Научная статья на тему 'Перестройка системы профессионального образования Челябинской области в послевоенный период'

Перестройка системы профессионального образования Челябинской области в послевоенный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ / ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ / РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА / ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫЕ ШКОЛЫ И УЧИЛИЩА / УЧИЛИЩА МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / LABOR RESERVES / FACTORY TRAINING SCHOOLS / TECHNICAL SCHOOLS / MINING SCHOOLS AND COLLEGES / SCHOOLS OF AGRICULTURE MECHANIZATION / TRADE SCHOOLS / RAILWAY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Л.Н.

В статье представлен процесс развития системы профессионального образования на территории Челябинской области в послевоенный период, рассматривается создание новых типов образовательных учреждений, а также подготовка кадров на производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REORGANISATION OF VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM IN CHELYABINSK REGION AT POST-WAR PERIOD

The process of the vocational education system’s development in Chelyabinsk region at postwar period is offered in this article. The creation of new types of educational institutions and training of personnel at manufacture are considered.

Текст научной работы на тему «Перестройка системы профессионального образования Челябинской области в послевоенный период»

Стратегия развития профессионального образования

УДК 377 Л. Н. Абдуллаева, нач. учебного

отдела Челябинского ИРПО, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

В статье представлен процесс развития системы профессионального образования на территории Челябинской области в послевоенный период, рассматривается создание новых типов образовательных учреждений, а также подготовка кадров на производстве.

Ключевые слова: трудовые резервы, школы фабрично-заводского обучения, ремесленные училища, железнодорожные училища, технические училища, горнопромышленные школы и училища, училища механизации сельского хозяйства.

Системное реформирование российского общества постсоветского периода требует научного осмысления. Современные отечественные историки, культурологи, экономисты, философы, политологи пытаются понять сущность произошедших преобразований и определить перспективы развития общества. Данный процесс не обошел и сферу профессионального образования. Несмотря на некоторый период забвения, общество и государство сегодня вновь обратили внимание на систему профессионального воспитания. Понимание простой истины, что без подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена невозможно развивать экономику страны, заставило власть говорить об этой проблеме на государственном уровне, ставить задачу модернизации профессионального образования. Бесспорно, система трудовых резервов, созданная еще накануне войны в условиях административно-командной системы управления, не в состоянии столь же эффективно функционировать в рыночном обществе. Тем не менее накопленный ею опыт должен быть творчески переосмыслен, чтобы не открывать для себя заново не-

мецкую дуальную систему подготовки кадров, заимствованную в СССР Поэтому задача исто-рико-педагогической науки заключается в том, чтобы, с одной стороны, объективно оценить успехи, а с другой — проанализировать проблемы, игнорирование которых привело систему профессионального образования к кризису.

История профессионального образования достаточно широко освещена в исследованиях. Сегодня существует ряд обобщающих работ, в которых представлены вехи ее развития. Однако, созданные в рамках советской научной парадигмы, эти исследования не отвечают современным запросам общества по ряду параметров. В последнее десятилетие предпринимались шаги по изучению профессионального образования и в границах Челябинской области. Учитывая новизну проблемы для региональных исследователей и юбилейный характер отдельных изданий, за пределами внимания авторов остался целый комплекс вопросов, которые нуждаются в дополнительном изучении. К ним относится и послевоенный период развития профессиональных учреждений Челябинской области.

После завершения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. перед страной встали сложные задачи, связанные с переводом экономики на мирные рельсы и восстановлением и дальнейшим развитием народного хозяйства. Для решения этих задач необходимо было не только сконцентрировать ограниченные послевоенной разрухой материальные ресурсы, но и обеспечить экономику рабочими руками. Однако война существенно изменила демографическую ситуацию в стране. На фронте, в плену и на оккупированных территориях погибло около 27 млн. человек. Сократилась доля мужского населения. Из мужчин 1923 г. р. к концу войны остались в живых лишь 3 %, более 70 % военнослужащих в возрасте от 19 до 35 лет погибли и умерли от ран и болезней, не вернулись из плена. Ранения, контузии и ожоги получили свыше 15 миллионов человек, остались инвалидами 2,5 миллиона. На долгое время растянулась демобилизация молодых солдат, многие из которых, уйдя на фронт со школьной скамьи, не имели мирной профессии. Таким образом, изменившаяся демографическая ситуация в стране ставила перед системой трудовых резервов сложные задачи.

