Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА'

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марчук Светлана Азатовна

Изменившиеся социально-экономические условия в России делает проблему, касающуюся физического здоровья выпускника вуза, более актуальной. В работе представлены результаты исследований особенностей физического состояния студентов, обучающихся в транспортном вузе. Выявленные физиологические особенности и факторы, их определяющие, позволили определить основные направления программы по оптимизации психофизического состояния студентов. Практическая значимость исследования заключается в полученных данных на основе сравнительного анализа, которые могут использоваться в работе педагогов с одной стороны, в качестве мероприятий по сохранению здоровья учащихся, а с другой в качестве мер повышения эффективности учебного процесса по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марчук Светлана Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL STATE OF TRANSPORT UNIVERSITY STUDENTS

The changed socio-economic conditions in Russia make the problem concerning the physical health of a university graduate more urgent. The paper presents the results of studies of the peculiarities of the physical condition of students enrolled in a transport university. The revealed physiological characteristics and the factors determining them made it possible to determine the main directions of the program to optimize the psychophysical state of students. The practical significance of the research lies in the data obtained on the basis of a comparative analysis, which can be used in the work of teachers, on the one hand, as measures to preserve the health of students, and on the other, as measures to increase the effectiveness of the educational process in physical culture.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА»

REFERENCES

1. Ilina, E.Yu., Soboleva, N.Yu. and Shanskov, M.A. (2011) "Leadership styles of rhythmic gymnastics coaches and ways of their behavior in stressful situations", Materials of the VI International scientific and practical conference: modern gymnastics: problems, Proceedings of the 6th International scientific and practical conference: modern gymnastics: problems trends, prospects, Herzen Russian state pedagogical University, St. Petersburg, pp. 107-111.

2. Kapranova, O.S. (2012), "Informational and analytical review of Russian research on the problem of activation of rhythmic gymnastics training (2001-2010)", Human capital, No. 4 (40), pp. 81-85.

3. Karpenko L.A. (2008) "Components of successful training work in rhythmic gymnastics", Collection of articles: selected from the latest research on rhythmic gymnastics, St. Petersburg, pp. 18-23.

4. Lubysheva, L.I. and Mochenov, V.P. (2015), "New conceptual approach to the modern understanding of the social nature of sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 94-102.

5. Matveev, V.S., Matveeva, I.S. and Reva, V.A. (2014), "Features of training of coaches in rhythmic gymnastics", Electronic network polythematic journal "Scientific works of the Kuban State Technological University", No. 4, pp. 119-122.

6. Medvedeva, E.N. and Suprun, A.A. (2010), "Algorithmization of profiling training in rhythmic gymnastics based on taking into account the psychological and physiological characteristics of athletes", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (63), pp. 50-54.

7. Popov, A.V. (2014) "Psychological training of girls engaged in rhythmic gymnastics", Materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation: formation of a culture of life safety among participants of the educational process, Saratov, pp. 201-203.

8. Priestrom, T.A. and Vetoshkina, E.V. (2010), "Functional capabilities of young athletes specializing in rhythmic gymnastics at the stage of direct preparation for responsible competitions", Journal of the Grodno state medical University, No. 4 (32), pp. 98-101.

9. Terekhina, R.N. and Viner I.A. (2006), "Integral training in rhythmic gymnastics", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 28-29.

10. Czyanan, V. (2013), "The Influence of rhythmic gymnastics on the physical and mental state of students ", Materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the 60th anniversary of the faculty of physical culture and sports of BSPU: Theoretical and practical problems ofphysical culture and sports, Blagoveshchensk, pp. 287-294.

11. Yumaeva, D.F. and Larina O. V. (2020), "Special psychological training of gymnasts for competitions", Proceedings of the VIII International scientific conference: modern cultural and educational space of Humanities and social Sciences, Saratov, pp. 556-564.

