Научная статья на тему 'Значение туризма как одного из нормативов VI ступени комплекса ГТО'

Значение туризма как одного из нормативов VI ступени комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ / ПЕШИЕ ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ / КОМПЛЕКС ГТО / СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Александр Сергеевич

Однодневные пешие туристские походы с овладением основными туристскими навыками, входящие в качестве обязательного компонента в рабочую программу по физической культуре в вузе, оказывают положительное влияние как на повышение уровня физической подготовленности студентов, так и на улучшение общего психоэмоционального состояния учебной группы. Наблюдения показали, что регулярные пешие походы значительно повышают у студентов физическое качество выносливости, что положительно сказывается на сдаче такого сложного контрольного норматива как бег на 3000 метров. Анкетирование студентов показывает, что после проведения серии походов у студентов появляется потребность в занятиях физической культурой и спортом, возрастает интерес к изучению природы родного края и значительно улучшаются взаимоотношения в учебной коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоренко Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of tourism as one of the standards for the VI stage in all-Russian sports complex "Ready for labor and defense"

One-day hiking trips with mastering the basic travel skills as a part of the physical education curriculum in the higher school have a positive impact on increasing the level of physical preparedness of the students and improving the overall emotional state of the educational groups. The regular hiking significantly increase students' physical quality of endurance, which has a positive influence on the results in such difficult test as 3000 meters race. The questionnaire survey of the students showed that after a series of the regular hikes the students’ interest is increased in the physical culture and sports, in the study of nature and their relationships in the educational group are significantly improved.

Текст научной работы на тему «Значение туризма как одного из нормативов VI ступени комплекса ГТО»

No. 100729 Russian Federation.

23. Taymazov' V.A., Bakulev' S.E., Simakov' A.M., Pavlenko' A.V. and Chistyakov, V.A. (2014), "Taekwondo of versions of ITF and VTF - a common ground", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 122-127.

Контактная информация: mrogozhnikov89@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.01.2015.

УДК 796.51

ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА КАК ОДНОГО ИЗ НОРМАТИВОВ VI СТУПЕНИ

КОМПЛЕКСА ГТО

Александр Сергеевич Сидоренко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП)

Аннотация

Однодневные пешие туристские походы с овладением основными туристскими навыками, входящие в качестве обязательного компонента в рабочую программу по физической культуре в вузе, оказывают положительное влияние как на повышение уровня физической подготовленности студентов, так и на улучшение общего психоэмоционального состояния учебной группы. Наблюдения показали, что регулярные пешие походы значительно повышают у студентов физическое качество выносливости, что положительно сказывается на сдаче такого сложного контрольного норматива как бег на 3000 метров. Анкетирование студентов показывает, что после проведения серии походов у студентов появляется потребность в занятиях физической культурой и спортом, возрастает интерес к изучению природы родного края и значительно улучшаются взаимоотношения в учебной коллективе.

Ключевые слова: физическая культура в вузе, пешие туристские походы, комплекс ГТО, сплочение коллектива, оздоровительный компонент образования.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p148-151

IMPORTANCE OF TOURISM AS ONE OF THE STANDARDS FOR THE VI STAGE IN ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE"

Alexander Sergeevich Sidorenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Annotation

One-day hiking trips with mastering the basic travel skills as a part of the physical education curriculum in the higher school have a positive impact on increasing the level of physical preparedness of the students and improving the overall emotional state of the educational groups. The regular hiking significantly increase students' physical quality of endurance, which has a positive influence on the results in such difficult test as 3000 meters race. The questionnaire survey of the students showed that after a series of the regular hikes the students' interest is increased in the physical culture and sports, in the study of nature and their relationships in the educational group are significantly improved.

Keywords: physical culture in high school, hiking trips, Russian complex TRP, team building, health education component.

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения 24 марта 2014 года президент РФ В.В.Путин издал указ N 172 "О Всероссийском физ-культурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

Одним из испытаний по выбору для каждой возрастной группы данного комплекса является туристский поход с контролем основных туристских навыков. Несмотря на то,

что данный норматив не является обязательным, есть основания полагать, что студенты будут испытывать определенные трудности с его выполнением. В настоящее время туризм как средство физического и прикладного воспитания, расширения кругозора и духовного обогащения, средства познания красоты природы не пользуется популярностью среди молодежи. Компьютеризация, повышение жизненного уровня и расширение индустрии развлечений приводит к тому, что молодые люди предпочитают проводить свободное время в модных клубах и фитнесс центрах, а отдыхать на зарубежных курортах. Это приводит к тому, что большинство студентов буквально не умеют правильно ходить. У них проявляются нарушения осанки и структуры шага, гиподинамия, что приводит к различным патологическим изменениям в организме.