Учебные заведения трудовых резервов в послевоенные годы должны были подготовить миллионы новых рабочих, способных решать задачи восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. Из 7 млн. рабочих, которых планировалось подготовить в 1946-1950 гг. по всей стране, 4,5 млн. должны были дать учебные заведения государственных трудовых резервов, в том числе 1,3 млн. — ремесленные и железнодорожные училища и 3,2 млн. — школы ФЗО [1]. За этот же период учебные заведения трудовых резервов Челябинской области должны были подготовить и передать в промышленность, строительство и на транспорт 137,09 тыс. квалифицированных рабочих, из них 38 270 человек — из ремесленных и железнодорожных училищ, 98 820 — из школ ФЗО [2].

Для того чтобы обеспечить трудовым резервам возможность решать такие масштабные задачи, правительством был проведен ряд организационных мероприятий. Главное управление в мае 1946 г. преобразуется в Министерство трудовых резервов СССР. На январь 1947 г. было намечено вручение училищам и школам ФЗО страны типовых уставов, утвержденных Советом Министров СССР [3]. В кратчайшие сроки были повсеместно подготовлены помещения для учебных занятий, производственные мастерские и общежития. Правительство направило для

работы в учебные заведения около 45 тыс. человек, имеющих опыт партийно-хозяйственной, производственно-педагогической работы, в том числе свыше 25 тыс. рабочих высокой квалификации в качестве мастеров производственного обучения [4].

На первых порах серьезные трудности в обеспечении квалифицированными рабочими предприятий области были связаны с реэвакуацией образовательных учреждений. В течение 1945 г. было ликвидировано два ремесленных училища (РУ-10 г. Миасса, РУ-14 г. Челябинска), одно железнодорожное училище (ЖУ-7 г. Карталы), 12 школ фабрично-заводского обучения (ФЗО-1, ФЗО-50 г. Магнитогорска; ФЗО-8 г. Копейска; ФЗО-14 г. Юрюзани; ФЗО-21, ФЗО-27, ФЗО-60 г. Златоуста; ФЗО-22 г. Челябинска; ФЗО-25 г. Миасса; ФЗО-42 г. Уфалея; ФЗО-52 г. Верхнего Уфалея; ФЗО-55 п. Палтавка). К маю 1946 г. в системе управления трудовых резервов Челябинской области числилось 28 ремесленных и 5 железнодорожных училищ, 42 школы ФЗО, а также 10 школ механизации сельского хозяйства [5]. Тем не менее основными тенденциями развития сети учебных заведений трудовых резервов были их численный рост и появление новых типов училищ и школ ФЗО.

В послевоенный период необходимо было восстанавливать страну, в связи с чем остро встала проблема подготовки кадров для строительства. С этой целью стали создаваться училища строительно-монтажного профиля. В Челябинской области в период с 1946 по 1958 г. были открыты: в Челябинске — СУ № 10 (ПУ-59), ФЗО № 26 (ПУ-64), СУ № 33 (ПУ-68), ФЗО № 61 (ПУ-61), ФЗО № 40 (ПУ-71), ФЗО № 17 (ПУ-76); в Миассе — ФЗО № 39 (ПУ-38), ФЗО № 49 (ПУ-49); в Златоусте — ФЗО № 57 (ПЛ-111); в Сатке — РУ № 8 (ПУ-69); в Кор -кино — ГПШ № 14 (ПУ-14); в Бакале — ФЗО № 78 (ПУ-50); в Озерске — СУ № 13 (ПЛ-46); в Магнитогорске — ФЗО № 3 (ПУ-53), ФЗО № 18 (ПУ-63) [6]. В строительных школах, созданных на базе ФЗО с 10-месячным сроком обучения, преподавались основы технологии строительных работ, материаловедение, черчение. В Челябинской области в 1949-1958 гг. школы ФЗО (№2 47, 18, 29, 3, 26, 33) преобразуются в строительные школы. А в течение 1957-1958 гг. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29.05.1957 г. № 601 они приобретают статус строительных училищ с двухгодичным сроком обучения [7].

