Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка дизайнеров как объект педагогического исследования: ретроспективный анализ'

Профессиональная подготовка дизайнеров как объект педагогического исследования: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1445
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ / РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЮ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF RESEARCH / VARIETY OF APPROACHES TO DESIGN EDUCATION / CURRENT TRENDS / RESEARCH STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурдуковская Елена Анатольевна, Шкиль Ольга Сергеевна

В данной статье рассмотрено становление и развитие исследований профессиональной подготовки дизайнеров (середина XIX – XX вв.) в условиях разнообразия подходов к обучению. Определены тенденции развития исследований дизайн-подготовки на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF DESIGNERS AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH: A RETROSPECTIVE ANALYSIS

The article considers the formation and development of research professional training of designers (mid XIX XX centuries) in conditions of a variety of approaches to learning. The tendencies to research professional training development of designers at the present stage have been defined.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка дизайнеров как объект педагогического исследования: ретроспективный анализ»

УДК 378.1

Бурдуковская Елена Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета editor@hist-edu.ru

Шкиль Ольга Сергеевна

старший преподаватель кафедры дизайна Амурского государственного университета editor@hist-edu.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

В данной статье рассмотрено становление и развитие исследований профессиональной подготовки дизайнеров (середина XIX - XX вв.) в условиях разнообразия подходов к обучению. Определены тенденции развития исследований дизайн-подготовки на современном этапе.

Ключевые слова: становление и развитие исследований, разнообразие подходов к дизайн-образованию, современные тенденции, этапы исследований.

Burdukovskaya Elena Anatolyevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Amur State University editor@hist-edu.ru

Shkil Olga Sergeyevna

Senior Lecturer of the Department of Design of Amur State University editor@hist-edu.ru

PROFESSIONAL TRAINING OF DESIGNERS AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH: A RETROSPECTIVE ANALYSIS

The article considers the formation and development of research professional training of designers (mid XIX - XX centuries) in conditions of a variety of approaches to learning. The tendencies to research professional training development of designers at the present stage have been defined.

Key words: emergence and development of research, variety of approaches to design education, current trends, research stages.

Профессиональная подготовка дизайнеров - это относительно новая область педагогической теории и практики профессионального образования. Она сложилась под влиянием педагогических идей, которые были сформированы в Х1Х-ХХ вв. Г. Земпером, У. Моррисом, У. Крейном, В. Гропиусом, А.М. Родченко, Л.М. Лисицким, Н.А. Ладовским и другими теоретиками и практиками дизайна и образуют «классическую» теорию дизайн-образования, которая эволюционировала в течение времени, но в своих основных характеристиках осталась неизменной. Первые исследования профессиональной подготовки дизайнеров появляются в середине XIX - начале XX вв. в работах Г. Земпера, Дж. Рёскина, У. Морриса, У. Крейна, М.А. Врубеля. Предпосылками их возникновения стали востребованность специалистов промышленного искусства (дизайна) и кризисная художественная ситуация в области подготовки художников-прикладников (дизайнеров).

Архитектор, теоретик дизайна Г. Земпер в 1852 г. в своей работе «Наука, промышленность и искусство» сформулировал основной принцип профессиональной подготовки художников-прикладников - соединение в единое целое знаний, практических умений и общих гуманитарнохудожественных целей [1, с. 10]. Английский писатель, теоретик искусства, философ Д. Рёскин изложил свои взгляды на подготовку дизайнеров в трудах «Современные художники» (1843-1860 гг.), «Камни Венеции» (1853 г.), «Лекции об искусстве» (1870 г.), подчеркивая в них взаимосвязь природы, архитектуры, изобразительного искусства и предметной среды [2, с. 95]. Идеи Д. Рёскина были подхвачены и развиты его учеником английским художником, общественным деятелем У. Моррисом, который в 1880-1890 гг. в своих статьях по декоративному искусству, опубликованных в журнале «Oxford and Cambridge Magazine», предложил практическое воплощение теории и творческих принципов дизайна, оказавших влияние на профессиональную подготовку дизайнеров. Английский живописец, дизайнер У. Крейн исследовал проблему содержания теоретического обучения художников-прикладников. Основываясь на исследованиях психологии зрительного восприятия, в работах «Задачи декоративного искусства» (1892 г.), «Основы рисунка» (1898 г.), «Линии и формы» (1900 г.) он говорил о необходимости введения пропедевтического курса «Композиция» и научно обосновал один из методов обучения дизайнеров: поиск форм на основе нахождения причинно-следственных связей формообразования.