В отличие от большинства учебных заведений, в соответствии с рабочей программой по физической культуре, туристский поход является обязательным контрольным нормативом для студентов факультета среднего профессионального образования СПбГУАП. В рамках учебной программы по «Физической культуре» на туризм отводится по 6-8 часов в каждом семестре на 1-3 курсе обучения. Учебные туристские походы проводятся со студентами в осенне-весенний период по маршруту Комарово-Зеленогорск протяженностью 15-20 км.

Основными задачами туристского похода являются:

• Оздоровительная составляющая: повышение уровня функциональных возможностей организма, достижение более высокого уровня общей физической подготовленности студентов, развитие основных физических качеств.

• Учебная составляющая: приобретение элементарных навыков туриста (укладка походного рюкзака, установка палатки, укладка и розжиг костра, организация и рацион походного питания), овладение навыками спортивного ориентирования, возможность оказания первой медицинской помощи, знание элементарных мер защиты от укусов жалящих насекомых, овладение навыками пожаротушения при нахождении в лесу.

• Спортивная составляющая: умение преодолевать препятствия различного уровня сложности, овладение навыка передвижения по местности с резко изменяющимся рельефом, возможность выполнения установленных нормативов по спортивному ориентированию.

• Культурно-просветительская: ознакомление с историей Карельского перешейка (Советско-Финская война), посещение объекта культурного наследия мемориального кладбища «Комаровский некрополь», (захоронения поэтессы А. Ахматовой, композитора В. Резникова, академика Д. Лихачева), посещение особо охраняемой территории «Озеро Щучье» с изучением природного ландшафта, флоры и фауны, ознакомление с нормативными документами в сфере охраны окружающей среды.

• Нравственная и эмоциональная составляющая: воспитание личностных качеств взаимопонимания, взаимовыручки, организованности, дисциплины, чувства долга, сплочение коллектива, расширение кругозора.

С точки зрения повышения уровня физической подготовленности студентов, при проведении туристских походов предполагается воспитание основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости и координации.

Основными средствами специальной физической подготовки направленной для воспитания быстроты являются такие туристские упражнения на время как установка палатки, укладка рюкзака, преодоление препятствий, сооружение и разведение костра, ориентирование на пересеченной местности.

Развитие силы достигается при помощи перемещения с рюкзаком или другим грузом, лазанье по канату или преодоление навесной переправы, подтягивание на перекладине, прыжки через различные препятствия и неровности, ходьба и бег по крутому песчаному или травянистому склону.

Воспитание выносливости достигается преодолением больших расстояний в течение длительного времени и со значительной физической нагрузкой, зависящей от сложности естественных препятствий, темпа передвижения, метеорологических условий, веса рюкзака. При воспитании выносливости решаются задачи: улучшение аэробных возможностей организма, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды.

Развитие физического качества ловкости складывается из воспитания способности осваивать новые двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с быстро меняющейся обстановкой на туристском маршруте. К таким действиям можно отнести серию быстрых и точных движений, связанных с работой со специальным туристским снаряжением, переправами через возвышенности или воду.

Для оценки влияния туристских походов на общий уровень физической подготовленности студентов, нами было осуществлено наблюдение за сдачей основных контрольных нормативов (бег 100 метров, прыжок в длину с места, бег 3000 метров) двух групп студентов. Первая группа обучалась по специальности «Юриспруденция», для которой обязательный туристский поход в учебном плане отсутствовал, вторая группа студентов технической специальности участвовала в 6 обязательных учебных походах на 1-2 курсах обучения, кроме этого многие студенты данной группы в указанный период участвовали в соревнованиях по спортивному ориентированию. Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов контрольного тестирования_

Показали 1 курс (начало) 1 курс(конец) 2 курс(конец)

Хш* | ±ст | ±т Х10 | ±ст | ±т Х10 | ±ст | ±т

«юристы»

