Научная статья на тему 'Акмеологический подход в формировании профессионально- прикладной физической культуры бакалавров в вузе'

Акмеологический подход в формировании профессионально- прикладной физической культуры бакалавров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ACMEOLOGY / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING / BACHELOR'S DEGREE / THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Т.А., Поборончук Т.Н., Трифоненкова Т.А., Яцковская Л.Н.

Акмеология как одна из методологических основ педагогического процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры выступает связующим звеном между необходимыми универсальными компетенциями и личностными качествами обучающихся, проникает во все сферы их деятельности. Цель работы : выявить соотношение здоровья и личности в контексте проблемы профессиональная деятельность личность состояние, для разработки педагогической модели формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе на основе акмеологии. Методология. Акмеологический подход в физическом воспитании в современных условиях подчеркивает роль личности как значимого субъекта современного общества, разрешает сложные проблемы, возникшие перед личностью и профессией, для которых нет готовых решений, выявляет способность высококвалифицированного профессионала действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска, маневрировать, сохраняя лицо, позицию, уверенность, свое здоровье. Новизна исследования . Разработана педагогическая модель формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе на основе акмеологии, которая обеспечивает развитие физической культуры личности как совершенствование тела, нравственности и волевых качеств, включает совокупность принципов, приемов и методов, направленных на ее активное саморазвитие и самореализацию. В результате обобщения исследования выявлено, что педагогическая модель способствует формированию готовности обучающихся к трудовой деятельности. Перспективы дальнейших научных исследований связаны с поиском методологических подходов в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартиросова Т.А., Поборончук Т.Н., Трифоненкова Т.А., Яцковская Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL APPROACH IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL CULTURE OF BACHELORS AT THE UNIVERSITY

Acmeology as one of the methodological foundations of the pedagogical process of formation of professional and applied physical culture acts as a link between the necessary universal competencies and personal qualities of students, penetrates into all spheres of their activities. Objective: to identify the correlation between health and personality in the context of problems of professional activity identity status, to develop a pedagogical model of formation of professional-applied physical culture of students of technical University on the basis of acmeology. Methodology. Acmeological approach in physical education in modern conditions emphasizes the role of the individual as a significant subject of modern society, solves complex problems faced by the individual and profession, for which there are no ready solutions, reveals the ability of a highly qualified professional to act in conditions of high uncertainty, difficulties, risk, maneuver, preserving the face, position, confidence, their health. The novelty of the research. The pedagogical model of formation of professional and applied physical culture of students in technical high school on the basis of acmeology which provides development of physical culture of the person as perfection of a body, morals and strong-willed qualities is developed, includes set of the principles, receptions and the methods directed on its active self-development and self-realization. As a result of generalization of research it is revealed that the pedagogical model, promotes formation of readiness of trained for labor activity. Prospects for further research are associated with the search for methodological approaches in the process of formation of professional and applied physical culture of bachelors in a technical University.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход в формировании профессионально- прикладной физической культуры бакалавров в вузе»

УДК 796.14.12

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ

Т.А. Мартиросова, Т.Н. Поборончук, Т.А. Трифоненкова, Л.Н. Яцковская

Аннотация. Акмеология как одна из методологических основ педагогического процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры выступает связующим звеном между необходимыми универсальными компетенциями и личностными качествами обучающихся, проникает во все сферы их деятельности.

Цель работы: выявить соотношение здоровья и личности в контексте проблемы профессиональная деятельность - личность - состояние, для разработки педагогической модели формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе на основе акмеологии.

Методология. Акмеологический подход в физическом воспитании в современных условиях подчеркивает роль личности как значимого субъекта современного общества, разрешает сложные проблемы, возникшие перед личностью и профессией, для которых нет готовых решений, выявляет способность высококвалифицированного профессионала действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска, маневрировать, сохраняя лицо, позицию, уверенность, свое здоровье.

