УДК 615.825
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ У СТУДЕНТОВ
THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN VIOLATION OF POSTURE OF STUDENTS
Гончарова Анастасия Илларионовна
студент
факультет «Математика, информатика, физика» Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Goncharova Anastasia Illarionovna Faculty ""Mathematics, computer science, physics"" Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Ткачева Елена Георгиевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическая культура»> Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Tkacheva Elena Georgievna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor senior lecturer of the department «Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. Лечебная физическая культура (ЛФК) использует те же методы и средства, что и физическая культура абсолютно здорового человека. ЛФК - это метод естественно-биологического содержания, поскольку в его основе лежит использование биологической функции организма- движения, которое является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. В данной статье рассмотрены средства и методы лечебной физической культуры, ее роль, а также виды нарушения осанки человека и искривления позвоночника. Также предлагается комплекс рекомендованных упражнений, для исправления и поддержания осанки у студентов, для полноценных занятий в ВУЗе.
Abstract. Therapeutic physical culture uses the same methods and means as the physical culture of an absolutely healthy person. LFK- is a method of natural biological content, since it is based on the use of the biological function of the organism, movement, which is the main stimulator of the process of growth, development and formation of the organism. This article discusses the means and methods of therapeutic physical culture, its role, as well as the types of human posture
disorders. It also proposes a set of recommended exercises for correcting and maintaining the posture of students, for full-fledged classes at the university.
Ключевые слова: методы и средства ЛФК, нарушение осанки, оздоровительные рекомендации.
Keywords: methods and means of exercise therapy, violation of posture, health recommendations.
Условия жизни, сидячий образ жизни и минимальная активность современного студента приводят к различным нарушениям осанки и, впоследствии, к искривлению позвоночника. Обращаясь к статистике, можно заметить, что почти 1/3 студентов, по состоянию здоровья, относятся к специально-медицинской группе и вынуждены заниматься соответствующим их диагнозу специальным комплексом лечебно-физических упражнений. В настоящее время, устоявшаяся методика применения ЛФК, позволяет решить проблемы по восстановлению и укреплению здоровья студентов, тем самым она является самым эффективным средством в процессе восстановления и корректировки различных деформаций позвоночника у студентов )»[3, с. 249].
Поэтому, в процессе занятий по физической культуре, был определен необходимый комплекс упражнений, использована методика применения средств ЛФК индивидуально к каждому студенту, с учетом особенностей их болезни. Со временем, этот комплекс упражнений для студента вошел в обязательное домашнее задание по физической культуре, так как он входил в зачетные требования по физкультуре.
Систематическое применение этого комплекса физических упражнений способствует улучшению осанки и общего физического здоровья в целом.
Лечебная физкультура позволяет оказывать укрепляющее воздействие на распределение нагрузки на спину человека, осуществлять своевременную коррекцию патологических состояний и закреплять навыки правильной осанки для дальнейшего образа жизни человека) [1, с. 35].
Лечение (терапия) - совокупность мероприятий, направленных на устранение или облегчение патологического процесса, восстановление здоровья и трудоспособности больного человека. Прежде всего, это - устранение причины заболевания (этиологическое) и механизмов его развития (патогенетическое)» [2, с. 5].
Основное терапевтическое методическое средство лечебных физических упражнений - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Например, при дефектах осанки, как и при сколиозе I степени, выполняются упражнения для укрепления мышечного корсета, в частности, используют симметричные упражнения. Также, могут использоваться дыхательные упражнения, совершенствующие координацию движения.
Правильное выполнение этих упражнений предусматривает распределение
■ U W ■ и V
физической нагрузки с учетом ее оптимальной физиологической «кривой», представленной на рисунке №1. Под ней обычно понимают динамику реакции организма на физические упражнения на протяжении всей процедуры.
Распределение физической нагрузки в процедурах лечебной гимнастики осуществляется по принципу многовершинной кривой.
