DOI 10.24411/2076-1503-2020-10557 ПЕТРОВ А.Я.,
профессор НИУ «Высшая школа экономики», Академии труда и социальных отношений, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, e-mail: alexey.petrov@yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРАВО В СССР (В 30-Х - 60-Х ГГ. ХХ ВЕКА)
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы развития в Советском Союзе профессионального обучения и его правового регулирования в 30-60-е годы ХХ столетия. Конституция СССР 1936 г. предусмотрела систему образования в стране, составным элементом которого явилось профессиональное образование и профессиональное обучение трудящихся.
Ключевые слова: профессиональное обучение, ученичество, ученики, подготовка квалифицированных рабочих, школы фабрично-заводского обучения, индивидуальное и бригадное обучение, повышение квалификации.
A.YA. PETROV,
Professor at the Higher School of Economics, Academy of Labor and social relations, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor
VOCATIONAL TRAINING AND LAW IN THE USSR (IN THE 30S - 60S OF THE TWENTIETH CENTURY)
Annotation. The article considers topical issues of development in the Soviet Union of vocational training and its legal regulation in the 30s and 60s of the twentieth century. The 1936 Constitution of the USSR provided for a system of education in the country, the constituent element of which was industrial education and vocational training of workers.
Key words: vocational training, apprenticeships, apprentices, training of qualified workers, factory training schools, individual and team training, advanced training.
Важнейшей вехой в истории правового регулирования профессионального образования и профессионального обучения была Конституция СССР 1936 г., которая закрепила право на образование. Согласно ст. 121 Основного Закона это право обеспечивалось всеобщим обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.
Итак, Конституция СССР 1936 г. предусмотрела систему образования в стране, составным элементом которого явилось профессиональное
образование и профессиональное обучение трудящихся.
Во второй половине 1930-х гг. наблюдается общее снижение количества школ фабрично-заводского ученичества и к 1940 г. они уже не обеспечивали потребности народного хозяйства в рабочих1. Возникла необходимость реформирования системы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах СССР»2 государство переходит к созданию общегосударственной
1 См.: Веселов А. П. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР М., 1955. С. 191—192.
2 Ведомости ВС СССР 1940. № 37. Указ утратил силу с 1 января 1974 г в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1973 г № 5205^Ш.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
системы подготовки квалифицированных рабочих.
В целях подготовки квалифицированных рабочих для отраслей промышленности и транспорта были созданы ремесленные и железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения (за школами фабрично-заводского обучения (ФЗО) оставалась функция подготовки рабочих массовых профессий, устанавливался шестимесячный срок обучения).
Школы ФЗО создавались как низший тип профессионально-технической школы (существовали до 1963 г.). При этом учебные отношения в школах не регламентировались нормами трудового права. Вместе с тем во время прохождения производственной практики на учащихся распространялось трудовое законодательство.
Предвоенное время обусловило необходимость в изменении нормативно-правового регулирования профессионального обучения молодежи. Так, постановление СНК от 2 октября 1940 г. № 1852 «О призыве городской и колхозной молодежи в Ремесленные училища, Железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения» предусматривало, что с 10 по 25 ноября 1940 г. Главному управлению трудовых резервов следует принять в ремесленные и железнодорожные училища 350 тыс. человек мужского пола 14-15 лет, а в школы фабрично-заводского обучения 250 тыс. мужчин 16-17 лет, как на основе добровольного решения, так и на основе обязательного призыва (мобилизации).
Согласно данному Постановлению школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) реорганизовывались в школы фабрично-заводского обучения.
В послевоенные годы ремесленные училища и школы фабричнозаводского обучения стали обучать работников (персонал) не только для промышленности и транспорта, но и для сельского хозяйства.
В Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы указывалось, что нужно улучшить подготовку кадров для производства путем увеличения трудовых резервов и производственного обучения новых рабочих. Развернуть широкую подготовку квалифицированных кадров массовых профессий на производстве путем индивидуального, бригадного и курсового обучения, обеспечив за пятилетнее техническое обучение новых рабочих в количестве 7,7 млн человек и повышение квалификации 13,9 млн человек.
