Научная статья на тему 'Развитие физического качества гибкости у студентов юношей, одного из наиболее проблемных звеньев общей физической подготовленности'

Развитие физического качества гибкости у студентов юношей, одного из наиболее проблемных звеньев общей физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
662
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗА / КОМПЛЕКС ГТО / НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ГИБКОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сидоренко Александр Сергеевич

Наблюдение за сдачей контрольных нормативов по физической культуре студентов 1-2 курсов ГУАП, основанных на зачётных нормативах V и VI ступеней ГТО, показывает, что уровень развития гибкости у студентов юношей является одним из наиболее проблемных мест общей физической подготовленности. Обязательное испытание комплекса ГТО наклон вперед из положения стоя, определяющий степень подвижности позвоночника, на результат золотого значка смогли выполнить только 19% первокурсников. Недостаточная гибкость сказывается как на технике, так и на скорости движений, увеличивая энергозатраты организма и снижая экономичность работы. Разработанные и апробированные на учебно-тренировочных занятиях со студентами специальные блоки растягивающих упражнений, использующие методы динамического, статического и комбинированного воздействия, доказали свою и актуальность, как с точки зрения повышения показателей гибкости, так и для улучшения техники спортивных движений, выполняемых студентами более раскрепощенно и с большей амплитудой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сидоренко Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of such physical quality as flexibility, one of the most problematic part of general physical preparedness of male students

Monitoring control of the level of physical preparedness of the 1-2-year students of SUAI, based on the test standards of V and VI stages of Russian RLD, shows that the level of development of flexibility of the male students is one of the problem areas in the general physical preparedness. The poorest results were shown in male flexibility RLD test (bending forward from a standing position) where only 19% of boys was able to accomplish the high level. Lack of mobility in the joints affects the technique and speed of movements, increasing the energy consumption and reducing the efficiency of the body. Special blocks of stretching exercises, using techniques of dynamic, static and combined effect, that have been included in each students training, has proved its relevance from the point of view of increase of the results of flexibility and improvement of techniques of sports movements. performed by the students in a more relaxed manner and with greater amplitude. That will help students to do sports movements more relaxed and with greater amplitude.

Текст научной работы на тему «Развитие физического качества гибкости у студентов юношей, одного из наиболее проблемных звеньев общей физической подготовленности»

усиления действий холода. Исходное положение желательно принимать лицом к солнцу и спиной к ветру, лучше всего в плотном строю, с равным по фронту и в глубину количеством рядов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аринчин, Н.И. Микронасосная деятельность скелетных мышц при их растяжении / Н.И. Аринчин. - Минск : Наука и техника, 1986. - 122 с.

2. Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных условиях : монография / Б.В. Ендальцев. - СПб. : [б.и.], 2008 - 198 с.

3. Меерсон, Ф.3. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. - М. : Наука, 1981. -

278 с.

4. Панферова, Н.Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система / Н.Е. Панферова. - М. : Наука, 1977. - 259 с.

5. Парин, В.В. Важнейшие аспекты комплексных исследований процессов регуляции висцеральных систем организма человека / В.В. Парин, Р.М. Баевский // Успехи физиологических наук. - 1970. - № 2. - С. 100-112.

6. Слоним, А.Д. Физиология адаптации к природным факторам среды и проблемы экологической патологии // Проблемы географической патологии. - М. : Медицина, 1979. - С. 150-159.

7. Царегородцев, Г. И. Философские вопросы адаптации / Г.И. Царегородцев. - М. : Мысль, 1975. - 278 с.

8. Чибисов, С.М. Биоритмы и гелиофизические факторы // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 9. - С. 31-41.

REFERENCES

1. Arinchin, N.I. (1986), Micropump activity of skeletal muscles during their stretching, Science and Technology, Minsk.

2. Endaltsev, B.V. (2008), Physical culture, health and work capacity of a person in extreme conditions, monograph, Ministry of Defense of the Russian Federation, St. Petersburg.

3. Meerson, F.Z. (1981), Adaptation, stress and prevention, Nauka, Moscow.

4. Panferova, N E. (1977), Hypokinemia and cardiovascular system, Nauka, Moscow.

5. Parin, V.V. and Bayevsky, R.M. (1970), "The most important aspects of complex studies of the regulation processes of visceral systems of the human body", Advances in physiological Sciences, No. 2, pp. 100-112.

6. Slonim, A.D. (1979), "Physiology of adaptation to natural factors of the environment and problems of ecological pathology", Problems of geographical pathology, Medicine, Moscow, pp. 150-159.

