Научная статья на тему 'Профессиональное обучение и право в период становления социализма в СССР'

Профессиональное обучение и право в период становления социализма в СССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕНИЧЕСТВО / УЧЕНИКИ / ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И БРИГАДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / APPRENTICESHIP / PUPILS / SCHOOLS OF FACTORY-FACTORY APPRENTICESHIP / INDIVIDUAL AND BRIGADE TRAINING / ADVANCED TRAINING / INDUSTRIAL-TECHNICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров А. Я.

В статье последовательно рассматриваются основополагающие вопросы развития в Советском Союзе профессионального обучения и его правового регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров А. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL TRAINING AND LAW DURING THE FORMATION OF SOCIALISM IN THE USSR

The article consistently addresses the fundamental issues of the development of vocational training and its legal regulation in the Soviet Union

Текст научной работы на тему «Профессиональное обучение и право в период становления социализма в СССР»

gs4 управление образованием ^d

петров А.Я.,

профессор НИУ «Высшая школа экономики», Академии труда и социальных отношений, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор,

e-mail: alexey.petrov@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРАВО В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В СССР

Аннотация. В статье последовательно рассматриваются основополагающие вопросы развития в Советском Союзе профессионального обучения и его правового регулирования.

Ключевые слова: профессиональное обучение, ученичество, ученики, школы фабрично-заводского ученичества, индивидуальное и бригадное обучение, повышение квалификации, индустриально-техническое образование.

PETROV A.YA.,

Professor NIU «Higher School of Economics», Academy of Labor and Social Relations, Honorary Worker of Higher Vocational Education of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor

VOCATIONAL TRAINING AND LAW DURING THE FORMATION OF SOCIALISM IN THE USSR

Annotation. The article consistently addresses the fundamental issues of the development of vocational training and its legal regulation in the Soviet Union.

Key words: vocational training, apprenticeship, pupils, schools of factory-factory apprenticeship, individual and brigade training, advanced training, industrial-technical education.

В науке советского трудового права выделялись четыре основных этапа в развитии норм, регулирующих профессиональную подготовку трудящихся:

1) возникновение и формирование правовых норм института ученичества (1917—1921 гг.);

2) развитие законодательства о производственном обучении в период восстановления народного хозяйства и строительства социализма (1922—1936 гг.);

3) правовое регулирование профессиональной подготовки трудящихся в период социализма (1937—1959 гг.);

4) правовое регулирование профессионального обучения на современном этапе (с 1960 г.) [2].

Правовые аспекты истории профессионального обучения в первые 10 лет Советской власти ранее рассматривались [6].

В связи с этим представляется логичным анализ этого важнейшего общественно - правового явления в условиях становления социализма.

Так, Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 августа 1928 г. «О минимальных нормах брони подростков в промышленности и в других отраслях народного хозяйства» предписывалось охватить фабрично-заводским, бригадным и индивидуальным ученичеством всех лиц, включенных в бронь предприятия.

Данный нормативный правовой акт предусматривал:

нормы брони подростков обязательны для государственных, кооперативных и частных предприятий с числом занятых в них рабочих (считая и членов артелей) не менее 10 человек. При количестве в 10 рабочих занятых в предприятии прием одного ученика обязателен;

все включенные в броню предприятий лица должны были охвачены организованными формами обучения в порядке фабрично-заводского, бригадного или индивидуального ученичества, при чем предприятия обязаны были отпускать

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

необходимые для организации обучения средства1.

Примечательно то, что в рассматриваемый период принимаются нормативные правовые акты, регулирующие повышение квалификации работников в определенных отраслях народного хозяйства и организацию курсов и кафедр, а также преподавание дисциплин по технике безопасности.

В частности, Постановлением СНК СССР от 29 июня 1929 «О мероприятиях по обеспечению безопасности работ и оздоровлению условий труда в горной промышленности» закреплялось:

организовать для десятников и подземных рабочих горной промышленности курсы по технике безопасности;

в целях обеспечения систематической подготовки работников по безопасности предложено организовать во всех высших горных технических учебных заведениях специальные кафедры по технике безопасности в горной промышленности, а в средних горных школах и техникумах - преподавание специальных дисциплин по технике безопасности.