В России на рубеже XIX-XX вв. вопрос о необходимости введения в профессиональную подготовку художников-прикладников пропедевтических курсов «Композиция», «Изучение стилей», «История русского искусства», «Всеобщая история искусств», «Творческое рисование» исследо-

вал М.А. Врубель. Он разработал методику обучения художников-прикладников: от копирования оригиналов - к рисованию с натуры; от рисования орнаментов - к изучению стилей в искусстве; от лепки орнаментов - к скульптурной композиции; от творческого рисования - к проектированию целостного объекта.

Анализ научной литературы показал, что основными проблемами исследований в середине XIX - начале хХ вв. были принципы обучения и введение пропедевтических курсов в дизайн-подготовку.

В 1920-1930 гг. профессиональная подготовка дизайнеров исследовалась в научных работах В. Гропиуса, И. Иттена, А.М. Родченко, Л.М. Лисицкого, Н.А. Ладовского и других. На их взгляды оказали влияние модернистские установки общественного сознания того времени, что выразилось в функциональном направлении дизайнерского образования.

В. Гропиус, основатель дизайнерской школы Баухауз, в 1919 г. исследовал вопрос о цели дизайн-образования и определил ее как создание подлинного содружества учащих и учащихся, соединении воедино всех видов художественного творчества: архитектуры, скульптуры, живописи. Задачами учебного и научно-исследовательского объединения он считал: отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу, прикладное обучение как основа образования; синтез всех художественно-производственных дисциплин [2, с. 234]. В 1919-1928 гг. В. Гропиус в сборниках проектов и теоретических статей «Книги Баухауза» научно обосновал программу обучения дизайнеров, структура которой имела концентрическое строение и состояла из пропедевтического, практического (основного) и строительного курсов. И. Иттен, один из ведущих преподавателей Баухауза, в книге «Мой форкурс в Баухаузе и других школах» (1923 г.) продолжил исследование вопроса о пропедевтическом курсе и определил его задачи: развитие творческих и художественных способностей обучающихся; выбор специализации на основе занятий с различными материалами и их текстурами (каждый из студентов должен был определить, какой из материалов соответствует его творческому «я» - дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань); формирование знаний художественной композиции как основы профессионализма дизайнера.

В России исследованием профессиональной подготовки дизайнеров в 1920-1930 гг. занимались А.М. Родченко, Л.М. Лисицкий, Н.А. Ладовский и другие педагоги Высших художественнотехнических мастерских (ВХУТЕМАС) - первой российской высшей школы дизайна. В научных дискуссиях Комиссии по разработке скульптурно-архитектурного синтеза («Живскульптарх») они рассматривали вопросы о цели дизайн-подготовки, которую определили как подготовку художников, инструкторов, руководителей высшей квалификации для промышленности и профессионально-технического образования. Ими обсуждались принципы обучения дизайну: экономичность, рациональность, многофункциональность и мобильность, в дальнейшем ставшие каноническими для дизайн-образования. Итогом этих дискуссий стала замена академической системы обучения новой, основанной на трех требованиях: обучение художественным дисциплинам; объединение всех видов искусства; связь обучения с производством [3]. Н.А. Ладовский научно обосновал макетный метод проектирования: создание эскизов на основе объемно-пространственной композиции, а затем перенос отработанной в объеме композиции на бумагу. А.М. Родченко внедрил в учебный процесс концепцию проектирования: развитие учебных заданий по двум направлениям - конструирование и обработка материала. Проектирование велось с нарастанием сложности: от простых объектов к сложным, многофункциональным конструкциям. Это способствовало формированию опыта творческой деятельности будущего дизайнера. А.М. Родченко включил в обучение дизайнеров цикл инженерно-технических дисциплин, что объяснялось во многом первоочередной задачей развития промышленности. Средством художественной выразительности он считал конструирование, с помощью которого выражалась идея объекта дизайн-проектирования.

