Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОД ПРЕЗЕНТАЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / INDEPENDENT WORK / PRESENTATION METHOD / FOREIGN LANGUAGE / PROFESSIONAL QUALIFICATION / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яновская Галина Самойловна

Улучшение качества профессиональной подготовки - одна из наиболее важных проблем, решением которых занимаются специалисты во всех высших учебных заведениях страны. Выпускник должен не только получить знания в полном объеме, но и должен уметь самостоятельно приобретать научные знания для дальнейшего совершенствования профессиональной квалификации. В связи с реорганизацией образовательного процесса в вузах все более весомой становится доля самостоятельной активности учащихся, одной из форм которой выступает презентация. В данном случае презентация носит не только информативный характер, но и позволяет оценить эффективность усвоения программы курса по «Иностранному языку» одновременно как преподавателю, так и одногруппникам. В статье показаны результаты наблюдений и исследования, проводившегося среди студентов кафедры И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Московского Авиационного Института (национального исследовательского университета). Автор по его итогам оценил уровень организации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку через применение метода презентации, распределил ответы и пришел к полезным выводам относительно эффективности применения такого типа активности на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яновская Галина Самойловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS THROUGH APPLICATION OF PRESENTATION METHOD IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

Improving the quality of vocational training is one of the most important problems that are addressed by specialists in all higher education institutions of the country. The graduate must not only gain knowledge in full, but also must be able to independently acquire scientific knowledge for the further improvement of professional qualifications. In connection with the reorganization of the educational process in universities, the share of independent activity of students becomes more and more significant, one of the forms of which is presentation. In this case, the presentation is not only informative, but also allows you to assess the effectiveness of mastering the program of the course on "Foreign language" at the same time as the teacher and classmates. The article shows the results of observations and research conducted among the students of the Department I-11 "Foreign language for aerospace specialties" of the Moscow Aviation Institute (national research University). The author assessed the level of organization of independent work of students in the classroom in a foreign language through the use of the presentation method, distributed the answers and came to useful conclusions about the effectiveness of this type of activity in the classroom.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Яновская Галина Самойловна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Улучшение качества профессиональной подготовки - одна из наиболее важных проблем, решением которых занимаются специалисты во всех высших учебных заведениях страны. Выпускник должен не только получить знания в полном объеме, но и должен уметь самостоятельно приобретать научные знания для дальнейшего совершенствования профессиональной квалификации. В связи с реорганизацией образовательного процесса в вузах все более весомой становится доля самостоятельной активности учащихся, одной из форм которой выступает презентация. В данном случае презентация носит не только информативный характер, но и позволяет оценить эффективность усвоения программы курса по «Иностранному языку» одновременно как преподавателю, так и одногруппникам. В статье показаны результаты наблюдений и исследования, проводившегося среди студентов кафедры И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Московского Авиационного Института (национального исследовательского университета). Автор по его итогам оценил уровень организации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку через применение метода презентации, распределил ответы и пришел к полезным выводам относительно эффективности применения такого типа активности на занятиях.

Ключевые слова: самостоятельная работа, метод презентации, иностранный язык, профессиональная квалификация, преподаватель.

Annotation. Improving the quality of vocational training is one of the most important problems that are addressed by specialists in all higher education institutions of the country. The graduate must not only gain knowledge in full, but also must be able to independently acquire scientific knowledge for the further improvement of professional qualifications. In connection with the reorganization of the educational process in universities, the share of independent activity of students becomes more and more significant, one of the forms of which is presentation. In this case, the presentation is not only informative, but also allows you to assess the effectiveness of mastering the program of the course on "Foreign language" at the same time as the teacher and classmates. The article shows the results of observations and research conducted among the students of the Department I-11 "Foreign language for aerospace specialties" of the Moscow Aviation Institute (national research University). The author assessed the level of organization of independent work of students in the classroom in a foreign language through the use of the presentation method, distributed the answers and came to useful conclusions about the effectiveness of this type of activity in the classroom.

Keywords: independent work, presentation method, foreign language, professional qualification, teacher.

