Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА BLACKBOARD LEARN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марчук Светлана Азатовна

В период пандемии информатизация образования позволяет по-новому организовать образовательный процесс, и в частности физического воспитания студентов. Использование электронных средств, позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, качественнее изменить содержание и методы образования, создать условия индивидуализации и интенсификации учебного процесса, систематизации самостоятельной работы, тем самым способствовать успешному освоению физкультурных знаний и умений. В работе представлено содержание дидактического комплекса информационного обеспечения электронного курса, который может успешно использоваться в процессе реализации дисциплины «Физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марчук Светлана Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

During the pandemic, the informatization of education makes it possible to organize the educational process in a new way, and in particular the physical education of students. The use of electronic means allows activating the cognitive activity of students, to change better the content and methods of education, to create conditions for the individualization and intensification of the educational process, systematization of independent work, thereby contributing to the successful development of physical culture knowledge and skills. The artcle presents the content of the didactic complex of information support of the electronic course, which can be successfully used in the implementation of the discipline "Physical culture and sport".

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

возложенных на него профессиональных функций, являются координационные способности. Формирование и совершенствование координационных качеств, на наш взгляд, должно занимать лидирующее место в физической подготовке сотрудников полиции. Для этого целесообразно внести изменения в тематические планы дисциплин направленных на физическое развитие сотрудников полиции, с увеличением количества часов выделяемых на проведение комплексных занятий. Во время, которых решаются задачи направленные на развитие координационных способностей в сочетании с совершенствованием других качеств и технико-тактических навыков. Реализации на практике предложенных мер, способствует подготовка методического обеспечения учебного процесса, направленная на разработку системы заданий и задач, применяемых в подготовительной или основной части занятия, способствующих развитию и (или) совершенствованию рассматриваемых качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общ. основы теории и методики физ. воспитания, теор.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры): учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - Москва : Физкультура и спорт, 1991. - 542 с.

2. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - Москва : Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.

3. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - Москва : Медгиз, 1947. -

254 с.

4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. -Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

REFERENCES

1. Matveev L.P. (1991), Theory and methodology ofphysical culture (General foundations of the theory and methodology ofphysical education, theoretical and methodological aspects of sports and prof.-appliedforms of physical culture), Physical culture and sport, Moscow.

2. Platonov V.N. (1986), Training of qualified athletes, Physical culture and sport, Moscow.

3. 3Bernstein N.A. (1947), On the construction of movements, Medgiz, Moscow.

4. Verkhoshanskiy Y.V. (1988), Fundamentals of special physical training for athletes, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.02.2021

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Светлана Азатовна Марчук, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

В период пандемии информатизация образования позволяет по-новому организовать образовательный процесс, и в частности физического воспитания студентов. Использование электронных средств, позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, качественнее изменить содержание и методы образования, создать условия индивидуализации и интенсификации учебного процесса, систематизации самостоятельной работы, тем самым способствовать успешному освоению физкультурных знаний и умений. В работе представлено содержание дидактического комплекса информационного обеспечения электронного курса, который может успешно использоваться в процессе реализации дисциплины «Физическая культура и спорт».

Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, информационные ресурсы, электронная среда Blackboard Learn.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p177-181

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

Svetlana Azatovna Marchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

During the pandemic, the informatization of education makes it possible to organize the educational process in a new way, and in particular the physical education of students. The use of electronic means allows activating the cognitive activity of students, to change better the content and methods of education, to create conditions for the individualization and intensification of the educational process, sys-tematization of independent work, thereby contributing to the successful development of physical culture knowledge and skills. The artcle presents the content of the didactic complex of information support of the electronic course, which can be successfully used in the implementation of the discipline "Physical culture and sport".

Keywords: physical education, distance learning, information resources, electronic environment Blackboard Learn.

В 2020 году эпидемиологическая ситуация внесла серьезные коррективы в систему образования, большинство вузов перешли на удаленный формат обучения из-за COVID-19. В настоящий момент дистанционное обучение явилось основной формой взаимодействия преподавателя и обучающегося. Информатизация образовательной среды позволила по-новому организовать учебный процесс, и в частности физического воспитания студентов. Несмотря на достаточный уровень имеющихся возможностей информационных технологий в нашей стране, однако, имеются проблемы преподавания в онлайн-формате [4], в частности реализации дисциплины по физической культуре в вузе, отсутствует методика преподавания и навыки удаленной передачи знаний у преподавателей [1].