После Великой Отечественной войны вновь обострилась проблема детской безнадзорности

и беспризорности. Государство отреагировало на нее Постановлением Совета Министров от 07.04.1947 г. «Об улучшении работы по устройству детей-подростков, оставшихся без родителей» [8]. Среди прочих мер предусматривалось создание ста специализированных ремесленных и сельскохозяйственных училищ для подростков-сирот, не имеющих начального образования, со сроком обучения три года в ремесленном училище, четыре — в сельскохозяйственном. Выпускникам этих училищ давалось образование не ниже семи классов средней школы и присваивалась квалификация рабочего 4-го — 5-го разрядов. В 1945 г. насчитывалось 27 специальных училищ, в которых обучалось 10 700 воспитанников. В 1953/54 уч. г. их количество возросло [8]. По мере решения проблемы послевоенной беспризорности и безнадзорности они были переведены на двухлетний срок обучения, где подготовка велась на основе учебных планов ремесленных училищ. В Челябинской области в 1949 г. РУ № 10 (ПУ № 134) г. Пласта было переведено в статус специального ремесленного училища по подготовке рабочих из числа детей-сирот, лишившихся родителей в годы войны, со сроком обучения четыре года. Был осуществлен только один выпуск, после чего училище было перепрофилировано в сельскохозяйственное (РУ МСХ № 10); в 1957 г. в нем насчитывалось 860 человек [9]. В том же 1949 г. повсеместно стали создаваться специальные горные училища для осиротевших детей шахтеров, а также для детей кадровых рабочих угольной промышленности, инвалидов труда. Они давали общее и специальное среднее образование. В 1951 г. Копейское ГПУ № 3 (ПУ № 34) было переведено в статус специального горно-технического училища для детей-сирот с семилетним сроком обучения; оно работало по принципу суворовских училищ, в нем обучалось 281 человек [10].

В послевоенный период остро встала проблема подъема угольной и горнорудной промышленности, в связи с чем в 1949 г. училища и школы ФЗО, готовившие кадры для данных отраслей, были преобразованы в горнопромышленные школы и училища. Школы предусматривали ускоренные сроки обучения (6-10 мес.) и готовили рабочих: забойщиков, проходчиков, крепильщиков, помощников машинистов угольных комбайнов и врубовых машин, машинистов. В 1950 г. в стране работало 476 горнопромышленных школ с общим количеством обучающихся 94 тыс. человек. В 1956 г. по мере насыщения отраслей кадрами их число сократилось до