12. Yakovlev, B.P. and Kovalenko, L.A. (2015) "Emotional mechanisms of mental load of coaches-teachers of children's sports schools", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 86-88.

Контактная информация: 79029420900@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2020

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

Светлана Азатовна Марчук, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения г. Екатеринбург

Аннотация

Изменившиеся социально-экономические условия в России делает проблему, касающуюся физического здоровья выпускника вуза, более актуальной. В работе представлены результаты исследований особенностей физического состояния студентов, обучающихся в транспортном вузе. Выявленные физиологические особенности и факторы, их определяющие, позволили определить основные направления программы по оптимизации психофизического состояния студентов. Практическая значимость исследования заключается в полученных данных на основе сравнительного анализа, которые могут использоваться в работе педагогов с одной стороны, в качестве мероприятий по сохранению здоровья учащихся, а с другой в качестве мер повышения эффективности учебного процесса по физической культуре.

Ключевые слова: физическое состояние, физическое здоровье, оздоровительная программа, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p340-344

PHYSICAL STATE OF TRANSPORT UNIVERSITY STUDENTS

Svetlana Azatovna Marchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The changed socio-economic conditions in Russia make the problem concerning the physical health of a university graduate more urgent. The paper presents the results of studies of the peculiarities of the physical condition of students enrolled in a transport university. The revealed physiological characteristics and the factors determining them made it possible to determine the main directions of the program to optimize the psychophysical state of students. The practical significance of the research lies in the data obtained on the basis of a comparative analysis, which can be used in the work of teachers, on the one hand, as measures to preserve the health of students, and on the other, as measures to increase the effectiveness of the educational process in physical culture.

Keywords: health, physical characteristics, health improvement program, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Научные исследования свидетельствуют, что содержание и условия организации современного вузовского образования пока не способны в должной мере решить проблему здоровьесохранения студентов, их умственная деятельность осуществляется в состоянии напряжения психических и физиологических механизмов адаптации [2, 4, 6]. Показано, что происходит увеличение количества хронических заболеваний, особенно у старшекурсников [1, 3], причинами нездоровья отмечаются экзаменационный стресс и сниженная функциональная активность, особенно в сессионный период [4, 5].

Изучение проблемы касающейся здоровья выпускника транспортного вуза, делает ее более актуальной, в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в России. Выявление особенностей физического состояния студентов и факторов определяющих их в период обучения в вузе позволит эффективнее использовать средства физической культуры с целью профессиональной подготовки выпускника транспортного вуза с достаточным уровнем здоровья. Изложенные проблемы представляют интерес для их рассмотрения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научное исследование, проводимое на протяжении учебного года в Уральском Гос -ударственном университете путей сообщения (УрГУПС), проходило в три этапа.

Первый этап включал изучение проблемы физического здоровья студентов транспортного вуза с позиций разных авторов. Изучение специфики труда позволило определить приоритетные качества и способности необходимые для выполнения профессиональных функций железнодорожника, значение средств физической культуры в укреплении психофизического здоровья студентов и их подготовки к профессиональной деятельности в транспортной отрасли.

Профессиональная деятельность, связанная с обслуживанием железнодорожного транспорта требует от выпускника вуза не только наличие специальных компетенций, но и достаточный уровень здоровья. В связи, с чем целью второго этапа явилось проанализировать особенности физического состояния студентов УрГУПС и выявить уровень их готовности к физической нагрузке.

Цель третьего этапа - на основе научно-теоретического анализа проблемы, выявленных особенностей профессиональной деятельности специалиста железной дороги, и

результатов исследования разработать программу оздоровления и психофизической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, анализ медицинских карт, методы индексов, методика Е. А. Пироговой (1986), тест К. Ку -пера, метод сравнительного анализа и обобщения.

