Научная статья на тему '«Физическая культура»: методика формирования технологического мышления студентов'

«Физическая культура»: методика формирования технологического мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ ПЕРЕНОСА / КЛАССИФИКАЦИОННАЯ МАТРИЦА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуб Я.В.

Рассматривается возможность повышения качества профессионального образования студентов на основе междисциплинарного взаимодействия учебных дисциплин профессионального цикла и дисциплины «Физическая культура». В качестве интегрирующей основы принята модель формирования профессионального технологического мышления студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чуб Я.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Физическая культура»: методика формирования технологического мышления студентов»

УДК 378.147

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Я.В. Чуб - старший преподаватель кафедры физического воспитания Уральский государственный университет путей сообщения

Екатеринбург

«PHYSICAL CULTURE»: THE METHODS OF STUDENTS' TECHNOLOGICAL THINKING FORMATION

Ya.V. Chub - Senior Lecturer of Physical Training Department Ural State University of Communication Lines Yekaterinburg

e-mail: uralbasket@bk.ru

Ключевые слова: компетентностный подход, теория переноса, классификационная матрица.

Аннотация. Рассматривается возможность повышения качества профессионального образования студентов на основе междисциплинарного взаимодействия учебных дисциплин профессионального цикла и дисциплины «Физическая культура». В качестве интегрирующей основы принята модель формирования профессионального технологического мышления студентов.

Key words: competence based approach, theory of transfer, classification matrix.

Summary. This article focuses on the possibility of improving the quality of vocational education of students on the basis of interdisciplinary interaction of academic disciplines of the professional cycle and the discipline "Physical Culture". The model of students' professional technological thinking formation is considered to be the integrating basis.

Непрерывно изменяющаяся социально-экономическая и культурно-технологическая реальность испытывает острую потребность в компетентных, мобильных и ответственных специалистах во всех отраслях общественного производства, а выпускники высшего профессионального образования не в полной мере готовы и способны быть субъектами своей профессиональной деятельности. Высшее профессиональное образование не в достаточной степени обеспечивает качественную подготовку специалиста-профессионала на востребованном в современных условиях уровне качества.

Отличительной особенностью современного этапа развития общества является то, что продуктивность любой деятельности достигается при отсутствии достаточных внешних ресурсов в условиях динамичных перемен культурно-технологической среды. Это предполагает совершенствование деятельности человека, общества и образования за счет изыскания внутренних ресурсов, обеспечивающих достижение непрерывно возрастающего результата при тех же или даже меньших внешних ресурсах. Такой путь обозначается как интенсивный, а основными способами его реализации являются творческие, креативно-деятельностные, инновационные. Особое значение приобретает изыскание внутренних ресурсов (резервов) системы высшего профессионального образования, которые всегда имеются, но не всегда известны.

Развитие современной системы высшего профессионального образования ограничено и бюджетом времени, отводимым на подготовку специалиста, и сложившимися образовательными традициями, и недостаточной определенностью оснований и критериев выбора наиболее эффективных подходов к совершенствованию процесса обучения и воспитания студентов.

По мере развития общества и совершенствования образования физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков в их гармонической взаимосвязи. При этом учебная дисциплина «Физическая культура» рассматривалась как средство сохранения здоровья и повышения работоспособности студента в его учебно-познавательной деятельности.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека. Выявляется и актуализируется не только ее направленность на прагматическую сторону жизнедеятельности человека - укрепление физического здоровья, повышение жизненного тонуса, увеличение продолжительности жизни, развитие физических качеств и адаптационных способностей к стрессовым ситуациям, но и как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Физическая активность и спорт являются значимым компонентом образовательной системы, создающей условия для разностороннего развития человека. Однако и в этом случае «Физическая культура» в вузе рассматривается, как правило, в виде относительно автономной и самодостаточной учебной дисциплины, основное предназначение которой по-прежнему ограничивается сохранением здоровья и повышением работоспособности студентов в учебно-познавательной деятельности. А подготовка студента к профессиональной деятельности, формирование и развитие его личностных и профессиональных качеств является, главным образом, прерогативой профессионального цикла дисциплин.

