Христолюбова Д.Ю., кандидат педагогических наук, преподаватель, Рязанский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 390046, г. Рязань, ул. Есенина д.112, e-mail: [email protected]
Khristolyubova D.Yu., Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer at the Ryazan Branch of the Higher School of Folk Arts (Academy), 390046, Ryazan, Yesenin str. 112, e-mail: [email protected]
Профессиональное образование как фактор развития художественного
кружевоплетения Рязанского региона Professional education as a factor in the development of artistic lace-making
in the Ryazan region
Аннотация. В статье автор анализирует результаты изучения студентами отделения художественного кружевоплетения всех видов кружева, традиционных для региона. Рассматриваются этапы его изучения в зависимости от сложности освоения технологии кружевоплетения. Отмечается роль предпрофессионального образования в деле становления будущего художника по кружевоплетению. Автор обосновывает мысль о необходимости разработки методических пособий для преподавателей кружевоплетения в художественных школах и студиях Рязанской области.
Ключевые слова: художественное кружевоплетение, профессиональное образование, предпрофессиональное образование, методические пособия, региональные особенности.
Abstract. In the article the author analyzes the results of a study by students of the lacemaking department of all types of lace traditional for the region. The stages of studying the types of lace are considered, depending on their complexity of development. The role of pre-vocational education in the formation of the future lace-making artist is noted. The author substantiates the idea of the need to develop teaching aids for teachers of lace-making in art schools and studios in the Ryazan region.
Keywords: artistic lace-making, vocational education, pre-vocational education, teaching aids, regional features.
В Рязанском регионе, помимо знаменитого цветного михайловского кружева, традиционно плели кружево в таких районах как Скопинский, Ряжский, Рязанский, а также в с. Ижеславль, недалеко от города Михайлова. В каждом из названных мест сложились свои характерные особенности в манере исполнения кружева, колорите и орнаменте.
В результате диссертационного исследования «Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона» (защита состоялась в 2017 г.) автором данной статьи было выявлено, что «Рязанская область представляет собой единственный регион в России, который включает в себя
четыре района распространения пяти видов самобытного художественного кружевоплетения» [4, с. 149].
Данное диссертационное
исследование было посвящено очень важной и актуальной проблеме -приобщению молодого поколения к традициям национальной художественной культуры, которые определяют
самобытность русской нации, напоминают об ее истоках. Диссертация создана на основе обобщения материалов
экспериментальных исследований,
проведенных в ходе работы со студентами Рязанского филиала и головного вуза Рис- 1 Численная и сцшная ВШНИ (академии). В ней прослеживается техники плетения в одном изделии динамика развития процесса обучения, его специфика.
До внедрения инновационной модели содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона, разработанной в рамках исследования, студенты поверхностно владели всеми видами выполнения коклюшечного кружева, а пристальное внимание уделялось лишь михайловскому цветному.
Внедрение результатов диссертационного исследования в учебный процесс может быть изучено на примере созданных курсовых и выпускных квалификационных работ, в которых использованы все виды кружева, характерные для региона с присущими им особенностями в композиции, колорите, технике исполнения.
В настоящее время изучение видов кружевоплетения в учебном процессе происходит последовательно, а не локально. Это связано с двумя факторами:
- сложность исполнения многопарного кружева, в связи с чем, его изучение начинается со второго семестра.
- невозможность освоить исполнение в материале всех видов кружева за один семестр.
На первом семестре 1 курса студенты выполняют образцы по видам художественного кружевоплетения Рязанской области: михайловского численного и рязанского сцепного. А также используется комбинированный вариант двух техник в одном образце. Этот прием дает возможность сочетать их в курсовых и дипломной работах (рис. 1).
Знакомство студентов с вариациями применения колорита при разработке проектов кружевных изделий по видам, традиционным для Рязанской области, происходит в ходе учебной практики 1 семестра -профессиональный модуль ПМ1, согласно ФГОС 54.02.02 [2]. Студентами выполняются зарисовки кружевных образцов, фрагментов народного костюма
Рис. 2. Зарисовки краев к полотенцу в Рис. 3. Зарисовка народного костюма
сцепной и численной техниках Михайловского уезда
с использованием кружева с экспозиций Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (рис. 2). Задания, посвященные зарисовке ритма в народном костюме, его цветовой палитры, учат студентов анализу расположения композиции в заданной форме, особенностям создания гармоничного колорита будущих курсовых проектов, выполняемых в традициях кружевоплетения Рязанской области (рис. 3).
