Научная статья на тему 'Приоритеты студентов технических вузов в области теоретических знаний по дисциплине "Физическая культура"'

Приоритеты студентов технических вузов в области теоретических знаний по дисциплине "Физическая культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE / ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ГУАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Александр Сергеевич

Введение в учебную программу ГУАП лекционного курса по дисциплине «Физическая культура» и анализ активности студентов показали, что студенты проявляют к получению теоретических знаний больший интерес, чем к практическим занятиям на спортивных объектах. При этом для улучшения качества образования необходим избирательный подход к формированию самого лекционного материала, учитывающий потребности и пожелания студентов. Предложенный для изучения студентам вечернего и заочного отделения широкий выбор тем для изучения с последующим контрольным тестированием показал, что наибольший интерес у молодых людей вызывают вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья: ЗОЖ, рациональное питание, самоконтроль. А вопросы самостоятельных занятий физическими упражнениями и физического самосовершенствования интересует опрошенных в значительно меньшей степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоренко Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities of students of technical universities in the field of theoretical knowledge for discipline "Physical culture"

The analysis of the activities of the students of SUAI in the discipline "Physical Culture" has shown that students’ interest in the theoretical knowledge is more than in practical training in sports facilities. It is necessary to consider the interests of the students in the formation of the lecture material for improving the quality of the education in physical culture. Aspiring to identify the preferences of the young people in the field of physical culture we have offered a choice to students of the evening and correspondence departments, consisting from a wide variety of topics for studying and control tests. The result of the observation showed that the greatest interest among the young people is given to the issue of preservation and strengthening the health: the healthy lifestyle, healthy habits, good nutrition, self-monitoring of physical condition. But issues of the physical self-improvement, self-studies with exercises and development of the basic physical qualities are of less interest for the respondents.

Текст научной работы на тему «Приоритеты студентов технических вузов в области теоретических знаний по дисциплине "Физическая культура"»

культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 15-16.

REFERENCES

1. Baiguzhin, P.A. and Baiguzhina, O.V. (2015), Adaptively compensatory reaction of the body of students in condition of mental stress, YUrGGPU, Chelyabinsk.

2. Belousova, N.A., Mamilina, N.V. and Semchenko, A.A. (2017), "The influence of physical activity on the state of stress resistance of female students with deviating architectonics of the spine", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 45-48.

3. Dolgova, V.I. (2013), "Psychophysiological determinants of reediness for innovation", Messenger of the Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 12, pp. 17-24.

4. Kamskova, Yu.G. (2007), "Features of adaptation mechanisms for young athletes in acyclic sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 29-34.

5. Mikheev, A.I. and Sivakov, V.I. (1993), "The importance of physical education in reducing aggressiveness and anxiety in the behavior of younger adolescents", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 21-22.

6. Pavlova, V.I., Terzi, M.S. and Sarajkin, D.A. (2013), "Development of coordination abilities of young taekwondo fighter, modeling of competitive activity", Messenger of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 12-2, pp. 288-295.

7. Pavlova, V.I., Pavlov, B.S. and Sarajkin, D.A. (2016), "Health and physical culture of the population as the basis for the reproduction of human community", Material IX international scientific practical conference "Health saving education is the guarantee of safe life of youth: problems and methods of solution", UYrGGPY, Chelyabinsk, pp.121-125.

8. Sarajkin, D.A., Terzi, M.S. and Pavlova, V.I (2012), "Indicators of the peripheral system of blood of young taekwondo fighter at the pre-competition stage of the training process", Messenger of Ural medical academic science, No. 2, pр. 15-16.

9. Sivakov, V.I. (1998), Pedagogical basis of management of the mental condition for teenagers at the lesson of physical training, monograph, CHGPU, Chelyabinsk.

10. Kravzova, L.M., Mikhailova, T.A., Chernaya, E.V. and Konyakhina, G.P. (2017), "System of preparing students for summer pedagogical practice in a children's health camp", Physical culture; training, education, No. 2, pp. 15-16.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.01.2018

УДК 796.011.3

ПРИОРИТЕТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Александр Сергеевич Сидоренко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

(СПбГУАП)

Аннотация

Введение в учебную программу ГУАП лекционного курса по дисциплине «Физическая культура» и анализ активности студентов показали, что студенты проявляют к получению теоретических знаний больший интерес, чем к практическим занятиям на спортивных объектах. При этом для улучшения качества образования необходим избирательный подход к формированию самого лекционного материала, учитывающий потребности и пожелания студентов. Предложенный для изучения студентам вечернего и заочного отделения широкий выбор тем для изучения с последующим контрольным тестированием показал, что наибольший интерес у молодых людей вызывают вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья: ЗОЖ, рациональное питание, самоконтроль. А вопросы самостоятельных занятий физическими упражнениями и физического самосовершенствования интересует опрошенных в значительно меньшей степени.

Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, физическая культура, система управления обучением Moodle, лекционный курс, теоретическое контрольное тестирование, студенты ГУАП.

PRIORITIES OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES IN THE FIELD OF THEORETICAL KNOWLEDGE FOR DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"

Alexander Sergeevich Sidorenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Annotation

The analysis of the activities of the students of SUAI in the discipline "Physical Culture" has shown that students' interest in the theoretical knowledge is more than in practical training in sports facilities. It is necessary to consider the interests of the students in the formation of the lecture material for improving the quality of the education in physical culture. Aspiring to identify the preferences of the young people in the field of physical culture we have offered a choice to students of the evening and correspondence departments, consisting from a wide variety of topics for studying and control tests. The result of the observation showed that the greatest interest among the young people is given to the issue of preservation and strengthening the health: the healthy lifestyle, healthy habits, good nutrition, self-monitoring of physical condition. But issues of the physical self-improvement, self-studies with exercises and development of the basic physical qualities are of less interest for the respondents.

Keywords: educational process in higher school, theoretical and practical physical culture, Moodle e-Education platform lecture course, control tests, students of SUAI.

С 2016-17 учебного года в учебные планы 3 курса Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения, наряду с практическими занятиями, был добавлен теоретический курс лекций по дисциплине «Физическая культура» [2, 4]. Учитывая, что по ряду субъективных и объективных причин посещаемость практических занятий по физкультуре к третьему курсу заметно падает, создавалось впечатление что лекционный курс не вызовет у студентов большого интереса. Однако двухгодичные наблюдения за ходом учебного процесса показали, что лекционные занятия посещаются студентами на 2025% лучше практических, а контрольные задания по теории выполняются на 30-35% лучше, чем контрольные нормативы по практике.

Разработанный кафедрой физической культуры и спорта ГУАП курс лекций включал стандартный набор тем, таких как история ФК и спорта, понятия и определения ФК, социально-биологические основы ФК, самоконтроль и т.д. [3]. Однако в процессе обучения выяснилось, что одни темы осваиваются занимающимися значительно лучше других, а студенты часто интересуется информацией, не входящей в программу обучения.

В этой связи мы решили выяснить предпочтения современных студентов в области физической культуры. Студентам вечернего и заочного отделения ГУАП средствами дистанционной системы управления обучением MOODLE [4] было предложено выбрать для изучения и дальнейшего контрольного тестирования 5 тем из 20.

В эксперименте приняли участие 223 студента (149 девушек и 74 юноши). Количественные показатели выбранных тем представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Количественные показатели выбора студентами тем курса лекций по физической культуре_

Темы Девушки Юноши Всего

История Олимпийских игр в Древней Греции 30 10 40

История возрождения Олимпийских игр современности 37 10 47

МОК и современное олимпийское движение 41 19 60

История и современное состояние спорта в РФ 24 15 39

История допинга и борьба с ним 33 35 68

Основные понятия и определения ФК 1 0 1

Социально-биологические основы ФК 32 13 45

Спортивные травмы и основы техники безопасности 10 6 16

Организация спортивных соревнований 1 5 6

Волонтерское движение 22 1 23

Основы построения самостоятельных занятий по ФК 22 18 40

Развитие основных физических качеств 55 0 85

Профессионально-прикладная ФК по выбранной специальности 12 17 29

Темы Девушки Юноши Всего

Подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО 25 15 40

Основы спортивного туризма 20 7 27

Основы здорового образа жизни 94 35 129

Основы спортивного питания 91 45 136

Основы массажа и самомассажа 64 26 90

Самоконтроль при занятиях ФК 85 39 124

Оказание первой помощи 46 24 70

Из приведенной таблицы следует, что более 57% девушек и 47% юношей выбрали для изучения темы, касающиеся контроля и поддержания здоровья и здорового образа жизни, а тема рационального спортивного питания оказалась самой актуальной (60% опрошенных). Также большое внимание было проявлено к практическим вопросам проведения массажа и оказания первой помощи пострадавшим.

