Научная статья на тему 'Профессионально ориентированная подготовка студентов на занятиях по физической культуре в вузе'

Профессионально ориентированная подготовка студентов на занятиях по физической культуре в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуб Яна Владимировна

Выявлено значение учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» в подготовке студента вуза к профессиональной деятельности в современных условиях. Ключевым критерием конкурентоспособности и, одновременно, профессионально важным качеством личности рассматривается общепрофессиональная технологическая компетентность. Сопоставлены свойства спортивно-игровой и профессиональной деятельности. Определены организационно методические условия, создающие базовые предпосылки формирования у студента навыка целенаправленного применения средств физической культуры в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally oriented training of students during lessons of physical culture in the university

The author revealed the value of the discipline "Physical culture and sport" in preparing high school students for professional work in the modern conditions. The key criterion of competitiveness and, at the same time, professionally important quality of the individual, is considered to be the general professional technological competence. The properties of sports and gaming and professional activities are compared. Organizational and methodological conditions are determined that create the basic prerequisites for the formation of the student's skill in the purposeful use of physical culture in the process of forming professional competence of a specialist.

Текст научной работы на тему «Профессионально ориентированная подготовка студентов на занятиях по физической культуре в вузе»

Статья поступила в редакцию 01.01.2019

УДК 796.011.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Яна Владимировна Чуб, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), г. Екатеринбург

Аннотация

Выявлено значение учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» в подготовке студента вуза к профессиональной деятельности в современных условиях. Ключевым критерием конкурентоспособности и, одновременно, профессионально важным качеством личности рассматривается общепрофессиональная технологическая компетентность. Сопоставлены свойства спортивно-игровой и профессиональной деятельности. Определены организационно методические условия, создающие базовые предпосылки формирования у студента навыка целенаправленного применения средств физической культуры в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста.

Ключевые слова: физическая культура, профессиональная подготовка студентов, общепрофессиональная технологическая компетентность.

PROFESSIONALLY ORIENTED TRAINING OF STUDENTS DURING LESSONS OF PHYSICAL CULTURE IN THE UNIVERSITY

Yana Vladimirovna Chub, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

Annotation

The author revealed the value of the discipline "Physical culture and sport" in preparing high school students for professional work in the modern conditions. The key criterion of competitiveness and, at the same time, professionally important quality of the individual, is considered to be the general professional technological competence. The properties of sports and gaming and professional activities are compared. Organizational and methodological conditions are determined that create the basic prerequisites for the formation of the student's skill in the purposeful use of physical culture in the process of forming professional competence of a specialist.

Keywords: physical culture, professional training of students, general professional technological competence.

ВВЕДЕНИЕ

Многообразие функций физической культуры и спорта позволяет рассматривать их как общественное явление, проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности человека [1]. Высокий уровень физической культуры личности позволяет человеку не только вести здоровый образ жизни, но и совершенствоваться как конкурентоспособному специалисту в профессиональной деятельности. Профессионально ориентированная подготовка на занятиях по физической культуре в вузе создает базовые предпосылки формирования у студента навыка целенаправленного применения средств физической культуры в процессе совершенствования профессионально важных качеств специалиста.

Противоречивость создавшейся в обществе ситуации по подготовке кадров исходит из широкого спектра все возрастающего количества профессий и специальностей даже в пределах одной конкретной отрасли. Увеличивающийся темп перемен в производственной среде влечет за собой усложнение производственных процессов, сокращение времени на их освоение и др. Поддерживать такое производство должны соответствующие кадры, способные улавливать тонкости профессии, ориентироваться в изменении технологических операций, оперативно мыслить, принимать нетривиальные решения [1, 8].

Система высшего образования, несмотря на стремление подготовить высококлассного специалиста, достаточно консервативна и не успевает быстро перестраиваться, вслед

за убегающей далеко вперед экономикой. В результате возникает противоречие между направленностью обучения на формирование широты знаний студентов для увеличения степени функциональности будущего выпускника, с одной стороны, и недостатком времени и возможностей для формирования знаний, умений и навыков для определенного вида деятельности на конкретном производстве, с другой.