Анализ научной литературы показал, что на этапе становления дизайнерских школ дискуссионными вопросами исследований профессиональной подготовки дизайнеров были: определение целей, задач, структуры и содержания обучения дизайнеров, профессионально-практическая подготовка, творческая деятельность, методы обучения.

1930-1940 гг. были кризисными для исследований профессиональной подготовки дизайнеров. Дальнейшее развитие исследований в этой области происходит в 1950-1990-х гг. В статьях и книгах по вопросам культуры и дизайна Т. Мальдонадо, теоретик Ульмской Высшей школы формообразования в Германии, обосновал условия профессиональной подготовки дизайнеров - всестороннее образование, развитие способности к теоретическому мышлению, овладение научными методами. Он подчеркивал, в основе школы дизайна должен лежать системный подход к процессу проектирования, основанный на комплексном изучении объекта дизайна, анализе внешней среды, в которую он должен быть вписан и функционировать. Т. Мальдонадо исследовал значение курсо-

вого и дипломного проектирования в профессиональной подготовке дизайнера, состоящие из практической и теоретической части и включающие в себя работу над проектом, анализ требований к проектируемому объекту и проектирование формы. Т. Мальдонадо поднимал вопрос о перегруженности программы обучения дизайнеров пропедевтическими дисциплинами. Он уделял большое внимание междисциплинарной дизайнерской деятельности, основанной на «горизонтальной специализации», под которой подразумевал необходимость владения знаниями социологических, экономических и гуманитарных дисциплин, способствующих формированию умения применять системный подход к процессу проектирования [4].

В 1960-1970-х гг. в исследованиях профессиональной подготовки дизайнеров за рубежом наблюдается развитие гуманитарного подхода, основоположниками которого стали В. Папанек и

А. Пулос, теоретики дизайна в США. В. Папанек, рассматривая профессиональную подготовку дизайнеров, в книге «Дизайн для реального мира» писал: современных дизайнеров надо готовить как проектировщиков-универсалов, способных решать широкий круг социальных проблем. Профессиональное образование должно быть целостным и охватывать все области дизайна. А. Пулос в своих публикациях по проблемам теории и практики дизайна и дизайнерского образования, одной из которых является «Этика американского дизайна», исследовал вопрос о необходимости пересмотра учебных программ с учетом усложняющихся задач профессиональной практики, новыми требованиями производства и проблемами общества. Он разработал и внедрил программу художественно-конструкторского образования, рассчитанную на подготовку специалистов с широким кругозором и навыками исследовательской работы. Программа включала три этапа подготовки специалистов: первые два года - развитие основных профессиональных навыков работы и творческого мышления, изучение современной технологии, гуманитарных и психологических дисциплин, что способствовало формированию мотивационно-ценностного отношения к дизайнерской деятельности. Второй этап - углубление знаний в области эстетики, гуманитарных и точных наук, а также основ организации проектной деятельности. Третий этап - двухгодичная магистратура, обеспечивающая навыки самостоятельной исследовательской работы и умение решать проблемы практической деятельности дизайнеров [5].

В России в 1950-1970-х гг. в работах Н.Н. Волкова «Восприятие предмета и рисунка» (1950 г.), Е.И. Игнатьева «Психология рисунка и живописи» (1954 г.), Ф.Н. Зинченко, Н.Ю. Вергилиса «Формирование зрительного образа» (1969 г.), Ю.К. Сомова «Композиция в технике» (1977 г.), Л.М. Холмянского «Макетирование и графика в художественном конструировании» (1978 г.), Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина «Художественное проектирование» (1979 г.) прослеживается развитие концептуального подхода к обучению дизайнеров - подготовка обучающихся к проектированию объектов дизайна на основе поиска художественно-образных, а не технических решений. При таком подходе подразумевалась возможность реализации любого дизайн-проекта без каких-либо ограничений.

