Научная статья на тему 'ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лечебно-оздоровительные технологии / лечебная физическая культура / здоровье / физическое и психологическое состояния / двигательная активность / спорт / therapeutic technologies / therapeutic physical culture / health / physical and psychological state / physical activity / sports

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д С. Приходов, М М. Венин, В В. Зотин

Лечебная физическая культура (ЛФК) для студентов с особыми болезнями, освобождённых от занятий физической культурой, оказывает значительное влияние на подготовку качественных специалистов. В статье рассмотрены различные лечебно-оздоровительные технологии, причины введения ЛФК в образовательную систему высших учебных заведений, описаны плюсы и минусы лечебной физической культуры в вузах и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND WELLNESS TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

Therapeutic physical culture (TPC) for students with special diseases, exempted from physical education, has a significant impact on the training of quality specialists. The article discusses various health-improving technologies, the reasons for the introduction of exercise therapy in the educational system of higher educational institutions, describes the pros and cons of therapeutic physical culture in universities, etc.

Текст научной работы на тему «ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

УДК 796.04

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Д.С. Приходов, М М. Венин, В В. Зотин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» Российская Федерация,660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярскийрабочий», 31

Е-mail: tat.martirosova@yandex.ru

Лечебная физическая культура (ЛФК) для студентов с особыми болезнями, освобождённых от занятий физической культурой, оказывает значительное влияние на подготовку качественных специалистов. В статье рассмотрены различные лечебно-оздоровительные технологии, причины введения ЛФК в образовательную систему высших учебных заведений, описаны плюсы и минусы лечебной физической культуры в вузах и т.д.

Ключевые слова: лечебно-оздоровительные технологии, лечебная физическая культура, здоровье, физическое и психологическое состояния, двигательная активность, спорт.

HEALTH AND WELLNESS TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

D.S. Prihodov, MM. Venin, V.V. Zotin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: tat.martirosova@yandex.ru

Therapeutic physical culture (TPC) for students with special diseases, exempted from physical education, has a significant impact on the training of quality specialists. The article discusses various health-improving technologies, the reasons for the introduction of exercise therapy in the educational system of higher educational institutions, describes the pros and cons of therapeutic physical culture in universities, etc.

Keywords: therapeutic technologies, therapeutic physical culture, health, physical and psychological state, physical activity, sports.

Актуальная проблема высшего профессионального образования является изучение состояния здоровья студентов, путей его сохранения и укрепления. С каждым годом растёт процент выпускников средних школ, имеющих проблемы со здоровьем. Таким студентам довольно трудно привыкнуть к условиям обучения. Нерациональное и некачественное питание, огромная учебная нагрузка с постоянной нехваткой времени, времяпрепровождение за компьютером - все эти факторы вызывают дискомфорт и напряжение систем адаптации. Растущая с каждым годом учебная нагрузка в совокупности с постоянной работой за столом или компьютером приводит не только к ухудшению физического состояния организма, но и к нестабильной нервной системе. Скопление негативной энергии и отсутствие возможностей от неё избавится, отрицательно влияет на организм студента, особенно не имеющих доступ к занятиям физической культуры.

Физическая неактивность обучающегося приводит к потере мотивации и усугублению состояния здоровья. Решением данных проблем является двигательная активность, но вот незадача, как не мотивированный студент с постоянной нехваткой времени, отсутствием

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

возможности посещения занятий физической культуры сможет привести в движение своё тело? Организация специальных студенческих групп или обязательные занятия ЛФК помогут в решении этой проблемы. Обязательное посещение данных занятий даст студенту стимул к постоянному присутствию на них. Чтобы корректно проводить данные занятия нужно учитывать состояние здоровья каждого студента индивидуально, каждому из них назначить правильный порядок выполнения доступных ему упражнений, регулярно анализировать состояние физического и психоэмоционального здоровья. Конечно, у введения таких занятий в образовательную программу есть свои плюсы и минусы. По моему мнению минусов можно выделить всего два, но это не значит, что они незначительны. Сдвиг в расписании и увеличение общего времени обучения студента вызовет не самые положительные отзывы. Но плюсы введения ЛФК компенсируют проблему изменения в расписании. Улучшение здоровья, повышение иммунитета, выход на правильное питание, появление мотивации к учёбе, регулярная двигательная активность, жизненный стимул и многие другие факторы, с появлением которых повысится процент обученных, качественных и успешных специалистов[1].

