Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РСФСР В 1918-1920-Х ГГ. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РСФСР В 1918-1920-Х ГГ. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕФОРМА / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / РСФСР / PROFESSIONAL EDUCATION / LEGAL REGULATION / REFORM / EDUCATIONAL INSTITUTION / SOCIALIST STATE / RSFSR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Татьяна Леонидовна

Актуальность исследования определена научной и практической значимостью возрастающей роли профессионального образования и формирования его правовых основ в современном российском обществе. В статье рассмотрен комплекс нормативно-правовых актов, заложивших основу системы среднего профессионального образования в первое десятилетие советской власти. В 1918-1920-х гг. в развитии правового регулирования в сфере среднего профессионального образования автором выделены следующие тенденции: поиск социалистических форм подготовки квалифицированных специалистов, централизация руководства профессиональным обучением, создание новой системы образования, базирующейся на основе положения о неразрывности связи профессионального образования с жизнью и практикой строительства социализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE RSFSR IN THE 1918-1920S. (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

The relevance of the study is determined by the scientific and practical significance of the growing role of vocational education and the formation of its legal foundations in modern Russian society. The article discusses a set of legal acts that laid the foundation for the system of secondary vocational education in the first decade of Soviet power. The author identified the following trends in the development of legal regulation in the field of secondary vocational education in the 1918-1920s.: the search for socialist forms of training qualified specialists, the centralization of vocational training management, the creation of a new education system based on the provision on the inextricability of the connection between vocational education and the life and practice of building socialism.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РСФСР В 1918-1920-Х ГГ. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

УДК 340/1

DOI 10.23672/SAE.2020.2020.61563

Соколова Татьяна Леонидовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний taniavol@yandex.ru

Tatyana L. Sokolova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines, Vologda Institute of Law and Economics Federal Penitentiary Service taniavol@yandex.ru

Правовое регулирование в сфере среднего профессионального

ОБРАЗОВАНИЯ В РСФСР В 1918-1920-х гг. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Legal regulation in the field

OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE RSFSR IN THE 1918-1920s. (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

Аннотация. Актуальность исследования определена научной и практической значимостью возрастающей роли профессионального образования и формирования его правовых основ в современном российском обществе. В статье рассмотрен комплекс нормативно-правовых актов, заложивших основу системы среднего профессионального образования в первое десятилетие советской власти. В 1918-1920-х гг. в развитии правового регулирования в сфере среднего профессионального образования автором выделены следующие тенденции: поиск социалистических форм подготовки квалифицированных специалистов, централизация руководства профессиональным обучением, создание новой системы образования, базирующейся на основе положения о неразрывности связи профессионального образования с жизнью и практикой строительства социализма.

Ключевые слова: профессиональное образование, правовое регулирование, реформа, учебное заведение, социалистическое государство, РСФСР.

Annotation. The relevance of the study is determined by the scientific and practical significance of the growing role of vocational education and the formation of its legal foundations in modern Russian society. The article discusses a set of legal acts that laid the foundation for the system of secondary vocational education in the first decade of Soviet power. The author identified the following trends in the development of legal regulation in the field of secondary vocational education in the 1918-1920s.: the search for socialist forms of training qualified specialists, the centralization of vocational training management, the creation of a new education system based on the provision on the inextricability of the connection between vocational education and the life and practice of building socialism.

Keywords: professional education, legal regulation, reform, educational institution, socialist state, RSFSR.

Данная статья является продолжением исследования, которое было опубликовано в журнале «Юридическое образование и наука» в 2019 г. в № 2.

После прихода к власти в октябре 1917 г. большевикам необходимо было перестроить систему профессионального образования и обеспечить связь образования с новыми политическими и хозяйственными задачами, стоящими перед государством. С ноября 1917 до начала 1918 гг. происходит создание нового аппарата управления образованием, и вырабатываются основные направления развития образования, в том числе и профессионального. В качестве первоочередных задач выдвигались: достижение в кратчайший срок всеобщей грамотности, введение всеобщего, обязательного и бесплатного обучения через организацию единой для всех граждан

светской школы, подготовка учительских кадров, обеспечение учащимся возможности перехода в высшее учебное заведение.

1 и 9 ноября 1917 г. были опубликованы декреты «О народном просвещении» и «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению» [2, с. 59-60]. Государственная комиссия по просвещению была создана с целью координации и контроля деятельности учебных учреждений. Рабочим органом Государственной комиссии по просвещению являлся Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос).

Также в ноябре 1917 г. был принят Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, упразднивший все сословия, чины и связанные с ними привилегии и ограничения. Во исполнение Декрета ликвидировались привилегированные

учебные заведения (кадетские корпуса, гимназии и реальные училища, институты благородных девиц и другие), отменялись формы и учебные знаки всех учебных заведений, подчеркивавшие сословное неравенство учащихся, а также все привилегии, связанные с образовательным цензом. Всем окончившим учебные заведения выдавалось единое свидетельство об усвоении предметов и выполнении учебной программы.