Новизна исследования. Разработана педагогическая модель формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе на основе акмеологии, которая обеспечивает развитие физической культуры личности как совершенствование тела, нравственности и волевых качеств, включает совокупность принципов, приемов и методов, направленных на ее активное саморазвитие и самореализацию.

В результате обобщения исследования выявлено, что педагогическая модель способствует формированию готовности обучающихся к трудовой деятельности. Перспективы дальнейших научных исследований связаны с поиском методологических подходов в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в техническом вузе.

Ключевые слова: акмеология, профессионально-прикладная физическая подготовка, бакалавр, образовательный процесс.

ACMEOLOGICAL APPROACH IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL CULTURE OF BACHELORS AT THE UNIVERSITY

T. Martirosova, T. Poboronchuk, T. ^^^n^va, L. Yatskovskaya

Abstract. Acmeology as one of the methodological foundations of the pedagogical process of formation of professional and applied physical culture acts as a link between the necessary universal competencies and personal qualities of students, penetrates into all spheres of their activities. Objective: to identify the correlation between health and personality in the context of problems of professional activity - identity - status, to develop a pedagogical model of formation of professional-applied physical culture of students of technical University on the basis of acmeology. Methodology. Acmeological approach in physical education in modern conditions emphasizes the role of the individual as a significant subject of modern society, solves complex problems faced by the individual and profession, for which there are no ready solutions, reveals the ability of a highly qualified professional to act in conditions of high uncertainty, difficulties, risk, maneuver, preserving the face, position, confidence, their health. The novelty of the research. The pedagogical model of formation of professional and applied physical culture of students in technical high school on the basis of acmeology which provides development of physical culture of the person as perfection of a body, morals and strong-willed qualities is developed, includes set of the principles, receptions and the methods directed on its active self-development and self-realization. As a result of generalization of research it is revealed that the pedagogical model, promotes formation of readiness of trained for labor activity. Prospects for further research are associated with the search for methodological approaches in the process of formation of professional and applied physical culture of bachelors in a technical University.

Keywords: acmeology, professional-applied physical training, bachelor's degree, the educational process.

Постановка проблемы. Стратегия

инновационного развития экономики России

основана на реализации человеческого

потенциала, на эффективном применении не

только знаний и умений, полученных в профессиональном образовании в вузе, но и с готовностью обучающихся к самопознанию, самосознанию, самореализации и саморазвитию.

С каждым годом на современном рынке труда растет конкуренция, поэтому основной гарант занятости специалиста - это его постоянное профессиональное совершенствование,

самосовершенствование, самореализация,

которые максимально эффективны, когда универсальная компетентность достигает творческого уровня, становится неотъемлемым качеством специалиста, его способностью решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях, сохранять свое здоровье. Активное вхождение России в мировое экономическое, культурное, образовательное пространство вносит новые требования к профессиональной подготовке

конкурентоспособного специалиста. Экономике страны нужны специалисты с высоким уровнем профессионального развития, предполагающие гибкость, мобильность и высокую степень адаптации в современных условиях трудовой деятельности. Новые условия диктуют повышение качества профессионального образования, обновление педагогического содержания дисциплин в вузе, направленных на успешную реализацию обучающихся в сфере труда, поэтому представленное исследование актуально. На современном этапе развития общества главная задача предприятий (в том числе и государственных) как потребителей продукции вуза — получить специалиста, который с минимальными для предприятия издержками смог бы включиться в производственный процесс. Требования к профессиональной подготовке такого специалиста значительно возросли. Для успешной профессиональной реализации он должен иметь

высокоэффективную профессиональную

подготовку, обладать глубокими

фундаментальными знаниями, уметь

использовать их для решения производственно-практических задач, быть готовым к повышению своей квалификации в течение всей профессиональной деятельности. Готовность такого специалиста должна обеспечивать высшее профессиональное образование. В настоящее время образование в вузе рассматривают как образовательную, социально-культурную услугу, качество которой подлежит стандартизации [4;8]. Обеспечение качества подготовки специалистов, качества образования - это главный аспект деятельности высшего учебного заведения. Категория качества является фундаментальным, системным определителем развития социальной и экономической инфраструктуры образования, который предполагает направленность

