Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CHOICE OF PROFESSION / SPECIALIZED TRAINING / PROFESSIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алаева Мария Васильевна, Яшкова Аксана Николаевна

В статье рассматривается актуальность профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций. Акцент ставится на необходимости целенаправленной профориентационной работы со старшеклассниками в рамках профильного обучения. Представлены результаты эмпирического исследования по внедрению социально-психологической программы на формирование показателей профессионального самоопределения. В итоге пилотного исследования получена положительная динамика таких показателей, как уровень сформированности профессионального плана и осознанности выбора профессии, уровень осознанности профессиональных интересов и адекватность соотнесения их со своими способностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алаева Мария Васильевна, Яшкова Аксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF PROFILING THE EDUCATION SYSTEM

The article examines the relevance of professional self-determination of students in schools. It is important to conduct career guidance work with high school students. The results of an empirical study on the implementation of a program for the formation of professional self-determination. gave positive dynamics in terms of indicators: the level of formation of a professional plan, awareness of the choice of profession, the level of awareness of professional interests and their correlation with abilities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Это приводит к тому, что многие выступающие испытывают стеснение при выступлении с презентацией (30% ответов), что так же связано с психо-физиологическими особенностями каждого конкретного студента. 15% студентов недостаточно хорошо знают правила подготовки презентации (последовательность слайдов, объем их наполнения, длительность выступления, умение отсортировать наиболее важную информацию, оформление слайдов и т.д.).

Выводы. Учитывая всю вышеизложенную информацию, выводы об организации самостоятельной работы можно сделать вполне определенные. Студентам такой вид учебной работы показан для развития речевых навыков в изучаемом языке, а также для тренировки публичных выступлений, без которых трудно представить современную научную и профессиональную деятельность. Кроме того, творческие задачи, поставленные перед учащимся, мотивируют его на креативный подход к их исследованию и решению поставленных целей, и помогают быстрее и эффективнее овладевать новым материалом.

Литература:

1. Вороничева Е.Н. Подготовка тематической презентации как форма самостоятельной работы студентов. Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 5. № 5-2. С. 120-122.

2. Карамышева С.Г. Презентация как способ интенсификации учебной деятельности студентов неязыковых ВУЗов / В сб.: Научное обеспечение агропромышленного комплекса // сб. статей по материалам 72-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2016 г. С. 405-406.

3. Ковальская А.Э. Подготовка презентации как способ организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей по иностранному языку // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2015. № 31. С. 40-44.

4. Наумова О.В. Презентация как важный элемент формирования коммуникативной компетенции студентов неязыкового ВУЗа / В сборнике: Гуманитарные технологии в современном мире /Сб. материалов VII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 191-193.

5. Федорова Н.Ю. Обучение студентов подготовке устного сообщения с использованием мультимедийной презентации на иностранном языке (направление «реклама и связи с общественностью в отрасли природопользования») / В сборнике: Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ. - Санкт-Петербург, 2013. С. 200-205.

6. Яновская Г.С. Подготовка успешной презентации на студенческой научно-практической конференции для студентов инженерных специальностей // Современный ученый. 2019. № 3. С. 206-210.

Психология

УДК 377.8

старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии Алаева Мария Васильевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск);

кандидат психологических наук, доцент Яшкова Аксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций. Акцент ставится на необходимости целенаправленной профориентационной работы со старшеклассниками в рамках профильного обучения. Представлены результаты эмпирического исследования по внедрению социально-психологической программы на формирование показателей профессионального самоопределения. В итоге пилотного исследования получена положительная динамика таких показателей, как уровень сформированности профессионального плана и осознанности выбора профессии, уровень осознанности профессиональных интересов и адекватность соотнесения их со своими способностями.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профессии, профильное обучение, профессиональный интерес.

An^tatton. The article examines the relevance of professional self-determination of students in schools. It is important to conduct career guidance work with high school students. The results of an empirical study on the implementation of a program for the formation of professional self-determination. gave positive dynamics in terms of indicators: the level of formation of a professional plan, awareness of the choice of profession, the level of awareness of professional interests and their correlation with abilities.

Keywords: professional self-determination, choice of profession, specialized training, professional interest.

Введение. Проблема профессионального самоопределения современных старшеклассников продолжает оставаться актуальной. Об этом пишут ряд ученых (О.А. Капина [3], Т.М. Чурекова [7], В.С. Шаповалова [8] и др.).