Введение. Перспектива перехода на новые государственные стандарты образования усиливает значимость самостоятельной работы как немаловажной части процесса обучения в вузе: увеличивается объем самостоятельной работы студентов и количество времени, которое отводится на нее в структуре учебных планов и программ. В связи с этим особую значимость обретает создание и введение новых способов самостоятельной активности студентов [3, с. 40].

Индивидуальная подготовка для студентов как способ заинтересованного и целенаправленного изучения новых тем и развитие умений без участия в этом процессе преподавателей сегодня становится особо актуальной в условиях движения к компетентностной модели образования, в связи с чем выявляется необходимость отказа от так называемой «знаниевой» парадигмы с акцентом на малую активность учащегося в пользу системно-деятельностного, личностно-ориентированного преподавания, которое позволяет раскрыть творческий потенциал каждого студента. Поскольку в настоящее время в процессе получения знаний в вузах активно используются компьютерные технологии, для более наглядного представления результатов изучения той или иной темы с регулярным применением лексико-грамматического материала по иностранному языку, рекомендуется использовать технические средства и посредством их представлять результаты в форме компьютерной презентации [1, с. 120]. Учебный процесс должен быть ориентирован как на развитие способности использовать различные приёмы интеллектуальной деятельности, позволяющие профессионально выполнять свои обязанности как специалисту высокого уровня, так и на формирование схем коммуникативного поведения [5, с. 201].

Изложение основного материала статьи. Работа над презентациями в ходе занятий по иностранному языку включает не только теорию, но и практическую часть, которая заключается в изучении речевых инструментов и методологии публичных выступлений [4, с. 192]. В данной работе под презентацией следует понимать устное сообщение на иностранном языке для профессионально подготовленной аудитории [6, с. 207].

Для раскрытия темы работы было принято решение оценить уровень подготовки самостоятельных презентаций у студентов на занятиях по иностранному языку (кафедра И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей»). В исследовании участвовали 100 студентов третьего курса.

Так как чаще всего презентации готовятся в программе PowerPoint необходимо было оценить степень владения данной программой (рис. 1).

Владеете ли вы навыками работы с программой PowerPoint?

5%

■ Да, хорошо

■ Владею, но на среднем уровне

■ Владею, но плохо

Совсем не владею

Рисунок 1. Оценка степени владения Power Point

Представленные ответы показывают, что для большей части студентов работа с программой Power Point не представлет труда. Кроме того 90% студентов уже готовили ранее презентации с использованием данной программы в школе или на других занятиях в ВУЗе.

Все опрошенные относятся положительно к использованию метода презентации на занятиях и считают данный метод эффективным в обучении.

Студенты положительно высказываются относительно возможности подготавливать презентации для занятий самостоятельно. 85% из них отметило, что их увлекает процесс изучения информации для будущей презентации по изучаемому языку, особенно подчеркнув важность повышения собственных знаний по предмету.

Следующий вопрос исследования был направлен на оценку того, какие навыки больше всего поможет учащимся развить работа над презентациями по иностранному языку. Распределение ответов представлено на рисунке 2.

■ Усовершенствовать навыки грамматики Усовершенствовать навыки аудирования

Рисунок 2. Оценка того, какие навыки больше всего поможет учащимся развить подготовка презентации по иностранному языку

Несмотря на положительный отклик студентов на использование самостоятельной подготовки выступлений с презентацией по «Иностранному языку», нередко данный процесс вызывает затруднения. Чаще всего они связаны с плохим знанием иностранного языка, а именно лексико-грамматических особенностей построения предложений, также больше всего трудностей вызывает у студентов аудирование, так как выступление с презентацией происходит на иностранном языке перед одногруппниками и преподавателем (так ответило 55% респондентов). Чтобы помочь учащемуся сделать свою презентацию успешной и запоминающейся, необходимо предоставить им алгоритмы применения стилистических ораторских приемов и ознакомить их с синтаксическими конструкциями [2, с. 405].

Какие навыки больше всего поможет вам развить подготовка презентации по иностранному языку?