Закон предусматривал, что в системе государственных трудовых резервов нужно подготовить 4,3 млн человек молодых квалифицированных рабочих, т. е. предпочтение было отдано про-
фессиональному обучению квалифицированных рабочих на предприятиях.
Постановлением Совмина СССР от 2 августа 1954 г. № 1573 «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей средние школы, для работы на производ-стве»1 было признано необходимым создать в системе государственных трудовых резервов технические училища для подготовки из числа молодежи, окончившей среднюю школу, квалифицированных рабочих и младшего технического персонала по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня, для работы на предприятиях, стройках, в МТС и совхозах со сроком обучения один год.
Однако в 1950-х гг. в условиях ускорения научно-технического прогресса, усиления механизации и автоматизации труда созданная в довоенные годы система школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ, перестала отвечать возросшим требованиям. Недостаточный профессионально-технический уровень работников сдерживал рост производства. Кроме того, необходимо было увеличить приток в промышленное производство молодых специалистов.
Поэтому предприятия были обязаны охватить их профессиональным обучением, а также устанавливалась для всех предприятий броня на производственное обучение молодежи, окончившей средние школы, и подростков.
Юноши и девушки, которые окончили средние школы, как правило, должны получать специальности и профессии, требующие повышенного общеобразовательного уровня1.
Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»1 2 существенно изменил систему профессиональной подготовки работников. Школы фабрично-заводского обучения, ремесленные училища и училища механизации сельского хозяйства трудовых резервов были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища (ГПТУ) со сроком обучения от одного года до трех лет и в сельские профессионально-технические училища (СПТУ) со сроком обучения один-два года.
1 См.: постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 12 сентября 1957 г № 1112 «О вовлечении в промышленное и сельскохозяйственное производство молодежи, окончившей средние общеобразовательные школы». Это положение актуально и в современный период.
2 Утратил силу с 1 января 1974 г в связи с принятием Закона СССР от 19 июля 1973 г. №4536-У111 «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
Изменилась система профессиональной подготовки специалистов в техникумах. При индустриальных техникумах создавались цеха и мастерские, выпускающие промышленную продукцию силами учащихся, а при сельскохозяйственных техникумах — хозяйства, в которых все основные работы должны были выполняться самими учащимися. Расширялась сеть заочных и вечерних техникумов, в которые принимались преимущественно лица, работающие по профессиям, родственным избранной специальности.
В развитие Закона были приняты постановления Правительства СССР, которыми устанавливались льготы студентам и учащимся учебных заведений, готовивших специалистов для народного хозяйства, регулировались отношения между промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и учебными заведениями1.
Кроме того, постановление Совета Министров СССР от 10 декабря 1959 г. № 1369 «Об оплате труда учащихся средних школ в период производственного обучения, учеников на предприятиях, рабочих за время квалификации или обучения вторым профессиям, а также об оплате труда квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников по обучению этих учащихся, учеников и рабочих» установило:
- единые нормы оплаты труда учеников производственного обучения;
- право руководителям предприятий и организаций освобождать квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников, занятых обучением не менее 12—15 человек (в зависимости от отрасли производства), от основной работы с сохранением среднего заработка, исчисленного за три месяца работы, предшествующих началу обучения;
- размеры оплаты труда учащихся за проделанную работу в период производственного обучения.
В 1960-е гг. вносятся изменения (новеллы) в нормативно-правовое регулирование повышения квалификации отдельных категорий работников.
Так, постановлением Совета Министров СССР от 3 июня 1960 г. № 577 «О системе повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников отраслей народного хозяйства и работников государственного аппара-та»1 были предусмотрены следующие основные формы повышения квалификации:
1 См.: постановления Совмина СССР от 2 июля 1959 г. № 720 «О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений»; утратил силу в связи с изданием постановления Совмина СССР от 24 декабря 1982 г № 1116; от 18 сентября 1959 г № 1099
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
- обучение без отрыва от производства на вечерних и заочных отделениях высших и средних специальных учебных заведений;
- краткосрочные курсы повышения квалификации (организуемые при совнархозах, министерствах и ведомствах, крупных предприятиях и стройках, научно-исследовательских учреждениях).