В 1980-1990-х гг. в российских исследованиях профессиональной подготовки дизайнеров получает распространение концепция системно-деятельностного подхода, основанного на овладении учащимися универсальных учебных действий, самостоятельного усвоения новых знаний, умений и навыков, способствующие ориентации обучающихся в различных предметных областях познания и мотивации к обучению. На этом этапе можно отметить работы И.А. Спичак «Некоторые вопросы взаимосвязи с проектной графики и художественно-графической подготовки художников-конструкторов» (1981 г.), С.А. Гарибяна и А.А. Мещанинова «Требования производства к подготовке дизайнеров» (1982 г.), В.Г. Иоффе «Метод полярных проб в художественном конструировании» (1984 г.), В.Ф. Сидоренко «Модель опережающего образования» (1986 г.), О.И. Генисаретского «Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна» (1990 г.), Е.Н. Ковешниковой «Теория и методика художественного профессионального образования (2000 г.).

Анализ научных работ показал, что развитие исследований профессиональной подготовки дизайнеров в 1950-1990-х гг. происходило в условиях разнообразия подходов (концептуального, гуманитарного, системно-деятельностного) к дизайн-образованию, что оказало влияние на разработку учебных программ, состав и соотношение художественных, технических, социальногуманитарных дисциплин в структуре профессиональной подготовки дизайнеров, поиск методов обучения.

Современный этап развития исследований (2000 г. - по настоящее время) характеризуется изучением проблем профессиональной подготовки дизайнеров в условиях компетентностного подхода. Основными тенденциями научных работ являются: изучение структуры, содержания профессиональной подготовки дизайнеров (Н.П. Харьковский, Ю.В. Веселова, Н.А. Вострикова,

О.П. Андреева и др.); изучение средств развития художественно-конструкторских и творческих способностей личности (И.В. Афанасьева, Т.В. Матвеева, Л.Е. Шмакова, Ю.А. Аверкин, С.А. Муртазина и др.); изучение формирования профессиональных компетенции специалистов дизайна (А.И. Асессоров, М.Д. Полтавская, И.В. Афанасьева, Ю.М. Бундина, Л.М. Тухбатуллина, А.И. Кулешова и др.); внедрение и интеграция информационных и коммуникационных технологий в профессиональную подготовку дизайнеров (О.Ю. Прудовская, О.В. Арефьева, Е.А. Маликова,

В.В. Гребенников и др.).

Проведенное исследование позволило определить этапы становления и развития исследований профессиональной подготовки дизайнеров, оказавших влияние на формирование содержания современного профессионального дизайн-образования в вузе: середина XIX в. - начало ХХ века - предыстория возникновения исследований профессиональной подготовки дизайнеров; 1920-1930 гг. - становление исследований профессиональной подготовки дизайнеров в условиях функционального подхода к обучению; 1950-1990 гг. - развитие исследований дизайн-подготовки в условиях концептуального, гуманитарного, системно-деятельностного подходов к обучению; 2000 г. - по настоящее время - современный этап развития исследований профессиональной подготовки дизайнеров в условиях компетентностного подхода.

Исследование показало, профессиональная подготовка дизайнеров имеет свою историю и достаточно определенный аспект изучаемых явлений, знание которых необходимо для осмысления ее теоретических основ. Несомненно, развитие исследований профессиональной подготовки дизайнеров обогащает ее теорию, содержание и практику.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Каримова И.С. Формирование проектно-образного мышления студентов специальности «Дизайн» средствами графики: монография. Благовещенск, 2006.

2. Михайлов С.М. История дизайна: Становление дизайна как самостоятельного вида проектнохудожественной деятельности: учебник. М., 2004. Т. 1.

3. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: монография. М., 1996.

4. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие. М., 2007.

5. Ковешникова Н.А. Из опыта профессиональной подготовки дизайнеров в США // Высшее образование сегодня. 2010. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.