образовательной услуги на конкретного потребителя, учет его интересов и потребностей. Потребителями — заказчиками высшего образования выступают: личность, получающая образование; предприятия, для которых готовят квалифицированные кадры; государство, одновременно выполняющее функцию гаранта образовательного процесса, основу которого в современных условиях составляет Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС ВО 3++). Анализируя ФГОС ВО 3++, можно отметить, что в квалификации «бакалавр» по всем направлениям подготовки образовательный процесс обеспечивает формирование профессиональных (ПК) и универсальных (УК) компетенций. ПК предусматривают овладение умениями выполнять различные виды профессиональной деятельности: производственно-

технологическую, организационно-

управленческую, научно-исследовательскую и проектную. Цель УК - формирование способности обучающихся поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Структура ФГОС ВО 3++ для бакалавриата включает описание области, объекта, видов профессиональной деятельности,

профессиональных задач, определяющих требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые содержат учебные циклы и разделы. В числе базовых дисциплин «Физическая культура» (ФК) занимает одно из центральных мест. Одной из основных задач физической культуры в процессе профессиональной подготовки обучающихся выделена задача формирования двигательных компетенций, а также интегративных профессионально важных и личностных качеств, обеспечивающих готовность обучающихся к успешной реализации в профессиональной деятельности. Несмотря на то, что в элективной части ФГОС ВО 3++ для профессионально-прикладной физической культуры предусмотрено 328 часов, педагогическое содержание этой дисциплины в условиях современного образовательного процесса разработано недостаточно. Термин «профессионально-прикладная физическая культура» введен в начале XXI века. В настоящее время, нами выявлено еще одно из противоречий между развитием экономики и содержанием современной педагогической науки, в том числе в области физической культуры [5]. Учитывая

реалии развития экономики России, когда происходит смена сырьевой модели развития на альтернативную, стратегия которой -инновационное развитие, опирающееся на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений обучающихся для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества, их способности саморазвиваться, самосовершенствоваться на протяжении всей трудовой деятельности, существует настоятельная необходимость, диктующая повышенные требования к педагогическому содержанию профессионально-прикладной физической подготовки, его обогащению, разработке педагогических моделей, позволяющих формировать и совершенствовать профессионально-прикладную физическую культуру в технических вузах [4;5;8].

Анализ последних исследований и публикаций показал, что историческое развитие физической культуры, ее подсистемы - профессионально-прикладной физической подготовки начиналось в 20-30 годах прошлого века. Профессиональная подготовка решала задачи готовности обучающихся к трудовой деятельности и представляла собой один из решающих факторов образовательного процесса, обеспечивала конкурентоспособность на рынке труда, была фундаментом для их успешного всестороннего развития. В профессионально-прикладной физической подготовке был наиболее конкретно воплощен принцип органической связи физического воспитания в вузе с практикой трудовой деятельности [4;5]. Для полноценного гармоничного развития обучающихся в техническом вузе профессиональная подготовка важна как педагогический процесс усвоения ими фундаментальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих их готовность к успешному выполнению определенных производственных функций. Развитие современного производства требует внедрения современных методов управления и организации производства. Способность работников адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям научно-технического прогресса требует не только развитых профессиональных, личностных, но и физических качеств, которые послужат продуктивной реализации трудовой

деятельности, обеспечат высокий уровень готовности к ней [1]. Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что исследований физического воспитания в вузе с позиции акмеологического подхода

недостаточно. Акмеологический подход в физическом воспитании в современных условиях подчеркивает роль личности как значимого субъекта современного общества, разрешает сложные проблемы, возникшие перед личностью и профессией, для которых нет готовых решений, выявляет способность

высококвалифицированного профессионала действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска, умения маневрировать, сохраняя лицо, позицию, уверенность, свое здоровье. Эти проблемы доступны для исследования акмеологии - науки о ценностях личности, о ее совершенствовании и способности конструктивно осуществлять профессиональную деятельность, сохраняя здоровье, достигая профессионализма на индивидуальном уровне [3;7]. Основоположники акмеологического подхода - такие ученые, как: Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Л.Г. Лаптев, В. А. Пономаренко, Н.А. Рыбников, В.Д. Шадриков, Е. А. и др.

