Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО ПРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА'

АКТУАЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО ПРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДИЗАЙН / ПРОФЕССИОНАЛ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рак Е.В.

В данной статье рассмотрена актуальная проблема профессиональной подготовки и развития специалиста в области дизайна Проанализированы современные тенденции формирования и продвижения дизайн-образования в российских ВУЗах, в частности, педагогические, методические и организационные особенности профессиональной подготовки дизайнеров, а также значение непрерывного образования. Отражено значение визуальной культуры в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО ПРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА»

АКТУАЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО ПРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

© Рак Е.В.1

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В данной статье рассмотрена актуальная проблема профессиональной подготовки и развития специалиста в области дизайна Проанализированы современные тенденции формирования и продвижения дизайн-образования в российских ВУЗах, в частности, педагогические, методические и организационные особенности профессиональной подготовки дизайнеров, а также значение непрерывного образования. Отражено значение визуальной культуры в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Ключевые слова дизайн-образование, проектирование, дизайн, профессионал в области дизайна, визуальная культура, высшее образование.

Современный рынок труда задает высокие требования к молодому специалисту, поэтому становится актуальной система непрерывного образования человека на протяжении всей его профессиональной деятельности. Очевидным стало то что, идея индивидуальности жизненного пути человека и уникальности его личного опыта, определила структуру образовательных потребностей [1; 2; 4; 8; 9].

Взаимная связь теоретического и практического обучения, совместное действие учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной работы студентов образовывают структуру профессиональных знаний, умений и навыков. Продуктом профессиональной подготовки становиться готовность выпускника вуза к самостоятельной реализации полученных знаний, умений и навыков, о чем подтверждает диплом. Результатом профессионального дизайн-образования, которое может продолжаться после окончания вуза, становиться профессиональная компетентность. В конкретном случае мы говорим о результате, который отразиться в трудовой деятельности выпускника после окончания вуза. Готовность к проектной деятельности составляет внедрение в профессию, освоение стандартами профессионального дизайн-образования. Компетентность подразумевает высокий уровень владения компонентами готовности и перечень других компонентов: индивидуальный подход профессиональной деятельности, творческий жанр и стиль к ней. Период образования в вузе считается временем профессио-

1 Аспирант.

нальной самоорентации будущего специалиста, интеграции определенных качеств студента в профессиональную направленность, определения и развития Я-концепции. В ходе аудиторных занятий и самообразования укореняются или разрушаются предшествующие мотивы обучения, формируются новые, четко становиться понятными значение, функции и смыслы настоящей и предстоящей деятельности. Смысловая саморегуляция не только характеризует когнетивную сторону профессионального образования будущего специалиста, но и стимулирует участие в конкурсах и конференциях. Всему этому способствует желание быть конкурентоспособным, востребованным, заинтересованность в выбранной специализации, стремление к творчеству и проектировании новых дизайн-идей. Студент продуцирует полученные профессиональные знания и навыки, находит в них личностные смыслы и идеи [3, с. 68-69].

Дизайн-образование мы рассматриваем как один из видов высшего образования, ведущими характеристиками которого являются: профессионализм и профессиональная компетентность.

В своих трудах Ю.В. Койнова говорит, что впервые дефиниция «компетентность» используется как социологический термин речевой коммуникации (Ю. Хабермас). В психологии личности компетентность используют в изучении системы общественных отношений (К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн). Категория компетентности зарубежных психологов, основной частью сопряжена с исследованием Я-концепции. В педагогической науке научно-исследовательски выявлена идея профессиональной компетентности через уровень результативности преподавателя в профессиональной деятельности. Содержание профессиональной компетентности охватывает уровень базового и специального образования, а также способность накапливать приобретенный опыт в профессиональной практике. При этом знания базируются как потенциал, научно-практический багаж, которым обладает специалист, но реализовать их в действие способы лишь дополнительные факторы, овладевание которыми происходит на индивидуально-личностном уровне.

Сложность данной проблемы и ее исключительная значимость для практики активировали большое количество научных работ посвященных этой теме. Из деятельностного подхода преобразовывается в структуру зависимость понятия компетентности от вида профессиональной деятельности. В научных трудах И.Б. Балюковой, А.И. Жилиной, О. Искандарова, Ю.В. Кой-новой, О.С. Орлова, М.Н. Певзнера, Р.М. Шерайзиной, М.А. Холодной и др. представлены различные определения компетентности. С учетом пополняе-мости определений мы постарались выделить специфические признаки этого феномена. Первое: профессиональная компетентность и профессионализм рассматриваются во взаимосвязи понятий: знание, умение, навык; второе: в качестве основополагающих критериев этих понятий выступают индивидуально-личностные качества и система ценностей.