Немаловажное значение в приобщении студентов к физической культуре является наличие соответствующих физкультурных знаний и умений. Однако как показывает практика, деятельность преподавателей вуза преимущественно ориентированная на достижение результатов в проявлении физических качеств, недостаточно уделяет внимания теоретическим и методическим знаниям, обеспечивающим решение задач общекультурного развития студентов [3, 4]. Проведенное тестирование показало низкий уровень осведомленности студентов об основных принципах построения физической подготовки, понятиях и положениях, касающихся здоровья и ЗОЖ, о роли физической культуры в профессиональной подготовке специалиста, недостаточное овладение навыками самоконтроля, методиками поддерживающих психофизическое состояние и работоспособность [2].

В условиях пандемии основной задачей преподавателей явилось найти пути реализации дисциплины «Физическая культура и спорт» при дистанционном обучении. Решение проблемы видится в активном использовании электронных средств, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов, качественнее изменить содержание и методы физкультурного образования.

Цель исследования - определить возможности электронных ресурсов в освоении студентами физкультурных знаний и умений в условиях самоизоляции.

Гипотеза исследования: внедрение информационных технологий в процесс физического воспитания позволит обеспечить студентов необходимыми знаниями и умениями в области физической культуры и спорта, что будет способствовать дополнительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, более эффективной прикладной физической подготовке к будущей профессиональной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативно-правовой документации и учебно-методических материалов, наблюдение, опрос, тестирование, анализ успеваемости, информационные компьютерные технологии.

Организация исследования проводилась в учебный период с марта 2020 г. по январь 2021 г. на кафедре физического воспитания Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС). В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 1-3 курсов (n=264). Учебные занятия проводились в онлайн-режиме с помощью системы Blackboard Learn (BB).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В условиях перехода с традиционной формы проведения учебно-тренировочных занятий физической культурой на дистанционное обучение необходимо было, первое, наполнить образовательный контент электронного курса и организовать процесс физического воспитания на основе электронной образовательной среды, второе это переориентировать студентов на учебу с применением электронных ресурсов.

В УрГУПС проблема дистанционного обучения была решена с помощью образовательной среды системы Blackboard. Многофункциональная платформа BB позволила создать электронные курсы по дисциплине «Физическая культура и спорт», наполнить контент учебным материалом, применить различные виды работ со студентами, разнообразить методы обучения и таким образом предложить студентам больший объем знаний, и более занимательный характер получения информации.

В условиях дистанционного обучения разработано методическое обеспечение, позволяющее организовывать, осуществлять и контролировать процесс теоретической и методической подготовки студентов в системе физического воспитания, а также адаптировать к новым условиям формы и методы проведения лекционных и методико-практических занятий. Электронные ресурсы позволили сформировать дидактический комплекс дисциплины, включающий:

- методические разработки к лекциям (структура лекционного материала: цель лекции, глоссарий основных понятий, краткий конспект, вопросы для самопроверки знаний, перечень формируемых компетенций, список основной и дополнительной литературы; вспомогательный наглядный материал: презентации, видеоролики);

- методические разработки к практическим занятиям (структура: цель занятия, понятийный аппарат, краткое содержание, контрольные вопросы, перечень формируемых знаний и умений; иллюстрационный материал: презентации, видеоролики);

- методико-практические задания для самостоятельной работы (структура задания: цель, ключевые слова, общие сведения, рекомендации к выполнению задания, перечень формируемых компетенций, рекомендуемая литература);

- онлайн-тесты, позволяющие контролировать знания студентов (тестовый контроль проводится после изучения темы, для определения усвоения пройденного учебного материала).

В формировании знаний и умений большое значение имеют средства мультимедиа с помощью которых студент имеет возможность самостоятельно планировать и организовывать процесс физической самоподготовки, с учетом поставленной цели разработать индивидуальный комплекс упражнений, провести самодиагностику, расчеты и анализ полученных результатов, выполнить самооценку своих знаний и самостоятельно внести корректировку в дальнейшие свои действия.

С целью лучшего усвоения программного материала предложены формы лекционных и практических занятий в режиме онлайн:

• лекция-презентация, лекция-диалог, лекция-консультация, где раскрываются вопросы по основным темам, предусмотренным программой;

• онлайн-конференции по результатам исследовательских и проектных работ студентов с последующим их обсуждением;

• онлайн-уроки в виртуальном классе, где происходит изучение нового материала и его закрепления для домашнего задания, выделение трудно усваиваемого материала для самостоятельной работы, анализ и обсуждение результатов выполненных методико-практических заданий и др.;

• презентации и видео-уроки для занятий в домашних условиях для поддержания физической формы и оптимизации двигательной активности;

• программы самоконтроля, позволяющие определить функциональное и психоэмоциональное состояние студента.

Важнейшим условием успешности учебного процесса является контроль знаний и умений студентов. Своевременная, объективная информация усвоения изучаемого материала позволяет как преподавателю, так и самому студенту вносить соответствующие корректировки в организацию учебного процесса.

