Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дисциплинированность / самоконтроль / физическая культура / внутренние качества / спорт / Discipline / self-control / physical culture / internal qualities / sport

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Мартиросова, М.М. Венин, А.А. Мельничук

Дисциплинированность и самоконтроль являются важными составными, которыми должен обладать студент при обучении в высшем учебном заведении. Формирование этих качеств на занятиях физической культурой окажет значительное влияние на подготовку качественных специалистов. В статье рассмотрены различные технологии преподавания в целях формирования данных качеств, объективная оценка нынешних студентов на предмет внутренних качеств и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DISCIPLINE AND SELF-CONTROL WHEN ATTENDING PHYSICAL CULTURE LESSONS AT HIGHER EDUCATIONAL STUDENTS

Discipline and self-control are important components that a student must possess when studying at a higher educational institution. The formation of these qualities in physical education classes will have a significant impact on the training of high-quality specialists. The article discusses various teaching technologies in order to form these qualities, an objective assessment of current students on the subject of internal qualities, etc.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»

УДК 796.27

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ

ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Т. А. Мартиросова, М.М. Венин, А.А. Мельничук

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» Российская Федерация,660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: tat.martirosova@vandex.ru

Дисциплинированность и самоконтроль являются важными составными, которыми должен обладать студент при обучении в высшем учебном заведении. Формирование этих качеств на занятиях физической культурой окажет значительное влияние на подготовку качественных специалистов. В статье рассмотрены различные технологии преподавания в целях формирования данных качеств, объективная оценка нынешних студентов на предмет внутренних качеств и т.д.

Ключевые слова: Дисциплинированность, самоконтроль, физическая культура, внутренние качества, спорт.

FORMATION OF DISCIPLINE AND SELF-CONTROL WHEN ATTENDING PHYSICAL CULTURE LESSONS AT HIGHER EDUCATIONAL STUDENTS

T.A. Martirosova, MM. Venin, A.A. Melnichuk

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tat.martirosova@yandex.ru

Discipline and self-control are important components that a student must possess when studying at a higher educational institution. The formation of these qualities in physical education classes will have a significant impact on the training of high-quality specialists. The article discusses various teaching technologies in order to form these qualities, an objective assessment of current students on the subject of internal qualities, etc.

Key words: Discipline, self-control, physical culture, internal qualities, sport.

Приоритетными требованиями работодателя к будущему специалисту являются наличие у него не только сформированных ключевых компетентностей, но и дисциплинированности. Способность принимать ответственные решения и действовать в рамках положенных требований стоит на первом плане, нежели просто знание своей специальности. Формирование ответственности должно начинаться задолго до того, как обучающийся приступит к своей профессиональной деятельности. Широкие возможности для накопления опыта коллективного взаимодействия, проявления в нем дисциплинированности предоставляет процесс обучения в вузе. В педагогической литературе понятие дисциплинированности одни специалисты рассматривают как знание, и строгое выполнение правил, установленных в определенной области, другие - как сложную черту характера человека, умения и привычку управлять своим поведением, подчинять его правилам и требованиям коллектива, третьи - как совокупность

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

требований, определяющих отношение обучающихся к труду и учебе, общественности и окружающим людям, четвертые - как знание и соблюдение установленных правил в той или иной области жизни. Нами установлено, то, чтобы быть дисциплинированным, необходимо обладать самоконтролем. Противостояние мелким слабостям и воспитание силы воли позволят выжимать из каждой работы наибольшую продуктивность. Занятия физической культуры могут направить студента на нужный путь развития, но в конечном итоге, все зависит от самого студента. Обладание самоконтролем зависит, прежде всего, от психологического состояния человека [2].

Современным студентам, первокурсникам трудно адаптироваться к условиям обучения в вузах. Нерациональное и некачественное питание, огромная учебная нагрузка с постоянной нехваткой времени, времяпрепровождение за компьютером - все эти факторы вызывают дискомфорт и напряжение систем адаптации.Растущая с каждым годом учебная нагрузка в совокупности с постоянной работой за столом или компьютером приводит не только к ухудшению физического состояния организма, но и к нестабильной нервной системе. Занятия физической культурой помогут студенту обрести самоконтроль и дисциплинированность. Существует множество механизмов преподавания и воспитания этих качеств, но намхотелось бы представить наиболее эффективные. Одним из способов воспитания самоконтроля является ведение личного дневника, в котором будут отображаться данные о проделанной двигательной деятельности и о реакции организма на неё, об объемах нагрузки и о затраченном времени на неё и т.д. У каждого обучающегося показатели самоконтроля в дневнике и порядок записи могут быть различными. Но одинаково важно для всех правильно оценивать отдельные показатели, регулярно заносить их в дневник. Хотелось бы подчеркнуть, что об эффективности оздоровительно-тренировочной программы студент сможет судить по динамике тех показателей, которые он выбрал для самоконтроля. Информативность же показателей зависит от выбранного им вида спорта, или системы физических упражнений. При серьезном отношении дневник самоконтроля - это своеобразный мониторинг функционального состояния. Такие меры помогут выработать у обучающихся потребности в постоянном самоконтроле. Чтобы быть дисциплинированным необходимо обладать самоконтролем. Эффективными методами воспитания дисциплинированности у студентов являются следующие факторы: занятость каждого студента полезным делом, мотивирование их обучения, организация группы,тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов, создание условий для повышения качества знаний. Каждый студент на занятии физической культуры должен не только выполнять упражнения, заданные преподавателем, но и следить за своим здоровьем. Студент, умеющий анализировать собственное здоровье при выполнении физических нагрузок, воспитывает в себе дисциплинированность и самоконтроль. Ускоренный темп урока заставит студента не отвлекаться и интенсивней работать, что впоследствии воспитает пунктуальность. Организация групп на занятии позволит студентам почувствовать конкуренцию и даст дополнительную мотивацию, а также заострит внимание на важном. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем сокурсников. Педагог объясняет студентам план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый студент может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности. Хорошая дисциплина студентов на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность студентов, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физичеаком воспитании обучающихся образовательных ...»

каждом этапе урока, вовлечь каждого студента в работу [1]. Многое зависит от умения преподавателя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью студентов. Всё вышеперечисленное поможет студенту стать более дисциплинированным и обрести самоконтроль.

Исходя и вышеизложенного можно сделать вывод, о том, чтоневажно насколько хорошо студент знает свою специальность и профессию, если он не обладает базовыми навыками, которые так ценят работодатели. Дисциплинированность и самоконтроль -важнейшие качества обученного специалиста, потому что именно они являются основополагающими успеха.

Библиографические ссылки

1. Ф.Т. Галеева. Формирование дисциплинированности студентов. Мир науки, культуры, образования. № 6 (73) 2018. 56 с.

2. Т.Е. Батоцыренова, В.В. Пулина, Самоконтроль студентов при занятии спортом. Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2005. 64 с.

© Мартиросова Т.А., Венин М.М., Мельничук А.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.