190 [11]. В Челябинской области было создано пять школ: ГПШ № 1 (ПУ № 11) г. Копейска, ГПШ № 4 (ПУ № 14) г. Коркино, ТУ № 12 горнопромышленного профиля (ПУ № 45) г. Коркино, ФЗО горнопромышленного профиля (ПУ № 36) п. Магнитка, ГПШ № 10 (ПУ № 59) г. Челябинска. Горнопромышленные училища с двухгодичным сроком обучения готовили машинистов врубовых машин и горных комбайнов, экскаваторов и электровозов, электрослесарей, операторов по переработке сланца. В 1956 г. в стране работало 53 горнопромышленных училища [11]. В Челябинской области подготовка по этим программам осуществлялась в ГПУ № 3 (ПУ № 34) г. Копейска, ГПУ № 2 (ПУ № 33) г. Коркино, ФЗО № 10 (ПУ № 127) г. Еманжелинска (до 1953 г). В 1954 г. в системе трудовых резервов был создан новый тип учебного заведения — техническое училище со сроком обучения один-два года. В них принимались лица, имевшие законченное среднее образование. Эти училища готовили высококвалифицированных рабочих и младший технический персонал. В 1957 г. в стране насчитывалось 434 технических училища, в том числе 10 в крупных городах Челябинской области, с общей наполняемостью 130 тыс. человек [11]. За период с 1954 по 1958 г. они дали народному хозяйству 296 тыс. специалистов [12].

Для подготовки квалифицированных металлургов, химиков, горняков, машиностроителей и рабочих других важных профессий создавались училища с двух-трехгодичным сроком обучения. В Челябинской области, учитывая ее специфику, прежде всего развивалась сеть учреждений металлургического профиля в городах Магнитогорске, Челябинске, Каслях. Процесс подготовки рабочих-металлургов в ремесленных училищах и школах ФЗО был слабо разработанным и потому сложным. Каждое учебное заведение организовывало образовательный процесс по-своему. В частности, Магнитогорское ремесленное училище № 13 внедрило организацию производственного обучения учащихся на рабочих местах за три — пять месяцев до окончания училища. С ними проводились кон -сультации для повторения теоретического материала, тематические семинары по изучению производственных инструкций, опыта работы стахановцев-сталеваров и горновых. Учащиеся первого класса включались в молодежно-комсомольские бригады, которые обслуживали ряд мартеновских печей и одну доменную. Проводились учебно-производственные конференции по отдельным профессиям (сталеваров, огне-упорщиков, прокатчиков).

В 1953 г. в связи с освоением целинных и залежных земель существующие школы механизации сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР были реорганизованы в училища механизации сельского хозяйства и переданы в систему государственных трудовых резервов со сроком обучения 6-12 мес. Они готовили трактористов-машинистов широкого профиля, трактористов с квалификацией слесаря, механиков-комбайнеров. В конце 1953 г. было создано 506 таких училищ, в 1958 г. их количество достигло 800 [13]. В Челябинской области было открыто десять училищ механизации сельского хозяйства: УМСХ № 1 (ПУ-126) в п. Аргаяш, УМСХ № 2 (ПУ-127) в г. Еманжелинске, РУМСХ № 3 в г. Шадрин-ске (учебные заведения г. Шадринска находились в ведомстве системы трудовых резервов Челябинской области), УМСХ № 5 (ПУ-130) в г. Южноуральске, УМСХ № 8 (ПУ-133) в г. Верхнеуральске, УМСХ № 10 (ПУ № 134) в г. Пласте, УМСХ № 11 (ПУ-135) и РУМСХ № 14 в г. Троицке, УМСХ № 15 (ПУ-136) в п. Мирный, РУМСХ № 18 в г. Юрюзани.

Одним из крупнейших училищ сельскохозяйственного профиля было СУ-10 (ПУ-134) г. Пласта. Оно имело более 2000 га пахотной земли, около 2000 голов крупного рогатого скота, большое количество сельхозмашин, тракторов и комбайнов. Училище было рассчитано на обучение 1000 человек. Оно неоднократно награждалось переходящим Красным Знаменем [14].

В Аргаяшском училище механизации обучали трактористов и механиков-комбайнеров. Училище имело большую техническую базу: 20 тракторов разных марок, 7 комбайнов, пропашные тракторы, картофелесажалка СКГ-4 для квадратно-гнездового способа посадки, сеялка СШ-6, навесной культиватор-окучник, боковые грабли, плуги новой конструкции, электростригальный агрегат, машины для механизации трудоемких процессов в животноводстве. Кабинеты, классы, мастерские были оснащены новым оборудованием для производственного и теоретического обучения механизаторов [15].

