Научная статья на тему 'Имитационное моделирование профессиональной деятельности студентов в спортивной игре'

Имитационное моделирование профессиональной деятельности студентов в спортивной игре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ИГРА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуб Яна Владимировна

В статье рассматривается вопрос профессиональной подготовки студентов в процессе их учебной спортивно-игровой деятельности. Выявлены структурные особенности общепрофессиональной технологической компетентности специалиста как наиболее востребованной в профессиональной деятельности. Приведены основания рассмотрения спортивной игры как имитационной модели профессиональной деятельности. Предложены профессионально ориентированная методика и организационно-методические условия обучения, основанные на принципах междисциплинарности и контекстного обучения, которые на практике показали свою эффективность на статистически значимом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation modeling of professional activities of the students in sports game

The article discusses the training of students in the process of their learning sports and play activity. It identified the actual skills and competence of the expert, as well as means of immersion in conditions of professional activity. The reasons are given for consideration of the sports game as the simulation model of professional activity. The study offers the professionally-oriented methodology and organizational methodical conditions for the education based on the principles of the inter-disciplinarily and contextual learning, which in practice expressed their effectiveness at the statistically significant level.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование профессиональной деятельности студентов в спортивной игре»

6. Gauffin H. Function testing in patients with old rupture of the anterior cruciate ligament / H. Gauffin // Int. J. Sports Med. - 1990. - Vol. 11. - № 1. - P.73-77.

REFERENCES

1. Kasatkin, M.S., Achkasov E.E. and Dobrovolsky O.B. (2015), Kinezotaypirovaniye Bases, Sport, Moscow.

2. Kasatkin, M.S. (2015), "Application of the technique of kinezioteypirovaniye of Kinesio Taping ® in sports medicine and orthopedics (on the example of injury of the forward crucial ligament)", available at: http://kinesiocourse.ru/files/issledrus/sportikt.pdf.

3. Seidenberg, P.H. (2008), Sports medicine resource manual, Elsevier Science, Saunders.

4. Friden, T. at al. (2001), "Review of knee proprioception and the relation to extremity function after an anterior cruciate ligament rupture", J. Orthop. Sports Phys. Ther, Vol. 31, No. 10, pp. 567-576.

5. Kennedy, J.C. at. al. (1982), "Nerve supply of the human knee and its functional importance", Am. J. Sports Med., No. 10, pp. 329-335.

6. Gauffin, H. at al. (1990), "Function testing in patients with old rupture of the anterior cruciate ligament", Int. J. Sports Med, Vol. 11, No. 1, pp. 73-77.

Контактная информация: mohammed.muhi@gmail.com

Статья поступила в редакцию 04.05.2016

УДК 378.4

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СПОРТИВНОЙ ИГРЕ

Яна Владимировна Чуб, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), г. Екатеринбург

Аннотация

В статье рассматривается вопрос профессиональной подготовки студентов в процессе их учебной спортивно-игровой деятельности. Выявлены структурные особенности общепрофессиональной технологической компетентности специалиста как наиболее востребованной в профессиональной деятельности. Приведены основания рассмотрения спортивной игры как имитационной модели профессиональной деятельности. Предложены профессионально ориентированная методика и организационно-методические условия обучения, основанные на принципах междисципли-нарности и контекстного обучения, которые на практике показали свою эффективность на статистически значимом уровне.

Ключевые слова: имитационное моделирование, профессиональное образование, спортивная игра, междисциплинарность, контекстное обучение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p245-250

SIMULATION MODELING OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE STUDENTS

IN SPORTS GAME

Yana Vladimirovna Chub, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

Annotation

The article discusses the training of students in the process of their learning sports and play activity. It identified the actual skills and competence of the expert, as well as means of immersion in conditions of professional activity. The reasons are given for consideration of the sports game as the simulation model of professional activity. The study offers the professionally-oriented methodology and organizational methodical conditions for the education based on the principles of the inter-disciplinarily and contextual learning, which in practice expressed their effectiveness at the statistically significant level.

Keywords: simulation modeling, training, sports game, interdisciplinary, contextual learning.

