Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Былкова С.В., Акопян Г.А.

Рассматриваются основные этапы формирования системы профессионального образования в России и нормативно-правовые акты, регулировавшие образовательную деятельность. Особое внимание уделяется влиянию на эту систему политических и социально-экономических реалий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA: A RETROSPECTIVE ANALYSIS

The article examines the process of formation of the system of vocational education in Russia, analyzes its main stages, and lists the normative legal acts that regulated educational activities in various periods. The authors pay special attention to the influence of political and socio-economic processes taking place in Russia on the system of vocational education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 433

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ С. В. Былкова, Г. А. Акопян

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Рассматриваются основные этапы формирования системы профессионального образования в России и нормативно-правовые акты, регулировавшие образовательную деятельность. Особое внимание уделяется влиянию на эту систему политических и социально-экономических реалий России.

Ключевые слова: профессиональное образование, развитие образования в России, история профессионального образования, нормативно-правовая база образования, образовательная организация, учебное заведение.

VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA: A RETROSPECTIVE ANALYSIS S. V. Bylkova, G. A. Akopyan

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article examines the process of formation of the system of vocational education in Russia, analyzes its main stages, and lists the normative legal acts that regulated educational activities in various periods. The authors pay special attention to the influence of political and socio-economic processes taking place in Russia on the system of vocational education.

Keywords: vocational education, development of education in Russia, history of vocational education, legal framework of education, educational organization, educational institution.

Введение. Профессиональное образование — процесс и результат профессионального становления и развития личности. Обучающийся овладевает знаниями, умениями, навыками и компетенциями по профессии или специальности. В итоге он получает возможность участвовать в трудовой деятельности, которая представляет собой базу развития производительных сил общества.

Система профессионального образования включает множество элементов. Из них основные:

- цели и уровни образования;

- нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- учреждения образования;

- формы обучения.

Основная часть. В России система профессионального образования стала формироваться при Петре I, однако некоторые ее элементы существовали раньше.

Цель данной работы — анализ становления отечественной системы профессионального образования и ее современного состояния.

Относительно уровня образования в Киевской Руси сложно сделать однозначный вывод. Ряд историков считают, что население страны в тот период было малограмотным. Таких взглядов придерживался, например, член Общества истории и древностей российских П. Н. Милюков. Однако в ходе археологических исследований обнаружены многочисленные свидетельства широкого распространения грамотности среди представителей различных социальных слоев. Это надписи на предметах, сооружениях, берестяные грамоты и документы, фиксирующие имущественные права.

Молодой исследователь Дона №5(38) 2022

В период правления Ярослава Мудрого появились школы «учения книжного» в Киеве и Новгороде, а затем — в других городах. В этих заведениях изучали три основные гуманитарные науки (тривиум): грамматику, риторику и логику.

Основной формой профессионального образования до конца XVII века было ремесленное ученичество. Это передача знаний и умений лично от наставника и, как правило, в его мастерской. Большую роль в развитии профессионального образования на Руси сыграли приглашенные византийские специалисты. Для обучения стали выбирать учеников, владеющих грамотой, потому что знания нужны были для освоения ремесла. Наряду с индивидуальным обучением развивалось групповое, но даже это не решало проблему дефицита квалифицированных кадров. Они были очень нужны и в ремесленном производстве, и на государственной службе.

XVII век характеризуется развитием ремесленного производства и углублением его специализации. Это требовало увеличения количества профессиональных образовательных учреждений. Преобладающей формой обучения оставалось государственное и частное ремесленное ученичество.

Дети осваивали такие ремесла, как кузнецкое, ткацкое, колокольное и многие другие. Некоторые мастера обучали торговле, грамоте и письму. Девочки могли получить навыки швей или даже золотошвеек, кружевниц и пр.

Социальный состав обучающихся был довольным однородным. В большинстве случаев в мастера выходили дети посадских людей. Реже — из семей государственных или военных служащих, придворных и иностранцев.