Программное обеспечение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе также претерпевает множество уточнений, переработок, дополнений. Результатом изучения дисциплины становятся конкретизированные нормы подготовки в виде приобретаемых студентом компетенций и компетентностей. Необходимо отметить, что большое внимание в современных федеральных государственных образовательных стандартах по физической культуре и спорту уделяется формированию всесторонне развитой личности будущего специалиста (бакалавра), утверждению здорового образа жизни. Одновременно актуализируется поиск направлений, выбор и систематизация форм и методов обучения, способствующих специализированной профессиональной подготовке студента по какой-либо конкретной специальности (направлению подготовки). При этом построение наиболее эффективной образовательной траектории обеспечивается на основе интердисциплинарного подхода [5, 6]

В тоже время, необходимо отметить, что спектр рабочих мест, на которых выпускники той или иной специальности могли бы реализовать свой потенциал, достаточно широк. Примером тому может служить специальность «Эксплуатация железных дорог» Уральского государственного университета путей сообщения. Выпускники по этой специальности могут работать как, например, дежурным по станции (управление), так и диспетчером или оператором (исполнение), а также составителем поездов, сигналистом, приемо-сдатчиком грузов. Обучаясь в университете, студент, как правило, не знает, какие функции ему предстоит выполнять на своем будущем рабочем месте. Выделить требуемые знания, умения, навыки в этих условиях становится крайне затруднительно. На стадии обучения студента в вузе можно ориентироваться только на косвенные, приблизительные, обобщенные признаки профессиональной деятельности, которые могли бы стать отправной точкой в выборе соответствующих методов в подготовке студента.

Приоритетными в этом случае становятся технологии, обеспечивающие формирование универсальных (востребованных в преимущественно большем количестве профессий) качеств и свойств личности. Одним из таких качеств в сфере профессиональной деятельности является общепрофессиональная технологическая компетентность. Общепрофессиональная технологическая компетентность рассматривается как готовность и способность специалиста к совершенствованию профессиональной деятельности путём выявления проблемы, формулирования цели, нахождения и реализации способов и средств устранения проблемы, к принятию ответственности за принимаемые решения и к самооценке на основе проведения информационно-аналитического исследования состояния и актуальных направлений профессионального развития, обсуждения проблем и принимаемых решений [7, с.11].

Общепрофессиональная технологическая компетентность соответствует, в основном, структуре проектной деятельности и последовательности процедур технологического мышления. Проявляется она в процессе от анализа проблемной ситуации и формулирования задач к поиску вариантов решения этих задач, определению критериев выбора и выбор лучшего варианта до проработки образа объекта, пригодного для практической реализации, определения условий и технологии выполнения практической деятельности по реализации принятого решения, мониторинга и коррекции практической деятельности, анализа полученных результатов [7, с. 43, 73-74].

Наше исследование посвящено определению специфики педагогического процесса по формированию общепрофессиональной технологической компетентности студента вуза на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт». Цель исследования.

Определение организационно-педагогических условий профессионально ориентированной подготовки студентов на занятиях по баскетболу в вузе.

МЕТОДИКА

В качестве исходных, нами приняты следующие научно-практические основания.

Будущая профессиональная деятельность выпускника технического вуза характеризуется как работа изобретательского, проектировочного, технологического, организационного и управленческого характера. Деятельность такого рода относится к интеллектуальной деятельности и не требует значительных физических усилий и перенапряжений в ее исполнении. Точность, быстрота, и экономичность выполнения операций, которые, несомненно, присущи деятельности современных инженерно-технических работников, опирается на соответствующие качества. Основная роль при этом принадлежит психическим качествам и интеллекту. Способность воспринимать одновременно несколько объектов, выполнять параллельно друг другу разнонаправленные действия, быстро переносить внимание с объекта на объект составляют основу интеллектуальной деятельности. Особое значение для этой деятельности имеют сформировавшиеся способности к технологическому решению поставленных проблем (задач), прогнозированию результатов, работе в условиях недостатка времени и множества разнородной информации.