Устранение рассогласованности между потребностями общества в специалистах-профессионалах и ограниченностью их подготовки в вузе возможно по пути перехода к компетентностной образовательной парадигме. Э.Ф. Зеер так высказывается по этому поводу: «Материалы, посвященные модернизации образования, ориентированы на компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования, которое понимается как система свойств и характеристик, отражающих соответствие образования современным потребностям и ценностям, а также представлениям о его будущем» [6, с. 137]. Определение и состав компетенций и компетентностей в отечественной педагогике и психологии содержатся в работах В.И. Байденко, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и др. [3, с. 138].

Одной из отличительных характеристик реализации компетентностного подхода в вузе является актуализация междисциплинарного взаимодействия учебных дисциплин основной образовательной программы. «Современная система образования (...) вполне закономерно подошла к задаче введения в содержание подготовки специалистов знаний из других, смежных областей. Новая тенденция в содержании образования -интердисциплинарность» [7, с. 258]. Не стоит в стороне от этой тенденции и учебная дисциплина «Физическая культура».

Другим не менее существенным свойством компетентностного подхода является деятельностная составляющая формируемых профессиональных компетенций студента как их фундаментальная основа. При этом в соответствии с принципом единства сознания и деятельности [11], деятельность специалиста и его компетенции являются одновременно и функцией мышления и его аргументом. Но, поскольку деятельность специалиста определяется ее отраслью (областью), содержанием и упорядоченностью (алгоритмичностью, рациональностью) выполняемых процедур, то она является

профессиональной, а мышление может быть обозначено как профессиональное технологическое мышление.

Профессиональное технологическое мышление определяется как тип рационального мыслительного процесса, как активный компонент сознания, продуцирующий образ предстоящей профессиональной деятельности, а деятельность человека (специалиста) в соответствии с принципом единства сознания и деятельности рассматривается нами как процесс практической реализации мыслительных продуктов. Результат процесса технологического мышления характеризуется выработкой рационально-упорядоченных схем и процедур деятельности, обеспечивающих получение требуемого результата в реальной социо-культурной среде. Одновременно и сам процесс технологического мышления представляет собой рационально-упорядоченную структуру мыслительных процедур, а в качестве ее аналога может быть принята структура проектной деятельности.

Профессиональное технологическое мышление в современном динамично изменяющемся культурно-технологическом пространстве является основным компонентом и условием развития компетентности и компетенций личности специалиста, которые, в свою очередь, определяют качество его подготовки в вузе. Обладание развитым технологическим мышлением позволяет специалисту (выпускнику вуза) планировать и осуществлять свою деятельность адекватно проблемным ситуациям, возникающим в реальной среде - выявлять проблемы, формулировать цели, определять профессиональные задачи, продуцировать идеи, находить и реализовывать способы и средства устранения проблем.

Эффективность формирования профессионального технологического мышления студента зависит от многообразия видов учебной деятельности, представляющей собой целостный процесс изменения состояния какого-либо объекта, и от многообразия проблемных ситуаций, на устранение которых направлены мышление и деятельность. Исследования показывают, что многоплановость и разнообразие деятельностей в образовательном процессе является непременным условием развития общих и специальных способностей индивида. Кроме этого, на процесс деятельности, формирующей способность к технологическому мышлению и др., накладываются определенные требования. «Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности» [9, с. 389].

Отличительной особенностью дисциплины «Физическая культура» как гуманитарной дисциплины, должна стать такая учебная деятельность студентов, которая отражает структуру профессионального технологического мышления, но наполнение этой структуры учебным материалом (состав дидактических модулей и единиц) определяется требованиями физической подготовки студентов. Такая подготовка студентов способствует формированию профессионального технологического мышления не прямо, а опосредованно в соответствии с закономерностями теории переноса (латентное влияние). При этом ценность физической культуры и спорта рассматривается в качестве одной из важнейших в условиях глобализации и интеграции человеческого сообщества, возрастания темпов социокультурных и технологических перемен, обострения состязательности и конкуренции в профессиональной деятельности.

