Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эффективность / профессиональное образование / разработки / физическое воспитание / потенциал / подготовка / методы / Efficiency / vocational education / developments / physical education / potential / training / methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Ивашко, О В. Рыженко

В статье рассмотрены проблема профессионального образования в области физической культуры, современные концепции развития спорта и традиционная система подготовки будущего учителя. А так же, поднят вопрос повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих преподавателей физического воспитания. Проведенная работа, дает возможность проанализировать допущенные ошибки и расставить необходимые приоритеты, в будущем формировании эффективной профессионально-педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Ивашко, О В. Рыженко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION

The article deals with the problem of vocational education in the field of physical culture, modern concepts of sports development and the traditional system of training a future teacher. And also, the issue of increasing the efficiency of professional and pedagogical training of future teachers of physical education. The work done makes it possible to analyze the mistakes made and set the necessary priorities in the future formation of effective professional and pedagogical competence.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»

УДК 796.30

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.В. Ивашко, О.В. Рыженко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» Российская Федерация,660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: tat.martirosova@yandex.ru

В статье рассмотрены проблема профессионального образования в области физической культуры, современные концепции развития спорта и традиционная система подготовки будущего учителя. А так же, поднят вопрос повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих преподавателей физического воспитания. Проведенная работа, дает возможность проанализировать допущенные ошибки и расставить необходимые приоритеты, в будущем формировании эффективной профессионально-педагогической компетентности.

Ключевые слова: Эффективность, профессиональное образование, разработки, физическое воспитание, потенциал, подготовка, методы.

PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION

N.V. Ivashko, O.V. Ryzhenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tat.martirosova@yandex.ru

The article deals with the problem of vocational education in the field of physical culture, modern concepts of sports development and the traditional system of training a future teacher. And also, the issue of increasing the efficiency of professional and pedagogical training of future teachers of physical education. The work done makes it possible to analyze the mistakes made and set the necessary priorities in the future formation of effective professional and pedagogical competence.

Keywords: Efficiency, vocational education, developments, physical education, potential, training, methods.

Современный уровень развития общества, образования и науки выдвигает высокие требования к компетентности специалистов разных направлений, что требует существенных изменений в профессиональной подготовке. Особенно ощутимы потребности в совершенствовании педагогического образования, в частности обучения будущих учителей физического воспитания. Конкуренция на рынке труда предполагает переход к более эффективным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с молодежью, а реализация прогрессивных идей гуманистической парадигмы образования в практике общеобразовательной школы требуют подготовки высококвалифицированных учительских кадров [1].

Главной целью системы физического воспитания, ученые считают формирование целостной личности, что предполагает активное влияние не только на ее физический

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

потенциал, но и на сознание, психику и интеллект, способствует формированию устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в физической активности и здоровом образе жизни. В общем, проблема повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физического воспитания в педагогических вузах остается малоисследованной.

В то же время, еще менее изучены особенности обучения будущих учителей в вузах отрасли физической культуры и спорта. Несмотря на педагогическую направленность этих учреждений, действующая система профессиональной подготовки в них, в большей степени направлена на развитие спортивного мастерства и общенаучного компонента образования будущих учителей физического воспитания, что не обеспечивает выпускникам того уровня педагогической компетентности, который соответствует социальным запросам[5].

В основу требований к результатам обучения в форме общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО положены базовые компоненты содержания профессионального образования в области физической культуры и спорта, установленные на основе ретроспективного анализа отечественного и зарубежного опыта.

Рассматривая задачи совершенствования системы подготовки учителей физического воспитания, с точки зрения интеграции в европейскую образовательную систему как необратимый процесс, обусловленный велением времени, целесообразно учитывать мировые тенденции педагогического образования. Учитывая это, подготовка педагогов требует сочетание образовательных инноваций с ориентацией на извечные ценности, в частности национальные и педагогические положения образовательного дела, сформировавших единую основу образования, общую для всех стран и народов.

Для обеспечения эффективного функционирования национальной системы физического воспитания требуют пересмотра основы профессиональной подготовки учителей физического воспитания. Необходима целостная, теоретико-методологическая, эмпирически обоснованная и методически разработанная концепция [5].