Существует множество форм лечебной физической культуры: гигиеническая гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба, дозированные восхождения, массовые формы оздоровительной физической культуры. Каждая из этих форм полезна, но нужно учитывать здоровье каждого студента индивидуально, поэтому не все формы лечебной физкультуры подойдут каждому из студентов. Гигиеническая гимнастика - это система упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Такая гимнастика включает в себя множество упражнений, воздействующих на организм разными способами: обливание холодной водой, утренняя гимнастика, отжимания в упоре лёжа и т. д. Целью гигиенической гимнастики является воспитание силы воли и потребности в регулярной двигательной активности. Лечебная гимнастика - это комплекс упражнений для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата. Студентам с больным позвоночникам и слабыми спинными мышцами такая гимнастика пригодится. Различные дыхательные упражнения, растяжение мышц, силовые занятия, вытяжение позвоночника, общеукрепляющая гимнастика - всё это упражнения лечебной гимнастики. В отличии от гигиенической гимнастики, лечебная гимнастика более гибкая в специализированном назначении. Преподаватель, опираясь на общую картину физического состояния студента, может составить четкий список упражнений индивидуально для каждого из них. Лечебная дозированная ходьба может помочь студентам, у которых есть проблемы с сердечнососудистой и дыхательной системой. Во время ходьбы стимулируются процессы кровообращения и дыхания, обмена веществ, происходит расслабление мышц нижних конечностей. Такие пешеходные прогулки нужно начинать с минимальных маршрутов, постепенно увеличивая расстояние с каждой тренировкой. Так же нужно следить за скоростью ходьбы, стараться не превышать, но и не идти слишком медленно. Это позволит организму студента равномерно выполнять процессы, происходящие при ходьбе. Дозированные восхождения (терренкур) - это более тяжёлый вид дозированной ходьбы. Главным отличием является восхождение в гористой местности. Терренкур в отличии от обычной ходьбы тренирует выносливость, а также мышцы конечностей и туловища. Такой вид лечебной физкультуры не рекомендуется студентам с больным позвоночником.

Наряду со всеми перечисленными формами ЛФК нельзя забывать о самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Ежедневная зарядка, упражнения на тренажёрах, метание, бег, подвижные спортивные игры и т.д. встречаются нам в повседневной жизни. Но прежде, чем начать заниматься самостоятельными физическими упражнениями, необходимо выяснить состояние своего здоровья и определить уровень физической подготовленности, в противном случае такие упражнения не дадут никакой пользы. Все вышеперечисленные

формы ЛФК нужно выполнять в совокупности с правильным питанием и сном, с соблюдением гигиенических условий, с правильной прогрессией в упражнениях, для достижения большей эффективности[2].

На фоне множества проблем всего периода обучения студента, на первый взгляд, психологическое и физическое здоровье студента может показаться не значительной проблемой. Но, по моему мнению, как раз таки эти две составляющие являются ключевыми в эффективной работе будущего специалиста.

Библиографические ссылки

1. Дьякова Е.Ю., Капилевич Л.В., Шилько Т.А., Балтаева О.Х., Лалаева Г.С., Захарова А.Н. Лечебная физическая культура как форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://joumals.tsu.ru/uploads/import/851/files/338-174.pdf

2. Пархаева О.В., Судакова Ю.Е. Лечебная физическая культура как элемент физической культуры обучающихся. 2017. №1(1). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-kak-element-fizicheskoy-kultury-obuchayuschihsya.pdf

© Приходов Д.С., Венин М.М., Зотин В.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.