В исследовании приняли участие студенты УрГУПС на добровольной основе, занимающиеся в подготовительном отделении по программе «Физическая культура и спорт (ОФП)».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты здоровья студентов (п=852) по данным медосмотра показали, что происходит рост числа функциональных нарушений наиболее жизненно важных и профессионально значимых органов и систем (опорно-двигательный аппарат - 21%, вегетативные функции - 14%; органы зрения - 13,1%, желудочно-кишечный тракт - 11,9%, остальные - 40%), при этом у старшекурсников показатели хронических заболеваний на 17% выше, в сравнении с первокурсниками.

Сравнительный анализ весоростовых показателей выявил, что на первом курсе юноши имеют отставание в массе тела и окружности грудной клетки в сравнении с третьекурсниками, у которых данные характеристики значительно выше за счет увеличения мышечной массы. У девушек первокурсниц данные показатели соответствуют среднестатистическим нормам, но с переходом на старшие курсы происходит их увеличение за счет жировой массы.

Дополнительные исследования показателей крепости телосложения определили, что среди девушек (п=42) хороший уровень имеют 28%, средний -20,6%, слабый - 51,4%; юноши (п=47) хороший уровень - 29,5%, средний - 41,3%, слабый - 29,2% (<0,05). Полученные результаты указывают в большей степени на средний и слабый уровень крепости телосложения, особенно у девушек.

Оценка физического состояния (ФС) показала, что среди девушек высокий уровень имеют 48,3%, выше среднего - 32,2%, средний - 10,6 и ниже среднего - 8,9%, низкий -0%; среди юношей высокий уровень - 30,4%, выше среднего - 23,0%, средний 36,1% и ниже среднего - 7,3%, низкий уровень - 3,2% (<0,05).

Настораживает факт, что выявленный средний уровень ФС может расцениваться как критический, а еще более низкие его значения, могут сопровождаться снижением физиологических резервов до более опасного уровня. Необходимо отметить, что процентное соотношение показателей ФС у юношей значительно ниже в сравнении с девушками, также выявлен низкий уровень, что характеризует наличие серьезных функциональных нарушений жизненно важных систем организма.

Исследование работоспособности выявило, что у девушек отличный уровень показали - 0%, хороший - 8,6%, удовлетворительный -37,1%, плохой - 48,5% и очень плохой - 5% (<0,05). У юношей отличный - 12%, хороший - 24%, удовлетворительный - 32%, плохой - 20% и очень плохой - 12% (<0,05). Можно заключить, что физическая работоспособность девушек ниже, чем юношей.

Выявленные физиологические особенности и факторы их определяющие позволили определить основные направления по оптимизации психофизического состояния студентов в процессе занятий физической подготовкой.

Внесены изменения в практический раздел программы по дисциплине «Физическая культура и спорт (ОФП)» (рисунок 1), позволяющие наряду с задачей развития физических качеств решать и оздоровительную задачу.

Цель программы: подготовка будущего специалиста к профессиональной деятельности с достаточным уровнем здоровья

Оздоровительные задачи: общее улучшение физического развития студентов. Адаптация к психофизическим нагрузкам. Активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Профилактика нарушений здоровья. Образовательные задачи - приобретение знаний ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья. Овладение умениями по самоконтролю за психофизическим состоянием и овладение методиками по профилактике нарушений здоровья и физическому совершенствованию.

Воспитательные задачи - формирование потребностей в физическом самосовершенствовании и подготовка к профессиональной деятельности. Формирование привычки к здоровому образу жизни.

Основные направления и средства физической подготовки

/ \

расширение

адаптационных

возможностей

организма студента за

счет улучшения его

функционального

гпгтпяния

общеразвивающие упражнения направленные на

всестороннее укрепление мышц, формирование правильной осанки, ходьба, бег, прыжки, упражнения аэробной направленности

снятие

психофизического напряжения средствами психофизической регуляции и саморегуляции

упражнения на поддержание и развитие гибкости, укрепление и подвижности связочно-суставного аппарата (суставная гимнастика, «стретчинг»), упражнения на расслабление и правильное дыхание

развитие

психофизических качеств (быстроты, силы, выносливости, стрессоустойчивости, скорость реакции и ДР.).