Во втором семестре студентами исполняются крупные кружевные работы в технике сцепного рязанского кружева с целью закрепления изученных особенностей техники, а также улучшения качественных и скоростных навыков плетения.
Второе задание посвящено многопарной технике плетения Скопинского и Ряжского районов, заключающейся в выполнении оплётов к салфеткам 25х25 см. Осваивая данную технику, студенты учатся работать с большим количеством пар коклюшек, правильно распределять пары при плетении, аккуратно работать с нитями белого цвета (рис. 4).
Последняя - многопарная сканая техника плетения изучается студентами на учебной практике второго семестра, где ими выполняются салфетки-подстаканники. В процессе плетения задействовано более 20 пар коклюшек, изучается специфика кружева, в котором основные трудности в укладывании толстых нитей при плетении, а также при зашивке салфетки (рис. 4). Студенты изучают особенности данной техники, осваивают тонкости выполнения зашивки с помощью иглы.
Итоговые просмотры курсовых работ студентов отделения художественного кружевоплетения показали повышение уровня знаний, умений и навыков по дисциплинам профессионального учебного цикла.
Особая роль в обучении студентов в Рязанском филиале ВШНИ отведена вопросу художественных навыков и способностей абитуриентов.
Для усиления воспитательной деятельности с подрастающим поколением средствами народного искусства был разработан конкурс традиционного прикладного творчества «Мещерские узоры», который за два года своего существования успел полюбиться художественным школам и школам искусств Рязани и области [1].
Для участия в конкурсе приглашаются художественные
школы, творческие студии и объединения, в которых ведутся занятия по обучению детей созданию изделий в традициях народного искусства Рязанской области: вышивки, народной куклы, керамики и т.д. В том числе на конкурсе представлены работы девочек школьного возраста, которые учатся кружевоплетению.
После окончания конкурса в ходе бесед с преподавателями кружевоплетения было выявлено, что все виды художественного кружевоплетения, указанные нами ранее, не изучаются (за исключением двух-трех видов, которыми владеет сам учитель). Кроме того, в некоторых районах обучение до сих пор ведется по принципу «из рук в руки» - только непосредственно в кружке, что обусловлено недостатком знаний и умений, необходимых для качественного изучения
художественного кружевоплетения.
Эти недочеты отражаются и в детских работах. Например, использование нетрадиционного колорита для михайловского кружева, редкие переплетения, в то время как
оно характеризуется плотностью за счет использования толстых нитей и большого числа пар коклюшек.
Было выявлено, что существует острая необходимость в учебных, дидактических, методических материалах, предназначенных для преподавателей предпрофессионального образования и дополнительного. С
Рис. 4. Салфетки в многопарной технике плетения
Рис. 5. Зашивка салфетки в многопарной сканой технике плетения
отсутствием пособий и учебников по кружевоплетению, рабочих программ для детей школьного возраста, адаптированных для изучения художественного кружевоплетения Рязанской области, столкнулись также выпускники Рязанского филиала ВШНИ, которые начали свою педагогическую деятельность в художественных школах и студиях.
Поэтому деятельность отделения художественного кружевоплетения Рязанского филиала, помимо разработки учебных пособий для студентов филиала, направлена на создание методических пособий для преподавателей предпрофессионального и дополнительного образования, организацию и проведение курсов повышения квалификации.
Автором данной статьи было разработано первое методическое пособие «Традиционное прикладное искусство Рязанской области (художественное кружевоплетение)», адресованное преподавателям художественного кружевоплетения учреждений предпрофессионального и дополнительного образования [5]. Пособие включает рекомендации и задания для учащихся по михайловскому художественному кружевоплетению Рязанской области, информационные и справочные материалы, тематическое планирование, сколки и образцы кружева, словарь терминов и список литературы. Представленный в пособии теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты обучения михайловскому кружеву, художественные и стилистические особенности освоения техник его создания.
В пособии представлены сведения о технологии михайловского кружева, технике безопасности при работе в мастерской, содержится информация об особенностях применения колорита в кружевных изделиях, сведения о способах соединения кружева с тканью и об уходе за готовыми кружевными изделиями. Раскрывается значение михайловского кружева в народном костюме. Приведены необходимые сведения об оборудовании, материалах, инструментах и приспособлениях для кружевоплетения. Текст методического пособия проиллюстрирован фотографиями кружева и схемами, практическими заданиями с образцами и сколками.
Профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства позволяет возрождать утраченные виды художественного кружевоплетения и внедрять их не только в теоретический курс для изучения, но и в практической работе. Выпускники становятся специалистами не узкого профиля - они способны проектировать и создавать изделия в любой технике.
Показателями достижений в освоении искусства художественного кружевоплетения является участие в фестивалях и победы в конкурсах. Выпускная квалификационная работа «Плыл над лугами малиновый звон» студентки 3 курса А. Баскакова отделения художественного кружевоплетения Рязанского филиала ВШНИ (сентябрь 2017 г.) на фестивале «Есенинская Русь» получила награду лауреата 1 степени. Жюри отметило знание традиций, использование красочного колорита. Коллекция выпускных работ «Кружевная мелодия» на фестивале «Окские сезоны» (декабрь 2017 г.) награждена дипломом 2 степени в номинации «Houte Couture», в которой
участвовали более сорока коллекций модельеров [3]. Жюри отметило следование традициям, кропотливую работу, художественный вкус. Среди членов жюри фестиваля был Сергей Глебушкин - собиратель народного костюма и автор книг, посвященных народной одежде.
Выпускники Рязанского филиала Высшей школы народных искусств, являясь профессионалами в области художественного кружевоплетения, передают свои знания и умения, осуществляя преподавательскую деятельность в художественных студиях и школах искусств. Это является важным фактором развития кружевоплетения - т.к. выпускники преподают в районах Рязанской области и востребованы в регионах, где кружевоплетение не было развито как традиционный вид народного искусства. Ярким примером этого служит преподавательская деятельность выпускницы Рязанского филиала ВШНИ, которая, переехав в Астрахань, ведет занятия кружевоплетения по программам, предусматривающим изучение и рязанского кружева как явления в мировом искусстве кружевоплетения.
Благодаря владению всеми пятью техниками плетения, характерными для Рязанской области, выпускницы Рязанского филиала ВШНИ способны увлечь обучающихся в студиях и художественных школах разнообразием кружева регионов. Дети, которые с детства понимают значение народного искусства, знают особенности создания изделий ручной работы, готовы к получению новых знаний. Именно они в дальнейшем принимают решение связать свою образовательную и профессиональную деятельность с изучением традиционного прикладного искусства.
Литература
1. Положение о проведении регионального конкурса традиционного прикладного творчества детей и молодёжи «Мещёрские узоры». - URL: https://docplayer.ru/69283803-Polozhenie-o-provedenii-regionalnogo-konkursa-tradicionnogo-priHadnogo-tvorchestva-detey-i-molodyozhi-meshchyorskie-uzory.html (дата обращения 06.09.19).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Приказ Министерства образования и науки РФ. Утвержден от 27 октября 2014 г. №1389. - М., 2014.
3. Фестиваль бытовых услуг и ремесел «Окские сезоны - 2017». - URL: http://riamoda.ru (дата обращения 06.09.19).
4. Христолюбова Д.Ю. Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона: дисс. канд. пед. наук. 13.00.08 / Христолюбова Дарья Юрьевна. - СПб., 2017. - 221 с.
5. Христолюбова Д.Ю. Традиционное прикладное искусство Рязанской области: художественное кружевоплетение. Методическое пособие. - СПб: ВШНИ (а), 2019. - 65 с.
References
1. Polozhenie o provedenii regional'nogo konkursa tradicionnogo prikladnogo tvorchestva detej i molodyozhi «Meshchyorskie uzory». - URL: https://docplayer.ru/69283803-Polozhenie-o-provedenii-regionalnogo-konkursa-tradicionnogo-prikladnogo-tvorchestva-detey-i-molodyozhi-meshchyorskie-uzory.html (data obrashcheniya 06.09.19).
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (po vidam). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Utverzhden ot 27 oktyabrya 2014 g. №1389. - M., 2014.
3. Festival' bytovyh uslug i remesel «Okskie sezony — 2017». - URL: http://riamoda.ru (data obrashcheniya 06.09.19).
4. Hristolyubova D.YU. Osobennosti soderzhaniya srednego professional'nogo obrazovaniya v oblasti hudozhestvennogo kruzhevopleteniya Ryazanskogo regiona: diss. kand. ped. nauk. 13.00.08 / Hristolyubova Dar'ya YUr'evna. - SPb., 2017. - 221 s.
5. Hristolyubova D.YU. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo Ryazanskoj oblasti: hudozhestvennoe kruzhevopletenie. Metodicheskoe posobie. - SPb: VSHNI (a), 2019. - 65 s.