По мнению ученого О.Ю. Мосаловой, акмеологический подход представляет собой создание в образовательном процессе оптимальных условий, обеспечивающих самовыражение, самоутверждение

обучающегося, проявление его способностей [6]. Такой подход подразумевает развитие физической культуры в самом широком смысле как совершенствование тела, нравственности и волевых качеств человека, включающий совокупность принципов, приемов и методов, обеспечивающих активное саморазвитие и самореализацию обучающегося.

Самоутверждение личности в физическом воспитании согласно акмеологическому подходу проявляется в стремлении к физическому совершенству, в высоких достижениях в спорте, наиболее полно демонстрирующих возможности обучающихся, их способности к достижению целей. Одна из первостепенных задач в образовательном процессе в вузе - поиск наиболее эффективных путей раскрытия потенциальных возможностей и развития необходимых качеств с помощью различных видов деятельности в сфере профессионально-прикладной физической культуры обучающихся. Это предполагает создание педагогических условий для возможности выражения себя как личности, формирование и корректировки мотивов и ценностных ориентаций, определения себя в профессиональной сфере [1;2].

Цель исследования: разработать

педагогическую модель формирования профессионально-прикладной физической

культуры обучающихся в техническом вузе на основе акмеологии, которая будет охватывать структурированные знания о роде профессиональной деятельности, применение этих знаний, достижения личного познавательного опыта, ценностное отношение к самостоятельному обучению бакалавров.

Методология. В настоящее время большинство ученых не разделяют понятия «профессионально-прикладная физическая

подготовка» и «профессионально-прикладная физическая культура». Они указывают на то, что профессионально-прикладная физическая

культура - это специализированное направление процесса физического воспитания в вузе, включает биологические, социальные и дидактические составляющие с параллельным использованием прикладных средств и методов физической культуры, вооружающих

профессиональное образование необходимыми специальными знаниями, мотивациями, физической, двигательной подготовленностью обучающихся, обеспечивающих высокую результативность при выполнении служебных обязанностей, а значит, готовность к трудовой деятельности [4;5].

Успешность в трудовой деятельности определяет наличие профессиональных знаний, развитых физических и профессионально важных, личностных качеств, которые могут быть сформированы в процессе формирования профессионально-прикладной физической

культуры обучающихся в вузе. Нами установлено, что, профессионально-прикладная физическая подготовка в процессе физического воспитания в техническом вузе - это один из механизмов реализации процесса формирования профессионально-прикладной физической

культуры обучающихся. Профессионально-прикладная физическая культура в современном высшем профессиональном образовании направлена на личностную реализацию обучающихся в будущей трудовой деятельности. Выявлено, что профессионально-прикладная физическая культура направлена на формирование не только специализированных физических, но и психологических качеств (волевых, организаторских и коммуникативных способностей - умений строить взаимоотношения с коллегами, способствовать благоприятному психологическому климату в коллективе), психологических умений (эмоциональной устойчивости, выдержанности, самообладанию,

умению снимать эмоциональное напряжение, сохранять высокую работоспособность в стрессовых ситуациях), развитых психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) [7;8]. Следовательно, цель педагогического процесса формирования профессионально-прикладной физической

культуры обучающихся в техническом вузе - это развитие специализированных двигательных действий и навыков, необходимых в конкретной профессии, воспитание психологических качеств, умений, психических процессов, выработка профессиональных этических норм,

