Научная статья на тему 'Теория педагогической диагностики профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения биологических дисциплин'

Теория педагогической диагностики профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения биологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / EDUCATIONAL EXAMINATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / FUTURE PE TEACHERS / BIOLOGICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтовская Оксана Николаевна

Проблема профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры является весьма актуальной на современном этапе развития общества в условиях высоких требований к качеству подготовки будущих специалистов в высшем учебном заведении. В статье на основании теоретического анализа научной литературы рассматриваются некоторые аспекты педагогической диагностики профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения биологических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войтовская Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF EDUCATIONAL EXAMINATION OF THE FUTURE PE TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE DURING BIOLOGICAL DISCIPLINES STUDY

An issue of the future PE teachersprofessional competence is quite urgent on the current stage of the society development according to the strict requirements to the education quality in the higher educational institutes. Basing upon the theoretic analysis of the scientific literature the author considers some aspects of the educational examination of the future PE teachersprofessional competence during biological disciplines study.

Текст научной работы на тему «Теория педагогической диагностики профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения биологических дисциплин»

УДК 378.091.12.013.3.-051 : [57+796/799] Войтовская Оксана Николаевна

старший преподаватель кафедры

биологических основ физического воспитания

и спортивных дисциплин

Института физического воспитания и спорта

Национального педагогического университета

им. М.П. Драгоманова

[email protected]

ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация:

Проблема профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры является весьма актуальной на современном эта-пе развития общества в условиях высоких требований к качеству подготовки будущих специалистов в высшем учебном заведении. В статье на основании теоретического анализа научной литературы рассматриваются некоторые аспекты педагогической диагностики профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения биологических дисциплин.

Ключевые слова:

педагогическая диагностика, профессиональная компетентность, будущие учителя физической культуры, биологические дисциплины.

Voytovskaya Oksana Nikolaevna

Senior Lecturer of the Biological Bases for Physical Education and Sport Disciplines Department, Institute of Physical Education and Sport, National Pedagogical University, Ukraine [email protected]

THEORY OF EDUCATIONAL EXAMINATION OF THE FUTURE PE TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE DURING BIOLOGICAL DISCIPLINES STUDY

Summary:

An issue of the future PE teachers’ professional competence is quite urgent on the current stage of the society development according to the strict requirements to the education quality in the higher educational institutes. Basing upon the theoretic analysis of the scientific literature the author considers some aspects of the educational examination of the future PE teachers’ professional competence during biological disciplines study.

Keywords:

educational examination, professional competence, future PE teachers, biological disciplines

Процесс вхождения украинской системы образования в мировое образовательное пространство обусловливает соответствующие требования к качественной подготовке специалистов, в частности специалистов в области физического воспитания и спорта. В этом аспекте одной из важнейших задач на сегодняшнем этапе является необходимость в профессионально компетентных будущих учителях физической культуры.

Рост требований к личности, которая была бы способна активно, творчески и самостоятельно действовать в быстро меняющейся политической, социально-экономической, профессиональной и культурной жизни, обусловил проблему повышения качества образования, совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, и особенно будущих учителей физической культуры, поскольку именно им поручено формировать, физически развивать и воспитывать детей.

Теоретическое обоснование разных аспектов педагогической диагностики нашло свое отражение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых, таких как В.С. Аванесов [1], Б.П. Битинас и Л.И. Катаева [2], И.П. Подласый [3], А.В. Хуторской [4] и другие.

Разные аспекты профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры рассматривали Ю.В. Голенкова [5], Н.М. Самсутина [6], Л.П. Сущенко [7], А.В. Тимошенко [8] и другие.

Результаты анализа современных литературных источников свидетельствуют о том, что проблеме педагогической диагностики профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в высшей школе не уделялось должное внимание. Поэтому, на наш взгляд, в условиях усиленного внимания к проблеме качества подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях эта проблема приобретает чрезвычайную актуальность.

Работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института физического воспитания и спорта Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова.

Целью статьи было рассмотрение некоторых аспектов педагогической диагностики профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения биологических дисциплин, таких как «Безопасность жизнедеятельности» (1-й курс), «Общая гигиена и гигиена физического воспитания» (2-й курс), «Физиология физического воспитания и спорта» (2-й курс).

Основной задачей исследования - осуществить анализ научной литературы по педагогической диагностике профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения биологических дисциплин.

Результаты исследования

Рассмотрим определение понятия «педагогическая диагностика».

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» понятие «педагогическая диагностика» определяется как совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также усовершенствование учебных программ и методов педагогического воздействия [9, с. 190].