Информационная система позволила разработать и внедрить контролирующие средства: тестовый контроль знаний, контрольные задания, творческие проекты, практические задания, систему мониторинга, позволяющие контролировать качество знаний и умений, отслеживать динамику успеваемости на протяжении всего периода обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет заключить, что информационные ресурсы с использованием платформы BB в условиях самоизоляции являются одним из рациональных решений по организации и совершенствованию теоретической и методико-практической подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Использование активных и интерактивных методов обучения с использованием информационных технологий дает возможности по новому организовать учебный процесс и самостоятельную работу студентов, придать информации творческий, учебно-занимательный характер. Опрос студентов и наблюдения за их деятельностью, анализ тестирования знаний, результаты практических заданий и творческих проектов показали, что организация учебного процесса с применением электронных ресурсов позволила проявить у студентов организованность и дисциплинированность, интерес и ответственное отношение к изучению программного материала, положительную динамику усвоения знаний и умений, в конечном итоге высокую успеваемость.

Несмотря на некоторые преимущества использования информационных технологий в условиях пандемии, однако, отсутствие единых требований к организации онлайн-обучения в РФ, в частности по реализации дисциплины «Физическая культура и спорт», требует дальнейшего совершенствования форм и методов работы со студентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Звягинцев, М.В. Оценка дистанционных образовательных технологий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту на базе платформы Moodle по результатам физической подготовленности студенток / М.В. Звягинцев, М.Р. Давыденко, Е.Г. Монахова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 74-78.

2. Марчук, С.А. Модель системы информационной поддержки психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности / С.А. Марчук // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - URL: http://www.science-education.ru/121-19201 (дата обращения: 15.01.2021).

3. Марчук, С.А. Современные информационные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию / С.А. Марчук // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12 (5). - С. 897-901.

4. Щенкова, И.П. Проблемы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» / И.П. Щенкова, Д.Н. Прянишникова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-3 (44). - С. 190-193.

REFERENCES

1. Zvyagintsev, M.V., Davydenko, M.R. and Monakhova E.G. (2020), "Assessment of distance educational technologies in elective disciplines in physical culture and sports based on the Moodle platform based on the results of physical fitness of female students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp.74-78.

2. Marchuk, S.A. (2015) "Model of the system of information support for the psychophysical readiness of students for professional activity", Modern problems of science and education, available at: www.science-education.ru/121-19201 (accessed 15 January 2021).

3. Marchuk, S.A. (2015), "Modern information technologies as a means of increasing the efficiency of the educational process in physical education", Modern science-intensive technologies, No. 12 (5), pp. 897-901.

4. Shchenkova, I.P. and Pryanishnikova D.N. (2020), "Problems of distance learning in the discipline "Physical culture"", International Journal of the Humanities and Natural Sciences, No. 5-3 (44), pp.190-193.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.02.2021

УДК 796/799

К ДИСКУССИИ О ПРОБЛЕМАХ ДОПИНГА В СПОРТЕ - 2021

Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Александровна Мамонтова, студентка, Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар; Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина,

Краснодар

Аннотация

В данной статье представлена обобщенная информация о биологическом паспорте спортсменов на основе их генотипа, необходимого для достижения высоких спортивных результатов в выбранном виде спорта, уровни экспрессии этих генов в покое и при нагрузке, а также гены риска профпатологий. Также в статье рассказано о всевозможных методах обнаружения генного допинга, включая биопсию мышц; измерение уровня протеинов в плазме; обнаружение вирусов в крови, моче или слюне (часто ложные тревоги); отличие эндогенных (собственных) протеинов от привнесенных; выявление генетического материала с отсутствием интронов (трансгенная ДНК в структуре не содержит частей интронных последовательностей в отличие от геномной ДНК); использование специальной маркировки генетической продукции производителями.

Ключевые слова: допинг, биологический паспорт спортсмена, генотипирование, DBS, се-квенирование генома, спорт высших достижений, олимпийский спорт, WADA, всемирный антидопинговый кодекс, запрещенные вещества, нарушение антидопинговых правил, биотехнологии, здоровье подрастающего поколения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p181-187

TO THE DISCUSSION ON THE PROBLEMS OF DOPING IN SPORT - 2021

Valentin Sergeevich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anastasia Aleksandrovna Mamontova, the student, Kuban State Technological University, Krasnodar; Inga Sergeevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar

Abstract

This article presents generalized information about the biological passport of athletes based on their genotype, which is necessary to achieve high sports results in the chosen sport, the expression levels of these genes at rest and during exercise, as well as the genes for occupational pathology risk. The article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.