Глубинные движения в отечественной образовательной сфере и обществе, привели к тому, что профессиональная квалификация, востребованность, личный успех, материальное благополучие и другие прагматические составляющие целей обучения профессии на любом этапе напрямую зависят от способности учебного заведения решать задачи более высокого уровня - развивать самостоятельность и способности личности. Без этого невозможно достичь главной цели непрерывного профессионального образования - сформированной потребности в постоянном движении личности к вершинам профессии, способности адаптироваться к новым жизненным ситуациям.

Педагогическая деятельность учителей физического воспитания, (что в значительной степени обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала и здоровья общества), является социально формировочной, творческой, конструктивной, организаторской, диагностической и т. д.

В связи с этим социально-педагогические задачи этой категории педагогических работников постоянно расширяются и усложняются, охватывая функции воспитателя, организатора, исследователя, новатора.

В построении системы профессиональной подготовки будущих учителей физического воспитания необходимо учитывать постоянное расширение профессиональной сферы различных звеньев системы физической культуры и спорта. Расширение происходит на основе реального запроса на образовательные услуги, обеспечивая при этом качественное педагогическое сопровождение всех разнообразных физкультурных программ [2].

Профессия преподавателя, учителя физического воспитания, тренера по определенному виду спорта относится к профессиям, в которых человек, не имея призвания к этой деятельности, не может работать творчески, продуктивно, стать мастером своего дела. Настоящее призвание педагога определяется только в практической деятельности,

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физичеаком воспитании обучающихся образовательных ...»

позволяющей рекомендовать ее как подход к обучению, с целью реализации профессиональной направленности подготовки. А также, использовать умения и навыки как критерии профессиональногоотбора.

Духовную сторону физической культуры, в частности наличие убеждений в виде идеалов физического усовершенствования, а также представлений о способах их достижения, актуализирует требование законов и закономерностей воспитания в процессе подготовки будущих учителей физического воспитания относительно нравственного, умственного, правового, патриотического и эстетического развития учащихся[3].

Если в начале изучения курса педагогики преподаватель применяет весь арсенал своих действий (планирует, организует, корректирует и контролирует работу студентов), то постепенно он все шире вовлекает их в планирования, организации собственной учебной деятельности, самообучения и самоконтроля.

В моделировании процесса управления качеством образования обучающихся педагог опирается на потребностно-мотивационную сферу личности каждого индивидуума. Потребностно-мотивационная сфера каждого из субъектов подвижна и эта подвижность -результат сложности человеческой природы. Потребности и цели человека в достаточной степени оправдывают эту сложность[5].

Но вне зависимости от индивидуальных способностей, в развитом обществе физиологические потребности играют менее значительную роль, чем в экономически отсталом. А отсюда следует вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности низших уровней[4].

Специалисты-практики, как и исследователи, убеждены, что успех реализации современной гуманистической парадигмы образования напрямую зависит от профессиональной компетентности каждого учителя.

Необходимо помнить, что славу учебному заведению приносят его выпускники -носители новой парадигмы, активные трансляторы норм, ценностей, правил, образцов поведения, мышления и деятельности, которые были заложены в них в университете. Именно такие выпускники всегда будут востребованы, университет будет в числе лидеров в образовательном пространстве, так его выпускники сами смогут формировать рынок труда, когда через определенное время займут ответственные посты в сфере физической культуры.

Библиографические ссылки

1. Георге И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы: монография. Тюмень: ТИУ, 2016. 143 с.

2. Блинов В. И. Методика профессионального обучения: учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / отв. ред. В. И. Блинов. - М. : Издательство Юрайт, 2017. 254 с.

3. Педагогика и методика преподавания в высшей школе: учебно-методическое пособие, под ред. А.И. Артюхиной. Волгоград, 2016. 246с.

4. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие /Афонин И.Д., Смирнов В.А.// МО, МГОТУ, Королев, 2017. 253 с.

5. Система профессионального образования в области физической культуры и спорта : учеб.-метод. пособие для магистрантов, по направлению подготовки 034400.68 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / А. В. Скутин// Челябинск: Уральская Академия, 2014. 187 с.

© Ивашко Н.В., Рыженко О.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.