Научная статья на тему 'Развитие тренировочного, адаптационного и кумулятивного эффекта функциональной системы спортсменов на общеподготовительном и специально-подготовительном этапе тренировки'

Развитие тренировочного, адаптационного и кумулятивного эффекта функциональной системы спортсменов на общеподготовительном и специально-подготовительном этапе тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОЦЕНКА ОПТИМАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ / ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сиваков Владимир Ильич, Сибагатуллин Артур Раилевич

В статье рассматривается тренировочный эффект функциональной системы спортсменов и планирование физической нагрузки и её воздействие в рабочей фазе, в фазе относительной нормализации, суперкомпенсированной фазе и редукционной фазе на общеподготовительном и специально-подготовительном этапе тренировки при воспитании скоростной выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сиваков Владимир Ильич, Сибагатуллин Артур Раилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of training, adaptive and cumulative effect of functional system of athletes at the general preparatory and special preparatory stage of training

The article discusses the training effect of functional system of athletes, and planning of the physical activity and its impact in the working phase, in phase of the relative normalization, in the supercompensation phase, in the reducing phase for the general preparation and specially-preparatory phase of training in the process of the speed endurance mastering in various sport.

Текст научной работы на тему «Развитие тренировочного, адаптационного и кумулятивного эффекта функциональной системы спортсменов на общеподготовительном и специально-подготовительном этапе тренировки»

УДК 796.015.68

РАЗВИТИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО, АДАПТАЦИОННОГО И КУМУЛЯТИВНОГО ЭФФЕКТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ НА ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ И СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ

ЭТАПЕ ТРЕНИРОВКИ

Владимир Ильич Сиваков, доктор педагогических наук, профессор, Артур Раилевич Сибагатуллин, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

В статье рассматривается тренировочный эффект функциональной системы спортсменов и планирование физической нагрузки и её воздействие в рабочей фазе, в фазе относительной нормализации, суперкомпенсированной фазе и редукционной фазе на общеподготовительном и специально-подготовительном этапе тренировки при воспитании скоростной выносливости.

Ключевые слова: спортсмен, восстановительный процесс, оценка оптимальной физической нагрузки, воспитание скоростной выносливости.

DEVELOPMENT OF TRAINING, ADAPTIVE AND CUMULATIVE EFFECT OF FUNCTIONAL SYSTEM OF ATHLETES AT THE GENERAL PREPARATORY AND SPECIAL PREPARATORY STAGE OF TRAINING

Vladimir Ilyich Sivakov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Artur Railevich Sibagatullin, the post-graduate student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article discusses the training effect of functional system of athletes, and planning of the physical activity and its impact in the working phase, in phase of the relative normalization, in the supercompensation phase, in the reducing phase for the general preparation and specially-preparatory phase of training in the process of the speed endurance mastering in various sport.

Keywords: athlete, functional restoration, evaluation of the optimal physical activity, educational process of speed endurance, for general preparation and specially preparatory phase of training.

ВВЕДЕНИЕ

Тренировочный эффект функциональной системы спортсменов создается физическими упражнениями, физической нагрузкой при воспитании физических качеств и формировании двигательных действий, направленных на повышение спортивного результата в соревновательной деятельности [1-4]. Повышение спортивного результата в соревновательной деятельности спортсменов зависит от точной оценки физической нагрузки и функционального минутного восстановления, а также от присутствия или отсутствия суперком-пенсированной (полное восстановление) фазы и редукционной (длительные перерывы) фазы, которые не раскрывают и не реализуют качественный результативный процесс работы специалистов физической культуры и спорта [5-10].

Тренировочный эффект функциональной системы спортсменов развивается и оценивается рабочей фазой, фазой относительной нормализации, суперкомпенсированной фазой и редукционной фазой на общеподготовительном и специально-подготовительном этапе тренировки.

Повышение функциональных возможностей, спортивного результата зависит в большей степени от рабочей фазы (выполнение различных видов физической нагрузки) и от фазы относительной нормализации (минутное восстановление) в учебно-тренировочной и в соревновательной деятельности при выполнении точечной физической нагрузки. Суперкомпенсированная фаза предусматривает сверхвосстановление функциональной

системы спортсменов от 24 часов и более.