Задача нашего исследования - определить возможность создания на занятиях по физической культуре в специализации баскетбол такие организационно-педагогические условия деятельности студента, которые позволят ему в последующей профессиональной деятельности:

- совершенствовать атрибуты деятельности (цели, способы, средства) путём выявления проблем, нахождения и реализации способов и средств их устранения;

- нести ответственность за принимаемые решения и осуществлять самооценку на основе поиска информации и аналитического исследования проблем и тенденций развития профессиональной сферы деятельности;

- проводить коллективное обсуждение возникающих вопросов и вырабатывать их оптимальные решения.

Занятия студентов в специализации баскетбол в рамках изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» кроме общефизической подготовки предполагают как изучение технических и тактических приемов этой спортивной игры, так и обретение ими опыта непосредственно спортивной соревновательной деятельности.

Известный российский психолог Е.П. Ильин к особенностям соревновательной деятельности относит: «публичность (оценка зрителями, средствами массовой информации); значимость для спортсмена (стремление к победе, рекорду, выполнению спортивного разряда, норматива); ограниченность числа зачетных попыток (нет возможности исправить неудачное действие, выступление); ограниченность времени (для оценки ситуации, принятия решения); непривычность условий осуществления (вариативность мест проведения соревнований)» [3, с. 20].

Как видно, некоторые условия спортивной деятельности схожи с условиями профессиональной деятельности - значимость выполняемых процедур и применяемых средств, невозможность коррекции уже выполненных действий, ограниченность времени для принятия оперативного решения в режиме реального времени, переменчивость условий деятельности.

Спортивная игра баскетбол соответствует признакам спортивной деятельности [4]. Составной частью спортивной деятельности является психомоторика, обеспечивающая точность и быстроту реагирования на раздражители, а также все произвольные действия. Для достижения наиболее продуктивного результата соревновательного процесса спортсмен должен в совершенстве владеть навыками двигательной активности. Подготовка к соревнованиям в процессе длительных и систематических тренировок способствует

формированию воли к победе, эмоциональной устойчивости и др. Взаимодействие спортсменов, как в условиях соперничества (противоборства), так и в условиях сотрудничества (партнерства).

Таким образом, спортивная игра баскетбол, наполненная в изобилии психомоторными актами, способствует психическому развитию индивида в условиях стремления к наивысшему результату на фоне волевых усилий в индивидуальном и коллективном творчестве. Сама по себе спортивная игра и соревновательная деятельность в ней обеспечивает профессиональное развитие, востребованное в деятельности специалиста. Занятия баскетболом в вузе имеют внутренние предпосылки к формированию универсальных качеств специалиста в подготовке к профессиональной деятельности поскольку, спортивная деятельность в игре и подготовка к ней, как и любая другая деятельность, проходит по универсальной схеме: «мотив-цель-способ-результат» [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сопоставляя особенности и признаки деятельности в спортивной игре баскетбол и условия профессиональной деятельности, мы находим много общего. Использование этого сходства, на наш взгляд, может существенно облегчить задачу формирования профессиональных компетентностей студентов вуза. Педагогический процесс в этом случае должен быть ориентирован на обеспечение организационно-методических условий для опосредованного развития универсальных интеллектуальных способностей студента, в частности, его общепрофессиональной технологической компетентности.

Для усиления педагогического воздействия в процессе спортивных соревнований по баскетболу и подготовки к ним необходим следующий ряд организационно-педагогических условий.

Первое условие. Целенаправленная деятельность педагога по формированию общепрофессиональной технологической компетентности студента. Последовательное включение в учебный процесс такой физической и интеллектуальной деятельности студента, которая соответствовала бы процедурам технологического мышления или ее элементам [7, с. 118]:

- освоение технологии постановки цели выполняемых приемов и упражнений;

- выявление составных частей физкультурно-спортивной деятельности;

- сравнение структуры физкультурно-спортивной деятельности и профессиональной деятельности и др.