Рис. 1. Физиологическая "кривая"
При правильном и регулярном применении ЛФК, студент может как укрепить свою осанку, так и усовершенствовать свое физическое состояние, укрепляет мышцы, и в некоторых случаях, устраняет искривление позвоночника. При III степени сколиоза, физические упражнения оказывают общетонизирующее действие.
Также, одним из методов ЛФК является лечебная дозированная ходьба, которая назначается больным, с целью восстановления рисунка ходьбы, после перенесенных повреждений.
Дозированное восхождение (терренкур) - лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Эту форму занятий активно используют при повреждениях опорно-двигательного аппарата.
Тренажеры различных конструкций широко применяют в период восстановительного лечения. С их помощью целенаправленно формируют двигательные качества (общая, скоростная и скоростно-силовая выносливость, быстрота, координация, сила, гибкость), являющиеся одним из показателей здоровья. Применение тренажеров в медицинских учреждениях позволяет существенно расширить диапазон средств и методов ЛФК и повысить при этом не только оздоровительную, но и лечебную эффективность упражнений.
Оздоровительные рекомендации, для укрепления мышц спины, физическими упражнениями следующие:
Таблица 1
Рекомендованные упражнения
№ п/п Исходное положение Упражнение
1 Лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, дыхание не задерживать, сохранять принятое положение до определенного счета либо по команде инструктора
2 То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам за голову
3 Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация движений при плавании брассом)
4 Движение рук в стороны, назад, в стороны - вверх
5 Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук
6 Приподнять голову и плечи, руки в стороны. Круговые движения руками
7 Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный
8 То же упражнение., но с одновременным приподниманием и удержанием до счета 3-5 обеих ног
9 Лежа на спине Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть вперед до угла 45°, медленно опустить
10 То же, но удерживая мяч между лодыжками
11 Скрещивание прямых ног - «ножницы»
12 Переход в положение «сидя» с махом рук
13 То же, но руки на поясе
14 Медленно сесть и медленно возвратиться в исходное положение
Студенты с нарушением осанки, и также молодые люди, которые не хотят проблем со спиной, должны поддерживать свое физическое состояние, постоянно находиться в движении. Рекомендуется, при длительном сидении на одном месте, а именно при посещении учебных занятий и долгосрочном выполнении домашнего задания, вне учебного заведения, проводить для себя мини-зарядку для расслабления мышц спины, также можно встать и походить в течение 5-7 минут.
Литература
1. Дейли Дебра. Лечебная гимнастика. Энциклопедия. М. : Изд-во "Эксмо" 2015. 224 с.
2. Артамонова Л. Л., Панфилов О. П., Борисова В. В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физическая культура" / общ. ред. О. П. Панфилова. М. : Владос, 2010. 389 с.
3. Лемякина Е. Е Физическая реабилитация при сколиозе // Мир без границ:
актуальные проблемы современного инклюзивного образования : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции для студентов и молодых ученых, посвященной Всемирному дню инвалидов. Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края; ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Факультет специальной педагогики. 2017. С. 249-251.
References
1. Daley Debra. Lechebnaya gimnastika. Ehnciklopediya [Physiotherapy. Encyclopedia]. Moscow, Eksmo Publ, 2015. 224 c.
2. Artamonova L. L, Panfilov O. P., Borisova V. V. Lechebnaya i adaptivno-ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura [Therapeutic and adaptive physical culture]. Moscow, Viados Publ., 2010, 389p.
3. Lemyakina E. E. [Physical rehabilitation, scoliosis]. Mir bez granic: aktual'nye problemy sovremennogo inklyuzivnogo obrazovaniya : materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya studentov i molodyh uchenyh, posvyashchennoj Vsemirnomu dnyu invalidov [A World without borders: actual problems of modern inclusive education: materials of the VIII all-Russian scientific-practical conference for students and young scientists dedicated to the world day of persons with disabilities]. Ministry of education and science of the Russian Federation; Ministry of education and youth policy of the Stavropol territory; Stavropol state pedagogical Institute, Faculty of special pedagogy, 2017, pp. 249251. (In Russian).