Постановлением Наркомпроса от 20 января 1918 г. должности попечителей учебных округов, главных и окружных инспекторов, директоров и инспекторов народных училищ упразднялись. Все делопроизводство передавалось отделам народного образования при местных советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [5]. Организационные формы управления народным образованием закрепило принятое Совнаркомом РСФСР 26 июня 1918 г. положение «Об организации дела народного образования в Российской республике», которое сохраняло общее руководство народным образованием за Государственной комиссией по просвещению во главе с Наркомом. К ведению Государственной комиссии относились: выработка общего для республики плана организации народного образования и установление общих его принципов; объединение просветительной работы па местах; составление общегосударственной сметы и распределение средств, назначаемых на общефедеральные просветительные нужды [3, с. 56-58]. Руководить народным просвещением на местах должны были исполкомы местных Советов через свои отделы народного образования. Основные пункты положения «Об организации дела народного образования в Российской республике» получили организационное закрепление в Конституции РСФСР 1918 г. Дальнейшее развитие органов по руководству народным образованием проходило в общем плане устранения сепаратизма и усиления централизации государственного аппарата. Все руководство основными областями культурного строительства сосредоточилось в Нарком-просе РСФСР, состоявшем из четырех главных управлений: социального воспитания, политехнических школ и высших учебных заведений (Главпрофобр), внешкольного образования и Государственное издательство. В 1921 г. Главпрофбр, был преобразован в Управление профессионального образования. Местными органами народного образования оставались губернские и уездные отделы народного образования. В целом, к началу 1920-х годов организационная работа в сфере образования, в том числе и профессионального, была закончена.

Профессионально-техническое образование строилось на следующих принципах: классовый подход сочетание профессионального образования с общеобразовательным, взаимосвязь всех ступеней образования. Согласно Постановлению «О преобразовании технических школ в единую трудовую школу» от 30 октября 1918 г. все виды ремесленных и технических школ были преобразованы в общеобразовательные школы I и II ступени, что привело к почти полной ликвидации профессиональных учебных заведений, созданных в России до революции, и потере преподава-

тельских кадров [1, с. 6]. В январе 1920 г. Нарком-прос принял «Декларацию о профессионально-техническом образовании в РСФСР». В документе отмечалась необходимость развития профессиональных школ различных типов, школьного и внешкольного профессионального образования молодежи и взрослых, укрепления материально-технической базы учебных заведений. В конце апреля 1920 г. Главпрофобром были утверждены типы профтехнических заведений, программы которых предусматривали преемственность, обеспечивавшую возможность достижения образования от профессионально-технических курсов до Высшего технического училища.

В июле 1920 г. в РСФСР была введена революционная мера - учебная профессионально-техническая повинность. В соответствии с декретом «Об учебной профессионально-технической повинности» [4, с. 26], все работающие в возрасте от 18 до 40 лет подлежали обязательной профессионально-технической подготовке и переподготовке на краткосрочных курсах (за исключением лиц, имевших подготовку не ниже бывших ремесленных училищ или обучавшихся в технических учебных заведениях). Курсы для рабочих, занятых в производстве, содержались за счет этих предприятий. Во время обучения рабочий день сокращался до шести часов при сохранении заработной платы.

В 1920 г. было утверждено «Положение о профессионально-технических школах», в 1921 - положения о заводском ученичестве в металлообрабатывающей промышленности, о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в 1924 - новое положение о школах ФЗУ. В 1920-е гг. Главпрофобром был разработан примерный учебный план: для школ фЗу 60-65 % учебного времени отводилось на производственное и 3540% на теоретическое обучение. Объединяя общее, профессиональное и политическое образование подростков, сочетая обучение с производительным трудом, школы ФЗУ стали новым, социалистическим типом профессиональных учебных заведений для рабочей молодёжи.

В основу профессионально-технического образования был положен классовый подход. Так, согласно Инструкции о порядке приема в практические институты, техникумы и профтехшколы Москвы и Московской губернии, утвержденной Президиумом Коллегии Главпрофобра 5 мая 1922 г., в первую очередь шли дети детдомов, подростки, работавшие в производстве, учащиеся школ фабрично-заводского ученичества, дети школьных работников, члены РКП (б) или комсомола, члены профсоюза, бывшие красноармейцы-фронтовики или их дети и, наконец, все прочие лица с предпочтением лицам пролетарского происхождения. Примерно так же проходил прием в профессиональные учебные заведения по всей стране.

Для регулирования среднетехнического образования в июне 1921 г. было принято Положение о техникумах. Им предусматривалась широкая сеть техникумов на основе семилетнего общего образования и открытия подготовительных отделений, доводящих учащихся до второй ступени.