Второе условие. Педагогическая деятельность на занятиях по физической культуре должна обеспечивать покомпонентное формирование общепрофессиональной технологической компетентности, которая включает [7, с. 119]:

- мотивационно-ценностный компонент - формирование понимания ценности здоровья для самореализации в профессиональной деятельности;

- информационно-аналитический компонент - приобретение опыта поиска информации, ее классификации и анализа;

- когнитивный компонент - изучение структуры деятельности, её состава, свойств, а также методов сопоставления разных видов деятельности;

- коммуникативный компонент - коллективное обсуждение состояния и возможностей совершенствования деятельности;

- креативно-деятельностный компонент - освоение приемов и методов творчества, участие в проектной деятельности;

- рефлексивно-волевой компонент - формирование навыков критической оценки собственной деятельности и выбора решений в сложных ситуациях.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в дополнение формирующим свойствам непосредственно спортивной игры баскетбол, педагогом на занятиях должно акцентироваться внимание на

приобретение студентом навыка постановки цели, формулирования задач, поиска способа действия для эффективного решения в сложившейся ситуации. Самостоятельное изучение студентами теоретических основ техники и тактики баскетбола, сравнение собственных действий в игре с эталоном, оценка действий других игроков в команде, поиск коллективного решения для устранения проблем-задач, а также совместная деятельность в игровых ситуациях будет способствовать развитию профессионально важных качеств студента, в частности его общепрофессиональной технологической компетентности. В результате применения в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура и спорт» выявленных организационно-методических условий обеспечивается профессионально ориентированное развитие студента - будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки / Н.Н. Визитей. - М. : Советский спорт, 2009. - 184 с.

2. Зинченко, В.П. Деятельность как методологическая проблема психологии // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 136-138.

3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 352 с.

4. Мельник, Е.В. Психология физической культуры и спорта в вопросах и ответах : пособие для студентов, учащихся училищ олимпийского резерва / Е.В. Мельник, Ж.К. Шемет ; ред. Л.В. Мари-щук ; Белорусский государственный университет физической культуры. - Минск : [б.и.], 2006. - 95 с.

5. Овечкин, В.П. Интердисциплинарный подход к формированию общепрофессиональной технологической компетенции студентов / В.П. Овечкин, Я.В. Чуб // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. - 2012. - № 2 (54). - С. 184-186.

6. Чуб, Я.В. Технологическое мышление - инвариантный компонент физкультурно-спор-тивной и профессиональной деятельности // Спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность в современном вузе : материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2009. - С. 131136.

7. Чуб, Я.В. Формирование общепрофессиональной технологической компетентности студентов в условиях контекстно-компетентностного обучения : дис. ... канд. пед. наук / Чуб Яна Владимировна. - Екатеринбург, 2015. - 238 с.

8. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентност-ный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 27.

REFERENCES

1. Visitey, N.N. (2009), Theory of physical culture: to adjust the basic concepts. Philosophical essays, Soviet Sport, Moscow.

2. Zinchenko, V.P. and Meshcheryakov, B.G. (2007), "Activity as a methodological problem of psychology", Great psychological dictionary, Prime-EUROZNAK, St. Petersburg, pp. 136-138.

3. Ilyin, E.P. (2012), Psychology of sport, Peter, St. Petersburg.

4. Melnik, E.V., Shemet, J.K. (2006), Psychology of physical culture and sports in questions and answers: manual for students, students of Olympic reserve schools, Belarusian State University of Physical Education, Minsk.

5. Ovechkin, V.P. and Chub, Ya.V. (2012), "Interdisciplinary approach to the formation of general professional technological competence of students", Bulletin IzhSTU, No. 2 (54), pp. 184-186.

6. Chub, Ya.V. (2009), "Technological thinking is an invariant component of physical education, sports and professional activities", Sports andfitness activities in a modern university: materials All-Russian scientific practical conf., Ekaterinburg, pp. 131-136.

7. Chub, Ya.V. (2015), Formation of general professional technological competence of students in the context of context-sensitive learning, dissertation, Ekaterinburg.

8. Shadrikov, V.D. (2004), "New model of specialist: innovative training and competence approach", Higher Education Today, No. 8, pp. 27.

Контактная информация: uralbasket@bk.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.