Основным направлением (целью) физического воспитания студентов является не только укрепление здоровья, повышение работоспособности и формирование культуры тела (культуры телесности). Занятия также способствуют развитию профессионально-значимых качеств студента, главным образом, его профессионального технологического мышления, навыков проектирования и развития творческих способностей (культура мышления), которые необходимы любому специалисту. Иными словами, занятия направлены (создают условия) на достижение двух подцелей одновременно - и на развитие физических качеств, на освоение типовых действий, приемов, процедур в различных видах физкультурно-

спортивной деятельности, и на формирование творческого технологического стиля мышления, совпадающего по основным признакам с проектной деятельностью.

Возможность повышения качества профессионального образования в направлении формирования технологического мышления студентов достигается посредством построения модели междисциплинарной профессионально-ориентированной траектории обучения и соответствующей организации учебной деятельности студентов. В качестве исходных оснований (постулатов) построения модели учебной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза, ориентированной на повышение качества профессиональной подготовки приняты следующие:

- различные виды упорядоченной, выполняемой с определенной целью деятельности тождественны по составу и структуре процессу преобразования объекта из исходного в требуемое состояние, то есть, структура такой деятельности инвариантна;

- содержание деятельности в современном мире является переменчивым (динамично изменяющимся) и неопределенным, что требует от субъекта деятельности творческих способностей к преодолению непрерывно возникающих проблем;

- деятельность и сознание связаны мышлением, а мышление является одновременно и атрибутом сознания, и компонентом деятельности человека во внешнем мире -деятельность есть «продолжение» сознания и мышления.

Специалист, обладающий технологическим мышлением, способен к непрерывному обновлению, пополнению знаний и личного, прежде всего, мыслительного опыта за счет самообразования. Кроме того, и это главное, он способен переходить от одного вида деятельности к другому, что актуально в условиях быстрых перемен реальной действительности. К важнейшим условиям профессиональной подготовки студента средствами дисциплины «Физическая культура» могут быть отнесены:

- многократная разработка студентом схем физкультурно-спортивной деятельности в соответствии со структурой технологического мышления;

- учебная деятельность студента построена (основана) на выявлении, анализе проблемных ситуаций, возникающих на занятиях, и поиске возможных решений по их устранению;

- в качестве объектов мыслительного преобразования выбираются по возможности наиболее разнообразные компоненты того или иного вида спорта, составляющего основу учебного занятия, а также информация и знания о нем;

- структура физкультурно-спортивной деятельности студента сопоставима по некоторым сходным (универсальным) признакам со структурой его будущей профессиональной деятельности.

Сущность и структура технологического мышления специалиста позволяет разработать модель его формирования у студентов технического вуза (рис. 1).Она создает основу для моделирования и проектирования содержания и технологии педагогического взаимодействия преподавателя и студентов.

Эта модель, во-первых, ориентирует учебную дисциплину «Физическая культура» на формирование и развитие профессионально значимых качеств выпускника, востребованных в непрерывно обновляемых отраслях профессиональной деятельности, важнейшим из которых является технологическое (рациональное) мышление и его компоненты как основа компетентности и компетенций специалиста. Во-вторых, она (модель) повышает уровень системности высшего профессионального образования, за счет рассмотрения технологического мышления в качестве универсального компонента любой профессиональной деятельности и, в том числе, по его специальности и профессии. Методологически за счет рассмотрения технологического мышления в качестве одной из системообразующих (сквозных) линий вузовского образовательного процесса достигается кооперативный (сверхсуммарный) результат профессиональной подготовки. В-третьих, рассмотрение профессионального технологического мышления в качестве сквозного

системообразующего компонента программы подготовки специалиста создает условия для выявления и использования внутренних ресурсов по повышению качества профессионального образования.

Рис. 1. Схема (алгоритм) разработки и проведения занятий по дисциплине «Физическая культура», ориентированный на профессию (будущую, избранную) студента

Структурно модель дисциплины «Физическая культура» состоит, по крайней мере, из двух компонентов - содержательного и процессуального, которые, в совокупности, определяют свойства образовательной среды. Содержательная часть определяет совокупность знаний, опыта деятельности и отношений, которые являются предметом познания студентов. В профессионально-ориентированной программе дисциплины «Физическая культура» в эту совокупность входят как компоненты физкультурно-спортивной деятельности, так и компоненты деятельности, принадлежащие избранной студентами профессии/специальности. Процессуальный аспект модели определяет организационно-методическую структуру педагогического взаимодействия субъектов учебного процесса. Модель формирования технологического мышления профессионально ориентированной учебной дисциплины «Физическая культура» создает условия проектирования образовательной траектории студента по этой дисциплине, критерии и методы регулирования и коррекции этой траектории.