С 1954 по 1958 г. училищами механизации сельского хозяйства Челябинской области было выпущено 18 830 рабочих [16].

Таким образом, в конце 1958 г. в Челябинской области насчитывалось 80 учреждений профессионального образования с наполняемостью 25 707 человек. Из них: 28 — РУ, ЖУ, ГПУ (9806 человек), 11 — ТУ (3705 человек), 9 — СШ, ФЗО, Г111ТТ (2666 человек), 25 — СУ (с двухгодичным сроком обучения — 4453 чел., с 10-месячным —

2306 человек), 7 — УМСХ (2771 человек) [17]. Однако, несмотря на достигнутые успехи, система трудовых резервов Челябинской области не могла еще полностью обеспечить рабочими квалифицированными кадрами предприятия региона. Поэтому подготовка кадров велась не только в учебных заведениях, но и через различные формы производственно-технического обучения рабочих (повышение квалификации), среди которых главными были школы передового опыта, обучение на производственно-технических курсах, обучение на целевых курсах, обучение вторым или смежным профессиям. Повышение квалификации через названные формы обучения планировалось, а программы обучения разрабатывались и осуществлялись в соответствии с задачами и потребностями завода, цеха, участка. Программы по некоторым профессиям разрабатывались министерствами.

В конце 1940-х — начале 1950-х гг. широкое распространение получил новый тип школ по обучению передовому опыту и его внедрению — школы взаимного обучения рабочих, или школы высокой производительности труда. В основу такого обучения был положен метод изучения и обобщения передового опыта, предложенный инженером фабрики «Пролетарская победа» Ф. Л. Ковалевым. Ценность метода состояла в возможности обогатить передовой опыт одних рабочих опытом других, что позволяло увеличить производительность труда, экономию рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и повысить качество продукции. В Челябинской области проведение школ передового опыта широко практиковалось на Магнитогорском комбинате и Челябинском трубопрокатном заводе. Обобщив опыт челя-бинцев, областной совет профессиональных союзов издал специальную методичку по организации школ передового опыта на ЧТПЗ [18]. Всего же в 1951 г. передовые методы труда освоило 5250 рабочих области [19].

Самой массовой формой подготовки новых рабочих на предприятиях было индивидуальное и бригадное обучение [20]. С 1952 г. был установлен перечень профессий и срок подготовки рабочих индивидуальным и бригадным методами. После войны министерства стали уде -лять внимание разработке учебных программ, инструкций, изданию учебников и наглядных пособий. На ряде предприятий были созданы учебно-производственные мастерские, в которых ученики под руководством инструкторов проходили производственное и теоретическое обучение. Названные меры способствовали по-

вышению качества индивидуально-бригадного обучения. В 1946 г. из 3799 новых рабочих Магнитогорского комбината 1480 были подготовлены индивидуально-бригадным методом [21]. Однако такая форма обучения себя не оправдала. Уровень подготовки рабочих был невысоким. В 1956 г. Главное управление трудовых резервов СССР проверило 460 предприятий и пришло к выводу, что при индивидуально-бригадном обучении готовились малоквалифицированные рабочие, слабо знающие технику и технологию производства [22]. Нередко обучение проводили недостаточно квалифицированные рабочие-инструкторы, причем без учебных программ, учебников и учебных пособий. Установленные сроки обучения часто сокращались, не соблюдалась последовательность обучения от более легкого к более трудному. Во многих случаях этим методом готовились рабочие сложных профессий, что снижало качество их подготовки.

