Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вареников Николай Анатольевич, Зенин Андрей Михайлович, Волкова Нафиса Игоревна, Попова Ирина Евгеньевна, Приходько Павел Николаевич

В настоящее время выбор профессии в молодом возрасте часто сопровождается несоответствием психологических свойств человека особенностям его трудовой деятельности. Это приводит к профессиональному выгоранию и низкой продуктивности в работе. В статье изучены профессиональные предпочтения старшеклассников и их психологические особенности. Показано, что 46% выпускников школ имеют психологические характеристики не соответствующие выбранной ими профессии. Выявлены основные причины неправильного выбора профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вареников Николай Анатольевич, Зенин Андрей Михайлович, Волкова Нафиса Игоревна, Попова Ирина Евгеньевна, Приходько Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COUNSELING FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

At present, the choice of the profession among the young age is often accompanied with the discrepancy between the psychological properties of the person and the characteristics of the work activity. It leads to the professional burnout and low productivity at work. The article examines the professional preferences of senior school students and their psychological characteristics. It has shown that 46% of school graduates have psychological characteristics that do not correspond to their chosen profession. The main reasons for the wrong choice of profession are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 37.013.78

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Николай Анатольевич Вареников, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры; Андрей Михайлович Зенин, президент, Федерация спортивной борьбы Воронежской области, Открытое акционерное общество «Спорткомплекс «Факел»», Воронеж; Нафиса Игоревна Волкова, психолог, Ирина Евгеньевна Попова, кандидат биологических наук, доцент, Павел Николаевич Приходько, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный

институт физической культуры

Аннотация

В настоящее время выбор профессии в молодом возрасте часто сопровождается несоответствием психологических свойств человека особенностям его трудовой деятельности. Это приводит к профессиональному выгоранию и низкой продуктивности в работе. В статье изучены профессиональные предпочтения старшеклассников и их психологические особенности. Показано, что 46% выпускников школ имеют психологические характеристики не соответствующие выбранной ими профессии. Выявлены основные причины неправильного выбора профессии.

Ключевые слова: профессиональное консультирование, профессиональная деятельность, выгорание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p50-54

PROFESSIONAL COUNSELING FOR SENIOR SCHOOL STUDENTS

Nikolay Anatolievich Varenikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture; Andrey Mikhailovich Zenin, the president, Wrestling Federation of the Voronezh Region, Voronezh, Open Joint Stock Company "Sports Complex «Fakel», Voronezh; Naphisa Igorevna Volkova, the psychologist, Irina Evgenievna Popova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Nikolaevich Prikhodko, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture,

Voronezh

Abstract

At present, the choice of the profession among the young age is often accompanied with the discrepancy between the psychological properties of the person and the characteristics of the work activity. It leads to the professional burnout and low productivity at work. The article examines the professional preferences of senior school students and their psychological characteristics. It has shown that 46% of school graduates have psychological characteristics that do not correspond to their chosen profession. The main reasons for the wrong choice of profession are revealed.

Keywords: professional consulting, professional activity, burnout.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемой современного образования является отрыв учебного процесса от реальной профессиональной деятельности. После окончания учебного заведения выпускникам, устроившимся на работу, приходится учиться всему заново [1]. Министр образования Валерий Фальков сообщил о запуске программы подготовки инженеров нового типа, которая позволит обучить свыше 40 тысяч специалистов. Проект позволяет тесно взаимодействовать участникам инновационных компаний, университетов и научно-исследовательских центров. Данный подход снимает проблему отрыва учебного процесса от реальной профессиональной деятельности, так как студента курирует человек, имеющий опыт работы на производстве, и между ними налажена обратная связь.

Еще одной важной проблемой является большое количество выпускников, получивших профильное образование, но не работающих по специальности. Одним из реше-

ний данной проблемы является профессиональное консультирование. Оно заключается в оказании помощи обучающемуся в осознанном выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и потребностей общества [2].