■ Узнать новую лексику

■ Глубже изучить тематику доклада

Это приводит к тому, что многие выступающие испытывают стеснение при выступлении с презентацией (30% ответов), что так же связано с психо-физиологическими особенностями каждого конкретного студента. 15% студентов недостаточно хорошо знают правила подготовки презентации (последовательность слайдов, объем их наполнения, длительность выступления, умение отсортировать наиболее важную информацию, оформление слайдов и т.д.).

Выводы. Учитывая всю вышеизложенную информацию, выводы об организации самостоятельной работы можно сделать вполне определенные. Студентам такой вид учебной работы показан для развития речевых навыков в изучаемом языке, а также для тренировки публичных выступлений, без которых трудно представить современную научную и профессиональную деятельность. Кроме того, творческие задачи, поставленные перед учащимся, мотивируют его на креативный подход к их исследованию и решению поставленных целей, и помогают быстрее и эффективнее овладевать новым материалом.

Литература:

1. Вороничева Е.Н. Подготовка тематической презентации как форма самостоятельной работы студентов. Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 5. № 5-2. С. 120-122.

2. Карамышева С.Г. Презентация как способ интенсификации учебной деятельности студентов неязыковых ВУЗов / В сб.: Научное обеспечение агропромышленного комплекса // сб. статей по материалам 72-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2016 г. С. 405-406.

3. Ковальская А.Э. Подготовка презентации как способ организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей по иностранному языку // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2015. № 31. С. 40-44.

4. Наумова О.В. Презентация как важный элемент формирования коммуникативной компетенции студентов неязыкового ВУЗа / В сборнике: Гуманитарные технологии в современном мире /Сб. материалов VII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 191-193.

5. Федорова Н.Ю. Обучение студентов подготовке устного сообщения с использованием мультимедийной презентации на иностранном языке (направление «реклама и связи с общественностью в отрасли природопользования») / В сборнике: Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ. - Санкт-Петербург, 2013. С. 200-205.

6. Яновская Г.С. Подготовка успешной презентации на студенческой научно-практической конференции для студентов инженерных специальностей // Современный ученый. 2019. № 3. С. 206-210.

Психология

УДК 377.8

старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии Алаева Мария Васильевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск);

кандидат психологических наук, доцент Яшкова Аксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций. Акцент ставится на необходимости целенаправленной профориентационной работы со старшеклассниками в рамках профильного обучения. Представлены результаты эмпирического исследования по внедрению социально-психологической программы на формирование показателей профессионального самоопределения. В итоге пилотного исследования получена положительная динамика таких показателей, как уровень сформированности профессионального плана и осознанности выбора профессии, уровень осознанности профессиональных интересов и адекватность соотнесения их со своими способностями.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профессии, профильное обучение, профессиональный интерес.

An^tatton. The article examines the relevance of professional self-determination of students in schools. It is important to conduct career guidance work with high school students. The results of an empirical study on the implementation of a program for the formation of professional self-determination. gave positive dynamics in terms of indicators: the level of formation of a professional plan, awareness of the choice of profession, the level of awareness of professional interests and their correlation with abilities.

Keywords: professional self-determination, choice of profession, specialized training, professional interest.

Введение. Проблема профессионального самоопределения современных старшеклассников продолжает оставаться актуальной. Об этом пишут ряд ученых (О.А. Капина [3], Т.М. Чурекова [7], В.С. Шаповалова [8] и др.).

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого завершается формирование социально адаптированной личности и происходит профессиональное, социальное и гражданское самоопределение юношей и девушек.

В новых социально-экономических условиях влияние рыночных отношений на профессиональную ориентацию учащихся, на процесс их профессионального самоопределения осуществляется, прежде всего, через рынок труда. В настоящее время, в силу высокой подвижности конъюнктуры рынка, очевидно, что специалист должен быть профессионально мобильным и личностно гибким. Развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам, пониманию профессиональных знаний, умений и навыков.

В данных условиях все отчетливее наблюдается несоответствие между возрастающей сложностью мира и способностью выпускника общеобразовательной организации ориентироваться в нем. Это выдвигает перед

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.