В 1946-1958 гг. в курсовой сети (с отрывом и без отрыва от производства) осуществлялась подготовка рабочих тех профессий, которые, кроме трудовых навыков, требовали соответствующих теоретических знаний. Обучение без отрыва от производства проводилось и через курсы техминимума. Здесь рабочий получал элементарные технические знания по своей профессии, готовился к дальнейшему повышению квалификации. Однако в годы четвертой пятилетки из ста человек, проходивших техническое обучение, только 27-30 овладевали минимумом теоретических знаний [23]. В 1950 г. на Челябинском тракторном заводе техминимумом овладели 1750 человек, в 1951 г. курсы по техминимуму уже не создавались [24]. На Магнитогорском комбинате в 1946 г. было обучено техминимуму 1480 человек, в 1947-м — 2364, в 1950-м — 1591, в 1951-м — 707 человек. В дальнейшем обучение на курсах по техминимуму на комбинате не проводилось [25]. С 1950 г. техминимум был включен в программы подготовки рабочих посредством индивидуального, бригадного и курсового обучения.

После окончания Великой Отечественной войны уровень производительности труда ряда рабочих снизился, разрядность не отвечала подлинному уровню квалификации, поскольку в годы войны разряды рабочим нередко завышались. В 1946 г. на Магнитогорском комбинате среди оплачиваемых по восьмиразрядной тарифной сетке рабочие 1-го — 4-го разрядов составляли 42,2 %; с 1-го по 6-й разряды имели 47,8 % рабочих, оплачиваемых по двенадцатиразрядной сетке [26]. Курсами по повышению

разрядности (одна из форм повышения квалификации) были охвачены молодые рабочие. Они составляли большую часть коллектива завода и тем самым определяли уровень квалификации. Это обязывало партийные, хозяйственные и общественные организации уделять максимум внимания молодым кадрам. В 1946-1947 гг. более пяти тысяч рабочих повысили разряды, в том числе четыре тысячи молодых рабочих [25].

Аттестация рабочих проводилась и в 1950-х гг. Совершенствовались ее формы. В 1956 г. на заводе им. Колющенко для организованного проведения аттестации был составлен вопросник, в технической библиотеке в течение трех-четы-рех дней подбиралась вспомогательная литература для рабочих. За два месяца было аттестовано 50 человек [27].

В 1955 г. около пяти тысяч рабочих, служащих и инженерно-технических работников Челябинского металлургического завода повысили свою квалификацию без отрыва от производства [28]. В курсовой сети обучения массовой и эффективной формой повышения квалификации рабочих стали производственно-технические курсы, сменившие курсы по техминимуму и повышению разрядности. На каждом предприятии этой формой обучения охватывалось большое количество рабочих. С 1951 по 1957 г. на Магнитогорском комбинате производственно-технические курсы окончили около 15 тысяч рабочих, на Челябинском тракторном заводе — более 10 тысяч (подсчитано по отчетам планово-экономического отдела Магнитогорского учебно-курсового комбината за 1951-1957 гг.)

Рабочие, окончившие производственно-технические курсы, в основном достигали среднего уровня квалификации 4-го и 5-го разрядов.

Большая часть рабочих повышала квалификацию на курсах целевого назначения. Они создавались для обучения рабочих, которые должны были освоить новое оборудование, продукцию, улучшить организацию и качество труда, для быстрого осуществления мероприятий по экономии топлива, электроэнергии, металла [29]. Так, на Челябинском тракторном заводе программа курсов по изучению экономики производства включала в себя следующие разделы: общие понятия о технико-экономических показателях завода, цеха и участка; планирование, контроль и учет технико-экономических показателей; снижение себестоимости как источник неуклонного повышения социалистических накоплений; влияние соревнования на улучшение технико-экономических показателей; хозрасчет цеха, участка и бригады.

