Научная статья на тему 'Гражданственность в системе высшего образования: воспитание или формирование?'

Гражданственность в системе высшего образования: воспитание или формирование? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕФИНИЦИИ "ВОСПИТАНИЕ" И "ФОРМИРОВАНИЕ" / ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Мария Вячеславовна, Коломиец Ольга Ивановна

Гражданственность и её воспитание в настоящее время в России одна из остроактуальных проблем. Однако наблюдается терминологические противоречия в использовании понятия «гражданственность» в рамках педагогического процесса. В статье предпринята попытка анализа широко распространенных дефиниций «воспитание» и «формирование» относительно гражданственности, как педагогической проблемы. А так же осмысление корректности употребления данных дефиниций в рамках учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Мария Вячеславовна, Коломиец Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic spirit within a higher education system: bringing-up or formation?

Civic spirit and its bringing-up is one of particularly topical problems in Russia nowadays. But there are terminological antilogy in “civic spirit” term use within the pedagogical process. An attempt to analyze such widely spread definitions as “bringing-up” and “formation” with reference to civic spirit as a pedagogical problem is made in the article. Use of these definitions soundness understanding within education bringing-up process in higher educational establishments is also presented here.

Текст научной работы на тему «Гражданственность в системе высшего образования: воспитание или формирование?»

реальной производственной среде - выявлять проблемы, формулировать цели, определять задачи, продуцировать идеи, находить и реализовывать способы и средства устранения проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новоселов С.А. Методика формирования технологического мышления студентов технического вуза в процессе их физкультурно-спортивной деятельности / С.А. Новоселов, Я.В. Чуб // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2012. - № 4 (93). - С. 61-73.

2. Овечкин, В.П. Интердисциплинарный подход к формированию общепрофессиональной технологической компетенции студентов / В.П. Овечкин, Я.В. Чуб // Вестник ИжГТУ. -2012. - № 2 (54). - С. 184-186.

3. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия». 2008. - 520 с. - ISBN 978-5-7695-5517-6

4. Чуб, Я.В. Погружение студентов технического вуза в профессиональную деятельность средствами дисциплин блока ГСЭ / Я.В. Чуб // Педагогическое образование в России. -Екатеринбург. - 2012. -№ 2. - С. 199-202.

5. Чуб, Я.В. Формирование общепрофессиональной технологической компетентности студентов в условиях контекстно-компетентностного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чуб Я.В. - Екатеринбург, 2015. - 23 с.

6. Чуб, Я.В. Формирование технологического мышления студентов на занятиях по физической культуре: учеб.-метод. пособие / Я.В. Чуб. - Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2012. -135 с.

7. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. - М. : Университетская книга, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-98699-134-4.

REFERENCES

1. Novoselov, S.A. and Chub, Ya.V. (2012), "Methodology of the process of technical thinking formation of the students of technical college in the course of their sports activity", Education and science. News Ural Branch of radioactive waste, No. 4 (93), pp. 61-73.

2. Ovechkin, V.P. and Chub, Ya.V. (2012), "Interdisciplinary approach to the formation of general professional technological competence of students", HeraldIzhSTU, No. 2 (54), pp 184-186.

3. Ed. Zheleznyak, Y.D. and Portnov, Y.M. (2008), Sports Games: techniques, tactics, training methodology, Academia, Moscow.

4. Chub, Ya.V. (2012), "Immersion of the students of technical college in the professional activity with the means of disciplines of GEN block", Teacher education in Russia, No. 2, pp. 199-202, Ekaterinburg. 2012.

5. Chub, Ya.V. (2015), General professional formation of technological competence of students in the context-competency training, dissertation, Ekaterinburg.

6. Chub, Ya.V. (2012), Formation of technological thinking of students during the classes of physical education, USURT, Ekaterinburg.

7. Shadrikov, V.D. (2010), Professional abilities, University Book, Moscow.

Контактная информация: uralbasket@bk.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2016

УДК 378.017.4

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОСПИТАНИЕ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ?

Мария Вячеславовна Шакирова, преподаватель, Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск

Аннотация

Гражданственность и её воспитание в настоящее время в России одна из остроактуальных проблем. Однако наблюдается терминологические противоречия в использовании понятия «граж-

данственность» в рамках педагогического процесса. В статье предпринята попытка анализа широко распространенных дефиниций «воспитание» и «формирование» относительно гражданственности, как педагогической проблемы. А так же осмысление корректности употребления данных дефиниций в рамках учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

Ключевые слова: гражданственность, педагогические дефиниции «воспитание» и «формирование», высшие образование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p250-254

CIVIC SPIRIT WITHIN A HIGHER EDUCATION SYSTEM: BRINGING-UP OR

FORMATION?

Maria Vyacheslsvovna Shakirova, the lecturer, Olga Ivanovna Kolomiets, the candidate of biological sciences, professor, The Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

Civic spirit and its bringing-up is one of particularly topical problems in Russia nowadays. But there are terminological antilogy in "civic spirit" term use within the pedagogical process. An attempt to analyze such widely spread definitions as "bringing-up" and "formation" with reference to civic spirit as a pedagogical problem is made in the article. Use of these definitions soundness understanding within education bringing-up process in higher educational establishments is also presented here.

