Научная статья на тему 'Технология учебного проектирования физкультурной деятельности в вузе'

Технология учебного проектирования физкультурной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1039
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуб Яна Владимировна

Актуализирована возможность совершенствования физической культуры студента в процессе его проектной деятельности. Представлена технология учебного проектирования не только как общепринятое средство формирования технологической компетентности студента, но и как комплексной оценки итоговых знаний в результате освоения им дисциплины «Физическая культура» в вузе. Предложены этапы учебного проектирования, критерии выбора содержания физкультурной деятельности в зависимости от реальных условий реализации учебного процесса. Определены компоненты взаимодействия преподавателя и студента по подготовке проекта и его реализации на практическом занятии по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology educational designing of sports activity at University

Actualize the possibility of improving physical training the student in the course of its project activities. The technology instructional design not only as a common means of formation of the technological competence of the student, but also as an integrated assessment of the outcomes of knowledge as a result of the development of their "Physical training" subjects at university. Proposed stages of instructional design, the criteria for selecting the content of sports activities depending on the actual conditions of the implementation of the educational process. The components of cooperation in the preparation of teachers and students of the project and its implementation in the lab of Physical Culture.

Текст научной работы на тему «Технология учебного проектирования физкультурной деятельности в вузе»

5. Shalmanov, A.A. and Skotnikov, V.F. (2013), "Biomechanical monitoring of technical and speed -power readiness of weightlifters", Theory and practice physical culture, No. 2, pp. 103-106.

Контактная информация: furaev@gmail.com

Статья поступила в редакцию 10.12.2016

УДК 378.4

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Яна Владимировна Чуб, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), г. Екатеринбург

Аннотация

Актуализирована возможность совершенствования физической культуры студента в процессе его проектной деятельности. Представлена технология учебного проектирования не только как общепринятое средство формирования технологической компетентности студента, но и как комплексной оценки итоговых знаний в результате освоения им дисциплины «Физическая культура» в вузе. Предложены этапы учебного проектирования, критерии выбора содержания физкультурной деятельности в зависимости от реальных условий реализации учебного процесса. Определены компоненты взаимодействия преподавателя и студента по подготовке проекта и его реализации на практическом занятии по физической культуре.

Ключевые слова: физическая культура личности, учебное проектирование, обучение в вузе.

TECHNOLOGY EDUCATIONAL DESIGNING OF SPORTS ACTIVITY AT

UNIVERSITY

Yana Vladimirovna Chub, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Annotation

Actualize the possibility of improving physical training the student in the course of its project activities. The technology instructional design not only as a common means of formation of the technological competence of the student, but also as an integrated assessment of the outcomes of knowledge as a result of the development of their "Physical training" subjects at university. Proposed stages of instructional design, the criteria for selecting the content of sports activities depending on the actual conditions of the implementation of the educational process. The components of cooperation in the preparation of teachers and students of the project and its implementation in the lab of Physical Culture.

Keywords: physical culture of personality, training Designing, teaching at the university.

ВВЕДЕНИЕ

Ценностно-смысловые ориентиры физкультурной деятельности человека задаются самим человеком в зависимости от знаний и интеллектуальных способностей, подкрепляемые мотивами и потребностями в стремлении к физическому и духовному совершенству в сложившемся культурном пространстве. Физическая культура личности рассматривается как потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально- и индивидуально значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных, в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования (концепция И. М. Быховской) [1].

Физическая культура личности проявляется и связывается с самореализацией человека в повседневной деятельности - в отношениях, в поведении, в образе жизни, труде, освоенных им культурных ценностях. Физическое совершенствование человека и развитие его духовных ценностей рассматриваются как преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная деятельность. В основе физической куль-

туры личности лежит органическое единство знаний, убеждений в их практическом использовании и непосредственной деятельности по их реализации [2].

Как известно, Федеральным образовательным стандартом высшего образования установлено 400 учебных часов на освоение студентом дисциплины «Физическая культура» в форме лекционных и практических занятий, которые предполагают изучение теоретических основ физической культуры и непосредственно физкультурно-спортивную деятельность.

Цель лекционных занятий - овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности. Познавательная деятельность студента в освоении теоретического материала дисциплины предполагает формирование ценностно-смыслового отношения человека к своей физической форме, здоро-вьесбережению, пониманию системного взаимодействия всех сторон общественной и профессиональной жизни. Контроль теоретических знаний студентов проводится в форме компьютерного тестирования или экзамена по дисциплине.

Практические занятия направлены на обеспечение необходимой двигательной активности, формирование и развитие физических качеств, обеспечение оптимальной работы функциональных систем организма, а также самореализацию студента в сфере физической культуры. Контроль практических знаний осуществляется с помощью контрольного тестирования функциональной и физической подготовленности.