Содержательный компонент модели может быть представлен в виде пересекающихся множеств, состоящих, во-первых, из элементов физкультурно-спортивной деятельности и, во-вторых, из элементов профессиональной деятельности. Область пересечения множеств состоит из универсальных элементов - знаний, компетенций, личностных качеств, мыслительных и иных способностей, принадлежащих и тому, и другому множеству. Ассоциативно пересечение множеств может быть представлено как взаимное проникновение учебных циклов и дисциплин друг в друга при сохранении их относительной самостоятельности и уникальности. При этом совпадающие признаки являются основой адаптации профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности студента.

Выявление тождественных (сходных) признаков различных видов деятельности возможно на основе философских, общенаучных, социологических, психологических теорий (концепций) деятельности. Универсальные (инвариантные) признаки (свойства, качества) служат основой построения профессионально ориентированной программы дисциплины «Физическая культура» по признакам технологического мышления и/или его отдельных мыслительных этапов и процедур в зависимости от специальности и профессии специалиста.

В качестве классификационных признаков различных видов деятельности, проявляющихся в какой-либо конкретной форме, приняты:

- субъект деятельности: человек, коллектив, социальная и/или профессиональная группа (коллегия, совет, собрание и др.);

- объект воздействия субъекта: явление, предмет, техника, технология, информация, человек, коллектив, социальная и/или профессиональная группа и др.;

- средство деятельности: техника, информация, речь, знаковая система, человек-исполнитель, социальная и/или профессиональная группа и др., а также отсутствие каких-либо специальных средств;

- способ (метод) деятельности: познавательный, исследовательский, проектный, преобразовательный и др.;

- время выработки и принятия решения, «заданное» деятельностью: оперативное («быстрое реагирование»), тактическое, стратегическое, неопределенно длительное;

- среда (место, пространство) деятельности: природная, социальная, специальная, неопределенная и др.;

- условия межличностного взаимодействия в деятельности.

На основе определения признаков деятельности и вариантов их проявления в различных конкретных видах деятельности, профессиях и специальностях составлен универсальный морфологический классификатор - классификационная матрица, являющийся средством сопоставления профессиональной деятельности по конкретной профессии с другими, отличающимися от деятельности по этой конкретной профессии. Морфологический классификатор позволяет сопоставлять, например, инженерную деятельность с научной, политической, предпринимательской, экономической, театральной и

др., а также и с физкультурно-спортивной. По каждому сопоставляемому виду деятельности в таблице отмечаются присущие ей признаки. Степень тождественности видов деятельности определяется по количеству совпадающих существенных признаков.

Для осуществления сопоставления физкультурно-спортивной и профессиональной деятельностей на основе универсального морфологического классификатора определены признаки этих видов деятельности по конкретным профессиям, видам спорта и физических упражнений. На основе определения количества совпадающих (сходных) признаков становится возможным выбор видов спорта и физических упражнений, близких по основным признакам той или иной профессии.

Учебная программа дисциплины «Физическая культура» и процесс образовательного взаимодействия студентов с преподавателем, построенные с учетом этого выбора, могут рассматриваться как профессионально ориентированные.