Процесс вузовского образования прямо или косвенно (латентно) влияет на формирование у студента совокупности компетенций и компетентностей, соотносимых с его будущей профессиональной деятельностью, конкретный характер, форма, содержание,

свойства которой определяются особенностями отрасли профессиональной деятельности. В свою очередь профессиональная деятельность специалиста может быть установлена на основе совместного рассмотрения исследований сущности и структуры деятельности, сознания, мышления и среды (реальная действительность). Сознание и мышление обеспечивают активную двустороннюю связь человека с окружающей средой и преобразуемым объектом.

Сознание, мышление и деятельность человека проявляются через его способности, а способности субъекта деятельности «... позволяют ему реализовывать функции отражения субъективных и объективных условий деятельности, принятие решений, разработку программ деятельности, контроль над выполнением отдельных действий и деятельности в целом» [7, с. 42]. Логично предположить, что механизм приобретения способностей основан на специфическом построении процедур мышления и деятельности. Положение о связи деятельности и мышления лежит, на наш взгляд, в основе решения проблемы по выявлению педагогических средств в организации учебной деятельности студента вуза, которая способствовала бы формированию его профессиональных способностей и, вслед за ними, и разного рода компетенций и компетентностей будущего специалиста.

В современных динамично изменяющихся условиях производственной сферы от специалиста требуется проявление способностей к рациональной организации своего труда, к самостоятельному и непрерывному поиску оптимальных решений возникающих проблем в нестандартных ситуациях, т. е. быстрая адаптация к изменяющимся технике, технологиям, организации и условиям труда в коллективе и др.

Наибольшим потенциалом, на наш взгляд, обладает специалист, готовый и способный к технологичной организации профессиональной деятельности с целью ее оптимизации и совершенствования. Эта готовность и способность определяется нами как общепрофессиональная технологическая компетентность, понимаемая как готовность и способность специалиста к выявлению проблем, формулированию целей, нахождению и реализации способов и средств устранения проблемы, к принятию ответственности за принимаемые решения и к самооценке на основе проведения информационно-аналитического исследования состояния и актуальных направлений профессионального развития, обсуждения проблем и принимаемых решений в контексте тенденций развития общества и культурно-технологической среды [5, с. 9]. При этом совокупность мыслительных процедур, их структура и последовательность не является уникальной, а имеет универсальный характер, не зависящий от конкретного человека и от содержания деятельности.

Общепрофессиональная технологическая компетентность рассматривается как интегральное единство некоторого множества установленных образовательным стандартом компетенций, обладающее сверхсуммарным эффектом. Однако система подготовки специалиста в вузе не устанавливает какой-либо детерминированной связи (взаимозависимости) учебных дисциплин в формировании общепрофессиональной технологической компетентности. В наибольшей степени отсутствие явной взаимозависимости наблюдается между непрофильными дисциплинами с одной стороны, и дисциплинами профессионального цикла - с другой [2]. Между тем, на формирование общепрофессиональной компетентности студента могут оказывать существенное влияние практически все учебные дисциплины основной образовательной программы вузовской подготовки - и гуманитарные, и социальные, и экономические, и естественнонаучные, и профессиональные. Главное условие создания условий междисциплинарного взаимодействия учебных дисциплин заключается в том, студент является (погружается в роль) непрерывным «решателем» разнообразных проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности, встроенной в социокультурный контекст. Обретая компетенции на междисциплинарной основе, студент формируется как компетентный специалист. В соответствии с принципом единства сознания и деятельности - способности развиваются в деятельности, а деятельность реализуется через способности субъекта. Отмечается, при этом, пер-

вичность способностей, развитие которых управляется задаваемой деятельностью [7, с. 16]. Для любой деятельности может быть установлен инвариантный состав признаков, отражающих в совокупности её свойства [4]. Степень тождественности разных видов деятельности определяется по количеству совпадающих существенных признаков. Различная по исполнению (например, профессиональная и спортивно-игровая), но схожая по признакам деятельность может формировать одни и те же способности субъекта. Инвариантность структуры деятельности открывает возможность совершенствования условий подготовки студентов за счет моделирования учебной деятельности в контексте их будущей профессиональной деятельности по степени совпадения их существенных признаков. Кроме того, в построении модели развития способностей, в том числе профессиональных, необходимо учитывать ее системный характер. Поскольку развиваются не только способности к использованию орудий, но и система движений и восприятий в их применении.

