Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ДИЗАЙНЕРА-ПЕДАГОГА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ДИЗАЙНЕРА-ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рак Е.В.

В статье представлены значимые характеристики профессионального образования. Рассмотрены роль и значение профессиональных знаний, умений и навыков на основе специальности 44.03.04 (Профессиональное обучение - Графический дизайн). Выделены подходы к определению понятий «профессиональная компетентность» и «профессионализм». Отмечено, что конкурентоспособность, креативность, проектирование новых дизайн-идей и коммуникативная компетентность позволят быть востребованным специалистом в своей области, самостоятельно планировать структуру своей трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION AS A SYSTEM APPROACH TO TRAINNING OF A COMETENCE DESIGNER- EDUCATOR

The article present significant characteristics of professional education. The author considers the role and the meaning of professional knowledge and skills within the scope of speciality 44.03.04 (Professional education - Graphic design). The author also singles out the approaches to the determination of the notions of “professional competence” and “professionalism”. It should be, noted that competitiveness, creativity, designing new ideas and communicative competence make it possible for an expert to be needed in his area and to plan the structure of his labor activity independently.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ДИЗАЙНЕРА-ПЕДАГОГА»

http://www.readyratios.eom/reference/audit/#ref850

2. Investoredia. Audit. Retrieved from http: //www.investopedia. com/terms/a/audit.asp

3. Ivanter V.V., Uziakov M.N., Shirov A.A. Long-term sotsial'no-economic development of Russia: assessment of the potential for economic growth and technological development, (2011)

4. Khorin A.N., Kerimov V.E. Strategic analysis: Textbook [Benefit strategic analysis: a tutorial seh. Moskov, Eksmo - Exmo, (2006)

5. J. Robertson. Audit. [Auditing. Yong. Moscow, KPMG, Auditing firm «Contact» — «Contact» Auditing company, (1993).

6. Walter T. Harrison, Charles T. Horngren. Financial Accounting, 6e Pearson/Prentice Hall, (2006).

7. Nosberger T. EY Audit methodology short overview. Materiality. University of Freiburg, (2012).

8. International Research Journal. The Accounting, Account Analysis and Audit, Moscow, (2014).

9. R. Chandler. Auditing and assurance, University of London, 2014

10. Richard E. Baker, Valdean C. Lembke, Thomas E. King Advanced Financial Accounting, McGraw-Hill/Irwin, (2005).

УДК 378

Рак Е.В. аспирант

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

Россия, г. Брянск ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ДИЗАЙНЕРА-

ПЕДАГОГА

Аннотация: В статье представлены значимые характеристики профессионального образования. Рассмотрены роль и значение профессиональных знаний, умений и навыков на основе специальности 44.03.04 (Профессиональное обучение - Графический дизайн). Выделены подходы к определению понятий «профессиональная компетентность» и «профессионализм». Отмечено, что конкурентоспособность, креативность, проектирование новых дизайн-идей и коммуникативная компетентность позволят быть востребованным специалистом в своей области, самостоятельно планировать структуру своей трудовой деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональное дизайн-образование, конкурентоспособность, профессиональные знания и навыки, профессионализм, компетенция.

Rak E.V

Post-graduate of Bryansk State University Named after I. Y.Petrovsky, Bryansk.

PROFESSIONAL EDUCATION AS A SYSTEM APPROACH TO TRAINNING OF A COMETENCE DESIGNER- EDUCATOR

Abstract: The article present significant characteristics of professional education. The author considers the role and the meaning of professional knowledge and skills within the scope of speciality 44.03.04 (Professional education - Graphic design). The author also singles out the approaches to the determination of the notions of "professional competence" and "professionalism". It should be, noted that competitiveness, creativity, designing new ideas and communicative competence make it possible for an expert to be needed in his area and to plan the structure of his labor activity independently.

Keywords: professional education, professional training, professional design - education, competitiveness, professional knowledge and skills, professionalism, competence.