Уже в те времена взаимные права и обязанности мастера и ученика фиксировались в специальных юридических актах — «жилых» («учебных») записях. В частности, указывался срок обучения (как правило, 5 лет). В большинстве случаев овладевший ремеслом должен был несколько лет работать на учителя, чтобы компенсировать расходы мастера за время обучения. А мастер был обязан делиться всеми профессиональными секретами. Составление жилых записей фиксировалось в приказах, что отражало государственный контроль за частным обучением.

Государственное обучение организовывали при приказах, а также при Оружейной, Золотой и Серебряной палатах. Так формировалась система дворцовых мастерских палат. Наставников для этих государственных учреждений тщательно выбирали из среды городских ремесленников и из приглашенных иностранных мастеров. Администрация государственных учреждений оценивала навыки и умения людей, которым предстояло стать учителями. В качестве экзамена претенденты выполняли работу на заказ.

Важнейшей отличительной чертой государственного образования было обучение не только ремеслам, но и другим профессиям. Так, в середине XVII века появились посольские, лекарские, типографские школы.

На русском и на иностранных языках выпускались и поступали в библиотеки при приказах учебные пособия, но такая литература была в дефиците.

Для обучения обязательно оформляли поручные записи, которые фиксировали обязанности учеников. Мастера несли ответственность за свою работу не перед учениками, а перед приказами или дворцовыми палатами, поэтому работу наставников курировала администрация государственных учреждений. За каждым мастером закрепляли определенное количество штатных мест, т. е. учеников.

Еще одно отличие государственного обучения от частного — отсутствие четко установленного срока ученичества. В школах при приказах период обучения определялся индивидуально для каждого ученика и зависел от его знаний и способностей. Практиковался и

перевод обучающихся от одного мастера к другому (смена специальности), но только в случае наличия штатных мест.

Для утверждения окончания обучения и перевода ученика в разряд мастера наставник или его подопечный составляли письменную просьбу (челобитную). Ученик показывал профессиональные навыки, выполняя работу по профилю. Ее оценивала комиссия, в которую входили учитель и независимые эксперты. На основании их заключения принималось решение о переводе ученика в мастера.

Государственное профессиональное образование носило более упорядоченный, системный характер, однако до конца XVII века российская молодежь в основном училась у мастеров-частников.

Важнейшие изменения произошли во время правления Петра I. Создается сеть государственных учебных заведений и нормативно-правовая база их деятельности. Происходит секуляризация (вывод из-под контроля церкви) образования.

Для формирования высококвалифицированных кадров организуется «ступенчатая» система учебных заведений: в зависимости от способностей и намерений учащийся прекращал образование на определенном уровне или двигался дальше. Начальная ступень — цифирные школы, работавшие по всей стране. В них обучались дети 10-15 лет для последующей государственной светской и военной службы на низших должностях. Это был подготовительный этап к получению профессионального образования более высокого уровня. Система во многом оставалась сословной, поэтому дети из низших слоев часто ограничивались цифирной школой.

Для детей солдат и матросов открывали специальные учебные заведения — гарнизонные и адмиралтейские школы. Здесь готовили младший командный состав армии и флота. Первая гарнизонная школа начала работу в 1698 году при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету, артиллерийскому делу, а в 1721 году вышел указ о создании школ во всех полках. В 1719 году в Петербурге открыли первую адмиралтейскую школу, затем такие заведения появились в Ревеле и Кронштадте [1].

Следующей ступенью были профессиональные школы. Их выпускники могли занимать более высокие посты в гражданской и военной службе. Так, в 1701 году по приказу Петра I в Москве открылась Школа математических и навигационных наук, которая готовила моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей для других школ и т. д. Здесь на полном государственном обеспечении обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в возрасте от 12 до 20 лет. В 1703 году специальность получали 300 человек, в 1711 -м — 500. Курс состоял из трех ступеней: начальной (письмо, чтение, грамматика и арифметика), цифровой (арифметика, геометрия, тригонометрия), высшей (навигация). Учащиеся навигаторских классов проходили практику на кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог [2].

В начале XVIII века открывались новые учебные заведения — Московская инженерная школа, Петербургская инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа. В них учились преимущественно дворяне. Специализированные учебные заведения появились также для подготовки врачей и государственных служащих.