совершенствование морфофункциональных характеристик организма, повышение уровня физического развития и подготовленности с целью освоения универсальных компетенций, повышения работоспособности, уровня здоровья и творческого долголетия [4;5]. Это переход ценностей содержания образования в ценностные отношения личности обучающихся. Помимо нормативных ценностей образования, таких как теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение, важную роль играют общекультурные и специальные ценности. К общекультурным относят знания и опыт, направленные на общее развитие и жизнеспособность личности, обеспечивающие формирование мировоззрения, субъектности и адаптацию к меняющимся условиям. Специальные ценности создают в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся - это знания и опыт их использования для ведения здорового образа жизни, физического развития, подготовленности, совершенствования.

Формирование профессионально-прикладной физической культуры обучающихся

осуществляют с помощью средств физической культуры. Это прикладные физические упражнения, элементы отдельных видов спорта, прикладные виды спорта, гигиенический фактор как параметры воздействия производственной, окружающей среды на организм обучающихся, а в последствии и трудящихся, а также оздоровительные силы природы, направленные на физиологическое развитие, активизацию мыслительной деятельности, формирование специальных навыков и умений, повышение работоспособности и адаптацию к изменяющимся условиям трудовой деятельности. Логика нашего исследования определяет, что формирование профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе в современном высшем

профессиональном образовании направлена не только на личностную реализацию обучающихся в будущей трудовой деятельности, но и сохранение здоровья как основного, базового условия в осуществлении профессиональной деятельности трудящихся. Чтобы наиболее эффективно совершить переход от ценностей содержания образовательной среды в личностные ценности, необходимо сформировать

методологический подход, определяющий содержательную и общую направленность тактики формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе [4;8]. Таких подходов может быть множество, методологической основой нашего исследования выбран акмеологический подход. Проблему здоровья в современном социуме отражают психолого-акмеологические исследования. Соотношение здоровья и личности опосредованно исследовали ученые в контексте проблемы: профессиональная деятельность — личность - состояние, в том числе физическое. В акмеологическом контексте большое значение имеют исследования ученых, раскрывающих различные аспекты психологии здоровья -профессиональной адаптации,

психофизиологической адаптации,

профессионального здоровья, адаптации к экстремальным условиям. Исследования проводили в рамках парадигмы сущности здоровья и психологической готовности к профессиональной деятельности, а также в изучении профилактики негативных воздействий и их последствий для здоровья человека. Актуальность поиска способов сохранения здоровья для человечества выдвигает эту проблематику на центральное место не только в медицинской, но и в педагогической науке. Педагогическая наука разрабатывает способы приобщения обучающихся к ценности «здоровье» как форме культуры. Ориентация обучающейся молодежи на культуру здоровья осуществляется в образовательном процессе вуза, поскольку оно располагает возможностями устранять негативные тенденции с позиции человека, общества. Особенность образовательного процесса по физическому воспитанию в технических вузах — многопрофильность обучения при постоянно изменяющихся условиях и требованиях к профессиональной подготовке будущих специалистов. Социальный заказ государства определяет содержание

образовательного процесса вуза, набор дисциплин учебного плана, учебных программ, профессиональную подготовку,

обеспечивающего готовность обучающихся к трудовой деятельности [2;3;7].

Акмеологический подход подразумевает развитие физической культуры в самом широком смысле как совершенствование тела, нравственности и волевых качеств человека, включающий совокупность принципов, приемов и методов, обеспечивающих активное саморазвитие и самореализацию обучающегося. Самоутверждение личности в физическом воспитании согласно акмеологическому подходу проявляется в стремлении к физическому совершенству, в высоких достижениях в спорте, наиболее полно демонстрирующих возможности обучающихся, их способности к достижению целей. Акмеологические приемы и технологии направлены на развитие в образовательном процессе познавательных путей для того, чтобы обучение, творческое переосмысление действительности становилось для обучающегося неотъемлемой частью получения знаний. Цель акмеологического подхода - достижение обучающимся максимально комфортного творческого уровня в формировании профессионально-прикладной физической