Такая форма повышения квалификации рабочих, как овладение вторыми и смежными профессиями, появилась еще накануне Великой Отечественной войны. В годы войны рабочие коллективы Урала на 70 % обновились за счет молодежи, которая, как правило, не имела высокой квалификации и производственного опыта. Это затрудняло овладение вторыми и смежными профессиями. Такой формой обучения охватывались главным образом рабочие тех участков, где для более производительной работы требовались знания и практические навыки по другим, смежным специальностям и профессиям. В 1958 г. на Челябинском трубопрокатном заводе большинство вальцовщиков трубопрокатного цеха овладели специальностью слесаря. Это, во-первых, резко уменьшило число неполадок, а во-вторых, сократило время, затрачиваемое на их устранение. В результате простои оборудования составили в среднем 5,3 % вместо 7,8 % по плану, улучшилось использование механизмов и станков, большое число рабочих высвободилось для других работ [30]. Повышением квалификации на предприятиях Челябинской области в 1950 г. было охвачено 89 200 человек, в 1955-м — 87 600 человек [30].

Таким образом, учебные заведения профессионального образования в послевоенный период были важной, но не единственной формой пополнения и подготовки рабочего класса. Доля выпускников учебных заведений профессионального образования Челябинской области от общего числа вновь подготовленных для промышленности Урала рабочих в 1950 г. составила 30,2 %, в 1955-м — 34,3 % и в 1958-м — 30,6 % [30]. Это было обусловлено тем, что ряд училищ и школ не могли

Библиографический список

выпустить нужное количество рабочих, профиль и уровень подготовки которых отвечали бы потребностям предприятий. К выпуску квалифицированных рабочих более сложных профессий, востребованных в условиях научно-технического прогресса, учебные заведения оказались неподготовленными, они не располагали необходимыми возможностями. Материально-техническая база, программы обучения учреждений профессионально-технического образования отставали в своем развитии от темпов научно-технического прогресса в промышленности. Большая часть преподавателей, мастеров производственного обучения и воспитателей не имели необходимой педагогической и специальной подготовки.

Повышение квалификационного уровня инженерно-педагогических работников оставалось серьезной проблемой на протяжении многих лет. Отрицательное влияние на развитие системы профессионально-технического образования оказали недостатки в планировании, породившие параллелизм в подготовке кадров. Предприятия, училища и школы ФЗО нередко готовили рабочих одних и тех же специальностей, что осложняло трудоустройство выпускников. Производственное обучение сводилось к выполнению заказов базовых предприятий, что приводило к перегрузке учащихся простейшими, однообразными работами, характер которых часто не соответствовал их будущей профессии. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, возрастающее влияние научно-технического прогресса на систему профессионально-технического образования способствовало росту числа образованных и квалифицированных рабочих.

1. Крючков, М. Т. Рабочий класс Урала в послевоенные годы (1946-1958) [Текст] / М. Т. Крючков. — Свердловск : Из-во Урал. ун-та, 1988. — С. 139.

2. ОГАЧО, ф. 1515, оп. 1, д. 38, л. 2.

3. Устав — незыблемая основа деятельности училища и школы ФЗО [Текст] // Производственное обучение. — 1946. — № 12. — С. 2-3.

4. Рабочий класс Урала : 1937-1975 гг. [Текст]. — Свердловск : Из-во Урал. ун-та, 1979. — С. 96.

5. ОГАЧО, ф. 1515, оп. 1, д. 32, л. 1, 2, 3.

6. Вехи становления и развития начального профессионального образования в России, на Урале, в Челябинской области [Текст] / сост. : Н. И. Голендухин, Ф. М. Крылов, Е. М. Донских. — ГУ ПО адм. Челяб. обл. ; ЧелИРПО. — Челябинск, 1998. — С. 12.

7. ОГАЧО, ф. 1515, оп. 1, д. 226., л. 67.

8. Пятинин, Ф. На стройках Магнитогорска / Ф. Пятинин, В. Игнатова [Текст] // Профессионально-техническое образование. — 1954. — № 2. — С. 19-21.

9. ОГАЧО, ф. 1515, оп. 1, д. 227, л. 20.

10. ОГАЧО, ф. 1515, оп. 1, д. 120, л. 1.