Срок обучения устанавливался до одного года, а на краткосрочных курсах — до шести месяцев.
Положение о социалистическом государственном предприятии1 вносит некоторые позитивные новеллы в нормативно-правовое регулирование профессионального образования и обучения. Так, предприятие должно было обеспечивать непосредственно на производстве подготовку новых кадров рабочих, обучение новым профессиям рабочих и систематическое повышение производственной квалификации работников. В этих целях, помимо индивидуального и бригадного ученичества, на предприятии организовывались производственно-технические курсы, школы по изучению передовых методов труда.
Работникам, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, предприятие обязано было создавать необходимые условия для совмещения обучения с работой и предоставлять им льготы, предусмотренные действующим законодательством (п. 36).
Предприятие приобретает право направлять передовых рабочих и служащих по их желанию на обучение в высшие учебные заведения и техникумы и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством повышенные стипендии при условии дачи обязательства этими работниками по окончании учебного заведения возвратиться на предприятие, направившее их в учебное заведение (п. 88).
Вместе с тем, в середине 1960-х гг. получило развитие и нормативноправовое регулирование, касающихся отдельных категорий работников. Так, действовавшие одногодичные школы подготовки руководящих кадров колхозов и совхозов и курсы повышения квалификации работников
«Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в комплектовании вузов и техникумов и в подготовке специалистов для своих предприятий»; утратил силу в связи с изданием постановления Совмина СССР от 31 августа 1989 г. № 708; от 5 ноября 1959 г № 1233 «Об установлении сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели для лиц, успешно обучающихся без отрыва от производства в школах рабочей и сельской молодежи — вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах». Постановление утратило силу на территории РФ в связи с изданием постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 г № 245.
сельского хозяйства были реорганизованы в факультеты повышения квалификации сельскохозяйственных вузов со сроком обучения до трех месяцев. На факультетах были созданы отделения подготовки руководящих кадров колхозов и совхозов, на которые принимались руководящие работники и специалисты сельского хозяйства в возрасте не старше 45 лет1 2.
Заметным НПА в сфере повышения квалификации руководящих работников и специалистов явилось постановление Совмина СССР от 6 июня 1967 г. № 515 «О совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли»3- В данном НПА предусматривалось, что главной задачей повышения квалификации руководящих работников и специалистов является систематическое изучение новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, эффективных методов планирования и экономического стимулирования, научной организации труда и управления, широкий обмен передовым научным и производственно-техническим опытом.
Повышение квалификации руководящих работников и специалистов указанных отраслей экономики осуществлялось:
- в институтах повышения квалификации министерств и ведомств и в филиалах этих институтов при крупных предприятиях, организациях и учреждениях;
- в межотраслевых (создаваемых несколькими министерствами и ведомствами) институтах повышения квалификации;
- на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях;
- на курсах повышения квалификации при министерствах и ведомствах;
- на курсах повышения квалификации при предприятиях, научноисследовательских и
1 Утв. постановлением Совмина СССР от 4 октября 1965 г № 731. Утратило силу в части предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с сохранением распространения действия в отношении соответствующих предприятий, учреждений и организаций впредь до их перевода на полный хозяйственный расчет и самофинансирование (постановление Совмина СССР от 10 ноября 1987 г № 1268).
2 См.: постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 15 января 1966 г. № 38 «О дальнейшем улучшении системы повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства». Пункт 14 признан не действующим постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 245.
3 Настоящий НПА действует в части, не противоречащей ТК РФ.
проектно-конструкторских организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, институтах повышения квалификации и их филиалах. Сроки обучения в институтах повышения квалификации и их филиалах, межотраслевых институтах, на факультетах повышения квалификации и на курсах при министерствах и ведомствах до двух месяцев с отрывом от работы и до 6 месяцев без отрыва от работы, а на курсах при предприятиях, научно-исследовательских и про-ектно-конструкторских организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, институтах повышения квалификации и их филиалах до одного месяца с отрывом от работы и до трех месяцев без отрыва от работы.