культуры, обеспечивающего эффективность и устойчивость управления своим здоровьем и личностным развитием на протяжении всей жизни для достижения успеха как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом [2;3;7]. Исследуемый подход направляет профессионально-прикладную физическую

культуру обучающихся на формирование у них: ответственной и мотивированной склонности к самообразованию и личностному развитию; творческому мышлению; потребности в постоянном самосовершенствовании; ведении здорового образа жизни, выявлении и саморазвитии личностных качеств, необходимых для удачной самореализации в профессиональной и других сферах жизнедеятельности; умений рефлексировать (рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания, понимание и анализу своих мыслей, чувств и мотивов). В нашем понимании акмеологический подход в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся

подразумевает в широком смысле — совершенствование тела, души и духа и включает в себя совокупность принципов, приемов и методов, обеспечивающих активное здоровье, саморазвитие и самореализацию студента. Под совершенствованием тела подразумеваем

физическое развитие обучающихся, физическую подготовленность, освоение и совершенствование двигательных действий и навыков. Под совершенствованием души мы понимаем воспитание этических (нравственные, моральные) норм, в том числе профессиональных. Совершенствование духа - это развитие и совершенствование психологических качества и умении, психических процессов посредством системы принципов (общепедагогических, акмеологических, принципа объекта

деятельности, субъекта жизнедеятельности, оптимальности, моделирования, обратной связи), а также методов, средств и приёмов физического воспитания, в совокупности обеспечивающих самореализацию, саморазвитие и

самосовершенствование обучающихся [6;7].

Результаты исследования. В структуре модели готовности специалиста современные ученые выделяют три категории задач и видов деятельности. Первая категория отражает особенности мира, вторая - особенности общественно-политического строя страны, третья диктуется требованиями профессии,

специальности. Обозначенные категории принципиально меняют подходы к содержанию профессиональной подготовки как

интегрированного итога взаимодействия преподавателей и обучающихся. Преподаватель должен иметь максимальную информацию об особенностях будущей профессии, требованиях, которые предъявляют к организму будущих специалистов, должен быть готовым к работе над развитием конкретных профессионально важных качеств. Обучающийся должен быть готов по своим конституционно-морфологическим,

физическим, психическим качествам к требованиям избранной профессии. Он должен иметь исчерпывающие модельные

характеристики молодого специалиста, быть готовым к усвоению знаний о выбранной профессии. Такая система физического воспитания представляет собой многоуровневое, единое, целостное пространство, совокупность соединений, находящихся во взаимодействии друг с другом. Это система знаний, средств, методов воспитания и образования образует алгоритм профессионально-прикладной

физической подготовки [4:5;8]. Существуют различные формы составления алгоритмов. Для разработки педагогической модели нами использовалась блок-схема, обеспечивающая готовность обучающихся к достижению искомой цели - успешной подготовки к трудовой деятельности. Педагогическая модель

формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе на основе акмеологии охватывает структурированные знания о роде профессиональной деятельности, применение этих знаний, достижение личного познавательного опыта, ценностное отношение к самостоятельному обучению. Разработанная педагогическая модель состоит из следующих блоков: мотивационно-поведенческого, целевого, теоретико-методологического и критериально-результативного, которые обеспечивают ее эффективность.

Мотивационно-поведенческий блок

педагогической модели содержит основы акмеологически ориентированного поведения и деятельности обучающихся в техническом вузе, направленных на формирование и развитие устойчивой мотивации: установки, идеалы, привычки, интересы, цели; склонности к занятиям физической культурой в вузе, профессиональное саморазвитие, потребности в творческой самореализации, в достижении профессионального успеха. Основная цель этого блока - формирование акме-качеств и акме-способностей - проявление знаний теоретических дисциплин; логическое и последовательное представление усвоенных знаний; достоверная обработка новой информации; понимание результатов экспериментальных способов проверки научных теорий, освоение предметной области на необходимом квалификационном уровне) как индивидуально-психологических свойств личности обучающихся, которые обеспечивают поддержку постоянного роста психического и профессионального развития, включают навыки выбора и реализации приемов и технологий перехода с одного уровня профессионализма на более высокий уровень, способность преодолевать препятствия на пути достижения собственных целей [6]. В результате применения следующих методов и приемов обеспечена реализация: сравнение и социально-психологическая идентификация, социальная поддержка и положительная оценка деятельности, создание проблемных ситуаций и ситуаций выбора, соревновательный и игровой методы, прием творческого моделирования идеальных объектов.