7. Tsaregorodtsev, G.I. (1975), Philosophical issues of adaptation, Thought, Moscow.

8. Chibisov, SM. (2006), "Biorhythms and heliophysical factors", Fundamental research, No. 9, pp. P. 31-41.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.02.2018

УДК 796.011.3

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ГИБКОСТИ У СТУДЕНТОВ ЮНОШЕЙ, ОДНОГО ИЗ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗВЕНЬЕВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Александр Сергеевич Сидоренко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП)

Аннотация

Наблюдение за сдачей контрольных нормативов по физической культуре студентов 1-2 курсов ГУАП, основанных на зачётных нормативах V и VI ступеней ГТО, показывает, что уровень развития гибкости у студентов юношей является одним из наиболее проблемных мест общей

физической подготовленности. Обязательное испытание комплекса ГТО наклон вперед из положения стоя, определяющий степень подвижности позвоночника, на результат золотого значка смогли выполнить только 19% первокурсников. Недостаточная гибкость сказывается как на технике, так и на скорости движений, увеличивая энергозатраты организма и снижая экономичность работы. Разработанные и апробированные на учебно-тренировочных занятиях со студентами специальные блоки растягивающих упражнений, использующие методы динамического, статического и комбинированного воздействия, доказали свою и актуальность, как с точки зрения повышения показателей гибкости, так и для улучшения техники спортивных движений, выполняемых студентами более раскрепощенно и с большей амплитудой.

Ключевые слова: студенты вуза, комплекс ГТО, нормативы по физической культуре, физическое качество гибкости.

DEVELOPMENT OF SUCH PHYSICAL QUALITY AS FLEXIBILITY, ONE OF THE MOST PROBLEMATIC PART OF GENERAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF

MALE STUDENTS

Alexander Sergeevich Sidorenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (SUAI), St. Petersburg

Annotation

Monitoring control of the level of physical preparedness of the 1-2-year students of SUAI, based on the test standards of V and VI stages of Russian RLD, shows that the level of development of flexibility of the male students is one of the problem areas in the general physical preparedness. The poorest results were shown in male flexibility RLD test (bending forward from a standing position) where only 19% of boys was able to accomplish the high level. Lack of mobility in the joints affects the technique and speed of movements, increasing the energy consumption and reducing the efficiency of the body. Special blocks of stretching exercises, using techniques of dynamic, static and combined effect, that have been included in each students training, has proved its relevance from the point of view of increase of the results of flexibility and improvement of techniques of sports movements. performed by the students in a more relaxed manner and with greater amplitude. That will help students to do sports movements more relaxed and with greater amplitude.

Keywords: physical culture in higher school, all-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), tests of physical culture, exercises for developing flexibility.

Введенный в 2014 году в действие на территории нашей стране комплекс ГТО [1] определяет критерии физической подготовленности занимающихся в каждой возрастной группе. Испытания V и VI ступеней ГТО для студентов вузов в возрастном диапазоне от 16 до 24 лет предлагают 11 контрольных испытаний, 4 из которых являются обязательными, оценивающими уровень развития быстроты, выносливости, силы и гибкости [5].

Для определения текущего уровня общей физической подготовленности студентов 1-3 курсов СПбГУАП, каждый семестр проводится тестирование, основанное на нормативах комплекса ГТО. В качестве контрольных нормативов в осеннем семестре в условиях спортивного зала проводятся следующие испытания: челночный бег 10*10 метров (скоростная выносливость), прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине (сила), наклон вперед (гибкость).

Результаты контрольного тестирования студентов 1 курса (193 студента, 2016-17 уч./год) показали, что самым сложным испытанием у юношей является развитие гибкости. В наклоне вперед результат золотого значка смогли выполнить только 19% испытуемых первокурсников (средний результат 8,41±4,56 см), в то время как в прыжках в длину с места этом показатель равняется 55% (2,32±0,15 м), а в подтягивании 36% (9,53±4,49 раза), челночный бег (28,7±1,75 сек) на оценку отлично (28 с) выполняют 42% студентов.

Уровень развития гибкости оценивается выполнением испытуемым наклона вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи). Данный тест позволяет определить степень подвижности позвоночного столба и является полезным нововведением российского комплекса ГТО, в советской системе ГТО тесты по

определению гибкости отсутствовали.

Хорошо развитая гибкость обеспечивает большую амплитуду, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Более эластичные мышцы уменьшают сопротивление в мышечных волокнах, увеличивают приток крови и питательных веществ к тканям, влияют на работу ЦНС [2]. В то время как недостаточный уровень развития гибкости влечет за собой малую подвижность в суставах, вследствие чего нарушается техника движений в беге, прыжках и сложно координированных действиях, более тяжело дается освоение новых технических упражнений, увеличивается вероятность получения травмы при выполнении упражнений с предельными нагрузками или на максимальных скоростях.

Учитывая физиологические и возрастные особенности организма, активное развитие гибкости следует проводить в младшем и среднем школьном возрасте. Однако согласно исследованиям ученых гибкость развивается до возраста 18 лет, поэтому систематическое выполнение комплексов специальных упражнений на повышение гибкости на учебно-тренировочных занятиях на младших курсах вуза сможет отчасти компенсировать пробелы школьной физкультуры [4].

