Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОПОДГОТОВКА / УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуб Яна Владимировна

Рассматривается проблема построения педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях удаленного обучения в вузе. Выявлена актуальность применения в процессе обучения технологии учебного проектирования физкультурно-спортивной деятельности студента. Определены организационно-методические условия, создающие базовые предпосылки формирования у студента навыка целенаправленного применения средств физической культуры в процессе самоподготовки. Обоснованы положения о возможности формирования у студентов транспортного вуза как теоретических знаний по дисциплине, так и приобретение опыта творческой, целенаправленной физкультурной деятельности в самоподготовке по индивидуальным программам тренировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING IN A TRANSPORT UNIVERSITY

The problem of constructing a pedagogical process in the discipline "Physical culture and sport" in the conditions of distance learning at a university is considered. Revealed the relevance of using the technology of educational design of physical culture and sports activity of a student in the learning process. Organizational and methodological conditions have been determined that create the basic prerequisites for the formation of a student's skill of purposeful use of physical culture means in the process of self-training. The provisions on the possibility of forming both theoretical knowledge in the discipline and the acquisition of experience in creative, purposeful physical culture activity in self-training according to individual training programs.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ»

416C-9E50-526343C1BEAB

12. Tianyugina, M.V., Tianyugina, A.V., Tortunova, O.B., Bykov, E.V. (2016) "Sportization of schoolchildren by means of the health-improving complex "Lyubava"", National sports: actual problems of development and scientific and methodological support: Materials of the All-Russian scientific and practical conference, Chelyabinsk, p. 249-252.

13. Tianyugina, M.V., Bykov, E.V. Tianyugina, A.V. (2015), "Cheerleading-a variable component of the 3rd lesson of physical culture at school", Problems of physical education: content, orientation, methodology, organization: materials of the IV International Scientific Congress dedicated to the 45th anniversary of the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, November 13-14, 2015): in 2 vols., Publishing Center Ural Academy, Chelyabinsk, Vol. 1, pp. 559-561.

14. Bykov, E.V., Mekeshkin, E.A., Ryazantsev, A.V., Chipyshev, A.V. (2011), "Factor structure of indicators of adaptation of students of junior classes to the influence of the educational environment", Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, health, physical culture, No 39 (256), pp. 6-8.

15. Filippov, A.S., Sergin, A.A. (2013), "Development of coordination abilities of children of primary school age at the lessons of physical culture with gymnastic orientation", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 29-31.

16. Khakimova, N.U. (2018), "Influence of physical exercises, games, and entertainment on the physical development of children. Khakimova", Questions of pedagogy, No. 3, pp. 126-128.

17. Sharmanova, S.B., Oreshkova E.V. (2020), "Mobile games of children as a means of preventing flat feet in girls 4-7 years old at the sports and health stage of training in rhythmic gymnastics", Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia, No. 3, pp. 16-22.

18. Shauro, S.N. (2008), Development of physical qualities in children of 6-7 years of age with the predominant use of gymnastics, dissertation, Malakhovka.

Контактная информация: bev58@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2021

УДК 378.4

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ

ВУЗЕ

Яна Владимировна Чуб, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

Рассматривается проблема построения педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях удаленного обучения в вузе. Выявлена актуальность применения в процессе обучения технологии учебного проектирования физкультурно-спортивной деятельности студента. Определены организационно-методические условия, создающие базовые предпосылки формирования у студента навыка целенаправленного применения средств физической культуры в процессе самоподготовки. Обоснованы положения о возможности формирования у студентов транспортного вуза как теоретических знаний по дисциплине, так и приобретение опыта творческой, целенаправленной физкультурной деятельности в самоподготовке по индивидуальным программам тренировок.

Ключевые слова: физическая культура, самоподготовка, удаленное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p452-455

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING IN A TRANSPORT

UNIVERSITY

Yana Vladimirovna Chub, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

Abstract

The problem of constructing a pedagogical process in the discipline "Physical culture and sport" in the conditions of distance learning at a university is considered. Revealed the relevance of using the technology of educational design of physical culture and sports activity of a student in the learning process. Organizational and methodological conditions have been determined that create the basic prerequisites for the formation of a student's skill of purposeful use of physical culture means in the process of self-training. The provisions on the possibility of forming both theoretical knowledge in the discipline and the acquisition of experience in creative, purposeful physical culture activity in self-training according to individual training programs.