Keywords: civic spirit, pedagogical definitions «bringing-up» and «formation», higher education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России существует социальный заказ на воспитание гражданственности у различных категорий населения, выраженный в нормативно-законодательных актах различных уровней. В свою очередь в педагогической науке последнего десятилетия наблюдается значительное увеличение исследований феномена гражданственности. Объектом опытно-экспериментальных работ в данных исследованиях выступал обширный спектр возрастных и социальных категорий - от старших дошкольников до зрелых людей, от учащихся до трудящихся, объединённых в рамках одного профессионального направления [4; 5; 7; 8]. Проводя анализ данных исследований, мы выявили, что в них используется широкий круг терминов характеризующих гражданственность, как педагогическое явление. Ведущими из них являются: «воспитание гражданственности», «формирование гражданственности», «гражданское становление». Нередко, в рамках одного исследования не даётся чёткого разграничения данных определений, а работы разных автор иногда дают диаметрально противоположное объяснение соотношения данных дефиниций.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данной работы, мы сделали попытку определить некоторые терминологические расхождения применительно к понятию «гражданственность» в современной педагогической науке. А так же определить употребление какой дефиниции, «воспитание» или «формирование», будет наиболее корректно для педагогического процесса в высшей школе.

Цель исследования - провести анализ дефиниций «воспитание» и «формирование» относительно гражданственности, как педагогической проблемы в системе высшего образования.

Для решения поставленной цели были сформированы следующие задачи:

1. Выявить значение дефиниций «воспитание» и «формирование» в педагогической науке.

2. Установить соотношение данных дефиниций и гражданственности, как педагогической проблемы.

3. Определить адекватную дефиницию применительно к гражданственности в системе высшего образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Термин «воспитание» одна из основных категорий педагогики. «Педагогический словарь» определяет его, как: «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется» [2, с. 42]. Большинство определений подразумевают под воспитанием целенаправленный процесс, однако возможно его определение в узком и широком смысле, тогда: «Воспитание в широком смысле - воздействие на личность общества в целом (воспитание отождествляется с социализацией), воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений» [9, с. 97]. В данном случае воспитание в широком случае подразумевает и возможность стихийности воздействия на личность.

Термин «формирование» зачастую игнорируют педагогические справочные издания, он применяется реже, чем термин «воспитание», и более присущ психолого-педагогическому направлению. Непрофильные словари и энциклопедии определяют «формирование» как предание определённой формы [3, с. 36].

Известный отечественный педагог И.П. Подласый в своем пособие «Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов», приводит следующие определение термина «формирование»: «...процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.» [4, с.36]. Он считает, что воспитание - один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Автор книги, делает акцент на возраст, объекта педагогического воздействия, отмечая, что: «Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости» [6, с. 36]. Данная позиция автора нам кажется целесообразной, так как, и, проведённый нами, анализ научно-методической литературы, так же показал, что использование термина «формирование гражданственности» в большинстве случаев относится к категориям старшеклассников, студентов, зрелых людей. Обращаясь, к истории термина И.П. Подласый пишет: «Понятие «формирование» - еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов.

В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике, П.Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности» [6, с.36]. Приводя определение педагога П.Н. Груздева (а данный исследователь публиковал свои работы в 40-50 годы прошлого века) И. П. Подласый не даёт авторскую оценку такой позиции, что в свою очередь позволяет нам думать об утрате актуальности данного определения.

Применительно к гражданственности, разъяснение исследуемых дефиниций привёл в главе «Акме» гражданственности» учебника «Акмеология» (под общей редакцией известного российского акмеолога А. А. Деркача), один из его соавторов А.М. Князев. Он определяет «гражданское воспитание», как: «... стихийное и произвольное воздействие государственных и других структур гражданского общества на личность в интересах формирования у него личностно и профессионально важных гражданских качеств, определяющих возможность достижения акме» [1, с. 377]. В данном, на наш взгляд, случае автор применил термин воспитание в широком смысле, что отожествляет его с социализацией и позволяет говорить о возможности стихийных воздействий. Далее в тексте мы находим подтверждение данного предположения: «Гражданское воспитание, являясь

элементом социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности гражданского общества» [1, с. 382].

ВЫВОДЫ

1. В современной педагогической науке встречаются противоречия в определении дефиниций «воспитание» и «формирование».

2. При использовании терминов - «воспитание гражданственности» и «формирование гражданственности», термин «воспитание гражданственности», видится нам более широким, более охватывающим, нежели термин «формирование гражданственности».

3. Применительно к системе высшего образования, на наш взгляд, целесообразнее использовать термин «формирование» так как, студент вуза, в большинстве своём уже сложившиеся, устоявшиеся личность. Кроме того, термином «формирование» мы подчёркиваем целенаправленность воздействия педагогического процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмеология : учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. - М. : Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2002. - 650 с.