На втором месте по интересу у опрошенных оказались вопросы истории спорта (2023% опрошенных). Наибольший интерес (особенно у юношей) вызвала широко разрекламированная в последнее время в СМИ тема употребления допинга (30%). Огорчает, что студентов в меньшей степени интересуют вопросы, связанные с состоянием физкультуры и спорта в нашей стране (17%). Темы, касающиеся организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, в том числе с учетом будущей специальности занимающихся, а также возможность сдачи нормативов ГТО, оказались менее всего востребованы студентами вечернего и заочного отделения, что можно объяснить возрастом опрашиваемых и их занятостью. Однако проведенные нами исследования практически полностью совпадают с результатами недавних опросов студентов 1 курса СПбГУ в возрасте 17-18 лет [1], у которых вопросы самостоятельной физической подготовки и нормативов ГТО также вызвали наименьший интерес, так что можно говорить о тенденции снижения интереса молодых людей к практическим занятиям физическими упражнениями. Для современных студентов на сегодняшний момент нет достаточных стимулов для сдачи нормативов комплекса ГТО, поэтому эта тема их практически не интересует.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1. Студенты и особенно студентки старших курсов вуза проявляют больший интерес к теории, чем к практике физической культуры, что отражается как на посещаемости занятий, так и на итоговой успеваемости.

2. Наибольший интерес у студентов вечернего и заочного отделения вызывают вопросы поддержания и укрепления собственного здоровья не за счет активных занятий физическими упражнениями, а путем ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, самоконтроля и правильного питания. А такие важные темы как профессионально-прикладная физическая подготовка и подготовка к сдаче нормативов ГТО мало интересны опрошенным.

3. Результаты проведенных нами наблюдений за обучающимися ГУАП во многом совпадают с результатами проводимого ранее тестирования студентов 1 курса СПбГУ, что может свидетельствовать об определенной тенденции в приоритетах студентов в области физической культуры, и должно учитываться при формировании теоретического курса.

4. Используемая в ГУАП электронная система управления обучением MOODLE, обладая широкими возможностями, позволяющими не только оценить уровень подготовленности студентов, но и определить их предпочтения и понять ход мыслей при решении определенных задач, является незаменимым помощником преподавателя при формировании теоретического курса по физической культуре и должна шире внедряться в учебный процесс, освобождая больше времени на практические занятия физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы для самостоятельной подготовки студентов по дисциплине "Физическая культура" [Электронный ресурс] // URL : https://lms.guap.ru/course/view.php?id=4215 (дата

обращения: 15.01.2018).

2. Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. - СПб. : [б.и.], 2016. - 18 с.

3. Сидоренко, А.С. Внедрение системы дистанционного образования в программу обучения студентов СПбГУ по дисциплине «Физическая культура» / А.С. Сидоренко // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2017. - С. 172-177.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС) [Электронный ресурс] // URL : http://www.edu.ru/documents/view/60097 (дата обращения: 23.11.2017).

REFERENCES

1. Lessons for independent work of students on "Physical culture", available at: https://lms.guap.ru/course/view.php?id=4215.

2. The curriculum of the Physical culture of SUAI (2016), SUAI, St. Petersburg.

3. Sidorenko, A.S. (2017), "The use of the Blackboard e-Education platform into the curriculum of "Physical culture" of SPbSU ", Physical culture and sport in the education system of Russia: innovations and perspectives. The materials of all-Russian scientific-practical conference, SPbSU, St. Petersburg.

4. Federal State Educational Standard of Higher Education, available at: http://www.edu.ru/doc-uments/view/60097.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.01.2018

УДК 372.881.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Анастасия Евгеньевна Сидорова, кандидат социологических наук, Академия труда и социальных отношений (АТиСО), г. Москва

Аннотация

Коммуникативная методика обучения французскому языку студентов на начальном этапе обучения, является лидирующей, поскольку за короткий промежуток времени позволяет освоить язык на уровне, достаточном для повседневного и делового общения. В современных условиях коммуникативный подход дает возможность обучающимся элементарного уровня не только овладеть знаниями, но и усвоить социокультурный компонент, что позволит адекватно взаимодействовать с носителями французского языка в ситуациях реального общения.

Ключевые слова: коммуникативная методика, французский язык, элементарный уровень, обучение студентов, коммуникация.

USE OF COMMUNICATIVE APPROACH AT THE INITIAL STAGE OF LEARNING

FRENCH

Anastasia Evgenievna Sidorova, the candidate of social sciences, Academy of Labour and Social Relations, Moscow

Annotation

Communicative method of teaching French at the initial stage of learning is leading, because in a short period of time it is possible to learn the language at the level sufficient for everyday and business communication. In modern conditions the communicative approach makes it possible for students of the elementary level, not only to acquire the knowledge, but also to learn the socio-cultural component for adequate interaction with native French speakers in real-life situations.

Keywords: communicative methodology, French language, elementary level, teaching students, communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.