Высшей ступенью образования в XVIII веке была созданная по приказу Петра I Академия наук, в которую вошли университет и гимназия. Ее открыли после смерти императора, однако сохранились сведения о его личном активном участии в разработке устава организации. Петр I хотел, чтобы Академия стала центром российской науки, управляла всеми учебными заведения в стране и готовила национальные преподавательские кадры. Именным указом от 28 января 1724 года «Об учреждении Академии наук и художеств» определялись уровни обучения в

Молодой исследователь Дона №5(38) 2022

университете при Академии, содержание образовательных программ, обязанности преподавателей и кураторов.

Таким образом, реформирование образования было одним из приоритетов Петра I. Он понимал, что без квалифицированных кадров Россия не сможет совершить прорыв в экономике, промышленности, военном деле. О важности сферы образования говорит следующий факт: ее не отдали в ведение какой-либо коллегии, вопросами образования занимались лично Петр I и Сенат. В качестве примеров приведем именные указы императора: от 14 января 1701 года «Об учреждении Школы математических и навигацких наук», от 28 ноября 1717 года «О учении детей матросских артиллерии, а матросов грамоте и арифметике», от 11 января 1719 года «О Морской академии». В данных нормативно-правовых актах подробно описывалась организация деятельности образовательных учреждений, определялись преподавательский состав, содержание учебных программ, а также вопросы материального обеспечения.

Петровские реформы образования привели к значительному росту грамотности населения, увеличению количества квалифицированных кадров для государственной службы и промышленности. Однако оставались препятствия, которые следовало преодолеть. Во-первых, образование оставалось сословным. Во-вторых, при Петре I обучение было направлено в первую очередь на получение технической, военной или инженерной специальности.

Образовательную политику Петра I отчасти продолжили его преемники: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна. При них открылись сухопутный и морской кадетские корпуса, а также пажеский корпус. Многие петровские профессиональные школы закрылись. Акцент в обучении стал смещаться с технических и военных специальностей на творческие и художественные. Развивались сословные (прежде всего дворянские) учебно-воспитательные учреждения. Так, при императрице Анне Иоанновне открылись первая в России танцевальная школа и духовная семинария, а при Елизавете Петровне — Академия художеств.

Во второй половине XVIII века (в 1755 году) основан Московский университет и две гимназии при нем: для дворян и для разночинцев. Так в России появилась преемственная система среднего и высшего образования. Идея создания Московского университета принадлежала Михаилу Васильевичу Ломоносову, который стал профессором университета и управлял гимназиями. Он разработал «Регламент академической гимназии», определивший учебную программу, а также методы обучения — систематические упражнения, задания для самостоятельной работы и публичные выступления. Московский университет состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Заслугой М. В. Ломоносова и его учеников считается появление нового типа ученого-исследователя, который должен служить Отечеству.

Новый этап образовательных реформ начинается в России в период просвещенного абсолютизма, т. е. при Екатерине II. Императрица изучила тенденции европейского образования, его организацию и педагогические идеи. Процесс обучения нацелили на всестороннее развитие личности. Создали Общество для благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764 год), Общество для девиц мещанского сословия (1765 год), Академия художеств выделилась в самостоятельное учреждение.

При Екатерине II открылся Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей. Здесь сироты могли освоить ремесла, подготовиться к будущей трудовой деятельности.

Важнейший документ в сфере профессионального образования того периода — «Новый устав сухопутного кадетского корпуса». Он относился к конкретному учебному заведению, однако основные положения распространялись и на другие организации профессионального образования.

Молодой исследователь Дона №5(38) 2022

Согласно этому Уставу, дети начинали учиться в 5-6 лет, срок обучения достигал 10-12 лет. Документ определял и классифицировал изучаемые предметы.

Таким образом, при Екатерине II, как и при Петре I, образование остается одной из приоритетных задач государственного регулирования. Императрица лично управляла системой образования. Обучение сфокусировали на всестороннем развитии личности. Образование оставалось сословным (создавались отдельные заведения для дворян и мещан). Крепостные крестьяне не допускались в учебные заведения.