Глазычев В.Л., один из известных теоретиков художественного проектирования, говорил: «профессий тысячи, профессионализм один. Он - мера требовательности к себе, мера ответственности за себя к деятельности, которую предъявляет художнику общество. Он специфическое противоядие, которое вырабатывает культура, когда процесс превращения в прошлом узкоцеховых занятий в массовые должен был заменить внутренние (очевидный уровень деятельности) внешними (дипломы, свидетельство и т.д.)» [4, с. 28].

Из этого следует, что профессионализм - это интегральная характеристика деятельности, личностного общения и человеческого труда. Обобщенно, профессионала можно представить, как личность, которая: осваивает нормы профессии в операционной и мотивационной областях; удачно, с высоким уровнем эффективности выполняет свои трудовые обязанности; устойчив по отношению к внешним раздражителям, стремится к самосовершенствованию, насыщает опыт профессии творчеством, содействует росту престижа конкретной профессии в социуме и интереса к ней. Профессионализм можно охарактеризовать как важную ступень к высшему своему качеству - компетентности в конкретной деятельности. Профессионализм - это не только высший уровень знаний, умений и навыков, но и конкретная систематизированная организация сознания, психики человека, содержащая в себе как минимум следующие компоненты:

- Характеристики человека как личности, субъекта деятельности: представление мира; направленность, социально ориентированные предпосылки; отношение к себе, как к трудоспособной личности, к обществу в целом, к окружающему миру, контроле над собой, креативность; индивидуальные черты интеллектуальности; операторные черты личности; особенности и проявления эмоциональности; осознание приближенных и отдаленных особенностей своей профессии по отношению к другим; определение сложных способностей в сочетании с индивидуальными качествами, ожидаемых у профессионала; понимание того какие качества формирует профессия у человека; представление себя как профессионала в трудовой деятельности.

- Праксис (от греч. praxis - действие - организованное, сознательное, координированное действие) профессионала: моторика; умения, навыки, действия, направленные на предметную область труда, коммуникативные, социально-действенные, само регуляционные.

- Гнозис (от греч. gnosis - знание, учение, познание) профессионала: получение информации, концентрированность, профессиональная специфика внимания, восприятие и ощущение; обработка информации и принятие решений, память, воображение, мышление и их индивидуальная, профессиональная направленность.

- Информированность, культура и опыт профессионала.

- Психодинамика, усиление переживаний, частота их смены.

Из этого следует, что профессионализм - это интегральная характеристика деятельности, личностного общения, человеческого труда. Профессионализм может быть представлен как сопоставление состояния мотива-ционной сферы человеческого труда (профессиональное целеполагание, ценности, притязания и мотивы и т.д.) и операционные структуры (профессиональное самоопределение, профессиональные методы и способы, способности и навыки, как компоненты профессионального творчества и мастерства и др.) [4, с. 35].

Взаимодействие учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной работы студентов образовывают структуру профессиональных знаний, умений и навыков. Продуктом профессиональной подготовки становится готовность выпускника вуза к самостоятельной реализации полученных знаний, умений и навыков, о чем подтверждает диплом. Результатом профессионального дизайн-образования, которое может продолжаться и после окончания вуза, становится профессиональная компетентность. В конкретном случае мы говорим о результате, который отразится в трудовой деятельности выпускника после окончания вуза. Готовность к проектной деятельности составляет внедрение в профессию, освоение стандартами профессионального дизайн-образования [8, с. 10-15].

Компетентность подразумевает высокий уровень владения компонентами готовности, индивидуальным подходом к профессиональной деятельности, творческий жанр и т.д. Период образования в вузе считается временем профессиональной самоориентации будущего специалиста, интеграции определенных качеств студента в профессиональную направленность, определения и развития Я-концепции. В ходе аудиторных занятий и самообразования укореняются или разрушаются предшествующие мотивы обучения, формируются новые, четко становятся понятными значение, функции и смыслы настоящей и предстоящей деятельности [11, с. 54].

Дизайн позиционируется как творческая деятельность, направленная на проектирование новшеств различных сфер профессиональной деятельности, а именно, техники, конструирования, экономики и технологий, социологии и искусства - и нацеленных на формирование эстетически совершенных промышленных изделий высокого качества.