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого завершается формирование социально адаптированной личности и происходит профессиональное, социальное и гражданское самоопределение юношей и девушек.

В новых социально-экономических условиях влияние рыночных отношений на профессиональную ориентацию учащихся, на процесс их профессионального самоопределения осуществляется, прежде всего, через рынок труда. В настоящее время, в силу высокой подвижности конъюнктуры рынка, очевидно, что специалист должен быть профессионально мобильным и личностно гибким. Развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам, пониманию профессиональных знаний, умений и навыков.

В данных условиях все отчетливее наблюдается несоответствие между возрастающей сложностью мира и способностью выпускника общеобразовательной организации ориентироваться в нем. Это выдвигает перед

школой задачу подготовки выпускника, способного адекватно реагировать на изменения окружающего мира, вооруженного практико-ориентированными знаниями, которые позволяют ему реализовать свои потенциальные возможности.

В связи с этим, целью профессиональной ориентации молодежи в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую особенностям и запросам рынка труда, а также личностным особенностям.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе одной из актуальных задач современного образования становится профилизация старшей ступени общеобразовательной школы [1; 4; 5; 6]. При этом обозначены лишь общие, в определенной мере противоречивые подходы к решению данной задачи: с одной стороны, в федеральных образовательных стандартах определен профильный уровень содержания обучения, овладеть которым могут далеко не все школьники; с другой - необходимо обеспечить условия для свободного выбора каждым старшеклассником личностно-значимого содержания образования, помочь выпускнику в полноценном профессиональном самоопределении.

Профильное обучение представляет собой самую жизнеспособную и перспективную новацию в образовании, в успешной реализации которой заинтересованы не только участники образовательного процесса, но и учреждения профессионального образования, работодатели, государство в целом. Профильное обучение - это и средство индивидуализации и дифференциации получения образования, при котором учащиеся на выпускном этапе могут выбрать направление (профиль), соответствующее их потребностям, склонностям, способностям, познавательным интересам и желаниям на пути профессионального самоопределения и выбора, что дает возможность построить индивидуальную программу обучения школьников.

Важной задачей, по мнению ряда авторов [1; 5; 6], является предпрофильная подготовка, позволяющая школьникам осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к последующему этапу образованию, а в целом и к будущей профессиональной деятельности.

Важно отметить, что выбор профиля обучения учащиеся совершают часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому создатели системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что обучающихся необходимо заранее готовить к осознанному определению профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями.

Однако на практике не ведется системная работа по выбору профиля обучения, это обусловлено в частности недостаточным знакомством администрации, педагогов, психологов с имеющимися в данной области разработками, отсутствием комплексных программ формирования профессионального определения.

В связи с этим нами была разработана и апробирована программа формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов.

Мы предположили, что специально организованная профориентационная работа с учащимися профильных классов будет способствовать повышению уровня сформированности основных показателей профессионального самоопределения.

В качестве основных критериев готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению было выделено следующее: определение профессионального плана, осознанность выбора профессии, наличие профессиональных интересов, представления о своих способностях и соотношение между профессиональными интересами и представлениями о своих способностях [9].

В ходе исследования были выбраны следующие методы:

- теоретические: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: анкета оптанта, методика «Ориентация», методика «Профиль» Г. Резапкиной (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока);

- методы математической обработки данных, включающие количественный анализ экспериментальных данных и проверку достоверности различий с помощью ф* критерия - углового преобразования Фишера, Н - критерия Крускала-Уоллиса и t - критерия Стьюдента для зависимых выборок.

Экспериментальной базой исследования явилось общеобразовательное учреждение МОУ «Лицей № 7» г. Саранска. В исследовании приняли участие 46 испытуемых (ученики 11-х классов) из них 14 учащихся информационного класса (экспериментальная группа), 13 - лицейного (контрольная группа 1), 19 - общеобразовательного (контрольная группа 2) классов.

По замыслу исследования была проведена работа по активизации процесса профессионального самоопределения учащихся профильных классов по программе, предложенной Г. А. Винокуровой [9].

Целью программы является формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки и на этапе выбора профессии.

Данная программа подготовки к профессиональному выбору учащихся старших классов предполагает 4 этапа.

Первый этап - установочно-диагностический, реализация которого осуществлялась через применение эмпирических способов диагностики профессиональной направленности и интересов старшеклассников.