В основе нашего исследования лежит предположение о том, что формирование общепрофессиональной технологической компетентности студентов становится возможным не только на занятиях по дисциплинам профессионального цикла, но и на занятиях по дисциплине «Физическая культура» и, в частности, за счет вовлечения студентов в спортивно-игровую деятельность схожую по признакам с профессиональной деятельностью. Если в учебный процесс введены элементы, соответствующие организационно-методическим условиям формирования общепрофессиональной технологической компетентности, то создается модель обучения, имитирующая условия профессионального развития личности. Это предположение основано на принципах единства и инвариантности структуры любой деятельности и мышления, их технологичности и междисципли-нарности. Спортивно-игровая деятельность при этом рассматривается как имитационная модель (контекст) профессиональной деятельности.

Спортивно-игровая деятельность, управляемая внутренней (психической) и внешней (физической) активностью спортсмена, направлена на достижение победы над соперником в условиях противоборства специфическими средствами и при соблюдении установленных правил, на достижение спортивных результатов, зависящих от индивидуальной или командной тактической борьбы для достижения целей командного успеха [3, с. 13]. Спортивная игра связана с преодолением неповторимых, сложных, неожиданно возникающих препятствий в условиях сотрудничества и соперничества, конкуренции. В спортивной игре, как и в профессиональной деятельности, проявляются рационально-упорядоченные мыслительные процедуры (этапы) процесса технологического мышления, составляющего основу общепрофессиональной технологической компетентности.

С целью формирования общепрофессиональной технологической компетентности студентов средствами дисциплины «Физическая культура» разработана и реализована профессионально ориентированная методика обучения, основанная на структуре технологического мышления и включающая содержание учебной спортивно-игровой деятельности, методы, формы и средства педагогического взаимодействия, диагностические методы и средства [6]. Основными организационно-методическими условиями ее реализации в учебном процессе явились:

- построение состава и структуры занятий для разных групп студентов с учетом их будущей профессиональной деятельности;

- периодическое чередование студентами на учебных занятиях разных ролей -субъекта деятельности, потребителя её результатов, эксперта и др.;

- учебная деятельность студентов основана на выявлении, анализе и решении проблемных ситуаций, возникающих в спортивной игре как в квазипрофессиональной деятельности;

- экспертиза системы диагностики и подготовка педагогов к проведению занятий по профессионально ориентированной учебной дисциплине «Физическая культура» [5, с. 10].

Исследование структурных компонентов спортивно-игровой деятельности позволило нам установить критерии их соответствия условиям формирования общепрофессиональной технологической компетентности (таблица).

Таблица

Показатели реализации организационно-методических условий формирования общепрофессиональной технологической компетентности студентов и спортивно-

игровой деятельности

Организационно-методические условия формирования общепрофессиональной технологической компетентности студентов Критерии (показатели) спортивно-игровой деятельности как квазипрофессиональной

1. Построение состава и структуры занятий для разных групп студентов с учетом их будущей профессиональной деятельности - соответствие вида спортивной или подвижной игры, схожей по признакам с условиями профессиональной деятельности (командные и одиночные, с предметом и без него, для открытых и закрытых спортивных площадок и др.); - ступенчатость подготовки к выступлению на соревнованиях: индивидуальная технико-физическая, командная организационно-тактическая, морально-этическая, психологическая; - коллективность в действиях и взаимоотношениях - выигрывает или проигрывает команда (коллектив) в целом, а не отдельный спортсмен.