Вместе с тем, на НКТ и ВСНХ Союза ССР возлагалась обязанность:

а) командировать за границу одного горного технического инспектора и одного инженера по технике безопасности для ознакомления с постановкой дела безопасности в горных предприятиях за границей и для изучения работ по вопросам безопасности, выполняемых заграничными исследовательскими институтами;

б) включать в планы заграничных командировок, начиная с 1929 - 1930 хозяйственного года, командировки горно-технических инспекторов и работников горных предприятий на европейские и американские предприятия горной промышленности, со специальной задачей изучения под углом зрения техники безопасности технических конструкций, организационных и технических мероприятий, а также сигнализационных и прочих предупредительных мер;

в) совместно организовать, начиная с 1929 -1930 года, специальные курсы по повышению квалификации кадров горно-технических инспекторов и техников по безопасности горных работ с пропускной способностью, рассчитанной на прохождение курса в них в трехлетний срок всех работников указанных категорий2.

Наряду с организацией обучения по безопасности работ принимались НПА по обучению отдельных категорий работников. Так, в Поста-

1 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.

2 СЗ СССР. 1929. № 44. Ст. 387. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

новлении СНК СССР от 03 июля 1929 г. «О мероприятиях по обеспечению народного хозяйства кадрами инженеров» отмечалась, в частности, необходимость:

а) повышения рабочего ядра в составе учащихся высших технических учебных заведений и рабочих факультетов;

б) численного роста пролетарской аспирантуры;

в) усиления органической связи теоретического обучения с производственным.

Кроме того, СНК отмечал, что:

а) ВСНХ Союза ССР не принял достаточных мер к планомерной переподготовке практиков, занимающих в промышленности ответственные должности и не имеющих специальной подготовки;

б) слабо протекало развертывание работ по повышению квалификации наличного состава специалистов.

В связи с этим СНК обязал ВСНХ Союза ССР и Народный Комиссариат Путей Сообщения:

а) развернуть курсы по переподготовке практиков и по повышению квалификации инженеров с таким расчетом, чтобы в течение 1929 - 1930 г. этими курсами было охвачено не менее 25% практиков, занимающих инженерские должности, и 10% инженеров, нуждающихся в повышении квалификации, а также широко поставить заочное обучение специалистов;

б) усилить развертывание курсов по подготовке рабочих и детей рабочих к поступлению в высшие технические учебные заведения и представить в двухмесячный срок планы развертывания этих курсов; обеспечить прохождение непрерывной производственной практики в 1929 - 1930 г. учащимся высших технических учебных заведений в количестве не менее, чем в три раза превышающем количество практикантов в 1928 - 1929 году, и принять меры к обеспечению успешности этой практики соответствующими организационно-техническими и материально-бытовыми условиями для учащихся и их руководителей.

Новые высшие технические учебные заведения должны являться, по преимуществу, школами нового типа с относительно сокращенными сроками обучения (3 - 4 года) и четкой установкой в своих учебных планах на подготовку инженеров с более резко выраженной и углубленной специализацией и с усиленной производственной практикой.

В 1929 - 1930 г. должно было быть командировано за-границу для повышения квалификации из числа молодых специалистов, окончивших высшие технические учебные заведения, а также индустриальные факультеты и отделения высших

учебных заведений, по всем ведомствам не менее 300 человек1.

Заметным явлением в истории правового регулирования профессионального образования и обучения было принятие Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 11 сентября 1929 «Обустановлении единой системы индустриально-технического образования», которым была определена основная задача системы индустриально-технического образования в Союзе ССР - подготовка работников определенного уровня квалификации применительно к практическим потребностям соответствующей отрасли народного хозяйства.

Программы и учебные планы учреждений индустриально-технического образования должны были осуществляться на основе теснейшей связи с производством и непрерывной производственной практики и обеспечивать четкую профессионально-техническую подготовку учащихся и усвоение ими необходимых политехнических и социально-политических знаний, а также давало учащимся законченную и конкретную производственную квалификацию [1].

В соответствии с перспективным планом социалистической реконструкции народного хозяйства, учреждениями индустриально-технического образования должны были подготавливаться основные типы специалистов с различными уровнями квалификации:

а) инженеры - руководящий производственно-технический персонал;

б) высший руководящий административно-технический персонал - заведующие крупными предприятиями, отделами трестов, синдикатов и т.д.;

в) техники - со средним техническим образованием, с резко выраженной производственной специализацией, руководящие определенным кругом внутрицеховых работ в крупной и средней промышленности или же работающие в качестве самостоятельных технических руководителей в предприятиях мелкой и кустарной промышленности;

г) младший административно-технический персонал с резко выраженной производственной специализацией, работающий под руководством инженеров и техников;

д) квалифицированные рабочие - непосредственные самостоятельные исполнители определенных производственных операций, высококвалифицированные рабочие с организаторскими функциями (бригадиры, установщики и т.п.), рабочие универсального типа с повышенной и средней квалификацией (слесаря, токаря и т.п.), рабочие

1 СЗ СССР. 1929. № 43. Ст. 382.