Бег 100 м (сек) 14,85 0,55 0,17 14,72 0,51 0,16 14,55 0,45 0,14

Длина с места (м) 2,17 0,20 0,06 2,21 0,16 0,06 2,26 0,15 0,06

Бег 3000 м (мин) 14,20 0,38 0,12 14,06 0,44 0,14 13,52 0,34 0,11

«технари»

Бег 100 м (сек) 14,77 0,48 0,15 14,51 0,61 0,19 14,32 0,50 0,16

Длина с места (м) 2,23 0,18 0,06 2,29 0,12 0,04 2,38 0,15 0,06

Бег 3000 м (мин) 14,12 0,31 0,10 13,45 0,36 0,11 13,23 0,40 0,12

* - суммировались 10 лучших результатов каждой группы.

Анализ полученных результатов показывает, что за 2-х летний период обучения «технари» показали более высокий прирост результатов в беге на 100 метров (0.45 сек против 0,3 сек у «юристов») и в прыжках в длину с места (9 см против 15 см у «юристов»). Однако данные различие статистически недостоверны (Р>0.05). Статистически достоверные различия (Р<0.05) определены только в результатах бега на 3000 метров (49 с у «технарей» и 28 с у «юристов»).

Проведенное по окончании 2-х лет обучения анкетирование студентов показало, что 93% «технарей» довольны организацией учебно-тренировочного процесса по физической культуре. У «юристов» эта цифра составила только 68%. Уровень сплочения коллектива по 10-бальной шкале «технари» оценили на 9.41 балла, «юристы» на 5.67 балла. 58% «технарей» и только 17% «юристов» в течение указанного периода осуществляли самостоятельные индивидуальные или групповые пешие прогулки на природе во внеурочное время.

Учитывая проведенные исследования можно сделать вывод о том, что туристские походы помогают повысить общий уровень физической подготовленности студентов, благоприятно влияют на микроклимат в учебном коллективе, что проявляется как на спортивных соревнованиях, так и в учебной деятельности, помогают сформировать у молодого человека стереотип здорового образа жизни. Введение в практику высших и

средних-специальных учебных заведений проведения однодневных туристских походов должно помочь студентам без особых сложностей выполнить соответствующий норматив комплекса ГТО в разделе туризм, и лучше подготовится к сдаче остальных нормативов данного комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безносиков, Е.Я. Туризм и спортивное ориентирование / Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов, В.И. Ганопольский. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 163 с.

2. Васильев, И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма / И.В. Васильев. - М. : Профиздат, 1973. - 134 с.

3. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. - М. : Академия, 2001. - 208 с.

4. Полчиковский, В.Ю. Организация проведение туристских походов / В.Ю. Полчиков-ский. - М. : Профиздат, 1987. - 224 с.

REFERENCES

1. Beznosikov, Е.У., Bulatov, V.G. and Ganopolskiy, V.I. (1984), Tourism and orienteering, Physical Culture and sport, Moscow.

2. Vasilyev, I.V. (1973), Notes for the organizers and instructors of tourism, publishing house "Profizdat", Moscow.

3. Viatkin, L.A., Sidorchuk, E.V. and Nemytov D.N. (2001), Tourism and orienteering, Academy, Moscow.

4. Polchikovskiy, V.Y. (1987), Organization of tourism, publishing house "Profizdat", Moscow.

Контактная информация: sidspb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.01.2015.

УДК 796.011

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

ВЛАДИВОСТОКСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ

АКАДЕМИИ

Надежда Николаевна Сизова, старший преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии (ВФ РТА)

Аннотация

В работе раскрывается актуальность проблемы психофизической готовности будущего кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации. Авторами анализируются результаты исследования психофизической готовности студентов 4 курса Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Обоснована необходимость поиска новых путей в подготовке студенток вуза, с акцентом на формирование профессионально важных психофизических качеств.

Ключевые слова: здоровье, физическая подготовленность, работоспособность, таможенные органы, студенты, профессиональная деятельность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p151-156

ANALYSIS OF PSYCHOPHYSICAL PREPAREDNESS OF THE STUDENTS FROM VLADIVOSTOK BRANCH OF RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Nadezhda Nikolaevna Sizova, the senior teacher, Vladivostok branch of the Russian Customs Academy

Annotation

The relevance of the problems of psychophysical preparedness of the future staff potential of the Russian Federation customs service is disclosed in the article. Author analyzes the researching results of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.