Павел I предпринял попытку формирования системы бессословного образования. В Школе практического земледелия и Рисовальном училище слушателями могли быть крепостные.

В конце XVIII века в Российской империи насчитывалось около 550 различных учебных заведений, в том числе 400 народных училищ, более 60 духовных семинарий и столько же сословных закрытых заведений. В них обучались 62 тыс. человек [3].

Правление Александра I вошло в историю России как время либеральных преобразований. Они коснулись практически всех сфер жизни общества. В 1802 году создается Министерство народного просвещения — первый орган управления образованием в России. В 1804 году издаются «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Эти документы определили структуру образования. Она включала приходские и народные училища, гимназии и университеты. Кроме того, территорию страны поделили на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Виленский.

Учебным и научным центром каждого округа был университет. Ректор и профессора давали профессиональные знания студентам и контролировали деятельность гимназий своего округа. Руководители гимназий курировали организацию обучения в народных училищах. Такая система обеспечивала преемственность образовательных программ на разных уровнях обучения.

«Устав университетов Российской империи» 1804 года закрепил их автономию. Кандидаты на должность ректора и профессоров университета не назначались органом управления образования, а выбирались сотрудниками университета.

При Александре I представители низших слоев населения могли поступить в гимназию и даже университет, если успешно осваивали учебные программы предыдущих уровней. Однако Николай I лишил их такой возможности, издав соответствующий указ в 1827 году. Система образования вернулась к строгой сословности, переход с первых двух уровней (приходские и уездные училища) на более высокие (гимназии и университеты) стал невозможен. Реформы Николая I коснулись и университетов. Новый университетский устав 1828 года ограничил их автономию. Особое внимание уделялось военному обучению. Были созданы Императорская военная, Артиллерийская и Инженерная академии.

При Александре II система образования развивается в том же направлении, что и при Александре I. Университетский устав 1863 года возвращает автономию. Появляются нормативно-правовые акты, регулирующие начальное и среднее образование, — «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах». Они закрепляют доступное, всесословное образование. В 1875 году издается указ о создании системы реальных училищ.

Реформы Александра II дают положительные результаты. Используются разные формы обучения, открывается много высших технических учебных заведений. В результате резко повышается уровень грамотности населения [4].

Этот период подъема образования не продлился долго. В 1881 году на престол взошел Александр III, который продолжил курс, намеченный Николаем I. В 1887 году был издан циркуляр «о кухаркиных детях», согласно которому в гимназии больше не принимались дети из низших

Молодой исследователь Дона IfjiHfl №5(38) 2022

сословий. Снова отменили автономию университетов, ужесточили цензуру газет, публикаций, научных работ студентов и преподавателей, увеличили имущественный ценз при поступлении.

При Николае II, сменившем Александра III, открывались новые учебные заведения, рос уровень грамотности населения, образование снова стало бессословным.

Таким образом, реформирование системы профессионального образования носило цикличный характер. Преемственность образовательных программ, автономия университетов, бессословное образование то вводились, то отменялись, из-за чего реформы оказывались недостаточно эффективными. Несмотря на это, в начале XX века система образования России была одной из самых развитых в мире. Высшее образование при Николае II считалось очень качественным. С 1894 по 1917 год число вузов выросло с 48 до 118, в высших технических заведениях России училось в два раза больше студентов, чем в вузах Германии, Франции, Австро-Венгрии. Но количество обучающихся на тысячу человек было еще очень низким (59). Это означало, что образование по-прежнему не было доступно для большей части населения страны [4].

После революции 1917 года наступил качественно новый этап в истории России, что отразилось на системе профессионального образования. 5 июня 1918 года издан декрет «О передаче в ведение народного комиссариата просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств». С 1917 по 1922 год опубликовано более 20 нормативно-правовых актов, регулирующих сферу профессионального образования.

С 1919 года профессиональным образованием управлял Главный комитет профессионально-технического образования. Техникумы готовили инженеров и их помощников. Появились фабрично-заводские школы с 4-летним сроком обучения. Задействовались другие формы профессионального образования: курсы, студии, школы рабочих подростков и т. д. В 1921 году было 1350 таких заведений. В них учились более 67 тыс. человек [5].