С целью улучшения качества гибкости нами были разработаны и внедрены в учебно-тренировочный процесс студентов 1 курса СПбГУАП, занимающихся по специализации «спортивные игры», специальные серии растягивающих статических и динамических упражнений. Упражнения на гибкость включались по одной серии в подготовительную и основную части каждого учебного занятия два раза в неделю. В каждую серию входило 5-8 упражнений различной направленности с повторением каждого 10-12 раз (наклоны, махи, продольные и поперечные шпагаты, отведение ноги в сторону, упражнения под воздействием внешних усилий партнера, упражнения с резиновым амортизатором, упражнения в отсутствии взаимодействия с опорой). Упражнения выполнялись из И.П. стоя или сидя на полу, в парах, у гимнастической стенки, с гимнастическими палками [3].

Особое внимание уделялось упражнениям, направленным на увеличение подвижности позвоночного столба, а также подвижности суставов, которые играют наибольшую роль в игровых действиях в баскетболе и волейболе.

Кроме этого, наиболее «негибким» студентам предлагалось домашнее задание, состоящее из 10-12 упражнений (на полу, со стулом, на удержание позы).

После 7 месяцев занятий нами вторично были проведены измерения гибкости. У студентов, занимающихся по нашей программе (82 чел.) прирост результатов составил 1,76 см (10,17±3,97 см), против 0,57 см (8,98±4,34 см) у студентов, занимающихся по обычной программе (104 чел.). Однако, измерения данного параметра у студентов, участвующих в эксперименте, в начале 2 курса после летних каникул (74 чел.), показало снижение показателей до 9,06±4,10 см.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Систематическое выполнение растягивающих упражнений студентами младших курсов вуза на учебно-тренировочных занятиях дает возможность улучшить показатели гибкости, однако эта величина оказывается не столь значительной, не выявляя статистически значимых различий между группами.

2. Подвижность позвоночника является достаточно сложным качеством, значительный перерыв в занятиях сводит к минимуму результаты тренировки, за 3 месяца каникул результаты в наклоне вперед ухудшились более чем на 1 см.

3. Визуальный просмотр выполнения студентами отдельных двигательных действий позволяет сделать вывод о том, что с увеличением гибкости движения студентов в целом становятся более свободными и раскрепощенными, без лишнего напряжения: увеличивается амплитуда движений нижних и верхних конечностей в баскетболе и волейболе; улучшается техника переноса и постановки ноги в беге; лучше выполняются сложные элементы в гимнастике. Более гибким студентам становиться легче осваивать технику

движений.

4. Упражнениям на развитие гибкости следует уделять большее внимание при проведение учебно-тренировочных занятий по физической культуре, особенно при работе со студентами юношами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] // URL : http://www.gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf (дата обращения: 01.02.2018).

2. Бумарскова, Н.Н. Комплексы упражнений для развития гибкости : учебное пособие / Н.Н. Бумарскова ; Московский гос. строит. ун-т. - М. [б.и.], 2015. - 128 с.

3. Сидоренко, А.С. Обучение студентов вузов бегу на короткие дистанции на основе методики совершенствования внутрицикловой структуры бегового шага : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сидоренко А.С. - СПб., 2003. - 18 с.

4. Сидоренко, А.С. Совершенствование физического качества гибкости студентов, занимающихся лёгкой атлетикой / А.С. Сидоренко, Л.В. Чернова // Физическая культура и спорт в системе высшего образования : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2012. - С. 43-46.

5. Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] // URL : http://www.gto.ru/bundles/gtofront/img/norms/gto_norm_05_ru_17.pdf717052213 (дата обращения: 01.02.2018).

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation on the introduction of all-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://www.gto.ru/files/uploads/docu-ments/56ea78e5e5b19.pdf.

2. Bumarskova, N.N. (2015), Complexes of exercises for the development of flexibility. Textbook, MGSU, Moscow.

3. Sidorenko, А^. (2003), Perfection of students sprint technique by improving of kinematic characteristics of stride, dissertation, St. Petersburg.

4. Sidorenko, А^. and Chernova, L.V. (2012). "Improvement of physical quality of flexibility of students in track and field", Physical culture and sport in high education system of Russia: innovations and perspectives. The materials of all-Russian scientific-practical conference, publishing house SPbSU, St. Petersburg, pp 43-46.

5. Tests of all-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://www.gto.ru/bundles/gtofront/img/norms/gto_norm_05_ru_17.pdf717052213.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.02.2018

УДК 796.071.4

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗА

Александр Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-Медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье изучены особенности педагогической деятельности специалиста физического воспитания в вузе. Рассмотрены профессионально значимые качества педагога физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.