УДК 378 ББК 74.48
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10040
Историко-культурологические предпосылки становления дизайн-образования в России
Historical and Cultural Background of the Formation of Design Education in Russia
Ольга Александровна ЗИМИНА,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дизайна костюма Кубанского государственного университета (г. Краснодар)
E-mail: 4377431@mail.ru
Майя Байзетовна ПОХЛЕБАЕВА,
доцент кафедры дизайна костюма
Кубанского государственного университета (г. Краснодар)
E-mail: 2s m@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается исторический период становления дизайнерского образования в России. Дается анализ преемственности прикладного художественного образования и системы подготовки промышленного дизайнера. Определяются предпосылки и основные теоретические труды, которые легли в основу классической педагогической системы современности. Даются характеристики концептуальных научных трудов выдающихся деятелей эпохи, которые сыграли решающую роль в последующем теоретико-методологическом сопровождении процесса обучения дизайнера.
Ключевые слова: система, дизайн-образование, профессиональная подготовка, специалист-дизайнер
Современная система дизайн-образования уходит своими корнями в традиции художественного образования, которые прошли этапы формирования и развития, обогащаясь и получая новые знания на протяжении не одного столетия. В результате этих процессов сложилась особая структура обучения, обладающая теорией и практикой, которые тесно взаимосвязаны на продолжении всего процесса. В этом процессе методология развивается и изменяется в тесном сотрудничестве с прогрессом. Периодом, когда такая система образования начинает формироваться, принято считать начало XX в., когда она черпала свою основу из ремесленного, художественного и инженерно-технического образования.
Abstract. The article discusses the historical period of the formation of design education in Russia. An analysis of the continuity of applied art education and the system of training an industrial designer is given. The prerequisites and the main theoretical works, which formed the basis of the classical pedagogical system of modernity, are determined. The characteristics of the conceptual scientific works of prominent figures of the era, who have played a crucial role in the subsequent theoretical and methodological support of the designer's learning process, are given.
Key words: system, design education, professional training, specialist designer
Под воздействием сгенерированных в XIX— XX вв. педагогических идей теоретиков и практиков дизайна, таких как Г. Земпер, У. Моррис, У. Крейн, В. Гропиус, А.М. Родченко, Л.М. Ли-сицкий, Н.А. Ладовский и др., сложилась устойчивая система дизайн-образования, сформированная из их новаторских идей. Она менялась со временем, но ее базовые характеристики оставались неизменными. Задатки теоретических изысканий в области художественно-проектной деятельности впервые появились в теоретических выкладках Г. Земпера, Дж. Рескина, У. Морриса, У. Крейна, М.А. Врубеля во второй половине XIX — начале XX вв.
Г. Земпер, будучи видным деятелем теории и практики в различных отраслях дизайна, в
своей работе «О науке, промышленности и искусстве» (1852) определил базовый тезис профильного обучения специалистов, синтезирующих и обобщающих в себе художника и прикладника, — выстроить симбиоз положений теории и прикладных умений в единый гуманитарно-художественный вектор развития.
Англичанин Д. Рескин, являющийся мастером слова, концептуалистом искусства и философом, в своих работах «Современные художники. Общие принципы и правда в искусстве» (1843—1860) [6], «Камни Венеции» (1853), «Лекции об искусстве» (1870), сформулировал свои тезисы о выучке дизайнеров, сделав акцент на необходимость находить соотношение между живой природой и рукотворной средой, визуализацией и непосредственной реализацией.
На рубеже XIX—XX вв. М.А. Врубель исследовал вопросы внедрения в систему обучения художника-прикладника таких предметов, как «Композиция», «Изучение стилей», «История русского искусства», «Всеобщая история искусств», «Творческое рисование» в качестве курса пропедевтики. Он является автором системы, в которой существуют определенные этапы: создание копии с образца — изображение натуры; этюд орнаментики — анализ историко-этничес-ких стилей; от лепки орнаментики — к выполнению скульптурной композиции; от поискового творчества — к проектированию материального объекта.
В 1920 г. в России был создан ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН, который был уникальным междисциплинарным художественным вузом, по сути университетом, где в полистилевой художественной среде формировались оригинальные школы дизайна и архитектуры. Здесь же опробовались новейшие художественные и проектные концепции развития искусства и отчасти техники. «Художественно-технический» — подобного сочетания искусства и техники не встретишь в названии ни одного художественного вуза [4]. Сложившаяся в этих стенах педагогическая система могла выступать гарантом подготовки мастеров-художников, обладающих высшими квалификационными навыками для работы в промыш-ленно-производственном секторе. В этот период много было сделано для разработки теории, определения целей, задач, содержания, методики обучения дизайнеров. Процесс обучения формообразованию строился таким образом, чтобы научить выражать творческую идею через пластическую форму. Эта способность должна была выработаться у ученика в процессе обучения при помощи педагога-наставника [3, с. 153]. Осново-
положниками российской школы дизайна были такие мэтры педагогического искусства, как A.M. Родченко, Л.М. Лисицкий, H.A. Ладовский, М.А. Врубель, В.Ф. Степанова и др. В результате их работы произошла смена академических форм обучения новой системой, в основе которой было заложено три базовых основы: просвещение в изобразительном цикле (пропедевтические курсы); целостность разновидностей искусств; единство образования и производства [2, с. 47].