2. Периодическое чередование студентами на учебных занятиях разных ролей - субъекта деятельности, потребителя её результатов, эксперта и др. - наличие у каждого игрока ролевой функции (амплуа), определяемое совокупностью функциональных обязанностей в задаваемых сюжетах состязания; - противоборство в ситуации поединков и командных взаимодействий, которое определяет ролевой блок действий - «защита - нападение» с присущими им - разведке, дезинформации, конспирации и т.п.; - формальное и неформальное лидерство в командных игровых видах спорта, определяющие личностно-спортивные способности каждого игрока

3. Учебная деятельность студентов основана на выявлении, анализе и решении проблемных ситуаций, возникающих в квазипрофессиональной деятельности - наличие правил и использование в конкретной игре присущих ей технических приемов; - незначительность количества относительно стандартных ситуаций, преобладание быстро меняющихся взаимодействий, необходимость оценки ситуации, выбора действий в ограниченный период времени; - достаточное и стабильное владение технико-тактическими приемами (действиями) для обеспечения эффективности игры и достижения победы в спортивных состязаниях; - необходимость оценивать характер, качество, достоверность и своевременность потоков информации для принятия адекватного решения в сложившейся ситуации. - проблемность ситуаций, подлежащих решению в процессе индивидуального и командного взаимодействия с соперником.

4. Экспертиза системы диагностики и подготовка педагогов к проведению занятий по профессионально ориентированной учебной дисциплине «Физическая культура» Оценка эффективности достижений: - владение приемами игры, регламентированными правилами; - оснащенность тактическими умениями; - умение применять технические и тактические навыки в условиях игры; - наличие зафиксированного результата игры (победа, проигрыш); - реализация индивидуального ролевого мастерства выраженного в зафиксированных личных результатах; - проявление активности, творчества, волевых и моральных качеств в экстремальных условиях; - уровень развития физических и психических качеств и способностей; - определение функциональных возможностей и морфологических показателей; - учет возраста и спортивного стажа спортсменов. Комплексная организационная работа преподавателей по подготовке студентов для достижения наивысших спортивных результатов.

В физкультурной, в том числе в спортивно-игровой, деятельности также как и в профессиональной для выполнения поставленной в деятельности задачи человеку необходимо овладеть механизмами восприятия, запоминания, воображения, преобразования и др. [7, с. 292]. В процессе решения задачи происходит становление конкретных психиче-

ских функций человека, развиваются функциональные и операционные механизмы мышления, рефлексия. При неоднократном повторении неожиданных ситуаций формируется привычка отыскивать наиболее эффективные решения возникающих проблем при недостатке времени, что характерно не только для условий спортивной игры, но также и для изменяющихся условий профессиональной деятельности [6, с. 41]. В условиях спортивно-игровой соревновательной деятельности студента устраняется противоречие между занимательной игрой и реальной действительностью. Создается ситуация вынужденного решения возникающих трудностей, которая для получения результата обязывает последовательно проводить все процедуры технологичной деятельности от постановки цели и выбора рационального способа действий до анализа и коррекции принятых решений.

Педагогическая технология по формированию общепрофессиональной технологической компетентности студентов средствами спортивно-игровой деятельности может рассматриваться как имитационная модель профессиональной деятельности [1, 6]. Для этого в процессе подготовки и реализации спортивно-игровой деятельности педагогу необходимо разработать специальные для каждого отдельного случая (вида спорта, контингента занимающихся, материально-технических условий) приемы, акцентирующие внимание на выполнении студентом процедур целенаправленной деятельности и технологического мышления в процессе спортивной или подвижной игры.

В качестве приемов педагогической деятельности по формированию общепрофессиональной технологической компетентности студентов средствами спортивной игры выбираются: моральная подготовка студентов к игровой деятельности как к квазипрофессиональной и настрой на соревновательную (конкурентную) ситуацию; ознакомление студентов со структурой соревновательной деятельности и факторами, обуславливающими ее эффективность; уточнение актуальных целей спортивной игры в контексте профессиональной деятельности и коррекция игровых действий во время игры; анализ степени достижения целей и игровых действий после игры, выявление сильных и слабых сторон членов своей команды и игроков команд соперников; конкретизация проблем и разработка предложений по усовершенствованию технической и тактической подготовки относительно выявленных недостатков в достижении поставленных целей; организация самостоятельной работы студента по моделированию и проектированию игровой деятельности, а также систем формирования мыслительных физических качеств, необходимых в спортивной игре и соревновании и др.