11. Зеленко Г. И. Профессионально-техническое образование рабочих в СССР [Текст] / Г. И. Зеленко, Ф. Л. Блинчевский. — М., 1957. — С. 90, 92, 116.

12. Из отчета по выпуску из училищ // Народное хозяйство СССР в 1958 г. [Текст] : стат. ежегодник. — М., 1959. — С. 692.

13. Арутюнян, Ю. В. Механизаторы сельского хозяйства СССР в 1929-1957 гг. [Текст] / Ю. В. Арутюнян. — М., 1960. — С. 214.

14. Булынский, Н. Н. Профессиональное образование в Челябинской области : Исторический аспект [Текст] / Н. Н. Булынский. — Челябинск : Энциклопедия, 2008. — С. 19.

15. Пашов, Н.М. В новых условиях [Текст] / Н. М. Пашов // Профессионально-техническое образование. — 1954. — № 2. — С. 12.

16. ОГАЧО, ф. 1515, оп. 1, д. 252, л. 30.

17. ОГАЧО, ф. 1515, оп. 1, д. 254, л. 1.

18. Практика организации школ передового опыта на Челябинском трубопрокатном заводе. Челябинский областной совет профессиональных союзов. Областное отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний [Текст] // Методичка. — Челябинск, 1955. — С. 12.

19. Данилов, М. Сталевары-новаторы [Текст] / М. Данилов // Производственное обучение. — 1951. — № 5. — С. 6.

20. Новгородский Ю. Ф. Подготовка кадров для промышленности [Текст] / Ю. Ф. Новгородский, Н. М. Хайкин. — М. : Экономика, 1968. — С. 14.

21. ОГАЧО, ф. 234, оп. 22, д. 74, л. 39.

22. Отчет Главного управления трудовых резервов СССР по подготовки кадров [Текст] // Правда. — 1956. — 20 авг.

23. Сонин, М. Я. Подготовка квалифицированных рабочих на производстве [Текст] / М. Я. Сонин. — М. : Политиздат, 1954. — С. 75.

24. ОГАЧО, ф. 232, оп. 24, д. 61, л. 31.

25. ОГАЧО, ф. 234, оп. 21, д. 48, л. 49-50; ф. 253, оп. 3, д. 404, л. 21.

26. Козлова, О. В. Проблемы повышения культурно-технического уровня рабочих промышленности СССР [Текст] : дис. ... д-ра экон. наук / О. В. Козлова. — М., 1959. — С. 285-286.

27. ОГАЧО, ф. 485, оп. 18, д. 201, л. 4, л. 5.

28. Свиридов, А. Заводская библиотека [Текст] / А. Свиридов // Профессионально-техническое образование. — 1955. — № 3. — С. 32.

29. Социалистическое строительство на Урале [Текст] : сб. статей / под ред. В. Н. Зуйкова ; Ин-т истории партии при Свердл. обкоме КПСС — фил. Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — Свердловск, 1957. — С. 251.

30. Подготовка (выпуск) рабочих в училищах и школах профессионально-технического образования для промышленности Урала [Текст] // Народное хозяйство Челябинской области. — 1958. — С. 129-130.

УДК 378 Л. И. Белова, доц. Южно-Уральского

государственного университета (ЮУрГУ), г. Челябинск, e-mail: belova2005@inbox.ru

ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассмотрены основные социокультурные тенденции, наблюдаемые в российском обществе: коммерциализация культуры, культурная глобализация, усиление социокультурного расслоения между поколениями, снижение возможностей потребления культурных ценностей, увеличение разрыва между массовой и элитарной культурами, — а также их отражение на состоянии современного российского института образования в целом и университетов в частности.

Ключевые слова: культура, социокультурные тенденции.

Состояние современного университета на- ящее время — сложнейшее и неоднозначное прямую зависит от изменений, происходящих явление. С одной стороны, в исторической рет-в культуре общества. Культура России в насто- роспективе она всегда определяла тенденции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.