И.П. Подласый трактует понятие «педагогическая диагностика» как контроль и проверку результатов обучения, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций и прогнозирования дальнейшего развития событий [10, кн. 1, с. 226].

А.В. Хуторской толкует понятие «педагогическая диагностика» как процесс определения результатов учебной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценки и коррекции обучения [11, с. 66]. Ученый определяет, что «педагогическая диагностика» - это широкое понятие, которое включает в себя контроль, проверку, учет, оценку, анализ статистических данных, выявление динамики изменений, уточнения, коррекцию учебных программ, прогнозирование тенденций дидактического процесса [12, с. 71].

По мнению В.С. Аванесова, предметом педагогической диагностики является измерение (оценка) определенных качеств личности, поэтому такая диагностика должна быть неотъемлемой частью педагогической практики и теории, то есть педагогики. Исследователь считает, что объектом педагогической диагностики в большинстве случаев становятся ученики или студенты учебных заведений [13, с. 43].

Ученые Б.П. Битинас и Л.П. Катаева основными задачами педагогической диагностики считают выявление оптимальной совокупности фиксированных показателей состояния педагогических явлений и процессов, а эффективность проведения диагностических процедур, по их мнению, тесно связана со стандартами и заданными нормами, которые должны быть пригодными для практического использования [14, с. 13].

Б.П. Битинас и Л.П. Катаева определили следующие функции педагогической диагностики на практике: 1) функция обратной связи, которая позволяет педагогу управлять процессом формирования личности, контролируя свои действия, ориентированные на до-

стижение лучшего варианта педагогического решения; 2) функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями; 3) воспитательно-побудительная функция, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию об учащихся, но и включаться в их деятельность, в систему сложившихся отношений; 4) коммуникативная функция; 5) конструктивная функция, основанная на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера [15, с. 14]; 6) информационная функция, то есть сообщение результатов диагностики (если это целесообразно) всем участникам образовательного процесса; 7) прогностическая функция, которая предусматривает определение перспективы развития объекта диагностирования [16, с. 14].

Рассмотрим некоторые аспекты профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры.

Н.М. Самсутина определяет будущих учителей физической культуры как «студентов, которые получают в соответствии с образовательно-профессиональными программами образовательно-квалификационные уровни «бакалавр», «специалист», «магистр» и планируют осуществлять профессиональную деятельность в отрасли «Физическая культура и спорт» [17, с. 120].

Как отмечает Л.П. Сущенко, основными видами профессиональных знаний будущих учителей физической культуры являются философские, методологические, исторические, валеологические и управленческие [18, с. 56].

По мнению А.В. Тимошенко, содержание профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры включает разные формы обучения, виды подготовки, организационно-методическое управление профессиональной подготовкой, в свою очередь состоящее в использовании средств, методов и принципов, разных форм организации учебного процесса и мониторинга качества образования. Мониторинг качества опирается на разные формы контроля, критерии готовности студенческой молодежи (мотивационный, когнитивный и деятельностный) и профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры, включающей следующие компоненты: потребностно-мотивационный, когнитивный, деятельностно-технологический и интеграционный [19, с. 254].

Как считает Ю.В. Голенкова, «будущий учитель физической культуры должен иметь полный спектр способностей и умений» [20, с. 8]. Кроме того, «будущему учителю физической культуры необходимы дидактичные, академические, перцептивные, языковые, организаторские, коммуникативные и атенционные способности» [21, с. 8], а «специфика уроков физической культуры является одним из факторов, который увеличивает интенсивность и напряжение деятельности учителя» [22, с. 9]. Как отмечает Ю.В. Голенкова, «в связи с этим важной составляющей структуры деятельности будущего учителя физической культуры становятся саморегулятивные действия» [23, с. 9], и «формирование профессиональных качеств должно происходить в студенческие годы, потому что это является фундаментом успеха в этом виде деятельности» [24, с. 8].

Л.Б. Волошко указывает, что «биологические дисциплины являются неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, потому что: имеют высокую профессиональную значимость, поскольку решают задачи органического сочетания дисциплин профессионального и практического направления в единую целостную систему знаний, их содержание концентрирует содержательнологическое ядро той научной информации, которая составляет фундаментальный компонент профессиональной компетентности и формирует профессионально значимые умения и навыки студентов» [25, с. 67].