на расчлененных операциях (ватерщицы, ткачихи и т.п.).

Устанавливались три основные формы обучения и переподготовки, а именно:

а) школьное обучение;

б) дополнительное рабочее образование в учреждениях школьного типа, по преимуществу для занятых в производстве;

в) заочное обучение.

Как правило, ступени дополнительного рабочего образования и заочного обучения должны соответствовать ступеням школьного обучения.

Учреждения индустриально-технического образования школьного типа подразделялись на:

а) высшие технические школы для подготовки инженеров;

б) физико-математические и индустриально-технические факультеты и отделения высших учебных заведений для подготовки инженеров, а также научно-технических и исследовательских работников типа лаборантов;

в) промышленные академии для повышения квалификации высшего руководящего административно-технического персонала на производстве и в планово-регулирующих учреждениях;

г) средние технические школы (техникумы) для подготовки среднего технического персонала (техников);

д) профессионально-технические школы для подготовки младшего административно-технического персонала, со сроком обучения от 2 до 3 лет, для окончивших, как правило, школы-семилетки;

е) школы фабрично-заводского ученичества для подготовки, в соответствии с п. «д», квалифицированных рабочих;

ж) низшие профессионально-технические школы для подготовки работников мелкой и кустарной промышленности, со сроком обучения от 2 до 3 лет, для окончивших школы-четырехлетки.

Впервые в истории закреплялась система дополнительного рабочего обучения и образования:

а) курсы и учебные пункты производственно-технической и общеобразовательной подготовки для неквалифицированных рабочих, а также для рабочих, занятых в мелкой и кустарной промышленности, со сроком обучения различной продолжительности в пределах до 3 лет;

б) курсы повышения квалификации для рабочих крупной и средней промышленности, со сроком обучения различной продолжительности в пределах до 3 лет;

в) вечерние рабочие средние профессионально-технические школы для подготовки младшего административно-технического персонала, со сроком обучения от 2 до 3 лет;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

г) вечерние рабочие техникумы для подготовки техников, со сроком обучения от 3 до 4 лет;

д) вечерние рабочие высшие технические школы для подготовки инженеров, преимущественно с резко выраженной производственной специализацией, со сроком обучения от 3 до 4 лет;

е) курсы красных директоров для повышения производственно-технической и общеобразовательной подготовки высшего руководящего административно-технического персонала, со сроком обучения, как правило, от 2 до 3 лет;

ж) курсы для переподготовки практиков, находящихся на инженерно-технических должностях, а также для повышения квалификации инженеров и техников.

Кроме того, необходимо было в срочном порядке широко развернуть дополнительное рабочее образование и заочное обучение для подготовки и переподготовки кадров промышленности и транспорта, обратив особое внимание на переподготовку практиков, а также подготовку техников и квалифицированных рабочих1.

Постановление СНК СССР от 12 января 1930 г. «Об условиях труда в советских хозяйствах» обязывало хозяйственные органы:

1) своевременно по плану развернуть в размерах, обеспечивающих нормальное обслуживание советских хозяйств, сеть курсов по подготовке трактористов и по повышению квалификации сельскохозяйственных рабочих;

2) принимать на эти курсы в первую очередь батраков и батрачек.

Кроме того, в двухлетний срок следовало охватить обучением в школах сельскохозяйственного ученичества всю броню подростков в советских хозяйствах [5]. Советам народных комиссаров союзных республик было предложено обязать народные комиссариаты просвещения по соглашению с соответствующими объединениями советских хозяйств обеспечить в течение ближайшего года школами 1 ступени всех детей работников советских хозяйств и разработать план обеспечения работников крупнейших советских хозяйств школами 2 ступени и профессионально-техническими школами и курсами2.

В Постановлении ЦИК и СНК от 15 декабря 1930 г. «О порядке найма и распределения рабочей силы и о борьбе с текучестью рабочей силы» подчеркивалось, что огромные успехи социалистической индустриализации страны и быстрый темп колхозного и совхозного строительства привели к полной ликвидации безработицы.

В связи с этим стало необходимым, наряду с подготовкой новых рабочих кадров, наиболее

1 СЗ СССР. 1929. № 60. Ст. 553.

2 СЗ СССР. 1930. № 6. Ст. 70.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

полное и плановое использование наличной рабочей силы во всех отраслях народного хозяйства [4].

В частности, новеллой явилось то, что наем лиц, окончивших высшие учебные заведения и техникумы, должен был производиться на основании специальных законов о распределении их на работу.