В 1929 году школы фабрично-заводского ученичества перешли в ведение наркоматов и ведомств. Образование сфокусировалось на формировании практических навыков. Обучение часто проходило в цехах базовых предприятий. Приоритетом была подготовка кадров по массовым рабочим специальностям, в которых остро нуждалась страна эпохи индустриализации. В СССР организовали 1549 школ и училищ, в которых можно было получить более 400 профессий и специальностей [5].

В 1940 году стартовал важнейший процесс формирования государственных трудовых резервов, что способствовало созданию единой системы профессионального технического образования. Вышло постановление Совета народных комиссаров СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения». В школах фабрично-заводского обучения специальность осваивалась за 6 месяцев, а в училищах, ведущих подготовку квалифицированных рабочих, — за 2 года.

К маю 1941 года таким образом подготовили 250 тыс. рабочих, а за годы Великой Отечественной войны — 2,5 млн человек. В 1941-1958 годы система государственных трудовых резервов дала народному хозяйству СССР более 10 млн молодых квалифицированных рабочих [5].

В то время в СССР сложилась уникальная система профессионального образования, цель которой — обеспечение квалифицированными кадрами экономики и промышленности страны. Появился орган управления образованием, сформировалась нормативно-правовая база и сеть учебных заведений.

В 1959 году произошли серьезные изменения в системе профессионального образования СССР. Существовавшие на тот момент школы фабрично-заводского обучения и

Молодой исследователь Дона №5(38) 2022

училища реорганизовали в профессионально-технические училища (ПТУ). Срок обучения в них зависел от сложности специальности — от 1 до 3 лет.

В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования, в которых обучались 2,4 млн человек [5].

К концу 60-х годов профессиональные технические училища преобразовали в средние профессиональные учебные заведения со сроком обучения 3-4 года.

В стране сложилась эффективная система профессионального образования, которая готовила кадры для всех отраслей народного хозяйства более чем по 500 специальностям [5].

После реформ 90-х годов ХХ века в Российской Федерации возникла необходимость восстановления системы профессионального образования. Первый шаг в данном направлении — создание нормативно-правовой базы.

В ст. 43 Конституции РФ 1993 года, как и в конституции СССР, закреплено право каждого человека на образование, гарантирована бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, а также высшего образования на конкурсной основе. Декларируется обязательность общего образования [6].

Современное образование в России регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями. Их обязаны соблюдать:

- педагогические работники;

- обучающиеся;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность;

- органы государственной власти, обеспечивающие управление системой образования.

Федеральные государственные органы управления образованием — это Министерство

просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.

Федеральный закон от 29.10.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует работу многоступенчатой системы образования (общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное).

Уровни профессионального образования:

- среднее профессиональное;

- высшее (бакалавриат);

- высшее (специалитет, магистратура);

- высшее (подготовка кадров высшей квалификации) [7].

Среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Эту задачу решают техникумы и колледжи. Постоянно растет число выпускников школ, которые выбирают среднее образование. Это связано с тем, что в техникумах и колледжах сочетаются общее и профессиональное образование, то есть здесь осваивают программу общеобразовательной школы и получают профессию.

В 2020/2021 учебном году в 3273 средних специальных заведениях учились 2759,8 тыс. студентов, из них 2318,6 тыс. занимались очно.

Цель высшего образования в РФ — подготовка высококвалифицированных кадров. Его ступени: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. Эта иерархия формирует систему непрерывного образования в институтах, университетах и академиях.

Студенты бакалавриата после подтверждения знаний по выбранному направлению подготовки получают академическую степень бакалавра. Она дает право продолжить обучение на следующей ступени образования (магистратура) или трудоустроиться.

Молодой исследователь Дона IfjiHfl №5(38) 2022

Специалитет включает еще и специальную подготовку по выбранному направлению. Выпускник имеет право продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре, ординатуре, ассистентуре-стажировке.

Магистратура предполагает выпуск обучающихся с более глубокой специализацией. Данный вид образования получают выпускники бакалавриата и специалитета вне зависимости от того, какое направление подготовки они освоили. В магистратуре можно выбрать другую специальность, а после освоить программу подготовки кадров высшей квалификации.