По этой причине целью исследования явилось изучение соотношения профессиональных предпочтений старшеклассников с их психологическими характеристиками.

МЕТОДИКА

В исследовании приняло участие 40 воспитанников спортивной школы олимпийского резерва № 33 г. Воронежа в возрасте 15-17 лет.

С испытуемыми была проведена профориентационная работа в три этапа:

Первый этап включал в себя 5 методик (методика «дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова; методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой; опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной); методика диагностики доминирующей перцептивной модальности С. Еф-ремцевой; методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина) на выявление профессиональных предпочтений, склонностей, мотивов выбора профессий и свойств личности, косвенно указывающих на определенные деятельностные предпочтения.

В результате были получены данные, указывающие и ориентирующие на определенные сферы деятельности и профессии. Каждому респонденту были выделены по четыре направления профессиональной деятельности.

Второй этап заключался в прохождении тестов: методика диагностики эмоционально-волевых качеств личности М.В. Чумакова; методика оценки уровня внимания «Кольца Ландольта»; методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера; методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса; методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (В.Ю. Рыбников), индивидуально подобранных для каждого испытуемого, результаты которых отражали личностные характеристики и свойства, необходимые для выделенных профессий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показано, что у 46% испытуемых психологические характеристики не соответствовали той деятельности, которой они занимались. Это указывает на то, что, данные респонденты не имеют врожденных способностей и нужных психологических характеристик для той профессиональной деятельности, которую они выбирают. Данный процент испытуемых был отнесен к первой исследовательской группе (далее, группа А).

В оставшейся группе 54% респондентов показали результаты, которые коррелируют с их профессиональными склонностями. Также полученные данные соответствуют виду деятельности, которым занимаются испытуемые в данный момент. Данная группа респондентов (далее, группа Б) в предварительной беседе связывала свою деятельность с будущей профессией.

Третий этап профориентационной работы имел просветительский характер: с респондентами группы (А) была проведена беседа, осведомляющая о проблемах и трудностях несоответствия психологических и нейрофизиологических свойств человека с его основной деятельностью.

С респондентами группы (Б) была проведена лекция, раскрывающая содержание труда, информацию о необходимых данных и навыках, о необходимой квалификации, также были отмечены медицинские противопоказания для различных типов профессий.

В итоге профконсультационной беседы, осведомляющей о проблемах и трудностях несоответствия психологических и нейрофизиологических свойств человека с его основ-

ной деятельностью, респонденты были разделены на четыре группы.

Первый тип выбора профессии, когда человек имеет способности, желание работать по специальности и его выбор одобряет его близкое окружение. Данный вариант является самым благоприятным, так как в нем нет никаких противоречий.

Второй тип выбора профессии, когда человек имеет способности, желание работать по специальности, но его выбор осуждает его близкое окружение. В данном случае необходимо провести беседу с родителями и предоставить им весомые аргументы в пользу данной профессии. Им нужно объяснить, что подросток не всегда разделяет взгляды своих родителей и может иметь другую систему ценностей. Ведь родители часто хотят, чтобы дети исполнили их нереализованные мечты. Однако ребенок может родиться с другими задатками и способностями. К тому же, современный мир очень быстро меняется, возникают новые технологии, появляется много новых профессий, а другие просто исчезают. Не все люди старшего поколения успевают ориентироваться и овладеть новыми устройствами и технологиями.

Родителям нужно объяснить, что получив образование по навязываемой специальности, ребенок не сможет работать в данной сфере и ему придется пройти переобучение. Отставание в жизненном старте не будет способствовать построению успешной карьеры, удовлетворенности своей профессией, признанию в обществе, способности обеспечить свою семью и иметь качественный уровень жизни.