Для выбора видов учебной физкультурно-спортивной деятельности, тождественных профессиональной деятельности специалиста по основным классификационным признакам, учитывались следующие положения. Во-первых, в соответствии с теорией переноса, субъект (человек), освоивший некоторый вид деятельности, более подготовлен к освоению другой, совпадающей с освоенной по основным признакам. При этом один вид деятельности латентно способствует более успешному усвоению другого вида деятельности и наоборот. Во-вторых, периодическая смена выполняемых функций (ролей) внутри одной и той же деятельности позволяет сформировать у человека системный («полифонический») взгляд на деятельность в целом (деятельность воспринимается и осознается с разных точек зрения). В-третьих, любая деятельность планируется, осуществляется, корректируется и управляется сознанием и, в частности, активным элементом сознания - мышлением. В свою очередь, мышление как активный элемент (процесс) сознания «прорабатывает» внешнюю деятельность и регулирует ее как до, так и во время реальной деятельности. В-четвертых, продуктивным (инновационным) мышление является в том случае, если его структура в наибольшей степени приближена к структуре процесса проектирования и процесса поиска новых решений, основанных на методах активизации творческого мышления - мозговом штурме, синектике, теории решения изобретательских задач и др.

Процессуальный компонент модели формирования технологического мышления студента средствами дисциплины «Физическая культура» может рассматриваться как некоторый алгоритм проектирования образовательной траектории студента. Критерии и методы регулирования и коррекции этой траектории определяются свойствами и элементами (процедурами, этапами) процесса технологического мышления.

Выбор видов физкультурной деятельности студентов и внедрение этих видов в учебный процесс выполняется в несколько этапов. Во-первых, на основании ГОС ВПО по соответствующему направлению с помощью универсальной матрицы деятельности определяются варианты присущих ему классификационных признаков. Во-вторых, определяются варианты классификационных признаков видов физкультурной деятельности, культивируемых в вузе или запланированных к введению в учебный процесс. В-третьих, выбираются виды физкультурной деятельности для студентов данной специальности по вариантам их признаков, в наибольшей степени, прямо или косвенно (опосредованно) совпадающих по количеству с вариантами признаков профессиональной деятельности. В-четвертых, разрабатывается учебный план и учебные программы, основанные на выбранных видах физкультурной деятельности студентов, а также рекомендации по проведению занятий.

Наибольшее число совпадений признаков физкультурной деятельности с признаками профессиональной деятельности по профессии, например, инженера по организации и управлению на транспорте - руководителя производственного коллектива - наблюдается по командным игровым видам спорта и, в частности, по баскетболу в качестве капитана команды. Разработанный на основе предложенной модели образовательный процесс по

учебной дисциплине «Физическая культура» латентно способствует формированию технологического мышления, о чем свидетельствуют результаты опытно-поисковой работы. Отличительными особенностями этой усовершенствованной дисциплины являются:

- комплектование учебных групп в зависимости от видов специальностей и профессий будущих специалистов;

отбор видов физкультурно-спортивной деятельности, построения состава и структуры занятий для разных групп студентов в зависимости от классификационных признаков профессии и технологического мышления;

- распределение и чередование ролей, исполняемых студентами (участник соревнования, капитан команды, тренер, судья, менеджер, инвестор) на учебных занятиях;

- совместный со студентами анализ (обсуждение) возникших проблемных ситуаций, выявление проблем и поиск вариантов их преодоления, принятие решений и реализация способов и средств по устранению проблем;

- построение самостоятельной работы студентов, предполагающей проведение информационно-аналитического исследования подходов к преодолению проблем физкультурно-спортивной деятельности и разработку предложений (проектов) по преодолению проблем.

При создании в процессе обучения студента таких условий у него вырабатывается навык выявления и анализа проблемной ситуации, конкретизации противоречия и проблемы, выбора многообразных (разнообразных) вариантов возможных решений, необходимости учета факторов влияния надсистемы, в том числе и, прежде всего, характера и динамики перемен в среде, выявление (прогнозирование), учета возможных последствий деятельности согласно специфике профессиональной деятельности. При этом достигается не только повышение качества профессиональной подготовки студентов, но и повышение мотивации к «непрофессиональным» учебным дисциплинам. В этом проявляется кооперативный (сверхсуммарный) эффект междисциплинарного взаимодействия.