В 2020/2021 учебном году в 710 высших учебных заведениях обучались 4049,3 тыс. студентов, из них 2429,3 тыс. занимались очно.

На конец 2020 года 1215 учреждений вели подготовку кадров высшей квалификации (образовательные, научно-исследовательские организации). В них учились 126 тыс. человек.

Изменения в системе образования неразрывно связаны со спросом на рынке труда. Учебные заведения должны готовить специалистов, которые нужны экономике. В настоящее время во всем мире активно развиваются отрасли, связанные с информационными технологиями. Экономике нужно все больше программистов, графических и промышленных дизайнеров, инженеров-робототехников. Предприятия по-прежнему ищут квалифицированных рабочих — механиков, наладчиков и др. Специалисты рынка труда предполагают, что в ближайшие десятилетия могут исчезнуть такие профессии, как бухгалтер, диспетчер, банковский операционист, турагент, нотариус, почтальон, оператор call-центра. Высказывается мнение, что их функции будут выполнять новые технологические и цифровые продукты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Профессиональное образование в России имеет долгую историю становления и развития. С течением времени формировались элементы современной системы образования, а именно его уровни, формы, нормативные и методические документы [8]. Система профессионального образования складывалась под влиянием политического, социального и экономического устройства России. Менялись цели обучения, его приоритеты, виды и формы. Профессиональное образование подстраивалось под внутриполитические изменения, которые создавали условия для развития или, наоборот, тормозили его.

Библиографический список

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / А. И. Пискунов, Р. Б. Вендровская, В. М. Кларин [и др.]. — Москва : Сфера, 2001. — 512 с. — ISBN 5-89144-142-Х.

2. Воротникова, Ю. В. История профессионального образования / Ю. В. Воротникова // Мультиурок : [сайт]. — URL: https://demo.multiurok.ru/blog/istoriia-profiessional-nogho-obrazovaniia.html (дата обращения: 26.02.2022).

3. Петренко, В. Р. История развития системы профессионального образования при Екатерине II / В. Р. Петренко, А. Ю. Шевчук // kopilkaurokov.ru : [сайт]. — URL: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/stat-ia-istoriia-razvitiie-sistiemy-profiessional-nogho-obrazovaniia-pri-iekatierinie-ii (дата обращения: 26.02.2022).

4. Руль, Д. В. Эволюция образовательной системы в России XIX века. Реформы и их последствия / Д. В. Руль // StudNet : [сайт]. — 2020. — № 5. — С. 58-66. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-obrazovatelnoy-sistemy-v-rossii-xix-veka-reformy-i-ih-posledstviya/viewer (дата обращения: 26.02.2022).

5. Скоробогатов, А. В. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв.) / А. В. Скоробогатов // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 2. — С. 181-185. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-

stanovleniya-i-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xviii-xx-vv/viewer (дата обращения: 26.02.2022).

6. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. — URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 26.02.2022).

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон № 131-ФЗ / Государственная Дума ; Совет Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212300007 (дата обращения: 26.02.2022).

8. Былкова, С. В. Современное состояние подготовки студентов-документоведов: опыт технического вуза / С. В. Былкова, Е. П. Чубова // Education & Science — 2016 : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. для работников науки и образования. — Saint-Louis : Publishing House Science and Innovation Center, 2016. — Ч. 4. — С. 77-80.

Об авторах:

Былкова Светлана Викторовна, и. о. заведующего кафедрой «Документоведение и языковая коммуникация» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат филологических наук, доцент, svetbyl7592@rambler.ru

Акопян Гаяне Анастасовна, студент Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), gayaneakopyan 19@ gmail. com

About the Authors:

Bylkova, Svetlana V., Acting head, Department of Documentation and Language Communication, Don State Technical University (1, Gagarina sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), Cand. Sci. (Philolog.), associate professor, svetbyl7592@rambler.ru

Akopyan, Gayane A., Student, Department of Documentation and Language Communication, Don State Technical University (1, Gagarina sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), gayaneakopyan19@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.