Техникум создавался как специальное учебное заведение, имеющее целью сообщение специальных технических знаний в определенной области лицам, прошедшим не менее 2-х летнее обучение в школе 11-й ступени. Все техникумы находились в непосредственном ведении Главного Комитета профессионально-технического образования.

В целом, 1918-1920 гг. - это период поисков наиболее рациональных форм профессионально-технического образования, установления соотношения общего и профессионального образования, становление системы профессионально-технического образования.

Большое значение Советская власть уделяла подготовке и переподготовке педагогических кадров. В июне 1919 г. было принято постановление Наркомпроса РСФСР о преобразовании учительских семинарий в институты народного образования, в которые принимались юноши и девушки не моложе 16 лет. В июне 1921 г. Главпрофобр принял новую структуру педагогических учебных заведений. Основными типами педагогических учебных заведений стали учительские краткосрочные курсы, педагогические техникумы, педагогические институты народного образования, педагогические факультеты при университетах. Реорганизация учебных педагогических заведений в 1921 г. была связана с общей перестройкой всей системы народного образования, в результате которой временно основным типом школы вместо

Литература:

1. Алексеева Т.Г. Становление системы среднего и начального профессионально-технического образования в период 1917-1928 гг. : автореферат дис. ... к.п.н. 13.00.01. Ульяновск, 2005. 190 с.

2. Декреты Советской власти: [сборник] / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Институт истории Академии наук СССР ; [редакционная комиссия: Г.Д. Обичкин и др.]. Т. I. 25 октября 1917 -16 марта 1918. М. : Государственное издательство политической литературы, 1957. 650 с.

3. Декреты Советской власти: [сборник] / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Институт истории Академии наук СССР; [редакционная комиссия: Г.Д. Обичкин и др.]. Т. II. 17 марта -10 июля 1918 г. М. : Государственное издательство политической литературы, 1959. 560 с.

4. Декреты Советской власти. Июнь - июль 1920 г. / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Ин-т истории СССР АН СССР. М. : Политиздат, 1978. Т. IX. 460 с.

5. Постановление Наркомпроса РСФСР от 20.01.1918 «Об упразднении должностей директоров, инспекторов народных училищ, и губернских дирекций и инспекций. URL : http:// lawru.info/dok/1918/01/20/n1206253.htm (дата обращения 16.03. 2020).

девятилетки стала школа-семилетка. На базе этих школ должны были работать педагогические техникумы. Их задачей ставилась подготовка учителей для школ I ступени в связи с реализацией намеченного в перспективе перехода к всеобщему обязательному начальному обучению и ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В августе 1921 г. Главпрофобр утвердил Устав и учебные планы педтехникумов, которые возникли из постоянных педагогических курсов, преобразованных, в свою очередь, из учительских семинарий.

В 1918-1920-х гг. советское правительство реформировало старую и создавало новую систему профессионального образования. Правительство за рассматриваемый период издало несколько десятков различных положений, декретов, и постановлений. В целом, политика большевиков в области профессионального образования была направлена на поиск новых, социалистических форм подготовки квалифицированных специалистов, централизацию руководства делом профессионального обучения и создание новой системы профессионального образования. Становление системы профессионально-технического образования в рассматриваемый период происходило на основе положения о ведущей и направляющей роли партии в развитии профессионально-технического образования и о неразрывности связи профтехобразования с жизнью и практикой строительства социализма.

Literature:

1. Alekseeva T.G. Formation of the system of secondary and primary vocational education in the period 1917-1928 : abstract of dis. ... Ph.D. 13.00.01. Ulyanovsk, 2005. 190 p.

2. Decrees of the Soviet government: [collection] / Institute of Marxism-Leninism under the Central Committee of the CPSU, Institute of History of the USSR Academy of Sciences; [editorial committee: G.D. Obichkin et al.]. T.I. October 25, 1917 -March 16, 1918. M. : State Publishing House of Political Literature, 1957. 650 p.

3. Decrees of the Soviet government: [collection] / Institute of Marxism-Leninism under the Central Committee of the CPSU, Institute of History of the USSR Academy of Sciences; [editorial committee: G.D. Obichkin et al.]. T. II. March 17 - July 10, 1918 M. : State Publishing House of Political Literature, 1959. 560 p.

4. Decrees of the Soviet government. June - July 1920 / Institute of Marxism-Leninism under the Central Committee of the CPSU, Institute of History of the USSR Academy of Sciences of the USSR. M. : Politizdat, 1978. T. IX. 460 p.

5. Resolution of the People's Commissariat of the RSFSR of 01.20.1918 «On the abolition of the posts of directors, inspectors of public schools, and provincial directorates and inspections». URL : http://lawru.info/dok/1918/01/20/n1206253. htm (accessed March 16, 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.