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Бим-Бад Б.М. -М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

3. Большой Российский энциклопедический словарь. - М. : Дрофа, 2008. - 1888 с.

4. Дорошук, Л.А. Организация и результаты работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста / Л.А. Дорошук, Е.А. Казаева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 148-154.

5. Коротаева, Е.Г. Воспитание гражданственности у старшеклассников в условиях взаимодействия школы и городского социума (на материале уроков русской словесности) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Коротаева Е.Г. - Ижевск, 2011. - 22 с.

6. Подласый, И.П. Педагогика : 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 365 с.

7. Портнова, О.А. Формирование гражданственности обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих : дис. ... канд. пед. наук / О. А. Портнова. - Калуга, 2015. -180 с.

8. Шакирова, М.В. Воспитание гражданственности студентов на основе олимпийских знаний / М. В. Шакирова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. -2011. - № 2 (96). - С. 161-163.

9. Шмырева, Н.А. Педагогические системы : научные основы, управление, перспективы развития / Н.А. Шмырева, М.И. Губанова, З.В. Крецан ; М-во образования Рос. Федерации, Кемер. гос. ун-т. - Кемерово : КемГУ, 2002. - 120 с.

REFERENCES

1. Derkach A. (2002), Acmeology: textbook, publishing house of RASS, Moscow.

2. BIM-Bad B.M. (2002), Pedagogical encyclopedic dictionary, Great Russian encyclopedia, Moscow.

3. Big Russian encyclopedic dictionary, Drofa, Moscow.

4. Doroshuk, L. and Kazaeva E. (2014), "Organization and results of the work on education to the foundations of citizenship among the children at senior preschool age", Pedagogical education in Russia, No. 10, pp. 148-154.

5. Korotaeva, E.G. (2011), Civic Education of senior pupils in the conditions of interaction between school and urban society (on a material of lessons of Russian literature), dissertation, Izhevsk.

6. Podlasie, I.P. (2004), Pedagogics: 100 questions - 100 answers: textbook, VLADOS, Moscow.

7. Portnov, O.A. (2015), Formation of civic consciousness of students in the programs of training of skilled workers, dissertation, Kaluga.

8. Shakirova, M.V. (2011), "Civic Education of students on the basis of Olympic knowledge", Omsk scientific Bulletin. Ser. Society. History. Modernity, No. 2 (96), pp. 161-163.

9. Shmyreva, N.A., Gubanov, M.A. and Kretsan, Z.V. (2002), Pedagogical systems: the scien-

tific basis, management and prospects, Ministry of education of Russian Federation, Kemerovo State University, Kemerovo.

Контактная информация: kolomiec_o@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.05.2016

УДК 796.011

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, профессор, проректор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, директор, Департамент науки и образования Министерства спорта Российской Федерации,

Москва

Аннотация

Развитие системы профессионального образования в области физической культуры и спорта связано с разработкой модели управления структурой и содержанием укрупненной группы направлений подготовки 49.00.00. Физическая культура и спорт на основе системного подхода, определения основы профессионального образования в области физической культуры и спорта, проявлений уровневости образования, сопряжения с задачами развития отрасли физической культуры и спорта, требованиями профессиональных стандартов. На основании анализа профессиональных стандартов в области физической культуры и спорта и образования предлагается выделить следующие типы профессиональных задач: тренерские, рекреационные (физкультурно-оздоровительные), педагогические, организационно-управленческие, научно-исследовательские. В рамках укрупненной группы направлений подготовки на уровнях бакалавриата и магистратуры возможно формирование двух видов ОПК: единых для УГН, характеризующих образовательную среду высшего образования в области физической культуры и спорта, и специфических для каждого направления подготовки, характеризующих особенности направления вне зависимости от направленности образовательных программ.

Ключевые слова: актуализация, федеральные государственные образовательные стандарты, физическая культура и спорт, профессиональные стандарты, высшее образование, общепрофессиональные компетенции.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p254-266

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Marina Yurievna ShChennikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, vice rector, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg,

Sergey Petrovich Evseev, the doctor of pedagogical sciences, professor, director, Department of Science and Education of the Ministry of Sport of the Russian Federation,

Moscow

Annotation

Development of system of professional education in the field of physical culture and sport is connected with development of the model of management of the structure and maintenance of the integrated group of the directions of preparation 49.00.00. Physical culture and sports on the basis of the system approach, definition of the basis of professional education in the field of physical culture and sport, manifestations of the levels of education, interface to the problems of development of branch of physical culture and sport, requirements of professional standards. On the basis of the analysis of the professional standards in the field of the physical culture and sports and education it is offered to allocate the following types of the professional tasks: the trainer, recreational (sports and health-improving), pedagogical, organizational and administrative, research. Within the integrated group of the directions for preparation at the levels of the bachelor degree and magistracy there is a possibility of formation of two types of OPK: uniform

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.