Второй этап - формирующий, включающий профориентационные занятия, объединенных в три блока.

1 блок -формирование у учащихся представлений о современном мире профессий, профессиональных требованиях, о рынке труда и учебном пространстве.

2 блок - выявление профессиональных интересов, предпочтений и склонностей, изучение личностных особенностей и способностей учащихся.

3 блок - обучение стратегии выбора профессии, выработка навыков принятия решения.

Третий этап - обобщающе-закрепляющий в виде итоговых мероприятий.

Четвертый этап - оценка эффективности реализованной программы.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей: ритуал приветствия, рефлексия прошлого занятия, разминка, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия и ритуал прощания. В программу включен цикл из 16 занятий, продолжительностью 45-60 минут по два занятия в неделю.

Занятия организуются с учетом основных принципов социально-психологического тренинга и методов активного обучения [2; 3].

Рассмотрим полученные результаты.

В ходе анализа данных исследования выявлены различия между выборками по показателям: осознанность выбора профессии (методика «Анкета оптанта») и «соотношение между профессиональными интересами и представлениями о своих способностях» (методика «Ориентация»), эта разница наиболее значима между показателями экспериментальной и контрольной группой 1 (лицейный класс). Выявленные различия достоверны на 5% уровне (достоверность устанавливалась с помощью Н - критерия Крускала-Уоллиса и ф* критерия - углового преобразования Фишера).

Соотношение данных до и после формирующего эксперимента позволило говорить о том, что в экспериментальной группе происходит существенный позитивный сдвиг по показателям «сформированность профессионального плана» и «осознанность выбора профессии» достоверный на 1% (Н = 3,25) и 5% (Н = 2,91) уровнях (достоверность устанавливалась с помощью t - критерия Стьюдента для зависимых выборок). Данные приведены в таблице 1.

Анализ данных полученных по показателям «сформированность профессиональных интересов», «представлений о своих способностях» и «соотношение профессиональных интересов и представлений о своих способностях» показал, что после проведения формирующего эксперимента происходит существенный позитивный сдвиг по показателю сформированность профессиональных интересов (методика «Профиль» Г. Резапкиной); полученные данные достоверны на 5% (ф = 1,72) уровне (достоверность устанавливалась с помощью ф* критерия - углового преобразования Фишера). Данные приведены в таблице 2.

Таблица 1

Показатели достоверности различий в экспериментальной группе после формирующего

эксперимента

Показатели (методика) Среднегрупповые показатели по t критерию Величина и значение критерия

Сформированость профессионального плана («Анкета оптанта»). 11 19 3,25**

Осознанность выбора («Анкета оптанта»). 12 26 2,91*

Примечание: р < 0,05* (2,160);р < 0,01** (3,012)

Таблица 2

Показатели достоверности различий в экспериментальной группе после формирующего

эксперимента

Показатели сформированности (методика) До эксперимента После эксперимента ф*

ф1 ф2

Профессиональные интересы («Профиль» Г. Резапкиной). 1,713 2,366 1,72*

Профессиональные интересы («Ориентация»). 2,013 2,366 0,93

Представления о своих способностях («Ориентация»). 2,598 2,598 0,22

Соотношение профессиональных интересов и представлений о своих способностях («Ориентация»). 2,180 2,598 1,11

Примечание: р < 0,05* (1,64); р < 0,01** (2,31)

Выводы. Так, на протяжении всей статьи говорится о профессиональном самоопределении как о становлении социально-профессиональных потребностей и отношения к будущей деятельности, к выбору профессии. Выбор профессии как этап и состояние для выпускников современных школ осуществляется в процессе предпрофильной и профильной подготовки, которую возможно организовать и получить обучающимся в условиях общеобразовательных организаций.

Контрольный эксперимент, проведенный после осуществления целенаправленной работы по программе, позволил выявить позитивные сдвиги в развитии показателей профессионального самоопределения учащихся экспериментальной группы:

- повысились уровень сформированности профессионального плана, уровень осознанности выбора профессии;

- повысился уровень осознанности профессиональных интересов и адекватность соотнесения их со своими способностями.

Таким образом, на основании полученных результатов мы можем говорить о том, что специально организованная работа по активизации профессионального самоопределения является эффективным способом формирования готовности старшеклассников к выбору профессии.