Целевой блок предлагаемой нами педагогической модели обеспечивает

целенаправленную организацию выявленных педагогических условий. Первое условие состоит в применении адекватных методов и приемов физического воспитания в целях формирования

профессионально-прикладной физической

культуры личности обучающегося в вузе. Второе условие связано с соблюдением следующей последовательности изменения

преимущественной направленности

педагогических воздействий в целях формирования ключевых компетенций обучающихся: когнитивной (когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности обучающегося, двигательной и др.

Основа реализации педагогической модели -это теоретико-акмеологический блок, состоящий из когнитивно-акмеологического и акме-деятельностного компонентов. Когнитивно-акмеологический компонент - это результат познания процесса самореализации, отражение этого процесса в сознании обучающегося. Акмеологическо-деятельностный компонент -это умение учиться, которое охватывает структурированные знания о роде деятельности, опыт их применения, достижение личного познавательного опыта, ценностное отношение к самостоятельному обучению в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры личности обучающегося.

Критериально-результативный блок

педагогической модели делает акцент на соотношении реальных характеристик развития обучающихся с оптимальной моделью саморазвития. Обучающийся не просто реализует себя, а изменяет себя качественно, снимает психологические барьеры, определяет личную траекторию саморазвития, ценностей, целей и установок.

Содержательно-процессуальный блок

педагогической модели на основе акмеологии подразумевает раскрытие содержания, форм и методов, используемых в профессионально-прикладной физической подготовке

обучающихся в вузе и состоит из трех взаимодействующих направлений: естественнонаучного, социогуманитарного, технологического; он реализован в следующих формах: учебные занятия (лекционные занятия, семинарские занятия, практические занятия, индивидуальные занятия и консультации), самостоятельная и научно-исследовательская работа обучающихся, практическая подготовка и контрольно-диагностические мероприятия [5].

Реализация педагогической модели позволила нам установить ряд критериев, определяющих результаты и эффективность процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в

техническом вузе на основе акмеологии [2]. К ним относят: мотивационный критерий -выявление уровня мотивации к саморазвитию, к достижению успеха, отношение к своему «Я», имеющейся жизненной позиции; когнитивный критерий - выявление уровня знаний, умений, понимания и осознания основных положений акмеологии; деятельностный критерий - умение оценивать свой потенциал, уровень полученных результатов, их значимость, сложность задач в процессе самостоятельной и научно-исследовательской работы обучающихся; личностный критерий - выявление индивидуально психологических способностей личности, которые обеспечивают достижение вершин профессиональной компетентности: организаторские и коммуникативные

способности, управление эмоциями, творческий потенциал, креативность, воображение, социальная зрелость.

Кроме выделенных критериев нами разработана система рейтингового контроля за уровнем развития основных физических качеств, физкультурной активности и спортивных достижений обучающихся. Разработанная система рейтингового контроля представляет собой одну из современных организационно-методических форм контроля, которая успешно применяется в вузах. Система рейтингового контроля позволила нам распределить обучающихся в учебных группах на курсе. Это побуждало обучающихся стремиться подняться по рейтингу как можно выше. В дальнейшем этот интерес стимулировал обучающихся к самореализации, саморазвитию,

самосовершенствованию, самообразованию.

