Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА / ДОЗИРОВАННАЯ ХОДЬБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болхудере Екатерина Ивановна, Ткачева Елена Георгиевна

В данной статье рассматривается необходимость внедрения лечебной физической культуры в занятия физической культуры ВУЗов. Также описываются подходящие для этого различные формы лечебной физической культуры, их значение и способы проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болхудере Екатерина Ивановна, Ткачева Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE NECESSITY OF MEDICAL PHYSICAL CULTURE AS AN ELEMENT OF PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

This article discusses the need for the introduction of physical therapy in physical education classes of universities. Also, various forms of medical physical culture suitable for this are described, their significance and methods of implementation.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

УДК 796.819

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

RESEARCH OF THE NECESSITY OF MEDICAL PHYSICAL CULTURE AS AN ELEMENT OF PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

Болхудере Екатерина Ивановна

студент

факультет математики, информатики и физики Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Bolhudere Ekaterina Ivanovna

student

faculty of mathematics, computer science and physics Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Ткачева Елена Георгиевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Tkacheva Elena Georgievna PhD., associate professor department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость внедрения лечеб-ной физической культуры в занятия физической культуры ВУЗов. Также описываются подходящие для этого различные формы лечебной физической культуры, их значение и способы проведения.

Abstract. This article discusses the need for the introduction of physical therapy in physical education classes of universities. Also, various forms of medical physical culture suitable for this are described, their significance and methods of implementation.

Ключевые слова: физическая культура, лечебная физическая культура, лечебная гимнастика, дозированная ходьба

Keywords: рhysical culture, remedial physical culture, remedial gymnastics, dosed walking

В настоящее время часто встает вопрос о переводе поступающих и учащихся студентов из основной группы в специальную или об их полном освобождении от занятий по физической культуре. Это обусловлено ростом количества молодежи с хроническими заболеваниями следующих систем: сердечно-сосудистой, дыхатель-

ной, пищеварительной, опорно-двигательной, зрительной.

Неполное освобождение студентов от занятий по данной дисциплине более распространено и предполагает исключение лишь некоторых конкретных видов деятельности и физических нагрузок, которые указываются в медицинских справках.

Таким образом, очевидна потребность как в профилактике данных хронических заболеваний у здоровых учащихся, так и в поддержании их стабильного течения у студентов специальной группы.

Лечебная физическая культура (ЛФК) - самостоятельная научная дисциплина, использующая для лечения и профилактики различных заболеваний средства физической культуры. Данная дисциплина в нашей стране сформировалась на основе разнообразия средств и методов физического воспитания и многовекового опыта практического применения физических упражнений в лечебных целях и является частью системы физического воспитания [4].

В основе лечебного действия физических упражнений лежит систематическая, строго дозированная тренировка, которая, кроме местного воздействия на отдельные органы и системы, оказывает влияние на весь организм в целом, в связи с чем повышается общая устойчивость больного к неблагоприятным факторам, изменяются его реактивные свойства. Особенностью физических упражнений, применяемых с оздоровительной целью, является их лечебная и педагогическая направленность

В нашем исследовании мы изучили необходимость включения ЛФК в занятия физической культуры в ВУЗах.

Исследование проводилось на базе Волгоградского Государственного социально-педагогического университета. Испытуемые: студенты 1 курсов; 17-21 лет. 60 студентов, из которых 47 девушек, 13 юношей.

При проведении анкетирования были получены следующие результаты (рис. 1):

[2].

Рис. 1. Процентное соотношение количества студентов в группах по здоровью

Также, из числа студентов, занимающихся в специальных группах, 15% имеют хроническое заболевание пищеварительной системы, 25% - сердечнососудистой, 5% - зрительной, 15% - дыхательной, 40% - опорно-двигательной.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о необходимости включения лечебной физической культуры в занятия физической культуры у студентов с целью профилактики и лечения хронических заболеваний.

Существует множество форм лечебной физической культуры, среди них:

• гигиеническая гимнастика,

• занятие лечебной гимнастикой,

• самостоятельные занятия физическими упражнениями,

• лечебная дозированная ходьба,

• дозированные восхождения, массовые формы оздоровительной физической культуры (элементы спортивных игр, элементы спорта) и т.д.

Наиболее подходящими для внедрения в занятия физической культурой в ВУЗах являются следующие формы ЛФК.

Лечебная гимнастика

В основе данной формы лежит правильное дыхание, которое обеспечивает эффективность и положительное влияние на организм применения упражнений лечебной физической культуры. Она может быть направлена на общеукрепляющее действие или же на решение локальной проблемы, например, восстановление полноценного функционирования опорно-двигательного аппарата, отдельных систем внутренних органов.

Реализация лечебной гимнастики на занятиях физической культуры может проходить в следующих формах: самостоятельные и групповые занятия.