Keywords: physical culture, self-training, distance learning.

Условия глобализации и технологической перестройки современного общества определяют направления поиска новых подходов и средств в построении процесса высшего образования. Все чаще образование воспринимается как услуга по воспитанию конкурентоспособного специалиста востребованного на рынке труда [2]. Поддерживается это направление переходом на многоуровневое образование, которое может удовлетворить потребность общества в структуризации квалификационных требований и подготовить специалистов для различных уровней производственной деятельности с достаточными для этого уровня компетенциями. Модернизация образования связана и с развитием технического прогресса, одним из аспектов которого становится внедрение информационных ресурсов и, как следствие, потребность в подготовке педагогических кадров соответствующей квалификации. Очевидно, что этот процесс требует системной многоуровневой проработки, длительного практического опробования, правового и методического обеспечения.

Ситуация в образовании еще более усложняется в период пандемии, серьезно повлиявшей на все сферы жизнедеятельности человека. Главным атрибутам образовательной среды в этих условиях становятся удаленное (виртуальное) общение студента и преподавателя. Основным техническим ресурсом для интерактивного преподавания, обучения и контроля знаний студентов в Уральском государственном университете путей сообщения стало приложение Blackboard Learn, позволяющее проводить обучение, как в асинхронной, так и в синхронной среде. Несмотря на то, что в формате этого приложения студенты и преподаватели имеют возможность взаимодействия в режиме виртуального класса в реальном времени, в тоже время отсутствует элемент визуального контроля и возможности своевременной коррекции двигательной деятельности студента в выполнении физических упражнений. А именно такая деятельность со стороны студента необходима в освоении дисциплины «Физическая культура и спорт» как залог здорового образа жизни, освоения новых двигательных действий и повышения физической подготовленности будущего работника железнодорожного транспорта.

В сложившейся ситуации встает вопрос о выборе и реализации таких организационно-методических условий обучения, которые не только не снизили бы процент физической подготовки студента, но и позволили бы более осознанно и качественно применять средства физической культуры в своей жизнедеятельности. Достаточно доступным, целесообразным и оправданным, на наш взгляд, в условиях самоизоляции и удаленного обучения направлением подготовки студентов по физической культуре видится углубленное изучение материала по проектированию самостоятельных занятий физическими упражнениями и применение этих проектов на практике в реальной жизни [1]. Для этого необходимо решить педагогические задачи физического воспитания студента на теоретическом, технологическом и деятельностном уровне при помощи приложения Blackboard.

Задачи теоретического уровня сводятся к изучению теоретических основ физической культуры. В результате чего у студента должны сформироваться знания о принципах, средствах, методах и формах физического воспитания, а также об особенностях организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

На технологическом уровне преподаватель должен сформировать у студента умение разрабатывать индивидуальную программу (проект) физкультурно-спортивной деятельности для самостоятельной подготовки в зависимости от имеющихся особенностей (способностей), условий внешней среды и собственных внутренних установок [3].

Деятельностный уровень физического воспитания предполагает непосредственную физкультурно-спортивную деятельность студента по самостоятельно разработанным проектам (планам) физкультурного мероприятия.

Освоение теоретического материала достаточно доступно в условиях удаленного обучения, чего не скажешь о реальной физкультурной деятельности студента. Промежуточным звеном в этой цепочке становиться обучение умению проектирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности [4]. Именно проекты соединяют теорию и практику, мотивируют студента к изучению основ физического воспитания для грамотной и безопасной физической подготовки. Проекты от одного конкретного занятия до системы тренировок в недельном, месячном и семестровом цикле выражаются в индивидуальной программе тренировок, которую студент составляет в виде дневника самоконтроля. Дневник самоконтроля с одной стороны несет функцию планирования и проектирования комплексов упражнений, а с другой - является средством контроля и оценки действий в самоподготовке. В дневнике самоконтроля отражены этапы самоподготовки, даты занятий и их краткое содержание с дозировкой отдельных упражнений, а также оценка самочувствия после физической нагрузки.

Процесс проектирования индивидуальной программы тренировок увлекает студента, поскольку позволяет проявить творческий подход в осуществлении своей деятельности. В результате мы видим стремление к изучению основ физической культуры, ответственное и осознанное отношение к выбору средств физической культуры, дисциплинированность в соблюдении плана физкультурной деятельности и системное выполнение физических упражнений.