Пилотажные исследования указанного интеграционного подхода показывают его эффективность. У студентов не только развивается технологическое мышление как атрибут профессиональной деятельности, но и повышается мотивация к физкультурно-спортивной деятельности. Она рассматривается и как средство сохранения здоровья, и, одновременно, как условие повышения конкурентоспособности за счет развития их мыслительных качеств в конкретной профессии. В то же время состав классификационных признаков деятельности требует дополнения и уточнения, поскольку универсальная классификационная матрица не всегда с достаточной степенью определенности позволяет сделать выбор вида учебной физкультурной деятельности, тождественной виду профессиональной деятельности. Это свидетельствует, во-первых, о целесообразности проведения дальнейших исследований и, во-вторых, о необходимости уточнения технологии (алгоритма) поиска и реализации условий и образовательной программы формирования профессионального технологического мышления будущих специалистов.

Литература

1. Вербицкий, А. Гуманизация, компетентность, контекст - поиск оснований интеграции / А. Вербицкий, О. Ларионова // Alma mater : вестник высшей школы. - 2007. - № 7. - С. 19-25.

2. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры : к корректировке базовых представлений : философские очерки / Н.Н. Визитей. - М. : Советский спорт, 2009. - 184 с.

3. Гапонцева, М.Г. Эволюция структуры содержания образования : монография / М.Г. Гапонцева, В.А. Федоров, В.Л. Гапонцев. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та., 2010. - 155 с.

4. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М. : Логос, 2000. - 224 с.

5. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 378 с.

6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2009. - 384 с.

7. Курашов, В.И. Начала прагматической антропологии / В.И. Курашов. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - 332 с.

8. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учебное пособие / А.М. Матюшкин; под ред. А.А. Матюшкиной. - М. : КДУ, 2009. - 190 с.

9. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3-х кн. / Р.С. Немов. -3-е изд. - М. : ВЛАДОС, 1997. - Кн. 1 : Общие основы психологии. - 688 с.

10. Новоселов, С.А. Формирование профессионального технологического мышления в дисциплинах общекультурного цикла системы высшего образования / С.А. Новоселов, Я.В. Чуб // Педагогическое образование. - 2009. - № 1. - С. 40-45.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 594 с.

Literature

1. Verbitsky, A. Humanization, Competence, Context - the Search of Integration Foundations / A. Verbitsky, O. Larionova // Alma mater : Bulletin of High School. - 2007. - No. 7. - P. 19-25.

2. Visitey, N.N. Theory of Physical Culture : to the Correction of Basic Notions : philosophical essays / N.N. Visitey. - M. : Soviet Sport, 2009. - 184 p.

3. Gapontseva, M.G. The Evolution of the Education Content Structure : monograph / M.G. Gapontseva, V.A. Fedorov, V.L. Gapontsev. - Yekaterinburg : Publ. House of Russ. State Prof.-Ped. Univ., 2010. - 155 p.

4. Gusinsky, E.N. Introduction to the Philosophy of Education / E.N. Gusinsky, Yu.I. Turchaninova. - M. : Logos, 2000. - 224 p.

5. Evseev, Yu.I. Physical Culture / Yu.I. Evseev. - the 4th edition. - Rostov o/D : Feniks, 2008. - 378 p.

6. Zeer, E.F. Psychology of Professional Education : textbook for students of higher educational institutions / E.F. Zeer. - M. : Academy, 2009. - 384 p.

7. Kurashov, V.I. The First Principles of Pragmatic Anthropology / V.I. Kurashov. - Kazan : Publ. House of Kazan Univ-ty, 2003. - 332 p.

8. Matyushkin, A.M. Psychology of Thinking. Thinking as the Solution of Problematic Situations : training manual / A.M. Matyushkin; ed. A.A. Matyushkina. - M. : KDU, 2009. - 190 p.

9. Nemov, R.S. Psychology : textbook for students of higher ped. educ. institutions : in 3 books / R.S. Nemov. - 3rd ed. - M. : VLADOS, 1997. - B. 1 : General Foundations of Psychology. - 688 p.

10. Novoselov, S.A. Formation of Professional Technological Thinking in Disciplines of the Cultural Cycle in Higher Education System / S.A. Novoselov, Ya.V. Chub // Pedagogical Education. - 2009. - No. 1. - P. 40-45.

11. Rubinstein, S.L. Foundations of General Psychology / S.L. Rubinstein. - SPb. : St. Petersburg, 2000. -

594 p.

Статья поступила в редакцию 30.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.