На факультеты повышения квалификации направлялись лица с высшим образованием, в институты и на курсы повышения квалификации — лица с высшим, средним специальным и общим средним образованием из числа руководителей предприятий, организаций и учреждений, их заместителей, начальников отделов, секторов, лабораторий, цехов и других структурных подразделений и их заместителей, а также из числа специалистов, проявивших себя на производстве.
За слушателями институтов повышения квалификации, их филиалов, межотраслевых институтов, факультетов и курсов на время повышения квалификации с отрывом от работы сохраняли среднюю заработную плату по месту основной работы. Иногородним слушателям, имеющим высшее образование и получающим заработную плату менее 140 руб. в месяц, выплачивали, кроме того, стипендию в размере 40 руб. в месяц, с тем, чтобы сохраняемая заработная плата и стипендия не превышали 140 руб. в месяц, а слушателям, не имеющим высшего образования, — в размере 15 руб. в месяц, если сохраняемая за ними заработная плата не превышает 100 руб. в месяц.
На время обучения указанные слушатели обеспечивались общежитием с оплатой за счет направляющей организации в порядке, установленном для аспирантов. Стоимость проезда к месту учебы и обратно и суточные за время нахождения в пути оплачивались предприятиями и учреждениями, в которых они работают.
Типовое положение о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве, утвержденное Госкомтрудом СССР, Госпрофобром СССР и ВЦСПС от 18 октября 1968 г., заметно расширило регламентацию профессионального обучения на предприятиях и в организациях.
Согласно Типовому положению все вновь принятые на предприятия и в организации рабо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
чие, не имеющие производственной специальности или меняющие свою специальность, обязаны пройти профессионально-техническую подготовку в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации по специальности и в соответствии с программами профессионального обучения.
Подготовка новых рабочих на предприятиях и в организациях проводилась:
- путем индивидуального и бригадного обучения непосредственно на производстве;
- на организуемых для этой цели курсах;
- в учебно-курсовых комбинатах и на учебных
пунктах.
Подготовка квалифицированных рабочих из лиц, занятых на производстве, могла проводиться предприятиями и организациями в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах, а также на краткосрочных курсах с отрывом обучаемых от работы на производстве, организуемых при дневных и вечерних профессионально-технических училищах.
Перечни профессий и специальностей, по которым могла проводиться подготовка рабочих непосредственно на предприятиях и в организациях, а также сроки обучения по каждой из них определялась и утверждалась Госпрофобром СССР по согласованию с ВЦСПС и Госкомтрудом СССР.
Сроки подготовки новых рабочих устанавливались в пределах до 6 месяцев с учетом сложности профессий и специальностей, объема необходимых технических знаний и производственных умений.
Обучение новых рабочих свыше шести месяцев могло производиться по отдельным сложным профессиям только с разрешения Гос-профобра СССР.
При индивидуальном производственном обучении каждый из подготавливаемых рабочих прикреплялся к квалифицированному рабочему-инструктору или другому специалисту, не освобожденному от основной работы, или же мог включаться в состав рабочей бригады, где обучался бригадиром или высококвалифицированным рабочим бригады.
При бригадной (групповой) форме обучения новых рабочих объединяли в учебные бригады (группы).
Выделяемые предприятиями и организациями инструкторы производственного обучения должны были обладать, как правило, общим средним образованием, соответствующей профессиональной подготовкой и изучить курс педагогического минимума.
Курсы подготовки новых рабочих организовывались предприятиями для обучения сложным
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
профессиям, овладение которыми связано с изучением значительного объема специальных, общетехнических и экономических знаний и необходимостью создания отдельной учебной базы для производственного обучения.
Производственное обучение на курсах подготовки новых рабочих могло осуществляться в учебных бригадах (группах) непосредственно на предприятиях и в организациях или на создаваемой для курсов учебно-производственной базе. В последнем периоде обучения учащиеся курсов обязательно должны проходить производственную практику индивидуально, в составе рабочих бригад или бригадами на рабочих местах предприятия или организации.
Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих путем индивидуального, бригадного обучения и на курсах проводились в пределах рабочего дня, установленного законодательством о труде для рабочих соответствующих возрастов, профессий и производств.
