УДК 378.1
О.С. Шкиль
ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ
(середина XIX - ХХ вв.)
В статье рассмотрены особенности содержания профессиональной подготовки дизайнеров (середина XIX - XX вв.) в условиях разнообразных подходов к обучению. Определены тенденции и элементы содержания дизайн-подготовки на современном этапе.
Ключевые слова: содержание образования, базовые компоненты содержания, подходы к содержанию дизайн-образования, современные тенденции.
EVOLUTION OF THE CONTENT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF DESIGNERS
(mid XIX - XX centuries)
This article features contents of the professional training of designers (mid XIX -XX centuries) in a variety of approaches to learning. Trends and elements of the design training are identified at the present stage.
Key words: educational content, basic components of content, approaches to content design education, current trend.
Одним из важнейших компонентов системы профессиональной подготовки в вузе является содержание образования, отражающее степень подробности и детализации тех предметных областей знаний, которые необходимы будущему специалисту. Исследованием содержания образования занимались многие педагоги и психологи: И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, B.C. Леднев, И.П. Волков. Они исходили из того, что основное социальное назначение (функция) образования - это передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей и воплощенного в знаниях, умениях, творчестве.
В.С. Леднев отмечает, что содержание профессиональной подготовки представляет собой особый «разрез» образования, но без учета его методов и организационных форм. Содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность [1, с. 54].
Для достижения цели исследования мы будем придерживаться определения В. А. Сластенина: содержание образования - системно организованный массив учебной информации и алгоритмов формирования умений и навыков специалиста, получающий отражение в учебных программах. Содержание образования требует постоянного обновления в связи с достижениями в развитии науки, техники и технологии, обеспечения многообразия, вариативности и гибкости учебных планов и программ, их оперативного отклика на потребности профессиональной практики [2, с. 240].
Исходя из концепции В.А. Сластенина, базисными компонентами содержания дизайн-образования являются: теоретическая, практическая готовность, опыт творческой деятельности, опыт мотивационно-ценностного отношения к дизайнерской деятельности. Между всеми базовыми компо-
нентами содержания дизайн-образования существует взаимосвязь, выражающаяся в том, что усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других.
Содержание профессиональной подготовки дизайнеров имеет исторический характер, определяется целями и задачами образования на разных этапах развития общества. Исторический характер обусловливает изменение содержания образования под влиянием изменений условий жизни, производства, уровня развития научных знаний, социальных факторов.
Профессиональная подготовка дизайнеров, фундаментом которой стало художественное образование, как социальное явление возникло в середине XIX в. и связано с потребностью общества в специалистах для промышленного производства. Художники, архитекторы и инженеры активно включились в разработку принципов, содержания, методики и средств обучения дизайнеров.
Первым проблему профессиональной подготовки дизайнеров, отмечает И.С. Каримова, поднимает архитектор, теоретик дизайна Г. Земпер, который в 1852 г. в работе «Наука, промышленность и искусство» формулирует принцип дизайн-образования - соединение в единое целое знаний, практических умений и общих гуманитарно-художественных целей [3, с. 10].
Большое влияние на профессиональную подготовку дизайнеров, подчеркивает С.М. Михайлов, оказали взгляды Д. Рёскина, английского писателя, одного из лидеров движения «Искусства и ремесла», который в своих трудах «Камни Венеции» (1853), «Современные художники» (1843-1860), «Лекции об искусстве» (1870) рассматривает взаимосвязи природы, архитектуры, изобразительного искусства и предметной среды [4, с. 95]. У. Моррис, английский художник, писатель, общественный деятель, осуществляет практическое воплощение идей Д. Рёскина, повлиявших в дальнейшем на профессиональную подготовку дизайнеров.
Проблемой разработки содержания теоретического обучения художников-прикладников занимается английский живописец, дизайнер У. Крейн. Основываясь на исследованиях психологии зрительного восприятия, в работах «Задачи декоративного искусства» (1892), «Основы рисунка» (1898), «Линии и формы» (1900) он вводит в профессиональную подготовку художников пропедевтический курс «Композиция» и научно обосновывает один из методов обучения дизайнеров: поиск форм на основе нахождения причинно-следственных связей формообразования.
В России на рубеже Х1Х-ХХ вв. М.А. Врубель также вводит в теоретическое обучение художников пропедевтические курсы «Композиция», «Всеобщая история искусств», «Изучение стилей», «История русского искусства», «Творческое рисование», «Стилизация растений». Он разрабатывает и внедряет в учебный процесс методику обучения дизайну: от копирования - к рисованию с натуры; от рисования орнаментов - к изучению стилей в искусстве; от лепки орнаментов - к скульптурной композиции; от творческого рисования - к проектированию целостного объекта [3, с. 12].