Литература:

1. Артюхова, И.С. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов / И.С. Артюхова // Школьный психолог. - 2005. - № 29. - С. 20-30.

2. Деева, Е.М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе : практикум / Е.М. Деева. - Ульяновск: Улгу, 2015. - 116 с.

3. Капина, О.А. Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города: учеб. пособие / О.А. Капина. - Архангельск: САФУ, 2014. - 100 с.

4. Карпушин, Н. Муниципальная модель профильного обучения / Н. Карпушин, Л. Гаджиева, И. Лебедева // Народное образование. - 2005. - № 10. - С. 98-103.

5. Колесников, Н. Профильная и предпрофильная подготовка / Н. Колесников, Е. Ермолаев // Народное образование. - 2004. - №1. - С. 97-101.

6. Серебренников, Л. Содержание предпрофильной подготовки школьников / Л. Серебренников // Народное образование. - 2005. - № 7. - С. 127-132.

7. Чурекова, Т.М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие / Т.М. Чурекова, Г.А. Грязнова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 162 с.

8. Шаповалова, В.С. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика: монография / В.С. Шаповалова, И.В. Челышева; под ред. В.С. Шаповаловой. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 394 с.

9. Яшкова, А.Н. Психологическое сопровождение профильного обучения: методическое пособие / А.Н. Яшкова, М.И. Каргин, Г.А. Винокурова. - Мордов. гос. гед. ин-т. - Саранск, 2006. - 112 с.

Психология

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); аспирант Курилкина Екатерина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки и психологические особенности развития креативности будущих педагогов дошкольного образования в рамках освоения ими основной профессиональной образовательной программы в вузе. Авторы приводят результаты анализа современного образовательного контекста, нормативно-правовой базы и, основываясь на его результатах, обусловливают психолого-педагогическую доминанту в процессе развития креативность. Креативность представляется основным качеством личностного-профессионального становления будущего педагога, обеспечивающим его дальнейшую эффективную профессиональную деятельность, саморазвитие и самообразование. Также данный анализ служит предпосылкой для разработки, апробации и внедрения модели развития креативности, содержательный блок которой будет представлен нетрадиционными техниками изобразительного искусства: sand-art, эрбу и др.

Ключевые слова: психологические особенности, образовательный процесс, педагог дошкольного образования, креативность, психолого-педагогические условия.

An^tatton. The article examines the prerequisites and psychological characteristics of the development of creativity of future teachers of preschool education in the framework of their mastering the main professional educational program at the university. The authors provide the results of the analysis of the modern educational context, the regulatory framework and, based on its results, determine the psychological and pedagogical dominant in the development process of creativity. Creativity is proposed as the main quality of the personal and professional formation of a future teacher, ensuring further effective professional activity, self-development and self-education. Also, this analysis serves as a prerequisite for the development, testing and implementation of a model for the development of creativity, the content block of which will be represented by non-traditional visual arts techniques: sand-art, erbu, etc.

Keywords: psychological characteristics, educational process, preschool teacher, creativity, psychological and pedagogical conditions.

Введение. В современном образовательном пространстве формулируются и апробируются новые требования к подготовке будущих педагогов дошкольного образования в вузе. Становится очевидным факт, что стандартного набора узкоспециализированных знаний, дидактических единиц недостаточно для эффективной подготовки профессионала, готового работать в современных условиях многовекторности, многозадачности и вариативности в образовании. В этой связи особую актуальность приобретает создание особых психолого-педагогических условий в вузе, обеспечивающих интеграцию современных образовательных технологий, трендов и идей в реализацию основной профессиональной образовательной программы, равно как и личностно-профессиональное развитие обучающихся в ходе ее освоения.

Мы предполагаем, что психологические особенности развития личностных качеств будущих педагогов дошкольного образования лучше всего определяются через раскрытие их творческих способностей. Это подтверждает и требования ряда нормативно-правовых документов в области образования, обеспечивающих регулирование образовательного процесса в высших учебных заведениях. В частности, анализ требований профессиональных стандартов к содержанию педагогической деятельности позволил выявить, что креативное развитие — одна из важнейших задач обучения, для которой необходимо организовать специальную педагогическую среду. В ходе рассмотрения современного российского педагогического образования на основе анализа Главы 8 и Главы 10 «Закона об образовании в Российской Федерации» № 273 (ФЗ), ряда федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих получение среднего профессионального и высшего педагогического образования мы вычленили в данных стандартах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.