Разрешалось производить наем учеников у кустарей и ремесленников, работающих единолично или с помощью не более двух наемных рабочих.

Рабочие и инженерно-технические работники, отличившиеся как организаторы ударных бригад, участники бригад или социалистических соревнований, а также проработавшие в одном предприятии продолжительное время, внесшие ценные рационализаторские предложения или сделавшие изобретения, пользовались следующими льготами:

их дети принимались в первую очередь в высшие учебные заведения, техникумы, на курсы и т. п.;

они командируются в первую очередь на другие предприятия в Союзе ССР и за - границу для изучения производства и повышения квали-фикации3.

С начала 30-х гг. центром профессиональной обучения рабочих стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и был определен курс на сокращение индивидуальной подготовки работников в сфере промысловой кооперации, ремесленного и кустарного производства [3].

В Постановлении СНК СССР от 8 июня 1931 г. №33 «О мероприятиях по улучшению работы школ фабрично-заводского ученичества, находящихся в ведении Высших Советов Народного Хозяйства Союза ССР и Союзных Республик» отмечалась необходимость реализовать в целях обеспечения подготовки 360 тысяч человек (контингента и приема учащихся 1931 года) и поднятие эффективности обучения в школах фабрично-заводского ученичества.

В связи с этим устанавливались следующие нормы (правила):

для максимального использования станков проводить производственное обучение в мастерских в 4 смены, но не позднее 10 часов вечера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дифференцированные сроки обучения для основных профессий, но не более двух лет;

в месячный срок проработать программы и учебные планы для школ ФЗУ;

распределить время на производственное и теоретическое обучение поровну;

выделить рабочие места и обеспечить немедленный переход учащихся школ ФЗУ после

3 СЗ СССР 1930. № 60, ст. 641.

прохождения производственной подготовки в учебных мастерских в цеха для продолжения производственного обучения1.

В развитие данного НПА Постановление НКТ СССР от 29 апреля 1932 г. № 75 «О продолжительности отпусков для учеников школ, гор-промучей, стройучей, совхозучей и т.п.» закрепило:

1. Учебно-производственный год во всех школах фабзавуча, горпромуча, стройуча, совхоз-уча и т.п. независимо от их ведомственной подчиненности установить в 30 декад. В течение остальных 6 декад ученикам указанных школ независимо от их возраста и характера профессии, по которой они проходят обучение, предоставляется отпуск.

2. Указанный отпуск в 6 декад предоставляется для использования в два срока: две декады в зимнее время (декабрь - февраль) и четыре декады в летнее время (июнь - сентябрь)2.

В соответствии с Постановлением ЦИК СССР № 72, СНК СССР № 1374 от 17 июля 1933 г. «Об ученичестве в промысловой кооперации, а также у некооперированных кустарей и ремесленников» основными формами профессионального обучения признавались:

а) состоявшие в системе промысловой кооперации школы фабрично-заводского, строительного, горнопромыслового и т.п. ученичества;

б) бригадный порядок обучения в общих мастерских промысловых кооперативных артелях. Индивидуальное ученичество на дому у кустарей и ремесленников (как кооперированных, так и некооперированных) допускалось только в тех районах и промыслах, где ученичество в организованных формах еще не могло быть поставлено промысловой кооперацией.

Учениками могли стать лица не моложе 15-ти лет и, как правило, являвшиеся членами промысловых кооперативных артелей. Ученики, проходившие индивидуальное ученичество у кустарей и ремесленников, а также те ученики, которые проходили обучение в организованных формах, но не желали состоять членами промысловых артелей, считались работающими по трудовому договору.

Ученики, окончившие обучение в промысловой кооперации в организованных формах, обязаны были после этого проработать в промысловой кооперации не менее двух лет3.

1 СЗ СССР. 1931. № 41. Ст. 285.

2 Официальный интернет-портал правовой информации. URLwww.pravo.gov.ru. Указанные нормы актуальны и для современного трудового законодательства. Прим. автора.

3 СЗ СССР 1933. № 47. Ст. 277. Постановление

ЦИК и СНК СССР «Об ученичестве в промысловой кооперации, а также у некооперированных кустарей и

В Постановлении ЦИК СССР и СНК СССР от 15 сентября 1933 года «О школах фабрично-заводского ученичества» отмечалось ряд недостатков в профессиональном обучении, а именно:

длинные сроки обучения, одинаковые для простых и сложных профессий;

перегруженные смежными предметами учебные планы;

подготовка по некоторым профессиям сверх производственной потребности;

выпускники школ ФЗУ не закрепляются на производстве, уходят на рабочие факультеты, в техникумы и высшие учебные заведения. В связи с этим:

запрещается переход окончивших школы ФЗУ в техникумы, вузы и втузы до отработки на производстве не менее трех лет по полученной профессии;

сокращается срок обучения рабочих массовых специальностей с двух лет до шести месяцев, а для высококвалифицированных групп профессий — до 1 года обучения;

перерабатываются все программы и учебные планы так, чтобы обучение у станка составляло не менее 80% от всего учебного времени, исключив подготовку по смежным производственным работам, не относящихся к получаемой профессии;

обеспечивается изучение каждым учеником только основных и самых важных операций по их специальности;

исключается из учебного плана политучеба; прекращается подготовка в школах ФЗУ рабочим профессиям, не требующим специального школьного обучения (клепальщики, сверловщики, листоправы и т. п.), а также требующим особенно длительной подготовки и большого практического опыта (наладчики станков и автоматов, машинисты турбинных двигателей, химики-лаборанты и т. д.).

Для приема на обучение рекомендуются дети рабочих и служащих, как правило, из числа ударников, на более квалифицированные специальности следовало отправлять лучших из подростков4.

ремесленников» утратило силу в декабре 1963 г. См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1963 г № 1971-У1 «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР по вопросам государственного социального страхования и социального обеспечения» // Ведомости Верховного Совета СССР 1963. № 51. Ст. 532.

4 Позитивно то, что в 20 - 30 годы акцент в правовом регулировании профессионального обучения сделан на профессии и специальности, а не на квалификацию (Ср. с гл. 32 Трудового кодекса РФ).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

Кроме того:

- устанавливался возраст учащихся, принимаемых в школы фабрично - заводского ученичества, не ниже 15-16 лет, а прием в школы фабрично - заводского ученичества производился из числа наиболее старательных, дисциплинированных, стремящихся на работу в производстве детей рабочих, служащих и в первую очередь ударников данного предприятия, преимущественно из окончивших семилетку;

- распределение принятых в школы фабрично - заводского ученичества по специальностям возлагалось на директоров предприятий, которые должны посылать на более квалифицированные специальности лучших из подростков;

- лучшие, наиболее старательные и способные ученики, досрочно усвоившие необходимые производственные навыки и дающие продукцию по часовым нормам взрослого рабочего, должны были оплачиваться по общей рабочей сетке заработной платы по разряду выполняемой ими работы.

Школа фабрично - заводского ученичества являлась составной частью завода (фабрики)1.

Таким образом, в начале 30-х годов сложилась система профессионального обучения в сфере промышленности и промысловой кооперации. Эта система функционировала в двух организационных формах:

школы фабрично-заводского ученичества

и бригадное обучение.

Индивидуальное профессиональное обучение, осуществлявшееся кустарями и ремесленниками, очевидно, играло вспомогательную роль.

Список литературы:

[1] Глебов В.Г. Ученический договор: монография. М.: Юрист, 2006.

1 СЗ СССР 1933. № 59. Ст. 357.

[2] Дрожжин В.А. Правовое регулирование подготовки рабочих кадров на производстве / Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Л., 1970.

[3] Занданов, И.В. Ученический договор как форма профессиональной подготовки и переподготовки работников: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

[4] История профессионального образования в России / Под науч. ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова Е.Г. Осовского. М.: «Профессиональное образование», 2003.

[5] Новикова Н.В. Правовое регулирование отношений по повышению квалификации в России: история и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2009.

[6] Петров А.Я. Профессиональное образование и обучение работников (персонала): правовые основы. Учебник. М.: Юрайт, 2019.

Spisok literatury:

[1] Glebov V.G. Uchenicheskij dogovor: monografiya. M.: YUrist, 2006.

[2] Drozhzhin V.A. Pravovoe regulirovanie podgotovki rabochih kadrov na proizvodstve / Avtoref. dis. ...kand. yurid. nauk. L., 1970.

[3] Zandanov, I.V. Uchenicheskij dogovor kak forma professional'noj podgotovki i perepodgotovki rabotnikov: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2011.

[4] Istoriya professional'nogo obrazovaniya v Rossii / Pod nauch. red. S. YA. Batysheva, A. M. Novikova E.G. Osovskogo. M.: «Professional'noe obrazovanie», 2003.

[5] Novikova N.V. Pravovoe regulirovanie otnoshenij po povysheniyu kvalifikacii v Rossii: istoriya i sovremennost': avtoref. dis. .kand. yurid. nauk. Perm', 2009.

[6] Petrov A.YA. Professional'noe obrazovanie i obuchenie rabotnikov (personala): pravovye osnovy. Uchebnik. M.: YUrajt, 2019.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.