Выводы. В результате обобщения исследований профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в образовательном процессе технического вуза на основе акмеологического подхода как педагогического процесса, направленного на формирование готовности к трудовой деятельности, обоснована, разработана, реализована педагогическая модель, состоящая из следующих блоков: мотивационно-

поведенческого, целевого, теоретико-акмеологического, содержательно-

процессуального, критериально-результативного, позволяющих выявить ряд критериев, определяющих результаты и эффективность исследуемого процесса: мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный. Система рейтингового контроля имела непрерывный характер, выраженный в проверке

учебной и внеучебной деятельности на протяжении всего периода обучения дисциплин по физическому воспитанию с применением четких правил, согласованных с обучающимися, с их ранжированием путем присвоения персонального рейтинга, с использованием методов математической статистики с

отображением состояния успеваемости в текущих и итоговых листах. Перспективы дальнейших научных исследований связаны с поиском методологических подходов в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузе.

1. Баева Т.Е. Акмеологические аспекты самостоятельной учебной деятельности студентов физкультурных вузов / Т.Е. Баева. - Санкт-Петербург, 1999.

2. Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. - СПб: Речь, 2010.

3. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.

4. Мартиросова Т.А. Факторы психического здоровья у студентов вуза / Т.А. Мартиросова // Восток-Россия-Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни / Материалы VII международного симпозиума. - Орел: ОрелГТУ. - 2010. - С. 256-259.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мартиросова Т.А. Физическое самовоспитание и самосовершенствование студента -условие здорового образа жизни / Т.А. Мартиросова //

Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды / Материалы VIII Международной научно - практической конференции, посвященной 60-летию факультета физической культуры. Часть 1. -Гомель: УО «ГГ им. Ф.Скорины». - 2009. - С. 109-111.

6. Мосалова О.Ю. Методологические подходы к формированию физической культуры студента в высшей школе / О.Ю. Мосалова. - 2012. - 7 с.

7. Огневьюк В.О. Розвиток в ушверситетськш освт акме-компетенгтсного погенщал у майбутнього фах1вця / В.О. Огневьюк // Акмеолопя - наука ХХ1 столгття / Матер1али III М1жнародно1науково-практично! конференций, 17-18 лютого 2011 року. -Ки1в, 2011. - С. 6-9.

8. Поборончук Т.Н., Трифоненкова Т.А. Оценка физического состояния современной молодёжи / Т.Н. Поборончук, Т.А. Трифоненкова // II Международная научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт в образовательном пространстве вуза», Тула: ТГУ 2018.

Сведения об авторах:

Мартиросова Татьяна Александровна (г. Красноярск, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры и валеологии Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, e-mail: tat.martirosova@yandex.ru

Поборончук Татьяна Николаевна (г. Красноярск, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, e-mail: poboronchuk_tn@mail.sibsau.ru

Трифоненкова Татьяна Анатольевна (г. Красноярск, Россия), доцент кафедры физической культуры и валеологии Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, e-mail: trifonenkova2008@yandex.ru

Яцковская Любовь Николаевна (г. Красноярск, Россия), профессор кафедры физической культуры и валеологии Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева.

Data about the authors:

T. Martirosova (Krasnoyarsk, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor, Head of the Department of Physical Culture and Valeology Reshetnev Siberian State University of Science and Tecnoogy, Krasnoyarsk state pedagogical University. V.P. Astafieva, e-mail: tat.martirosova@yandex.ru

T. Poboronchuk (Krasnoyarsk, Russia), Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Department of Physical Culture and Valeology, Reshetnev Siberian State University of Science and Technoogy, e-mail: poboronchuk_tn@mail.sibsau.ru

T. Trifonenkova (Krasnoyarsk, Russia), Associate Professor, Department of Physical Culture and Valeology, Reshetnev Siberian State University of Science and Technoogy, e-mail: trifonenkova2008@yandex

L. Yatskovskaya (Krasnoyarsk, Russia), Full Professor Head of the Department of Physical Culture and Valeology Reshetnev Siberian State University of Science and Tecnoogy.

Статья поступила в редакцию 02.11.2019 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.