В тоже время, несмотря на то, что и лекционные, и практические занятия включают изучение способов применения средств физической культуры и приобретение навыка оперирования ими в целях здоровьесбережения, самопознания и самосовершенствования, результат усвоенных студентом знаний остается не вполне определенным. На наш взгляд, в сложившемся образовательном процессе и в механизме контроля знаний наблюдается недостаточность критериев оценки умения студентов применять известные средства физической культуры в условиях повседневной, образовательной, профессиональной жизни. Одним из способов решения это вопроса может стать метод учебного проектирования, результатом которого становиться учебный проект физкультурной деятельности, адекватно соответствующей условиям конкретной задачи и ситуации.

МЕТОДИКА

Учебное проектирование это процесс разработки и реализации программы физкультурной деятельности от идеи нетривиального использования средств физической культуры до их реализации в определенных условиях. Посредством проектирования разрабатывается модель наиболее оптимальной деятельности в соответствии с наличными ресурсами, а решение проблемы допускает возможность альтернативных путей и средств достижения цели. Логика формирования проекта выстраивается в цепочку: проблемати-зация (постановка проблемы) - целеполагание (определение целей и задач) - инструмен-тализация (методы, формы организации, ресурсы). Под учебным проектом понимается завершенная творческая работа студента, выполненная им самостоятельно под руководством и с помощью преподавателя. Преподаватель выполняет функцию консультанта и направляет проектную деятельность студента (наблюдает, советует, помогает, уточняет, дополняет, обобщает, контролирует, участвует в оценке проектов). Деятельность студента заключается в анализе, исследовании, выборе, изучении, формулировании, конспектировании, графическом изображении, генерации идей, разработке, определении, подсчете, оформлении, защите проекта. Продуктивность проектной деятельности студента в значительной степени зависит от самостоятельного выявления им проблем, задач, противоречий [4]. Особенность обучения, при этом, заключается в том, что процесс создания новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость сопровождается консультацией компетентного преподавателя.

Процесс учебного проектирования физкультурной деятельности можно разделить на операции, последовательность выполнения которых соответствует этапам проектной деятельности и процедурам технологического мышления. Основополагающее звено проектной деятельности - фаза проектирования, которая включает стадии: концептуальная, моделирования и конструирования системы, а также стадию технологической подготовки реализации проекта.

Концептуальная стадия проектирования физкультурной деятельности сводится к выявлению общих противоречий, формулированию проблем, определению частной проблематики, определению цели, выбору критериев, формулированию задач физкультурной деятельности в определенных условиях. Определение потребности в том или ином виде физкультурной деятельности начинается с причин побуждающих заниматься физическими упражнениями (мотивов). Влечения, желания, интересы и склонности создают мотивационную сферу человека, в которой заложены подлинный смысл и ценность занятий. С определением мотивов физкультурно-спортивной деятельности появляется четкая ее направленность, которая позволяет ставить цель и задачи физкультурного мероприятия [7]. Область исследования для выявления острых проблем и поиска их решения задается либо самим занимающимся относительно особенной сложившейся ситуации, либо преподавателем в форме учебного задания [6]. Исходные данные проектирования зависят от направленности профессиональной деятельности, возраста, состояния здоровья субъекта. Объектами проектирования (предметами мысли) могут стать: системы физических упражнений по повышению уровня развития профессионально важных физических качеств специалиста в свободное время; методы восстановления функциональных возможностей в период снижения работоспособности; условия активного отдыха во внерабочее время; способы повышения познавательной активности, развития интеллекта и аналитических способностей членов коллектива и др.

На стадии моделирования происходит построение моделей, их оптимизация и выбор наиболее приемлемой модели (принятие решения). Моделирование физкультурного мероприятия в учебном проектировании носит познавательный характер, так как отражает уже существующее научное знание и практику. При учебном моделировании физкультурной деятельности наиболее приемлем метод «сценариев» - подготовка и согласование представлений о проектируемой системе, изложенных в письменном виде. Сценарием в практике проектирования называется «любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению, по развитию системы, независимо от того в какой форме он представлен» [3]. Модель физкультурного мероприятия описывает условия реализации проекта в конкретных условиях, относительно определенных возможностей и целевых установок. В сценарий вводятся количественные параметры и устанавливаются их взаимозависимости. Сценарий создает предварительное представление о проектируемой системе. Объект учебной проектной деятельности студента в виде проекта физкультурного мероприятия отличается направленностью на физическое, психофизиологическое и психическое развитие личности, а также на формирование социокультурных отношений участников физкультурной деятельности. Для того чтобы содержание физкультурной деятельности получила законченное выражение, оно должно быть организованно с учетом закономерностей физического воспитания и имеющихся условий деятельности, упорядочено во времени и облачено в необходимую форму. Традиционно основанием схематической расстановки вводной (подготовительной), основной и заключительной части занятия и расположение их в названной последовательности служат закономерности процесса физического воспитания.

