSFSR ot 25 yanvarya 1928 g.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
[3] SU RSFSR. - 1920. - № 61-62. - St. 276. NPA utratil silu v svyazi s izdaniem Dekreta SNK RSFSR ot 3 aprelya 1923 g. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: www.pravo. gov.ru
[4] SU RSFSR. - 1920. - № 70. - St. 325. NPA utratil silu v svyazi s izdaniem Dekreta SNK RSFSR ot 3 aprelya 1923 g. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: www.pravo. gov.ru
[5] SU RSFSR. - 1920. - № 70. - St. 325.
[6] SU RSFSR. - 1920. - № 99. - St. 534. NPA utratil silu v svyazi s izdaniem postanovleniya Sovmina RSFSR ot 31 maya 1973 g. № 290 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: www.pravo.gov.ru
[7] Gorshenin M. Fabrichnoe zakonod-atel'stvo v carskoj Rossii // Sov. yusticiya. - 1939.
- № 11. - S. 23.
[8] Zandanov I. V. Uchenicheskij dogovor kak forma professional'noj podgotovki i perepodg-otovki rabotnikov: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2011. - S.88.
[9] SU RSFSR. - 1922. - № 70. - St. 903.
[10] SU RSFSR. - 1923. - № 34-35. - St. 376.
[11] SU RSFSR. - 1923. - № 57. - St. 560. NPA utratil silu v svyazi s izdaniem prikaza Min-zdravsocrazvitiya Rossii ot 12 noyabrya 2009 g. № 893 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: www.pravo.gov.ru
[12] SU RSFSR. - 1925. - № 22. - St. 162. NPA utratil silu v svyazi s izdaniem Postanov-leniya SNK RSFSR ot 25 maya 1934 g. // Ofi-cial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: www.pravo.gov.ru
[13] SU RSFSR. - 1925. - № 56. - St. 433. NPA utratil silu v svyazi s izdaniem Postanov-leniya SNK RSFSR ot 25 maya 1934 g. // Ofi-cial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: www.pravo.gov.ru
[14] Cirkulyar VSNH SSSR i VCSPS ot 16 yanvarya 1925 g. // Izvestiya NKT SSSR. - 1925.
- № 6.
[15] SZ SSSR. - 1926. - № 71. - St. 543. NPA utratil silu v svyazi s izdaniem Postanovleniya CIK SSSR № 72, SNK SSSR № 1374 ot 17 iyulya 1933 g.
[16] SU RSFSR. - 1927. - № 22. - St. 144. NPA utratil silu v svyazi s izdaniem Postanov-leniya Soveta Ministrov RSFSR ot 19 fevralya 1970 g. № 114 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: www.pravo.gov.ru
[17] SU RSFSR. - 1927. - № 13. - St. 88. NPA utratil silu v svyazi s izdaniem Postanovleniya Soveta Ministrov RSFSR ot 29 dekabrya 1946 g. № 838 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: www.pravo.gov.ru