Нормы Типового положения о переподготовке и повышении квалификации рабочих закрепили такие новеллы как:
- обучение новым профессиям рабочих, высвобождающихся внутри предприятия или организации в связи с механизацией и автоматизацией производства, ростом производительности труда, завершением выполняемых работ или по другим причинам, организуется путем индивидуального или бригадного обучения на курсах подготовки новых рабочих непосредственно на производстве, а также в профессионально-технических училищах и на курсах при них;
- продолжительность обучения устанавливается в соответствии с перечнями профессий рабочих, подготавливаемых непосредственно на предприятиях и в организациях. Сроки переподготовки могли быть сокращены с учетом фактического уровня профессиональных знаний и умений обучаемых;
- для последовательного повышения уровня производственной квалификации рабочих, получения ими технических и экономических знаний, необходимых для овладения передовой техникой, научной организацией труда, высокопроизводительными методами выполнения сложных и ответственных работ, тарифицируемых по более высоким разрядам (классам и т. п.), данной специальности организовываются:
а) производственно-технические курсы;
б) курсы обучения рабочих вторым и совмещаемым профессиям;
в) курсы целевого назначения;
г) школы по изучению передовых методов труда;
д) школы мастеров.
Производственно-технические курсы создавались в целях:
а) повышения производственных умений и технических знаний рабочих до уровня, необходимого для фактически выполняемых ими работ;
б) повышения квалификации рабочих (разряда, класса и т. п.) с низшего до среднего уровня;
в) повышения квалификации рабочих со среднего до более высокого уровня в пределах данной профессии и специальности.
В группы повышения производственной квалификации направлялись в первую очередь рабочие, имеющие более длительный стаж работы по специальности на данном предприятии или в организации, достигшие повышенных производственных показателей, проявившие творческую активность на производстве в области рационализации труда и изобретательства. При направлении на производственно-технические курсы учитывались уровень общего и профессионального образования рабочих;
Продолжительность обучения каждой учебной группы устанавливались администрацией предприятия или организации по согласованию с комитетом профсоюза в зависимости от сложности осваиваемых работ и уровня образования обучаемых рабочих в пределах до шести месяцев — при обучении без отрыва от производства, до трех месяцев — при освобождении рабочих от основной работы.
Рабочие, успешно окончившие производственно-технические курсы и сдавшие квалификационные экзамены, пользовались преимуществом при повышении тарифного разряда (класса и т. п.) и продвижении по работе.
Обучение рабочих вторым и совмещаемым профессиям проводилось исходя из потребностей производства в расширении профессионального профиля рабочих, совмещении профессий и специальностей, улучшении организации труда рабочих и рационального использования оборудования.
Срок обучения устанавливался до трех месяцев.
При обучении рабочих вторым профессиям они могли быть освобождены от основной работы на весь срок производственного обучения.
Для изучения рабочими нового оборудования, изделий, материалов, новых технологических процессов, средств механизации и автоматизации производственных процессов, вопросов эконо-
мики производства, качества выпускаемой продукции, научной организации труда организовывались курсы целевого назначения.
Общая продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливалась администрацией предприятия, организации.
В целях массового освоения рабочими прогрессивных приемов и методов работы передовиков производства, улучшения качества и снижения себестоимости продукции, экономии материалов, внедрения методов научной организации труда и улучшения других технико-экономических показателей производства создавались школы передовых методов труда.
Для обучения рабочих наиболее рациональным методам труда выделялись передовики производства, владеющие прогрессивными приемами работы, инженерно-технические работники и другие специалисты данного производства.
Обучение в школах проводилось по программам, составляемым на основе предварительного изучения и обобщения опыта передовых рабочих производства, и состояло из практических занятий, в процессе которых передовики производства обучали рабочих новым приемам и методам труда, а также из консультаций и сообщений, проводимых инженерно-техническими работниками и другими специалистами.
Обучение в межзаводских школах по изучению передовых методов труда в необходимых случаях проводилось с отрывом от производства.
На крупных предприятиях с разрешения министерства или ведомства и по согласованию с министерством просвещения союзной или автономной республики могли быть организованы школы мастеров с контингентом учащихся не менее 100 человек.