силовои тренинг,

элементы фитнес

аэробики, легкоатлетические упражнения, бег на лыжах, катание на коньках, элементы спортивных и

подвижные игр

Рисунок 1 - Практический раздел программы по физической культуре, направленный на укрепление здоровья и физическую подготовку студентов к профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Считаем, что управление процессом физической подготовки будущего специалиста с достаточным уровнем здоровья, должно осуществляться с помощью комплексно -го мониторинга, включающего показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, что позволит индивидуализировать и оптимизировать физическую нагрузку без вреда для здоровья, повысить эффективность занятий физическими упражнениями.

2. Выявленные особенности физического состояния студентов указывают на недостаточный уровень адаптационных резервов функциональных систем, на низкие физические возможности организма, в связи, с чем необходимо рекомендовать в учебно-тренировочном процессе больше внимания уделять подбору средств, обеспечивающих развитие общей аэробной и специальной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гареев Д.Р. Занятия физической культурой в вузах для студентов с ограниченными возможностями и студентов специальных групп / Д.Р. Гареев, Т.Е. Могилевская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 73-78.

2. Линькова Н.А. Современная концепция физического воспитания студентов оздоровительного отделения в транспортном вузе / Н.А. Линькова // Инновационный транспорт. -2020. - № 1. - С. 33-35.

3. Марчук С.А. Особенности психофизического состояния студентов с разным уровнем здоровья / С.А. Марчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 244-248.

4. Марчук С.А. Экзаменационный стресс как один факторов развития близорукости у студенческой молодежи / С.А. Марчук, В.А. Марчук // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 5. - С. 59-60.

5. Самсоненко И.В. Анализ состояния здоровья студентов вуза / И.В. Самсоненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 229-232.

6. Якубовская А.Р., Васильева Т.В. Коррекция психофизического состояния студентов средствами физической культуры на этапе профессионального обучения / А.Р. Якубовская, Т.В. Васильева // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2014. - № 2 - С. 60-69.

REFERENCES

1. Gareev, D.R. and Mogilevskaya, T.E. (2019), "Physical education in universities for students with disabilities and students of special groups", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 2 (168), pp. 73-78.

2. Linkova, N.A. (2020) "Modern concept of physical education of students of the Health Department at Transport University", Innovative transport, No 1. pp. 33-35.

3. Marchuk, S.A. (2020), "Peculiarities of psychophysical state of students with different level of health", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No 2 (180), pp. 244-248.

4. Marchuk, S.A. and Marchuk, V.A. (2006), "Examination stress as one of the factors in the development of myopia in students", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 59-60.

5. Samsonenko, I.V. (2015), "Analysis of the health status of university students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (129), pp. 229-232.

6. Yakubovskaya, A.R. and Vasilieva, T.V. (2014), "Correction of the psychophysical state of students by means of physical culture at the stage of vocational training", Physical Education and Children and Youth Sports, No. 2, pp. 60-69.

Контактная информация: wish59@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2020

УДК 796/799

К ДИСКУССИИ О ПРОБЛЕМАХ ДОПИНГА В СПОРТЕ - 2020

Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Мамонтова, студентка, Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар

Аннотация

В статье обобщены сведения о современных методах контроля использования допинга. Приводятся разные отношения специалистов к биологическому паспорту спортсмена. Подчеркивается необходимость создания генетического паспорта спортсмена. Рассмотрены вопросы использования генетического допинга, способов обнаружения. Привлекается внимание к новым анонсированным методам антидопингового тестирования. Поднимается вопрос о необходимости этического и правового сопровождения генетической паспортизации.

Ключевые слова: допинг, биологический паспорт спортсмена, генотипирование, DBS, се-квенирование генома, спорт высших достижений, олимпийский спорт, WADA, всемирный анти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.