H.A. Ладовский, автор психоаналитического метода преподавания, ввел в практику архитектурного образования проектирование методом макета: разработку эскиза идеи, базирующегося на объемно-пространственной композиции, с последующим отражением выработанной в объеме идеи в графическую подачу.
В 1950—1970-х годах наступает следующий этап развития дизайна и дизайн-образования в России. В этот период создается ряд заметных работ этой в области: H.H. Волков «Восприятие предмета и рисунка» (1950), Е.И. Игнатьев «Психология рисунка и живописи» (1954), Ф.Н. Зин-ченко, Н.Ю. Вергилис «Формирование зрительного образа» (1969), Ю.К. Сомов «Композиция в технике» (1978), Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина «Художественное проектирование» (1979). В этих работах прослеживается появление такого феномена, как подход к обучению дизайну. Он заключается в обучении созданию объектов дизайна на базе поиска концепции с точки зрения художественно-образного, а не формально-технического решения. Этот подход подразумевал возможность развития концепций дизайн-проекта без наличия условных рамок.
К 1970—1980-м годам происходит принципиальная смена в понятии «специалист-дизайнер». В основу этого процесса было положено изменение взглядов на дизайнера не как на специалиста конструктора или техника, а как на творца. Развитие техники провоцировало отход от принципа индивидуальной работы по «образцу» и жесткой привязки к существующим возможностям технологичности производственных мастерских. В этот период главным условием профессионализма промышленного дизайнера становится гармоничное сочетание его творческой и инженерно-технической подготовки. Дизайнер становится генератором новых, эмоционально и зрительно воспринимаемых форм, а следовательно, художником. Складывается уров-невый язык дизайнера, основой которого становятся форма, ее архитектоника и зрительное восприятие [1, с. 128].
158
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1
В 1980—1990-х годах в отечественных наукоемких отраслях при подготовке дизайнеров возникает системно-деятельностная концепция, которая широко распространяется. В ее основе — способность обучающихся овладевать широким спектром учебных задач, а также самостоятельное получение современных знаний, умений и навыков. Это способствовало свободному мышлению обучающихся, а также развитию мотивации при обучении. В этот период был создан ряд научных изысканий на тему метаморфических преобразований в контуре обучения и методологических изменений в отрасли.
На современном этапе происходит очередное трансформирование целей и задач дизайн-образования, что неминуемо приводит к поискам новых методологических подходов. Современное образование направлено на формирование личности с широким горизонтом и профессиональ-но-уровневой реализацией. Серьезным изменениям подвергаются методы обучения: на смену традиционным авторитарным приходит проблемно-деятельное, проектное, личностно ориентированное обучение, позволяющее вырабатывать принципиально новые навыки и умения, осваивать новые знания и интегрировать опыт творческого решения различных задач. Основными тенденциями в современной дизайн-педагогике являются:
■ освоение понятий структуры, содержания профессионально-уровневой подготовки дизайнеров, что отражается в трудах Н.П. Харьковского, Ю.В. Веселовой, Н.А.Вострикова и др.;
■ изучение форм развития художественно-конструктивных и творческих способностей личности (И.В. Афанасьева, Т.В. Матвеева, Л.Е. Шмакова, Ю.А. Аверкин, С.А. Мур-тазина и др.);
■ использование информационно-коммуникативных образовательных технологий и формы их интеграции в профессиональную подготовку дизайнеров (О.Ю. Прудовская, О.В. Арефьева, Е.А. Маликова, В.В. Гребенников и др.).
Несмотря на свою недолгую историю, дизайн-образование сформировалось в отдельную область практического и научного знания. Теория и методики, цели и задачи — все нацелено на получение одного результата — хорошо образованной творческой личности, способной к принятию нестандартных решений, смотрящей в будущее [5, с. 165].
Список литературы
1. Аверина Е.С. Московская школа дизайна: опыт подготовки специалистов в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановском). М.: ВНИИТЭ, 1991.
2. Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2011.
3. Елочкин М.Е. История возникновения дизайн-образования. М., 2011.
4. Лаврентьев АН. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН: проблемы взаимодействия художественной и технической культур // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда //Вестник МГХПА. 2010. № 3.
5. Похлебаева М.Б., Бабакова А.Е. Ретроспективный анализ системы обучения дизайну // Новые информационные технологии в науке. Уфа.: Омега сайнс, 2016.
6. Рескин Дж. Современные художники. Общие принципы и правда в искусстве. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1901.