Цель исследования: обоснование физической нагрузки в воспитании скоростной выносливости и восстановление спортсменов в условиях учебно-тренировочной и соревновательной нагрузки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

У спортсменов в рабочей фазе и в фазе относительной нормализации выполняется точечная физическая нагрузка, предусматривающая оперативное минутное восстановление, и тогда отсутствует необходимость суперкомпенсированной фазы на общеподготовительном, специально-подготовительном этапе тренировки. В этом случае возникает закономерный вопрос: необходима ли суперкомпенсированная фаза в повышении физической подготовленности, если спортсмены оперативно восстанавливаются в течение минуты после учебно-тренировочной и соревновательной нагрузки? Суперкомпенсированная фаза в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности применяется специалистами тогда, когда спортсменами выполняется субъективная по объему и интенсивности физическая нагрузка и не обоснована общая и специальная физическая нагрузка. При выполнении спортсменами оптимальной физической нагрузки применяется объективный физиологический, энергетический, педагогический контроль, а при выполнении неоптимальной физической нагрузки используется субъективной педагогический контроль с акцентом на самочувствие, настроение, активность в суперкомпенсированной фазе.

По нашему мнению, и мнению специалистов физической культуры и спорта, чтобы не допустить переутомление, перетренированности, перенапряжения, а оно уже отмечается при применении суперкомпенсированной фазы на общеподготовительном и специально-подготовительном этапе тренировки. Суперкомпенсированная фаза применяется тогда, когда физическая нагрузка выполняется и оценивается субъективно, отсутствует пульсометр. Объективная оценка функционального состояния спортсменов в рабочей фазе предусматривает, что физическая нагрузка оценивается и выполняется точечно пульсометром без выполнения лишних двигательных действий и повторений с учетом специфики видов спорта. Применяемые качественные средства педагогического контроля способствуют оперативной оценке функционального состояния и повышению спортивного результата спортсменов в соревновательной деятельности.

Следует отметить, что, когда спортсмен не подготовлен, испытывает напряжение к специальной физической нагрузке, он восстанавливается через 60-180 секунд и более после серийной, повторной учебно-тренировочной и соревновательной нагрузки в зависимости от функциональной готовности и спортивной квалификации. Физически неподготовленный к тренировочным и соревновательным нагрузкам спортсмен проявляет различное время восстановления в суперкомпенсаторной фазе - от 48 часов и более. Применение суперкомпенсаторной фазы в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности свидетельствует, что спортсмены не подготовлены функционально к выполнению физической нагрузкой и им требуется больше времени на восстановительный процесс. С точки зрения эффективности тренировочного, соревновательного процесса это является нерациональным действием в повышении спортивного результата.

Если говорить о редукционной фазе, то она связана с нарушением принципа непрерывности и выполнения физической нагрузки по объему и интенсивности в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, а это сказывается на снижении функциональных возможностей спортсменов. Таким образом, можно отметить, что высокие стабильные результаты в соревновательной деятельности зависят от фундаментальной базовой и специальной физической подготовки, которая формирует и развивает тренировочный кумулятивный эффект через адаптационную рабочую и относительную фазу нормализации, предусматривая минутное время восстановление.

Изложим вышерассмотренное обоснование физической нагрузки после серийного или повторного выполнения, влияющей на функциональное состояние спортсменов на общеподготовительном и специально - подготовительном этапе тренировки:

- оценка в границах минутного восстановления подтверждает соответствие функциональной готовности системы, выполняющей физическую нагрузку, а также указывает на эффективное развитие тренировочного, адаптационного и кумулятивного эффекта спортсменов;

- оценка результатов двухминутного восстановления в рабочей фазе на выполняемую физическую нагрузку указывает на переутомление и на отсутствие тренировочного, адаптационного и кумулятивного эффекта функциональной системы спортсменов.

Восстановление спортсменов на выполняемую физическую нагрузку в двухминутном, трехминутном, пятиминутном, десятиминутном режимах указывает на низкую функциональную работоспособность и на низкую специальную физическую подготовленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение отметим, что у специалистов физической культуры и спорта в физ-культурно-спортивной работе отмечается присутствие суперкомпенсаторной и редукционной фазы в формировании тренировочного адаптационного кумулятивного эффекта, которые не способствуют стабильным, высоким спортивным результатам в соревновательной деятельности, а создают локальные, региональные и тотальные изменения функционального состояния на уровне переутомления, перетренированности, перенапряжения спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байгужин, П. А. Адаптивно-компенсаторная реакция организма студентов в условиях ментального стресса : монография / П.А. Байгужин, О.В. Байгужина ; Южно-Уральский гос. гум.-пед. ун-т. - Челябинск : [б.и.], 2015. -199 с.

2. Белоусова, Н.А. Влияние физической культуры на состояние стрессустойчивости студенток с отклоняющейся архитектоникой позвоночника / Н.А. Белоусова, Н.В. Мамылина, А.А. Семченко // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 11. - С. 45-48.

3. Долгова, В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности / В.И. Долгова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12. - С. 17-24.