В настоящее время российская образовательная система претерпевает колоссальные изменения. Этот процесс связан с переходом к инновационному образованию, а также с подготовкой специалиста, который может адаптироваться в новом, стремительно развивающемся мире.

У будущего специалиста появляются новые цели и требования, а именно:

• принятие решений в сложных стрессовых ситуациях;

• прогнозирование последствий своих действий;

• способность к продуктивному сотрудничеству;

• готовность к профессиональному росту и самосовершенствованию;

• реализация креативных идей на практике;

• быть конкурентоспособным и высококомпетентным.

Современному поколению специалистов предстоит жить и работать в

условиях постоянной жесткой конкуренции, а это предполагает умение доказывать свой профессионализм и компетентность. Оно обязано соответствовать изменяющемуся стилю жизни и образу мышления.

Все выше перечисленные требования относятся к каждой профессии, но именно в области дизайне они находят свое непосредственное применение.

Профессиональное дизайнерское образование занимает в системе образования значительное место в сравнении с техническим, гуманитарным, экономическим и художественным. Сегодня дизайн - это широкая развивающаяся практическая деятельность, востребованная во всех сферах общества. Именно он является основным показателем качества жизни, уровнем развития промышленности и культуры. Дизайн-образование представляет собой интеграцию как профессионально-педагогических

компонентов образования, так и художественно-дизайнерских, что свидетельствует о многоаспектности будущего специалиста.

Взаимосвязанность теоретического и практического обучения, совместное действие учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной работы студентов образовывают систему профессиональных знаний, умений и навыков. Следствием профессиональной подготовки является готовность выпускника ВУЗа к воплощению полученных знаний, умений и навыков на практике, о чем свидетельствует диплом. Итогом профессионального дизайн-образования, которое можно продолжить после окончания ВУЗа, становится профессиональная компетентность. В данном случае мы говорим о результате, который проявится в трудовой деятельности выпускника по окончании ВУЗа. Готовность к проектной деятельности составляет внедрение в профессию, освоение стандартами профессионального дизайн-образования.

Смысловая саморегуляция не только характеризует когнитивную сторону профессионального образования будущего специалиста, но и стимулирует участие в конкурсах, конференциях, исследовательских работах. Всему этому способствует желание быть конкурентоспособным, востребованным, заинтересованным в выбранной специализации, стремление к творчеству и проектировании новых дизайн-идей. Студент продуцирует полученные профессиональные знания и навыки, находит в них личностные смыслы и идеи. [6, с. 68-69]

Востребованность и компетентность подразумевают под собой становление личностного творческого «Я». Это означает, что нужно самосовершенствоваться, изменяться под новые стандарты, прогрессировать над собой и преодолевать в себе слабости. Человек хочет быть личностью и индивидуальностью, поэтому он боится плагиата, повтора, шаблонности, старается избегать и бороться с ним. Он всегда креативен и непредсказуем, хотя это зачастую бывает трудным, порой непреодолимым, это требует вложения больших усилий, колоссального труда и творческой новизны. [8, с.162]

Дизайн-образование мы рассматриваем одним из видов высшего профессионального образования. Важными характеристиками профессионального образования являются: профессионализм, профессиональная компетентность, компетенция.

В своих трудах Ю.В. Койнова говорит, что впервые дефиниция компетентность используется как социологический термин речевой коммуникации (Ю. Хабермас). В педагогической науке научно-исследовательски выявлена идея профессиональной компетентности через уровень результативности преподавателя в профессиональной деятельности. Содержание профессиональной компетентности охватывает уровень базового и специального образования, а также способность аккумулировать приобретенным опытом в профессиональной практике. При этом знания

базируются как потенциал, научно-практический багаж, которым обладает специалист, но реализовать их в действие способы лишь дополнительные факторы, владение которыми происходит на индивидуально-личностном уровне. [3,с.7]

С учетом пополняемости определений мы постарались выделить специфические признаки этого феномена.