Опытно-поисковая работа по испытанию педагогической технологии, основанной на учебной спортивно-игровой деятельности как имитационной модели профессиональной деятельности, проведена в трех вузах по трем направлениям подготовки. В опытно-поисковой работе приняли участие 165 студентов и преподавателей. Статистическая обработка полученных результатов, выполненная с помощью метода непараметрической статистики - углового преобразования Фишера, показала, что уровень сформированности этой компетентности повысился существенно, а это повышение является статистически значимым. То есть полученные результаты не являются следствием случайных факторов, а закономерны.

Спортивно-игровая деятельность студента на учебных занятиях способствует формированию не только физических качеств человека, но и развивает его мозг, создавая новые условно рефлекторные связи. Спортивная игра помогает организовать произвольное движение студента в условиях проблемной ситуации, то есть мыслительный (интеллектуальный) и двигательный акт, отражающий способность человека предвидеть результат, формировать последовательность действий и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Спортивная игра при определенных организационно-методических условиях может рассматриваться в качестве имитационной модели профессиональной деятельности, которая способствует формированию у студента готовности и способности планирования и осуществления своей деятельности адекватно проблемным ситуациям, возникающим в

реальной производственной среде - выявлять проблемы, формулировать цели, определять задачи, продуцировать идеи, находить и реализовывать способы и средства устранения проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новоселов С.А. Методика формирования технологического мышления студентов технического вуза в процессе их физкультурно-спортивной деятельности / С.А. Новоселов, Я.В. Чуб // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2012. - № 4 (93). - С. 61-73.

2. Овечкин, В.П. Интердисциплинарный подход к формированию общепрофессиональной технологической компетенции студентов / В.П. Овечкин, Я.В. Чуб // Вестник ИжГТУ. -2012. - № 2 (54). - С. 184-186.

3. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия». 2008. - 520 с. - ISBN 978-5-7695-5517-6

4. Чуб, Я.В. Погружение студентов технического вуза в профессиональную деятельность средствами дисциплин блока ГСЭ / Я.В. Чуб // Педагогическое образование в России. -Екатеринбург. - 2012. -№ 2. - С. 199-202.

5. Чуб, Я.В. Формирование общепрофессиональной технологической компетентности студентов в условиях контекстно-компетентностного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чуб Я.В. - Екатеринбург, 2015. - 23 с.

6. Чуб, Я.В. Формирование технологического мышления студентов на занятиях по физической культуре: учеб.-метод. пособие / Я.В. Чуб. - Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2012. -135 с.

7. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. - М. : Университетская книга, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-98699-134-4.

REFERENCES

1. Novoselov, S.A. and Chub, Ya.V. (2012), "Methodology of the process of technical thinking formation of the students of technical college in the course of their sports activity", Education and science. News Ural Branch of radioactive waste, No. 4 (93), pp. 61-73.

2. Ovechkin, V.P. and Chub, Ya.V. (2012), "Interdisciplinary approach to the formation of general professional technological competence of students", HeraldIzhSTU, No. 2 (54), pp 184-186.

3. Ed. Zheleznyak, Y.D. and Portnov, Y.M. (2008), Sports Games: techniques, tactics, training methodology, Academia, Moscow.

4. Chub, Ya.V. (2012), "Immersion of the students of technical college in the professional activity with the means of disciplines of GEN block", Teacher education in Russia, No. 2, pp. 199-202, Ekaterinburg. 2012.

5. Chub, Ya.V. (2015), General professional formation of technological competence of students in the context-competency training, dissertation, Ekaterinburg.

6. Chub, Ya.V. (2012), Formation of technological thinking of students during the classes of physical education, USURT, Ekaterinburg.

7. Shadrikov, V.D. (2010), Professional abilities, University Book, Moscow.

Контактная информация: uralbasket@bk.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2016

УДК 378.017.4

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОСПИТАНИЕ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ?

Мария Вячеславовна Шакирова, преподаватель, Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск

Аннотация

Гражданственность и её воспитание в настоящее время в России одна из остроактуальных проблем. Однако наблюдается терминологические противоречия в использовании понятия «граж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.