Третий тип выбора профессии, когда человек имеет способности, но не желает работать по специальности, так как не ценит свой талант. В данном случае подросток не осознает цену своей одаренности и считает, что заниматься данной деятельностью доступно для всех. В каждом поколении существует мода на ряд определенных профессий, которые считаются престижными и востребованными в это время. Сегодня средства массовой информации и интернет пропагандируют профессии не связанные с реальной экономикой (шоумены, блогеры, музыканты, комики и др.), а молодежь не хочет работать по действительно нужным для нашего общества специальностям. Человек полностью не осознает что, его талант можно воплотить в какой либо группе профессий, преуспевать в ней и быть успешным профессионалом. Соискателю важно показать конкуренцию вакансий по данной профессии, возможности и сроки карьерного роста, финансовую составляющую, образ жизни данного сообщества.

Четвертый тип выбора профессии, когда человек хочет освоить профессию, но не имеет способностей к выбранному им виду деятельности. В наш информационный век человек пропускает через себя слишком информации, а материал подается в виде ярких образов в коротких отрезках. Люди показывают свои способности, заработок, материальные ценности, однако за этим результатом стоит целый ряд последовательных действий на протяжении длительного отрезка времени. Данный феномен называется клиповое мышление, когда люди не видят целостного процесса, а видят только результат. Таким образом, большинство людей не вникают в суть процесса, им кажется, что устроившись на желанную работу, они получат материальные блага практически сразу.

В условиях рыночной экономики, по средствам рекламы и ярких образов, людей постоянно заставляют потреблять. Существует целая индустрия жизни на показ, где люди в социальных сетях демонстрируют атрибуты престижа и роскоши. Потребителя постоянно стимулирую покупать новые моделей смартфонов, одежды, продуктов модных брендов, хотя средства, потраченные на все это можно вложить и в саморазвитие.

Современные подростки понимают, что время это деньги и хорошо разбираются в ценах на разные категории товаров. Однако не осознают цену усилия труда, если нет способностей к данной профессии. Самый ценный ресурс в жизни это время. Ведь слово успешный происходит от слова успеть, то есть делать все своевременно. Жизнь каждого человека разделена на определенные периоды: получение образования, трудоустройство, семья, дети, карьера и т.д. Однако если выбор профессии сделан не правильно, человек

будет тратить слишком много внутренних ресурсов на выполнение своих должностных обязанностей, и не сможет уделять время семье, хобби, отдыху, что приведет к профессиональному выгоранию. Профессиональное выгорание - это истощение эмоциональных, умственных и энергетических ресурсов человека, которое развивается на фоне сильного хронического стресса на работе.

Перед выбором определенной профессиональной деятельности необходимо взвесить свои шансы на рынке вакансий после получения образования. Если соискатель все-таки попадет на вакантную должность, выдержит ли он темп работы, конкуренцию и будет ли труд помимо денег приносить удовольствие. Поэтому очень важен не только конечный результат, но и сам процесс добывания денег и своевременность прохождения всех жизненных этапов. Из этого можно сделать вывод, что имея деньги, не обязательно человек будет счастлив. Занимаясь не подходящим делом, заработок не дает удовлетво -рить себя в других сферах жизни, поэтому так много людей не работают по специальности, либо бросают нелюбимую работу.

Одной из причин неправильного выбора учебного заведения является слабый кругозор старшеклассников. Зачастую они не могут выйти за рамки своего привычного окружения: родители, родственники, друзья, район, город, в котором есть определенные производства. Причиной их поступления в учебные заведения является: желание родителей, пошел за компанию с друзьями, увидел рекламу, близость учебного заведения. Но человек может не соответствовать по своим данным выбранной или навязанной ему профессии.

При отсутствии способностей к деятельности, человек занимает низшее место в иерархии и испытывает негативные эмоции. В каждом коллективе присутствуют свои обряды посвящения, если новичок справляется с испытаниями в данной общности, он признается полноправным членном коллектива и занимает свое место в иерархии. Если же не соответствует требованиям, его не принимает коллектив, и он становит аутсайдером. Если человек находится не в обществе своих единомышленников и не разделяет ценностей данного коллектива, то он не может быть счастлив, удовлетворен собой, а работа превращается в каторгу.