В качестве контроля проектной деятельности студента и оценке сформированных знаний по его самоподготовке в виртуальном классе проводится презентация (защита проекта) одного целенаправленного занятия разработанного этим студентом. В презентации студент не только показывает знания по заданной определенной тематике занятия, но и представляет предназначенные для выполнения всей группой занимающихся упражнения в реальном режиме времени.

Виртуальный класс дает возможность преподавателю актуализировать работу группы в определенное время по расписанию занятий, настроить на осознанное восприятие в изучении материала, ориентировать в поиске литературы, проводить семинарские занятия, отвечать на вопросы в онлайн, комментировать инструкции к выполнению заданий и др.

Кроме того, во время защиты проекта (презентаций) одним студентом у всех остальных студентов группы появляется возможность выполнять презентуемые физические упражнения, наполняя тем самым занятие по физической культуре двигательной активностью. Именно этот формат позволяет формировать у студентов оценочное, критическое отношение к применению той или иной физкультурной деятельности для тех или иных целей, условий и задач.

В результате обеспечения таких организационно-методических условий как технология учебного проектирования индивидуальной программы самоподготовки по физической культуре и презентации отдельного занятия студент приобретает опыт:

- построения и реализации физкультурно-спортивной деятельности в самоподготовке для обеспечения здорового образа жизни;

- творческой деятельности в сфере физической культуре и спорта, удовлетворяющей потребность в саморазвитии и самореализации;

- проектной деятельности как профессионально важного качества будущего специалиста любой сферы производства;

- публичного выступления в процессе защиты проекта, выраженного в представлении теоретического материала по заданной теме и практического проведения физкультурного мероприятия в рамках виртуального класса информационной системы Blackboard Learn.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овечкин В.П. Основы проектной деятельности : учеб.-метод. пособие / В.П. Овечкин, А.Е. Причинин. - Ижевск, 2007. - 238 с.

2. Смакотина Н.Л. Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски / Н.Л. Смакотина // Ценности и смыслы. - 2017. - № 6 (52). - С. 21-28.

3. Чуб Я.В. Технология учебного проектирования физкультурной деятельности в вузе / Я.В. Чуб // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 12 (142). - С. 159-164.

4. Чуб Я.В. Учебное проектирование физкультурной деятельности в вузе: учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург : УрГУПС, 2016. - 80 с.

REFERENCES

1. Ovechkin, V.P. and Prichinin, A.E. (2007), Fundamentals of project activity: study guide,

Izhevsk.

2. Smakotina, N.L. (2017), "Transformation of education in the context of globalization: opportunities and risks", Values and meanings, No. 6 (52), pp. 21-28.

3. Chub, Ya.V. (2016), "Technology of educational design of physical activity in the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (142), pp. 159-164.

4. Chub, Ya.V. (2016), Educational design of physical culture activities at the university: study guide, Ekaterinburg.

Контактная информация: uralbasket@bk.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2021

УДК 796.011.1

ОЦЕНКА И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Никита Александрович Чуркин, старший преподаватель, Владимир Федорович Ки-яшко, старший преподаватель, Игорь Викторович Яткин, старший преподаватель,

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Аннотация

Как наиболее актуальная задача, в связи с низким здоровьем обучающихся, и их неуверенным желанием к занятиям физической культурой, выдвигается формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Цель работы - оценка и формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом посредством проведения опроса, в ходе которого выявляются потребности обучающихся. При организации исследования было выявлено 3 направления мотивационной составляющей, после чего проведен опрос обучающихся. В результате опроса выявлено, что больший процент студентов имеют: средний уровень здоровья, нежелание к самостоятельным занятиям, проблемы в недостатке свободного для занятий времени, желание к занятиям в секциях и дома, положительное отношение к физической культуре, а также считают, что занятия в основном нужны для улучшения здоровья и физических данных, здесь также рассматривались предпочтительные виды спорта. В итоге решено, что для повышения мотивации студентов стоит использовать личностно-индивидуальный подход и организовывать занятия основываясь на предпочтениях обучающихся, подготавливая интересные и разнообразные по видам спорта занятия, что положительно скажется на обучающихся.

Ключевые слова: формирование мотивации, физическая культура, здоровье студентов, физическое развитие, вузы, виды спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.