Становление профессиональной подготовки дизайнеров происходит в 1920-1930 гг. - в период появления первых дизайнерских школ - Баухауза (Германия) и Высших художественных технических мастерских (ВХУТЕМАС, Россия)). Проблеме содержания дизайнерского образования посвящены работы В. Гропиуса, И. Иттена, А.М. Родченко, Л.М. Лисицкого, Н.А Ладовского. На взгляды этих авторов оказали заметное влияние модернистские установки общественного сознания, что выразилось в функциональном направлении дизайн-образования.
И.Б. Шитикова, исследуя содержание дизайн-образования, отмечает, что В. Гропиус, основатель дизайнерской школы Баухауз, в 1920-х гг. говорит о следующих задачах [5]:
цель дизайн-образования - создание содружества учащих и учащихся, соединение воедино всех видов художественного творчества: архитектуры, скульптуры, живописи, резьбы по камню и дереву, витража;
задачи - прикладное обучение; объединение всех художественно-производственных дисциплин;
система обучения дизайнеров - работа в учебных мастерских под руководством мастера; подготовка к сдаче выпускных экзаменов; участие будущих дизайнеров в профессиональной деятельности преподавателей-мастеров; самостоятельная работа учащихся;
метод дизайна - проектирование (впоследствии включенное в систему подготовки дизайнеров).
Исследователи этого периода продолжают обсуждать вопросы, связанные с введением в теоретическую подготовку пропедевтических курсов. И. Иттен, один из ведущих преподавателей Баухауза, определяет задачи пропедевтического курса: развитие творческих и художественных способностей обучающихся; выбор специализации на основе занятий с материалами и их текстурами; знакомство студентов с композицией - основой профессионализма дизайнера [6, с. 9].
В 1928-1930-х гг. швейцарский архитектор Ханс Майер вводит в содержание дизайн-образования подготовку к научно-исследовательской деятельности, взаимосвязанную с производством.
В России вопросами содержания дизайн-образования в 1920-1930 гг. занимаются педагоги ВХУТЕМАСа. Цель российской школы дизайна, отмечает С.О. Хан-Магомедов, заключалась в подготовке специалистов высшей квалификации для промышленного производства и образования. ВХУТЕМАС - новое учебное заведение, объединяющее в себе архитектурный, художественный и производственный (текстильный, металлообрабатывающий, деревообделочный, полиграфический, керамический) факультеты. С. О. Хан-Магомедов подчеркивает, во ВХУТЕМАСе академическая система обучения художников была заменена новой педагогической системой, основанной на трех требованиях: обучение художественным дисциплинам; объединение всех видов искусства; связь обучения с производством. Особое место в содержании подготовки дизайнеров занимали художественные пропедевтические дисциплины («Цвет», «Графика», «Пространство», «Объем»), преподавание которых велось по концентрам: графический, плоскостно-цветовой, объемно-пространственный, пространственный. На этих курсах закладывалась профессиональная ориентация. Комплекс пропедевтических дисциплин, как отмечает С.О. Хан-Магомедов, стал «важнейшим достижением советской художественной педагогики и помог выявить те общие художественные закономерности, приемы и средства, которые необходимы художникам различной специализации» [7, с. 141].
А.М. Родченко вводит в содержание дизайн-образования цикл инженерно-технических дисциплин, знание которых необходимо для осуществления производственных процессов. В практическую подготовку дизайнеров он внедряет метод проектирования, который предполагает развитие учебных заданий по двум направлениям: конструирование и обработка материала - от простых объектов к сложным (многофункциональным). Это способствовало развитию творческих способностей будущего дизайнера. Н.А. Ладовский также уделяет большое внимание формированию практических навыков в области дизайна. С целью развития творческого воображения учащихся он разрабатывает макетный метод, основанный на разработке эскизов объемно-пространственной композиции.
1930-1940 гг. были кризисными для профессиональной подготовки дизайнеров. И только в послевоенные годы, отмечают исследователи, с наметившейся стабилизацией мировой экономики, потребностью в дизайнерских кадрах возникает необходимость возобновления дизайн-образования. В 1950-1990-х гг. прослеживается многообразие подходов к содержанию профессиональной подготовки дизайнеров.