Структура занятия, как правило, остается неизменной для большинства видов физкультурной деятельности. Тогда как содержание зависит от исходных данных проектируемого объекта и условий его возможной реализации с учетом всех особенностей и нюансов построения физкультурной деятельности для определенных групп студентов - мате-

риально-технической базы, места занятий и т. п. Содержание отдельного тренировочного занятия определяется направленностью решаемых двигательных задач. Выполняется подбор физических упражнений, их дозировка, темп, форма и др. Важной характеристикой оптимального построения содержания занятия является моторная плотность выполняемой физкультурной деятельности [5]. Все компоненты содержания модели физкультурного мероприятия с описанием их состыковки друг с другом и четким определением границ встроенности в условия реальной среды (время и место занятий, материально-техническое оснащение, факторы опасности и др.) описываются в программе - в плане действий в определенных условиях.

Конструирование системы сводится к определению конкретных способов и средств реализации выбранной модели физкультурной деятельности в рамках имеющихся материально-технических, климатических и социальных условий для определенного контингента занимающихся. Цель на этом этапе ставиться из расчета реальной возможности ее достижения в рамках одного учебного занятия. Задачи имеют определенные очертания и отражают конкретные процедуры процесса реализации модели проектируемой деятельности. На этом этапе определяются средства физической культуры, способствующие достижению поставленной цели и совместимость отдельных задач, проводится поиск связующих звеньев в виде построения структуры и наполнение содержания проводимого мероприятия, которая показывает возможность функционирования системы в целом. Конкретные способы и средства реализации выбранной модели физкультурного мероприятия должны сочетаться с местом проведения занятия и составом занимающихся физическими упражнениями, предусматривать меры соблюдения техники безопасности и особенности материально-технического обеспечения. Предполагаемая физкультурная деятельность, представленная в упражнениях, отражается в таблице «План-конспект проведения учебного физкультурного мероприятия». После обсуждения проекта физкультурного мероприятия с преподавателем студент приступает к практической реализации проекта.

Рефлексия по окончании физкультурного мероприятия помогает выявить недочеты в выборе содержания физкультурной деятельности и организации ее выполнения на предмет соответствия поставленной цели и задачам. К защите представляется оформленная по требованиям творческая работа, которая может служить материалом для оценки способности студента применять на практике знания, полученные в результате обучения по дисциплине «Физическая культура».

Критериями оценки проекта физкультурного мероприятия служит: соответствие выбранных средств назначению физкультурной деятельности; технологичность ее построения; достаточность материально-технического обеспечения; соблюдение мер безопасности; встраиваемость физкультурной деятельности в социально-культурную среду и др. Отрицательный показатель по какому-либо принятому критерию может стать основанием для отклонения проекта.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Метод учебного проектирования физкультурной деятельности с 2012 года и по настоящее время реализуется в качестве эксперимента в Уральском государственном университете путей сообщения. В учебном проектировании за этот период участвовали 185 студентов. Влияние учебного проектирования на успешность обучения этих студентов по дисциплине «Физическая культура» оценивалось путем сравнения полученных ими результатов теоретической, функциональной и физической подготовленности с результатами студентов, занимавшихся по традиционной системе.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение результатов успеваемости показало, что успеваемость значительно выше у студентов занимавшихся проектированием физкультурной деятельности. Достаточ-

но хороший результат основан на высоком интересе студентов к проявлению себя в роли проектировщика личностно ориентированной физкультурной деятельности.

ВЫВОДЫ

Исследование по применению учебного проектирования физкультурной деятельности в учебном процессе позволило сделать следующие выводы.

1. Теоретические и практические занятия студентов по физической культуре, основанные на учебном проектировании физкультурной деятельности, актуализируют полученные знания в области физической культуры для развития функциональной и физической подготовленности.

2. Применение знаний по проектированию и организации физкультурной деятельности в сочетании со знаниями в области физической культуры формируют осознанное отношение студентов к выбору способов и средств самостоятельной физической подготовки, развивают их технологическое мышление и компетентность.

3. Учебное проектирование как одно из наиболее распространенных в современном образовании средств развития личности способствует стимулированию познавательной активности студента, его самореализации в области физической культуры, развитию творческих способностей, волевых качеств, интеллектуальных и физических способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быховская, И.М. Телесность как социокультурный феномен // Культурология. ХХ век : словарь. - Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. - 640 с.

2. Дмитриев, А.А. Повторный метод выполнения физических упражнений вспомогательной школы как один из способов коррекции их двигательных нарушений / А.А. Дмитриев // Физическое воспитание детей в специальной школе. - Горький : [б.и.], 1985. - С. 64-69.

3. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - 2-е изд. - М. : Эгвес, 2006.

- 488 с.

4. Овечкин, В.П. Основы проектной деятельности : учеб.-метод. пособие / В.П. Овечкин, А.Е. Причинин. - Ижевск : [б. и.], 2007. - 238 с.

5. Физическая культура студента : учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2000. - 448 с.

6. Чуб, Я.В. Формирование технологического мышления студентов на занятиях по физической культуре : учеб.-метод. пособие / Я.В. Чуб ; Уральский гос. ун-т путей сообщения. -Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2012. - 135 с.

7. Чуб, Я.В. Учебное проектирование физкультурной деятельности в вузе : учебно-методическое пособие / Я.В. Чуб ; Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург : УрГУПС, 2016. - 80 с. - ISBN 978-5-94614-355-4.

REFERENCES

1. Bykhovskaya, I.M. (1997), Corporeality as a social and cultural phenomenon, Cultural studies. The twentieth century. Dictionary, University Book, St. Petersburg.

2. Dmitriev A.A. (1985), "Repeated execution method of exercise of the special school as a way of correcting their movement disorders", Physical education of children in a special school, GPI, Gorky, pp. 64-69.

3. Novikov, A.M/ (2006), Education Methodology. Second Edition, "Egves", Moscow, ISBN 585449-127-6.

4. Ovechkin, V.P. and Prichinin, A.E. (2007), Basics of the project, Izhevsk.

5. Ed. Ilyinich, V.I. (2000), Physical education students: the textbook, Gardariki, Moscow, ISBN 5-8297-0010-7.

6. Chub, Ya.V. (2012), Formation process of thinking of students in the classroom for physical education, publishing house USURT, Yekaterinburg

7. Chub, Ya.V. (2016), Study Designing sports activity in high school, USURT, Yekaterinburg, ISBN 978-5-94614-355-4.

Контактная информация: uralbasket@bk.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2016

УДК 796(09)

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ ЕЛЬЦЕ В 19201930-Е ГГ.

Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Юрьевич Кравцов, доцент,

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина), Елец

Аннотация

Несмотря на свой небольшой размер, город Елец имеет богатые спортивные традиции, которые начали складываться ещё в дореволюционный период (до 1917 г.). В различные временные отрезки в городе культивировались те или иные виды спорта, в которых ельчане добивались выдающихся результатов. К настоящему дню проведен ряд исследований, касающихся изучения истории развития некоторых видов спорта, таких как бокс, гиревой спорт, дзюдо, самбо, рысистый спорт, легкая атлетика, городошный спорт, футбол, развивающихся сегодня и некогда культивируемых в городе, изучена спортивная история Старого Ельца. Однако работ, посвященных системному изучению богатого исторического прошлого советского периода, так и не было осуществлено. В настоящей статье рассматривается один из наиболее трудных и противоречивых периодов в развитии физической культуры и спорта в г. Ельце - 1920-1930-е гг.

Ключевые слова: история спорта, г. Елец, 1920-1930-е гг., персоналии, спортивный результат.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN YELETS TOWN IN

1920-1930

Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Yurievich Kravtsov, the senior lecturer, Yelets State University named after I.A. Bunin

Annotation

Despite its small size, Yelets town has rich sportive traditions, which began to take shape even before the revolution (before 1917). At various time periods these or those sports events in which the citizens achieved the outstanding success were cultivated in the town. To the present day, a number of researches of the history of some kinds of sports have been conducted. Among them there are boxing, weight-lifting, judo, sambo, trotting, athletics, gorodki, football. These are the types, which cultivated early or being developed today. Also the article has a research of the sportive history of the Old Yelets. However, there are no researches dedicated to the system studying of the rich history of the Soviet period. In the present article, the one of the most difficult and controversial periods of physical culture and sports development in Yelets (1920s-1930s) has been considered.

Keywords: sports history, Yelets, personalia, 1920s-1930s, sports results.

Необходимо отметить, что в дореволюционный период физическая и спортивная культура жителей г. Ельца находилась на достаточно высоком уровне. Спорт и, в первую очередь, рысистый начинает системно развиваться, начиная с середины XIX в. К началу 1910-х гг. в. Ельце функционирует около 8 физкультурно-спортивных обществ (рысистого спорта, велокружок, общество охотников и рыболовов, «Сокол», «Якорь», «Надежда» и др.). Как правило, члены таких обществ были представителями привилегированных сословий (дворян, купцов), но были среди них мещане и крестьяне. Преимущественное развитие в Ельце получили гимнастика, рысистые бега, французская борьба, лёгкая и тяжёлая атлетики, футбол, мото- и велогонки. Также культивировались гребля, стрельба,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.