Каждое занятие лечебной гимнастикой включает в себя:

• вводная часть - служит для подготовки тело к дальнейшей нагрузке и должна состоять из элементарных упражнений;

• основная часть - ее состав варьируется в зависимости от того, на что конкретно направлены упражнения ЛФК;

• завершающая часть состоит из упражнений, которые направлены на расслабление тела, восстановление дыхания после нагрузки.

Данную форму ЛФК рекомендуется проводить в начале и в конце занятия физической культуры. В первом случае, для подготовки организма к нагрузкам, во втором, для исключения возможности негативного влияния нагрузок на тело, например, боли в мышцах.

Дозированная ходьба

Даная форма лечебной физической культуры является очень полезной и эффективной для организма человека в плане профилактики заболеваний различных систем.

Ее целью является оптимизация обмена веществ, улучшение состояния дыхательной и кровеносной систем, положительное влияние на нервную систему человека.

Применение данной формы ЛФК на уроках физической культуры в ВУЗах должно проводиться:

• в начале занятия - для подготовки организма к дальнейшим нагрузкам;

• в середине - для восстановления сил после одного вида нагрузки и для подготовки к другому;

• в конце - для восстановления дыхания и расслабления тела.

Расстояние и время выполнения студентами данной формы лечебной физической культуры зависит от состояния их здоровья на момент проведения, их общей выносливости. В среднем, это примерно временные промежутки по 5 минут.

Таким образом, проведенное исследование показало необходимость внедрения лечебной физической культуры в занятия физической культуры ВУЗов для профилактики различных заболеваний и поддержания их стабильного течения у студентов специальной группы. Также были предложены основные формы лечебной физической культуры, которые можно применять на занятиях, их значение, место в структуре занятия.

Литература

1. Волкова Л. М. Лечебная физическая культура на кафедре Физической культуры и спорта СПбГПУ / Л. М. Волкова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2013. - №2. - С. 734-739.

2. Влияние занятий лечебной физической культурой на функциональное состояние студентов / Е. Ю. Дьякова, [и др.] // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 352. - С. 173-175.

3. Пархаева О. В. Лечебная физическая культура как элемент физической культуры обучающихся [Электронный ресурс] / О. В. Пархаева, Ю. Е. Судакова // Научная Идея. - 2017. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-kak-element-fizicheskoy-kultury-obuchayuschihsya (дата обращения: 23.11.2020).

4. Раевский Р. Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. / Р. Т. Раевский, С. М. Канишевский. - Одесса : Наука и техника, 2008. - 556 с.

5. Степичева Н. В. Адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура как феномен современности / Н. В. Степичева, Т. И. Тумасян // Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере. - 2018. - С. 164165.

6. Ямукова К. Н. Лечебная физкультура [Электронный ресурс] /К. Н. Ямукова // Вопросы науки и образования. - 2019. - №1 (42). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lechebnaya-fizkultura (дата обращения: 23.11.2020).

References

1. Volkova L.M. Lechebnaja fizicheskaja kul'tura na kafedre Fizicheskoj kul'tury i sporta SPbGPU [Therapeutic physical culture at the Department of Physical Culture and Sports of St. Petersburg State Pedagogical University]. Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih reshenija - Health is the basis of human potential: problems and solutions, 2013, no. 2, pp. 734-739.

2. Dyakova E. Yu., Osokina O. S., Lalaeva G. S., Zakharova A. N., Mironov A. A. Vlijanie zanjatij lechebnoj fizicheskoj kul'turoj na funkcional'noe sostojanie studentov [The influence of physical therapy classes on the functional state of students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Tomsk State University, 2011, no. 352, pp. 173175.

3. Parkhaeva O. V., Sudakova Yu. E. Lechebnaja fizicheskaja kul'tura kak jelement fizicheskoj kul'tury obuchajushhihsja [Therapeutic physical culture as an element of students' physical culture]. Nauchnaja Ideja - Scientific Idea, 2017, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-kak-element-fizicheskoy-kultury-obuchayuschihsya (accessed 23.11.2020).

4. Raevsky R. T., Kanishevsky S. M. Zdorov'e, zdorovyj i ozdorovitel'nyj obraz zhizni studentov [Health, healthy and wellness lifestyle of students]. Odessa, Science and technology Publ., 2008, 556 p.

5. Stepicheva N. V., Tumasyan T. I. Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura i lechebnaja fizicheskaja kul'tura kak fenomen sovremennosti [Adaptive physical culture and remedial physical culture as a phenomenon of our time]. Innovacionnye processy v nacional'noj jekonomike i social'no-gumanitarnoj sfere - Innovative processes in the national economy and social and humanitarian sphere, 2018, pp. 164-165.

6. Yamukova K. N. Lechebnaja fizkul'tura [Physiotherapy exercises]. Voprosy nauki i obrazovanija - Questions of science and education, 2019, no. 1 (42). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lechebnaya-fizkultura (accessed 23.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.