Мы придерживаемся следующего определения дизайна: дизайн - это специфическая сфера проектной деятельности, которая направлена на разработку предметно-пространственной среды в целом, а также отдельных ее составляющих, проектирование реальных ситуаций с целью придания результатам разработок высочайших потребительских свойств и эстетических качеств, придание гармоничности, оптимизирование их взаимодействия с человеком и обществом.

Известно, что дизайнер сталкивается с проблемами из категории «неопределенных», слабоструктурированных, в содержании которых нет доста-

точного объема информации. Образ действий дизайнера похож больше на поведение практика: все то что не разрешается и не допускается в науке, позволительно в предмете дизайне, так как дизайнер, опирается на образ того, что должно быть разработано, а не та то, что уже сделано.

В таких условиях важнейшей задачей дизайнерского образования становится широкопрофильная подготовка компетентного профессионала в сфере дизайнерского творчества. В рамках развития компетентностного подхода в профессиональном образовании считаем необходимым расширение проектных и исследовательских типов деятельности, направленных в первую очередь на формирование визуальной культуры.

Визуальная культура как составная часть понятия «культура» входит в систему общекультурных компетенций студента, определяя его способность восприятия визуальных кодов, умение их читать, оценивать, сопоставлять, воспроизводить или создавать новые [1, с. 34]. Рассматривая дизайн как художественно-проектную деятельность, направленную на создание визуально-коммуникативной среды, можно выделить визуальную коммуникацию как одну из ключевых функций дизайна. Уровень визуальной культуры дизайнера будет в значительной степени оказывать влияние на эффективность результатов творческих поисков и разработок дизайнера, определять эстетический уровень его работ. Развитие методики обучения дизайну и выработка принципиально новых подходов к дизайн-образованию в рамках перехода России на двухуровневую систему ВО актуальная и важная задача.

Так как в наше время экономика ориентирована на потребителя, который требует от производителя в любой отрасли (строительство, автомобилестроение, промышленное производство) сочетания удобства, функциональности, внешнего вида, экономичности и экологичности продукта, подготовка высококвалифицированного, компетентного профессионала в области художественно-проектной деятельности приобретает в нашей стране стратегическое значение, дизайн-образование становится неотъемлемой частью подготовки профессионалов в любой сфере деятельности.

Построение двухуровневой образовательной системы подготовки дизайнеров, основанное на постоянном повышении соответствия между профессиональной образовательной программой (ее содержанием, формами, методами) и компетентностной моделью выпускника, разрабатываемых с опорой на теоретическую базу наук о знаковых системах (семиотики) и теории коммуникации, положительно скажется на качестве российского образования.

Список литературы:

1. Безлепкин В. Государственный интерес (о дополнительном проф. образовании) // Высшее образование. - 1998. - № 1. - С. 3-9.

2. Валеева Н. Дополнительное образование студентов // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 27-28.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 204.

4. Глазков М.М. Высоты высшего образования // Педагогика. - 2002. -№ 2. - С. 97-100.

5. Кузнецов В.С. Кузнецова В.А. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 36-40.

6. Саркисов П. Новые подходы к организации высшей школы // Высшее образование в России. - 1997. - № 3. - С. 11-18.

7. Сенашенко В. Дополнительные образовательные программы // Высшее образование в России. - 2001. - № 5. - С. 37-44.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: АспектПресс, 1995. - 271 с.

9. Чебышев Н., Каган В. Основа развития современной высшей школы // Высшее образование в России. - 1998. - № 2. - С. 17-22.

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ТИПА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ ВУЗА

© Трегубова Т.М.1, Кац А.С.2

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт психологии, педагогики и социальных проблем», г. Казань

В статье рассматривается понятие межэтнической толерантности и исследуются условия её формирования, а также, условия формирования конструктивного типа межэтнического взаимодействия студентов вуза. Наиболее эффективным типом межэтнического взаимодействия авторы называют диалог культур, который рассматривается как смыс-лотехника, характеризующаяся целенаправленным влиянием на формирование толерантной личности студента в условиях учебного процесса для формирования толерантного мышления личности и сознательного выбора толерантной модели поведения, которые способствуют формированию толерантной личности в целом. В данной статье предложены также определенные формы взаимодействия педагогов и студентов, с целью создания необходимых условий для реализации принципов межэтнической толерантности у студентов.

Ключевые слова межэтническая толерантность, межэтническое взаимодействие, диалог культур, толерантные установки, студенты вузов.

1 Профессор, доктор педагогических наук.

2 Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.