Важным аргументом успешного существования в условиях рыночной экономики является умение быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, так как государство оказывает социальную поддержку не всем слоям населения. Большинство людей живут на заемные средства банка и для того чтобы получить очередной заем у человека должна быть хорошая кредитная история, иначе в следующий раз кредит просто не одобрят. В случае потери работы государство не берет кредитные обязательства на себя и человек остается один на один со своими проблемами. Поэтому так важно чтобы профессия соответствовала способностям человека, тогда повышаются шансы найти смежный вид деятельности. Умение зарабатывать это дух времени, необходимо быть разносторонним, всегда иметь запасные варианты, мониторить все новые тенденции и ориентироваться в них.

ВЫВОДЫ

Большинство выпускников имеют слабое представление о том, что их ждет после трудоустройства. Зачастую, заняв вакансию, человек с большим трудом выполняет свои должностные обязанности, а деятельность не приносит удовлетворения. В итоге быстро настает профессиональное выгорание, поэтому так много людей в нашей стране не работают по специальности.

В проведенном исследовании по соотношению профессиональных предпочтений старшеклассников и их психологических характеристик у 46% испытуемых психологические характеристики не соответствовали выбранной ими деятельности, в оставшейся группе 54% респондентов показали результаты, которые коррелируются с их профессио-

нальными склонностями.

В результате опроса выявили основные причины неправильного выбора профессии:

1. Навязывание старшим поколением молодому поколению своих привычных видов деятельности;

2. Мода на ряд определенных профессий в конкретное время;

3. Клиповое мышление, когда люди не видят целостного процесса, а видят только результат;

4. Отсутствие понимания у молодежи своих шансов на рынке вакансий после получения образования;

5. Слабый кругозор старшеклассников в мире профессий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнеева Я. А. Психология профориентации и профессионального самоопределения : учебное пособие / Я. А. Корнеева. - Архангельск : САФУ, 2019. - 158 с.

2. Чурекова Т.М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие / Т.М. Чурекова, Г.А. Грязнова. - Кемерово : КемГУ, 2014. - 162 с.

REFERENCES

1. Korneeva, Ya.A. (2019), Psychology of vocational guidance and professional self-determination: textbook, Arkhangelsk.

2. Churekova, T.M. and Gryaznova G.A. (2014), Self-determination and vocational guidance of students: textbook, Kemerovo.

Контактная информация: nikolaj.varenikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.10.2021

УДК 796.015.57

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАЛЬЧИКОВ 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Римма Михайловна Васильева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Владимир Васильевич Мышьяков, старший преподаватель, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы; Нина Исааковна Орлова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва

Аннотация

Цель исследования - провести первоначальную апробацию технологии дифференцированной физической подготовки мальчиков 9-10 лет с учетом типологических особенностей мышечной энергетики. Методика исследования. В исследовании приняли участие здоровые мальчики 9-10 лет (n=155). На основе кластерного анализа выявлены 4 профиля мышечной энергетики и организованы 4 экспериментальные группы. В ходе эксперимента для каждого профиля мышечной энергетики использовались комплексы упражнений с определенным соотношением средств физической подготовки: для анаэробного типа анаэробные упражнения составляли 65%, аэробные упражнения -35%; для смешанного - анаэробные упражнения - 50% (10% - анаэробные алактатные, 40% - анаэробные гликолитические), аэробные упражнения - 50%; для универсального - анаэробные упражнения 50% (25% - анаэробные алактатные, 25% - анаэробные гликолитические), аэробные упражнения - 50%; для аэробного - анаэробные упражнения 35%, аэробные - 65%. Результаты исследования. На основе анализа сдвигов отдельных переменных рассчитали интегральные показа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.