На основе теоретического анализа нами было сформулировано собственное определение. Педагогическая диагностика профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения биологических дисциплин рассматривается нами как процесс определения результатов учебной деятельности студентов с целью анализа, оценки и коррекции обучения и приобретения студентами профессиональных и личностных качеств в процессе изучения физиологических механизмов и закономерностей адаптации организма к физическим нагрузкам; гигиенических принципов и требований к организации занятий по физической культуре, принципов рационального питания и гигиенических основ закаливания; возможной сферы опасностей в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций и основных направлений обеспечения безопасности жизнедеятельности в этих условиях.

Таким образом, на основании теоретического анализа научной литературы рассмотрены некоторые аспекты педагогической диагностики профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения биологических дисциплин, а также сформулировано собственное определение понятия «Педагогическая диагностика профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения биологических дисциплин».

Ссылки:

1. Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. 2002. № 1. С. 41-44.

2. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. № 2. С. 10-15.

3. Подласый И.П. Педагогика. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы : учебник для студентов вузов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007. 527 с.

4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения // Ключевые компетенции. М., 2003. С. 65-89.

5. Голенкова Ю.В. Психологический анализ труда учителя физической культуры // Теория и методика физического воспитания. 2008. № 6. С. 6-10.

6. Самсутина Н.М. Формирование профессиональных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2011. 279 с.

7. Сущенко Л.П. Профессиональная подготовка будущих специалистов физического воспитания и спорта (теоретико-методологический аспект) : монография. Запорожье, 2003. 442 с.

8. Тимошенко О.В. Оптимизация профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры : монография. Киев, 2008. 421 с.

9. Аванесов В.С. Указ. соч.

10. Подласый И.П. Указ. соч.

11. Волошко Л.Б. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов по физической реабилитации в процессе изучения медико-биологических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2006. 211 с.

12. Хуторской А.В. Указ. соч.

13. Аванесов В.С. Указ. соч.

14. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Указ. соч.

15. Там же.

16. Там же.

17. Сущенко Л.П. Указ. соч.

18. Там же.

19. Тимошенко О.В. Указ. соч.

20. Голенкова Ю.В. Указ. соч.

21. Там же.

22. Там же.

23. Там же.

24. Там же.

25. Волошко Л.Б. Указ. соч.

References (transliterated):

1. Avanesov B.C. Opredelenie, predmet i osnovnie funktsii pedagogicheskoy diagnostiki // Pedagogicheskaya diag-nostika. 2002. № 1. P. 41-44.

2. Bitinas B.P., Kataeva L.I. Pedagogicheskaya diagnostika: sushchnost', funktsii, perspektivy // Pedagogika. 1993. № 2. P. 10-15.

3. Podlasiy I.P. Pedagogika. V 3 kn. Kn. 1. Obshchie osnovy : uchebnik dlya studentov vuzov. 2nd ed., changed and added. M., 2007. 527 p.

4. Khutorskoy A.V. Didakticheskaya evristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya // Klyuchevie kompe-tentsii. M., 2003. P. 65-89.

5. Golenkova Y.V. Psikhologicheskiy analiz truda uchitelya fizicheskoy kul'tury // Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya. 2008. № 6. P. 6-10.

6. Samsutina N.M. Formirovanie professional'nykh funktsional'nykh kompetentnostey budushchikh uchiteley fizicheskoy kul'tury v protsesse professional'noy podgotovki : dis. ... kand. ped. nauk. Kiev, 2011. 279 p.

7. Sushchenko L.P. Professional'naya podgotovka budushchikh spetsialistov fizicheskogo vospitaniya i sporta (te-

oretiko-metodologicheskiy aspekt) : monograph. Zaporozh'e, 2003. 442 p.

8. Timoshenko O.V. Optimizatsiya professional'noy podgotovki budushchikh uchiteley fizicheskoy kul'tury : mono-grafiya. Kiev, 2008. 421 p.

9. Avanesov B.C. Op. cit.

10. Podlasiy I.P. Op. cit.

11. Voloshko L.B. Formirovanie professional'noy kompetentnosti budushchikh spetsialistov po fizicheskoy reabilitatsii v

protsesse izucheniya mediko-biologicheskikh distsiplin : dis. ... kand. ped. nauk. Kiev, 2006. 211 p.

12. Khutorskoy A.V. Op. cit.

13. Avanesov B.C. Op. cit.

14. Bitinas B.P., Kataeva L.I. Op. cit.

15. Ibid.

16. Ibid.

17. Sushchenko L.P. Op. cit.

18. Ibid.

19. Timoshenko O.V. Op. cit.

20. Golenkova Y.V. Op. cit.

21. Ibid.

22. Ibid.

23. Ibid.

24. Ibid.

25. Voloshko L.B. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.