Индивидуальное, бригадное и курсовое обучение новых рабочих, переподготовка рабочих, повышение квалификации рабочих на производственно-технических курсах, обучение вторым и совмещаемым профессиям, обучение в школах мастеров заканчивалось квалификационными экзаменами.
Обучающимся, не закончившим полного курса обучения в установленный срок или получившим неудовлетворительные итоговые оценки по теоретической или производственной подготовке, администрация могла установить дополнительные сроки производственного обучения, организовать для них индивидуальные консультации по теоретическим предметам, а по истечении этих сроков решать вопрос о повторном допуске их к сдаче квалификационного экзамена.
Квалификационная комиссия определяла рабочему квалификационный разряд, класс и т.п. по специальности на основании заключения о ква-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
лификационной пробной работе, дневника производственного обучения, журнала учета теоретических занятий, а также проверки технических знаний путем устного опроса экзаменуемого. Рабочим, успешно сдавшим квалификационные экзамены, выдавалось свидетельство по единой форме, установленной Госпрофобром СССР и ВЦСПС1.
Список литературы:
[1] Глебов, В.Г. Ученический договор: монография. - М.: Юрист, 2006.
[2] Дрожжин, В.А. Правовое регулирование подготовки рабочих кадров на производстве: авто-реф. дисс... канд. юрид. наук. - Л., 1970.
1 См.: постановление Госкомтруда, Госпрофобра СССР и Секретариата ВЦСПС от 4 марта 1980 г № 50/4/4-85. Утратило силу в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. № 369/9214147/20/18-22 «Об утверждении Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства», которое применяется в части, не противоречащей ТК РФ, вступившему в силу с 1 февраля 2002 г. (ст. 423 ТК РФ). Вместе тем, предприятия и организации бытового обслуживания, осуществляющие подготовку и повышение квалификации работников в учебных комбинатах и на курсах с отрывом от производства, должны были заключать с лицами, проходящими такое обучение, договоры, предусматривающие соответствующие обязательства сторон, в частности, обязательство обучающегося проработать на этом предприятии или в организации не менее двух лет после присвоения квалификационного разряда. См.: постановление Совмина СССР от 19 декабря 1969 г. № 693 «О мерах по дальнейшему развитию материально-технической базы и улучшению бытового обслуживания населения». Утратило силу в связи с изданием постановления Совмина СССР от 4 июня1988 г. № 712.
[3] Занданов, И.В. Ученический договор как форма профессиональной подготовки и переподготовки работников / Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - М., 2011.
[4] История профессионального образования в России / Под науч. ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова, Е.Г. Осовского. - М.: «Профессиональное образование», 2003.
[5] Новикова, Н. В. Правовое регулирование отношений по повышению квалификации в России: история и современность / Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - Пермь, 2009.
[6] Петров А.Я. Профессиональное образование и обучение работников(персонала): правовые основы. Учебник. - М.: Юрайт, 2019.
Spisok literatury:
[1] Glebov, V.G. Uchenicheskij dogovor: mono-grafiya. - M.: Yurist, 2006.
[2] Drozhzhin, V.A. Pravovoe regulirovanie podgotovki rabochih kadrov na proizvodstve: avtoref. diss... kand. yurid. nauk. - L., 1970.
[3] Zandanov, I.V. Uchenicheskij dogovor kak forma professional'noj podgotovki i perepodgotovki rabotnikov / Avtoref. diss... kand. yurid. nauk. - M., 2011.
[4] Istoriya professional'nogo obrazovaniya v Rossii / Pod nauch. red. S.Ya. Batysheva, A.M. Novik-ova, E.G. Osovskogo. - M.: «Professional'noe obra-zovanie», 2003.
[5] Novikova, N.V. Pravovoe regulirovanie otnoshenij po povysheniyu kvalifikacii v Rossii: istoriya i sovremennost' / Avtoref. diss. kand. yurid. nauk. - Perm', 2009.
[6] Petrov A.Ya. Professional'noe obrazovanie i obuchenie rabotnikov (personala): pravovye osnovy. Uchebnik. - M.: Yurajt, 2019.
\
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:
• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.
• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020