В 1950-е гг. проблеме содержания дизайн-образования особое внимание уделяет теоретик Ульмской Высшей школы формообразования в Германии Т. Мальдонадо. Непременным условием профессиональной подготовки дизайнера он считает всестороннее образование, овладение научными методами, развитие способности к теоретическому мышлению. Содержание профессиональной под-
готовки он разрабатывает, опираясь на системный подход к проектированию, предполагающий комплексное изучение объекта дизайна, анализ внешней среды, в которую он должен быть вписан и функционировать. Это, по его мнению, способствовало формированию профессионализма будущего специалиста дизайна. Т. Мальдонадо в содержании профессиональной подготовке дизайнеров подчеркивает значение курсового и дипломного проектирования, состоящих из практической и теоретической частей, включающие в себя, помимо работы над проектом, анализ требований к проектируемому объекту и проектирование формы. Т. Мальдонадо в теоретической подготовке дизайнеров большую роль отводит междисциплинарным связям, подчеркивая необходимость изучения социологических, экономических и гуманитарных курсов (статистика, линейное программирование, комбинаторный анализ, психология, социология, физиология, эргономика, история); по его мнению, дизайн-образование перегружено пропедевтическими дисциплинами [8].
В 1960-1970-х гг. в профессиональную подготовку дизайнеров, как отмечает Н.А. Ковешни-кова, активно внедряется гуманитарный подход, основоположниками которого стали В. Папанек и А. Пулос, американские теоретики дизайна. Первый, исходя из положений своей теории, определяет цель дизайн-образования - подготовка проектировщиков-универсалов, способных решать широкий круг социальных проблем. Профессиональное образование он рассматривает как целостную систему, которая охватывает все области дизайна. А. Пулос пересматривает содержание учебных программ с учетом современных требований дизайн-практики. Он, как и Т. Мальдонадо, подчеркивает в содержании теоретической подготовки значение гуманитарных наук и психологии, а не художественных дисциплин. Пулос разрабатывает новую программу, рассчитанную на три этапа подготовки специалистов. В первые два года осуществляется развитие основных профессиональных навыков работы и творческого мышления, изучение современной технологии, гуманитарных и психологических дисциплин, что позволяет учащимся осознать социальную роль их будущей профессии. На следующем этапе происходит углубление знаний в области эстетики, гуманитарных и точных наук, а также освоение основ организации управления. И последний этап - двухгодичная магистратура, формирующая навыки самостоятельной исследовательской работы и умение решать проблемы, выходящие за рамки традиционной практической деятельности дизайнеров [9].
В России в 1950-1970-х гг. содержанию профессиональной подготовки дизайнеров посвящены работы Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Ф.Н. Зинченко, Н.Ю. Вергилиса, Ю.К. Сомова, Л.М. Хол-мянского, Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. В них прослеживается развитие концептуального подхода к обучению дизайнеров - теоретическая и практическая готовность обучающихся к проектированию объектов дизайна на основе поиска художественно-образных, а не технических решений. При таком подходе подразумевалась возможность реализации любого дизайн-проекта, без каких-либо ограничений.
В 1980-1990-е гг. содержание профессиональной подготовки дизайнеров разрабатывается с учетом системно-деятельного подхода к обучению, предусматривающего владение учащимися универсальными учебными действиями, способность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и навыков, способствующих ориентации обучающихся в различных предметных областях познания и мотивации к обучению. И.А. Спичак на основе специфики применения спецрисунка в проектировании обосновывает в подготовке дизайнеров систему графических умений и навыков. С.А. Гарибян и А.А. Мещанинов разрабатывают содержание учебных программ дисциплин в соответствии с задачами дизайн-проектирования и определяют требования к проектной деятельности: замысел, концепту-альность, основанная на осмыслении деятельности субъекта в ее функциональном, социальном и культурном контекстах. В.Г. Иоффе в обучение дизайнеров вводит проектно-поисковый метод, суть которого заключается в теоретическом поиске возможных проектных решений на основе смыслового содержания объекта дизайна [3].
Исследование показало, что идеи теоретиков и практиков дизайна, выработанные на протяжении всей истории дизайн-образования, нашли отражение в современной профессиональной подготовке дизайнеров, которая включает:
цель дизайн-образования - подготовка специалиста в области дизайна, обладающего профессиональными компетенциями, способного самостоятельно решать задачи дизайнерской деятельности на высоком профессиональном уровне, стремящегося к постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту;
задачи обучения: усвоение фундаментальных знаний, умений и навыков, формирование практических умений и навыков в области дизайнерской деятельности; подготовка компетентного, творчески развивающегося в профессиональной деятельности специалиста;
требования к профессиональной подготовке: изучение социально-гуманитарных, экономических, художественных и инженерно-технических дисциплин; объединение всех видов искусства; связь обучения с практикой;
содержание обучения дизайнеров, элементами которого являются теоретическая подготовка, практическая готовность, научно-исследовательская и творческая деятельность, самостоятельная работа, курсовое и дипломное проектирование;
методы обучения дизайнеров - макетирование, проектирование, моделирование; компоновка, конструирование, творческая интуиция.