Подходы к определению понятия «профессиональная компетентность»:

- профессиональная компетентность руководителей системы образования - прогрессивно развивающаяся категория, зависящая от конкретно-исторической ситуации, ограничивающей ее правовыми установками, социальными требованиями, нормами, правилами, стандартами. Элементы данной профессиональной компетентности - это умение и своевременная готовность к управленческой деятельности, значимые профессиональные характеристики и качества руководящей личности, обеспечивающие результативную деятельность руководящего. [2, с.63] А.И. Жилина

- специфическая способность, необходимая для продуктивного исполнения конкретного действия в определенной предметной области, включающая в себя узкоспециализированные знания, определенного рода предметные навыки и умения, способы мышления, а также понимания ответственности за свои поступки и действия. [5, с. 6] М.А. Холодная

Подходы к определению понятия «профессионализм»:

- профессионализм учителя представляет собой высочайший уровень его психолого-педагогических и научно-предметных знаний, умений и навыков в комбинации с подходящим культурно-нравственным обликом педагога, обеспечивающим на практике социально необходимую подготовку будущих поколений специалистов к жизни, в профессиональной среде. [7, с. 45] В.Я. Синенко

- профессионализм преподавателя - наивысшая степень демонстрирования ценностного отношения учителя к своей профессиональной деятельности. Он определяется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, знанием и пониманием требований, поставленных перед государством и обществом, структурным проведением целей профессиональной деятельности, знанием путей и средств достижения, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, практике обучения и воспитания абитуриентов, методов исследования педагогической деятельности, технологии их применения. [10, с.66] О.М. Шиян

В.Л. Глазычев, один из известных теоретиков художественного проектирования, говорит, что «профессий тысячи, профессионализм один. Он - мера требовательности к себе, мера ответственности за себя к деятельности, которую предъявляет художнику общество. Он специфическое противоядие,

которое вырабатывает культура, когда процесс превращения в прошлом узкоцеховых занятий в массовые должен был заменить внутренние (очевидный уровень деятельности) внешними (дипломы, свидетельство и т.д.)». [8 с.28]

Профессионализм можно охарактеризовать как важную ступень к высшему своему качеству - компетентности в конкретной деятельности. Профессионализм - это не только высший уровень знаний, умений и навыков, но и конкретная систематизированная организация сознания, психики человека, содержащая в себе следующие компоненты:

- Характеристики человека как личности, субъекта деятельности: представление мира; направленность, социально ориентированные предпосылки; отношение к себе, как к трудоспособной личности, к обществу в целом, к окружающему миру, контроле над собой, креативность; индивидуальные черты интеллектуальности; операторные черты личности; особенности и проявления эмоциональности; осознание приближенных и отдаленных особенностей своей профессии по отношению к другим; определение сложных способностей в сочетании с индивидуальными качествами, ожидаемых у профессионала; понимание того какие качества формирует профессия у человека; представление себя как профессионала в трудовой деятельности.

- Праксис (от греч. Praxis - действие - организованное, сознательное, координированное действие) профессионала: моторика; умения, навыки, действия, направленные на предметную область труда, коммуникативные, социально-действенные, само регуляционные.

- Гнозис (от греч. Gnosis - знание, учение, познание) профессионала: получение информации, концентрированность, профессиональная специфика внимания, восприятие и ощущение; обработка информации и принятие решений, память, воображение, мышление и их индивидуальная, профессиональная направленность.

- Информированность, культура и опыт профессионала.

- Психодинамика, усиление переживаний, частота их смены.

Из этого следует, что профессионализм - это совокупная характеристика деятельности, личностного общения человеческого труда. Профессионализм может быть представлен как сопоставление состояния мотивационной сферы человеческого труда (профессиональное целеполагание, ценности, притязания и мотивы и т.д.) и операционные структуры (профессиональное самоопределение, профессиональные методы и способы, способности и навыки, как компоненты профессионального творчества и мастерства и др.