4. Камскова, Ю.Г. Особенности механизмов адаптации юных спортсменов в ациклических видах спорта / Ю.Г. Камскова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №10. - С. 29-34.

5. Михеев, А.И. Значение физического воспитания в снижении агрессивности и тревожности в поведении младших подростков / А.И. Михеев, В.И. Сиваков // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 2. - С. 21-22

6. Павлова, В.И. Развитие координационных способностей юных тхэквондистов моделированием соревновательной деятельности / В.И. Павлова, М.С. Терзи, Д.А. Сарайкин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12-2. - С. 288-295.

7. Павлова, В. И. Здоровье и физическая культура населения как основа воспроизводства человеческой общности / В.И. Павлова, Б.С. Павлов, Д.А. Сарайкин // Материалы IX Междунар. науч-практ. конф. «Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения» / Южно-Уральский гос. гум.-пед. ун-т. - Челябинск, 2016. -С. 121-125.

8. Сарайкин, Д.А. Показатели периферической системы крови у юных тхэквондистов на предсоревновательном этапе тренировочного процесса / Д.А. Сарайкин, М.С. Терзи, В.И. Павлова // Вестник Уральской медицинской академической науки. - 2012. - № 2 (39). - С. 15-16.

9. Сиваков, В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры : монография / В.И. Сиваков ; Челябинский гос. пед. ун-т. -Челябинск : [б.и.], 1998. - 149 с.

10. Система подготовки студентов к летней педагогической практике в детском оздоровительном лагере / Л.М. Кравцова, Т.А. Михайлова, Е.В. Черная, Г.П. Коняхина // Физическая

культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 15-16.

REFERENCES

1. Baiguzhin, P.A. and Baiguzhina, O.V. (2015), Adaptively compensatory reaction of the body of students in condition of mental stress, YUrGGPU, Chelyabinsk.

2. Belousova, N.A., Mamilina, N.V. and Semchenko, A.A. (2017), "The influence of physical activity on the state of stress resistance of female students with deviating architectonics of the spine", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 45-48.

3. Dolgova, V.I. (2013), "Psychophysiological determinants of reediness for innovation", Messenger of the Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 12, pp. 17-24.

4. Kamskova, Yu.G. (2007), "Features of adaptation mechanisms for young athletes in acyclic sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 29-34.

5. Mikheev, A.I. and Sivakov, V.I. (1993), "The importance of physical education in reducing aggressiveness and anxiety in the behavior of younger adolescents", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 21-22.

6. Pavlova, V.I., Terzi, M.S. and Sarajkin, D.A. (2013), "Development of coordination abilities of young taekwondo fighter, modeling of competitive activity", Messenger of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 12-2, pp. 288-295.

7. Pavlova, V.I., Pavlov, B.S. and Sarajkin, D.A. (2016), "Health and physical culture of the population as the basis for the reproduction of human community", Material IX international scientific practical conference "Health saving education is the guarantee of safe life of youth: problems and methods of solution", UYrGGPY, Chelyabinsk, pp.121-125.

8. Sarajkin, D.A., Terzi, M.S. and Pavlova, V.I (2012), "Indicators of the peripheral system of blood of young taekwondo fighter at the pre-competition stage of the training process", Messenger of Ural medical academic science, No. 2, pр. 15-16.

9. Sivakov, V.I. (1998), Pedagogical basis of management of the mental condition for teenagers at the lesson of physical training, monograph, CHGPU, Chelyabinsk.

10. Kravzova, L.M., Mikhailova, T.A., Chernaya, E.V. and Konyakhina, G.P. (2017), "System of preparing students for summer pedagogical practice in a children's health camp", Physical culture; training, education, No. 2, pp. 15-16.

Контактная информация: vismaster62@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2018

УДК 796.011.3

ПРИОРИТЕТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Александр Сергеевич Сидоренко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

(СПбГУАП)

Аннотация

Введение в учебную программу ГУАП лекционного курса по дисциплине «Физическая культура» и анализ активности студентов показали, что студенты проявляют к получению теоретических знаний больший интерес, чем к практическим занятиям на спортивных объектах. При этом для улучшения качества образования необходим избирательный подход к формированию самого лекционного материала, учитывающий потребности и пожелания студентов. Предложенный для изучения студентам вечернего и заочного отделения широкий выбор тем для изучения с последующим контрольным тестированием показал, что наибольший интерес у молодых людей вызывают вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья: ЗОЖ, рациональное питание, самоконтроль. А вопросы самостоятельных занятий физическими упражнениями и физического самосовершенствования интересует опрошенных в значительно меньшей степени.

Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, физическая культура, система управления обучением Moodle, лекционный курс, теоретическое контрольное тестирование, студенты ГУАП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.