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда, проблема содержания профессиональной подготовки бакалавра дизайна становится особенно актуальной. Об этом свидетельствуют многочисленные работы: Ю.В. Веселовой, С.А. Муртазиной, Я.В. Новиковой, О.П. Андреевой, О.Ю. Прудовской, Е.Б. Анфимовой и других исследователей. Анализ научной литературы выявил современные тенденции в содержании дизайн-образования:
разработка содержания теоретической подготовки дизайнеров в условиях компетентностного подхода (Е.Н. Ковешникова, Н.П. Харьковский, Ю.В. Веселова, Н.А. Вострикова, О.П. Андреева и др.);
формирование практической готовности дизайнеров (С.В. Фролова, М.Д. Полтавская, А.А. Вилкова, А.И. Кулешова А.И. Асессоров, Л.М. Тухбатуллина, О.В. Каукина, С.М. Мурзина и др.);
формирование опыта творческой деятельности (И.С. Каримова, А.П. Гавриленко, Т.В. Матвеева, И.В. Афанасьева, Ю.А. Аверкин, С.А. Муртазина);
формирование мотивационно-ценностного отношения к дизайнерской деятельности (Т.Ю. Благова, В.Г. Телегей, Т.К. Грачёва, В.Ю. Сапугольцев).
В последнее время наблюдается развитие нового подхода к содержанию дизайн-образования, основанного на применении средств информационных и коммуникационных технологий. Об этом свидетельствуют работы В.В. Соловьевой, К.А. Гребенникова, О.Ю. Прудовской, О.В. Арефьевой, Е.А. Маликовой.
Исследование показало, что на современном этапе традиционными элементами содержания профессионального образования дизайнеров являются:
теоретическая подготовка, базирующаяся на изучении социально-гуманитарных (история, философия, русский язык и культура речи, психология, педагогика), экономических (экономика, организация проектной деятельности, технико-экономические расчеты и сметы), художественно-проектных (рисунок, живопись, скульптура, композиция, пропедевтика, цветоведение, история искусств, история дизайна, проектирование) и инженерно-технических дисциплин (технический рисунок, материаловедение, конструирование, эргономика) дисциплин;
практическая готовность (изучение основ производственного мастерства, учебная и производственная практика, курсовое и дипломное проектирование);
научно-исследовательская и творческая деятельность, направленная на формирование опыта и развитие творческих способностей, мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии дизайнера;
самостоятельная работа, направленная на формирование навыков самостоятельной работы.
Выявлены современные тенденции в содержании дизайн-образования: разработка содержания теоретической подготовки дизайнеров в условиях компетентностного подхода; формирование их практической готовности; формирование опыта творческой деятельности; формирование мотиваци-онно-ценностного отношения к дизайнерской деятельности; применение средств информационных и коммуникационных технологий.
В условиях модернизации современного высшего профессионального образования, внедрения многоуровневой системы обучения, новых требований социального заказа к качеству подготовки специалистов дизайна очевидна необходимость тщательно продуманного и организованного профессионального образования дизайнеров, которое будет способствовать формированию их профессиональных компетенций, стимулировать развитие творческих способностей, личностных качеств и общей культуры.
1. Леднев, В.С. Содержание образования. - М., 1989. - 360 с.
2. Сластёнин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ИД «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - 488 с.
3. Каримова, И. С. Формирование проектно-образного мышления студентов специальности «Дизайн» средствами графики: Монография. - Благовещенск: АмГУ, 2006. -200 с.
4. Михайлов, С.М. История дизайна: Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художест-венной деятельности. - Т. 1. - М.: 2004. - 279 с.
5. Шитикова, И.Б. Творческое наследие Баухауза в содержании дизайн-образования // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 3 - С. 106-107.
6. Иттен, Иоханес. Искусство формы / пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. - М.: Д. Аронов, 2001. - 136 с.
7. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн. Кн. 1 «Проблемы формообразования. Мастера и течения»: монография. - М.: Стройиздат, 1996. - 709 с.
8. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2007. - 224 с.
9. Ковешникова, Н.А. Из опыта профессиональной подготовки дизайнеров в США // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 6. - С. 12-14.