Обобщенно, профессионала можно представить, как личность, которая: осваивает нормы профессии в операционной и мотивационной областях; удачно, с высоким уровнем производительности выполняет свои трудовые обязанности; придерживаясь высоких норм, наращивая профессионализм, владеет мастерским целеполаганием, самостоятельно планирует структуру

своей трудовой деятельности; устойчив по отношению к внешним раздражителям, стремиться к усовершенствованию своей личности и индивидуальности, факторами профессии, насыщает опыт профессии креативным художественным вложением, содействует увеличению социального престижа конкретной профессии в социуме и заинтересованности к ней. [9]

Дизайн является творческой деятельностью, объединенной в ходе проектирования инноваций различных сфер профессиональной деятельности, а именно: техники, конструирования, экономики и технологий, социологии и искусства - и нацеленных на формирование эстетически совершенных и высококачественных изделий серийного производства. Дизайнер по специальности 44.03.04 в соответствие с основательной и специализированной подготовкой может осуществлять определенные виды профессиональной деятельности: проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, аналитическую. [1]

Выпускник по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

• профессиональное обучение;

• производственно-технологическая деятельность;

• методическая работа;

• организационно-управленческая деятельность и т.д.;

Преподаватель-дизайнер имеет представление о:

• сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

• научных методах познания произведений искусства;

• структуре и организации различных видов производств в дизайнерской деятельности

• современном состоянии, тенденциях и перспективах развития дизайнерского проектирования. [п.7.1. Образовательный стандарт 44.03.04 «Профессиональное обучение (дизайн)»]

Именно эти ключевые аспекты профессионального дизайн-образования подтверждают компетентность преподавателя.

Педагог профессионального образования в области дизайна постоянно самосовершенствуется ввиду быстрых темпов развития новых технологий, появления новых направлений в дизайне. Ему приходится постоянно работать над собой, подстраиваться под новые стандарты и инфотехнологии, заниматься самообучением для реализации своих профессиональных компетентных умений и знаний.

Для педагога профессионального образования очень важно установить связь со студентом, раскрыть его потенциал, помочь сориентироваться в сложном современном мире, направить самовоспитание личности, быть

тактичным и толерантным по отношению к студентам. В этом и заключается основная задача преподавателя. Знания конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, общей и профессиональной педагогики, психологии помогают преподавателю справиться с этой непростой задачей в современной системе образования.

Использованные источники:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 440304 - образование по отраслям - 2003

2. Жилина А.И. Подготовка и карьера руководителей системы образования. Педагогика. - 2001 - №5.- с. 61-65

3. Койнова Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения: Автореф. Дисс...к.п.н. - м.: - 16с.

4. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - Спб.: СПб. Акмеологическая академия, 1995. - 24с.

5. Равен Джон. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. Пер. с англ. - М.: «Когнито-Центр». 2001. - 142с.

6. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педегогического образования: Курс лекций: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведение. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240с.

7. Синенко В.Я. Профессионализм учителя. Педагогика. - 1999 - №25.- с.45-52

8. Степанов А.В. Арххитектура и психология: Учебное пособие для вузов. А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. - М.: Стройиздат, 1993.- 295с.

9. Тугушев Р.Х. К вопросу системной психодиагностики психологической компетентности субъектов профессиональной деятельности. Тугушев Р.Х. Режим доступа: [http://www. Psycheya.ru/lib/st/tug-/htm/fr]

10. Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя. Педагогика: 1999. - №1. С. 63-68.

УДК 330.101

Романова М.А. студент Лениногорский филиал «КНИТУ им.А.Н.Туполева-КАИ» Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Лениногорск ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ Экономический рост и инвестирование средств его источников — ключевая задача для современной России. Это важно, в том числе и потому, что мы хотим и дальше оставаться державной страной, которая имеет и способна отстаивать свою позицию. Экономический рост — не абстрактное понятие, не показатель, которого надо достичь любой ценой. Повышение темпов роста не может быть бюрократической задачей, за решение которой раздают чины и награды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.